В каких случаях используется метод социального эксперимента. Метод эксперимента в социологии. Особенности социальных экспериментов

Одним из самых эффективных и в то же время наиболее трудоемких методов сбора социологической информации является эксперимент. Он позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами невозможно.

Как разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и одновременно метод сбора информации о факторах, воздействующих на состояние тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

Эксперимент - это «метод получения информации об изучаемом социальном объекте путем воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Требует выдвижения гипотезы о взаимосвязи различных его характеристик» Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам. Эксперимент является также самым надежным средством решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ.

Экспериментальное доказательство гипотезы основывается на логических схемах, разработанных еще Дж. С. Миллем. В своей книге «Система логики», впервые опубликованной в 1843 г., Милль сформулировал 4 метода доказательства причинных связей: метод единственного различия, сопутствующих изменений, единственного сходства, остатков .

В социальных науках наиболее часто применяется метод единственного различия, заключающийся в сравнении двух сложных явлений (систем, процессов), отличающихся лишь тем, что в одном из них присутствует гипотетическая причина, а в другом она отсутствует.

Модификацией данной системы доказательства является схема сопутствующих изменений, которая отличается от вышеприведенной только тем, что действие независимой переменной производится много раз и с различной интенсивностью, что должно привести к соответствующим изменениям зависимой переменной.

Логика схемы единственного сходства иная - две сравниваемые системы различаются по всем параметрам, кроме экспериментальных переменных. В изучении социальных явлений эта схема почти не используется, ибо доказать, что две системы различаются во всем, кроме действия экспериментального фактора, еще труднее, чем доказать, что они сходны во всем, кроме этого.

Неприменимым в социальных исследованиях является и метод остатков, который основывается на уже доказанных причинных связях между переменными.

Интересным фактом является то, что сам Дж. С. Милль, а за ним и О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений. Проблема заключается в том, что социальные явления для этого слишком сложны и изменчивы, невозможно четкое выявление эффектов воздействия одного определенного фактора, а также однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности.

Сложность, многофакторность и многослойность социальных процессов; трудность, часто невозможность их формализации и количественного описания; целостный, системный характер зависимостей; опосредованность внешних воздействий через человеческую психику, в том числе через предрасположенность к определенному отношению к поведению - все это затрудняет эмпирическое выявление и доказательство причинных зависимостей. Ряд социальных процессов мало изучен для выдвижения объяснительных гипотез. И при их наличии реальный социальный эксперимент часто невозможен по политическим, экономическим, этическим и другим соображениям. Большинство важных социальных ситуаций не могут быть созданы по желанию исследователя, так же как в уже существующих ситуациях не могут быть экспериментально проверены причинные связи, реализация которых могла бы привести к нежелательным последствиям. Много проблем возникает в связи с репрезентативностью экспериментов, проведенных с определенной конкретной группой людей в определенных конкретных условиях. Весьма трудно установить границы возможного распространения результатов эксперимента на другие группы и условия, особенно тогда, когда испытуемые знают, что идет эксперимент и их реакции фиксируются. Довольно сложными и хлопотливыми являются организационные проблемы, связанные с проведением эксперимента ".

Эксперимент в той форме, в которой он применяется в естественных науках, нельзя применить в социальных науках. В социологии общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав экспериментальную группу (или группы) и поместив ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора), проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, называемых контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем «сценарию».

При формировании эксперимента следует соблюдать три требования. Во- первых, в качестве контрольных выбирают характеристики, самые важные с

точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы (либо среды проведения эксперимента), которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными. Характеристики, «не участвующие» в эксперименте, носят название нейтральных. Их «судьба» в процессе эксперимента может сложиться по-разному. В одних случаях они могут без «постороннего» воздействия измениться (тогда они получают название переменных), в других - остаться неизменными (тогда их называют постоянными). Для конечных результатов эксперимента и то, и другое не имеет большого значения. Главное, чтобы изменения в нейтральных характеристиках нс отражались на контрольных. И в-третьих, на протекание эксперимента нс должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить се.

Перечисленные условия актуализируют проблему выбора экспериментальной группы.

Специалисты выделяют несколько видов эксперимента и методов отбора экспериментальных групп.

По характеру объекта и предмета исследования различают социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально-психологические, педагогические, психологические эксперименты. В данном разделе нас интересуют в первую очередь социологические эксперименты.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются вес контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия сс функционирования) и по истечении определенного, заранее заданного срока вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

Очень важно, чтобы в процессе линейного эксперимента было исключено воздействие мешающих факторов на объект анализа.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной - изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

Для успешного проведения эксперимента большую роль играет правильный подбор его участников. В прикладной социологии используют три метода: попарного отбора, структурной идентификации и случайного отбора.

Ко всем трем методам предъявляется одно общее требование: они должны гарантировать правомерность распространения результатов эксперимента на тот объект, изменение характеристик (или условий функционирования) которого предусматривается в последующем. Этот объект выступает как генеральная совокупность, из состава которой выбирается экспериментальная группа. Кроме того, использование соответствующего метода отбора группы (групп) в некоторой степени предопределено моделью планируемого эксперимента.

Метод попарного отбора. Он используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но отличались по факторным характеристикам. Для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время измеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

Как в линейном, так и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной идентификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Такой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В свою очередь, в параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп. Например, численность двух групп составляет соответственно 50 и 90 человек. Известно, что в первой экспериментальной группе среднее образование имеют 70% членов группы (35 человек), а высшее - 30% (15 человек). Во второй (контрольной) группе их доля равная - по 50% (по 45 человек). Предположим, что в целях создания экспериментальной ситуации нам нужно по характеристике «уровень образования» привести структуру контрольной группы в соответствие со структурой экспериментальной. Производя несложные арифметические подсчеты, находим, что контрольная группа должна включать 60 человек: 42 (70%) со средним и 18 (30%) - с высшим образованием.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.

По способу проведения различают реальные и мысленные эксперименты. В реальном эксперименте осуществляется проверка объяснительных гипотез путем планомерного управления условиями социальной деятельности. В мысленных экспериментах проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них.

По специфике поставленной задачи различают теоретические и прикладные эксперименты. Первые нацелены на приобретение новых научных знаний, информации методического характера, а вторые - на получение практического эффекта.

В зависимости от ориентации на прошлое или будущее различают проективные и ретроспективные эксперименты. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Как особую разновидность проективных социальных экспериментов можно выделить созидательный эксперимент, нацеленный на проверку социального проекта, принципиально новых управленческих решений. Реальный эксперимент является всегда проективным, мысленный же - обычно ретроспективным, направленным в прошлое: исследователь манипулирует информацией о свершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия. Мысленные эксперименты могут быть и проективными, если они используются для прогнозирования будущих событий и если их выводы проверяются реальными экспериментами и другими методами исследования .

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, производственная группа). При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Соответствующее решение в каждом конкретном случае зависит от того, насколько осведомленность может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и сами группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

Как в полевом, так и в лабораторном эксперименте в качестве дополнительных методов сбора информации с успехом могут быть использованы опрос и наблюдение. Их результаты дают основание исследователю решать вопрос о том, вмешиваться ли в ход эксперимента или наблюдать за ним до полного окончания без вмешательства.

Подготовка и проведение эксперимента предполагает последовательное решение ряда вопросов:

  • 1) определение цели эксперимента;
  • 2) выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы (групп);
  • 3) выделение предмета эксперимента;
  • 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  • 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  • 6) формулировка гипотез и определение задач;
  • 7) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
  • 8) определение метода фиксации результатов;
  • 9) выбор критерия оценки эффективности эксперимента ".

На основе выделенных переменных и материальных, социальных, временных возможностей проведения исследования разрабатывается план эксперимента. В социальных исследованиях наиболее часто используются 4 плана: 1) эксперимент «до-после» без контрольной группы; 2) эксперимент «до-после» с контрольной группой; 3) эксперимент «только после» с контрольной группой;

4) эксперимент «якобы до - после» с контрольной группой .

Эксперимент «до-после» без контрольной группы принадлежит по логике доказательства гипотезы к последовательным экспериментам. Исследователем создается или изыскивается экспериментальная ситуация перед введением в действие экспериментального фактора, и после его воздействия производится измерение интересующих экспериментатора признаков - независимой переменной и связанных с ней факторов, характеристик ситуации. Гипотеза проверяется сравнением значений зависимой переменной до и после воздействия экспериментального фактора.

План «до-после» с контрольной группой является параллельным по логике доказательства гипотезы. Он предполагает образование или изыскивание двух равных по своим основным показателям групп, в одной из которых (экспериментальной) вводится в действие экспериментальный фактор, а в другой (конгрольной) - нет. В обеих группах производятся измерения интересующих исследователя признаков до и после действия экспериментального фактора. Гипотеза считается доказанной, если в экспериментальной группе произошли изменения в зависимой переменной, а в контрольной группе их нс наблюдалось.

В эксперименте «только после» с контрольной группой не возникает проблем, связанных с предварительными измерениями переменных («эффективность первого замера»). Значения переменных фиксируются лишь после воздействия экспериментального фактора. Гипотеза проверяется сравнением значений зависимой переменной в экспериментальной и контрольной группах.

Существует ряд планов эксперимента, где комбинированием измерений «до» и «после» в выравненных группах пытаются уменьшить негативное влияние предварительного измерения, с одной стороны, и компенсировать отсутствие данных о положении до воздействия экспериментального фактора - с другой.

К числу подобных планов эксперимента относится «якобы до - после» с контрольной группой. Для этого плана характерно то, что в обеих группах производится лишь одно измерение, но на разных стадиях эксперимента - в экспериментальной группе - до его воздействия. Гипотеза проверяется сравнением результатов этих измерений, т.е. экспериментальная и контрольная группы рассматриваются, в сущности, как одна, так что можно исходное положение измерять в одной группе, а конечное положение - в другой, и все-таки рассматривать различие в этих состояниях как результат воздействия экспериментального фактора.

Все описанные выше планы эксперимента однофакторные (одновариантные). Многофакторный (многовариантный) план предполагает воздействие двух, трех или даже большего количества экспериментальных факторов. Многовариантный план позволяет выявить взаимодействие экспериментальных факторов.

Социальный эксперимент является одним из эффективных приемов исследования систем управления. Значение его состоит в том, что он помогает раскрыть общественные процессы во всей их сложности и многообразии, дает управляющим органам достоверную информацию, позволяя оценить эффективность той или иной системы управления. В этой связи упомянем Хоторнские эксперименты (1927-1932 гг.). Изучая влияние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений и стиля руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, организатор эксперимента Э. Мейо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило Э. Мейо создать социальную философию менеджмента.

Особую роль социальные эксперименты играют в управлении. Потребность в эксперименте возникает в том случае, когда для принятия управленческих решений обычных источников информации недостаточно, когда трудно заранее предвидеть все стороны практического применения нового решения. В ходе социального эксперимента проект управленческого решения обретает конкретность и в целенаправленность, что позволяет судить о степени его социальной значимости.

В процессе выработки управленческого решения всегда могут быть различные его варианты, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный для конкретной ситуации. Поэтому социальный эксперимент выступает в роли средства поиска конкретных форм наилучшего решения поставленных задач. Эксперимент дает возможность практически испытать различные варианты управленческих решений и на основе анализа и синтеза информации о функционировании испытуемых вариантов отобрать для верного управленческого акта наиболее эффективный из них.

Социальный эксперимент представляет собой научную лабораторию, которая может быть использована в целях научного прогнозирования дальнейшего хода и развития управленческих решений. С помощью социального эксперимента субъект управления имеет возможность решать не только назревшие и стоящие на повестке сегодняшнего дня проблемы, но и предвидеть ход событий. Поэтому эксперимент - конкретная форма социального прогнозирования. Он нередко порождает новые гипотезы, которые могут быть использованы для последующих экспериментов. Иначе говоря, эксперименты первого порядка могут стать исходной позицией для экспериментов второго, третьего и т.д. порядка, которые помогут получить более обширную информацию о глубинных процессах общественной жизни и способствовать выработке и принятию оптимального управленческого решения ".

Мы рассмотрели различные методы сбора социологической информации и хотим обратить внимание читателей на проблему выбора методов исследования.

Методы сбора информации обладают разными познавательными возможностями, преимуществами и недостатками.

