Синестезия ощущений. Малиновая суббота: что такое синестезия? Принцип действия синестезии

Параллели между разными ощущениями интересовали художников и ученых со времен античности. О возможности «общего чувства» рассуждал Аристотель в трактате «О душе», сопоставлением гамм и палитр интересовались Гете и Лейбниц, а французский ученый Луи Бертран Кастель сконструировал цветомузыкальный орган задолго до авангардных экспериментов Скрябина. Но со временем выяснилось, что «цветной слух» - лишь частное и наиболее распространенное проявление загадочного феномена - синестезии. T&P узнали, как его объясняют нейробиологи, передается ли синестезия по наследству и какую пользу могут принести «смешанные чувства».

Что это такое

Синестезия - это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.

Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный - когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант - «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения - в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта - с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Виды синестезии

«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж - отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков - в автобиографической повести «Другие берега». Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») - самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте - связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте - ассоциации между музыкальными звуками и цветами. Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом - болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.

Почему это происходит

Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” - видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».

По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое - но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.

Но самая популярная гипотеза - модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.

По этой модели, синестезия - врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству - что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.

Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия - это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия - ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» - как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.

Можно ли стать синестетиком?

Синестезия - явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики - но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.

Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз - хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Недостаток или преимущество?

Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы - непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент - попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950-2008 гг. Синестетики называли даты точнее - благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно - совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

«Опыт синестезии могут давать психоделики - но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».

Синестезия может помогать и в творчестве - хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» - видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.

Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах - порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

Как помочь науке

В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

Синестезия – это феномен нейрологического характера, при котором восприятие явлений и символов дополняется определенными качествами, например, звуком, цветом, запахом и другими. Люди, у которых это проявляется, называются синестетами. Другими словами феномен можно объяснить так: восприятие происходящего, при котором затрагивается один из органов чувств, параллельно со своими ощущениями вызывает и другие, которые присуще совершенно иному органу чувств. Таким образом мозг дополняет наше реальное восприятие.

Необходимо отметить, что синестезию не относят к расстройствам психического характера. Это своеобразная адаптация в окружающем мире. Но надо сказать, что термин «синестезия» – это не совсем точное определение данного феномена: более точным является «идеастезия».

Есть различные виды синестезии, а наиболее распространенная из них ‒ графемно-цветовая синестезия. Это означает, что человек воспринимает буквы и цифры по-другому: у него они окрашены в определенные цвета. Пространственная синестезия – это когда числа, годы и месяцы расположены в пространстве в определенном месте.

На сегодняшний день только некоторые виды феномена были описаны учеными.

Некоторые ученые считают, что синестезия помогает людям творческих профессий. Такой феномен исследуют также психологи и неврологи, потому что это очень интересно. Кроме того, данные помогут понять сам процесс познания, а также восприятия всех людей, а не только синестетов.

Этиология

На сегодняшний день практически ничего не известно о причинах появления синестезии. В настоящее время ученые только начали проводить исследования развития этого феномена у детей.

Были получены данные, что это не феномен перекрестных чувств, поскольку он обладает свойствами идеастезии. Поэтому ученые выдвинули такое предположение, что подобное состояние развивается в детстве, когда происходит первый контакт с абстрактными понятиями. Такое предположение называется гипотезой семантического вакуума, поэтому графемно-цветовая и числовая формы являются самыми распространенными. Именно эти абстрактные понятия являются первыми в жизни ребенка.

Классификация

В медицине этот феномен делят на две формы:

  • Проекционная. Те, кто проецирует, видят различные цвета и всевозможные формы в период действия раздражителя. Такого человека называют проектором.
  • Ассоциативная. В этом случае люди чувствуют связь стимула с вызванным ощущением, а человека называют ассоциатором.

Феномен возникает при хроместезии (когда звук сочетается со светом) – проектор слышит игру на трубе и видит оранжевый треугольник, расположенный в пространстве, а ассоциатор представляет оранжевый цвет, который издает звук.

Некоторые люди с таким феноменом говорят, что даже не знали о том, что они не такие, как большинство. А другие утверждают, что они являются хранителями важной тайны. Автоматическое проявление синестезии, для синестетов является уже чем-то вполне обычным. Такие люди говорят, что их особые переживания нейтрального характера, но могут быть и приятными. Хотя некоторые утверждают, что это ведет к сенсорной перегрузке.

Несмотря на то что одни говорят, что этот феномен является нейрологическим отклонением или болезнью, сами синестеты не думают так: для них это, как помеха. Но есть и те, кто преподносят этот феномен как особый дар, который они боятся утратить. Большинство из них узнали о своей необычной возможности еще в детстве. Некоторые смогли применить ее на работе или в обыденной жизни. Есть примеры, когда такие люди могут запоминать большие числа, телефонные номера, выполнять сложные математические действия в уме.

Несмотря на общие сведения о феномене, индивидуальный опыт синестетов во многом отличается. Такое было отмечено еще на ранних этапах исследования феномена. К примеру, одни говорят, что согласные буквы ярче окрашены, чем гласные. А другие утверждают совершенно обратное. Все отчеты, заметки и интервью, которые делали сами синестеты, указывают на огромное количество типов этого феномена. Также существует много различных восприятий и путей применения этой возможности.

Если человек воспринимает музыку в цветовой гамме, это означает, что у него музыкально-цветовая синестезия. Слуховая синестезия определяется тем, что человек слышит звуки движущихся предметов.

Синестезия зеркального прикосновения ‒ это когда синестет ощущает те чувства, которые испытывает человек во время прикосновения к какому-либо предмету. Это и есть зеркальная синестезия. Также часто встречается синестезия и .

Ученые не раз думали над вопросом, как развить синестезию, но это оказалось невозможным. Такой феномен может проявляться как минимум двумя чувствами. Но был один синестет, у которого объединялись одновременно все пять чувств.

Диагностика

Несмотря на то что этот феном часто называют неврологической патологией, он не включен в Международную классификацию болезней. Как уже говорилось ранее, многие синестеты считают этот феномен нейтральным или приятным, что практически то же, что и абсолютный слух. Можно сказать, что это просто другое восприятие окружающего мира.

Проводятся многократные тесты, в ходе которых проверяется восприятие цветов на протяжении длительного времени. Синестеты могут повторить примерно 90% проекций, даже когда между тестами прошел не один год. Обычный человек запоминает не более 40% комбинаций. Он не сможет их повторить, даже если его предупредят о проведении теста.

Проявления синестезии: о типах и видах

Антон Дорсо

специально для сайта сайт
Указание ресурса и авторства обязательно.

На самые общие типы синестезию принято делить по условиям или причинам, её вызывающим. В первую очередь выделяют когнитивную или художественную синестезию, то есть, такой тип проявления, к которому как к способу познания и самовыражения чаще и планомернее прибегают художники, поэты, кинематографисты, дизайнеры и представители других творческих профессий. Однако это не значит, что такая синестезия проявляется только в искусстве. В ежедневном своем проявлении межчувственные ассоциации, образы и аналогии, вовлекающие ощущения от разных органов чувств, как, например, ожидания приятных запахов от красивых цветов или громких и низких голосов от крупных животных – всем этим обладает каждый из нас в силу опыта и привычной координации ощущений. Вероятно, в творчестве этот опыт обостряется и превращается в более “насыщенные” индивидуальные поэтические картины мира, в которых начинают доминировать чувственные синестетические связи. Такой способ переживания синестетических связей можно назвать имплицитным, то есть, неявным, скрытым, другие же способы характеризуются эксплицитностью ощущений, ярко выраженной, явной закономерностью непроизвольной природы.

Другой тип синестезии, выделяемый на основе вызвавшей его причины, это синестезия в измененных состояниях сознания (ИСС). ИСС-синестезия может быть результатом гипноза, медитаций, транса, молитвенного экстаза, полуобморочных состояний и перехода ото сна к бодрствованию и при засыпании. Причиной ИСС-синестезии может быть принятие наркотических средств и в отдельных случаях некоторых лекарственных препаратов. Частной разновидностью такого типа синестезии можно назвать изменение чувственного восприятия при масштабных воздействиях на организм (головной мозг), таких как интенсивная магнитная активность, физические удары, долговременная невесомость, ампутация (феномен “фантомных” ощущений) и т.д. Сюда же можно отнести и компенсаторные проявления синестезии, при которых у людей, утративших те или иные сенсорные способности, развиваются синестетические реакции на ощущения, получаемые при помощи сохранных органов чувств, например, “фантомные” цвета и формы как реакция на определенные звуки у утративших зрение. Эта группа синестетических проявлений весьма неоднородна и отражает частные случаи влияния – “внутренние” или “внешние” – на головной мозг, при которых значительно изменяется координация его сенсорной активности.

Сопутствующая или, по-другому, приобретенная или побочная синестезия представляет собой результат структурно-анатомических или физиологических нарушений работы головного мозга, таких как ранения, инсульты, опухоли и другие системные нарушения. Синестезия побочного типа в большинстве случаев имеет функциональную связь с напряжением внимания, то есть, связана с посттравматическим восприятием явлений, характеризующимися как “тяжелые” или “назойливые”. Таким образом, сопутствующая (побочная) синестезия может сопровождать определенное расстройство исключительно в качестве симптома, однако в этом случае не синестезия как таковая требует медикаментозного вмешательства, а только вызвавшая её травма. Чаще всего, спонтанно или после реабилитационных процедур, когда мозг восстанавливает баланс ощущений и реакций в новую системность субъективного опыта, сопутствующая синестезия исчезает.

Самый распространенный тип синестезии, никак не относящийся к патологическим и искусственно вызванным проявлениям, это синестезия естественного развития или врожденная синестезия. Прежде чем подробно рассказать о видах проявления врожденной синестезии, особо подчеркну, что во всех случаях синестезия разного типа причинности (генезиса) кардинально отличается как по роли или масштабу вовлеченности переживания, так и по его интенсивности, изменчивости и, главное, по объективной физиологической динамике и субъективному смысловому содержанию. Именно поэтому в оценочном смысле ставить в один ряд синестезию разных типов генезиса невозможно, как нельзя, например, ставить в один ряд память как способность запоминания. Один “помнит” цены на товары в гастрономе, другой “хранит в памяти” результаты проведенных вчера экспериментов на Большом адронном коллайдере. Смысл – в различии.

Итак, врожденная синестезия или синестезия естественного развития возникает в очень раннем возрасте или даже, предположительно, до рождения. Она не поддается сознательному контролю и, как правило, не меняется на протяжении всей жизни. Традиционная классификация естественной синестезии опирается на связь ощущения, которые испытывает человек при её проявлении, с провоцирующими их стимулами (сенсорная классификация). Таким образом, все названия видов проявления врожденной синестезии строятся по шаблону “стимул-реакция”. Например, о человеке, обладающим ощущением температуры в цвете, говорят как о термо-цветовом синестете. Если кто-то ощущает запахи как разнообразные фактурные поверхности или объемы, то такую синестезию удобно называть ольфакторно-тактильной и т.д. Восприятие “вкусов” эмоций будет обозначаться как эмоционально-вкусовая синестезия, а цветов “боли” – как альго-цветовая синестезия (от “алгос” - боль).

Однако формула “стимул-реакция” в названиях естественной синестезии таит в себе некоторую неточность. Так, под музыкально-цветовой синестезией могут понимать сразу три проявления: ощущение звучания разных музыкальных инструментов в цвете, восприятие разных музыкальных стилей или произведений композиторов в цвете и ощущение цветов при прослушивании мелодий в разных тональностях. Существует также звуковысотно-цветовая синестезия, естественным образом связанная с абсолютным слухом или его зачатками. Часто встречающаяся графемно-цветовая синестезия может ограничиваться только восприятием букв или цифр, но иногда даже включать знаки пунктуации. Ощущение цвета при графемно-цветовой синестезии может провоцироваться в большей или меньшей степени как фонетической стороной букв, их звучанием, так и графической, видимой формой. Ранние работы о синестезии приводят примеры отдельного цветового восприятия шрифтов и геометрических начертаний: волнообразных линий, стрелок, пунктиров и т.д.

Следует признать, что и в описании синестетической реакций, таких как “цвет” или “звук”, также закрадывается некоторая условность. Дело в том, что во многих случаях (и это можно прочесть, например, в воспоминаниях Набокова-синестета) переживания не ограничиваются исключительно единым и монолитным качеством окраса или звучания, а могут совмещать в себе движения, формы, светимость, привкус, положение в пространстве и многое другое. Сделаем вывод, что формула “стимул-реакция” лишь обрисовывает общий контур индивидуальных проявлений, не претендуя на точное описание субъективного переживания ни своего первого (“стимул”), ни второго компонента (“реакция”).

Кроме того, для некоторых случаев синестезии существуют индивидуальные традиционные термины, которые также могут условно включать в себя сразу несколько видов проявлений. Например, под пространственной локализацией последовательностей имеют в виду восприятие определенного пространственного расположения (как бы в 3D) не только чисел и годов (дат событий), но и дней недели, месяцев, алфавита и других последовательностей. Такие цепочки в каждом конкретном случае могут иметь не только любое направление и зигзагообразность, но отличаться еще и дополнительным ощущением объема, фактуры, цвета и прочими “элементарными” качествами. Также комплексным проявлением обладает синестезия, именуемая олицетворением графем, при которой цифры и буквы обретают в ощущении синестета качества и описания, обычно присущие людям: характер, пол, возраст и даже комплекцию и род занятий. Нередко олицетворение графем проявляется вместе с другими видами графемной синестезии (цветом, фактурой и т.п.).

Как видно из таблицы, некоторые виды естественной синестезии не могут быть описаны и сгруппированы с предельной детальностью. Особенно это заметно ближе к её завершению, где указаны синестезии с тактильными и зрительными стимулами. Это можно объяснить тем, что таких проявлений нам известно не столь достаточно и каждое из них слишком индивидуально, чтобы как-то попасть под то или иное определение. В большой группе зрительных синестезий, например, стимулами могут служить цвета, фактуры, наблюдаемые движения и целые образы, ощущаемые синестетом на вкус, слух или тактильно. Синестезии, вызываемые прикосновениями, также могут отличаться конкретным местом касания к телу (в случае касания руками, синестезию можно назвать гаптической), особенностью касающейся фактуры, температурой, силой надавливания и т.д.

Еще большая степень подобного рода индивидуальности может проявляться в кинетико-звуковой и кинетико-цветовой синестезиях, эмпатии прикосновений, и синестезии, получившей необычное название “бегущая строка”. В частности, эмпатия прикосновений проявляется как непроизвольное ощущение “на себе” наблюдаемых касаний, движений, поз. “Бегущая строка”, как следует из названия, это непроизвольная, бессознательная трансформация слышимой речи в видимый тест, цветной или черно-белый. Зарубежными исследователями зарегистрированы синестезии на шахматы (правила хода фигур) и стили плаванья, в обоих случаях вызывающие у синестетов ощущения цветов.

Стоит заметить, что так называемые синестетические “ассоциации” правильнее было бы называть связями или чувственными проекциями, так как в отличие от ассоциаций жизненного опыта синестетические “ассоциации” формируются по неизвестной для синестета причине и не имеют непосредственного, первичного значения. Также ассоциативностью невозможно объяснить тот факт, что естественная синестезия, как правило, ограничена строго выделенной группой понятий или явлений (категорией) и никогда не выходит за её пределы, даже если существуют понятия, очень близкие по значению. Например, у синестета, воспринимающего дни недели в цвете, слова выходные и уикенд остаются “неокрашенными”.

Так как некоторые термины видов синестезии представляют собой определенную сложность и иногда весьма громоздки, то использовать их стоит только в профессиональных ситуациях для более точного описания особенностей своих или чужих ощущений. В повседневном общении, конечно, можно обойтись и более доступными сочетаниями, тем более, как мы уже заметили, даже многосложные обороты могут и не передать палитру ваших реакций с желаемой точностью. Так, проще говорить о вкусо-звуковой синестезии, а не гастическо-акустической, или “цветных днях недели”, а не о хроно-цветовой синестезии. Можно придерживаться и традиционно закрепившегося понятия цветной слух , для начала объяснив собеседнику, что именно вы имеете в виду, потому что в него могут включаться как музыкальные синестезии во всех их многочисленных проявлениях, так и фонемно- и графемно-цветовая синестезии.

Теперь поговорим еще об одних тонкостях проявления естественной или врожденной синестезии. В некоторых относительно редких случаях синестезия естественного развития может настолько тесно связывать системы чувств, что в результате, например, звуковое впечатление любого характера: шум, музыка, речь – вызывает субъективное ощущения цвета, световых пятен, фактурных и других качеств. Такое проявление естественной синестезии правильнее называть общемодальной , так как в данном случае мы имеем функциональную вовлеченность всей сенсорной системы или модальности, например, слуха, при которой синестезируются все без исключения звуковые стимулы. В отличие от общемодальной формы синестезии, феномен с избирательным механизмом проявления называется специфической синестезией . Именно разновидности специфической синестезии естественного развития делятся и классифицируются по типам, описанным выше и представленным в таблице.

Тем не менее, и в таком делении на специфическую и общемодальную синестезию не все так прямолинейно. В моих исследованиях встречалась разновидность, при которой у одного и того же человека общемодальная синестезия в спокойном привычном состоянии становилась специфической, то есть избирательной. Если бытовой шум становился обыденным, то он прекращал синестезироваться, но человеческая речь, музыка и шумы навязчивого характера никогда не утрачивали своих цветов. Кроме того, у синестета, о котором идет речь, некоторые понятия: цифры, имена, дни недели и названия месяцев - также вызывали синестезию специфического типа, выражавшуюся в своеобразном усилении реакций, присущих закономерным связям его общемодальной синестезии.

Если человек обладает сразу несколькими видами синестезии, то он – множественный синестет, и его синестезия проявляется во множественной форме . Множественную форму проявления синестезии можно охарактеризовать как некоторый промежуточный вариант между общемодальной и специфической (избирательной). У некоторых множественных синестетов можно насчитать семь и более видов синестезии. Обычно, но не всегда, все реакции множественной синестезии переживаются в одной модальности, например, только как цвет и другие присущие зрению качества.

По способу переживания синестетических реакций принято выделять два полюса проявлений: проективный и ассоциативный . Как пример, синестеты с проективными реакциями переживают окрашенные буквы или цифры в виде проекций цвета поверх написанных знаков. Синестетические проекции любой модальности (цвет, вкус, звучание) – это физически реальные ощущения, как бы накладывающиеся поверх предметного мира. Так как они отличаются от реальных цветов или звуков меньшей степенью конкретности и строгой привязкой к вызывающим их явлениям, то перед синестетом никогда не стоит опасность перепутать одно с другим. На другом конце спектра способа переживания синестетических реакций находятся синестеты-“ассоциаторы”. При ассоциативной форме синестетические реакции протекают с той же неизменностью, постоянством и четкостью, но на уровне подспудных впечатлений, стойких знаний и “субъективной неопровержимости” без конкретно-физических качеств, как в проективной форме.

Наконец, еще одним важным понятием, использующимся при описании естественной синестезии, является врожденность . Учитывая сложный характер взаимодействия генетики и среды, термин “врожденная синестезия” должен приниматься на текущий момент исследований только как ориентир. Нередки случаи, когда родители синестетов сами не обладают синестезией и, наоборот, дети синестетов могут не наследовать синестезию. Поэтому даже уже вскрытые генетические маркеры, указывающие на определенную вероятность наследственности синестезии, нельзя принимать однозначно. Вопрос о степени генетической предопределенности синестезии должен оставаться открытым для дальнейших исследований, так как среди возможных влияющих факторов могут оказаться как методы когнитивной социализации (обучения), так и присущие данному обществу стили познания и мышления.

Сделаем вывод: синестезия трудно поддается классификациям и привычному стороннему описанию. Синестезия - разномерный спектр явлений с разными ландшафтами и тонкостями проявлений. Некоторые проявления, такие как олицетворение графем или “бегущая строка”, подпадают под определение синестезии только по характеру непроизвольности и дополнительности субъективного ощущения, другими же своими качествами они не вписываются в классическое понимание феномена. Скорее всего, синестезию лучше представлять себе в виде разноуровневых переходов и спектров проявлений: от выделяемых и группируемых свойств “стимулов” до неповторимого характера “реакций”; от объема внимания, которое она к себе привлекает в субъективном опыте, до личного и творческого значения, которым её наделяют с подачи общества.

Нельзя встретить двух людей, обладающих одинаковыми проявлениями синестезии. И не потому что буква “А” будет окрашена для них в разные цвета, а потому что эта буква каждый раз будет иметь разное значение. Синестезия – результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность. Именно это делает синестезию универсальным феноменом человеческого сознания.

ТАБЛИЦА С ТИПАМИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ СИНЕСТЕЗИИ

Сочетание стимула > реакции Формальный термин
эмоции → цвет эмоционально-цветовая
вкус→ цвет гастическо-цветовая
общие звуки → цвет акустико-цветовая
графемы → цвет графемно-цветовая
движения → цвет кинетико-цветовая
ноты → цвет звуковысотно-цветовая
звуки музыки → цвет музыкально-цветовая
запахи → цвет ольфакторно-цветовая
оргазм → цвет оргазмо-цветовая
боль → цвет альго-цветовая
цепочка понятий (числа, буквы) → положение в пространстве локализация последовательностей (числовые формы)
восприятие людей → цвет (“ауры”) “аурическая” синестезия
фонемы → цвет фонемно-цветовая
температура → цвет термально-цветовая
единицы времени → цвет хроно-цветовая
имена → цвет номо-цветовая
названия городов (местностей) → цвет номо-цветовая
хар-р пространства, помещения → цвет нет наименования
прикосновения → цвет тактильно-цветовая
геом. фигуры, начертания → цвет линаменто-цветовая
графема → черты человека олицетворение графем
слова, понятия → черты человека олицетворение понятий
предметы → черты человека олицетворение предметов
слышимая речь → видимый текст “бегущая строка”
эмоции → вкус эмоциональньно-гастическая
эмоции → боль эмоциональньно-болевая
эмоции → запах эмоциональньно-ольфакторная
эмоции → температура эмоциональньно-термальная
эмоции → прикосновения эмоциональньно-тактильная
вкус → звук гастико-акустическая (вкусо-звуковая)
вкус → температура гастико-термальная
вкус → прикосновения гастико-тактильная
графемы → вкус графемно-гастическая
движения → звук кинетико-акустическая
фонемы → вкус фонемно-гастическая
слова → прикосновения лексемно-тактильная
ощущения наблюдаемых прикосновений эмпатия прикосновений
ноты → вкус звуковысотно-гастическая
боль → вкус альго-гастическая
боль → запах альго-ольфакторная
боль → звук альго-акустическая (альго-звуковая)
восприятие людей→ запах персоно-ольфакторная
восприятие людей → прикосновения персоно-тактильная
фонемы → прикосновение фонемно-тактильная
запах → вкус ольфакторно-гастическая
запах → звук ольфакторно-акустическая (ольфакторно-звуковая)
запах → температура ольфакторно-термальная
запах → прикосновение ольфакторно-тактильная
звук → вкус акустико-гастическая
звук → движение акустико-кинетическая
звук → запах акустико-ольфакторная
звук → температура акустико-термальная
звук → прикосновение акустико-тактильная
температура → вкус термально-гастическая (термально-вкусовая)
температура → звук термально-акустическая (термально-звуковая)
прикосновение → эмоции тактильно-эмоциональная
прикосновение → вкус тактильно-гастическая
прикосновение → запах тактильно-ольфакторная
прикосновение → звук тактильно-акустическая (тактильно-звуковая)
прикосновение → температура тактильно-термальная
зрительное восприятие → вкус визуально-гастическая (зрительно-вкусовая)
зрительное восприятие → движение визуально-кинетическая
зрительное восприятие → запах визуально-ольфакторная
зрительное восприятие → звук визуально-акустическая
зрительное восприятие → температура визуально-термальная
зрительное восприятие → прикосновение визуально-тактильная
стили плаванья → цвет нет наименования
шахматы → цвет нет наименования

Оригинал взят у zherazborki в Как видеть звук и слышать запахи?

Представьте себе мир в котором вы видите цифры и буквы разноцветными, в котором музыка и голоса кружатся вокруг вас в водовороте разноцветных форм. Знакомьтесь с синестезией- неврологическим феноменом, при котором два или более вида чувств сливаются воедино. Он встречается у четырех процентов населения. Синестет может не только слышать чей-то голос но и видеть его, чувствовать его вкус или ощущать в виде прикосновения.

Разные участки мозга, выполняя разные функции, у синестетов имеют больше "перекрестных" нейронных связей. Люди, которые испытывают синестезию, помимо обладания огромным творческим потенциалом, имеют поразительные способности к запоминанию и воспроизведению информации. Особенность их восприятия позволяет мозгу "смешать" данные, полученные с нескольких органов чувств, перед тем как анализировать их.


Синестезия не позиционируется как заболевание или расстройство, хоть и может иметь совершенно причудливые формы восприятия, не совсем понятные обычному человеку. Прежде чем разбираться возможно ли вызвать у себя синестезию искусственно, давайте разберемся именно с формами.

Существует несколько более-менее изученных форм синестезии:

Графемно-цветовая синестезия.


Цветовые ассоциации на отдельную графему (еденицу письменности:букву или цифру) или на написанные слова текста.

С помощью такого "дополнительного восприятия", очевидно, проще замечать детали текста, воспринимать, запоминать и воспроизводить его.


Хроместезия (или Фонопсия).


Цветовая ассоциация на звуки. Звук порождает ощущение цвета и "выглядеть" это может по-разному. Некоторые синестеты могут воспринимать музыку, как фейерверк, другие-как вибрирующее движение разноцветных линий. Как цветные волны от источника звука.

Некоторые слыша речь, "окрашивают" слова. И их цвет и оттенки определяется не только высотой звучания, но также и эмоциями. Очевидно, что используя эту особенность восприятия проще запоминать и воспроизводить музыкальные произведения, ведь в процессе задействована и зрительная память, несмотря на то, что "цветовые картины звука" рисуются воображением. Легче помнить информацию воспринятую на слух: беседы, лекции, деловое общение. Это очень полезно в обычной, повседневной, жизни.


Кинестетико-слуховая синестезия.


Звуковая ассоциация на визуальный раздражитель. Способность "слышать" звук видя двигающийся предмет.


Синестезия числовых форм (локализации последовательностей) и "числовых линий".


Это два типа синестезии, которые бывают путаются обывателями. Синестезия локализации последовательностей подразумевает то, что человек, находя в чем-то числовую закономерность,-может видеть числовые последовательности в виде точек в пространстве. Такие люди могут визуально "наблюдать" вокруг себя цифры часов, дни недель, месяцы, годы, вокруг себя. Они выстраиваются в некой разумной последовательности, и (например) 2000 год будет визуально казаться дальше, а 2016 ближе. У таких людей хорошо развита визуальная и пространственная память. Они хорошо ориентируются, вспоминают события которые с ними происходили даже очень давно. И также-неплохо считают, потому-что также могут "проецировать" вокруг себя последовательности чисел, например, где 1 будет ближе, а 9 -дальше.


Синестезия "Числовых линий" это немного другое. Людям свойственно представлять количественную информацию в виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо. Это свойство психики так и называется «мысленной числовой линией» (mental number line). Но особенности раннего воспитания могут изменить эту структуру "линии" и в дальнейшем человек, задумываясь о числах в воображении видит некую субъективную модель (фактически созданную им самим в процессе раннего обучения) . Взгляните на числовые линии, нарисованные синестетами:

Числовая линия которая являлась Френсису Гальтону, при малейшем упоминании о счёте и числах. Цифры от 1 до 12 имели в этой числовой линии, в представлении самого Гальтона- аналог циферблата и всегда сопоставлялись с часами.

Числовая линия была впервые описана сэром Френсисом Гальтоном в его работе «Видения здравомыслящих людей» (The Visions of Sane Persons , 1881).


А вот так выглядит числовая линия у человека имеющего в дополнение еще и графемно-цветовую синестезию.

Иллюстрация из книги "Среда цвета Индиго" (Wednesday Is Indigo Blue, 2009, Ричард Цитович и Дэвид Иглман).

Люди с особенной "числовой линией" очень способны к счету, хорошо запоминают даты, номера, счета. Все,что связано с числами дается им легче, благодаря тому, что в счете и в запоминании используется "визуальная" информация. Соответственно в работу включается также и "зрительная" память.


Акустико-тактильная синестезия.


Чувственная ассоциация на звуки. Определенные звуки могут вызывать разные тактильные ощущения в разных частях тела (прикосновения, покалывания).


Порядковая и лингвистическая персонификация.


Синестезия персонификаций возникает обычно наряду с графемно-цветовой синестезией. И отличается тем, что буквы и цифры привязываются не к цвету, а к образам. Чаще это образы людей и животных. "4-это добрый, но здоровый и грозный лев, а 5-приветливый негр, 9-безумно сексуальная девушка в красном с длинными ногами...". Благодаря ярким образам такие люди также неплохо запоминают информацию связанную с числами. Но как и предполагалось, такие люди в счёте не превосходят синестетов с необычной "числовой линией" и синестетов с локализациями числовых последовательностей. Потому-что у последних визуализация подчинена логическому порядку, в котором можно ориентироваться, делая математические вычисления. А добрый лев и безумная красотка в красном такой возможности дать не могут.


Мисофония.


Звуко-эмоциональная синестезия. В этом плане: мы все синестеты, но нужно сказать, что конкретно Мифосонию определяют как неврологическое расстройство и упоминают именно в негативном аспекте. Это расстройство подразумевает, что определенные звуки вызывают у человека яркие отрицательные эмоции: страх, ненависть, гнев и так далее.. Не очень-то клево слышать скрип дверей и хотеть при этом пристрелить кого-нибудь.


Эмпатия прикосновений.


Эмпатия прикосновений тоже упоминается как расстройство. Задумывались ли вы, почему вам неприятно смотреть на хирургические операции, избиения.., на наказания и пытки? Это происходит потому, что в нашем мозге есть, так называемые "зеркальные нейроны", они позволяют нам видя ситуацию как бы "примерить" ее на себя. Человек который страдает от эмпатии прикосновений чувствует на себе прикосновения которые он видит. Он может смотреть на то как вы прикасаетесь к руке другого человека и чувствовать прикосновение к своей руке. Может быть смотреть порно и здорово, но в повседневной жизни- вам бы вряд ли это понравилось. Такие люди не могут смотреть на уколы, не могут видеть даже просто разделку мяса, им в прямом смысле больно видеть как кто-то падает с велосипеда.. Все эти мелочи сильно усложняют жизнь..


Лексико-гастическая синестезия, "Цветное обоняние", и "Шелест запахов".


При лексико-гастической синестезии есть устойчивые вкусовые ассоциации от образов, слов, звуков. Такие люди могут послушать музыку, чтобы вспомнить вкус любимого блюда. Такой формой синестезии обладают всего 0,2 % населения. Про нее снят документальный фильм «Дерек вкуса ушной серы» .


А цветное обоняние представляет из себя цветовые и эмоциональные ассоциации на запахи. Запах может представляться визуально, примерно так как часто показывают в фильмах, но только более ярко (имея ярко выраженный окрас). И вызывать при этом различные эмоции.


Шелест запахов (ольфакторно-звуковая синестезия)- звуковая ассоциация на запах. Для людей с такой формой синестезии- запах может как бы "звучать".


Аурическая синестезия.


Сопоставление людей и цвета. Люди с аурической синестезией "окрашивают" других людей согласно их внешнему виду, их настроению, эмоциям, которые они вызывают. Это позволяет хорошо помнить личные и деловые встречи, которые были даже очень давно, помнить эмоциональный "окрас" тех встреч. Позволяет хорошо позиционировать себя в отношениях и помогает выстраивать коммуникацию между людьми.

Возможно ли вызвать синестезию искусственно?

На этот счет много споров. Начинаются они с того, что было выявлено: способность к синестезии способна передаваться наследственно, на генном уровне. Долгое время считалось, что кому-то дано а кому-то нет. Но изменения в геноме детеныша проявляются, в числе прочего,- под влиянием окружающей среды родителя. Видимо и родитель, и сама природа-находят этот навык полезным для выживания. И способность к этому навыку передается.


Синестезия, в сути- развитое ассоциативное мышление. Мозг пластичен, некие связи в нем перестроились с момента как вы открыли эту статью еще до того, как вы дочитали этот абзац. В материальном смысле это бесконечная нейронная стройка паутины, из ваших знаний, мыслей,опыта, реакций. Они пересекаются между собой так, что одно вызывает другое. И у графемно-цветовых синестетов прослеживали исходные связи до самого детства, как бы ни смешна была простота этого явления- часто исходными связями становились магниты на холодильнике в виде цифр и букв. У вкусовых синестетов прослеживалась связь до недорогих макарон в форме букв. В детстве они кушали эти макароны и неосознанно связывали "буква-вкус", а мозг в дальнейшем как бы подталкивал: есть и другие буквы,- они тоже должны иметь вкус. Кто-то в детстве решал математические-логические задачи вроде таких:

Детство- это время, когда пластичность мозга очень высока. И синестеты не нарочно, и неосознанно воспитывают в себе ассоциации изначально. Всё то, что происходит после , все новые знания, и весь новый опыт- уже проходит через призму вот этих ассоциаций, воспитывая и только подкрепляя это необычное восприятие. Взрослому воспитать в себе синестезию искусственно будет намного сложнее. Он уже более разумен и может подчинить ассоциации разумной логике. Чтобы это действительно помогало ему в жизни. Но факт в том, что для синестетов-их ассоциации-неосознанны, они появляются без мысленного или волевого усилия. Случаев, когда искусственная синестезия была в той же степени развитой пока не было зафиксировано.


Обладателями лучшей искусственной синестезии являются мнемоники (спорт, смысл которого- скорость и объём запоминания). Мнемоники учатся связывать поступающую к ним текстовую, или звуковую информацию с визуальными образами делая это даже в деталях, даже в мелочах. Например, они могут запомнить порядок колоды карт за минуту, благодаря тому, что складывают информацию в "мнемонический замок" (мысленно запертое хорошо знакомое помещение) . Они представляют себе карлика жонглирующего красными кубиками (валет бубей), и другие образы вроде черной BMW (семерка пик), или клубок опарышей (десять червей) которые находятся по пути их следования из одного конца этого помещения в другой. Джошуа Фор, в книге "Эйнштейн гуляет по луне", рассказывал, как Эд Кук-один из лучших мнемоников современности при первой встрече мысленно представил как Джошуа шутит, и эта шутка разрезает Эда на 4 части. Эд так сделал просто для того чтоб запомнить имя. Джошуа Фор было созвучно с "Joke" (англ. шутка ) и "four" (англ. четыре ). Он говорил, что делает это уже неосознанно,- это вошло в привычку.


Развить же синестезию числовых последовательностей пока не удавалось, но совершенно не факт, что это невозможно. Повара разных стран после многих лет работы чувствовали ассоциацию "вкуса" образа, также опытные сомелье находили закономерность во вкусе и цвете, могли искусственно вызывать ощущения вкуса просто видев вино, чтобы сравнить его с другим. Многие, действительно опытные, музыканты ассоциировали звук с цветами, и с..температурой. Стремились написать произведения, музыкально "описывая", например, просто погоду за окном и стараясь передать ее красоту. Эти слова можно прочитать с пренебрежением,- любой артист так может представлять свои композиции. Но среди профессиональных музыкантов- очень много реальных синестетов. Есть даже примеры, когда композиторы сами описывали это явление, в те времена, когда даже такого термина, как синестезия, еще не существовало.

Развить синестезию, значит- перестроить свое восприятие. Чтобы провести параллель с теми усилиями, которые бы пришлось применить для такой "перестройки"-вот история.


В Лондоне таксист должен получить специальную лицензию, чтобы приступить к работе. Они обучаются в течении 3-5 лет. В течении этого времени они ездят по улицам изучая достопримечательности. По итогам обучения им нужно знать 25000 (!!) улиц, умея составлять оптимальные маршруты, и рассказывать о более чем 1000 (!!) достопримечательностях. Проводились изучения работы их мозга в начале и в конце обучения. Спрашивая начинающего студента,- чем знаменита та или иная достопримечательность, ученые наблюдали, как включалась одна зона мозга, которая вспоминала те или иные факты. Когда те были уже лицензированными таксистами им задавали аналогичные вопросы, ученые видели, как включается сразу несколько зон мозга. Включались зоны, которые отвечали за картографическую и пространственную память. Прежде всего они вспоминали где это. Прорисовывался образ из зрительной памяти, прорисовывались тактильные ощущения. Ведь они посещали ту или иную достопримечательность по нескольку раз, и в разные времена года. И четкие образы заставляли таксистов вспоминать историю достопримечательности в деталях. Несмотря на их огромнейшее количество (более тысячи). Связи их мозга за период обучения (3-5 лет) менялись на 7 %.


В рамках сегодняшнего понимания синестезию развить можно, но потребуется очень долгое время упорной и направленной работы.