Что такое промзона в городе. Большая энциклопедия нефти и газа

Промзоны Москвы (промышленные зоны) – это практически единственный ресурс, который можно использовать для нового масштабного строительства в Москве. Именно поэтому внимание московских властей и строительной общественности приковано к проблеме вывода промышленных предприятий и освоения освободившихся территорий. Представляем вашему вниманию рейтинг крупнейших промышленных зон столицы.

Номер Компания гектары

  1. «Новый центр» 1000
  2. Промзона «Павелецкая» 213
  3. Новая территория МГУ 130
  4. «Гайвороново» 66
  5. Жилой микрорайон «Волжский» 63
  6. «Золотой остров» 40
  7. Nagatino I-Land 32
  8. «Парк Сити» 14,3
  9. РТИ «Каучук» 10,2

Проблема рационального размещения промышленных предприятий города с целью увеличения земельных ресурсов занимала московские власти еще во времена СССР: тогда был подготовлен список из нескольких сотен предприятий, предназначенных к выводу за пределы Москвы. Перестройка помешала полной реализации этого плана, но старт процессу был дан. В наше время актуальность такой реорганизации неизмеримо возросла, так как строительный бум, начавшийся в конце 1990-х, почти исчерпал свободные земельные ресурсы для массового строительства на территории столицы. В то же время, перестройка, реформы и кризисы 1990-х годов привели к резкому снижению эффективности работы и банкротству значительного числа предприятий: одни технически устарели, другие, в отсутствие госзаказов, стали нерентабельными, третьи фактически прекратили производство и занялись сдачей в аренду своих площадей.

По данным Департамента науки и промышленной политики Москвы, в 2006 году около 24 % предприятий города были убыточны, а средний износ основных фондов составлял более 47 %. Наконец, стала очевидна нецелесообразность размещения промышленных предприятий поблизости от центра столицы и рядом с густонаселенными жилыми районами с точки зрения экологии и санитарно-гигиенических норм, не говоря уже об эстетике.

Официальные основания

Московское правительство начало деятельность по очистке города от промзон уже в 1993 году, но эти работы проводились в отсутствие единого плана. В 1999 году была утверждена «Программа обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных в историческом центре г. Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий». Сначала были освоены самые удачные с точки зрения расположения и стоимости перебазирования предприятий участки.

По разным подсчетам, в конце 1990-х – начале 2000-х годов таким образом реорганизовали от 3000 до 5000 га промышленных зон, главным образом, в центре и на западе столицы. Но потом «простые» проекты закончились, и к 2002 году работа по реорганизации производственных территорий была расширена до границ всего города. Только в 2004 году Правительство Москвы взялось за проблему застройки промзон централизованно и утвердило целевую среднесрочную программу реорганизации производственных территорий города на период до 2007 года. Всего за это время в эксплуатацию введено более 2,5 млн кв. м жилья, собраны исходные данные по 12 500 га (41 промзона из 83), обследованы 3815 предприятий.

Процесс пошел

Как объясняют в «Первой управляющей компании», которая является инвестором и девелопером нескольких проектов на территориях бывших промзон, сейчас многие предприятия по собственной инициативе сокращают занимаемые производством территории, чтобы использовать их для реализации инвестиционных проектов. Например, «Трехгорная мануфактура» сократила производственные площади, а освободившиеся участки предоставила под строительство ресторанов. Завод АМО «ЗИЛ» высвобождает часть своих территорий под жилищную застройку. Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики (МНИИПА) выделяет большую часть своей территории (9 га) под коммерческую застройку. Но большинство предприятий Москвы используют инвестиционный потенциал занимаемых земельных участков, полностью переезжая на другое место.

Так, например, Московская экспериментальная фабрика спортивной обуви переехала из Серпуховского переулка (станция метро «Серпуховская») в Кожуховский проезд (станция метро «Автозаводская»), а на ее территории «Балтийская строительная компания» возвела жилой дом. Табачная фабрика «Дукат» переехала с улицы Гашека (станция метро «Маяковская») в новые корпуса в Орехове-Борисове, а на освободившемся месте построены офисные центры «Дукат Плаза». На территории Краснохолмского камвольного комбината построен комплекс « ». При этом часто, освободив территорию, предприятия ликвидируются в силу своей нерентабельности. Так произошло с фабрикой «Красный текстильщик», на месте которой после закрытия возведен многоэтажный гараж; по аналогичной схеме реформированы авторемонтные заводы № 3 и № 6. Застройка промзон интересна девелоперам, во-первых, потому, что это один из немногих способов легально получить землю на строительство в Москве; во-вторых, обычно примышленные предприятия занимают довольно большую площадь и на их территории можно реализовывать очень интересные с коммерческой точки зрения проекты. Тем не менее, трудностей в осуществлении подобных проектов много, и часто они заставляют инвесторов отказаться от освоения промзон.

Проблемы, мешающие освоению промзон

Во-первых, жизнь девелоперам значительно осложнили рейдеры, которые слишком рьяно занялись захватом перспективных производств, оценив прибыльность их переориентирования. Правительство, что вполне естественно, стремилось ограничить такую активность; в итоге, проекты вывода промзон и строительства на их месте недвижимости обременены огромным количеством компенсаций за потерю городом «промышленного потенциала». Многочисленные дополнительные согласования, необходимость изменения функционального назначения территории сильно затягивают время осуществления подобных проектов. Обычно срок разработки плана, вывода предприятий, согласования и собственно строительства занимает от четырех до семи лет в зависимости от масштабности проекта.

Трудоемким процессом является и само перебазирование, начиная от затруднений, связанных с неясностью прав на активы промышленных предприятий, и заканчивая трудностями с поиском и арендой новых участков в Подмосковье для переноса промпредприятий. Освобождающийся участок тоже требует немалых усилий, связанных, прежде всего, с подключением коммуникаций и к рекультивацией земель. Константин Королевский, первый заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы, отмечает другую сторону проблемы, осложняющей освоение промышленных территорий в интересах города. При осуществлении программы по реновации жилых кварталов (другая перспективная программа правительства Москвы) в 17 кварталах работы были приостановлены из-за влияния санитарно-защитных зон промышленных предприятий, находящихся рядом с кварталами реновации и имеющих с ними общие границы. В результате стала понятна необходимость комплексной реновации как самих промзон, так и прилегающих к ним территорий. Такой подход потребует дополнительной работы, но позволит увеличить потенциал стартовых площадок, задействовав резервы санитарно-защитных зон реорганизуемых предприятий, комплексно решить транспортные и инженерные проблемы укрупненных территорий. Уже подготовлен предварительный перечень, включающий 22 промышленные зоны, еще не обеспеченные градостроительной документацией, к границам которых прилегают более 100 кварталов и микрорайонов реновации.

Но, несмотря на все сложности, процесс освоения промышленных территорий Москвы идет все более быстрыми темпами. В настоящий момент завершается процедура резервирования 7,5 тыс. га с четкой промышленной функцией (при этом Генеральный план развития Москвы до 2020 года, имеющий силу городского закона, постановил сократить площадь производственных предприятий только на 5,5 тыс. га (с 20,5 тыс. до 15 тыс.). В общей сложности сейчас правительством Москвы разрабатываются проекты по 30 промзонам площадью 6634 га; на их территориях предполагается построить около 5,2 млн кв. м жилья.

Резюме

■ Наиболее крупные промзоны, занявшие первые места в рейтинге, застраиваются сразу несколькими значимыми участниками рынка под патронажем московских властей. А в застройке «Нового центра» примут участие практически столицы. Такое положение вещей вполне объяснимо – в одиночку даже лидерам рынка не справиться со столь крупными проектами. Безусловный лидер по застройке промзон в Москве – , которая одна занимается сразу тремя крупными проектами из рейтинга и принимает участие в двух других. Из-за недостатка земель для строительства в Москве большая часть крупных девелоперов уже успела поучаствовать в перепрофилировании промзон. При этом практически все участки находятся за пределами Садового кольца – только там еще остались территории для реализации масштабных проектов. А единственный «центральный» проект – «Золотой остров» – много раз менял собственников и исполнителей, вследствие чего график его реализации сильно отстает от первоначального.

Cтраница 1


Промышленная зона предназначается для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов.  

Промышленные зоны формируют с учетом производственно-технологических, транспортных, санитарно-гигиенических и функциональных требований. Размещение предприятий на территории промышленной зоны, отнесение их к соответствующим классам в зависимости от санитарной классификации производств и выделяемых производственных вредностей, а также установление размеров санитарно-защитных зон производится в соответствии с требованиями строительных норм и правил по разработке соответствующих генеральных планов и строительных норм проектирования промышленных предприятий.  

Многочисленные экспортные промышленные зоны действуют в Мексике, Бразилии и др. развивающихся странах. На территории СЭЗ в Китае проживает около 100 млн человек, в них размещено 87 % иностранных капиталовложений, производится пятая часть китайской промышленной продукции, половина которой идет на экспорт. Наиболее проработанными считаются проекты СЭЗ в Выборге, Новгороде, Находке, на Сахалине, в Калининградской области, Санкт-Петербурге, подмосковном Зеленограде. Вместе с тем принятие решения о создании СЭЗ требует большой подготовительной работы. Прежде всего должны быть соблюдены два основных критерия. СЭЗ должна быть привлекательной для иностранных инвесторов и находиться в выгодном экономико-географическом положении.  

Наиболее крупной промышленной зоной Сингапура является Джуронг, где на территории 6 5 тыс. га расположено 1834 предприятия, на которых занято 98 тыс. чел. Одним из важнейших преимуществ Джуронга является наличие морского порта, военно-морской базы и хорошо развитой промышленной инфраструктуры. Преобладающее число предприятий принадлежит иностранным инвесторам, остальные организованы в форме совместных предприятий.  

Такую промышленную зону можно разделить на два или три комплекса, разместив их в сочетании с селитебными зонами.  

В промышленной зоне рабочего поселка Дюртюли создана центральная ремонтная база с авторемонтными мастерскими, мастерскими по ремонту промыслового оборудования, мастерскими по капитальному ремонту скважин с базой строительно-монтажной конторы. Построено около 87 км автомобильных дорог.  

В промышленных зонах могут размещаться мусороперегрузочные станции, причем количество промышленных зон определяет число мусоро-перегрузочных станций и сокращает до минимума пробег малых транспортных средств до перегрузки в большегрузный транспорт.  

Проект планировки промышленной зоны (района) города.  

Проект планировки промышленной зоны (района) разрабатывается на срок действия генерального плана города с выделением первой очереди строительства.  

На территории промышленной зоны располагаются химический завод, вырабатывающий хромовые соединения, а также ТЭЦ и другие предприятия. Здесь же находятся пять действующих водозаборов подземных вод с производительностью 32 тыс. м3 / сут.  

Получение статуса промышленной зоны сопровождается предоставлением ряда льгот, среди которых можно выделить: упрощенную процедуру создания предприятий, снижение налогов на продажи и прибыль, компенсацию предпринимателям расходов на обучение персонала, уменьшение выплат в фонд социального страхования, льготные кредиты.  

Проекты планировки промышленных зон разрабатываются с учетом градостроительных требований. Наиболее вредные предприятия, в том числе взрывоопасные и пожароопасные, располагают в отдалении от жилой зоны, причем с подветренной стороны, т.е. таким образом, чтобы господствующие ветры дули от жилой зоны на промышленную. При этом ориентируются на среднегодовую розу ветров или на одну из сезонных роз ветров (летнюю, зимнюю), построенных на основании многолетних наблюдений.  

ПЗ промзона промышленная зона ПЗ Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

промзона - промз она, ы … Русский орфографический словарь

промзона - тюрем. промышленная зона колонии. Территория колонии разделена на отдельные участки зоны: жилую зону, промзону (здесь расположены производственные объекты). Между этими зонами установлен забор, протянуты ряды колючей проволоки, между ними коридор … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

промзона - промзо/на, ы … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Ы; ж. Разг. Промышленная зона. П. в центре города. Свалка в промзоне … Энциклопедический словарь

промзона - ы; ж.; разг. Промышленная зона. Промзо/на в центре города. Свалка в промзоне … Словарь многих выражений

промзона - промышленная зона … Словарь сокращений русского языка

Микрорайон Промзона «Кирпичный Завод» Город … Википедия

Промзона Годы Группа Промзона образовалась в конце 2001 года в городе Краснодаре. Названием группы послужило место, где участники коллектива так любили тусоваться (Промзона) За время своего существования Промзона успела выступить с такими… … Википедия

Биржа - Промзона в колонии … Словарь криминального и полукриминального мира

Книги

  • Промзона (аудиокнига MP3 на 2 CD) , Юлия Латынина. Здесь нет государства - есть личные отношения. Здесь нет бизнеса - есть война. Здесь друзьям полагается все, а врагам - закон. Здесь решения судов обращаются на рынке, как ценные бумаги, а… аудиокнига
  • Промзона , Юлия Латынина. Здесь нет государства – есть личные отношения. Здесь нет бизнеса – есть война. Здесь друзьям полагается все, а врагам – закон. Здесь решения судов обращаются на рынке, как ценные бумаги, а…

Несмотря на плотную застройку, в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые практически не используются. Так называемые промышленные зоны занимают тысячи гектаров. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Теперь эти территории будут использованы в интересах горожан и развития экономики.

Промзоны занимают порядка 18,8 тыс. га , что составляет более 17% территории « старой» Москвы. В вопросе реновации своего «ржавого пояса» столица пошла двумя путями: городские власти не просто планируют использовать промышленные площадки для градостроительного развития, но и готовы изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

ПРОМЗОНА «ЗИЛ»

Раскручивая производство на полную мощность, Москва создает новые рабочие места рядом с жильем на периферии города. Это позволит снять часть транспортного потока, утром по будням стремящегося в центр столицы, а вечером - из него. Сегодня в Центральном округе города сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, притом что проживает там только 8% населения.

Реорганизация промзон также дает возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками. Все это может быть создано на бывших промышленных территориях.

Реорганизовать предлагается почти 13 тыс. га земли, причем 4,7 тыс. га подлежат полной реорганизации, а 7,8 тыс. га - частичной. В основе обновления этих городских территорий лежит формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами.

Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тыс. кв. м на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина - на рабочие места.

Задача правительства Москвы состоит не в том, чтобы вывести все промзоны за черту города, а внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий и при необходимости содействовать развитию инновационного производства.

Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Однако промышленная функция ряда зон, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, наоборот, будет интенсифицирована, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

Что уже сделано?

В 2011-2016 годах утвержден 61 проект планировки территории (ППТ) общей площадью около 3,4 тыс. га со строительным потенциалом более 31 млн кв. м. Из утвержденных проектов 17 уже реализуются, еще 40 находятся в разработке.

Из наиболее значимых территорий промзон, находящихся в активной стадии реализации, можно выделить: завод им. Лихачева («ЗИЛ»), территории бывшего Тушинского аэродрома, ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот», ОАО «ДСК № 3» (Боровское шоссе, вл. 2), ОАО «НПО «Взлет» (ул. Производственная, вл. 6), территория бывшего Московского зеркального комбината (в Лазоревом проезде, в районе станции метро « Ботанический сад» ), ОАО «Мосстройснаб» (ул. Донецкая, вл. 30).

В 2017 году ожидают развития участки территорий производственных зон

  • № 51а «Осташковское шоссе» (Тайнинская ул., вл. 9; инвестор - ЗАО «ЛС-Риэлти»);
  • № 15 «Алексеевские улицы» (Новоалексеевская ул., вл. 16; инвестор - Группа компаний «Эталон»);
  • № 49 «Бескудниково» (ул. Илимская, вл. 3; инвестор - АО « Эверест» );
  • № 41 «Октябрьское поле» (ул. Берзарина ул., вл. 28-32; инвестор - ООО «РГ Девелопмент»);
  • № 51 «Медведково» (Полярная ул., вл. 25, инвестор - ПАО «Группа Компаний ПИК»);
  • № 21 «Кирпичные улицы» (Вольная ул., вл. 28, инвестор - ООО «РГ-Девелопмент»);
  • № 40а «Западный порт» (территория между Кутузовским пр-дом, ул. 1812 года и Кульнева и Кутузовским пр-том; инвестор - АО «Первый Московский приборостроительный завод им. В. Казакова»).

Какие промзоны будут реконструированы?

Промышленные территории, которые войдут в программу реконструкции, будут отвечать следующим требованиям:

  • Близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы.
    Запуск пассажирского движения по МЦК значительно разгрузил метрополитен , улично-
    дорожную сеть и скоро станет катализатором развития примыкающих к новому кольцу
    территорий, большей частью представляющих собой заброшенные промзоны. Это
    позволит обеспечить их гармоничное экономическое и социальное развитие в
    соответствии с целями и задачами комплексного экономического и социального развития города.
  • Близость к перспективным транспортно-пересадочным узла м (ТПУ) на станциях метро, МЦК и радиальных ж/д направлениях.
  • Близость к Москве-реке.
    К 2035 году именно Москва-река станет линейным центром города. Концепция реновации
    прибрежных территорий охватывает огромную зону (почти 11 тыс. га) и учитывает тенденции
    последних лет по более активному включению этих территорий в структуру города.

