Сложение чисел с переходом через десяток

Цель: закреплять умения выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток.

Задачи:

  • закрепить знания сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток;
  • закрепить умение решать простые задачи изученных видов;
  • закрепить умение решать составные задачи;
  • развивать навыки самоконтроля, познавательный интерес;
  • развивать логическое мышление, память, речь, внимание;
  • воспитывать коммуникативную культуру, трудолюбие.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2» авт. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, рабочие тетради авт. М.И.Моро, С.И.Бантова, раздаточный материал, картинки с изображением артистов цирка, паровозики, карточки с круговыми примерами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.

Садимся. Открываем тетради. Какое сегодня число?

Какой день недели? Какой день недели был вчера? Будет завтра? Послезавтра?

Какое время суток сейчас? (утро).

Какой месяц? (апрель).

Какое время года? Апрель - какой по счету весенний месяц? А какой по счету месяц года?

Итак, записываем в тетрадях: число, «Классная работа».

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

Ребята, что мы с вами делали на предыдущих уроках? (решали примеры, задачи,…)

А чем мы сегодня с вами будем заниматься? (повторять).

Правильно, мы сегодня будем повторять и закреплять то, как правильно складывать и вычитать с переходом через десяток.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас урок-путешествие. А куда мы отправимся сегодня, узнаем, когда найдём значение выражений:

Расположите карточки в порядке возрастания и переверните.(На обратной стороне карточек написаны буквы)

Итак, ребята, мы с вами побываем на цирковом представлении, встретимся с артистами цирка, выполним их задания.

3. Чистописание .

В цирк мы отправимся на паровозике. Его номер-это число, которое расположено между числами 9 и 11.

Что это за число? (10). Какое оно? (двухзначное)

Почему?(…). Значит, чтобы его записать, нам понадобится 2 клетки.

Паровозик отправляется.

4. Устный счёт.

1) - Мы прибыли в цирк. Для нашего класса 2 ряда. Первый вариант рассаживается на ряд, в номере которого 1 десяток и 2 единицы. Какой это ряд?

Второй вариант рассаживается на ряд, в номере которого 1 десяток и 3 единицы. Какой это ряд?

Номер ряда мы узнали. А какое у вас место-смотрите на карточках, которые лежат у вас на столах.

У кого соседи сидят на 10 и 12 местах? (поднимает руку ученик, у которого место №11).

У Тани место №9, а у Леры №11. Кирилл сидит между ними. Какое у него место?..

Как нужно вести себя в цирке? Не забудьте, что в цирке нельзя шуметь!

2) - Как называется сцена в цирке? (арена)

На какую геометрическую фигуру похожа арена?

Что ещё в цирке может быть круглым? (обручи, кольца,…)

А ещё круглые колёса у велосипеда, на котором катается косолапый мишка.

На арене цирка медведь. Говорят, «косолапый» медведь, а он умеет педали вертеть. Помогите Мишутке решить «круговые» примеры. (карточки на доске)

3) Задачи:

В цирке выступают 6 кошек и 4 обезьянки. Сколько кошек и обезьянок выступают в цирке?

У дрессировщика 7 чёрных собачек, а рыжих на 5 больше. Сколько рыжих собачек у дрессировщика?

У гимнастки 8 красных колец, а зелёных на 3 больше. Сколько зелёных колец у гимнастки?

5. Обобщение и систематизация знаний.

1) На арене цирка слоненок.

Он лопоухий и смешной и хочет подружиться с детворой. Он с вами подружиться, если вы поможете решить неравенства:

  • 11-1*14
  • 8*18-8
  • 14+1*15
  • 12*14-4

2) - Ребята, а кто в цирке самый весёлый?

Встречайте клоуна Клёпу. Он приготовил для вас задачки.

Клоун Клёпа решил взвесить кошечку. Стоя на задних лапках она весит 5 кг. Сколько она будет весить на 4-х лапах?

У клоуна Клёпы есть брат. Найди между ними сходство и различие.

Физминутка.

Дружно встали, подтянулись
И красиво улыбнулись.
Вместе с клоуном присели,
Встали, шляпку мы надели.
С обезьянкой прыгаем,
Ножками подрыгаем.
Мы жонглируем мячами,
Пожимаем мы плечами,
И садимся мы опять
Чтоб задачи порешать.

3) Решение простых задач.

На арену выбегает жонглёр. Он просит вас собрать мячи и кольца. А для этого нужно поставить вопрос к задаче.

У жонглёра 5 синих мячей и 10 красных.

- (Сколько всего мячей у жонглёра?

На сколько красных мячей больше?)

4) Решение составной задачи.

Клоун Клёпа на этой неделе выступил 8 раз, а его брат на 3 раза больше. Сколько всего раз на этой неделе выступили братья?

5) Работа в тетрадях с печатной основой (с.44 №2). Нахождение значений выражений.

Взаимопроверка.

6. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, всё ли вам было понятно на уроке? Были ли трудности?

У вас на столах рисунки клоуна. Дорисуйте ему рот. Если у вас хорошее настроение, то нарисуйте улыбку, если нет, то наоборот.

Своих клоунов прикрепим к доске.

На данном уроке вы вспомните, как складывать и вычитать числа с переходом через десяток. Решая интересные задания, вы повторите алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. У вас будет возможность попрактиковать изученный ранее материал вместе с веселыми пчелками.

Тема: Повторение

Урок: Вычитание и сложение чисел с переходом через десяток

Посмотрите на числовой ряд. (рис. 1)

Рис. 1

Как связаны пары чисел между собой? В сумме они дают 10.

Запомните эти пары. (рис. 2)

Рис. 2

Это свойство чисел нам пригодится при решении задач.

Выполним сложение по частям, для этого разбиваем второе слагаемое 6 на две части так, чтобы первая часть дополняла число 9 до десяти. (рис. 3)

Рис. 3

Первая часть - число 1, вторая часть - все что осталось - 5. (рис. 4)

Рис. 4

Значит, 9 + 6 = 15.

1. Читаю пример

Первое слагаемое …

Второе слагаемое …

2. Нахожу число, которое дополнит первое слагаемое до 10. Это число …

3. Разбиваю второе слагаемое на 2 части … и …

4. Дополняю первое слагаемое до 10 и прибавляю оставшиеся единицы. 10 + …

5. Читаю ответ …

Потренируемся в счёте.

Решите примеры и узнайте, с какого цветка пчёлки соберут сладкий нектар. (рис. 5)

Рис. 5

Решение представлено на рисунке. (рис. 6)

Рис. 6

Если у вас возникли затруднения, повторите состав чисел, это вам обязательно поможет.

А теперь рассмотрим пример на вычитание.

Находим количество единиц в уменьшаемом - число 11 состоит из 1 десятка и 1 единицы. Разбиваем вычитаемое 6 на две части: первая равна количеству единиц уменьшаемого - 1, вторая - оставшихся единиц - 5. (рис. 7)

Рис. 8

Значит, 11 - 6 = 5

1. Читаю пример

Уменьшаемое …

Вычитаемое …

2. В разряде единиц уменьшаемого число …

3. Разбиваю вычитаемое на две части … и …

4. Вычитаю первую часть …, получаю 10, вычитаю из 10 вторую часть …

5. Читаю ответ.

Закрепим новое знание.

У нас три кошки: рыжая, белая и чёрная. (рис. 9)

Рис. 9

У них родились котята. Хотите узнать сколько? Тогда правильно решите примеры и назовите цвет кошки, у которой больше всего котят. (рис. 10)

Рис. 10

Следовательно, больше всех котят у рыжей кошки.

На данном уроке вы вспомнили алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Вы закрепили изученный ранее материал, решая веселые задачи, что поможет вам в дальнейшем изучении математики.

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. - М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. - М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. - М7: Русское слово, 2012.
  1. Пособия для начальной школы ().
  2. Социальная сеть работников образования ().
  3. 5klass.net ().

Домашнее задание

1. Вспомните алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток.

2. Решите примеры и узнайте, с какого цветка пчёлки соберут сладкий нектар.

3. Решите примеры:


Во второй части статьи мы рассмотрим некоторые способы сложения и вычитания с переходом через десяток .

Третий этап

В начале приведем все варианты примеров сложения, которые предстоит освоить ребенку:

9 + 2 9 + 3 9 + 4 9 + 5 9 + 69 + 79 + 89 + 9

8 + 38 + 48 + 58 + 68 + 7 8 + 8

7 + 47 + 57 + 6 7 + 7

6 + 5 6 + 6

У взрослых может возникнуть резонный вопрос: почему в приведенной таблице первое слагаемое всегда больше или равно второму и почему отсутствуют остальные варианты примеров? Скажем, 3 + 9, 5 + 8 и т.п. Для ответа укажем два важных правила, которые должен запомнить ребенок:

Правило №1: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Правило №2: обычно легче к большому числу прибавить маленькое, чем наоборот, к маленькому прибавить большое.

Вначале научимся решать пример из первой строки: прибавление к 9 чисел от 2 до 9. Отметим здесь, что существуют разные формы объяснения и записи решения подобных примеров в разных учебниках по математике.

Приведем некоторые варианты:

Мы будем использовать вторую форму записи.

Какое объяснение можно дать ребенку для примера 9 + 4?

«Ты понимаешь, что к девяти палочкам нам нужно добавить четыре. Давай подумаем, сколько палочек нужно добавить к девяти, чтобы получить число десять? Конечно, одну палочку. Если мы должны были добавить четыре палочки, а уже добавили одну, значит нам остается добавить еще три палочки. И ответ будет: тринадцать. Посмотри, как мы запишем то, что мы сделали»:

Предложите ребенку еще несколько примеров из верхней строки таблицы (9 + n).

После того, как ребенок начнет решать подобные примеры самостоятельно, можно переходить к примерам второй строки таблицы (8 + n).

Образец:

После усвоения решения подобных примеров, переходим к третьей строке таблицы
(7 + n).

Образец:

После того, как ребенок решит несколько примеров типа 7 + n, предложите ребенку самостоятельно решить примеры 6 + 5 и 6 + 6. Если у него это не получается – помогите.


Можно предложить ребенку попробовать обобщить свой опыт (выразить его в общем виде). Как надо выполнять сложение с переходом через десяток либо выучить правило из учебника по математике.

6 + 6 = 12

7 + 7 = 14

8 + 8 = 16

9 + 9 = 18

Если ребенок выучит хотя бы эти суммы, он легко сможет решать примеры типа:

6 + 5, 7 + 6, 8 + 7, 9 + 8. В этих случаях одно из слагаемых отличается на единицу от уже знакомых вариантов.

Так, пример:

7 + 6 = ?

Но: 6 + 6 = 12, значит 7 + 6 = 13 (и одно слагаемое и сумма увеличились на единицу).

В перспективе ребенку предстоит выучить все правильные ответы для всех сочетаний слагаемых, но, конечно же, он должен уметь перепроверить, правильную ли сумму он указывает.

Четвертый этап

Как объяснить ребенку вычитание во втором десятке ?

Как можно ребенку объяснить с помощью палочек решение примера: 11 - 3?

«Ты понимаешь, что мы должны удалить 3 палочки из 11. Сначала мы убираем одну единичную палочку. Затем нам надо развязать пучок из 10 палочек и убрать еще 2 палочки, останется: 10 – 2 = 8 палочек.»

Как это записать математически:

Аналогично решаем примеры 11 – n, 12 – n, и т.д. до 19 – n.

Приводим здесь решение некоторых примеров:


После того, как первоклассник научится считать подобные примеры, возможно дать выучить правила в общем виде.

Если ребенок запомнил суммы для примеров 6 + 6, 7 + 7, 8 + 8, 9 + 9, то он это может использовать при вычитании, т.к.

6 + 6 = 12, то 12 – 6 = 6, а 13 – 6 = 7.

Если уменьшаемое увеличилось на 1, то и разность увеличится на 1, т.к.

7 + 7 = 14, то 14 – 7 = 7, а 15 – 7 = 8 и т.п.

В дальнейшем постарайтесь мотивировать ребенка к тому, чтобы он выучил все варианты сумм и разностей и легко мог их проверить.

Желаем Вам успехов в обучении Вашего ученика!


Воробьева Нина Федоровна

Переход к первой части статьи

Постигать сложные математические вычисления с каждым годом для ребёнка всё сложнее и сложнее. Математика уже не так проста, как казалось на первый взгляд. На выполнение домашнего задания затрачивается больше времени. В младших классах уроки ребёнку помогают выполнять старшие члены семьи. Казалось бы, очень лёгкое задание, но все ломают голову над поставленной задачей. В статье подробно разбираются примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток. Так же родители, прочитав статью, вспомнят азы начальной школы и без усилий помогут школьнику выполнить домашнюю работу на отлично.

Главное правило в математике – читай задание внимательно.

