Кто был основателем тюркского каганата? Первые татарские государства

Западно-тюркский каганат - средневековое государство, которое большей своей частью располагалось в Азии. Территория, занимаемая каганатом, начиналась от Дона и Азовского моря и простиралась до северо-восточной Индии и восточного Тянь-Шаня. Столица государства располагалась в городе Суябе, а в городе Мин-Булаге была основана летняя резиденция. Период существования государства относится к 603-704 годам. За это время каганат пережил как подъем, так и падение культуры и величия страны.

История образования

В 552 году на территории Азии возникло государство Тюркский каганат. Его земли располагались от Крымского полуострова на западе до Корейского полуострова на востоке, от верховья Амударьи на юге и на севере до верховий Енисея. Особенного расцвета этот каганат сумел достичь в годы правления Мугана (553-572). В это время Тюркский каганат активно взаимодействовал с Китаем, Ираном и Византией.

Положение внутри страны долгое время оставалось напряженным. Постоянная борьба за власть и земли приводила к частым междоусобицам и войнам. Эти события сильно ослабили государство, в результате чего в 603 году Тюркский каганат распался на два самостоятельных государства: Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.

Народ десяти стрел

На территории Западно-тюркского каганата численность тюрков была небольшой. Основную часть населения составляли степные племена, проживающие в районе Семиречья, то есть потомки усуней. Именно из них и сложилось два племенных союза, в каждый из которых вошло по 5 племен.

В Западной Джунгарии и в Жетысу возник племенной союз дулу, а на Тянь-Шане - союз оншадпыт (нушиби). Народ, проживавший на этой части территории Западно-тюркского каганата, получил название «народ десяти стрел».

Этнический состав каганата

Этнический состав Западно-тюркского каганата был весьма сложным. На разных территориях проживало по несколько народностей:

  • на территории Северного Кавказа и Прикаспия селились хазары;
  • в Приазовье, Причерноморье и части Северного Кавказа издавна проживали булгары;
  • Восточный Туркестан стал родиной для племен ягма;
  • на побережье Иссык-Куля жили чигили;
  • члены племени карлуков находились на землях Восточного Казахстана;
  • в районах Заилийского Алатау и Балхаша проживали многочисленные тюргеши;
  • канглы и усуни занимали районы Семиречья и Сырдарьи.

Проживая на территории одного государства, эти народы находились в постоянном контакте друг с другом. В результате такого взаимодействия произошло взаимопроникновение культуры и быта.

Система власти

Государственное устройство в Западно-тюркском каганате состояло из нескольких ступеней.

1 ступень. Во главе государства стояла одна династия, титул кагана Западно-тюркского каганата передавался из поколения в поколение.

2 ступень. Это более низшая система правления, которая была сосредоточена в руках представителей знати. Члены правления этой ступени назначались каганом.

3 ступень власти формировалась из представителей знати, выходцев из рода кагана. Здесь имелись такие титулы, как елтебер (правитель подчиненных народов), ябгу (приближенные) и шад.

Судебную систему власти составляли тарханы и буруки - на них лежала обязанность выполнения всех судебных дел.

Все общинники-скотоводы (люди из народа) именовались «кара будун». Переводится это выражение как «простонародье».

Существовали в каганате и элементы рабовладельческого строя. Низшим сословием считались жители Западного каганата, которые были завоеваны тюрками. Они проживали на территории Жетысу и вели оседлый образ жизни. Тюрки приводили их на свои земли и селили в определенных районах.

Согласно некоторым письменным данным, существовали целые поселки, в которых проживали пленные. Они были вынуждены платить налоги и отдавать продукты своего ремесла. Женщин пленных часто использовали в качестве служанок для домашней работы. Таких пленных называли «таты». В Западно-тюркском каганате на этот счет даже имелось высказывание: «без татов не бывает тюрков».

Политическое положение каганата 610-630 года

Первым правителем Западно-тюркского каганата стал Тардуш (Дато). Но наибольшее влияние на политической арене государство заняло в период правления нескольких следующих каганов.