Основные зоны реорганизации - Рублёво-Архангельское, Тушино, Нижние Мневники, Большой Сити, ЗИЛ , Симоновская набережная, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод).

Конкретные мероприятия включают:

  • формирование новых площадей;
  • организацию дополнительных пешеходных пространств на транспортных набережных;
  • создание благоустроенных пешеходных набережных и благоустройство природных набережных в естественных берегах;
  • благоустройство набережных в зонах комплексной реорганизации территории;
  • развитие системы внутреннего водного транспорта, включая создание новых
  • туристических маршрутов и организацию пассажирских перевозок (от Долгопрудного и Рублёво-Архангельского до Сити, от Лыткарино до Таганской, от станции метро « Спартак» до станции метро « Алма-Атинская» );
  • строительство велосипедных дорожек;
  • создание новых причалов.

Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.

Почти все предприятия в Огородном проезде ориентированы на пищевую промышленность, причём их продукция была хорошо известна москвичам и пользовалась большим спросом. Можно вспомнить останкинское молоко по 16 копеек в трёхугольных пакетах, «Докторскую» колбасу, сырок «Дружба», «Жигулёвское» пиво. А в типографию издательства «Известия» мы заглянем, чтобы ознакомиться с современным полиграфическим оборудованием.





Огороды у Бутырской слободы. 1898-1902 гг.: https://pastvu.com/p/79890 Глядя на этот снимок, становится предельно ясно, почему Огородный проезд назван именно так.


Вид на Огородный проезд со смотровой площадки Останкинской телебашни


Огородный проезд, 20 - Останкинский пивоваренный завод возведён к 1949 году на основании ещё довоенного постановления Наркомпрома о строительстве в СССР десяти крупных пивоваренных заводов. На территории предприятия находились элеватор для хранения ячменя с подъездными железнодорожными путями и собственная солодовня. Железобетонный элеватор вместимостью 14 000 тонн полностью обеспечивает сырьевой запас. Солодовня мощностью 18 000 тонн в год не только обеспечивает потребность собственного производства, но и позволяет поставлять солод другим пивоваренным заводам (продается в вагонах насыпью и мешках). С первых дней своего существования завод выпускает пиво по классической технологии из отборного натурального сырья.

О качестве производимой в последние годы продукции встречаются разные мнения, чаще негативные, при этом некоторые сорта пенного и квас заслуживали похвалы. Впрочем, нынешний пивной рынок насыщен импортом и крафтовыми сортами, а советские граждане были не так избалованы, да и на международных конкурсах пиво из Останкино удостаивалось престижных наград. Останкинский пивоваренный завод прекратил варить пиво несколько лет назад и его территория станет объектом редевелопмента.


Огородный проезд, 18 - ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» с 1954 года является одним из крупнейших производителей колбасных изделий и полуфабрикатов в России. Предприятие ежедневно реализует до 200 000 колбасных изделий и до 100 000 полуфабрикатов около 200 наименований. Около 50% продукции комбината реализуется в Москве и Московской области, остальное - в других регионах России и странах СНГ.

Как сообщает официальный сайт, «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - это процветающее предприятие, которое входит в ТОП самых успешных компаний России. «Останкино» принадлежат 15 торговых домов, 7 фирменных магазинов в Москве и одни из самых современных свинокомплексов в стране. На комбинате (выпускающем 500 тонн продукции в сутки!) работает 7700 сотрудников, каждый из которых является профессионалом своего дела. Все производственные мощности снабжены новейшим немецким и австрийским оборудованием. Совокупность этих факторов позволяет «Останкино» придерживаться международных стандартов в производстве продукции, которая благодаря своему качеству, натуральности и вкусу пользуется признанием среди покупателей».

По мнению представителей комбината, «буженина, ветчина, бекон, докторская колбаса, сервелат, салями, грудинка, шпик, бастурма, пельмени, блинчики, котлеты, паштеты и прочие деликатесы под торговой маркой «Останкино» - это продукция, качество которой неоднократно отмечалось экспертами». На мой субъективный взгляд, в бюджетном сегменте продукция комбината вполне съедобна (прямо сейчас на плите в кастрюле плавает «Папа может»), но вот деликатесы выберу от других производителей.