От правильности понимания поставленной задачи зависит результат. Зачастую, поторопившись, ребёнок с мамой впадают в ступор, решение задания затягивается на часы.

Примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток

  • Научите школьника, при выполнении решения, рассуждать вслух. Каждое действие ребёнка должно проговариваться. Задания по с переходом через десяток требуют размышлений.
  • Расскажите ученику как будите выполнять поставленную задачу вы, после – решайте вместе. После того, как вы убедитесь, что ребёнок понял суть задания, дайте ему несколько примеров для самостоятельной работы. При решении примеров ребёнок проговаривает вслух:

Для начала разберём, что значит действия с переходом через десяток.

На картинке доступно описано решение с применением состава числа. Ребёнок округляет до десяти и прибавляет остаток.

Разберём на конкретном примере:

Первое слагаемое содержит 2 десятка, сумма 3 полных десятка. Соответственно мы решили пример с переходом через один десяток.

При вычислении аналогичных заданий вспомните с ребёнком состав числа. Разберём приведённый выше пример. До полных трёх десятков в числе 28 не достаёт двух единиц. Напомним, что число 7 состоит из чисел 2 и 5. При успешном знании составляющих числа, ребёнок с лёгкостью вычислит подобные примеры.

Вычитание в пределах 100 через десяток

При вычитании чисел с переходом через десяток, правило остаётся прежним.
Рассмотрим, как из двузначного числа без труда вычесть однозначное:

Разберём конкретнее:

Уменьшаемое содержит в себе 6 полных десятков, разность – 5. В результате вычислений получаем, что итог уменьшился на один десяток. Применив правило состава числа, имеем:

9=1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5.

В нашем случае, подходит 9=1 и 8. Уменьшаемое содержит 8 единиц, значит необходимо от 68 вычесть 8 и 1, получаем 59.

Выполняя подобные задания, главное, объяснить ребёнку, что разбив число на его составляющие, вычисления производить гораздо легче.

Закрепление темы: не сложные примеры до 20 с переходом через десяток

Предложите выполнить школьнику самостоятельно:

Если решение подобных заданий не вызывает у ребёнка сложностей, примеры усложняются.

32-5=27 71-2=69 55-6=49
44-9=35 54-9=45 48-9=39
36-7=29 38-9=29 83-5=78
74-8=66 65-8=57 26-7=19
23-7=16 93-9=84 34-7=27

Теперь выполним задания на сложение с переходом через десяток:

14+8=22 37+7=44 75+6=81
24+9=33 81+9=90 64+8=72
37+4=41 78+3=81 58+3=61
13+9=22 17+5=22 85+6=91
25+6=31 65+8=73 41+9=50

Занятия с ребёнком можно проводить не только в строгой обстановке, превратите закрепление пройденного материала в увлекательную игру. В задании должно быть несколько примеров с переходом через десяток, а один – без перехода. Пусть любознательный школьник найдёт в каком примере перехода через десяток нет.

Например:

63+7=70 21+6=27 32+9=41

Найти верный ответ ребёнок сможет только после решения всех примеров. Попросите обосновать свой ответ. Не забудьте про похвалу. Ведь дети стараются хорошо учиться, чтобы родители гордились своим чадом.

Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы - это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Или перекладывать счетные палочки, а потом считать их. Но для ребенка несколько труднее оперировать с голыми цифрами. Именно поэтому нужна практика и еще раз практика. Не бросайте заниматься с ребенком и летом, поскольку за лето школьная программа из маленькой головки просто выветривается и долго приходится наверстывать потерянные знания.

Если ваш ребенок первоклашка или только идет в первый класс - начните с повторения состава числа по домикам. А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти - это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

Кликайте по картинкам и открывайте тренажер в максимальном увеличении, далее можно скачать изображение себе на компьютер и распечатать в хорошем качестве.

Есть возможность разрезать А4 пополам и получить 2 листа с заданиями, если хотите уменьшить нагрузку на ребенка, или давать решать по столбику в день, если решили позаниматься летом.

Решаем столбик, отмечаем успехи: тучка - не очень хорошо решили, смайлик - хорошо, солнышко - замечательно!

Сложение и вычитание в пределах 10

А теперь вразброс!

И с пропусками (окошками):

Примеры на сложение и вычитание в пределах 20

К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 - это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток .

Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме "состав числа 10", поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.

Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):