Олимпиада по русскому языку 7 8. Расставьте ударения в словах. Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела

Задания олимпиад по русскому языку для 7 класса на сайт
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)

Русский язык 1 - 11 класс

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Цитаты Афоризмы

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Александрович Блок

Хорошая книга - просто праздник

Максим (Алексей Максимович Пешков) Горький

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по русскому языку 7 класс

Задания олимпиад по русскому языку 7 класс с ответами.

Задание 1.

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

Возможны два варианта ответа.

  1. Бесценный – нет суффикса -енн.
  2. Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.
Задание 2.

На основании какого признака вертолет получил свое название?

На основании способности лететь (взлетать) вертикально.


Задание 3.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фрасзеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.


Задание 4.

Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?

Одноклассники отметили, что Саша не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи.


Задание 5.

Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.

Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.

Приказчик – тот, кто издает приказы.

Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.

Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.


Задание 6.

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

Штаны, сени, носилки, иваси.

Иваси несклоняемое существительное.


Задание 7.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник . Какое слово произошло от слова верста ? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

Ровесник, сверстник. (0,5+0,5=1)

Сверстник. (0,5)

Этимологический словарь. (1)


Задание 8.

В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, - а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии ? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей , антиангличан.

Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.


Задание 9.

Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я . А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

В Древней Греции – от альфы до омеги . В Древней Руси – от аза до ижицы .


Задание 10.

Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?

Морфология (от греч. morhh? – форма и logos – слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения.


Задание 11.

Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

подлеж. обст. сказуем. о б с т о я т е л ь с т в о

Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.

Кусод - к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)

нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)

по - дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)

мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)

от - пак - а - ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)

мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).


Задание 12.

В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.


Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленн ыми отправи ли обратно в Пе тербург. Но я решил уехать из России и пока тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце про студилось, отморози ло щеки, и у него с делался насмо рк. А когда солнце про стужен о, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я про дрог в своей ка рете.

Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург, очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.


Русский язык 7 класс


Copyright © All rights reserved

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прокопьевская основная общеобразовательная школа № 18»

Задания для школьного этапа

Всероссийской олимпиады

по русскому языку для 7-8 классов

Материалы разработала:

учитель русского языка и литературы

Зуева Наталья Александровна

2015 – 2016 учебный год

7 класс

2015-2016 учебный год

    Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.

Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить.

    В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.

    Скучно, конечно, нарочно, удачно;

    бассейн, крем, тест, термин;

    что, нечто, чтобы, кое-что;

    шалить, шаги, лошадей, шампунь.

    Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.

    Писать > … > писательский.

    Пять > … > пятёрочка.

    Держать > … > придерживание.

    Шелест > …> зашелестеть.

    Думать > … > обдумывать.

    Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – запад,

юго – западный, красноватый.

    Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

    Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

    пришел не вовремя;

    очень болтлив;

    очень робок;

    держится неестественно прямо;

    часто меняет свои решения;

    бесследно исчез;

    всегда выполняет свои решения;

    сам не пользуется и другим не даёт.

    Определите род имен существительных.

Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.

    Подберите по три синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.

    Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

    Тысяча солдат бросилась в атаку.

    Я склонен, что его решение ошибочно.

    Чехов не мог остаться в стороне этих событий.

    Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.

    Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.

    Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.

    Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

    Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.

    Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

    В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.

    «Необходимы так(же) водные процедуры», - сказал врач.

    «Что(бы) вам посоветовать?» - спросил доктор.

    Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

    Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

    Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

А) Сколько же (платья) тебе нужно?

Б) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

В) Над болотом кружила пара (цапли).

Г) Сколько (доли) наследства ты получил?

    А) платьев, Б) граблей (реже грабель), В) цапель (реже цаплей), Г) долей.

в 7 классе

    Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.

    «Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)

    Словообразовательные цепочки:

    Писать - писатель – писательский;

    Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;

    Держать – придержать – придерживать – придерживание;

    Шелест – шелестеть – зашелестеть;

    Думать – обдумать – обдумывать.

Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)

    1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.

2) Приставочный способ : созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово (макс. - 4 б.)

    Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)

    1) Нелёгкая принесла; 2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)

    Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.

Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.

Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.

Не имеют рода: вилы, грабли, сумерки, сутки (т.к. употребляются только во множественном числе).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)

    Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.

Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.

Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.

Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

    1) Тысяча солдат бросились в атаку.

2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.

3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.

4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.

Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)

    Пишутся слитно слова в предложениях: 2), 4), 5), 6).

    Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант (макс. – 3 б.)

    Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом.

Первое предложение: простое, односоставное, распространённое, полное.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространённое, полное.

Оценка: по 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждой части (макс. – 3 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 52 б.

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

8 класс

2015-2016 учебный год

    Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

    Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучн ый, жужж ать, нечт о, детс кий, нарочн о, нарочн ый (ударение на 1-ый слог), сж ать.

    Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

    Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.

    Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

    Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

    Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.

    Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

    И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).

    Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).

    Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

    Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).

    Выберите правильный ответ. Докажите.

    Все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.

    Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.

    Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

    Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

    Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

    Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

    У меня сегодня праздное настроение.

    Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

    Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

    Открывая окно, в класс влетел воробей.

    Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

в выражении смысла высказывания.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

в 8 классе

    Сре дства, углуби ть, ша рфы, щеко тно, много директоро в, досу г, до чиста, наме рение, обеспече ние.

    Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.

    Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.

Оценка: по 2 балла за каждую группу слов (макс. - 4 б.)

    Про-ис-хожд-ениj -э < про-ис-ход-и-ть + -ениi-.

Слово происхождение образовано суффиксальным способом.

Оценка: по 1 баллу за каждое задание (макс. – 2 б.)

    Между приведёнными словами существуют следующие различия:

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный, несведущий человек.

Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо,овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 1 балл за ответ на вопрос (макс. – 5 б.)

    Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

    1) Местоимение; 2) частица; 3) частица; 4) местоимение; 5) частица.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс.- 2, 5 б.)

    Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду. Например, несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения: Осло (город – м.р.), Токио (город – м.р.), торнадо (ветер – м.р.), кофе (м.р.), маэстро (м.р.) и т.д.

Оценка: 1 балл (макс. – 1 б.)

    Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв; финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

    На всех парах – «очень быстро» (синонимы: одним махом, во весь дух, со всех ног, на всех парусах; антонимы: черепашьим шагом, еле-еле душа в теле, нога за ногу).

От горшка два вершка – «маленький» (синонимы: с булавочную головку; антонимы: с коломенскую версту).

В большом горшке на донышке –«очень мало» (синонимы: кот наплакал, с гулькин нос; антонимы: сорок сороков, куры не клюют, сила несметная).

Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение значения и за каждый пример синонимов и антонимов (макс. – 4,5 б.)

    1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

2)У меня сегодня праздничное настроение.

3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

    1) Н.В. Гоголь, великий русский писатель, - автор комедии «Ревизор».

2) Н.В. Гоголь – великий русский писатель, автор комедии «Ревизор».

Оценка: по 1 баллу за каждое предложение (макс. – 2 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ – 41 балл.

(10 б.)

  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

(10 б.)

  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ферт – название буквы Ф.
  3. Кузен – двоюродный брат.
  4. Чело – голова.
  5. Челобитная – наказание.

(10 б.)

(6 б.)

  1. узы, оковы, путы
  2. усердие, одолжение, услуга

(3 б.)

(10 б.)

(10 б.)

(10 б.)

  1. Запишите числа словами.

(3 б.)

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..ся.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев.. бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

Из(за) шума ветра мы (со)всем (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

Через (не)сколько секунд перекат свирепо грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.

(25 б.)

Предварительный просмотр:

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

7 класс

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

Ответ:

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. увлечься, мальчонка, съешьте;
  4. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

Ответ: 4)объедки, уязвить, обжечься .

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

Ответ: интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
  3. Ферт – название буквы Ф.
  4. Кузен – двоюродный брат.
  5. Чело – голова.
  6. Конка – городской транспорт с конной тягой
  7. Челобитная – наказание.
  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

Ответ:

  1. Ветрило – парус.
  2. Ланиты – щеки.

