Заключение парижского мира год. Вопрос1Крымская война. Мирное Черное море

Армия Ирана является самой мощной в регионе, уверены в экспертном сообществе. Но наряду с высокой мотивацией личного состава у исламской армии большой недостаток - устаревшие военно-воздушные силы и противовоздушная оборона. Агрессивная политика и ядерные амбиции иранского руководства препятствуют масштабному перевооружению национальной армии. Каково положение современных вооруженных сил Ирана, выяснял Infox.ru.

Иранская армия – одна из самих сильных на Ближнем Востоке и в исламском мире. Это соответствует статусу региональной державы. Национальная армия Ирана получила огромный опыт в ходе ожесточенной ирано-иракской войны. Тогда обе стороны применяли химическое оружие, а Иран использовал добровольцев-смертников, шедших на минные поля впереди танковых колонн. Сейчас Тегеран стремится придать национальным вооруженным силам современный вид, ведя разработки практически во всех военно-технических сферах – от танкостроения до ракетных технологий. Но стремление иметь собственную ядерную программу негативно сказывается на обновлении парка техники. Мало кто может поставлять Ирану современные виды вооружений, не столкнувшись с негативной реакцией США и Израиля.

Стражи
Иран – теократическое государство. Это сказывается и на военном строительстве. В министерство обороны входят вооруженные силы и отдельно Корпус стражей исламской революции (КСИР). У КСИР есть свои военно-морские силы, авиация и сухопутные войска. Корпус – это опора режима. Его комплектование осуществляется на добровольной основе. Стражи обеспечивают внутреннюю безопасность и осуществляют деятельность за рубежом. В КСИР есть отряд специального назначения «аль-Кудс» («Иерусалим»). Именно стражи отвечают за поддержку движения ХАМАС в Палестине, «Хезболла» в Ливане и боевиков в Йемене.

Примерная численность Корпуса стражей исламской революции оценивается в 130 тыс. человек, из них 100 тыс. – личный состав сухопутных войск. На вооружении корпуса стоит бронетанковая техника, артиллерийские системы, боевые самолеты, химическое оружие. В состав ВМС КСИР входит и морская пехота. При финансировании и обновлении военной техники руководство страны в приоритет ставит именно стражей революции.

В подчинении КСИР находится народное ополчение «Басиджи» («Басидж-и Мостозафин» с перс. «Мобилизация угнетенных»). Большую известность ополченцы получили летом 2009 года при подавлении выступлений оппозиции. Иранские политические военные деятели часто заявляют численность «басиджи» в 10 млн человек. Но это скорее мобилизационные возможности, нежели реальная численность. Кроме того, «силы сопротивления» делятся на два направления: духовно-пропагандистское и собственно военное. Боевая часть «Басиджи» состоит из нескольких сотен батальонов общей численностью в 300 тыс. человек, что тоже немало. Ополченцы – это первый резерв армии в случае ведения боевых действий. Также резервисты обеспечивают охранение тыловых объектов, освобождая для передовой основные части. В «Басиджи» состоят мужчины в возрасте от 12 до 60 лет. Существуют и женские батальоны. В рамках концепции национальной безопасности о построении массовой «исламской армии» планируется увеличение силовых структур до 20 млн человек, основу которых составят иррегулярные формирования и подготовленный резерв.

Основная армия
Вооруженные силы Ирана насчитывают до 350 тыс. человек. Иранская армия комплектуется по призыву – призываются только мужчины. Срок службы составляет от 17 до 20 месяцев. Отслужившие граждане до 55 лет числятся резервистами. Последние несколько лет бюджет вооруженных сил исламской республики (отдельно от КСИР) в среднем составляет около $7 млрд.

На вооружении сухопутных войск (280 тыс. военнослужащих) стоит самое разное оружие, приобретенное в различные периоды иранской истории. При шахе Иран предпочитал западные образцы вооружений: танки М-47, М-48, различные модификации британского танка Chieftain. Много трофейной западной и советской техники иранцам досталось после ирано-иракской войны. В 1990−е по лицензии в Иране собрали несколько сотен Т-72С и БМП-2, но этот контракт завершился в 2000 году. Сейчас на вооружении сухопутных войск исламской республики состоит до 1,5 тыс. танков, 1,5 тыс. БМП и БТР, около 3 тыс. артиллерийских систем и более сотни вертолетов армейской авиации.

Недостаток иранской армии – это устаревшая противовоздушная оборона. А именно на ПВО возложена задача защиты стратегических объектов, в том числе ядерных. Воздушное пространство Ирана охраняют американские зенитно-ракетные комплексы HAWK, советские С-75 и С-200ВЭ, мобильные системы «Квадрат». Из новинок – 29 российских «Тор-М1». Имеются и переносные комплексы: «Игла-1», «Стрела-3», Stinger, QW-1. «Израильские или американские ВВС легко преодолеют иранскую ПВО», – уверен заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Поэтому Тегеран остро нуждается в такой современной системе, как С-300, аналог которой самостоятельно создать крайне трудно. По мнению Храмчихина, недавнее сообщение иранской стороны о создании собственной системы, превосходящей С-300, «это блеф, и не более того».

По сравнению с силами вероятных противников слабыми выглядят и иранские военно-воздушные силы. При шахе ВВС были элитой армии. Их оснащению уделялось большое внимание, тогда иранские ВВС считались лучшими среди стран третьего мира. Но после исламской революции обновление авиационного парка стало затруднительным. В 1989−1991 годах Иран приобрел у СССР 20 истребителей МиГ-29, 4 МиГ-29УБ и 12 бомбардировщиков Су-24МК. Но основная масса военного авиапарка – это устаревшие самолеты американского производства. В исправном состоянии находятся около 130 истребителей F-14A, F-4 и F-5 различных модификаций (произведены в основном в 1970−е). Недавно Ирану удалось сформировать эскадрилью, состоящую из иранских истребителей Saegheh. Но, по словам Александра Храмчихина, «этот «новейший» самолет является модификацией давно устаревшего F-5 Tiger».

Военно-морские силы Ирана являются самыми сильными в регионе, большая часть флота располагается в Персидском заливе. Главная задача – возможное блокирование Ормузского пролива, через который осуществляются огромные поставки нефти странам Запада. Здесь сконцентрированы штурмовые и диверсионные корабли (до 200 катеров относятся к Корпусу стражей исламской революции). У Ирана есть дизельные подводные лодки (советские и собственной постройки). В наличии флота три малых фрегата британской постройки Alvand, 14 ракетных катеров La Combattante II, два американских корвета Bayandor. На верфях ведется строительство копий британских и французских судов.

Иранский ВПК
В условиях санкций на поставку вооружений Тегеран вынужден активно развивать национальную оборонную промышленность. Разработки в ракетно-космической отрасли контролируются КСИР. В этом году иранские военные уже успели отрапортовать, что в стране начато производство противокорабельных ракет Nasr-1 и противовоздушных Qaem и Toofan-5. В феврале начато серийное производство беспилотных летательных аппаратов, способных не только вести разведку, но и наносить удары. А в сухопутных войсках стоят на вооружении иранские танки Zulfiqar.

Чаще всего оружие иранского производства – это копии иностранных образцов, стоящих на вооружении иранской армии, либо техники, предоставленной Китаем или Северной Кореей. Иранская ракета «Сайяд-1А» сделана на основе советской С-75 (предоставлена Китаем). Приобретенные во время ирано-иракской войны, эти ракеты стали основой для создания иранской тактической баллистической ракеты «Тондар-68».

С помощью Корейской Народно-Демократической Республики на иранских предприятиях налажено производство компонентов и сборка ракет «Скад-Б» (иранское обозначение «Шехаб-1»). Из КНДР осуществлялись поставки и более дальнобойного варианта «Скад-С» («Шехаб-2») дальностью в 500 км. Северокорейская ракета «Но-донг-1» стала иранской «Шехаб-3», способной поражать цели на расстоянии до 1000 км.

Основой для изготавливаемых сейчас иранских противотанковых управляемых ракет (ПТУР) стали американские ракеты Taw (иранские «Топхан» и «Топхан-2»), Dragon («Саедж» и «Саедж-2»). Но как часто бывает при копировании вооружений, иранские аналоги порой уступают зарубежным оригиналам.

Перспективы
«Имея такую высокую численность и даже кадровые части смертников, иранская армия имеет большой наступательный потенциал», – считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его мнению, несмотря на определенную отсталость в техническом отношении, иранские вооруженные силы являются мощной современной армией. Иранская армия является самой боеспособной в регионе. Единственный конкурент – Саудовская Аравия, имеющая самые современные образцы вооружений. Но Иран берет не качеством, а массовостью, полагает Александр Храмчихин. И в случае прямого боевого столкновения двух стран аравийцы потерпели бы поражение, считает эксперт.

Одна из причин высокой боеспособности иранской армии – мотивированность личного состава и качественная подготовка резерва. Религиозная пропаганда положительно сказывается на облике армии. Концепция национальной безопасности предполагает создание массовой армии с мобилизационными возможностями в военное время до 20 млн человек. Также планируется серьезное переоснащение вооруженных сил и Корпуса стражей исламской революции. Пока же техническая отсталость и разнородность парка военной техники остается ахиллесовой пятой силовых структур исламской республики.

О запланированном на 9 мая 2018 года рабочем визите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву стало известно ещё в первых числах месяца. Как выяснилось позднее, вместе с президентом России Владимиром Путиным и сербским лидером Александром Вучичем Нетаньяху принял участие в мероприятиях в ознаменование 73-й годовщины великой Победы, включая военный парад на Красной площади, а также акцию «Бессмертный полк». Но если прибытие А. Вучича крайне легко объясняется стремлением сербской стороны выстроить достойное военно-техническое и экономическое сотрудничество с братской Россией, а также заручиться военно-дипломатической поддержкой в вопросе возможного разрешения «косовского вопроса»), то лицемерию ключевой персоны в ближневосточной повестке дня - Нетаньяху уже давно нет предела. Преподнесение еврейского государства в качестве «надёжного и проверенного» партнёра Российской Федерации, крепкое рукопожатие с Владимиром Путиным, заверения в глубочайшем уважении нашей державы, а затем очередной «нож в спину» - вот самая красочная характеристика линии поведения большинства израильских лидеров в отношении России. И Биби Нетаньяху тому не исключение.
Изначально было ясно, что его визит на мероприятия в честь Дня Победы является лишь вынужденной формальностью, в то время как реальной целью было получение гарантий на полное «замораживание» поставки зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ-2 «Фаворит» сирийским войскам ПВО, а также невмешательство российского военного контингента в очередной этап высокоинтенсивного израильско-иранского военного конфликта в районе Голанских высот, в котором участвуют отряды «Аль-Кудс». Учитывая тот факт, что в очередной раз имела место, на первый взгляд, взаимовыгодная «сделка», Нетаньяху со своей стороны мог предложить лишь отказ от поддержки террористических формирований «ан-Нусры» и боевиков «Free Syrian Army» в крупнейшем южном оппозиционном плацдарме Даръа - Эс-Сувейда - Эль-Кунейтра, который рассматривается военными экспертами и политологами в качестве основного наступательного «кулака» на укрепрайоны правительственных сил Сирии.

Итоги данного визита не заставили себя долго ждать. В пятницу, 11 мая, спустя сутки после очередного массированного удара ВВС Израиля по опорным пунктам главного союзника сирийской армии - спецподразделения КСИР «Аль-Кудс», а также объектам сирийской ПВО, помощник президента России по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин заявил об отсутствии каких-либо переговоров о возможной поставке комплексов С-300 сирийской стороне, после чего пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков подытожил, что передача Дамаску «трёхсоток» никогда и не анонсировалась. Такая резкая смена позиции, спустя буквально пару-тройку недель после заявлений главы МИДа Сергея Лаврова, а также начальника Генштаба ВС России Сергея Рудского о «снятии с Москвы моральных обязательств, ранее препятствующих передаче С-300 сирийской армии», а также «рассмотрении возможности возобновления поставок данных комплексов Дамаску», с ура-патриотической точки зрения может показаться очередным «сливом» наших ближневосточных союзников в угоду имперским задумкам Тель-Авива и Вашингтона. Достаточно большое количество обозревателей уже успели связать данную ситуацию с военно-политической незрелостью российского руководства и непоследовательностью в принятии важнейших решений.

  • 11:04 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Но давайте оценивать происходящее не с колокольни диванного ура-патриота, а с точки зрения внешнеполитического прагматизма Кремля и стратегической продуманности оборонного ведомства Российской Федерации, ведь возглавляют и направляют их деятельность люди, способные спрогнозировать действия того же Израиля на десятки шагов вперёд. Из этого следует, что на данном этапе предложенные израильским премьер-министром условия некой негласной сделки соответствуют национальным и региональным интересам России. Стоит также помнить, что действующая позиция Москвы по С-300ПМУ-2 является весьма шаткой и может быстро измениться в случае того или иного несогласованного «телодвижения» еврейского государства. Если израильская сторона действительно заверила руководство РФ в отстранении от поддержки боевиков FSA в южном «полукотле» у Голанских высот в обмен на «заморозку» передачи «Фаворитов» (а другой формулы здесь и не просматривается), то в наших руках оказывается весьма выигрышная комбинация.
    Заключается она в том, что после окончательной зачистки от формирований ИГИЛ (запрещено в РФ) Ярмука (в южных районах Дамаска), а также освобождения от боевиков FSA «растанского котла» (в мухафазе Хомс), заметно ослабленным в боях подразделениям проправительственных сил, включая «Силы Тигра» и отряды «Хезболлы», будет значительно легче прорвать оборонительные рубежи боевиков «Сирийской свободной армии», если военно-техническая поддержка последних со стороны ЦАХАЛа окончательно прекратится. Впоследствии южные регионы Сирии (Эс-Сувейда и Эль-Кунейтра) могут быть возвращены под контроль Дамаска в разы быстрее, нежели при прямом участии Израиля на стороне противника. Конечно же, в качестве «стратегической лазейки» поддержки оппозиционно-террористического «костяка» на юге Сирии может выступать и сирийско-иорданский участок границы, где проходят автомагистрали Джараш - Даръа и Эль-Мафрак - Даръа. По ним могут перебрасываться военные грузы из Саудовской Аравии, а также США, доставленные посредством военно-транспортной авиации и амфибийно-десантных корабельных группировок Военно-морских сил США. Но есть загвоздка: приграничные участки данных шоссе могут быть взяты под огневой контроль реактивной артиллерии сирийской армии гораздо проще, чем прикрываемые комплексами «Iron Dome» участки Голанских высот.
    Что касается поддержки антиправительственной группировки FSA, а также террористических формирований «Джебхат ан-Нусры» на юге Сирийской Арабской Республики со стороны Израиля, то об этом известно ещё с осени 2014 года, когда об этом сообщил министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем в интервью телеканалу «Russia Today». Эти данные подтвердились и заявлениями тогдашнего главы оборонного ведомства Израиля Моше Яалона, который классифицировал «ан-Нусру» в качестве «умеренной группировки», несмотря на то, что она внесена в международный список террористических формирований. Тем не менее, на фоне сохраняющейся угрозы передачи Дамаску русских комплексов С-300, израильское военное руководство решило не играть с огнём, что выразилось в отсутствии видимых попыток наступления ребелов ночью 10 мая, сразу после ударов израильской тактической авиации и РСЗО MLRS по позициям САА и элитных иранских отрядов специального назначения «Кудс», входящих в КСИР. Лишь небольшие перестрелки и артиллерийская дуэль между FSA и САА были зафиксированы в районе деревни Чаддер близ Голанских высот.
    Как видим, использование зенитно-ракетного комплекса С-300 в качестве инструмента военно-политического давления сослужило отличную службу в манипулировании израильской стороной, конечной целью которого является ускорение восстановления сирийского суверенитета над захваченными оппозицией территориями. Примечательно, что о существовании подобного рода «сделки» между Россией и Израилем заявляет и директор НП «Институт политических исследований» Сергей Марков. Его мнение сводится к тому, что «Россия как великая страна не будет предавать Тегеран; но и его преобладающее влияние в Сирии также не входит в спектр российских интересов». Согласитесь, мысль весьма странная и противоречивая (особенно с позиции союзника), но и её можно частично понять.