Во-первых, ни один из методов сбора данных не является универсальным по отношению к предмету социологического исследования. Именно специфика отражения объективной реальности в источниках информации требует от социолога комплексного применения различных методов для освоения максимально разнообразных источников информации и в конечном счете для наиболее полного постижения сущностных свойств изучаемого предмета. В то же время при проведении «монометодического» исследования социолог должен соблюдать границы интерпретации получаемых данных, не превышая познавательных возможностей использованного метода и источника информации с присущими ему особенностями отражения объективной реальности.

С подобной ошибкой мы сталкиваемся в социологических отчетах, выводах и рекомендациях, когда речь идет об интерпретации данных опросов, характеризующих отражение изучаемой реальности в сознании опрашиваемых, в качестве однозначного соответствия самой этой реальности. Особенно обостряется эта проблема в социологических исследованиях, направленных на изучение социально неодобряемых видов деятельности или сложных социальных феноменов, связанных с обыденным сознанием сложными опосредованными механизмами отражения.

Во-вторых, специфика отражения изучаемой реальности в источниках информации порождает в рамках каждого из основных методов множество его технических разновидностей. При этом каждая техническая разновидность метода небезразлична к его познавательным возможностям, имеет свои плюсы и минусы, влияющие на качество получаемой информации, на экономикоорганизационные затраты при проведении исследования ".

В качестве оснований для определения методической стратегии исследования выступают, с одной стороны, априорные (исходные) знания социолога о познавательных возможностях каждого из методов сбора данных, с другой - априорные знания о предмете исследования, особенностях конкретной исследовательской ситуации. Переход от теоретических посылок исследования к этапу сбора эмпирической информации реализуется в методических решениях различного уровня.

  • 1. На уровне методической стратегии исследования в целом принимаются решения о необходимом и достаточном числе методов, познавательные возможности которых в совокупности оцениваются как адекватные целям исследования и особенностям исследовательской ситуации.
  • 2. На уровне отдельного метода принимаются решения об использовании таких технико-организационных разновидностей метода, познавательные возможности которых оцениваются как адекватные частным познавательным задачам, решаемым с помощью данного метода.
  • 3. На уровне отдельного исследовательского инструмента (анкета, план, интервью, инструкция или отчет интервьюера, блок вопросов, отдельный вопрос, кодировочная карточка и т.д.) принимаются решения об адекватности познавательным задачам частных процедур выявления, изменения, регистрации фрагментов изучаемой реальности.

Таким образом, методы сбора данных - не просто конгломерат средств, которые могут произвольно использоваться (или нс использоваться) исследователем в зависимости от организационных ресурсов и личных предпочтений. Выбор методов сбора данных диктуется объективной природой изучаемых социальных феноменов, спецификой отражения их свойств в потенциальных источниках искомой информации. При этом выбор методов сбора данных достаточно жестко задает границы содержательной интерпретации получаемой эмпирической информации ".

Горшков М. К.. Шереги Ф. Э. Прикладная социология. М., 2003. С. 152.
  • Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М, 1999 С. 358-361.
  • Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел - Синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000. С. 183-184.
  • Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. / Отв. ред. В. Г. Анд-реенков, О. М. Маслова. М., 1990.С. 41-42.
  • Социологический эксперимент – метод социологического исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

    Социологический эксперимент не следует отождествлять с социальным экспериментом . Понятие социального эксперимента используется, как правило, в более широком понимании, т.е. как любой эксперимент в обществе и общественных науках, например, в социальной психологии. Термин "социологический эксперимент" используется лишь в социологии с учетом специфики ее объектов и методов.

    В эксперименте обычно проверяются гипотезы о причинных связях исследуемых явлений, процессов и событий. Следовательно, особенность эксперимента как метода сбора социологической информации состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменными. Исключение могут составлять ситуации, когда эксперимент проводится для достижения эффекта в практически-преобразовательной деятельности путем экспериментального поиска эффективных приемов управления: в этом случае познавательная функция становится не главной.

    Гипотеза, проверяемая в процессе эксперимента, должна удовлетворять ряду требований. Здесь перечислим требования по В. А. Ядову .

    • 1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не может считаться проверяемой.
    • 2. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.
    • 3. Гипотеза должна быть простой и не должна содержать слишком много допущений и ограничений.
    • 4. Особо значимы гипотезы, которые приложимы к более широкому кругу явлений, нежели область, непосредственно затрагиваемая в исследовании. Например, при исследовании гипотезы о факторах, определяющих производительность труда рабочих, важно знать, что нет фактов, которые сделают эту гипотезу неприменимой к сельскому или инженерному труду.
    • 5. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Пример гипотезы, неудачной с этой точки зрения: "Чем меньше поддержки оказывается в стране политическим институтам, тем более неустойчивой оказывается стабильность ее политической системы". Эту гипотезу трудно опровергнуть, потому что оба понятия схожи. Чтобы провести требуемую проверку, предстоит провести независимые измерения поддержки политических институтов и стабильности политической системы. В противном случае, оба явления будут измерены с помощью одних и тех же индикаторов, и такую гипотезу невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
    • 6. В формулировке гипотезы следует указать способ се проверки в данном исследовании.

    Общая логика эксперимента в социологии заимствована из общей психологии и социальной психологии, где в качестве модели используются малые (10–15 человек) группы, являющиеся объектом экспериментальной ситуации. Выводы по итогам эксперимента в таких группах считаются репрезентативными для данной и аналогичных по составу других малых групп, но не экстраполируются на генеральную совокупность, т.е. на группы существенно большего численного состава. В отличие от этого в прикладной социологии модель эксперимента должна служить основой для выводов, которые можно распространить на массовые явления. Логика заключается в том, чтобы выбрав экспериментальную группу (или группы) и поместив ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора), проследить направление, масштабы и устойчивость изменения характеристик, называемых контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой "замкнутую систему", элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем "сценарию" .

    При формировании эксперимента следует соблюдать ряд требований.

    • 1. В качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы.
    • 2. Изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы либо среды проведения эксперимента, которые вводятся или изменяются исследователем. Такие характеристики называются факторными . Характеристики, исключенные из экспериментального исследования, называются нейтральными . Необходимо, чтобы изменения нейтральных характеристик не отражались на контрольных.
    • 3. На протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее.

    Подготовка и проведение эксперимента предполагает решение ряда вопросов.

    • 1. Определение цели эксперимента.
    • 2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы (групп).
    • 3. Выделение предмета эксперимента (той стороны объекта, которая непосредственно подлежит изучению).
    • 4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков.
    • 5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации.
    • 6. Формулировку гипотез и определение задач.
    • 7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
    • 8. Определение метода фиксации результатов.
    • 9. Выбор критерия эффективности эксперимента.

    Пример

    Чтобы подчеркнуть сложность проведения социологических экспериментов, а также ответственность, с ко торой требуется к ним подходить, приведем небольшой пример, когда фактор, казалось бы, мало связанный с экспериментом, может исказить результаты. Допустим, при экспериментальном исследовании влияния стиля управления в IT-фирме на эффективность труда программистов в качестве факторных характеристик будут выступать политика руководства и принятая методология программной разработки, а в качестве контрольных – различные метрики производительности труда и качества разработанных программ. Что делает при этом владелец автомобиля в гараже недалеко от офисного здания, кажется совершенно посторонним вопросом. Но если он включит громкую музыку на несколько часов, причем она будет отлично слышна в рабочем помещении программистов, то кого-то она может "подбодрить", а кому-то помешает работать.

    Основные достоинства социологического эксперимента следующие.

    • 1. Возможность изучить причинно-следственные связи между событиями.
    • 2. Высокая объективность, поскольку результаты эксперимента – это фактически произошедшие события.
    • 3. Возможность создания и воспроизведения условий, труднодостижимых при наблюдении.

    Какие бы громадные возможности порой ни открывал социологический эксперимент, он характеризуется рядом недостатков , о которых следует помнить.

    • 1. Утверждение о силе и характере влияния конкретной независимой переменной на зависимую переменную имеет только вероятностный характер.
    • 2. Не всегда возможно применение результатов эксперимента в других условиях среды.
    • 3. Затруднено нивелирование влияния посторонних факторов.
    • 4. Нередко возможны значительные временны́е и финансовые затраты. Например, последние характерны для ситуаций, когда в эксперименте участвуют оплачиваемые добровольцы.

    Эксперимент в социологических исследованиях проводится относительно редко, поскольку его использование для сбора социологической информации сопряжено с немалыми трудностями. Тем не менее отдача от него может быть довольно высокой. Уже сам процесс организации и осуществления эксперимента независимо от его результатов позволяет по-новому взглянуть на многие сложные социальные явления и процессы, избежать возможных ошибок и снизить издержки при практических действиях.

    • Ядов В. А. Указ. соч. С. 61–63.
    • Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Цит. соч. С. 147.

    Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

    Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. Она хорошо описана В.А. Ядовым Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. - С.349 - 367.

    Мы рассмотрим полевой эксперимент, который играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.

    В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен прежде всего выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе.

    В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками.

    Во-первых, экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе - гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку.

    Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).

    В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.

    Наряду с экспериментальным фактором (независимой переменной) определяются зависимые переменные, т.е. факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной.

    Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого примитивного. Эксперименты более совершенного характера включают в свой предмет, кроме сказанного, изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта, с другой.

    Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями «экспериментальная группа» и «контрольная группа». В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.

    Осмысливая экспериментальный метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, категорий анализа (системы переменных), экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы. Если эксперимент играет роль дополнительного метода в исследовании (а основным, скажем, выступает анкетирование), то наряду с общей программой исследования разрабатывается специальная программа эксперимента. При этом последняя исходит из первой, конкретизируя все компоненты ее теоретико-методологической части. Если же эксперимент используется в качестве единственного метода, что бывает крайне редко, то его программа совпадает с общей программой исследования. Чаще встречается третий вариант, когда эксперимент применяется в качестве одного из основных методов (в сочетании либо с наблюдением, либо каким-либо опросом). В таком случае, как правило, специальной программы эксперимента не делают. Вместо нее в общей исследовательской программе особо выделяется та гипотеза, которая будет проверяться экспериментальным путем, и описываются процедуры ее проверки (система переменных, экспериментальный фактор, ситуация (условия) эксперимента, экспериментальная и контрольная группы, инструментарий эксперимента).

    Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда вытекает повышенная требовательность к инструментам его организации проведения и обработки полученных данных.

    Некоторые социологи, зная о том, что в инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения, не видят его отличий от инструментов наблюдения. В этой связи нужно отметить: во-первых, возможность включения в инструментарий эксперимента многих других методических документов - анкет, интервью, тестов и т.п.; во-вторых, чисто формальное сходство и принципиальное отличие целевых установок и реального содержания одинаково называющихся инструментов разных методов эмпирической социологии.

    Отличительной особенностью всех инструментов экспериментального метода, в том числе инструкции наблюдателям, является их доминирующая ориентированность на проблему обеспечения чистоты эксперимента. Основная трудность разработки документов данного метода заключена в сложности, порой невозможности пилотажа. В связи с этим возрастает значимость их апробации иными способами (консультации коллег, заимствование их опыта, мозговая атака, фокус-групповое обсуждение и т.п.).

    Главным результатирующим документом характеризуемого метода здесь выступает протокол эксперимента, в котором должны быть отражены, как минимум, следующие позиции:

    • 1. Наименование темы эксперимента.
    • 2. Точное время и место его проведения.
    • 3. Четкая формулировка проверяемой гипотезы.
    • 4. Содержание экспериментального фактора (независимой переменной).
    • 5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.
    • 6. Сущностное описание экспериментальной группы.
    • 7. Характеристика контрольной группы и принципов ее отбора.
    • 8. Описание экспериментальной ситуации.
    • 9. Характеристика условий эксперимента.
    • 10. Ход эксперимента, т.е. обстановка:
      • а) до введения экспериментального фактора,
      • б) в процессе его ввода,
      • в) после его введения,
      • г) после окончания эксперимента.
    • 11. Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария.
    • 12. Заключение о достоверности гипотезы.
    • 13. Прочие выводы.
    • 14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.
    • 15. Дата подписания протокола.

    Поскольку экспериментальный метод сложнее других, в его применении допускается много ошибок. Назовем некоторые из них:

    • 1. Эксперимент производится для получения информации, которая может быть получена иными, более простыми способами.
    • 2. За эксперимент выдается включенное или стандартизированное невключенное наблюдение.
    • 3. Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования.
    • 4. Допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку.
    • 5. Неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия.
    • 6. Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.
    • 7. Независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выражения в эмпирических индикаторах.
    • 8. Недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не входящих в независимую переменную.
    • 9. Контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальной группы по существенным для исследования параметрам.
    • 10. Инструментарий эксперимента нацелен лишь на фиксацию определенных данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чистоты эксперимента.
    • 11 Выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипотезу без достаточных на то оснований.
    • 12. Эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и сопротивляются ему.
    • 13. Практическим итогом эксперимента стало не решение социальной проблемы, а усугубление ее нерешенности.

    Эксперимент относится к числу самых разнообразных, трудно осваи­ваемых, но хорошо известных в социологии методов сбора первичной со­циальной информации.

    Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений. Из множества методов эксперимент является наиболее активным и наиболее действенным в плане возможностей проникновения исследова­телей в интересующую область реальной действительности. Специфика социального эксперимента:

    Вмешательство в систему объективной реальности;

    Планомерное введение относительно изолированного эксперимен­тального фактора, возможная комбинация с другими факторами;

    Планомерный контроль за всеми существенными факторами;

    Эффекты изменения зависимых переменных должны быть измере­ны и сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

    Социолог должен решить две взаимосвязанные задачи:

    а) теоретическое обоснование структуры эксперимента и его последо­вательности;

    б) отбор способов анализа протекающих изменений под воздействием контролируемых фактов на социальный объект.

    Эти проблемы реализуются в программе социального эксперимента. Программа эксперимента - это документ, в котором разработаны все про­цедуры эксперимента:

    1. Характеристика проблемной ситуации.

    2. Определение предмета, целей и задач экспериментального анализа.

    3. Обоснование выбора объектов, используемых в качестве экспери­ментальной группы.

    4. Описание модели экспериментальной ситуации (факторы и условия эксперимента).

    5. Формулировка гипотез эксперимента.

    6. Обоснование масштабов экспериментирования.

    7. Разработка методики эксперимента.

    8. Анализ результатов проверки эксперимента. Область применения эксперимента:

    В социологическом исследовании эксперимент направлен на дока­зательство гипотез исследования;

    Может сочетаться со всеми другими методами в ходе прикладного

    исследования;

    Применяется во всех общественных науках;

    Широко распространен как один из ведущих методов социальной

    технологии.

    Определение области социальных явлений зависит от специфики объекта исследования и от того, насколько изучен характер реакции социальной группы на планируемое изменение.

    Границы применения эксперимента:

    1) экспериментально могут быть изучены только те объекты, экспери­ментальное управление которыми не приведет к нарушениям функциони­рования данной системы (системы деятельности и поведения людей);

    2) экспериментально могут быть изучены те объекты, которые в слу­чае отрицательных результатов дадут минимальные потери.


    В эксперименте обычно выделяются 2 вида объектов - контрольные

    и экспериментальные группы.

    Экспериментальная группа - та группа, на которую оказывают воз­действие экспериментальным фактором. К экспериментальной группе предъявляют требования относительной стабильности состава на период эксперимента, в ряде случаев требуется согласие группы на участие в экс­перименте.

    Контрольная группа - идентичная экспериментальной по заданным

    параметрам, но не испытывает воздействие экспериментальным фактором. При наличии контрольной группы повышается чистота социального экс­перимента- так как воздействие побочных параметров в одинаковой сте­пени вероятно и в экспериментальной и в контрольной группе.

    Экспериментальный фактор (независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая пере­менная будет управляемой, если ее направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками.

    Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответ­ствии с программой исследования для проведения эксперимента. Экспери­ментальный фактор не включается в условия экспериментальной ситуации.

    По структуре экспериментальная ситуация характеризуется:

    1) условиями эксперимента;

    2) вербальными и предметными факторами-раздражителями;

    3)инструкцией;

    4) наличием экспериментаторов;

    5) наличием экспериментируемых;

    6) реакциями экспериментируемых.

    Классификация социальных экспериментов:

    1) по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные;

    2) по характеру структуры эксперимента как деятельности - проек­тивные эксперименты (от настоящего к будущему) и квазиэкспериментые (от прошлого к настоящему);

    3) по специфике исследовательской задачи - в области науки и прак­тические;

    4) по характеру логической структуры доказательств - параллельные (исследуются две группы) и последовательные (исследуется одна группа).

    5) по характеру исследуемых объектов - социологические, социаль­но-психологические, экономические и т.п. Требования к социальному эксперименту:

    1. Хорошо подготовленная программа исследования.

    2. Применение социального эксперимента обязательно должно спо­собствовать приросту знания.

    3. Структура и условия эксперимента не должны нарушать основополагающих принципов исследуемого объекта.

    4. Эксперимент должен быть управляемым.

    Сам процесс организации и проведения эксперимента позволяет по-новому взглянуть на многие сложные социальные явления и процессы.

    ТЕСТЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ

    Ключевые термины: Общенаучный метод. Логическое правило. Факторная переменная. Зависимая и независимая переменные. Факторный план. Изучаемая группа. Гипотетическая модель. Экпериментатор. Типология экспериментов. Натурный эксперимент. Полевой эксперимент. Модельный эксперимент. Мысленный эксперимент. Экс-постфактум эксперимент. Научный эксперимент. Прикладной эксперимент. Параллельный и последовательный эксперимент. Проективный эксперимент. Ретроспективный эксперимент. Искусственная реальность.

    Прежде всего, отметим, что эксперимент, в широком значении термина, это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний, прежде всего о причинно-следственных отношениях в структуре явления или процесса. Первые его использования отмечены в естествознании в работах Г. Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования научного эксперимента в изучении общества Нового времени, высказал П. Лаплас (1749-1827), однако только в 20-х годах XX столетия, с развитием позитивистской социологии, метод получил достаточно широкое распространение в прикладных исследованиях и перешел из лабораторной стадии к натурной, полевой.

    Как иследовательский метод, эксперимент была разработан в XIX в. Дж. С. Миллем. Его модель основывается на правиле двойного
    логического различия в согласии
    :если в эксперименте за серией событий А, Б и В следует событие а, но за серией событий Б, В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп событий рассматривается как экспериментальная, а вторая - как контрольная. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента может подвергаться различным изменениям. Двойное правило Миллябыло оснащено процедурами статистического анализа, известными на то время, по оценке причинно-следственных факторов. Их предназначение состояло в том, чтобы разработать методы позволяющие отбирать истинно причинные связи от всех связей опосредования и сопутствия. В дальнейшем, правило Милля было дополнено вероятностныи процедурами и средними. Это связано с тем, что средние наблюдаемых явлений оказываются устойчиво постоянными (как мера оценки явлений). Но это постоянстов связано с постоянством среды и лбое изменение средней (тенденции) происходит тогда когда изменяется среда.

    Один из основоположников современных методов планирования эксперимента и методов его анализа R.A. Fisher (1890-1962) разработал свои подходы и методы, занимаясь обработкой данных сельскохозяйственных экспериментов в Хартфордшире (Англия), решая проблему наилучешего меню и привеса для поголовья животных. Многие методы статистики, разработанные тогда, с небольшими модификациями применяются и в общественных науках. В этом плане использование теории для решения практических задач всегда приносило прекрасные результаты («нет ничего практичней хорошей теории», как говорили классики).

    Что же представляет собой эксперимент в социологии? Социологический эксперимент - это такой метод эмпирического исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых экспериментатором новых или видоизменяемых существующих (управляемых) факторов.

    Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию целесообразно определенных контролируемых условий. Такие условия приводят к образованию новой, эмерджентной, ранее не существовавшей ситуации, и позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие состояния объекта изменившимся условиям, или действий изучаемой группы людей, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Поэтому в эксперименте основной задачей является проверка гипотез о причинных связях (их наличии или отсутствии) исследуемых в эксперименте явлений, процессов и событий.

    Необходимость проведения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная (профессиональная, демографическая и т.п.) группа, или та или иная социальная сфера будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, вызывающих перемены. Этими факторами, в рамках прикладного социологического исследования могу служить рекомендации, сформулированные в результате проведенного прикладного исследования. Их внедрение и сявязано с проведением эксперимента. Из этого следует, что задача заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые, по сравнению с обычной ситуацией ее повседневной деятельности факторы, в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях. Анализ реагирования осуществляется в рамках проведения детерминационного (казуального) анализа. Зависимая переменная, отражающая результат воздействия факторов, может быть только количественной. Независимые переменные (факторы) могут быть как количественными так и качественными. Важнейшим условием проведения любого эксперимента является устранение действия посторонних факторов на независимые переменные и случайный подбор контрольной и экспериментальной группы. Возможность применения эксперимента в прикладном исследовании зависит от специфики объекта и предмета исследования и от оценки характера реакции социальной группы на планируемые изменения. План эксперимента разрабатывается согласно стандартам, предъявляемым программой социологического исследования, как в ее методической, так и организационной частях. Это предопределяет и этапы его организации и проведения.

    Классический социологический эксперимент включает три стадии: формирование групп (контрольной и экспериментальной); проведение эксперимента (ввод экспериментальных факторов или условий); измерение и анализ результатов эксперимента. Классический сценарий проведения эксперимента, в ходе его совершенствования, точнее, в ходе его использования для решения весе более сложных социальных и естественно-научных экспериментов, был дополнен факторным планом. Онпредполагает возможность последовательного ввода нескольких независимых признаков и использование корреляционного, дисперсионного, факторного, регрессионного видов анализа и других, для определения решающих причинно-следственных связей и переменных.

    Виды социологического эксперимента. Различают два основных вида: натурный (полевой, лабораторный) и мысленный (модельный) эксперименты. Использование натурных экспериментов в социологии ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из личностей, что требует от исследователей неукоснительного соблюдения моральной нормы ‑ "не навреди". Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и обычно имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Однако мы знаем, что в ходе реформирования нашего Отечества в последние полтора десятилетия было осуществлено немало жестких натурных экспериментов в масштабах всего общества. Попытка их осмысления была предпринята группой Т.И. Заславской, в серии работ под общим названием «Куда идет Россия?».Цетральной проблемой в этом проекте стало общество в целом. В рамках деятельностно-структурной концепции трансформационного Российского процесса ключевое место занимает изучение социального механизма, обеспечивающего воспроизводство и развитие процесса перехода страны в новое качество. По нашему мнению основным предметом любого эксперимента и выступают социальные механизмы, начиная с малой группы и завершая крупной организацией и социумом в целом.

    Мысленные социологические эксперименты распространены гораздо шире, по существу, они присутствуют в каждом крупном социологическом исследовании, где используются методы статистического анализа, и являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. Наиболее эффективной при этом является, так называемая, человеко-машинная система моделирования, в которой одна часть параметров объекта формализована, а другая остается неформализованной и представлена в виде концепций, сценариев, ценностных ориентаций человека, взаимодействующего с формальной частью в диалоговом режиме. Модельные эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но не могут заменить его. Большое распространение получили локальные социальные эксперименты- в масштабах производственных коллективов и территориальных общностей. Если в ходе эксперимента решается вопрос об истинности одной из двух или более гипотез, то говорят о решающем эксперименте.

    Таким образом, осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой действует изучаемая общность людей и определенное подчинение некоторых видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Поэтому применение эксперимента в общественной жизни, в социальных науках имеет более жесткие границы, чем в естественных науках. Пределы его применимости определяются, во-первых, возможностями социальной системы без ущерба для себя воспринять внедрение новых факторов экспериментального характера, когда они не нарушают закономерных взаимозависимостей и нормального функционирования данной системы как органической целостности. Во-вторых, далеко не все аспекты жизнедеятельности людей в тех или иных социальных ситуациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям, поскольку в любом из этих аспектов наряду с объективной, независимой от сознания и воли людей стороной, наличествует и реально действует субъективный фактор, обусловленный сознанием, эмоциями, волей, интересами, потребностями, стремлениями людей. Поэтому при проведении социального эксперимента приходится считаться, прежде всего, с интересами и стремлениями людей. В-третьих, содержание, структура и процедура социального эксперимента обусловлены правовыми и моральными нормами, функционирующими в обществе.

    В качестве независимых переменных в социологическом эксперименте могут выбираться различные аспекты производственной деятельности коллектива, например, освещенность или загазованность помещения; способы мотивационного воздействия на работников - поощрение, наказание, продвижение. В плане могут рассматриваться различные стороны совместной деятельности: групповой, инновационной, производственной, научно-исследовательской, политической, экономической. А также различные стороны власти в организации и типы лидерства: демократического, либерального, авторитарного и т.п.

    В качестве зависимых переменных используемых в социологическом эксперименте обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, мотивы деятельности, групповые мнения, ценности, стереотипы поведения, качество трудовой деятельности, активность экономического, политического, религиозного поведения и т.п. Поскольку такого рода характеристики чаще всего носят неявный характер, т.е. не поддаются непосредственному обнаружению и количественному измерению, исследователь в процессе подготовки к социологическому эксперименту предварительно определяет систему индикаторов, по которым он будет следить за изменением характеристики зависимых переменных.

    Независимая переменная в социологическом эксперименте должна выбираться таким образом, чтобы ее относительно легко можно было наблюдать и измерять. Количественное измерение независимой переменной подразумевает численное фиксирование интенсивности или эффективности ее проявления (например, освещенности помещения) или воздействия (например, наказания или поощрения). В этой связи возникает важная статистическая проблема - отделения естественных неконтролируемых различий между индивидами или их группами, от различий которые возникают из-за управляемых изменений во внешних условиях. Успех решения этой задачи расширил применение эксперимента в сфере социального управления при поиске новых средств и методов достижения поставленных целей, что позволяет говорить о социально-управленческом или социальном эксперименте.Последний термин используется и в более широком значении - как любой эксперимент в общественных науках. Применяемый в социологии, с учетом специфики ее объектов и методов, он позволяет говорить о социологическом эксперименте , о котором ниже и пойдет речь.

    Социологический эксперимент как специфический метод прикладного исследования обладает имманентными компонентами.

    Экспериментатор - это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

    Экспериментальный фактор, или независимая переменная (признак) - условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию (деятельность) социологом. Независимая переменная управляется и контролируется со стороны экспериментатора, в ходе реализации программы эксперимента.

    Экспериментальная ситуация - такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с программой и гипотезой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор.

    Экспериментальный объект - это организация или небольшая социальная общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, определяемых гипотезой социологического эксперимента.

    Разработка программы и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов.

    Первый этап - методологический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, цели и задачи исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы, общности, организации. Цели и задачи эксперимента определяются основными характеристики изучаемого объекта, Важнейшей частью методологи эксперимента является разработка определенной гипотетической модели изучаемого явления или процесса, которая создается, в символах и знаках, как идеальный прототип (модель) исследуемой экспериментальной ситуации.. В модели выделяются основные взаимозависимые параметры и их возможные связи с другими явлениями, процессами. Модель описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая (независимые) переменная , или как ее еще определяют - экспериментальный фактор.Ее действие регулируется экспериментатором и выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной(переменных). Не экспериментальными переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специально вводимых в данную систему экспериментатором.

    Второй этап - методический. Важнейшими компонентами этого этапа исследования являются разработка методики исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

    Третий этап – организационный, проведение эксперимента. В процессе его формулируется организационный план осуществления намеченной программы, создается экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые независимые переменные (экспериментальные факторы).

    Четвертый этап – проведение анализа и оценка результатов полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов раскрывают причинно-следственные связи, подтверждают исследовательскую гипотезу, и, следовательно, достигнуты ли намеченные цели и задачи исследования.

    Типология социальных экспериментов.

    По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контролируемые и неконтролируемые (естественные).

    Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

    Классическим экспериментом этого типа (и получившего название Хотторнского), является проведение под руководством профессора Элтона Мэйо известных исследований в 1924-1932 гг. на Хотторнских электрических заводах близ Чикаго (США). При решении первоначально поставленных задач (повышение производительности туда) были сделаны два важных вывода: 1) не существует прямой механической связи между переменной «условия труда» (освещенность) и «производительность» (отрицательный результат – тоже результат!!!); 2) необходимо искать иные, опосредованные, скрытые от исследователей, факторы определяющие трудовое поведение людей, находящихся под наблюдением, в том числе и производительность их труда. На последующих этапах, когда в качестве независимых переменных использовались: температура помещения, влажность, материальные стимулы, психологическое давление на группу (бригаду), было выяснено следующее. Во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредованно, через так называемый "групповой дух" т.е. через групповую сплоченность, понимаемую как самоценность группы по отношению ко всему окружающему, а во-вторых, что именно групповая сплоченность является решающим фактором роста эффективность труда.

    Историческая значимость Хотторнского эксперимента заключается в том, что в области методологии он привел, во-первых, к переосмыслению роли, значимости и соотношения материального и субъективного в производственном процессе; во-вторых, выявил место и роль латентных факторов работы в группе ("групповой дух"), ранее ускользавших от внимания исследователей и организаторов производства; в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность и солидарность), в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии и менеджмента ‑ бихевиоризма.

    По степени активности исследователя, среди полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь разрабатывает модель социального объекта в виде набора переменных, отражающих условия его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную (или последовательный набор переменных) для проверки предполагаемых под его действием будущих изменений.

    Естественный эксперимент - это такая разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь является скорее наблюдателем, чем экспериментатором. Наша действительность является уникальной экспериментальной площадкой, где опытному исследователю предоставлены прекрасные возможности экспериментального наблюдения за социально-экономическими процессами в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, недружественных поглощений предприятий и фирм, акционирования и формирования корпораций. Все зависит от поставленных целей и задач исследования, разработки соответствующей модели объекта исследования, определения факторных и результирующих переменных, уровня методического обеспечения работы в целом. Естественный эксперимент обладает тем преимуществом, что момент искусственности в нем сведен до минимума, а если подготовка к нему проведена тщательно и продуманно, то чистота и достоверность выводов, полученных в результате его проведения, обладает высокой степенью достоверности и фактологичности.

    Лабораторный эксперимент - разновидность экспериментального исследования, который проводится в искусственной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более контролируемой и управляемой. Трудности проведения ЛЭ связаны с необычностью самой лабораторной обстановки, наличием приборов, присутствием и активным действием экспериментатора, а также осознание испытуемыми искусственности ситуации. Сведение к минимуму этих недостатков требует четкого инструктажа всех участников эксперимента, четкости и ясности понимания задач и адекватности действий.

    Специфическая разновидность лабораторного эксперимента является уже упомянутый мысленный эксперимент. Дополним, что в последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютеров. Отличительной особенностью таких экспериментов является их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспериментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и переходить от уровня описания к уровню объяснения, а затем - к теории, позволяющей осуществлять прогнозирование.

    Одним из примеров мысленного эксперимента является разработка в середине 60-х годов XX столетия сотрудниками Пенсильванского университета в Филадельфии (США) Р. Сиссоном и Р. Акоффом, известными учеными в области стратегического управления, количественной теории эскалации и деэскалации военных конфликтов. Моделью разрабатывались, на основе нескольких ранее описанных в научной литературе сценариев, эскалации вооруженных конфликтов, содержание которых основывалось на принципах действие – противодействие («Если…, ….то… .). Эти эксперименты дополнили методический арсенал экспертного оценивания развития событий в данной сфере.

    Перечень применяемых в данном эксперименте переменных показывал, что подобного рода полевые эксперименты с эскалацией и деэскалацией вооруженных конфликтов, с использованием ядерного оружия, возможны только в лаборатории. В наше время, ситуация кардинально изменилась. По мнению многих исследователей, война США с Ираком, представляется реальным полевым экспериментом военных кругов США, который, как показывают реальные события, был недостаточно детально просчитан. Следовательно, как показывает практика, социальные эксперименты, проведение которых ранее казались немыслимым предприятием, ныне осуществляются в глобальном масштабе.

    Теоретическая экспериментальная ситуация, рассматриваемая как " искусственная реальность" , должна удовлетворять следующим условиям:

    Возможность проверки нескольких гипотез относительно изучаемых реальных социальных процессов;

    Ясность и четкость формулировки понятий для экспериментальных переменных, характеризующих ситуацию;

    Операционализацию переменных в «хорошие» измерители и количественное описание развитие событий;

    Возможность «сжатия» описания сценария для упрощения " искусственной реальности»;

    Возможность разбивки всей ситуации на отдельные логические блоки, которые ранее где-то уже прошли экспериментальную либо практическую проверку.

    Все эти условия позволяют, путем последовательных итераций максимально приближаться к оптимальному подобию к объективной реальности, разработки сценариев эксперимента с выдвижением различных альтернатив. Одна из таких схем приведена ниже. Схема № 1

    Общая концептуальная схема мысленного эксперимента

    Одной из разновидностей мыслительного эксперимента является "экс-постфактум"- эксперимент. Как следует из названия, событие уже произошло, результаты его известны. В этом случае, целью исследования является восстановление причинно-следственных связей процессе событий, а также сбор и анализ данных о совершившихся событиях, акторах, условиях и предполагаемых мотивах их свершения, на основе новой методологии и методики. По своей направленности "экс-постфактум" - эксперимент означает движение исследовательской мысли от прошлого к настоящему. Одним из примеров такого эксперимента являлось исследование проведенное М.Х. Титма в в Институте социологии Эстонской ССР, основной гипотезой которого было предположение о том, чем выше поколенческое образование, тем выше социальная активность этой группы и тем выше служебное и профессиональное продвижение члена данной когорты.

    В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Научный эксперимент ориентирован на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей ранее неизвестные данные, новые научные данные, еще не получившие своего подтверждения, следовательно, еще не доказанные. Прикладной эксперимент нацелен на проведение реальных манипуляций в различных сферах жизнедеятельности общества и ориентирован на получение как реального практического, так и потенциального политического эффекта.

    По специфике используемых в исследовании факторов (независимых переменных) эксперименты подразделяются на однофакторные и многофакторные. По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты. Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа (как в Хотторнском эксперименте), а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) на одном и том же временном отрезке. Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (экспериментальным фактором), т.е. та, в которой реально осуществляется эксперимент. В качестве контрольной является группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, но для которой экспериментальные факторы не вводятся. Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследователем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состояние изучаемого объекта.

    Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа первоначально исследуется в ее «естественной» ситуации для получения отправных, контрольных данных и в качестве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное (или какое-либо иное) действие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта: до и после воздействия экспериментального фактора.

    Кроме того, по специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный эксперимент ориентирован на создание определенной картины будущего ‑ проектирования наступления определенных событий под действием экспериментального фактора. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое. Осуществляя его, исследователь анализирует информацию о прошлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже свершившиеся или совершающиеся следствия. Если реальный эксперимент всегда является проективным, то мысленный эксперимент не ограничен «стрелой времени» и может быть как проективным, так и ретроспективным.

    Завершающим этапом эксперимента, как и для всех «жестких» методов СИ является обработка, анализ, интерпретация и представление данных. Результаты упорядоченных и типологизированных экспериментальных данных, обработанных специальными пакетами программ, представляются, как правило, в виде таблиц, схем или графиков. Основой надежности сценариев и выводов по-прежнему остается проверка и подтверждение выдвинутых гипотез, а также возможность повторной или независимой их проверки. Расширение прикладного применения эксперимента требует также репрезентативности экспериментального объекта, группы или процесса, по основным экспериментальным переменным.

    Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные факторы дополнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем, возникают определенные этические проблемы при его организации, а это сужает область применения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.

    Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связан с наблюдением. Но если наблюдение используется в первую очередь для формулирования гипотез, то социальный эксперимент ориентирован, прежде всего, на их проверку и выявление внешних и внутренних причинно-следственных связей социальных объектов и процессов.

    Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения социального управления и планирования; в четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов. И, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.

    Вопросы для самоконтроля и повторения

    1. История развития эксперимента как общенаучного метода.

    2. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

    3. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и зависимая

    переменная в эксперименте?

    4. Классификация метода эксперимента

    5. Какова структура социального эксперимента?

    6. Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

    7. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

    8. В чем проявляются особенности полевого эксперимента?

    9. Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?

    10.Чем определяется значимость эксперимента в социологических исследованиях?

    Дополнительная литература

    1. Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего: 2 кн. - М., 1997.

    2. Андреенков В.Г. Эксперимент. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова М, 1996. Гл.11.§4.

    3. Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимен­та в технико-экономических исследованиях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981. Гл. 2, 3.

    4. Готтсбанкер Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. М: Изд-во МГУ, 1982.

    5. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании; //Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

    6. Дружинин К К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.

    7. КуприянА.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практики. М.,1981.

    8. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.

    9. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при­кладных исследованиях: Пер. с англ. /Сост. и общ. ред. М. И. Боб-невой. М.: Прогресс, 1980

    10.Методы сбора информации в социологических исследованиях: организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990. Кн. 2.

    11.Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991.

    12.Эксперимент в конкретном социологическом исследовании. //Рабочая книга социолога. М., 1983.

    13.Эксперимент в социологическом исследовании. //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.

    РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПОДГОТОВКА, ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