5) Чело – лоб.

7) Челобитная – письменная просьба в древней Руси с XIV века.

8)Наперсник – любимец,пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

(6 б.)

  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

  1. О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

  1. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ: козел отпущения.

  1. О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ: семь пятниц на неделе.

  1. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ: собака на сене.

  1. Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ: кожа да кости.

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
  1. узы, оковы, путы
  2. воображение, фантазия, вымысел
  3. усердие, одолжение, услуга
  4. холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

  1. вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление
  2. заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

Ответ:

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении

2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.
  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

Ответ:

  1. Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый верный способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию.
  5. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.
  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с и бирская осе нн яя ноч ь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извил и стой и порож и стой ре чк и. Третий день по-осе нн ему моросит мелкий , не пр е кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст ян ая одежда и непром о каемые кож ан ые сапоги. Но все-таки н и кому из нас никак не удае тся спастись от дождя. Он прон и кает повсюду, не давая н и какой пощ а ды , не ост а вляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежиш ь и не спряч ешь ся.

Справа в и днею тся крутые берега, а слева бе с конечной лентой тянется зеленый лес. К ночи нужно об я зательно д о бра ться до села, а впереди ещ е самый страшный перекат. Чтобы пр е од о леть его, нужно ра сс читать время с точност ь ю до полминуты . Вот он шумит. Издалека слыши тся звер ин ый рев его волн.

Из-за шума ветра мы совсем не зам е чаем, как подходим к перекату почти вплотную.

Через несколько секунд перекат, свирепо грохоч у щий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100



Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2014/2015 учебный год

(7 класс)

Дорогой друг! Желаем успеха!

Ответы к заданиям впишите или подчеркните.

1. Расставьте ударение в словах:

Ворожея.торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, форзац, танцовщица, кремень, тигровый, диспансер. - 11 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

№2Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят. 7 баллов

№3. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара.

Не знаю, чья была вина,

Закат замлел над дымкой пара,

Аллея как поток вина.

Брюсов. -3 балла

№4.Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Я.Козловский. -4 балла

№5.Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите свое решение лингвистически: зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.- 3 балла

№6.Какое слово в каждом ряду состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) разгадка, высветленный, преступление

В)приходит, осмотришь, вырубка С)выходной, уборка, впереди -3 балла

№7. В каком слове в приставке пишется гласная И?

    пр..мудрый

    пр..строить

    пр..града

    преступление -1 балл

№8.Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс - АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? -3 балла

9.Прочитайте текст и выполните задание. - 4 балла

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (З)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь я требует крови...».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель...

(16)Да. непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя. которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё. что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, все остальное - неважно.

(21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.(По Д. Шеварову)

Задание: Какой(-ис) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7-17?

1)описание и повествование;

2)рассуждение и повествование;

3)описание и рассуждение;

4)повествование.

Ответы к заданиям:

Русский язык,7 класс

    №1. ВорожеЯ, торгИ, дозвонИшься, дрЕвко, гравировАть, облегчИть, апострОф, фОрзац, завсегдАтай, танцОвщица, кремЕнь, щавЕль, тигрОвый, диспансЕр

    Все эти фразеологизмы объединяет одно и то же слово «каша». Оцениваем предложения с их использованием. Учитываем, когда дети употребляют эти выражения. Заваривать кашу – затеять хлопотливое дело; расхлёбывать кашу – распутать трудное дело; кашу маслом не испортишь – клади, всё лучше будет; с (кем-то) каши не сваришь – не договоришься, не сделаешь дела; мало каши ел – молод, неопытен, недостаточно силён; каша в голове – нечто беспорядочное, путаница; (сапоги) каши просят – износились до дыр.

    Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится? (5 простых предложений).

Вдруг лебедей метнулась пара.

Не знаю, чья была вина.

Закат замлел над дымкой пара,

Аллея как поток вина.

В. Брюсов.

