Падежные окончания имен существительных примеры слов. Категориальное значение имени прилагательного. Начальная форма имени существительного – это слово

Какие падежные окончания имеют существительные? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Также мы расскажем вам о том, чем отличаются падежные окончания разного склонения, и приведем несколько примеров.

Общие сведения

Знать, как изменяются слова по падежам, крайне важно. Ведь правописание падежных окончаний приносит массу проблем во время создания грамотного текста. Следует отметить, что выбор той или иной буквы в существительных зависит полностью от того, к какому именно склонению они относятся. Кстати, ошибки в написании окончаний или возникают лишь в некоторых падежных формах: дательного, родительного и предложного падежей. Именно поэтому их рекомендуется запомнить.

Что такое склонение? Типы склонений

Именные склоняются в соответствии с адъективным типом, а также субстантивным и местоименным. В данной статье нас интересует только субстантивное склонение. Оно подразделяется на три подтипа. Рассмотрим их более подробно:

  1. По 1-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) общего (плакса), мужского (папа) и женского (мама) рода, которые имеют окончания -я или -а в именительном падеже.
  2. По 2-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) мужского рода, имеющие (гвоздь, дом) или окончание -е, -о (домище, домишко), а также среднего рода с окончаниями -ё, -е и -о (поле, копьё, окно) в именительном падеже.
  3. По 3-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) женского рода, которые оканчиваются на шипящий или мягкий согласный (например, гордость, мысль, ветвь). Если такое слово имеет на конце шипящий согласный, то его принадлежность к 3-му склонению следует обозначить мягким знаком (например, мышь, рожь, печь и проч.).

Падежные окончания существительных единственного числа

Чтобы грамотно написать, например, письмо, желательно знать все возможные окончания существительных разных склонений. Для этого следует просклонять по падежам соответствующие слова.

Имена существительные 1-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - пап(а), ив(а), Кол(я), Юл(я).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - пап(ы), ив(ы), Кол(и), Юл(и).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - пап(е), ив(е), Кол(е), Юл(е).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - пап(у), ив(у), Кол(ю), Юл(ю).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - пап(ой), ив(ой), Кол(ей), Юл(ей).
  6. Предложный падеж (о чем? о ком?) - о пап(е), об ив(е), о Кол(е), о Юл(е).

Падежные окончания существительных 1-го склонения одинаковы для всех аналогичных слов. Именно поэтому, если у вас возникают трудности во время их написания, то можно смело заглянуть в данную таблицу и определить правильное окончание.

Имена существительные 2-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - олень(_), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - олен(я), арбуз(а), пол(я), неб(а).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - олен(ю), арбуз(у), пол(ю), неб(у).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - олен(я), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - олен(ем), арбуз(ои), пол(ем), неб(ом).
  6. Предложный падеж (о ком? о чем?) - об олен(е), об арбуз(е), о пол(е), о неб(е).

Имена существительные 3-го склонения


Безударные падежные окончания имен существительных

Чтобы не совершать ошибки во время написания текста, учителя рекомендуют своим ученикам запомнить окончания всех трех склонений. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно сложно запомнить те слова, которые имеют безударные падежные окончания. Но и на этот случай в русском языке существует отдельное правило. Представим его прямо сейчас.

Если падежные окончания существительных стоят в безударном положении, то их правильное написание определяется путем проверки слов того же типа склонения, которые оканчиваются на аналогичную букву, стоящую под ударением. Приведем пример:

  • коле́но, по́ле, о́зеро (лицо́, окно́, долото́);
  • о кни́ге, (о руке́);
  • ко́ни, ча́ши (пни́, столы́);
  • сто́рожем, до́мом, по́лем, кле́ем (ножо́м, столо́м, остриём, окно́м) ;
  • о́зера, сту́ла, ка́мня (окна́, стола́, пня́);
  • о сто́роже, об учи́теле, в по́ле, о пла́тье, (о ноже́, о коне́, в окне́, о белье́);
  • пе́сням, слу́гам, о́кнам (учителя́м, города́м, моря́м).

