Беранже пьер жан. Пьер жан беранже - биография

Беранже

Беранже

БЕРАНЖЕ Пьер-Жан (Pierre Jean Béranger, 1780–1857) - французский поэт-песенник. Р. в Париже, в семье конторщика. В молодости переменил ряд профессий: был учеником часовых дел мастера, трактирным слугой, библиотекарем, учился ювелирному делу и т. д., наконец заводит связи в среде литературой и артистической богемы Парижа. Демократизм Б., предопределенный его происхождением из трудового мещанства и тем, что он рос в условиях Великой французской революции, принципами к-рой он глубоко проникся, направил его литературную работу в формальном отношении по линии оппозиции к царившим в верхах литературы классическим штампам. Однако в борьбе с последними поэт-мещанин не идет по пути тех классов, к-рые создали романтизм, а опирается на «низкую» литературную традицию уличной песни-куплета, импровизируемой в кабачках и трактирах Парижа. Б. следует сперва образцам этого жанра, создаваемым в кружке поэтов-песенников «Погребок» (традиция его тянется еще с XVIII в.), в состав которого вступает, движимый своим глубоко общественным темпераментом, и очень скоро резко обновляет их тематику. Из задорного славословия свободной любви и веселья, каким является песня-куплет у предшественника Б. - Дезожье (см.) и у самого Б. раннего периода («Вакханка», «Великая оргия»), Б. очень скоро создает острый политический памфлет, социальную элегию, углубленное лирическое раздумье.
Первыми значительными произведениями Б. в этом роде являются его памфлеты на Наполеона I: «Король Ивето» (1808), «Политический трактат» (1815). Но расцвет сатиры Б. падает на эпоху реставрации (1815–1830). Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Б. длинный ряд песен, памфлетов, в к-рых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа (1830–1848) как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, к-рые сам Б. называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в эпоху Б. революционную роль, впоследствии окончательно перешедшую к пролетариату. Эта направленность сатирического творчества Б. заставляет определить его как представителя революционной в то время мелкой буржуазии в поэзии. Такая характеристика подтверждается и лирической линией его творчества. Здесь господствующим мотивом у Б. является славословие труда, бедности и морального их превосходства над эксплоатацией и богатством. Через все творчество Б. тянется нить чисто лирических песен-раздумий, проникнутых мотивом возвеличения труда и быта трудовых классов («Бог добрых людей», «Мой старый фрак», «Чердак», «Нет, это не Лизетта», «Портной и фея», «Фея рифмы» и др.). Следует однако отметить, что труд индустриального пролетариата в этих песнях не нашел отражения. Поэтом революционного мещанства выступает Б. и в цикле песен, посвященных легенде о Наполеоне. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Б. утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной, связанной с народными массами. Чуждый сознанию подлинного пролетариата, этот мотив поэзии Б. чутко отражал настроения трудового мещанства, болезненно реагировавшего на возвращение к власти дворянства и церкви при Бурбонах и на господство финансовой буржуазии при Луи-Филиппе. В этом ограниченном смысле революционность этого мотива не может быть отвергнута. Наконец положительные идеалы Б., раскрытые в ряде песен-утопий, опять характеризуют поэта как представителя революционной мелкой буржуазии. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по необходимости связанной с насилием («Идея», «Мысль»). В одной из песен этого цикла Б. называет своих учителей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье. Перед нами таким образом последователь утопического домарксова социализма.
В обстановке постепенного укрепления контрреволюции, лишь прерываемого время от времени революционными взрывами (1830, 1848), в которой жил и творил Б., господствующие классы в лице их правительств попеременно то пытаются (всегда неудачно) привлечь его на свою сторону как выдающуюся общественную силу, то подвергают поэта суровым репрессиям. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник (1821) навлекает на Б. судебное преследование, оканчивающееся трехмесячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвертый сборник (1828) имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на этот раз на 9 месяцев. Оба процесса имели место при контрреволюционном правительстве Бурбонов и послужили лишь к грандиозному росту популярности Б., тюремная камера к-рого каждый раз делалась местом паломничества для лучших представителей всего прогрессивного во Франции той эпохи. Популярности Б. в широких слоях трудовой Франции, помимо его песен, распевавшихся в крестьянской хате, каморке ремесленника, казарме и мансарде, как нельзя более способствовал образ жизни поэта, граничивший с нищетой, при наличии полной возможности занять видное положение при правительстве Луи-Филиппа или Наполеона III, которые были не прочь играть в либерализм и зачислить революционного поэта в свою свиту, независимо от его общественного поведения. При всем том участие Б. в политической жизни в собственном смысле слова (если не касаться революционного действия песен) выливалось в довольно умеренные формы, напр. в виде поддержки либералов в революции 1830. В последние годы (1848–1857) Б. отошел от общественной жизни, поселившись под Парижем, перешел в своем творчестве от мотивов политических к социальным, разрабатывая их в духе народничества («Рыжая Жанна», «Бродяга», «Жак» и др.).
Избрание Б. в Национальное собрание в 1848 не имело реального значения, поскольку он не принимал участия в работах Собрания, и явилось лишь демонстрацией уважения к Б. со стороны широких слоев парижского населения. Слава Б. в этот период была так велика, что после его смерти правительство Наполеона III оказалось вынужденным взять его похороны на свой счет и официально придать им значение общенационального акта.
Влияние Б. на французскую литературу выразилось гл. обр. в том, что по его следам пошли рабочие поэты: Дюпон (см.), коммунар Потье (см.), Клеман (см.) и песенники конца XIX в.: Аристид Брюан (см.), Жюль Жуй (см.), Жан Риктюс (см.). В России имя Б. становится известным еще в эпоху 20-х гг. XIX в. Он привлекает своих первых переводчиков - И. И. Дмитриева и В. Л. Пушкина - легкостью формы, жизнерадостной веселостью, соединенной с сентиментальностью. А. С. Пушкин упоминает «Беранжера» в «Графе Нулине»; влиянием одной из песен Б. («Le Vilain») отмечена и «Моя родословная» великого поэта. В 40-х гг. начинают ценить уже другие стороны поэзии Б. - его «гражданско-политические») песни, в к-рых он выступает противником власти, в частности монархии, и религии. Как выразитель настроений революционной мелкой буржуазии Б. стал особенно популярен среди нашей разночинной интеллигенции 60-х гг.. когда лучшие песни Б. появляются у нас в переводах Вас. Курочкина. В лице последнего французский «песенник» нашел достойного переводчика. По словам современника, «Курочкин словно воплотился в Б., пережил каждую из переведенных им песен всем своим существом, сделал Б. как бы русским народным поэтом». В мастерском переводе Курочкина сочинения Б. выдержали тогда пять изданий.Библиография:

I. Изд. сочин. Б.: Oeuvres complêtes, P., 1834; P., 1837; Oeuvres, éd. Boisrobin, P., 1868; Oeuvres inédits, P., 1909; на русск. яз.: Полное собрание песен Б. в перев. русских писателей, Под редакцией Тхоржевского, Тифлис, 1892–1893; СПБ., 1914; Под редакцией С. Трубачева, 4 тт., СПБ., 1904–1905 (полнее первого, но многие переводы неудовлетворительны. К первому тому приложена автобиография Б.). и др. изд.

II. Коган П., Б. (крит.-биогр. очерк в книге «Песни Б.»), СПБ., 1913; Лелевич Г., Вступит. ст. к книге «Избр. песни Б.», М., 1923; Горбов Д., Жизнь и творчество Б., М., 1925; Janin Jules, B. et son temps, 1866; Arnould A., B., ses amis, ses ennemis, ses critiques, 1864; Sainte-Beuve, Portraits contemporains, t. I; Его же, Causeries du Lundi, tt. II et XV; Boulle A., B., 1908; Strowski, B., 1913; Bédier et Hazard, Histoire de la littérature française, 10 tt., II, 1927.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Беранже́

(Beranger) Пьер Жан (1780, Париж – 1857, там же), французский поэт, чьё имя неразрывно связано с вольнолюбивой, демократической струёй в поэзии Франции. Родился в бедной семье – отец был мелким служащим, воспитывал мальчика дед, по профессии портной. Детство и юность Беранже пришлись на эпоху Великой французской революции, буквально с колыбели он впитал идеалы «свободы, равенства, братства». В первых поэтических опытах Беранже следует образцам высокой классицистической поэзии, однако вскоре он ощущает потребность в новой эстетике, соответствующей его демократическим воззрениям. Беранже обращается к песенной форме, которую он сумел поднять до уровня высокого искусства. Он обогатил возможности жанра, создав песни-оды, песни-гимны, песни-марши, песни-памфлеты, песни-элегии и т. д. Некоторые песни строятся как ораторское выступление, другие – как маленькая сюжетная новелла или лирическая исповедь. В период империи Наполеона Бонапарта (1804-14) песни Беранже пронизаны жизнерадостностью и светлым юмором, хотя встречаются и сатирические опусы («Король Ивето», 1813). В годы Реставрации (восстановления власти Бурбонов) Беранже оказывается в оппозиции к правящей династии. Объект его сатиры – королевская власть («14-е июля», «Бесконечно малые»), дворянская эмиграция («Маркиз де Караба», «Белая кокарда»), церковные круги («Святые отцы», «Смерть сатаны»). Беранже создаёт героические образы солдат наполеоновской гвардии («Старый капрал», «Старый сержант»), выразительные бытовые зарисовки («Старый бродяга», «Жак»). В 1830 г. поэт участвует в Июльской революции, воспринимает идеи социалистов-утопистов («Безумцы», «Идея»), его знаменитая песня «Потоп» предвещает революцию 1848 г. Среди наследия Беранже – переписка и автобиография, посвящённая общественной деятельности и художественным исканиям поэта. В России первыми переводчиками Беранже были А. А. Дельвиг и И. И. Дмитриев. В 1850-60-е гг. его переводили поэты, близкие к народникам, – В. С. Курочкин и М. Л. Михайлов, а в 20 в. – П. Г. Антокольский, В. А. Рождественский и др.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Беранже" в других словарях:

    Беранже, Пьер Жан Пьер Жан де Беранже фр. Pierre Jean de Béranger Дата рождения: 19 августа … Википедия

    - (фр. Berenger) герой нескольких произведений Э.Ионеско, среди которых самое знаменитое пьеса «Носороги» (1959 г.; появившиеся на русском языке переводы заглавия как «Носорог» противоречат не только содержанию драмы, но и специальным заявлениям… … Литературные герои

    - (Пьер Жан де Beranger) знаменитый франц. поэт, автор песен,из которых большинство сделалось вполне народными, род. 19 авг. 1780 г.в Париже. Отец его, писец у нотариуса, а впоследствии конторщик вколониальном магазине, женился по любви на. дочери… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Беранже - прізвище … Орфографічний словник української мови

    - (Béranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж, 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н.… … Большая советская энциклопедия

- (Beranger) (1780 1857), французский поэт. Завоевал известность сатирой на наполеоновский режим («Король Ивето», 1813). Поднял фольклорный куплет на высоту профессионального искусства. Песни Беранже, проникнутые революционным духом, юмором,… … Энциклопедический словарь

Беранже, Пьер Жан - Пьер Жан Беранже. БЕРАНЖЕ (Beranger) Пьер Жан (1780 1857), французский поэт. Завоевал известность сатирой на наполеоновский режим (Король Ивето, 1813). Поднял фольклорный куплет на высоту профессионального искусства. Песни, проникнутые… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БЕРАНЖЕ (Béranger) Пьер Жан (1780 1857), франц. поэт песенник. В годы Реставрации выступал против дворянско католич. реакции. В России популярен с кон. 1810 х гг.; его творчеством интересовались В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. А.… … Лермонтовская энциклопедия

Беранже (Béranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж, ‒ 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н.… … Большая советская энциклопедия

- (де Béranger) знаменитый французский поэт, автор песен, из которых большинство сделалось вполне народными; род. 19 августа 1780 г. в Париже. Отец его, писец у нотариуса, а впоследствии конторщик в колониальном магазине, женился по любви на дочери … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

П. Ж. Беранже … Энциклопедия Кольера

- … Википедия

- … Википедия

- … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Пьер Жан Беранже. Сочинения. 1780-1857 , Пьер Жан Беранже. В книгу Сочинений Пьер Жана Беранже (1780 - 1857), французского поэта-песенника вошли автобиография, написанная Беранже в 1840 году, в переводе Н. А. Славятинского, предисловие к сборнику…
  • Пьер-Жан Беранже. Песни. Огюст Барбье. Стихотворения. Пьер Дюпон. Песни , Пьер-Жан Беранже, Огюст Барбье, Пьер Дюпон. В настоящем томе любители поэзии найдут избранные песни Беранже, знакомые каждому русскому читателю со школьной скамьи; они смогут составить себе более полное представление о поэзии Барбье,…

С линией гражданского социального романтизма тесно соприкасается такой крупный поэт, как Пьер-Жан Беранже. Правда, определить точное место его в литературном процессе того времени - весьма сложная проблема. Какими-то очень существенными сторонами своего творчества Беранже, безусловно, близок и литературе критического реализма, и развивающейся в это время революционно-демократической поэзии - молодому Готье, Огюсту Барбье, Пьеру Дюпону. Социальная, антибуржуазная критика в сатирических стихах Беранже, конечно, острей и конкретней, чем у романтиков даже этого социального склада. Особое место Беранже во французской литературе этого периода определяется еще и тем, что он на всем протяжении своей многолетней творческой деятельности оставался верен в основном одному, раз и навсегда избранному поэтическому жанру - песне. Уже самый выбор этого жанра и беранжеровская верность ему как бы провели четкую черту между ним и другими крупными представителями французской культуры XIX в. Если другие прославленные французские поэты и писатели того времени в своих эстетических воззрениях и художественной практике апеллировали прежде всего, так сказать, к просвещенной части общества, то Беранже сознательно подразумевал в качестве аудитории для себя широкие народные массы.

Проводя такое различие, я не хочу, чтобы вы истолковали его как оценку - этот факт не принижает значение ни Стендаля, ни Бальзака, ни Ж. Санд, ни Гюго, точно так же как он не обязательно должен возвышать Пьера-Жана над этими писателями. Примите этот факт как объективную данность: Беранже действительно ближе стоит к самым широким народным массам, чем другие писатели и поэты первого ранга. Нет оснований сомневаться в том, что Ж. Санд или Гюго искренне сочувствовали положению народных масс и искренне стремились внести свой вклад в то, чтобы облегчить его, как это делал Пьер-Жан. Но и Гюго, и Ж. Санд по всему ходу своих мыслей, по всей системе своего образного поэтического мышления обращены к людям развитым - для понимания их нужно стоять на определенной ступени интеллектуальной культуры. Беранже стремился быть доступным любому крестьянину, любому ремесленнику. Уже сам его излюбленный жанр - песня - подразумевает массовую доступность и понятность.

Но и в этом избранном им жанре Пьер-Жан Беранже сумел достигнуть поразительной виртуозности. Его поэзия, жадно впитывая в себя все красоты собственно народной песенной образности, все стихийное остроумие народного юмора, переплавляла их в себе и возвращала народу в форме, которая в лучших песнях Беранже обработана до поистине ювелирной точности. При этом Пьер-Жан сохранял редкое чувство стиля - почти никогда не заимствовал он специфических приемов "высокой культуры", но и никогда не стремился быть нарочито упрощенным. Его песни отточены, но не изысканны, точно так же, как они просты, но не примитивны Их общедоступность, их обращенность к широким массам - не результат расчетливого заискивания перед массами, а результат глубокого, органического слияния со стихией собственно народной поэтической культуры. Именно в этом величие Беранже как поэта - его с равным удовольствием может прочесть и придирчивый эстет, и далекий от всякого представления об эстетике простолюдин. Конечно, не все в его творчестве находится на такой высоте, как, впрочем, и у любого другого поэта, но характерно, что именно там, где Беранже пытается заимствовать приемы у “высокой культуры”, высокой риторической поэзии, у Гюго, его стиль во многом утрачивает естественность и художественность

В использовании народных песенных традиций Беранже, как я уже говорил, достигает подлинной виртуозности. Рефрены его песен, повторы внутри строф четко выделяют одну главную мысль, делают ее доходчивой и меткой. От этих традиций идет и юмористически-сатирическая направленность в песнях Беранже. Монахи, дворяне, монархи одной строчкой, одним рефреном получают у Беранже по заслугам так, как это бывало и у острого на язык французского народа. Или стихи о любви. Лучшие из них всегда несут на себе отпечаток чисто народного здорового и жизнерадостного мышления. Муза его ранней лирики - Лизетта (образ подчеркнуто демократический) - это веселая парижская гризетка.

Правда, в 30-40-е годы в творчестве Беранже исчезает эта характерная для его ранней поэзии суверенная жизнерадостность. Для этого были основания. С самого начала Беранже выступал как поэт подчеркнуто политический. При этом и здесь нужно четко представлять себе особый характер этой связи Беранже с политикой. Гюго тоже всю жизнь был в сущности поэтом политическим. Но он, разоблачая тиранов и сочувствуя отверженным, смотрел и на тех и на других глазами образованного литератора. Беранже смотрит на политические проблемы глазами простого, как бы необразованного человека. Там, где Гюго с вершины Олимпа мечет в тиранов громы и машин, Беранже припечатывает их к позорному столбу сочной издевкой во вкусе парижского предместья.

Во всяком случае, Пьер-Жан был поэтом подлинно революционным. Ни одного восстания французской бедноты в ту богатую революциями пору не обходилось без звонкого, поэтического благословения Беранже. Поэтому он бурно приветствовал революцию 1830 г., свергнувшую ненавистный режим Реставрации. Но пришедший на смену Реставрации режим июльской монархии не оправдывал благодушных ожиданий поэта, и он снова был вынужден вступить в борьбу. Поэзия Беранже 30-40-х годов - поэзия подчеркнуто антибуржуазная, но в ней уже часто звучат элегические ноты, открывающие в лучших образцах новые грани поэтического таланта Беранже: Эти прекрасные стихи - как эпиграф к романам Стендаля и Бальзака об утраченных иллюзиях.

Беранже, как и Жорж Саид, искренно увлекается в эти годы идеями утопического социализма. Но характерно, что в глубине души он, поэт по натуре своей плебейский, всегда симпатизировавший именно революционной перестройке общества, - в глубине души он ощущает именно всю утопичность этого социализма. В знаменитом своем стихотворении "Безумцы" Беранже со стоической гордостью принимает это название, которое буржуазные филистеры дат Сен-Симону, Фурье. В этих стихах и гордость за человеческую мысль, и глубокая трагедия человека, которого общество не понимает и считает "безумным".

И хотя у Беранже в 30-40-е годы все ощутимей звучат настроения разочарования, утраты иллюзий (еще один пример - его трагическое стихотворение "Барабан"), он все-таки никогда не звал к примирению с врагами - ни с буржуа, ни с монархами, ни с либеральными пустозвонами - и до самой смерти продолжал их клеймить в своих песнях. Именно эта верность интересам народа и привлекала к Беранже симпатии всей трудовой Франции, симпатии наших революционных демократов. Пьер-Жан долгое время был одним из самых популярных в России иностранных поэтов XIX в.

В самой Франции отношение к Беранже очень сложное. Высокая критика зачастую относится к нему пренебрежительно, именно как к плебейскому поэту. Основная линия французской поэзии конца XIX - начала XX в идет в другом направлении: символисты и поэты начала века - Аполлинер, Валери - создали прочную национальную традицию нервного и интеллектуального стиха, изысканного даже в своей простоте, даже в своей гражданственности, как у более поздних поэтов - Арагона, Элюара, Превера.

В этом русле беранжеровская традиция оказывается как бы в стороне, потому что сам жанр песни кажется уже архаичным в современной поэтической культуре Франции. Поэты Парижской Коммуны - Потье и Клеман - были прямыми наследниками Беранже во французской поэзии. Отзвуки беранжеровского влияния можно обнаружить в знаменитом стихотворении Рембо, посвященном Парижской Коммуне, "Руки Жанны Мари".

Проще проследить беранжеровскую линию ретроспективно, до истоков - через Бомарше и Вольтера к Вийону и даже Ронеару, дальше уже труднее обнаружить продолжение традиции. Может быть, Беранже попросту ушел туда, откуда пришел, - в гущу народа, растворился в нем, и следы его влияния надо искать сейчас не в высокой поэзии Франции, а в тех прекрасных французских chansons, которые звучат во всем мире в исполнении Эдит Пиаф, Жака Бреля и Ива Монтана. Во всяком случае, среди французских поэтов XIX в. Беранже занимает особое, почетное место и является неотъемлемой частью французской духовной культуры.

Беранже П - Стихотворения
(чит. Е.М.Грановская)

Грановская Елена Маврикиевна (13.06. 1877, Тверь- 17.06.1968, Ленинград), актриса комедии, эстрады. Нар. арт. РСФСР (1944).

Пьер Жан де Беранже́ (фр. Pierre-Jean de Béranger, 19 августа 1780, Париж - 16 июля 1857) - французский поэт и сочинитель песен, известный прежде всего своими сатирическими произведениями.
Беранже родился 19 августа 1780 года в Париже, в буржуазной семье (несмотря на приставку де в фамилии, он не был аристократом).

В детстве стал свидетелем революционных событий, в частности видел разрушение Бастилии. Учился в Перонне в школе, организованной по принципам Ж. Ж. Руссо.

В первых поэтических опытах Беранже (1796) видно влияние классицизма, но вскоре поэт осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Первые образцы песен (анакреонтического содержания) были созданы им в 1802 году, первый же поэтический сборник «Песни нравственные и другие» был опубликован в 1815 году. Со временем политическая направленность сочинений Беранже усилилась: в его песнях содержалась резкая критика аристократии («Маркиз де Караба», «Marquis de Carabas», 1816), Людовика XVIII («Навуходоносор», «Nabuchodonosor», 1823), иезуитов («Святые отцы», «Les révérends pères», 1819). В ряде песен Беранже заметно влияние утопического социализма («Священный союз народов», «La Sainte-Alliance des peuples», 1818). Беранже был одним из создателей романтического мифа о Наполеоне («Пятое мая», «Le cinq mai», 1821).

В 1821 и 1828 годах Беранже подвергался тюремному заключению за печать своих песен в виде сборников-томов. Суды, проводившиеся во время Реставрации, производили огромное впечатление на публику, что только помогало ему продавать больше книг и получать еще большую известность.

Беранже оказал значительное влияние на творчество испанского поэта Агилеры.
В Российской Империи произведения Беранже стали известны в XIX веке благодаря переводам В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова.
На стихи «Старый капрал», в переводе Курочкина, А. С. Даргомыжский написал одноимённую драматическую песню, интересную музыковедам, как музыкальное произведение в форме песни, но с припевом в форме марша. Наиболее известным певцом XIX века, исполнявшим, этот романс был Ф. И. Шаляпин.

Автобиография Беранже, написанная в 1840 году, была издана в 1857, после его смерти. На русский она была переведена Костомаровым (Беранже, «Моя Биография», М. 1861; переиздано без имени переводчика в 1-м томе «Полного собрания песен» Беранже СПб., 1904). Практически одновременно Чернышевский, арестованный по доносу Костомарова и сидя в Петропавловской крепости, перевел некоторые отрывки из «Моей биографии»--в часности «Историю тетушки Жари»

В первых поэтических опытах Беранже (1796) видно влияние классицизма , но вскоре поэт осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Первые образцы песен (анакреонтического содержания) были созданы им в 1802 году, первый же поэтический сборник «Песни нравственные и другие» был опубликован в 1815 году . Со временем политическая направленность сочинений Беранже усилилась: в его песнях содержалась резкая критика аристократии («Маркиз де Караба», «Marquis de Carabas», 1816), Людовика XVIII («Навуходоносор», «Nabuchodonosor», 1823), иезуитов («Святые отцы», «Les révérends pères», 1819). В ряде песен Беранже заметно влияние утопического социализма («Священный союз народов», «La Sainte-Alliance des peuples», 1818). Беранже был одним из создателей романтического мифа о Наполеоне («Пятое мая», «Le cinq mai», 1821).

В 1821 и 1828 годах Беранже подвергался тюремному заключению за печать своих песен в виде сборников-томов. Суды, проводившиеся во время Реставрации, производили огромное впечатление на публику, что только помогало ему продавать больше книг и получать ещё большую известность.

Беранже оказал значительное влияние на творчество испанского поэта Агилеры .

Беранже в России

В Российской Империи произведения Беранже стали известны в XIX веке благодаря переводам В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова .

В советскую эпоху его стихи переводили В. Е. Чешихин-Ветринский , П. Г. Антокольский , В. Г. Дмитриев , В. В. Левик , В. А. Рождественский , Пьер Жан , Л. Руст , М. А. Тарловский , А. С. Эфрон и др.

Известен также романс «Нищая» («Подайте ж милостыню ей») на музыку Александра Алябьева , слова перевёл Дмитрий Ленский . Известные исполнители - Тамара Калинкина, Галина Карева , Жанна Бичевская , Людмила Гурченко , Эдуард Хиль .

Автобиография Беранже, написанная в 1840 году , была издана в , после его смерти. На русский она была переведена Костомаровым (Беранже, «Моя Биография», М. 1861; переиздано без имени переводчика в 1-м томе «Полного собрания песен» Беранже СПб., 1904). Практически одновременно Чернышевский , арестованный по доносу Костомарова, и сидя в Петропавловской крепости, перевел некоторые отрывки из «Моей биографии»--в частности «Историю тетушки Жари».

Библиография

  • Euvres complétes, v. 1-4, P., 1868-78;
  • Ma biographie. P., 1857;
  • Correspondance, v. I-4, P., 1860;

В русском переводе:

  • Полное собрание песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893;
  • Полное собрание песен, 2-е испр. изд., т. 1-2, М., 1936;
  • Беранже. Сочинения, М., 1957.

Напишите отзыв о статье "Беранже, Пьер-Жан де"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925;
  • Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958;
  • Великовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964;
  • Старицына З. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969;
  • Boiteau P., Vie de Béranger, P., 1861;
  • Janin Jules, Béranger et son temps, 1866;
  • Arnould A., Béranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques, v. 1-2, P., 1864;
  • Fischer J. O., Pierre-Jean de Béranger, B., 1960,
  • Touchard J., La gloire de Béranger, I-2, P., 1968.

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Беранже, Пьер-Жан де

Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…