4.Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют (6 ЗВУКОВ)плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце (5 ЗВУКОВ), кровью (6 ЗВУКОВ) обливаться,

И равнодушно холодом дышать (5 ЗВУКОВ).

Я. Козловский

5. . Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите свое решение лингвистически:

1)раз-гад-к-а;

2)вы-руб-к-а;

3)вы-ход-н-ой

2)пристроить

8. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? (Есть однокоренные слова: врата, пахать; а в словах секретариат, секретарский –арь входит в состав корня).

2) рассуждение- повествование


Олимпиада по русскому языку 7 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс

1. В каком ряду все предлоги непроизводные:

  • А) на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели
  • Б) от дальней горы, из-за тумана, через дорогу
  • В) по дороге, ввиду непогоды, с приездом

2. В каком варианте ответа в обоих наречиях пропущена одна и та же буква?

  • А) блестящ.., хорош..
  • Б) снов.., надолг..
  • В) издавн.., занов..
  • Г) искос.., дочист..

3. В каком предложении на месте точек пишется ни:

  • А) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
  • Б) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.
  • В) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.
  • Г) Н.. раз выходил он победителем из боя.

4. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

  • А) Светилась, падая, ракета.
  • Б) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
  • В) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.
  • Г) Замедляя ход, к станции подошел поезд.

5. Какую функцию выполняет план?

  • А) определить главную мысль текста
  • Б) определить количество абзацев
  • В) высказать мысли последовательно, не пропустить важное
  • Г) определить неизвестное

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) К старухе приходила помогать по дому соседская девчонка, по характеру своему угрюмая и всем (не)довольная.
  • Б) Женихи Пенелопы даже не подозревали, что (не)кто иной, как сам Одиссей, жестоко отомстит им.
  • В) По мнению Вольтера, если драматургу (не)достаёт вкуса и меры, то не стоит заниматься сочинительством.
  • Г) В финале трагедии, (не)взирая на все провокации Мефистофеля, ангелы спасают бессмертную сущность Фауста, чья жизнь «в стремлениях прошла».

7. Укажите признаки наречия:

  • А) не изменяется ни по числам, ни по лицам
  • Б) не изменяется ни по родам, ни по лицам
  • В) не изменяется ни по родам, ни по числам
  • Г) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по лицам

8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) Слышался (не)прекращающийся шум ливня
  • Б) Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.
  • В) (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.
  • Г) Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.

9. В каком ряду все предлоги пишутся слитно:

  • А) (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения
  • Б) (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток
  • В) (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы

10. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

  • А) тон…т в воде, увенч…нный
  • Б) распиш…шься, перенаправл…нный
  • В) движ…тся, муч…мый сомнениями
  • Г) покраш…нный, вспомн…вший

11. Какая часть слова отсутствует у деепричастия?

  • А) приставка
  • Б) суффикс
  • В) окончание
  • Г) корень

12. От глагола «улыбаться» образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени:

  • А) улыбающийся, улыбавшийся
  • Б) улыбающийся, улыбнувшийся
  • В) улыбавшийся, улыбнувшийся

13. По какому признаку деепричастие схоже с наречием?

  • А) не изменяется
  • Б) изменяется по родам, падежам, числам
  • В) оканчивается на о-е

14. Какая из нижеприведенных частиц служит для выражения сомнения?

  • А) лишь
  • Б) ли
  • В) же
  • Г) ни

15. Укажите союз:

  • А) что же
  • Б) чтобы
  • В) что-то
  • Г) по

16. В каком причастии на месте пропуска пишется буква И?

  • А) запуска…мый
  • Б) жела…мый
  • В) слыш…мый
  • Г) привлека…мый

17. Чем является в предложении "Птицы, поющие в лесу, нарушали тишину" действительное причастие «поющие»?

  • А) подлежащим
  • Б) определением
  • В) дополнением

Ответы к олимпиаде по русскому языку 7 класс

Номер задания Правильный ответ
1 Б
2 Г
3 Б
4 В
5 В
6 Б
7 Г
8 Г
9 А
10 Б
11 В
12 А
13 А
14 В
15 Б
16 В
17 Б