Имена существительные множественного числа

О том, какие падежные окончания имеют существительные единственного числа, мы рассмотрели выше. Но иногда требуется правильно просклонять и слова, стоящие во множественном числе. Следует особо отметить, что их падежные окончания не зависят от того, какое склонение имеет Однако они могут заметно отличаться у неодушевленных и одушевленных предметов (не всегда).

Неодушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  2. Родительный падеж (чего?) - стуль(ев), арбуз(ов).
  3. Дательный падеж (чему?) - стуль(ям), арбуз(ам).
  4. Винительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  5. Творительный падеж (чем?) - стуль(ями), арбуз(ами).
  6. Предложный падеж (о чем?) - о стуль(ях), арбуз(ах).

Одушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (кто?) - лан(и), львиц(ы).
  2. Родительный падеж (кого?) - лан(ей), львиц(_).
  3. Дательный падеж (кому?) - лан(ям), львиц(ам).
  4. Винительный падеж (кто?) - лан(ей), львиц(_).
  5. Творительный падеж (кем?) - лан(ями), львиц(ами).
  6. Предложный падеж (о ком?) - о лан(ях), львиц(ах).

Разносклоняемые слова (имена существительные)

Как говорилось выше, существительные имеют те или иные падежные окончания в зависимости от того, к какому из трех склонений они относятся. Однако в русском нередко встречаются и разносклоняемые слова. К ним относятся такие существительные, которые после изменения по падежам имеют окончания разных склонений.

Итак, к разносклоняемым именам существительным относится десять которые оканчиваются на -мя. Назовем их по порядку:

  • бремя;
  • знамя;
  • племя;
  • время;
  • стремя;
  • вымя;
  • темя;
  • пламя;
  • семя.

Помимо всего прочего, к разносклоняемым относится слово мужского рода «путь». Чтобы правильно склонять такие существительные, следует знать, что при изменении у них появляется суффикс -ен- или -ён (например: знамя - знамени, темя - темени, имя - имен и проч.).

Примечание

Имена существительные, которые оканчиваются на -ия (серия, армия, Мария, линия и проч.) представляют собой особый вариант склонения. Таким образом, в формах предложного, родительного и дательного падежей они имеют окончание -и. Приведем пример:

  • Родительный падеж (чего? кого?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Дательный падеж (чему? кому?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Предложный падеж (о чем? о ком?) - о сери(и), об армии(и), о Мари(и), о лини(и).

Следует отметить, что данные слова не рекомендуется путать с именами существительными, оканчивающими на -ья, (например, Наталья, Марья, Софья). Ведь они склоняются по общим правилам, а также имеют в формах предложного и дательного падежей окончание -е (Наталье, Марье, Софье).

Кстати, имена собственные, которыми называют населенные пункты (Кашин, Бородино Калинин), имеют особую форму в творительном падеже (в единственном числе). Таким образом, представленные слова склоняются по образцу существительных 2-го склонения и имеют падежное окончание -ом (Калинином, Кашином, Бородином). Нельзя не сказать и о том, что такие слова не следует путать с русскими фамилиями (Кашин, Бородин, Калинин), которые в творительном падеже имеют окончание -ым (Калининым, Кашиным, Бородиным).

Место проведения: класс

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока: закрепление изученного материала

УМК «Гармония»

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

Цели:

обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам сегодня добра

Вы желаешь мне сегодня добра

Мы желаем сегодня друг другу успеха

Если вам будет трудно

Я помогу.

Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

Проверка домашнего задания.

Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

II. Чистописание.

С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

м _ тель в _ тер

Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

Сегодня мы будем прописывать эту букву.

А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

Когда эта гласная дает два звука?

Молодцы.

Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

Ребята, послушайте стихотворение.

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(Ирина Семенова)

Кто самый внимательный?

Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

III. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение. Закончите его.

Запорошила дорожки,

Разукрасила серёжки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница... (зима)

(на доске картинки с зимним пейзажем)

Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

у зимушки

к зимушке

на зимушку

за зимушкой

о зимушке

Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

IV. Работа над темой урока.

Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

(ученики заполняют каждый свою таблицу)

идти по мороз

смотреть на снежинка

наступит за декабрь

спрятался от метель

выпала пороша

рассказал о вьюга

Значение всех слов вам понятно?

Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

Молодцы.