  • 11:04 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Наиболее вероятно, что такими заявлениями Сергея Александровича Москва аккуратно, на медийно-информационном уровне подаёт Ирану немногозначный сигнал о недопустимости разыгрывания на Сирийском театре военных действий «собственной антиизраильской карты» в обход интересов России на данном этапе. Как известно, в список этих интересов как раз и входит скорейшее уничтожение «юго-западного полукотла», а затем медленное продвижение на восточном берегу Евфрата (начиная с «Хушамского кармана»), с задействованием «Кудс» и сирийских ополченцев против проамериканской группировки «Армии севера Сирии», формирующейся сегодня из бойцов SDF и бывших боевиков ИГИЛ. Нетрудно понять, что столкновение между проиранскими силами и АОИ на фоне такой стратегии лишь ослабляет потенциал Сирийской Арабской Армии, «перетягивая» её наиболее боеспособные подразделения к новому очагу напряжённости в районе Голанских высот.
    Тем не менее, существование негласной договорённости между Россией и Израилем нисколько не снижает остроты вопроса защиты сирийского воздушного пространства от будущих массированных ракетных ударов Военно-морских сил США по важнейшим опорным пунктам правительственных сил Сирии в районе Евфрата и южной «зоны деэскалации». Ведь несмотря на израильско-российские «сверки часов» по ситуации в южной части САР, амбиции Белого дома и Пентагона здесь куда более масштабны и по-прежнему сосредоточены как минимум на захвате больших территорий на западном берегу Евфрата и в южных окрестностях Дамаска и как максимум на свержении правительства Башара Асада, либо его вытеснении из Дамаска в Хомс, Латакию или Тартус.
    Как мы уже рассматривали ранее, опираясь на информацию Минобороны, ГШ ВС России и многочисленных очевидцев, с этой целью в провинциях Хасеке, 55-километровой «зоне безопасности», а также «южной зоне деэскалации» развёрнуты военно-полевые учебно-тренировочные лагеря, на которых инструкторы Корпуса морской пехоты и ССО США обучают курдских бойцов «Сирийских демократических сил», «Армии севера Сирии», а также «Свободной сирийской армии» тактике ведения наступления на подразделения сирийской армии, дезорганизованные многочисленным ракетными и ракетно-авиационными ударами американских флота и ВВС. Именно для возможности выполнения подобных ударов американская авианосная группировка во главе с атомным авианосцем CVN-75 USS «Harry S. Trumen» представлена усиленным ударным, противолодочным и противовоздушным компонентом из 6 эсминцев класса «Арлей Бёрк» (вместо 3-4 ЭМ при стандартном ордере), ракетного крейсера УРО CG-60 «Normandy» класса «Тикондерога», а также дополнительного немецкого фрегата F221 «Hessen» класса «Саксония». На семи американских «Иджис»-кораблях управления ракетным оружием может размещаться от 200 до 450 стратегических крылатых ракет «Томагавк» в различных вариантах (RGM-109E, TLAM-C и TLAM-D).
    А поэтому уже сейчас перед МО России поставлена задача поиска достойной альтернативы С-300ПС/ПМУ-2, способной защитить САА от беспощадных ударов сил коалиции. Давно известно, что неоспоримым техническим преимуществом С-300ПС/ПМ1/2 перед другими зенитно-ракетными средствами является установка контейнера Ф1С с радиолокационным комплексом подсвета и наведения 30Н6/Е2 на специализированные транспортируемые универсальные вышки 40В6М высотой 25 метров и 40В6МД высотой 39 метров. Если вести расчёт дальности радиогоризонта с коэффициентом рефракции 3,57 (для ДМ/СМ-волн), то получаем возможность перехвата «Томагавков» на дальностях около 45-47 км, потому что высота их полёта обычно достигает 45 - 50 м. Если же речь идёт о более современных и низковысотных средствах воздушного нападения типа тактической крылатой ракеты большой дальности AGM-158B JASSM-ER (маршевая высота в районе позиций ПВО противника около 20-25 м), то эта дальность сокращается до 38 - 40 км, чего вполне хватает для залатывания брешей на низковысотном участке воздушного пространства того или иного района Сирийской Арабской Республики.

  • 11:04 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    В частности, для полноценного прикрытия Дамаска и окрестностей от ударов американской авиации вполне хватило бы двух 3-дивизионных полков С-300ПС, объединённых в единую систему ПРО с помощью АСУ «Байкал-1МЭ» и расположенных на удалении 35 км друг от друга, плюс для каждого полка от 4 до 6 «Панцирей-С1» для защиты «мёртвой зоны». В сумме имеем 288 ЗУР 5В55Р и 144 57Э6Е. С учётом наличия множества «Печор-2М» и «Оса-АКМ» этого количества с головой бы хватило для защиты от самых непредсказуемых ракетных атак. Но чем заменить С-300, не предусмотренный договорённостями?
    Одним из наиболее подходящих вариантов является передача сирийским войскам ПВО дополнительных дивизионов войсковых зенитно-ракетных комплексов «Бук-М2Э». Предметом военно-политических «торгов» между Тель-Авивом и Москвой данные комплексы никогда не являлись. В ту же очередь, расширенная до 45 км дальность и до 25 км высота поражаемых целей для усовершенствованной зенитной ракеты 9М317 наделяет «Бук-М2» практически таким же боевым потенциалом, как и С-300ПС. Да, отсутствует возможность поражения израильских истребителей F-15I «Ra`am» и F-16I «Sufa» задолго до запуска с их подвесок управляемых авиабомб и тактических ракет, а также американской палубной авиации, но зато имеются отличные способности по поражению уже летящих по сирийским объектам элементов высокоточного оружия. К примеру, радиолокационный обнаружитель кругового обзора 9С18М1-3, радары подсвета и наведения 9С36, а также пункт боевого управления 9С510 оснащаются обновлённой элементной базой, позволяющей работать по малоразмерным целям с ЭПР около 0,05 - 0,08 кв. м. Следовательно, в список целей входят противорадиолокационные ракеты AGM-88HARM, AGM-88E AARGM, ракеты семейств JASSM-ER, «Shtorm Shadow» и «Делила», а также 227-мм неуправляемые/управляемые реактивные снаряды семейства M26/M30, входящие в боекомплекты РСЗО MLRS и HIMARS (не говоря уже о более крупных «Томагавках»).
    Максимальная скорость поражаемых целей для «Бук-М2Э» составляет 4320 км/ч, что даёт возможность уничтожать многочисленные типы оперативно-тактических баллистических, включая перспективный израильский 306-мм управляемый реактивный снаряд «EXTRA», серийно выпускающийся компанией «Israel Military Industries Ltd.». Стоит упомянуть, что ещё в феврале этого года глава оборонного ведомства Израиля Авигдор Либерман принял решение о формировании в АОИ отдельных подразделений тактических ракет, входящих в структуру СВ Израиля вместе с Артиллерийскими регулярными войсками. Именно эти подразделения получат на вооружение дальнобойные тактические ракеты «EXTRA». Практически все отечественные и зарубежные средства массовой информации упустили данную новость, в то время как эта ракета уже благополучно проходит боевое крещение в южной части Сирийского театра военных действий. Уничтожение данных изделий на подлёте к стратегически важным объектам сирийской армии имеет первостепенное значение, так как наносимый ими ущерб очень высок. Во-первых, 450-килограммовая ОТБР наклонного пуска «EXTRA» (аналог белорусско-китайского «Полонеза») обладает дальностью действия в 150 км, что позволяет обстреливать все склады вооружения и командные пункты на территории провинции Дамаск вплоть до Хомса.
    Благодаря такой возможности практически отпадает необходимость задействования ударной авиации Хель Хаавир. Ещё более неприятным моментом можно считать мощную 125-килограммовую боевую часть и малое круговое вероятное отклонение в 10 м, достигаемое применением GPS-модуля наведения, а также системой управления на базе малоразмерных аэродинамических рулей, установленных в носовой части ракеты. Это значит, что могут быть выведены из строя даже высокозащищённые объекты военной инфраструктуры. Учитывая тот факт, что скорость полёта этой ракеты может переваливать за скоростной предел поражаемых целей «Панциря-С1» (более 1000 м/с), «Бук-2Э» остаётся единственным надёжным средством ПВО сирийской армии, которое может быть противопоставлено высокоточной реактивной артиллерии ЦАХАЛа большой дальности. К сведению, даже информированный источник «Оружие Отечества» со ссылкой на разработчика упоминает о том, что комплекс «Бук -М2Э» предназначен для уничтожения оперативно-тактических баллистических ракет с дальностью действия в пределах 150-200 км.

  • 11:05 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Переходим к огневой производительности и живучести зенитно-ракетных комплексов «Бук-М2Э». И здесь начинает просматриваться главный спектр «сюрпризов» как для ЦАХАЛа с сотнями «умных» ракет на вооружении, так и для палубной тактической авиации Военно-морских сил США. Мы знаем, что «Трёхсотки/Четырёхсотки» имеют достаточно заметный технический недостаток. Он заключается в наличии лишь одного радара подсвета и наведения 30Н6Е/92Н6Е в составе каждого дивизиона. Достаточно лишь одного 155-мм «Экскалибура», запущенного из САУ M109A5 на Голанах одновременно с несколькими десятками различных НУРСов (по целеуказанию от того же «Rivet Joint»), и «лопата» (так называют 30Н6Е в ПВО) будет уничтожена, а значит, весь комплекс перестанет функционировать. Вывод: работать по воздушным целям в непосредственной близости от сирийско-израильской границы «Трёхсотым» будет крайне затруднительно; либо действовать придётся «короткими вылазками», с перехватом нескольких целей и немедленной сменой позиции. Только вот эффективность такого боевого дежурства оставляет желать лучшего.
    Один же комплекс «Бук-М2Э» может похвастаться возможностью применения сразу 6 самоходных огневых установок 9А317Э, в каждую из которых интегрирован радар подсвета и наведения 9C36 с ПФАР, способный «завязывать трассы» одновременно 10 воздушных объектов в режиме сопровождения на проходе и захватывать на точное автосопровождение (осуществлять подсвет) одновременно по 4 целям. Следовательно, один комплекс не 6-канальный (как С-300), а 24-канальный. Для полного же выведения его из строя необходимо уничтожить все без исключения самоходные огневые установки (СОУ) 9А317Э, размещённые на гусеничном шасси ГМ-569. Реализовать это будет крайне затруднительно, поскольку (в отличие от «Трёхсотки») радары на СОУ «Бука» могут работать по так называемому принципу «гирлянды». К примеру, израсходовав 2 ЗУР 9М317 по цели (целям) буквально за несколько секунд, одна из 6 самоходных огневых установок может выключить излучение и за 20 секунд сменить позицию; за это время по наиболее приоритетным целям, движущимся с различных направлений, отработают ещё 2 СОУ, а затем отключат излучение и сменят позиции. И так без перерывов, пока не закончится боекомплект как на СОУ, так и на пуско-заряжающих установках 9А316Э.
    Выследить каждую самоходную огневую установку 9А317Э, особенно под прикрытием средств РЭБ, генерирующих ответные/шумовые и заградительные помехи в Х-/Ku-диапазонах волн, будет почти нереально даже таким асам радиолокационной разведки, как RQ-4B «Global Hawk». Целераспределение на огневые единицы комплекса (СОУ/ПЗУ) может поступать в онлайн-режиме даже в момент смены позиций, что возможно благодаря системной увязке командного пункта 9С510Э одновременно с обзорным радаром 9С18М1-3Э «Купол-М1-3Э» и автоматизированными системами управления «Поляна-Д4М1» и «Байкал-1МЭ», которые получают данные о воздушной обстановке от других наземных РЛС и самолётов ДРЛОиУ А-50У. Что же касается С-300, то один его зенитно-ракетный дивизион не может реализовать всеракурсное отражение массированного ракетного удара, так как единственный РПН 30Н6Е при огневой работе может охватывать лишь ограниченный сектор воздушного пространства 14×64 градуса. Ещё одним недостатком С-300ПС/ПМ/1/2 в плане мобильности является вертикальный тип пуска ракет 5В55Р/48Н6Е/2: быстрая смена позиций пусковых установок 5П85С/СЕ невозможна до тех пор, пока блок из четырёх массивных направляющих не будет приведён в горизонтальное положение (опущен на платформу тягача).

  • 11:05 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Если говорить о способностях перехвата низковысотных стратегических и тактических крылатых ракет на значительных расстояниях, то и здесь АО «Научно-исследовательский институт приборостроения имении В.В. Тихомирова» не подкачал. Для комплекса «Бук-М2Э» разработан специализированный самоходный вариант радара подсвета 9С36, антенный пост которого поднимается на высоту 22,5 м посредством специализированной универсальной телескопической мачтовой установки. В таком случае дальность действия по летящим на высоте 20 м крылатым ракетам увеличивается с 20 до 35 км. Возможности «трёхсотки» по работе с «Томагавками» достигнуты. Вывод из всей вышеописанной ситуации таков: пойдя на серьёзные уступки в плане поддержки южных оппозиционных «гадюшников» Сирии в обмен на «заморозку» поставок Дамаску комплексов С-300ПМУ-2, Израиль заработал куда более серьёзную головную боль в виде интенсификации поставок других, в разы более опасных средств противовоздушной обороны, о чём заявлял наш военно-дипломатический источник ещё 25 апреля. Среди них наш главный войсковой шедевр - «Бук-М2Э», а там и до модульного «Тор-М2КМ» не так далеко, разместить который можно практически на любой грузовой платформе… Вот Тель-Авив допрыгался со своим вечным торгом

  • Так же, как и другие виды вооруженных сил Исламской Республики Иран, сухопутные войскасостоят из двух компонентов: сухопутных войск Армии и сухопутных войск Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

    Сухопутные войска Армии насчитывают около 350 тыс. человек, включая 220 тыс. призывников (продолжительность срочной службы 21 месяц). Численность сухопутного компонента КСИР достигает, по некоторым оценкам, 400 тыс. человек.

    ОРГАНИЗАЦИЯ

    Сухопутные войска Армии делятся на четыре территориальных командований: Северное, Западное, Юго-Западное, Восточное. Большая часть соединений дислоцирована на западе страны. Всего в составе сухопутных войск Армии имеется пять бронетанковых дивизий, три механизированные дивизии, четыре пехотные дивизии, одна бронетанковая бригада, шесть артиллерийских бригад. Имеются также мощные мобильные и специальные силы — воздушно-десантная и десантно-штурмовая дивизии, две воздушно-десантные бригады, четыре десантно-штурмовые бригады, бригада коммандос. Распределение сил между дивизиями неравномерно. Так, 28-я и 84-я механизиро-ванные дивизии оснащены гораздо более мощной техникой, чем остальные. В составе сухопутных войск КСИР имеется 26 пехотных бригад, две механизированные, две танковые дивизии, 16 пехотных, шесть бронетанковых, две механизированные, одна — химзащиты, одна — психологической войны, десять групп (ракетная, химзащиты, связи, ПВО, инженерная, пять артиллерийских).

    ОСНОВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

    До исламской революции 1979 года основными поставщиками вооружений для сухопутных войск Ирана были Великобритания и США. Однако в последующем эти источники для страны были закрыты. В армии Ирана до сих пор эксплуатируется значительное количество западных образцов, однако наряду с ними большое распространение получило вооружение китайского, северокорейского и российского производства. Военно-политическое руководство Ирана значительное внимание уделяет налаживанию собственного производства различных видов вооружений и военной техники, преимущественно идя путем копирования зарубежных образцов. Благодаря этому в стране налажен выпуск танков, бронетранспортеров, артиллерийских систем, противотанковых и зенитных комплексов.

    БРОНЕТЕХНИКА

    Танковый парк Ирана чрезвычайно разнообразен. Наиболее современные — 480 советских Т-72 и примерно 150 собственных танков «Зульфикар», созданных на базе Т-72. Имеется также множество старых танков - до 250 английских «Чифтен», 75 советских Т-62 и 150 созданных на их базе северокорейских «Чхонмахо», 540 советских Т-54/55 (в том числе 200 модернизированных в самом Иране танков «Сафир»), 220 китайских Тип 59 и 250 Тип 69,150 американских М60А1, 168 М48, 170 М47. Кроме того, на вооружении находятся 110 английских легких танков «Скорпион» и 20 созданных на их основе собственных танков «Тосан». На вооружении сухопутных войск состоят 189 бразильских БРМ ЕЕ-9, 623 советских БМП (210 БМП-1, 413 БМП-2), около 700 БТР (до 250 американских M1 13А1, до 150 со-ветских БТР-50 и до 150 БТР-60,140 собственных «Бораг»).

    РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА И АРТИЛЛЕРИЯ

    На вооружении состоят тактические ракеты «Тондар» (до 30 ПУ и 150-200 ракет, дальность стрельбы - до 150 км). Они скопированы с китайских ракет М-7, которые в свою очередь созданы на основе зенитных ракет ЗРК HQ-2 (китайская копия советского ЗРК С-75).

    Самоходная артиллерия включает до 60 советских САУ 2С1 и их местных копий «Раад-1» (122 мм), 180 американских М109 и их местных копий «Раад-2» (155 мм), 30 северокорейских М-1978 (170 мм), 30 американских M107 (175 мм) и 30 M110 (203 мм). Имеются более 2,2 тыс. буксируемых орудий и 5 тыс. минометов. На вооружении реактивной артиллерии — семь старых советских РСЗО БМ-11,100 БМ-21 «Град» и 50 их местных копий «Нур» (122 мм), 700 китайских Тип 63 и 600 их местных аналогов «Хасеб» (107 мм), десять отечественных «Фаджр-3» и девять северокорейских М-1985 (240 мм).

    СРЕДСТВА ПВО

    Войсковая ПВО включает 29 современных российских ЗРК малой дальности «Тор-М1» и 250 местных ЗРК «Шахаб», скопированных с китайского HQ-7 (который сам является копией французского ЗРК «Кроталь»). Имеется до 400 старых советских ПЗРК «Стрела-2», до 700 более современных «Игла», 200 шведских RBS-70. На вооружении состоит до 100 советских ЗСУ-23-4 «Шилка» и, возможно, 80 совсем старых ЗСУ-57-2. Количество зенитных орудий близко к тысяче.

    АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ

    Этот род войск располагает 33 легкими самолетами и примерно 250 вертолетами. Вертолетный парк представлен ударными машинами АН-1 «Кобра» американского производства (около 50 ед.), тяжелыми транспортными СН-47С «Чинук» и многоцелевыми Белл 214, а также машинами некоторых других типов.

    Основное вооружение:

    — танки-около 2000
    — легкие танки — свыше 130
    — боевые разведывательные машины — около 200
    — боевые машины пехоты — более 600
    — бронетранспортеры — более 700
    — самоходные артиллерийские установки — порядка 330
    — артиллерийские орудия — более 2200
    — минометы — около 5000
    — РСЗО — До 1500
    — ПУ ПТУР — несколько тысяч
    — ЗСУ — около 180
    — зенитные орудия — около 1000
    — ЗРК — до 380
    — ПЗРК — около 1300
    — самолеты армейской авиации — более 30
    — вертолеты армейской авиации — порядка 250

    4681

    Оставить комментарий

    ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 12/2000, стр. 2-9

    ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

    В. САЖИН ,

    кандидат исторических наук

    Вооруженные силы Исламской Республики Иран (ВС ИРИ) являются крупнейшими по численности на Ближнем и Среднем Востоке. Они обладают опытом ведения боевых действий, полученным в ходе ирано-иракской войны (1980 - 1988). В основе их строительства лежат военно-политические цели клерикального руководства Ирана, а также экономические возможности, национальные и религиозные особенности страны. Согласно Конституции Исламской Республики Иран «Основой и принципом деятельности оборонительных вооруженных сил страны являются вера и исламское учение. Армия ИРИ и Корпус «стражей исламской революции» (КСИР) создаются в соответствии с упомянутыми целями. Поэтому не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя торжества Закона Божьего в мире лежит на их плечах».

    В соответствии с законом о вооруженных силах ИРИ, принятым в 1987 году, они «предназначены для защиты независимости, территориальной целостности и государственного строя ИРИ, национальных интересов в территориальных водах Каспийского моря, Персидского и Оманского заливов, на пограничных реках, а также для оказания военной помощи исламским нациям либо обездоленным народам независимо от их принадлежности к исламу с целью защиты их территории от нападения или захвата войсками агрессора по просьбе вышеуказанных наций».

    Основными принципами, которыми руководствуются в своей деятельности ВС страны, являются следующие:

    Принадлежность к исламу, предусматривающая «ответственность за осуществление пророческой миссии на пути к Богу»;

    - «велаяте факих», то есть абсолютное верховенство шиитского духовенства в решении судеб и управлении исламским государством, в том числе, естественно, и вооруженными силами;

    Единоначалие;

    Внепартийность (личному составу ВС запрещается членство в любых политических организациях и партиях);

    Дисциплина, что предусматривает полное и безусловное выполнение приказов и директив подчиненными, установление системы взысканий и поощрений;

    Народность, предполагающая постоянную связь ВС и народа. В мирное время эта связь выражается в предоставлении личного состава и техники для выполнения производственных и других задач;

    Самообеспечение, то есть опора на собственные силы в таких вопросах, как организационно-штатная структура, разведка, материальное обеспечение, организация учебного процесса;

    Простота, которая должна быть взята за основу штабной работы при подготовке планов, директив и распоряжений;

    Боевая мощь: вооруженные силы должны обладать такой мощью, маневренностью и боевой готовностью, которая бы позволила осуществить решительное наступление и разгромить противника;

    Оборонительный характер, предусматривающий отражение наступления любого агрессора с последующим его разгромом, а также поддержку и защиту «мусульманских народов и обездоленных наций».

    Структура, численность и боевой состав ВС ИРИ. Особенностью организационной структуры вооруженных сил Ирана является наличие в их составе двух независимых компонентов - регулярных вооруженных формирований - Армии и КСИР, в каждом из которых имеются собственные сухопутные войска (СВ), военно-воздушные и военно-морские силы (ВВС и ВМС) с соответствующей системой органов управления как в мирное, так и военное время. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки в полное распоряжение военного руководства поступают силы охраны правопорядка (СОП), которые в мирное время подчиняются министерству внутренних дел.

    В рамках КСИР действуют также силы сопротивления «басидж» (ССБ), являющиеся, по сути, народным ополчением, и одновременно подготовленным резервом, который подразделяется на резерв 1-й очереди и общий резерв ВС. В состав КСИР входит также структура, выполняющая стратегические разведывательно-диверсионные функции, - силы специального назначения (ССН) «Коде».

    Численность совокупных регулярных вооруженных сил Ирана на 1 января 2000 года составляла около 900 тыс. человек, из которых до 670 тыс. насчитывалось в сухопутных войсках (Армии и КСИР), почти 100 тыс. -в ВВС, более 45 тыс.-в ВМС, а также около 135 тыс.-в ССБ и 15 тыс. - в ССН «Коде».

    Женское подразделение народного ополчения «басидж»

    В сухопутных войсках имеются: пехота (мотопехота), механизированные и бронетанковые войска, артиллерия и ракетные части, зенитные, воздушно-десантные, десантно-штур-мовые, инженерные и химические войска, войска связи и армейская авиация (АА), службы тылового обеспечения.

    ВВС представлены боевой (истребительной, бомбардировочной, разведывательной) и вспомогательной (военно-транспортной, заправочной, связи и управления, учебно-тренировочной) авиацией, силами ПВО (зенитные ракетные, зенитные артиллерийские и радиотехнические подразделения), а также частями оперативно-тактических и тактических ракет (ВВС КСИР).

    ВМС включают: надводные и подводные силы, авиацию ВМС, морскую пехоту (МП), части противокорабельных ракет, морскую охрану, береговые службы и службы тыла.

    Боевой состав вооруженных сил Ирана (по состоянию на 1 января 2000 года) насчитывал: 44 дивизии (32 пехотные, три механизированные, семь бронетанковых, одна воздушно-десантная и одна воздушно-штурмовая); 24 отдельные бригады (17 пехотных, две бронетанковые и пять воздушно-десантных); семь ракетных бригад; десять артиллерийских групп; 18 групп ПВО и ЗА; восемь инженерных бригад (различного назначения); две бригады химических войск; четыре бригады АА; 25 эскадрилий боевой авиации; 14 эскадрилий вспомогательной авиации; шесть бригад кораблей и катеров и две бригады морской пехоты (МП).

    На вооружении соединений и частей ВС ИРИ имеются: 32 ПУ ОТР; 84 ПУ ТР; 30 ПУ ПКР; 2 400 боевых танков; 1 800 орудий ПА; 700 РСЗО; 4 000 минометов; 600 ПТРК; 900 безоткатных орудий; 270 самолетов боевой авиации; 375 боевых вертолетов; 164 ПУ ЗУР; 1 500 орудий ЗА; 1 700 ПЗРК; 26 надводных боевых кораблей; три подводные лодки; 170 боевых катеров.

    Органы высшего военного руководства. В соответствии со статьей 110 Конституции Исламской Республики Иран верховным главнокомандующим (ВГК) всеми вооруженными силами страны является духовный лидер нации, глава шиитской общины (факих), он же политический руководитель страны (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

    Духовный лидер правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки начальника генерального штаба (ГШ) ВС, главнокомандующих КСИР, Армии, командующих видами этих компонентов ВС, командующего силами охраны правопорядка (СОП).

    Духовному лидеру подчиняется высший совет национальной безопасности (ВСНБ), являющийся важнейшим консультативным органом по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях. В задачи ВСНБ входит выработка оборонной политики и политики по обеспечению безопасности государства в рамках генеральной линии, определяемой духовным лидером ИРИ. Кроме того, этот орган согласует военную, политическую, экономическую, социальную, информационную и культурную деятельность в стране с интересами обеспечения безопасности государства. В состав совета входят председатель (президент страны) и десять постоянных членов (председатель парламента, глава судебной власти, начальник генерального штаба ВС ИРИ, министры иностранных дел, информации, внутренних дел, председатель организации планирования и бюджета, два личных представителя рахбара, начальник канцелярии ВСНБ). В необходимых случаях к работе в совете привлекаются соответствующие министры и высшие лица Армии и КСИР. Постановления ВСНБ подлежат исполнению после их утверждения духовным лидером страны.

    В рамках ВСНБ функционируют два совета: совет безопасности (председатель - министр внутренних дел) и совет обороны (председатель - начальник ГШ, члены совета: министр обороны и поддержки ВС, главнокомандующий Армией, начальник объединенного штаба Армии, главнокомандующий КСИР, начальник объединенного штаба КСИР). Совет обороны является консультативным органом по военным вопросам. Он имеет право: предлагать верховному главнокомандующему принимать решение об объявлении начала войны и заключении мира, всеобщей мобилизации, кандидатуры высших военных должностных лиц; определять формы и способы взаимодействия между вооруженными силами и гражданскими властями, между Армией, КСИР и СОП; координировать сотрудничество по вопросам проведения военных НИОКР, военного производства, закупок В и ВТ.

    Верховный главнокомандующий вооруженными силами Ирана руководит ими через генеральный штаб ВС ИРИ. ГШ осуществляет административное и оперативное управление ВС в мирное и военное время через объединенные штабы Армии и КСИР, штабы видов ВС, штаб СОП и соответствующие территориальные органы, которые в каждой из структур имеют свои наименование, предназначение, состав, функции и задачи.

    Генштаб является высшим, центральным органом управления всех компонентов и видов ВС страны. Основные задачи ГШ - разработка стратегических вопросов обороны, планирование стратегических операций начального этапа возможной войны, а также оперативной и боевой подготовки в масштабах всех ВС (в том числе учений и маневров), контроль за уровнем их боеготовности, организация и совершенствование системы управления войсками, взаимодействия между Армией, КСИР, СОП и видами ВС, подготовка оперативных приказов (распоряжений) вооруженным силам, контроль за их выполнением и другие.

    Министерство обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС) не имеет непосредственного отношения к боевой деятельности войск. Оно отвечает за следующие вопросы: военное строительство, разработка военного бюджета, контроль за текущим финансированием, военные НИОКР, функционирование Организации оборонной промышленности, плановые закупки В и ВТ (в том числе и за рубежом) для всех видов ВС страны, защита интересов военнослужащих, их правовое, медицинское, страховое и пенсионное обеспечение, издание топографических карт и т. д.

    Армия ВС Ирана (около 400 тыс. человек) организационно состоит из главного командования, объединенного штаба, сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

    Высшим должностным лицом в Армии ИРИ является главнокомандующий, на которого возлагаются задачи по общему руководству деятельностью Армии, видов вооруженных сил, а также организаций, управлений и служб, функционирующих в структуре Армии. Кроме того, он должен осуществлять контроль за строгим выполнением всех указов верховного главнокомандующего, распоряжений ГШ и норм действующего законодательства.

    Главнокомандующий Армией подчиняется верховному главнокомандующему ВС ИРИ и является непосредственным начальником для командующих видами ВС Армии. Объединенный штаб Армии ВС ИРИ действует в качестве штаба главнокомандующего Армией.

    Основными задачами объединенного штаба Армии являются:

    Разработка и контроль за осуществлением практических мероприятий по обеспечению выполнения задач, возложенных на Армию в соответствии с конституцией и приказами верховного главнокомандующего;

    Обеспечение высшего политического руководства и командования ВС страны сведениями, необходимыми для принятия решений в области военного строительства и оборонной политики;

    Разработка под руководством ВСНБ при взаимодействии с министерством обороны и предоставление для утверждения верховным главнокомандующим планов по изменению организационно-штатной структуры Армии и оснащению ее современным вооружением в соответствии с существующими угрозами национальной безопасности и основополагающими принципами внешней политики государства;

    Определение потребностей Армии в сфере тылового обеспечения;

    Разработка проекта статей годового бюджета, касающихся финансирования Армии. Объединенному штабу подчинены штабы видов ВС Армии.

    Сухопутные войска Армии являются основным, ударным видом вооруженных сил (более 300 тыс. человек). Их место и роль в ВС определяются объемом и характером возложенных на них задач, а также боевым составом регулярных войск и резерва.

    По взглядам военного руководства Ирана, сухопутные войска должны быть готовы самостоятельно или во взаимодействии с другими компонентами и видами вооруженных сил решать следующие задачи:

    Вести наступательные и оборонительные действия, а также проводить партизанско-диверсионные операции в тылу противника в любое время года днем и ночью в различных погодных условиях;

    Обеспечивать во взаимодействии с ВВС и ВМС противодесантную оборону побережья Каспийского моря, зоны Персидского и Оманского заливов;

    Оказывать необходимую помощь КСИР и СОП в подавлении антиправительственных выступлений;

    Участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий. Поданным иностранной прессы, в боевом составе СВ Армии в 2000 году имеются: 12

    дивизий, семь отдельных бригад и четыре бригады АА, 14 групп (пять артиллерийских, одна зенитная артиллерийская, пять - связи, две инженерные, одна понтонно-мостовая) и один отдельный бронекавалерийский батальон.

    На вооружении находятся пусковые установки тактических ракет «Огаб», танки (М47, М60, «Чифтен», Т-55 , Т-72, «Скорпион»), орудия полевой артиллерии, РСЗО и минометы, противотанковые средства, зенитные средства, в том числе ПЗРК, ББМ, боевые вертолеты с ПТРК и самолеты армейской авиации.

    Военно-воздушные силы Армии Ирана являются самостоятельным видом вооруженных сил ИРИ. В них включены также силы противовоздушной обороны страны. Численность личного состава ВВС Армии превышает 80 тыс. человек.

    По взглядам военного руководства Ирана, основное предназначение ВВС Армии - готовность самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВС страны решать следующие задачи:

    Завоевание превосходства в воздухе;

    Обеспечение обороны административно-политических центров, группировок войск и важных военных объектов от воздушного противника;

    Нанесение ударов по сухопутным, авиационным и морским группировкам войск противника, его военным и экономическим объектам;

    Оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС;

    Ведение воздушной разведки;

    Осуществление выброски воздушных десантов в тыл противника;

    Переброска своих войск и военных грузов по воздуху.

    По данным иностранной военной печати, в боевой составе ВВС Армии входят 12 авиабаз, в том числе десять истребительных (иаб) и две транспортные (отаб), в которых насчитывается до 25 эскадрилий боевой авиации, 12 - вспомогательной и две вертолетные, около десяти отрядов самолетов (вертолетов) связи и управления и столько же поисково-спасательных, оснащенных вертолетами.

    На вооружении частей и подразделений ВВС Армии находятся самолеты боевой авиации Су-24; F-14A«Tомкэт»; F-4 D/E «Фантом»; F-5E «Тайгер»; F-7 (производства КНР); МиГ-29, а также самолеты-разведчики RF-4 и RF-5.

    Вспомогательная авиация представлена транспортными самолетами С-130Е «Геркулес», Ил-76, F-27 «Френдшип», Боинг 747, самолетами-заправщиками Боинг 707, самолетами связи F-33 и учебными (РС-7, L-20). На вооружении ВВС Армии Ирана состоят также вертолеты «Алуэтт-2», АВ-205, UH-1, АВ-214 и некоторые другие.

    Силы и средства ПВО Ирана входят в состав ВВС Армии и предназначены для контроля воздушного пространства, отражения налетов авиации противника, прикрытия важных административных и стратегических объектов на территории страны.

    Командующий ПВО одновременно является одним из заместителей командующего ВВС Армии. В мирное и военное время он осуществляет оперативное управление подчиненными ему частями и подразделениями через свой штаб (главный оперативный центр ПВО) и оперативные центры районов ПВО.

    Противовоздушная оборона Ирана построена по зонально-объектовому принципу. Организационно система управления ПВО состоит из штаба, который является главным оперативным центром ПВО (г. Тегеран), и четырех районов ПВО с соответствующими оперативными центрами в каждом. В состав этих районов входят 16 групп ПВО, объединяющих 15 радиолокационных постов, 20 зенитных ракетных дивизионов, восемь зенитных ракетных артиллерийских дивизионов, а также семь зенитных артиллерийских дивизионов. В настоящее время для успешного решения возложенных на ПВО задач и более эффективного управления истребительной авиацией, силами и средствами ПВО в ВВС Армии создается единая автоматизированная система управления.

    На вооружении ПВО имеются пусковые установки ЗУР средней дальности («Хок», «Вега», «Волга») и ближнего действия «Рапира», а также зенитные самоходные артиллерийские установки: 23-мм «Шилка» советского производства и 35-мм «Эрликон» - шведского.

    Военно-морские силы Армии являются самостоятельным видом вооруженных сил ИРИ. Численность их личного состава более 25 тыс. человек.

    По взглядам военного руководства Исламской Республики Иран, основное предназначение ВМС страны - ведение боевых действий самостоятельно или совместно с другими видами вооруженных сил. Учитывая геостратегическое положение страны, военно-политическое руководство ИРИ осуществляет практические мероприятия по строительству ВМС, способных эффективно действовать не только в прибрежных водах, но и на всей акватории Персидского и Оманского заливов. Исходя из этого на этот вид ВС возлагаются следующие задачи:

    Ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акватории Персидского и Оманского заливов;

    Осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, в том числе важных административно-политических центров на юге страны, экономических районов, нефтепромыслов, военно-морских баз, портов, островов;

    Обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника на Каспии, в Персидском и Оманском заливах;

    Оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях;

    Проведение морских десантных операций;

    Организационно ВМС Армии состоят из штаба, четырех командований, четырех военно-морских районов (BMP), боевых соединений и частей, подразделений обеспечения, обслуживания, учебных центров и учреждений.

    Этот вид включает: надводные и подводные силы, авиацию ВМС, МП, части противокорабельных ракет, морскую охрану, береговые службы и службы тыла.

    Основу надводных сил флота составляют ракетные, противолодочные, десантные и минно-тральные корабли, а также боевые катера. Главной ударной силой являются ракетные корабли -эскадренные миноносцы УРО и фрегаты УРО. К противолодочным кораблям относятся корветы. Десантные корабли обеспечивают выполнение задач по высадке тактических десантов. Минно-тральные корабли оборудованы тралами, могут нести мины и использоваться для их постановок главным образом в прибрежных водах. Боевые катера служат для обороны побережья и прибрежных морских коммуникаций.

    Корабельный состав ВМС Ирана неоднороден. Наряду с современными подводными лодками советской постройки в строю флота находятся корабли, спущенные на воду во время Второй мировой войны.

    Корпус «стражей исламской революции» (КСИР) в соответствии с законодательством ИРИ организационно состоит из главного командования, объединенного штаба, сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. Кроме того, как было отмечено выше, в КСИР входят ССН «Коде» и силы сопротивления «Басидж» (народное ополчение).

    Главной задачей КСИР является отражение совместно с Армией иностранной агрессии. В мирное время корпус призван обеспечивать стабильность правящего в Иране исламского режима путем борьбы с оппозицией внутри страны и за ее пределами, пресечения совместно с СОП антиправительственных выступлений, а также контроль за деятельностью политических и общественных организаций. Одна из его основных внешних функций - реализация концепции «экспорта исламской революции». Кроме того, КСИР принимает активное участие в осуществлении крупномасштабных государственных проектов по восстановлению и развитию экономики.

    Высшим должностным лицом в КСИР является главнокомандующий, который подчиняется непосредственно верховному главнокомандующему ВС ИРИ. В своей деятельности он опирается на высший совет командования, аппарат заместителей, объединенный штаб КСИР, штабы видов вооруженных сил, оперативных и территориальных командований. В состав высшего совета командования КСИР входят: главнокомандующий и его заместители, начальник объединенного штаба, командующие СВ, ВВС, ВМС, сил сопротивления «басидж» и ССН «Коде», а также представители руководителя страны в КСИР и видах вооруженных сил корпуса.

    Объединенный штаб КСИР фактически находится в двойном подчинении: по стратегическим, военно-политическим и специальным вопросам - главкома и высшего совета, а по военным и оперативным - генштаба ВС ИРИ. Ему, в свою очередь, подчинены штабы видов ВС корпуса. Вопросы материально-технического обеспечения войск решает главное командование тыла во взаимодействии с министерством обороны и поддержки ВС ИРИ.


    Баллистическая ракета «Шехаб-3» иранского производства

    Сухопутные войска являются основным и самым многочисленным видом в составе КСИР. Их численность превышает 370 тыс. человек. Место и роль СВ корпуса в вооруженных силах определяются прежде всего высоким морально-политическим духом, преданностью идеям исламской революции и в целом исламу, а также хорошо подготовленным многочисленным резервом.

    В боевой состав сухопутных войск КСИР входят: 32 дивизии; десять отдельных групп (пять артиллерийских, ракетная, ПВО, связи, инженерно-саперная и противохимической защиты); отдельные бригады, в том числе идеологической обработки. На вооружении СВ КСИР имеются танки (в основном Т-55 и Т-59, а также Т-62 и Т-72), орудия полевой артиллерии, РСЗО, минометы, различные противотанковые и зенитных средства, ББМ.

    Военно-воздушные силы КСИР являются самостоятельным видом вооруженных сил Ирана. По взглядам военного руководства страны, они должны быть готовы решать такие задачи, как нанесение ракетных ударов по сухопутным, авиационным и морским группировкам войск противника, его военным и промышленным объектам, а также оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС.

    Численность личного состава ВВС около 20 тыс. человек. На вооружении находятся ракетные комплексы оперативно-тактических и тактических ракет класса «земля - земля», самолеты вспомогательной авиации и вертолеты. В боевом составе имеются ракетные части и подразделения, части вспомогательной авиации, учебные центры и полигоны. Главной ударной силой ВВС КСИР являются ракетные войска. Их значение для обороноспособности страны выходит за рамки военно-воздушных сил КСИР ИРИ.

    Военно-морские силы являются самостоятельным видом вооруженных сил ИРИ. Численность личного состава более 20 тыс. человек. Они призваны выполнять следующие задачи:

    Охрана территориальных вод и морского побережья Ирана, в том числе важных административно-политических центров юга страны, экономических районов, нефтепромыслов, военно-морских баз, портов, островов;

    - защита прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника в Каспийском море, Персидском и Оманском заливах;

    Контроль за Ормузским проливом;

    Борьба с морскими десантами противниками;

    Ведение непрерывной разведки на море.

    Организационно ВМС КСИР состоят из штаба, четырех отдельных командований, трех BMP, боевых соединений и частей, подразделений обеспечения, обслуживания, учебных центров и учреждений.

    Территориальные силы КСИР. В соответствии с принятым в Корпусе военно-административным делением в стране действуют 16 территориальных командований, которые в зависимости от группировки дислоцированных в зоне их ответственности сил и средств могут включать территорию одной или двух провинций. Во главе территориального командования, как правило, стоит командующий силами КСИР провинции или командир одного из дислоцированных там соединений. В административном порядке ему подчиняются все дислоцированные в зоне ответственности территориального командования соединения и части Корпуса, а также подразделения сил сопротивления «басидж». На командующих территориальными командованиями КСИР и их штабы возлагаются задачи по выполнению планов оперативного и мобилизационного развертывания, организации процесса боевой подготовки и всестороннего обеспечения жизнедеятельности войск, а кроме того, по подготовке сил сопротивления «басидж».

    Силы охраны правопорядка (СОП), в соответствии с законом ИРИ о вооруженных силах являющиеся их составной частью, предназначены для выполнения следующих задач:

    Борьба с наркобизнесом и контрабандой;

    Борьба с антиобщественными явлениями;

    Расследование преступлений;

    Задержание преступников и обеспечение их содержания под стражей;

    Осуществление контроля границ страны, выполнение пограничных протоколов и соглашений, а также защита интересов государства в морской экономической зоне;

    Обеспечение визового режима на пограничных постах и переходах, контроль за въездом и выездом из страны граждан ИРИ и иностранцев, а также за пребыванием последних на территории Ирана;

    Разработка правил, регулирующих дорожное движение, контроль за их соблюдением;

    Обеспечение призыва молодежи на военную службу;

    Сотрудничество с Интерполом;

    Обеспечение охраны государственных объектов и высших должностных лиц;

    Взаимодействие в случае необходимости с другими видами ВС страны.

    Общее руководство силами охраны правопорядка осуществляет верховный главнокомандующий ВС ИРИ через своего заместителя по СОП - министра внутренних дел, а непосредственное - командующий СОП.

    Территориально СОП разделены на зоны, соответствующие административному делению страны на провинции. Кроме того, создана отдельная зона в г. Тегеран. Во главе каждой из них стоит командир, назначаемый министром внутренних дел. Он непосредственно подчиняется командующему СОП и взаимодействует с заместителем губернатора провинции по политическим вопросам и безопасности, который отвечает за координацию деятельности между дислоцированными в остане подразделениями СОП, КСИР, министерства информации (безопасности) и Армии. Каждая зона состоит из районов, которые могут быть внутренними или пограничными. Как правило, границы районов СОП территориально совпадают с административным делением провинций на уезды.

    Таким образом, система высших органов государственной власти и военного командования Исламской республики Иран призвана обеспечивать стабильность правящего исламского режима, защиту национальных интересов, суверенитета и территориальной целостности страны, а также соблюдение положений ислама при разработке и практическом осуществлении мероприятий в области внутренней и внешней политики государства.

    Особенности системы управления вооруженными силами ИРИ. В программах строительства вооруженных сил Исламской Республики Иран в последние годы значительно больше внимания стало уделяться системе управления войсками. Стимулом ее развития и совершенствования послужил опыт восьмилетней ирано-иракской войны (1980-1988), выявивший просчеты и недостатки данной системы.

    Основное предназначение системы управления ВС Ирана в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях заключается в обеспечении устойчивого, оперативного и скрытного управления войсками в условиях мирного времени, в ходе их оперативного развертывания и создания группировок, а также при ведении боевых действий. Таким образом, система управления должна позволить в наиболее полном объеме реализовать боевую мощь ВС в ходе военных действий.

    В Иране функционирует относительно развитая система управления национальными вооруженными силами. Она включает:

    Органы управления, обеспечивающие деятельность высшего военно-политического руководства страны;

    Органы управления высшего и оперативного звена руководства;

    Системы управления Армии, корпуса «стражей исламской революции», сил охраны правопорядка, а также видов ВС, входящих в состав данных компонентов вооруженных сил Ирана.

    По масштабу и характеру выполняемых задач органы и пункты управления ВС ИРИ подразделяются на высшие, оперативные и тактические.

    К высшему звену управления относятся руководитель Исламской Республики Иран как верховный главнокомандующий вооруженными силами со своим аппаратом, основу которого составляет канцелярия, президент страны (заместитель главкома и его преемник в случае чрезвычайных обстоятельств и одновременно председатель высшего совета национальной безопасности, а также такие органы, как ВСНБ, совет обороны, генеральный штаб, объединенный штаб Армии, объединенный штаб КСИР, главный штаб СОП, министерство обороны и поддержки вооруженных сил. Они имеют свои основные командные пункты (КП), в том числе центральный командный пункт для управления ВС.

    Духовный лидер ИРИ осуществляет общее, главным образом политическое и религиозно-идеологическое, руководство. Во всех органах военного управления он имеет своих личных представителей, которые с помощью своих аппаратов контролируют деятельность соответствующих командующих и штабов, и без их санкций ни одно решение не может быть проведено в жизнь. Однако в последние годы наблюдается тенденция к определенному ограничению влияния исламских комиссаров, в первую очередь на решения, связанные с чисто профессиональными вопросами деятельности вооруженных сил. Одновременно все более активную роль в управлении войсками играет совет обороны. При этом все постановления этого органа приобретают силу лишь после утверждения их верховным главнокомандующим.

    Непосредственное оперативное управление вооруженными силами Ирана осуществляет духовный лидер ИРИ через ГШ ВС ИРИ, в подчинении которого находятся объединенные штабы Армии, КСИР, штаб ВМС ИРИ и главный штаб СОЩ в военное время).

    Наличие в составе ВС двух параллельных и независимых структур: Армии и КСИР, каждая их которых имеет собственные сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы с соответствующей системой органов управления, как в мирное, так и военное время создает определенные трудности в практическом осуществлении управления войсками.

    Силы охраны правопорядка в мирное время выполняют свои функции, подчиняясь МВД (министр внутренних дел является заместителем ВГК по СОП), а в военное - они переходят в полное распоряжение генштаба.

    Оперативное звено управления войсками и силами в мирное время включает штабы, командования видов ВС Армии и КСИР, а также объединенные оперативные командования (ОК). При этом ОК сухопутных войск Армии и КСИР формируются на операционных направлениях (Северо-Западное, Западное, Южное, Юго-Восточное и Восточное) и начинают функционировать с момента оперативного развертывания ВС ИРИ. В мирное время имеются штабы и назначены командующие ОК.

    Тактическое звено управления включает штабы и КП дивизий и бригад сухопутных войск, авиабазы ВВС, оперативные соединения ВМС Армии и КСИР, а также объединенные оперативно-тактические штабы.

    Кроме того, система управления в вооруженных силах имеет два так называемых контура - административный и оперативный. Первый используется, как правило, в мирное время, второй - на учениях и с началом оперативного развертывания ВС.

    С приведением войск в полную боевую готовность и с началом оперативного развертывания осуществляется переход управления войсками на оперативную организацию, перевод органов и пунктов высшего и оперативного звена управления на пункты управления военного времени, развертывание подвижных командных пунктов.

    С началом развертывания ВС ИРИ оперативное управление сухопутными войсками Армии и КСИР переходит к объединенным оперативным командованиям. Причем в соответствии со сложившейся военно-политической обстановкой ОК сухопутных войск Армии и КСИР формируются на операционных направлениях (Северо-Западное, Западное, Южное, Юго-Восточное и Восточное) и начинают функционировать с началом боевых действий.

    В ВВС командование переходит к штабам трех ОК оперативных зон ВВС: «Северо-Запад» (Тегеран), «Центр» (Исфаган) и «Юг» (Шираз), которым переподчиняются авиабазы.

    ПВО ИРИ находится на постоянном боевом дежурстве, поэтому административный и оперативный контуры ее системы управления совпадают.

    В ВМС в военное время и при проведении крупных учений осуществляется переход на оперативную организацию. В этом случае в их составе создаются единые (Армия и КСИР) силы, формируемые на базе объединенных ВМС в соответствующих военно-морских районах. Как подчеркивают западные специалисты, дислокация большинства BMP военно-морских сил Армии совпадает с размещением аналогичных структур ВМС КСИР. Все это облегчает быстрый переход к объединенным ВМС, для чего уже в мирное время определены операционные объединенные BMP и назначены их командующие.

    Все части, соединения и войсковые учреждения соединены линиями связи. Передача приказаний и распоряжений, а также сбор информации осуществляются через узлы и пункты связи, имеющиеся при всех штабах и командных пунктах. При этом, как правило, узлы и пункты связи КП до дивизий и отдельных бригад включительно, помимо коротковолновых линий связи, имеют коммутационные устройства для вхождения в разветвленную сеть многоканальной радиорелейной связи.

    Созданная система управления вооруженными силами Исламской Республики Иран, по оценкам зарубежных экспертов, позволяет военно-политическому руководству страны осуществлять относительно устойчивое управление войсками в мирное и военное время.

    Подробнее о СВ Армии Ирана см: Зарубежное военное обозрение. - 1997. - № 12. - С. 13-20.

    Подробнее о ВВС Армии Ирана см.: Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 8. - С. 25 - 32.

    Подробнее о ВМС Армии Ирана см.: Зарубежное военное обозрение. - 1998. - № 5. - С. 34 - 42.