Останкинский мясоперерабатывающий комбинат. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/499900


Сосисочная линия. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/499899


Огородный проезд, 16 - Московский хладокомбинат № 9, ныне - фабрика мороженого «Баскин-Робинс», производящая мороженое, десерты, торты, напитки. Компания активно работает с потребителями, открывает фирменные кафе, проводит презентации и платные экскурсии на производство для всех желающих от семи лет и старше. Любители холодного лакомства положительно отзываются о продукции, но отмечают, что цены «Баскин-Робинс» выше, чем у конкурентов.


Подъездные пути к хладокомбинату заброшены


Улица Руставели, 14 - Останкинский молочный комбинат введён в эксплуатацию в 1955 году и его эмблема с девочкой и молочной бутылкой быстро стала узнаваемой. В 1990-е годы конъюнктура молочного рынка стала меняться, в России пришли гиганты мировой индустрии «Данон», «Пармалат», «Вимм-Билль-Данн», но ОМК пережил кризис и остался конкурентоспособным за счёт выпуска новых продуктов. Сейчас мощность завода составляет около 1000 тонн молока в сутки, а ассортимент включает в себя более 60 наименований.


Цех Останкинского молочного комбината. 1956 год: https://pastvu.com/p/156843


Приёмно-отгрузочный цех Останкинского молочного комбината. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/230646


Образцы упаковки молочной продукции 1960-1980-х годов. На первый взгляд, треугольная форма молочных пакетов кажется неудобной для транспортировки, но для их развоза в магазины существовали специальные металлические и пластиковые ёмкости с ячейками. Крышечки на стеклянных бутылках были разного цвета: белый - молоко, зелёный - кефир, жёлтый - ряженка. В период подготовки к Олимпиаде-80 Советский Союз стал активно сотрудничать с иностранными компаниями, в том числе со шведской Tetra Pak, тогда на прилавках впервые появились прямоугольные литровые пакеты.


Улица Руставели, 14, строение 11 - Московский завод плавленых сыров «Карат» - крупнейшая в России компания по выпуску плавленых, твердых, домашних, молодых сыров и других видов молочной продукции, включая творог, сметану, сливочное масло. Завод плавленых сыров № 1 был основан в 1934 году и впервые в СССР стал производить плавленый сыр. В 1963 году он вошёл в состав Московского объединения «Молоко», в 1970-м построен новый корпус.

Сырок «Дружба» - пожалуй, самый знаменитый продукт завода: его можно намазать на бутерброд, сварить из него суп или закусывать им в процессе алкогольных возлияний. В 1968 году производилось 12 000 тонн всенародного сырка. В 1993 году после создания бренда «Карат» последовало обновление оборудование и расширение ассортимента, к которому претензий по качеству не обнаружено.


Памятник сырку «Дружба» несколько раз менял место в связи со строительными работами в Огородном проезде. Сюда прокладывали линию метро, станция «Бутырская» находится на пересечении Огородного проезда и улицы Руставели.


В промышленном квартале Руставели-Добролюбова-Огородный находится также Останкинский завод напитков (улица Добролюбова, 8), основанный в 1947 году по распоряжению Совета Министров СССР. Завод производил минеральные воды, в том числе «Московскую», которая добывалась с глубины 420 метров и была любимой минеральной водой Леонида Брежнева. При подготовке «Олимпиады-80» в сотрудничестве с компанией «Пепси Кола» завод осуществлял производство напитков «Пепси». Сейчас завод производит также знакомые с советского детства газированные напитки «Буратино», «Байкал», «Тархун» и квас.


Московский машиностроительный опытно-экспериментальный завод молочного оборудования (проезд Добролюбова, 8А) с 1932 года производит пастеризаторы, оборудование для производства масла, творога, кефира, йогурта, плавленого сыра, оборудование для консервной промышленности - стерилизационные установки для фруктово-овощных пюре и другое оборудование для переработки молока, производства масла и сыра. «Молмаш» готов предоставить оборудование «под ключ» - полностью укомплектованный молочный завод.


ЗАО «Останкинский завод бараночных изделий» (Огородный проезд, 11) был основан в 1966 году как экспериментальное предприятие, производящее столь любимые москвичами сушки и баранки. Передовые разработки останкинцев осваивали хлебозаводы по всему Союзу. В современном ассортименте есть и печенье, пряники, сухари, мармелад, зефир, вафли, крекеры.

К этим заводам по путепроводу над Огородным проездом были проложены рельсы, ведущие к Октябрьской железной дороге. Ветка заброшена, путепровод демонтирован, остались только опоры моста. По городской легенде, на промзоне остался поезд, который не решились вывезти по аварийному мосту, но проверить это затруднительно, проход закрыт заборами.


Огородный проезд, путепровод. 1988 год: https://pastvu.com/p/26131


Огородный проезд, 8 - бывший завод «Искра», производственные площади сдаются в аренду


Огородный проезд, 4 - ОАО «Мосвторцветмет» занимается утилизацией лома цветных металлов, а за ним (Огородный проезд, 2) ожидает вывода за МКАД экологически вредное предприятие - асфальтовый завод ЗАО «Асфальтобетон».


В проезде Добролюбова располагаются склад и полиграфический центр издательства «Известия». Производство здесь небольшое, печатный и переплётный цеха укомплектованы самым современным оборудованием. Продукция может быть изготовлена на полноцветных цифровых печатных машинах Xerox 800, Xerox iGen-4, цифровой машине для выборочного УФ-лакирования JETvarmish, на фальцевально-швейном агрегате Freccia 145, декоративная отделка – фольгирование, конгревное тиснение и высечка - на автомате KAMA ProCut 53F.


Процесс создания книги или брошюры начинается с рулонов бумаги


Рулонная цифровая печатная машина Screen TP Jet 520 компактна и занимает сравнительно немного места


Отпечатанные листы подвозят к машине для фальцовки, которая несколько раз сгибает бумагу, превращая большой печатный лист в тетрадку.

Каждый журнал, брошюра или книга в зависимости от количества страниц состоит из нескольких тетрадей. Толстая книга состоит из десятков пронумерованных тетрадей. Листоподборочная машина складывает эти тетради в нужной последовательности. Здесь рабочим нужно быть очень внимательными, чтобы не перепутать порядок страниц. А затем подборка отправляется на ниткошвейную машину. На выходе из ниткошвейки мы получаем скреплённый нитками блок.


Особый интерес корреспондента ЯМОСКВЫ (как полиграфиста с восемнадцатилетним стажем) вызвал фальцевально-швейный агрегат Компании Smyth (Италия). Известинцы выбрали комплектацию ниткошвейной машины Freccia 145 не с традиционным самонакладом Headop, а новейшую разработку - Digitaline.

Smyth Freccia 145 предназначена для шитья всех видов тетрадей, из любой бумаги и любыми нитями. Благодаря возможности работать с мелованными сортами бумаги, быстрой смене формата и легкости эксплуатации и обслуживания, машина прекрасно зарекомендовала себя по такому важному критерию как соотношение цена/качество. Среди возможных опций - автоматическая проклейка тетрадей и шитво на марлю.


Сшитые блоки подвозят к следующей машине, где корешок блока проклеивается горячим клеем и накрывается обложкой. Клей схватывает моментально и почти готовые брошюры или журналы везут к трёхножевой резальной машине (в «Известиях» используют резку Wohlenberg). После резки остаётся только проверить качество, упаковать готовую продукцию и отправить заказчику.

Для книг в твёрдом переплёте все основные операции такие же, только после шитья блоки подают на линию, где блок одевается не в мягкую обложку, а в картонный переплёт. Линия вставки состоит из нескольких машин, занимает много места и в линейке новейшего оборудования «Известий» не представлена.


Типография также выпускает сувенирную продукцию, календари, открытки.


Левее «Известий» находится автобаза № 23 производственного объединения «Мосхлебтранс», имеющая шестидесятилетний опыт работы по перевозке хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий, молока, муки, продуктов питания. На автобазе грузовые машины проходят техническое обслуживание и диагностику. А всего в «Мосхлебтрансе» работают свыше 1300 автомобилей - от тяжёлых МАЗов до раритетных «Москвичей».


Памятник на автобазе № 23. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/34470 В советские годы на территории автобазы № 23 стоял на постаменте памятник - фургон ГАЗ-АА 1938 года. Есть предположение, что именно этот грузовик снимался в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя» как средство передвижения бандитов «Чёрной кошки». Возможно, это и не так, но судьба машины с автобазы известна: фургон оказался в руках частного коллекционера, участника военно-патриотического клуба «Дивизион», который счёл своим долгом полностью восстановить его оригинальный вид от рамы до хлебного кунга. Сейчас автомобиль вновь на ходу и иногда участвует в ралли ретроавтомобилей.