V. Физминутка. (для глаз)

(в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

VI. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке - летом (белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ежик)

А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

Молодцы.

Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

Проверка.

Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

VII. Физминутка.

Игра в «снежки».

(учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

(Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

VIII. Работа с учебником.

Упр. № 000.

137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

IX. Закрепление знаний.

Игра «Альпинист».

Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

А теперь давайте заполним таблицу.

(на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

Р. п и - ы а - я и

Д. п. е у - ю и

П. п. е е и

Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

(все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

Молодцы.

Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

X. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

XI. Итог урока.

Оценка работы.

Домашнее задание.

Спасибо всем за урок.

Задание.

(Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

(Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий .

Учебные цели:

· систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

· совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие цели:

· развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

· развивать различные виды внимания;

· совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

· формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

Воспитательные цели:

· воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев;

· способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;

· способствовать воинскому и патриотическому воспитанию суворовцев;

· воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

· дидактический материал;

· ноутбук, документ-камера, плазменная панель.

Учебные вопросы:

1. Правописание падежных окончаний имен существительных.

2. Правописание окончаний имен собственных.

3. Правописание некоторых форм существительных множественного числа .

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями урока.

II. Правописание падежных окончаний имен существительных. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

1. «Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа ». (Сообщение по слайдам суворовца).

Комментарии к слайдам.

1 слайд. Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, - Я (лампа, юноша);

Ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, - Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач);

К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

2 слайд. Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.


3 слайд. Следует запомнить отдельную группу слов:

- 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, - ИЯ, - ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т. е. ИИ). Исключение: на остриЕ.


4 слайд. Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ.


Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо:

1) поставить существительное в начальную форму (ед. ч. Им. п.), выделить окончание;

2) определить склонение существительного;

3) определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

4) помнить о склонении отдельной группы существительных.

2. Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных. Работа по цепочке.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл. Р.п.) к деревнЕ (Д. п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл. Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл. П.п.) ДмитриевнЕ (1скл. П.п.).

3. Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже .

font-size:16.0pt">- Задание. Поставить имена существительные в творительный падеж, объяснить окончания.

Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

4. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов).

Работа со слайдом. Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, суворовцы называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование.

font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Найти ошибки в образовании формы множественного числа, записать предложения в исправленном виде.

font-size:16.0pt">5. Работа по слайду «Правописание форм родительного падежа множественного числа». Сложность данной темы заключается в том, что нет определенных правил, четко регламентирующих наличие окончания или нулевое окончание в родительном падеже множественного числа некоторых существительных.

Рассмотрение случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ.

font-size:16.0pt">font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Устно исправить ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

font-size:16.0pt">6. Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал).

1). Для тех, кто имеет за четверть «4»,- творческое задание (вариант 3).

2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Правописание падежных окончаний имен существительных

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания.

1 вариант

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн… .

2 вариант

Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк.., на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… .

3 вариант

Составить связный текст (до 10 предложений), включив в предложения данные слова, употребив их или в родительном, или в дательном, или в предложном падеже: армия, шинель, погоны, миссия, клятва, училище, мужество, путь, имя, площадь, знамя.

3). Наиболее активно работавшие на уроке суворовцы получают оценку на основе выполнения тестов обучающей программы-тренажера «Фраза».

Ш. Подведение итогов урока.

1. Определение перспективы на дальнейшую работу.

2. Выставление оценок, их комментирование.

3. Инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), упражнение 166 (графически объяснить).

Список использованной литературы

1. , Рыбченкова язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

2. , Шамнин язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово – РС», 2004.

3. Коновалова язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Кудинова к итоговой аттестации по русскому языку . Тестирование. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.

5. и др. ЕГЭ. Русский язык. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

6. Текучева язык: руководство для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005

7. Хлебинская язык. 10 кл. Орфография и морфология : Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: дом ОНИКС 21 век»; Мир и Образование»,2003.

8. Репетитор 2008 по русскому языку. Мультимедийное издание серии «Репетиторы Кирилла и Мефодия». - и Мефодий», 2008 с изменениями и дополнениями.

9. Сдаём ЕГЭ 2008. Серия «1с: Репетитор». Контрольные измерительные материалы ЕГЭ (программно – техническое сопровождение).

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом