Степени пластичности мышления и поведения. Гибкость мышления. Избавление от страхов

Человек создан, чтобы думать и мыслить. Со временем требования к саму себе становятся жестче, человек пытается достигнуть большего, но не всегда это позволяет уровень мышления. Всё большую популярность приобретают средства развития мышления.

Есть теории, которые позволяют ответить на то, как происходит развитие мышления в онтогенезе и сколько есть этапов развития мышления. Теория Ж. Пиаже разделяет такие стадии развития мышления:

  • 0-2 лет. Это период сенсомоторного интеллекта, который заключается в том, что формирование мышления у человека происходит исключительно через действия. Соединяются вместе сенсорная информация и действия, которые ребенок осуществляет на практике. В процессе изучения Пиаже определил, что берет начало формирование образов, но как таковое воображение отсутствует.
  • 2-8 лет. Дооперационная стадия, такое странное название появилось из-за того, что как таковых мыслительных операций индивид ещё не в состоянии совершить. Ребенок может уже рисовать, а соответственно переносить предметы, возникшие в его подсознании в виде изображений на бумагу, развивается речь. Важен тот факт, что в этом возрасте у человека появляется символизм. Психология дает толчок, чтобы родители и воспитатели помогали ребенку с помощью игры развивать абстракцию, символизм и замещение. В этот период восприятие мира происходит с эгоцентричной точки зрения.
  • 7-12 лет. Изучение этого этапа развития показало, что это момент, когда ребенок начинает вести себя как взрослый. С точки зрения психологии в этом возрасте, имея небольшой багаж информации, реакция на внешние факторы только в отдельных случаях напоминает поведение реакцию взрослого человека. Объясняется это тем, что ещё нет необходимого уровня абстракции и обобщения.
  • 12 и старше. Уже в подростковом возрасте для человека обдумывание идет по принципу логики, когда действие можно объяснить или подкрепить общеизвестным фактом, развито воображение. Также Пиаже, согласно своей теории и сточки зрения психологии и медицины считал, что мышление напрямую зависит от развития ЦНС и головного мозга.

Как развить мышление подростку

В подростковом возрасте у человека не только меняется в размерах тело, но и его сознание. Считается, что в подростковом возрасте в 15 лет мозговая деятельность и сознание может достигать развития взрослого человека. При этом улучшается обработка информации, контролирование собственных эмоций, хорошо работает память и внимание.

Если сравнить ребенка 7 лет и 14, то сразу становится заметно, что в подростковом возрасте быстрее совершаются мыслительные процессы. Такое наблюдение подтверждает теорию Пиаже, что особенности ума зависят от размера головного мозга и развития ЦНС.

В подростковом возрасте берет толчок гипотетическое развитие, чего нет у детей, которые привыкли рассуждать в пределах произошедших событий и основываясь исключительно на них.

Но, несмотря на это нельзя говорить о резком переходе от детского мышления к взрослому. Особенности развития мышления индивидов в подростковом возрасте заключаются в присущности эгоцентризма, как и в детстве.

Уровни развития мышления

Принято говорить о 4 видах, которые совпадают с уровнями. В мышлении выделяются следующие уровни его развития:

  • Теоретическое понятийное. Процесс происходит исключительно в человеческом сознании и не касается никоим образом ранее приобретенного опыта. Когда человек задание и решение воспроизводит в своем сознании, пользуясь ранее проверенными другими людьми на практике знаниями.
  • Теоретическое образное. Прослеживается схожесть с предыдущим уровнем, только в этом случае место теоретических засад выступают образы, которые ранее были созданы теоретически. На этом уровне у человека работает воображение. Такое мышление привычно для творческого человека.
  • Наглядно-образное. На этом уровне для человека важно то, что он ранее видел или видит сейчас, поскольку без этого элемента в любом возрасте наглядно-образное мышление невозможно. В отличие от теоретического образного мышления, образы, которые происходят в этом случае, возникают из кратковременной памяти.
  • Наглядно-действенное. Этот уровень важен для людей, которые заняты практической работой, они видят определенный объект, а также макет, картину или описание каким он должен быть после преобразования.

Ловушки в сознании

Если говорить про ловушки мышления, то их слишком много, чтобы вспомнить все. Популярными в последнее время стали фильмы, помогающие решить задачи, и основанные на процессе изучения психологии человека. Важно рассмотреть распространенные ловушки в психологии человека. В ловушки мышления мы попадаем сами, но иногда нас подталкивают для покупки товара, чтобы склонить на свою сторону или использовать вас как «оружие».

Происходит в этих случаях процесс банально просто, информация, которая есть в нашем сознании, подается таким образом, что человек даже не ставит её под сомнение. Примеры, как человек попадает в ловушки мышления:

  • Решение, которое было ранее принято. Человек принимает решение, через некоторое время информация становится неактуальной, происходят изменения и прочее. Но вместо того, чтобы признать, что это уже не актуально, он продолжает стоять на своем, в большинстве случае человек и сам понимает, что не прав, но отказываться от ранее выбранного не желает.
  • Мысленное превращение желаемого в действительное. Тот момент, когда говорится о розовых очках. Как пример, вы доверяете любимому человеку, все вокруг говорят, что он вами пользуется, и предоставляют факты. При этом вместо того, чтобы адекватно посмотреть на ситуацию вы продолжаете уверять себя в обратном. Убеждаете себя, что всё хорошо и закрываете глаза на очевидные факты.
  • Неполная информация. В этом случае будет значительную роль играть для человека не столько воображение, сколько стереотипы. Имея неполную информацию для человека в любом возрасте свойственно завершать её на свое усмотрение. Чаще всего это происходит, основываясь на том, что вы слышали о подобных людях или странах, хотя всё может быть с точностью до наоборот.
  • Доверие первым выводам. Мы склонны больше верить в ту информацию о предмете или человеке, которую услышали впервые. В психологии уже давно было отмечено, что если сказать в отношении другого человека новую информацию (уже реальную и правдивую) он будет поддавать сомнению именно её, а не полученную ранее.

Как поменять образ мышления

Образ мышления – это тот фактор, который продвигает вас вперед или оставляет там, где вы есть. Считается, что богатый человек или бедный тоже зависит от его образа мышления, а вовсе не от способностей человека.

Полезные приемы, которые помогут поменять свое мышление в положительную сторону:

  • Все победы и поражения помогают расти.
  • Люди и события в жизни сменяют друг друга, с этим нужно смириться.
  • Оставьте страхи 10-летнего ребенка, не несите их по жизни.
  • Сначала воображение, потом план, потом действие.
  • Изменения обязательно нужны.
  • Стать счастливым поможет гибкость ума и образ мышления - положительные моменты рождаются в голове.

Гибкость мышления

Мало кто задумывается над тем, что гибкость ума помогает нам жить. Психология утверждает, что гибкость мышления определяет, насколько быстро мы найдем решение той или иной задачи.

Развивают гибкость ума ещё в возрасте 2-10 лет, когда происходит развитие речи и мышления. Педагоги рекомендуют в этот период начинать изучение языков.

Гибкость зависит от того, каково развитие сознания и как развито воображение. Психология подтверждает, чтобы развить гибкость мышления необходимо использовать не только воображение, но и решать разные задачи.

Чтобы развить гибкость, помните такие правила.

  • Первое, не ограничивайте себя знаниями, что черное это черное, а белое это белое, методики развития мышления основаны на использовании воображения и выходе за рамки стереотипов для решения задания.
  • Второй пункт, который говорит об особенности развития мышления, основан на том, чтобы отказаться от своих принципов, ведь держась за них невозможно выйти за рамки в решении задачи.
  • Психология дает третий совет касаемо особенности развития мышления, который поможет повысить гибкость ума – это оставление позади прошлых побед и поражений.

Тренировка и развитие мышления

Чтобы улучшить гибкость мышления, воображение мало использовать одни и те же способы изучения данной темы. В подростковом возрасте подойдут задачи и методики, в старшем возрасте – фильмы.

Объясняется это тем, что в подростковом возрасте важно научиться искать выходы из сложных ситуаций, использовать для этого разные способы и приемы, методы. Такой подход помогает включить воображение, развить гибкость мышления, чтобы решить поставленные задачи.

Чтобы тренировать собственное мышление попробуйте использовать такие приемы:

Помимо того, что вы возьмете на вооружение такие приемы подключите специальные методики. Есть такие способы развития умственных способностей и мышления:

  • решение задачи на логику;
  • процесс восстановления соответствия;
  • логические игры позволяющие ускорить мышление, улучшить память и внимание (игры «Мыслеголики», «25 букв», «Досье на прохожих», «Законы», «Новые понятия»).

Рассматривая методики и способы развития умственных способностей, отдельное внимание стоит уделить тесту IQ. Те, кому приходилось его проходить, прекрасно знают, что это не только проверка знаний. Это отличная тренировка для ума, которая позволяется проявить нестандартное мышление, но при этом всё подкрепляется логикой.

10 фильмов, которые поменяют вашу реальность

Фильмы помогут в старшем возрасте сделать умозаключения для себя, совершить это будет проще, поскольку есть багаж знаний, полученный в процессе изучения психологии, философии и других наук. Имеют захватывающий сюжет и дают «взрыв» мозгу такие фильмы:

  • «Меняющие реальность»;
  • «Вне себя»;
  • «Эффект бабочки»;
  • «Тринадцатый этаж»;
  • «Области тьмы»;
  • «Люсси»;
  • «Время»;
  • «Начало»;
  • «Исходный код»;
  • «Превосходство».

Практически все фильмы развивающие мышление показывают то, что вполне реально в нашем мире, но с этим никто не сталкивался и не обращал на это внимание. Посмотрев подобные картины в виде тренировки можно использовать продолжение сюжета, но уже самому.

Но это вовсе не значит, что фильмы подросткам смотреть нельзя, можно и даже нужно, но эффект будет скорее на уровне впечатлений, а не смысловой нагрузки.

Развить мышление может каждый, но для мозга, как и для тела поддержание формы напрямую зависит от тренировок. Всевозможные игры, собственные теории и умозаключения помогают давать необходимую нагрузку и развивать умственные способности.

Когда нас настигает какая-нибудь проблема, то мозг первым делом начинает паниковать и сигналить: «Всё пропало». Но если развить гибкость мышления, то любую проблему можно научиться воспринимать спокойно. Вот вещи, о которых стоить помнить:

- Мы все иногда заходим в тупик.

Застойные ситуации неизбежны. Неважно, насколько осознанно вы себя ведете, насколько хорошо умеете договариваться - вы всегда будете сталкиваться с трудными обстоятельствами и трудными отношениями. У всех нас свои пробелы восприятия. Независимо от того, насколько гибко вы мыслите и насколько развиты ваши коммуникационные навыки, все равно на вашем пути возникнут ситуации или люди, справиться с которыми вам не по силам. Такова жизнь.

- То, в какие именно застойные ситуации вы попадете, обусловлено вашей личностью.

У всех нас есть свои сильные и слабые стороны, недостатки и достоинства. Поэтому какие-то ситуации могут казаться вам сложными, несмотря на то что другие справляются с ними без проблем. Не осуждайте себя, лучше попробуйте развить соответствующие ментальные и эмоциональные «мышцы».

- Возможно, вы не сразу поймете, в чем, собственно, дело.

В застойной ситуации вы по определению не можете (до поры до времени) что-либо изменить. Найти выход из нее совсем не то же самое, что решить уравнение.

В математической задаче все четко. Каждый символ имеет определенное значение, вся необходимая информация дана в условиях, и вы знаете, какие операции нужно совершить. Но в застойной ситуации приходится потратить немало времени и усилий только для того, чтобы выяснить, в чем же заключается сама задача. Придется распутать множество нитей во взаимоотношениях, рассмотреть ситуацию под разными углами, выявить среди бесконечных внешних факторов главные и так далее.

- У проблемы не всегда существует четкое и объективно правильное решение.

Повторю, что выход из застойной ситуации не похож на решение математической задачи, в которой есть только один верный ответ. Нет единственного «правильного» способа разобраться с ситуацией. Не отчаивайтесь, если после того, как вы определите, в чем проблема, у вас уйдет еще какое-то время на поиски ее решения.

- Гибкое мышление позволяет найти несколько вариантов.

Если вы потеряете равновесие, гибкость мышления поможет вам снова обрести его. Замедлив ход событий и использовав гибкость мышления, вы обретете новые силы для того, чтобы самостоятельно или при помощи со стороны исправить ситуацию. Одно из преимуществ взгляда на ситуацию с разных, возможно, даже взаимоисключающих позиций в том, что он дает возможность обнаружить различные решения. Ролевая игра, в свою очередь, поможет внести ясность в вопрос, какой путь стоит выбрать.

- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной.

Неважно, относитесь вы к тому типу людей, которые с упорством, достойным лучшего применения, держатся за свою позицию, к тем, кого, наоборот, слишком легко склонить на другую сторону, или находитесь где-то посередине между двумя крайностями, - старайтесь переключаться между своей версией и версиями прочих участников ситуации.

- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям.

После того как вы задействуете гибкость мышления и выберете дальнейший курс действий, вам предстоит осуществить решение на практике, оставшись при этом самим собой. Можно черпать силы в поддержке и советах иных людей, но, чтобы добиться успеха, ваши слова и поступки должны исходить изнутри.

- Какой-то выход есть всегда.

Мы сталкиваемся с трудностями, и это неизбежно, но мы не обязаны терпеть ситуацию, которая нас не устраивает. Задействовав гибкость мышления, вы, даже в одностороннем порядке, сможете либо наладить конструктивный диалог, либо принять статус-кво, либо решить, что оптимальным вариантом будет уйти из ситуации.

- Умение приходит с опытом.

Тренировать гибкость мышления очень полезно, порой это позволяет полностью избегать застойных ситуаций. Если какие-то ситуации по-прежнему представляют для вас трудность, упорно работайте над ними и постоянно тренируйте гибкость мышления. Это сокращает время пребывания в застойной ситуации и помогает вам двигаться в правильном направлении.

По материалам книги Донни Эбенштейн «Сила эмпатиир» Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Гибкость ума. Анализ и синтез

Переключите способ

Посмотрите на изображение внизу.

Постарайтесь проследить, как целое составляется из более простых форм.

Скачки ума

Все люди видят одни и те же объекты, но понимают их по-разному.

Интеллект есть язык, который различает пробуя на вкус.

Томас Трагерн, поэт

Выделяя какую-то определенную мысль из густого тумана наслоений зрительных образов, звуков, ароматов и вкусов - из всего того, что и составляет нашу жизнь, мы обычно используем два качества ума: способность к анализу и способность к синтезу. Анализ - это разделение большой идеи на более мелкие. Когда вы анализируете родственные связи между людьми, пытаетесь определить степень риска в каком-то деле или прогнозируете результат бейсбольного матча, вы рассматриваете целое, разбивая его на составляющие. Синтез - обратная сторона анализа, это комбинация большого количества информации на основании определенного принципа. Когда вы суммируете все то, что знаете об экономике страны, когда раздумываете, что такое гравитация, когда решаете, в том ли направлении идет ваша жизнь, вы группируете фрагменты информации, выявляя некие закономерности, взаимосвязь событий, причины, лежащие в основе тех или иных явлений, - все то, что так или иначе касается стоящей перед вами проблемы и может объяснить картину в целом.

А сейчас вновь посмотрите на рисунок на соседней странице. Как вы думаете, что вы должны сделать, чтобы понять его? Во-первых, разделите узор на составляющие, фокусируя внимание только на одном типе форм: сначала на звездах, затем на треугольниках, на шестиугольниках и наконец на пятиугольниках. Заметьте, каким образом каждая из этих форм компонуется с другими. Просмотрите все сегменты ломаных линий, проследите, как они проходят через весь рисунок, и вам станет понятно, как расположены границы контуров. Затем поразмышляйте, по каким же принципам был сформирован этот рисунок. Ищите план, по которому части соединяются одна с другой в единое целое, ищите закономерность расположения линий. После того как вы это сделаете, спросите себя, по силам ли вам воссоздать этот рисунок.

Жизнь может быть захватывающе сложной и беспорядочной. Осознавая это, мы стараемся сортировать наши мысли по определенным категориям. Мы расставляем мысленные скобки в материале накопленного нами жизненного опыта.

УПРАЖНЕНИЕ.

Опишите, как вы выглядите.

Анализ - это процесс выявления отличительных черт. Описывая собственную внешность, вы мысленно разделяете ваше тело на отдельные части и затем характеризуете каждую из них. Вы можете начать с описания черт лица, с характеристики телосложения, затем можете остановиться на таких деталях, как цвет волос, кожи, глаз, размер кистей рук, округлость лица, ширина лба, припухлость губ, форма носа или подбородка. Однако если заранее не определить последовательность описания, то оно будет совершаться беспорядочно и состоять из отдельных несвязанных замечаний.

Кстати, если вы попросите пятерых людей описать вашу внешность, не исключена возможность, что вы получите пять разных описаний. Каждый будет интерпретировать вашу внешность по-своему, на основании своих собственных стандартов. Один увидит ваш нос чрезмерно большим, другой - крючковатым. Вот почему показания свидетелей так часто бывают противоречивыми.

Во многих профессиях (повар, оценщик драгоценностей, дегустатор вин...), чтобы стать истинным мастером своего дела, необходимо овладеть искусством классификации. Интеллектуально развитый человек обычно знает, на что он должен обратить внимание, а что проигнорировать. Человек, не тренирующий свой разум, посмотрит на дерево и скажет: “дерево”. Человек с развитым интеллектом, с разумом, способным воспринимать нюансы, глядя на то же самое дерево, разглядит форму листьев, цвет коры, пропорции частей, определит породу дерева, его возраст, поймет, больное оно или здоровое.

Проблемы появляются тогда, когда мы становимся умственно ленивы. Обычно мы ограничиваемся тем, что классифицируем вещи только на те, что нам нравятся, и те, что нам не нравятся. Мы смотрим на вещи слишком просто. А ведь именно способность оценить явление с разных точек зрения помогает принимать правильные решения. Но очень часто мы костенеем разумом и попросту забываем, что все в наших руках, что мы сами создаем наш жизненный опыт. Измените ваше мышление - и вы обогатите свою жизнь.

Хорошим приемом для упражнения аналитических способностей и развития наблюдательности является эксперимент с классификацией одного и того же объекта с разных позиций. Оглядитесь в комнате и выберите какой-нибудь предмет. Это может быть стул, башмак или кожаная сумка. Посмотрите на выбранный объект и оцените его со следующих точек зрения:

Происхождение.

Материал.

Текущее использование.

Например, если вы посмотрите на стул, то наверняка сможете заметить какую-нибудь характерную деталь, наводящую на мысль, каким образом этот стул был изготовлен. Измените установку, и вы увидите материал, из которого сделан стул. Попробуйте подумать о том, что могло происходить со стулом до настоящего момента, и вы наверняка найдете ключ к его прошлому - следы собачьих зубов, какие-то пятна, трещины, царапины. Взгляните на использование стула в данный момент, и, вполне вероятно, ваши размышления примут философское направление. Вы можете задуматься о многообразии возможных путей использования стула - он ведь может служить не только местом для сидения. Ну и напоследок представьте, что вы способны заглянуть в будущее стула, и тогда в окружающей обстановке обнаружите наметки того, что может случиться.

Со временем, если начнете практиковаться подобным образом, вы увидите, что даже повседневные, намозолившие глаза вещи - доска для глажения, запылившиеся старые кроссовки, садовая дорожка - могут стать привлекательными, очаровывающими. Если вы начнете мыслить в новых направлениях, это приведет к тому, что число этих направлений будет постоянно увеличиваться.

Открывая закономерности

Чтобы узнать истину, нужно узнать причины.

Фрэнсис Бэкон, ученый и философ

УПРАЖНЕНИЕ.

Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:

O Д Т Ч П Ш С...

Важной особенностью нашего интеллекта является способность устанавливать взаимосвязи, находить закономерности. Проанализировав статистику распределения доминантных и рецессивных черт у гибридов первого и второго поколений, Грегор Мендель разработал основы генетики. Чарльз Дарвин увидел соответствие физиологии и поведения живых существ условиям их жизни, что привело его к формулировке эволюционной теории. Георг Хаббл обнаружил линейную зависимость между скоростями удаления от Земли галактик и расстояниями до них, и на основании этого сделал заключение, что Вселенная расширяется. Дмитрий Менделеев открыл взаимосвязь между атомным весом элементов и их химическими свойствами и сформулировал периодический закон, который способствовал развитию атомной теории.

Для того чтобы решить предложенную выше задачу, вам нужно понять, что же объединяет эти буквы. Вы можете проверить место букв в алфавите, форму букв, можете прикинуть так и эдак, и в конце концов вас озарит - последовательность представляет собой первые буквы слов один, два, три, четыре... Значит, следующая буква будет В.

УПРАЖНЕНИЕ.

Посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура здесь лишняя.

Если вы ответите, что круг, значит, вы заметили, что это единственная фигура, которая не имеет прямых линий. Но если вы решили, что лишним является квадрат, ответ тоже будет правильным, так как он является здесь единственной фигурой, имеющей четыре прямых угла. Если же вам кажется, что в эту компанию не вписывается треугольник, то вы тоже правы - это единственный несимметричный объект. Сектор, в свою очередь, единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые. Ну и, наконец, оставшаяся фигура единственная, которая имеет выемку. Короче говоря, каждая из фигур чем-то отличается от всех других. Но в то же время все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют.

Способность находить во всем закономерности является одним из основных качеств нашего интеллекта. Именно эта способность дает нам возможность определить выражение лица собеседника, понять, что мы слушаем именно Вагнера, издали узнать друга по походке. Наша склонность формулировать мнения и делать обобщения - также следствие нашего желания видеть мир подчиняющимся определенным закономерностям.

СОВЕТ.

Правильный ответ зависит от того, что вы ищете.

Аналитические упражнения

Разделение

Сколькими способами вы можете разделить квадрат на четыре одинаковые части? Попытайтесь найти десять различных способов.

Критика

Если бы вы были критиком, то каким критерием воспользовались бы для того, чтобы судить о качестве музыкальной записи? Скорее всего вы рассмотрели бы несколько относящихся к делу факторов: качество игры, качество записи, эмоциональное воздействие, лиричность, музыкальная оранжировка.

Какие критерии вы использовали бы при оценке: кинофильма, телевизионной передачи, современного искусства, белого вина, коллекции модной одежды, картофельных чипсов, автомобилей, изумрудов.

Избирательное внимание

В следующий раз, когда вы будете слушать симфонию, постарайтесь слушать только один, выбранный вами, инструмент. В течение длительного времени постарайтесь сосредоточить все внимание только на нем.

В следующий раз, когда вы будете обедать, проанализируйте, что вы едите. Подсчитайте поглощаемые калории. Постарайтесь идентифицировать каждый компонент пищи по вкусу, по запаху, по внешнему виду, попробуйте определить, из чего он приготовлен. Подумайте об “истории” пищи и попытайтесь угадать, что предшествовало ее появлению на вашем столе.

С каких точек зрения можно проанализировать человеческое тело? Рассмотрите функциональные системы человеческого организма, морфологические структуры, уровни организации и развития.

Продлите списки следующих предметов и понятий, объединенных в одну категорию:

Пища: фрукты, мясо, белки, углеводы...

Науки: физика, палеонтология, псевдонауки...

Музыка: рок, классическая, музыкальные инструменты, шоу-бизнес...

Юриспруденция: суд, следствие, полиция, приговор...

Последовательность

Другая разновидность анализа - это разделение большого и сложного плана на ряд простых действий. Подробно опишите шаги, которые вам необходимо предпринять, чтобы осуществить приведенные ниже проекты. Составьте список альтернативных вариантов на тот случай, если развитие событий пойдет не в соответствии с намеченным планом:

Покупка и эксплуатация персонального компьютера.

Вложение денег в недвижимость.

Дрессировка морского котика.

Осуществить путешествие в Тимбукту.

Изучить язык фарси.

Стать осветителем в составе рок-группы.

Возвести пристройку к вашему дому.

Сделать охотничий нож.

Поменять в доме электропроводку.

Соорудить в доме новую ванну.

Организовать проведение вакцинации в странах третьего мира.

Выпустить новую газету.

Открыть французский ресторан.

Пропорции

Каково соотношение в вашем теле веществ - твердых, жидких и газообразных?

Какую часть дня вы проводите в одиночестве?

Какую часть времени вы проводите за едой, сном, отдыхом, работой, играми, размышлениями?

Каково соотношение ясных, облачных и дождливых дней в году?

Какая часть денег расходуется вами на далеко идущие цели? На прием гостей? На подарки?

Сколько времени проводите вы сидя со скрещенными ногами?

Какая часть из прочитанных вами книг - романы? Научно-популярные произведения? Исторические повести? Драмы?

Точка зрения

Чтобы научиться более гибко интерпретировать события и явления, практикуйте рассмотрение ситуации с разных точек зрения. В приведенных ниже сценариях попробуйте поочередно ставить себя на место каждого персонажа.

Вы только что узнали, что у вашего сына-подростка проблемы с наркотиками. Рассмотрите ситуацию с точки зрения сына. Ваших родителей. Лучшего друга вашего сына. Его учителя. Его младшей сестры. Торговца наркотиками.

Мать-одиночка, стараясь свести концы с концами, попыталась украсть в магазине изумрудное ожерелье. Рассмотрите ситуацию с точки зрения этой женщины. Полицейского. Владельца магазина. Сына-школьника. Как изменилась бы ситуация, если бы женщина попыталась украсть буханку хлеба? Чужой бумажник?

Профсоюз рабочих собирается бастовать. Рассмотрите ситуацию с точки зрения лидера Союза. Его рядовых членов. Владельца компании. Рабочих, которые не поддерживают забастовщиков.

Вы видите группу кришнаитов, поющих и танцующих на главной улице города. Какие чувства вы при этом испытываете? Как вы думаете, что чувствует самый юный кришнаит? Его родители? Их Учитель?

Вы видите, как кто-то бросает на тротуар обертку от шоколадной конфеты. Посмотрите на ситуацию глазами уборщика улиц. Владельца магазина, торгующего сладостями. Директора конфетной фабрики.

Вы видите старика, пытающегося сесть в автобус. Оцените ситуацию с точки зрения водителя автобуса. Старика. Молодого человека в толпе пассажиров, штурмующих этот автобус.

Предположения

Другая грань анализа - это способность определить: много или мало, быстро или медленно. В повседневных ситуациях обработка информации, которую мы получаем, обычно основывается именно на подобных оценках. Упражняйтесь в способности делать точную оценку. Попытайтесь определить следующее:

Время

Как много времени требуется, чтобы помыть посуду?

Как много времени требуется, чтобы заполнить бензином бак вашей машины?

Сколько времени займет чтение этой книги?

Как много времени уйдет на побелку потолка вашей комнаты?

Как много времени уйдет на принятие душа?

Как много времени проходит с того момента, как вы поднимаетесь с постели, до того, как выходите из дому?

Расстояние

На каком расстоянии от ваших глаз находится ваш левый указательный палец?

На каком расстоянии от вас находится ближайшая атомная станция?

На какое расстояние вы отойдете за десять своих средних шагов?

Как далеко от того места, где вы находитесь, до Индии? До Швеции? До Галапагосских островов?

Сколько весит лист одуванчика?

Сколько нужно взять куриных яиц, чтобы их вес сравнялся с весом машины?

Сколько весит воздух в комнате, где вы находитесь?

Сколько весит ваша голова? Ваша левая рука? Нога?

Сколько воды вы потребляете в течение года? Сколько сахара? Сколько соли?

Размеры

Каковы размеры комнат в вашей квартире?

Каковы размеры вашего кухонного стола? Стульев? Окон?

Каковы основные параметры - рост, вес, размеры одежды - вашей супруги или супруга?

Каков размер эритроцита, атома углерода, Солнца, белковой молекулы, компьютерного процессора, вируса, динозавра, нашей галактики?

Случайность правды

Рассмотрите утверждения, приведенные ниже. Сперва предположите, что они правдивы, и обоснуйте это, приведя три возможных объяснения. Затем предположите, что они лживы, и теперь уже сформулируйте три обоснования их лживости.

Чаще, чем в другие дни недели, убийства случаются по воскресеньям.

На нашу судьбу влияет расположение планет в момент рождения.

Человек произошел от обезьяны.

Телевизор - это “жвачка” для глаз.

Все люди немного психи.

Есть вредно.

Сдерживать отрицательные эмоции опасно.

Обратная сторона

Как правило, наша склонность вешать на все события ярлык “плохого” или “хорошего” приводит к тому, что наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Попробуйте отказаться от этих ярлыков и оценить некоторые события с другой точки зрения.

Вы обожглись утюгом. Запишите пять возможных положительных последствий данного события.

Вы выиграли миллион долларов. Запишите пять возможных плохих последствий выигрыша.

Вы только что переступили черту, которую не следовало переступать. Что хорошего может это принести?

Ваше выступление по радио вызвало отклик восхищения. Что плохого в этом?

Продолжите последовательность

А, Г, Д, Е, И...

И30, И31, А31, С30, О31, Н30...

3 1 4 1 5 9 2 6 5 3...

Й Ц У К Е...

Итак, синтез - это умение суммировать фрагменты информации. Хороший способ повысить ваше мастерство - это тренироваться для поддержания формы. Попробуйте решить следующие задачи, устанавливая связи между фактами.

Гай и Дэви одного возраста. Гай старше Леви, который, в свою очередь, старше Тома. Дик старше Тома, но младше Гая и Леви. Дэви младше Гарри. Как расположить мальчиков по старшинству?

Том будет вдвое старше Дика тогда, когда Гарри будет столько же лет, сколько Тому сейчас.

Кто из мальчиков старший?

Кто младший?

Кто средний?

Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих мудреца присели отдохнуть под деревом в саду Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углем их лбы. Проснувшись и взглянув друг на друга, все пришли в веселое настроение и начали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом.

Внезапно один из мудрецов перестал смеяться, так как сообразил, что его собственный лоб тоже испачкан. С чего это он взял?

Полторы курицы несут полтора яйца в полтора дня. Как много нужно куриц, несущихся в полтора раза лучше, чтобы они снесли полтора десятка яиц за полторы декады?

Альтернативные объяснения

Хороший способ поддерживать “мышцы синтеза” в форме - это постоянно делать предположения в той или иной ситуации, что же все-таки происходит. К примеру, на этой неделе ваш телефон ни разу не зазвонил. Вы можете предположить, что это потому, что вы сами никому не звоните, или что все ваши друзья больны, или что линия связи была полностью забита и так далее.

Рассмотрите следующие ситуации:

Кто-то в офисе внезапно начинает проявлять к вам повышенный интерес.

Неестественно спокойно в округе этим утром.

Утром ваши ноги одеревенели.

Вы видели необыкновенно оптимистичный сон.

Поиски доказательств

УПРАЖНЕНИЕ.

Вам сообщили, что у карт с серой лицевой стороной на обратной стороне - круг. Перед вами четыре карты, две лицом вверх и две - вниз. Какое минимальное количество карт вы должны перевернуть, чтобы проверить: ложно или правдиво утверждение, что все серые карты имеют круги на обратной стороне?

Правильный ответ - две карты. Вы должны перевернуть карту, имеющую серую поверхность, и карту, где изображен квадрат. Если обратная сторона серой карты - круг, правило подтверждается. Если нет - правило ложное. Но это не даст вам исчерпывающего доказательства истинности утверждения. Вы должны посмотреть обратную сторону карты с квадратом. Если ее лицевая поверхность серая, то предполагаемое правило - ложное, потому что вы нашли серую карту, на обратной стороне которой - не круг. Если же это черная карта или какая-нибудь еще, то правило остается действующим.

Простой карточный трюк иллюстрирует склонности, которые мы проявляем, когда ищем доказательства. Многие удовлетворяются случайным положительным результатом. Такие люди обычно переворачивают карту с серой поверхностью и останавливаются на этом. Или же они могут перевернуть еще и карту с кругом. Но ведь карта с кругом ничего не добавляет к доказательству, потому что она может иметь как серую, так и черную лицевую сторону - ни то, ни другое не опровергнет правила. Ведь карта с черной поверхностью также может иметь круг на обратной стороне.

Тенденция рассматривать только факты, подтверждающие некое предположение, и не обращать внимания на опровергающие его имеет место во многих областях жизни. Если мы принадлежим к какой-нибудь политической партии, мы склонны видеть во всем том, что делает эта партия, только хорошее. Те, кто верит в астрологию и парапсихологию, предпочитают видеть только удачные совпадения предсказанных и действительных событий и игнорируют расхождения. Частично причина этого явления кроется в том, что мы просто хотим, чтобы в мире все происходило так, а не иначе.

Хороший ученый никогда не верит в идею и никогда не испытывает к ней недоверия - он проверяет ее. Он задает себе вопросы об интересующем его предмете и затем формулирует гипотезу. Допустим, он размышляет, почему же вымерли динозавры, и делает предположение, что гигантские ящеры были стерты с лица Земли при столкновении ее с огромным астероидом. Затем ученый определяет, какие экспериментальные факты он должен получить для подтверждения своей гипотезы. В предложенном случае он указывает на то, что должны быть обнаружены доказательства столкновения - к примеру, наличие обломков астероида в осадочных горных породах. Если результаты наблюдений совпадают с предсказанием, теория, решает ученый, на правильном пути. Если наблюдения не подтверждают первоначальную гипотезу - она нуждается в корректировке.

Нельзя доказать абсолютную истинность гипотезы. Она может быть всего лишь принята или отвергнута. Если наблюдения не противоречат гипотезе, тогда она остается в силе. Каждый раз, когда гипотеза подтверждается фактами, она становится более пригодной к тому, чтобы объяснить, почему что-то происходит так, а не иначе, но не более того. Если же последующие наблюдения противоречат гипотезе, она должна быть забракована или модифицирована. В свою очередь модифицированная гипотеза должна быть также проверена. Таким образом мы и продвигаемся вперед в познании мира.

Подобный научный подход можно применять во многих случаях жизни. Скажите себе, что хотите узнать, действительно ли красный закат предвещает плохую погоду. Для этого вам следует каждый раз, как увидите багровый закат, обязательно проверить погоду на следующий день. А вот интересно, как, по-вашему, можно доказать, что бескорыстные поступки действительно воздаются добром? Или что тренировка ума делает вас более творческой натурой? Или что телепатия существует? Придумайте эксперименты для проверки этих гипотез. Если вы примете позицию беспристрастного наблюдателя и не будете заранее настроены на успех или провал вашего эксперимента - значит, вы будете следовать строго научным методам.

СОВЕТ.

Критически относитесь к своим мнениям и убеждениям. Спрашивайте себя, что доказывает или отвергает вашу позицию.

Полезные советы

Наличие способности к анализу и синтезу можно охарактеризовать как наличие дополнительных мышц ума. Аналитические способности позволяют нам разбивать целое на части, а синтез позволяет собрать все воедино. Вместе они обеспечивают четкость и точность мышления.

СОВЕТ 1.

Старайтесь отдавать себе отчет в том, каким образом вы анализируете и интерпретируете свой опыт. Какие категории вы используете при упорядочивании собственных наблюдений?

СОВЕТ 2.

Осознайте, какие модели вы используете при восприятии окружающего мира? Старайтесь смотреть на вещи с различных точек зрения. Пытайтесь представить себя на месте других людей, смотреть на мир их глазами.

СОВЕТ 3.

При каждом подходящем случае используйте научный метод. Ничего не берите просто на веру, сомневайтесь во всем, внимательно исследуйте, проверяйте идеи, стремитесь к тому, чтобы ваше мнение базировалось на собранных вами доказательствах.

Не всякий сложный эксперимент может доказать правоту; неправоту может доказать и простой.

Альберт Эйнштейн, физик

Из книги Психология искусства автора Выготский Лев Семенович

Глава VI «Тонкий яд» Синтез Он тонкий разливал в своих твореньях яд. Зерно лирики, эпоса и драмы в басне. Басни Крылова. Синтез басни. Аффективное противоречие как психологическая основа басни. Катастрофа басни.Подведем итоги всему сказанному. Мы везде при рассмотрении

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ОТРОЧЕСТВО И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ Ригидное разделение внешней и внутренней реальности, характерное для латентного периода, в отрочестве замещается более открытым взаимодействием. Способность к рассуждению, к логическому и абстрактному мышлению становится более

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Раздел четвертый СИНТЕЗ В главах 12-17 вашему вниманию предлагается целый ряд задач, успешно решаемых с помощью интеллект-карт. Они включают в себя осуществление выбора; конспектирование собственных мыслей и аннотацию мыслей других людей; творческое мышление и «мозговую

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Кому нужна Синтез-технология Целевая аудитория Синтез-технологии - успешные, эффективные люди, универсальные бизнесмены, а также те, кто планирует такими стать. Универсальный бизнесмен - это человек, который, владея знаниями и умениями Синтез-технологии, в любой сфере

Из книги Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем автора Капра Фритьоф

Синтез-технология и психотерапия Использует ли синтез-технолог в своей работе психотерапевтические техники? Обучает ли этим техникам Синтез-технология?Да, использует. Да, обучает.Однако знакомство с избранными психотерапевтическими техниками и приемами ни в коем

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Основные принципы Синтез-технологии Синтез-технология во главе своих техник и алгоритмов ставит следующие принципы:Принцип СИСТЕМНОСТИ - Смысл элемента определяет система, в которую он включенПринцип РЕЗУЛЬТАТА - Каков сухой остаток?Принцип ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЛИДЕРСТВА -

Из книги Мне уже 40?! Мне еще 40!! автора Брненская Анжелика

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Выделение «смысловых ядер», анализ через синтез Приведенные примеры показывают, что процесс «влияния смыслов» или объединение далеко отстоящих друг от друга элементов высказывания может составлять предмет специальной, поисковой ориентировочной деятельности

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Шаг 9. Синтез своих я Что такое «внутренний имидж»? Это наше представление о самих себе. Но как сложно объективно оценить себя! Ведь на работе – мы профессионалы, дома – родители, супруги, со своими мамами и папами мы – дети, в транспорте – пассажиры, на улице – пешеходы, в

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

10. Синтез и объективность Сказать все, что необходимо, только то, что необходимо, и ничего более – трудная задача, но мы всегда должны стремиться к этому. Когда человек овладел искусством речи и научился контролировать свои действия, а аудитория реагирует положительно, он

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Синтез белков Нуклеотиды имеют относительно слабые возможности для построения специфических функциональных систем, но способны направлять синтез полипептидов, то есть белков. Для синтеза белков используется специальный генетический код, в котором определенные

Из книги автора

Из книги автора

4.6. Заключительный синтез Таким образом, первичная агрессивность представляет собой энергетическую идентичность жизни как таковую. Мы начинаем узнавать ее в момент проявления индивидуаций, и в этом отношении она есть разделенная любовь, а вторичная форма агрессивности

Из книги автора

12.1. Вводный синтез 1. Видение, осуществленное субъектом через собственную проекцию (центральная нервная система).2. Преувеличение видения, усиленного и эмоционально окрашенного нейрогастроэнтерологической системой (нейровегетативная и эндокринная

Стиль нашего мышления является такой же привычкой, как и неосознаваемое нами шаблонное поведение. Вспомните, как вы думаете над решением какой-либо проблемы. Возможно, что также как и многие другие люди, не используете во время этого процесса специальные технологии. Большинство людей, говоря, что подумают, на самом деле просто не хотят принимать решение в данный момент и откладывают его на потом. Причины для этого могут быть разными. Перечислим некоторые из них. Это и неумение создавать новые варианты решения из-за недостаточной гибкости и беглости мышления, и опасение выбрать «неправильный» способ решения проблемы (неумение выбирать), и нежелание вообще что-либо делать.

Как тренировать гибкость и беглость ума? Для начала разберемся с понятиями.

Под гибкостью ума мы будем понимать

Способность выделять существенные (важные) признаки и максимально быстро перестраиваться с анализа одного признака или идеи на другой.
- способность выполнять определенное количество мыслительных операций за единицу времени.

Для ситуации поиска вариантов под гибкостью мышления можно понимать количество пришедших в голову идей. Гибкость ума относят к психологическим составляющим творческой личности.

Упражнение для развития креативности - составление списков идей.

Этот подход становится способом для развития гибкости и беглости мышления, так как предполагает протоколирование (записывание) всех приходящих в голову идей, концентрируя свое внимание на увеличении их количества, а не «обсасывании» одной. В определенной степени данный подход похож на метод генерации идей «Мозговой штурм (шторм)», используемый в большей степени во время групповых встреч для поиска решений возникших проблем.

Для тренировок достаточно использовать какой-либо рядом находящийся предмет. Например, шариковую ручку.

1. На листе бумаге напишите заглавие «Возможное применение шариковой ручки»

2. Придумайте и запишите пришедшие в голову идеи по применению шариковой ручки.

3. Как только заметите, что «застряли» на рассмотрении одной из идей, сфокусируйте свое внимание на заглавии листа «Возможное применение шариковой ручки» и продолжите генерировать идеи.

4. Просмотрите получившийся список. Если в нем присутствуют только общеизвестные способы применения предмета, как то «для письма, для рисования, для верчения в пальцах и т.п.», то попробуйте найти ему применение в других (необычных) областях. Например, «палочка для поддержки цветка в горшке, для размешивания загустевшей краски и т.д.»

Для увеличения результативности стоит ограничить время для выполнения упражнения. Критический анализ получившихся результатов проводить не надо.
Регулярное повторение упражнения способствует появлению привычки вырабатывать много идей для их последующего анализа, а не ограничивать себя одним-двумя. Таким образом, вы будете тренировать и

Гибкость мышления – понятие достаточно условное. В большинстве случаев о нем говорят тогда, когда речь идет о способности контролировать себя и свои мысли, не позволять тревожным проявлениям преобладать над разумом. Мышление как познавательный процесс занимает важное место в системе восприятия и деятельности человека. Именно благодаря мышлению человек имеет возможность здраво мыслить и рассуждать, строить планы и предположения. Понятие гибкости говорит о том, что личность обладает достаточной мудростью и рассудительностью для того, чтобы менять имеющиеся планы в зависимости от обстоятельств.

Проявления гибкости мышления

Важно знать, как гибкость мышления выражается у человека. Наличие разумного подхода к жизни обязательно отражается на образе мыслей. Умение ясно видеть ситуацию, прогнозировать ее развитие тоже относится к данному понятию. Рассмотрим подробнее признаки наличия гибкости мышления.

Альтернатива

Способность выбирать между несколькими имеющимися вариантами, как правило, присуща людям с высоким развитием мышления. Ведь нужно не просто принять решение, но и обосновать его правильность перед собственной совестью, увидеть дополнительные возможности. Следует при любых обстоятельствах помнить о том, что альтернативы всегда существуют. Нельзя при первой же неудаче отчаиваться и опускать руки. Имея подобный подход, нельзя достичь в жизни ничего существенного. Для того, чтобы справиться с какой-то сложной ситуацией, нужно поискать ответ внутри себя, определить значимые перспективы и возможности. Необходимость делать выбор помогает принимать на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления в этом случае необходима для того, чтобы иметь возможность выбирать между разными вариантами. Люди, как правило, учатся этому, исходя из личного индивидуального опыта. Любое развитие невозможно без гибкости мышления.

Принятие ответственности

Не всякая личность способна действительно отвечать за свои поступки. Причиной для этого являются факторы, способствующие формированию душевной расслабленности, безответственности. Просто личность привыкает к тому, чтобы стараться не обращать внимания на то, что с ней происходит. Так становится легче жить, поскольку не надо прилагать никаких усилий для важных действий. Стоит отметить, что тот, кто убегает от собственной сущности, никогда не может быть счастливым. Это все равно, что постоянно убегать от своих чувств, так и не успев их обнаружить и осознать. Истинное принятие всегда подразумевает полную ответственность за происходящее. Умение признавать свои ошибки демонстрирует гибкость мышления. Люди постепенно перестают замечать, насколько ограничивают сами себя в принятии решений. Мышление как психический познавательный процесс позволяет анализировать каждую отдельно взятую ситуацию, извлекать определенную выгоду.

Принятие ответственности подразумевает, что надо научиться жить в согласии с собой и своей внутренней сущностью. А как часто люди противоречат самим себе в каждом слове, пытаясь при этом угодить окружающим. Такое поведение никак нельзя назвать гибким. Подлинное мышление здесь вряд ли задействовано. Вот почему бывает так много искалеченных судеб и встречается неправильный выбор. Мышление для личности действительно имеет большое значение. Важно, чтобы человек никоим образом не стремился переложить на окружающих свои собственные трудности. Любые проблемы должны быть решены, и всякая сложность имеет свой индивидуальный ключ, подходящий для решения. Люди, которые действительно научились преодолевать жизненные трудности, отмечают, что сделали это благодаря принятию ответственности.

Переключение внимания

Когда человек долго концентрируется на какой-то мысли, то у него возникает состояние сосредоточенности. Постоянное прокручивание в голове какой-то ситуации иногда помогает быстрее найти ответ, прийти к оптимальному решению. Иногда индивидуальное видение проблемы переворачивает сознание, и мы начинаем стремиться к конкретному результату. Окончательный выбор полностью зависит от самой личности, ее мировоззрения и системы внутренних убеждений. Но слишком долгое сосредоточение на проблеме нередко приводит к апатии, сильной погруженности в предмет переживаний. Гибкость мышления обычно проявляется в том, что личность умеет переключаться с одной мысли на другую. Это чрезвычайно полезный навык, который пригодится в любом деле. Всякое новое начинание требует от личности душевных сил, настойчивости и терпения. Такой подход позволяет оградиться от дополнительных переживаний, от того, чтобы начать чувствовать себя неудачником. Люди, которые действительно работают над своим характером, имеют возможность изменить неудовлетворительные обстоятельства своей жизни.

Творческий подход

Креативность должна быть во всем. Чем бы человек ни занимался, он обязательно должен использовать свои творческие ресурсы. В противном случае его внутренняя энергия постепенно начнет угасать, и ее невозможно будет применить. Повседневная реальность такова, что постоянно подбрасывает нам сюрпризы. Иногда эти случайности застают врасплох, ставят в тупик. Только подлинный энтузиазм способен вести вперед, раскрывать в нас имеющиеся способности. Развитие личности целиком и полностью зависит от того, как она умеет использовать собственные бесконечные ресурсы. Гибкость мышления позволяет действительно заниматься самосовершенствованием и при этом оставаться в весомом плюсе. Безусловно, в жизни всегда выигрывает тот, кто привыкает заниматься собственным развитием, у кого наблюдается конструктивное мышление.

Гибкость мышления представляет собой такое понятие, которое на самом деле согласуется с творческим подходом. Креативность часто становится проявлением нестандартного взгляда на вещи. Индивидуальная гибкость во взглядах в той или иной степени присуща всем, но не каждый действительно обращает на нее внимание. Дело в том, что человек не всегда оказывается в силах принять на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления во многом определяет то, насколько человек чувствует себя способным влиять на свою жизнь в целом, определять имеющиеся ближайшие и дальние перспективы.

Принятие чужой точки зрения

Пожалуй, это самое сложное для человека. Люди так устроены, что в большинстве случаев считают правыми себя, а не оппонента. Такое мировоззрение продиктовано естественной внутренней природой каждого из нас. Это происходит потому, что срабатывают механизмы внутренней защиты. Они призваны для того, чтобы помочь личности избежать всяческих неприятностей, которые только могут возникнуть. Только подлинное мышление действительно способно привести к благу. Понятие гибкости здесь является определяющим и весьма значимым. Настоящее развитие невозможно без уступок. Оно начинается тогда, когда личность начинает осознавать потребности окружающих, а не только замечает собственные желания. Гибкость мышления на самом деле позволяет увидеть каждую ситуацию изнутри, обратиться к истокам любой проблемы. Когда мы принимаем чужую точку зрения, то не просто уступаем собеседнику. В этот момент мы демонстрируем миру, насколько для нас является значительным истинное принятие и уважение.

Как развить гибкость мышления

Необходимость иметь гибкость мышления не нужно доказывать. Развитие подлинного самоуважения часто так и начинается. Иметь оригинальный подход к делу всегда полезно. Тем самым личность демонстрирует свою состоятельность и может заслужить собственное уважение. Принятие в глазах окружающих тоже прибавляет силы, дает возможность почувствовать себя сильным и значительным. Как развить гибкость мышления? Попробуем разобраться.

Избавление от страхов

Различные фобии – это то, что действительно мешает человеку в полной мере двигаться вперед. Страхи всячески ограничивают нас, способствуют установлению внутренних рамок, из которых впоследствии невозможно вырваться. Надлежит обязательно помнить о том, что сомнения и тревоги губят на корню любое начинание. Испытывать сильный страх равносильно отказу от любой перспективы по собственному желанию. Чтобы достигать желаемой цели, нужно запретить себе бояться. Во многом именно благодаря гибкости мышления можно достичь в жизни серьезных результатов. Когда личность привыкает думать конструктивно, ее мышление направлено в сторону созидания.

Способность экспериментировать

Большинство людей живут очень ограниченной жизнью и боятся выйти за рамки кем-то придуманных стереотипов. Они часто не представляют себе, насколько обедняют свою жизнь. Но в этом случае развитие как таковое будет чрезвычайно затруднено. Человеку необходимо постоянно экспериментировать для того, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, как люди сдаются, не успев, как следует начать. Сделав первый робкий шаг, нужно всегда продолжать идти дальше. Возможность проводить собственные эксперименты предоставляется далеко не везде и не всегда. Однако это не значит, что нельзя присмотреться к ситуации и сделать соответствующие выводы. Развивать гибкость мышления — серьезная задача, которую надо стараться решать постепенно.

Выход за рамки

Он подразумевает настоящий отказ от стереотипов. В большинстве случаев сделать это довольно непросто по причине того, что люди чувствуют себя довольно скованно и ограниченно, когда требуется быстро принять какое-то нестандартное решение. Выход за рамки есть проявление гибкости мышления. Ведь приходится осваивать новое поведение, учиться ранее неизвестному, бороться с собственным страхом. Как правило, если все задачи грамотно сформулированы, то личность побеждает в борьбе с самой собой. Такой внутренний поединок, прежде всего, подразумевает искоренение всяческой лени. Как только удается от нее избавиться, действительно становится легче дышать, думать, принимать решения. Отказ от привычных стереотипов действительно помогает развитию мышления.

Пересмотр убеждений

У каждого из нас имеются свои жизненные принципы. Они помогают нам в принятии ответственных решений, нередко указывают направление движения. Для того, чтобы стать более лояльным к каким-то вещам, нужно научиться вырабатывать в себе альтернативный взгляд на мир. Этой цели нельзя достичь за один день. Иногда может понадобиться много времени и терпения для того, чтобы полностью разобраться в ситуации, сделаться человеком, который сначала думает и только потом делает. Чтобы воспитать в себе необходимую гибкость мышления, нужно много тренироваться. Пересмотр значимых убеждений позволяет не закрываться в проблеме, а искать реальные пути ее решения. Преодоление трудностей невероятно закаляет, особенно тогда, когда выход из затруднительного положения был найден самостоятельно, без чьей-либо помощи. Здесь большое значение имеет такая вещь, как смена привычки. Она способна поистине творить чудеса.

Развитие индивидуальности

Многие ли люди действительно способны жить, руководствуясь голосом собственного сердца? К сожалению, это не так. Чтобы вырастить в себе подлинную индивидуальность, совершенно не лишним будет научиться действовать в согласии со своей совестью и предназначением. Нужно найти любимое дело, которому захочется посвятить жизнь, сделаться хозяином существования, а не тем, от которого ничего не зависит. Во многом достижению такой цели помогают творческие занятия. Главное при этом, чтобы они нравились, приносили ощутимую пользу.

Таким образом, развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека . Каждый отвечает сам за себя, принимая решения, готовясь совершить какой-то важный шаг в жизни.