Каган Шегу возглавлял государство в период с 610 по 618 год. Ему удалось расширить земли каганата на западе до предгорий Пальмира и реки Тарим до Алтая с восточной стороны.

Каган Тон (618-630), пришедший к власти после Шегу, тоже предпринимал походы с целью расширения владений в западном направлении. Кроме этого, он занялся реформой системы правления в Средней Азии. Он назначил сборщиков налогов из рядов обычных жителей. Такая должность получила название «селиф». Работу селифов контролировали воины кагана.

Для укрепления экономического и политического положения Западно-тюркского каганата каган Тон использовал разные средства и методы. Один из них - закрепление подчинения крупных городов. Так, за правителя Самарканда Тон выдал замуж свою дочь, после чего правитель Самарканда был объявлен заместителем кагана Тона. Подобных случаев в истории каганата было немало.

В 626 году каган Тон совместно с Византией выступил против Сасанидского Ирана. В тот же год тюркским войскам удалось захватить Тифлис. Однако войну пришлось прекратить, так как Византия с Ираном заключили мирный договор. В 630 году против кагана Тона был совершен заговор в результате которого правитель погиб. В государстве началась ожесточенная война за власть.

История каганата в 630-704 годах

После гибели правителя Тона в истории Западно-тюркского каганата наступили не лучшие времена - страна надолго погрузилась в атмосферу междоусобных войн. Каганы, приходившие к власти в результате борьбы, недолго находились во главе страны, и никакими важными действиями прославиться не успевали.

В 640 году в Западном каганате началась межплеменная война, которая продолжалась 16 лет и закончилась в 657 году.

Военные действия сильно ослабили страну, что значительно облегчило китайским войскам вторжение на территорию Семиречья. В итоге эти земли были захвачены китайцами в 658 году. Освободиться от агрессии каганату удалось только к 704 году. Однако страна была настолько ослаблена в результате внешних и внутренних противоречий, что распалась в том же году. Часть земель Западно-тюркского каганата с центром перешла в состав Тюргешского каганата.

Переход к оседлой жизни

Изначально тюрки представляли собой народ, ведущий кочевой образ жизни. Их основной формой хозяйствования являлось скотоводство, которое базировалось на сезонном выпасе. Однако в период существования Западно-тюркского каганата бо́льшая часть обычных жителей обеднела и осталась без скота. Такое положение вынудило народ заняться земледелием.

Именно в VI-VII веке в долинах нескольких рек (Чу, Или и Талас) были заложены многие города и крепости: Алмалык, Тараз, Испиджаб. Жители здесь стали активно развивать земледелие, возделывать в основном пшеницу, просо и виноград.

В массовом переходе к оседлому образу жизни сыграли немалую роль согдийцы. Этот народ проживал на территории Казахстана и Средней Азии и издавна занимался преимущественно ремеслами и земледелием.

Развитие торговли

Территория Западно-тюркского каганата простиралась в непосредственной близости к Великому шелковому пути. Такое географическое положение оказалось весьма выгодным и способствовало всестороннему развитию этого государства. В частности, активно развивалась торговля - она в основном велась в виде обмена товарами между купцами.

С ростом торговли налаживались и взаимовыгодные отношения между Западно-тюркским каганатом и такими странами, как Византия, Иран и страны Малой Азии. Не меньшее влияние активная торговля оказывала на ускоренный рост крупных городов.

В качестве подтверждающих фактов историки рассматривают письменные источники, относящиеся к этому времени. Китайский путешественник монах Сюань Цзянь побывал в Западно-тюркском каганате в VII веке. В своих заметках он писал:

«Каган был одет в халат из зеленого шелка. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами».

Кроме того, археологические находки, относящиеся к тому периоду, содержат большое количество изделий из Византии и Китая.

Охота как основной промысел

Помимо земледелия и скотоводства, жители Западно-тюркского каганата активно занимались охотой. Тюрки охотились на горностаев, сурков, куниц, выдр, барсов, лис, тигров. Однако одной из основных целей для охоты долгое время являлась мускатная газель - кабарга. Об этом оставил заметки среднеазиатский ученый Аль Бируни. Согласно его записям, правитель Западно-тюркского каганата Истеми преподнес в дар персидскому шаху 4 тысячи манов мускуса (это примерно равно 3 330 кг). Примечательно, что для получения такого большого количества мускуса потребовалось не менее 55 тысяч самцов мускусной газели.

В то время мускус ценился на вес золота, так как его использовали в кулинарии, медицине и даже парфюмерном деле.

Развитие ремесел

Появление крупных городов и массовый переход к оседлой жизни не мог не сказаться на развитии ремесел. Многие простые жители, не имевшие скота, начали активно осваивать профессии.

Горное дело и металлургия на этой территории были известны уже много столетий, однако в Западно-тюркском каганате появились искусные кузнецы-оружейники, которые изготовляли наконечники для стрел и копий, ножи, мечи, сабли, удила. Стало возможным создание ударных частей для лат.

Несмотря на короткий период существования Западно-тюркского каганата, достижения его правителей и народа не прошли даром для жителей этих территорий. Это государство имело большую важность для консолидации тюркских племен и положило начало развитию тех этнических групп, которые компактно проживают на данной территории.

§ 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (553-603 гг.)


Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в на­чальный средневековый период в Евразии Тюркский каганат за­нимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и закан­чивая западным побережьем Каспийского моря (см. карту). Гос­подство каганата распространялось на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Пер­сией (Ираном). На этой территории и возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат.

Этнический состав населения. Основное население каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюрк­ских племен). Судя по китайским летописным источникам, от на­звания «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Поэтому названия «теле» и «тюрк» имеют одинаковые смысл и значение. Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского кага­ната входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

Борьба тюрков за свою независимость. Политическое поло­жение. Об этом в древних летописях говорится: «В 545 году к тюркскому - правителю прибыл посланник китай­ского императора». Целью визита было установление отношений между двумя правителями. В это время тюркские племена вели борьбу против господст­ва жужаней (авар). Тюркский каган (титул правителя у древних тюркских народов) Бумынъ стремился освобо­диться от власти Жужанского ханства во главе с каганом Анагуем.

Постепенно усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для вой­ны с Жужанским каганатом. С этой це-

лью каган Бумынь послал своих людей к кагану Анагую с предложением: вы­дать дочь за него. Узнав о такой дерзос­ти Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.)

Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совер­шил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозорен­ный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.

I Госле этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумынь умер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.


Несмотря на поражение, Жужанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Ве­ликой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китай

ской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.

В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна часть разделен­ного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и пос­ле смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими го­сударствами поддерживал тесные взаимосвя­зи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политичес­кое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы.

После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10 военачальников, на запад Великой сте­пи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жив­шие у северных подножий Алтая.

Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротив­ления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на зем­лях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальней­ших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет - в 563-567 годах.

В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную терри­торию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и пре­вратился в могущественную державу по своему политическому поло­жению.

Хозяйство. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья, а также в маловетреных ущельях у
подножий гор. В этих местах обычно находились обильные вод­ные источники, и тюрки имели благоприятные условия для прове­дения зимовки и сохранения поголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре вида скота. Животновод­ческая продукция использовалась для изготовления одежды (шерсть, шкуры) и в пищу (мясо, масло, молоко). В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения и о го­родских поселениях. Это доказательство того, что с момента втор­жения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу и Южном Казахстане ос­татки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зи­мовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на террито­рии близ современного города Тараз.

Культура. Культура любого народа тесно связана со специфи­кой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяй­ство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходи­мость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Ибо такое переносное жилище было удобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жили в землян­ках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.

Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. По­этому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник, подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвост­ник, нагрудник и др. В скотоводческом хозяйстве они использова­ли аркан, коген, жели (виды привязи), буйда (веревка для вожде­ния верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязи лошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Такие хозяй­ственные принадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством с древнейших времен. Все это под­тверждается и многочисленными находками, найденными при ар­хеологических раскопках, во время которых в тюркских захороне­ниях были обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.

Археологические раскопки показали, что тюрки в V - VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания тру­пов, захоранивали, позднее, с VIII века,.умерших уже начали хо­ронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.

Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очи­щение души человека происходит через огонь. А погребение ве­щей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потреб­ности их использования в загробном мире. С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим и поклонением духам пред­ков. О распространенном у тюрков культе поклонения огню сви­детельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очи­щающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных об­рядах.

Распад Тюркского каганата. Занимавший огромную терри­торию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое центра­лизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы под­нимались на освободительную борьбу. Однако и среди них не было ни политического, ни экономического единства. Им также была при­суща раздробленность. По этой причине в 581 году в каганате на­чались междоусобные войны. Стремясь использовать такое поло­жение в своих целях, Китай и другие соседние государства совер­шали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части - Западт нотюркский и Восточнотюркский каганаты.

1. Покажите на карте территорию Тюркского каганата.

2.Как был создан Тюркский каганат?

3.Каким был этнический состав каганата?

4.С кем вели войны тюрки в западном и восточном направлениях?

5.Расскажите о хозяйстве каганата.

7.Как развивалась культура в каганате?

8.Каковы причины распада Тюркского каганата?

Вопросы для самопроверки

1.Когда был образован Тюркский каганат?

A. в 542 году D. в 553 году

B. в 552 году Е. в 563 году

C.в 545 году

2.При каком тюркском кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?

A.при Бумыне D. при Мукане

B.при Анагуе Е. при Иштеми

C.при Кара-Еске

3.В каком году распался Тюркский каганат?

A. в 552 году D. в 581 году

B. в 545 году Е. в 603 году

C.в 563 году

Современная энциклопедия

Государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центр. Азии, Сев. Китая, значительной части Ср. Азии (до р. Амударья). В нач. 7 в. распался на Зап. тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Вост. тюркский каганат… … Большой Энциклопедический словарь

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до р. Амударья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Русская история

Тюркский каганат - ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (по реке Аму Дарья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до реки Амударья). В начале VII в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Восточный Тюркский … Энциклопедический словарь

- (552 745) гос во, основанное в Центр. АЗИИ племенным союзом тюрок, к рый возглавлялся одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 460 племя… … Советская историческая энциклопедия

- (552 745) государство, основанное в Центральной Азии племенным союзом тюрок. В 460 одно из гуннских племён, так называемое ашина, попало под власть жужан (См. Жужане) и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз… … Большая советская энциклопедия

Тюркский каганат - (552 745) госуд., основанное в Цент. Азии племенным союзом тюрок, к рый возгл. одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 545 тюрки… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство - Существовало с IV по VIII век, основано Ашиной. Во второй половине VI века Т.К. в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над Великим шелковым путем. В 576 году тюрки взяли Боспор (Керчь), в 581 г. осадили Херсонес. В начале VII века Т … Топонимический словарь Севастополя

603 704 … Википедия

Книги

  • Очерки по истории Казахской ССР , Вяткин М.. В книге представлена общая картина развития казахской национальной государственности с древнейших времен до 21 октября 1868 г. Очерки включают следующие разделы: I. Доклассовое общество на…
  • Древние тюрки , Гумилев Л.Н.. Книга посвящена малоизученному периоду мировой истории VI-VIII вв. н. э., когда на просторах Евразии зародилась и расцвела держава древних тюрок - Великий тюркский каганат. Детальный анализ…

Новости из мусульманских республик

15.02.2014

ПЕРВЫЕ РАННЕ-СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

...Всех жителей города Гунхоя истребил молодой хан Сарымбэт, оставив в живых лишь красавицу Майю, которую взял с собой в свой родной город Шибэ и женился на ней. Между ними возникла настоящая любовь. В один из дней Майя сообщила ему, что подарит хану наследника, а сама умрет. Она просила своего мужа похоронить ее после этого в степи, на высоком берегу озера Кара-Куль.
Майя родила мальчика и на второй же день умерла. Хан исполнил ее последнюю просьбу - похоронил ее у озера Кара-Куль. Каждое утро Сарымбэт ездил к ее могиле и оплакивал свою Майю... Прошли годы, хан состарился, но каждый день посещал могилу своей жены. Наконец, он отрекся от престола в пользу сына, оделся дервишем, взял кошел, посох и навсегда оставил свой родной город.
Поселился Сарымбэт на берегу Кара-Куль у могилы Майи и начал там жить как отшельник. Прошли годы. Стал бывший хан седым, глубоким старцем. Приходили к нему люди - приходили издалека, чтобы поведать ему свое горе и научиться у него мудрости.
Сарымбэт вырыл себе могилу рядом с могилой Майи и спал в ней. Но вот однажды, проснувшись утром, он увидел перед собой старого Олой-хана, бывшего правителя Гунхоя. Олой сказал Сарымбэту, что хотя и много пролил тот тогда чужой крови - крови его племени, но нынче искупил ее своим подвижничеством. Заплакал Сарымбэт, услышав слова своего бывшего врага, вспомнил разрушение им Гонхоя и истребление его жителей, попросил похоронить его после своей смерти здесь же, рядом с Майей. На другой день хан-отшельник умер, и Олой исполнил его просьбу.

С давних времен на берегу озера Кара-Куль возвышаются рядом две могилы - Сарымбэта и красавицы Майи. Издалека приходят туда люди, чтобы поклониться их праху - так сильно любили они друг друга...
Через сто лет племя Гунхоя под предводительством внука Олой-хана напало на Шибэ и разрушило город. Все было истреблено, выжжено и разрушено, кроме могилы Майи. Молодой хан приехал осмотреть святое место и прослезился. “Хан Сарымбэт показал, как нужно любить, - сказал он. - Все проходит, разрушается, исчезает, а остается одна любовь...”
Так гласит древняя легенда, которую записал в прошлом веке известный русский писатель Д.И.Мамин-Сибиряк в Средней Азии. Ее могли создать киргизы, казахи или другой тюр-коязычный народ. Однако, как бы там ни было, эта легенда своими корнями уходит в далекие времена существования первого официального тюркского государства. Хотя тюркоязычные народы обитали там с глубокой древности и носили различные имена (“хунну-гунны”, “гаогюй”, “теле” и др.), но общего государства у них не было. Таким общим государством, включившим преобладающее большинство тюркоязычного населения с наименованием “тюрк” и получившим широкое этническое значение, стал Тюркский каганат. Возник он в 552 году, кстати, ровно за 1000 лет до падения Казанского ханства, одного из последних национальных государств татарского народа.

Еще в 460 году гуннское племя известного уже нам рода Ашина, обитавшее тогда в провинциях Западного Китая, подчинилось жужаням (жужане - это кочевые племена Центральной Азии). Вскоре они переселились на Алтай, где и образовали союз местных племен и приняли название “тюрк” (“тукю”, “тюркют”). В 545 году они разгромили уйгур, а в 551 году - жужаней. И вот через год, в 552 г., был создан Тюркский каганат; иногда его называют Великим Тюркским каганатом. Его первый правитель Бумын (в некоторых источниках - Тумын) принял титул “Ил-хан” или “кахан” (каган), что означает великий хан. Однако Бумын скончался в том же 552 году. На похороны Бумын-кагана и чуть позднее его брата Истеми-кагана прибыли представители многочисленных народов, среди них и племенного союза “отуз-татар” (тридцать татар) - о них, а также о племенном союзе “токуз-татар” (девять татар) подробнее будет еще рассказано ниже, в разделе о Золотой Орде. Здесь только отметим, что об этих татарских племенах рассказано в древнетюркских письменных памятниках-намогильных камнях VII-VIII веков. Это - первые исторические сведения о татарах.
К 555 году многие народы и племена Центральной Азии оказались в подчинении Тюркского каганата. В 60-х годах VI века тюрки разгромили государство Эфталитов в Средней Азии. Вообще, каганат объединил многие племенные союзы Алтая, Центральной и Средней Азии. Вскоре тюркские племена захватили все евразийские степи. Восточная граница каганата упиралась в Китайскую империю, западная доходила почти до Крыма.

В Тюркском каганате уже с момента образования возникли раннефеодальные отношения, в отличие от Гуннской империи, находившейся на стадии военной демократии - на последнем этапе разложения первобытного общества и преобразования его в классовый строй. Со временем во внутренние дела Тюркского каганата начала вмешиваться Китайская империя династии Суй. Возникли также внутренние противоречия в самом тюркском обществе. В результате всего этого в начале VII века каганат распался на две части: на Западный Тюркский каганат и на Восточный Тюркский каганат.
Западный занимал в основном среднеазиатские земли и состоял из десяти тюркских племен. Он достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына известного уже нам Истеми-кагана. После образования на восточноевропейских степях Хазарского каганата Тюркский каганат потерял свои владения на западе вплоть до Крыма, однако он восстановил свои границы на Алтае. К концу 60-х годов VII века основные рубежи Западно-Тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. Хотя каганат к началу VIII века освободился от протектората Китая, однако вторжения на его земли новых племен с севера привели к падению государства в 740 году.
Восточно-Тюркскому каганату еще больше приходилось защищаться от Китая по причине территориальной близости. На первых порах он смог отстоять свою самостоятельность, но вскоре снова попал в зависимость от этой империи. К концу VII века тюрки подняли крупное антикитайское восстание, и каганат восстановил свою мощь. В конце VII-начале VIII века границы государства значительно расширились, доходя вплоть До восточных районов Западного каганата. Однако снова обострились отношения с Китаем, на этот раз уже с империей династии Тан. В жестоких боях, проходивших в 30-х годах VIII века, каганату снова удалось отстоять свою независимость. Большой полководческий талант в этих войнах проявили Бильге-каган (он правил в 716-734 годах) и особенно его брат принц Кюль-Тегин - выдающийся тюркский военачальник раннего средневековья.

Падение Восточно-Тюркского каганата произошло в 745 году при правлении последнего кагана Озмыш-Тегина в крупном сражении с Уйгурским каганатом. Об этом сражении армии каганата, состоявшей из древнетатарских и огузских войск, написано на намогильной плите уйгурского хана Моюн-Чура. По сведениям этого памятника, на поле битвы сражалось 30 тысяч татар. Это большая цифра для тех отдаленных времен.
Несколько слов об экономике и культуре Тюркского каганата. Основу его хозяйства составляло кочевое скотоводство. Существовало и раннее земледелие. Древние тюрки были также искусными металлургами; помимо различных видов орудий труда и оружия, найдены остатки металлургических горнов. Довольно высокого уровня развития достигло производство по обработке продуктов животноводства, например, шкур, кожи, шерсти. Развитие производства и торговли привели к денежному обращению. Еще с конца VII века тюркские правители чеканили собственную монету; были, например, города Тараз, Суяб, Отрар, где чеканились такие монеты. Да уже тогда наши далекие предки имели города, поэтому раннетюркскую культуру нельзя представлять себе только в виде кочевой.
Высшим достижением тюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стало появление письменности. Первые древнетюркские, т. н. рунические надписи на могильных камнях в долине реки Орхон в Северной Монголии были открыты еще в прошлом веке. Весьма широкую известность в мировой науке получили надписи на могильных камнях названных выше Бильге-кагана и Кюль-Тегина, а также советника первых правителей Восточного каганата Тоньюкука. Эти надписи подробно и ярко повествуют о жизни и подвигах глав государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.
Большого совершенства достигло также изготовление древнетюркских каменных изваянии. Они изображают воинов с подвешенным к поясу оружием и сосудами в руках. Эти изваяния изображают умерших в боях воинов. У ранних тюрков было развито также искусство наскальных рисунков, которые изображают воинов на конях, различных животных-барсов, горных козлов, верблюдов и пр. Для различных видов народного декоративного искусства был характерен довольно богатый растительный орнамент.
В целом Тюркский каганат, как принято считать в исторической науке, сыграл важную роль в консолидации, объединении тюркоязычных племен. Особо нужно сказать, что каганат, особенно Восточный, в составе основного населения которого были древние татары, бесспорно, является начальной формой государственности татарского народа.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

Хазарский каганат-это первое раннефеодальное государство Восточной Европы, оставившее значительный след в истории народов Поволжья, Северного Кавказа, да и всей Средней Евразии. С краткой историей хазар с момента их появления в восточноевропейских степях до создания отдельного государства мы ознакомились выше. Там же были названы, помимо хазар, болгары, барсилы, беленджеры, савиры, а также аланы, вернее, та часть северных алан, которая оказалась сильно тюркизированной, постоянно проживая среди упомянутых тюрко-язычных племен. И вот примерно в начале VII века все они создали федерацию-Хазарский союз племен, превратившийся вскоре, с середины этого же века, в настоящее государство - Хазарский каганат. К 80-м годам VII века господство каганата распространилось не только на северо-кавказские степи между Каспием и Азовом, но и на Причерноморье вплоть до Крыма.
В VIII столетии, особенно во второй его половине, Хазария вела постоянные войны с Византией и Арабским халифатом за Крым и Закавказье. В 731 году хазары разбили арабский гарнизон и заставили платить ясак Албанию, которая начала было вести самостоятельную политику (здесь под Албанией имеется в виду т. н. Кавказская Албания-родоначальница современного Азербайджана). В ответ на это халиф послал многочисленное войско, арабы разбили хазар и начали занимать их земли на юге. С большими трудностями кагану удалось остановить арабов. Через шесть лет арабы снова напали. Нависла серьезная угроза над хазарской столицей на Кавказе Семендером и в целом над самостоятельным существованием каганата. Хазарский каган вынужден был принять ислам, чего требовали от него арабы.
В результате этих войн многие племена Хазарии ушли на север-в низовья Волги и на берега Дона. Столица государства была перенесена в начале VIII века в город Итиль, расположенный в приустьевой части Волги, ближе к Каспию. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земледелием и промысловым рыболовством. Родилась богатая и своеобразная культура. Ее основу составила т.н. салтово-маяцкая археологическая культура. Хотя ее называют государственной культурой Хазарского каганата, однако в ее создании и развитии большую роль сыграли болгары и аланы. Об этой культуре мы расскажем чуть подробнее в следующем параграфе. А теперь рассмотрим дальнейший ход политических событий.

К концу VIII века хазарский каган отказался от мусульманства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье. Помогала каганату в этой войне Византия, она делала это главным образом с целью распространения среди хазар христианства. Однако каган и его приближенные в целях самостоятельности государства искали иную форму религии. Таковым стал иудаизм, заимствованный у евреев, переселившихся в Хазарию в начале VII века из той же Византии. В то же время иудаизм приняла лишь хазарская аристократия, основная масса населения осталась мусульманами и язычниками; было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар была общеизвестна и нашла значительное освещение в арабо-персидской исторической географии IX-Х веков. Сохранилось даже несколько анекдотичное сообщение: савиры (хазары) ходят в пятницу в мечеть, в субботу в синагогу, а в воскресенье в церковь. Это, конечно, не значит, что один и тот же человек одновременно является и мусульманином, и иудеем, и христианином. Это означает, что среди хазар есть и те, и другие, и третьи - одним словом, в хазарском обществе разрешалось любое вероисповедание. Демократия существовала и в государственных делах: правосудие вершили семь судей-по два представителя иудаизма, ислама, христианства и один язычник. Если в Итиле было больше мусульман, то в Семендере - христиан.

Мы уже знаем, что хазары, в отличие от населения многих предшествовавших государств, сумели создать подлинно классовое, раннефеодальное общество. Хазария была крупным государственным объединением во всей Восточной Европе, с нею считались многие средневековые государства и народы. Более того, целый ряд из них был в подчинении каганату. Киевская Русь, например, на первых порах платила ему дань, даже первые русские (славянские) князья назывались каханами (хаканами). Интересен перечень стран и народов, который дает хазарский каган Иосиф в своем письме Хасдаю ибн-Шафруту, везиру кордовского, т. е. арабо-испанского халифа. Хасдай вначале сам обратился к Иосифу с посланием, в котором рассказал, что от персидских купцов услышал о неизвестном доселе ему “царстве иудеев” недалеко от Византии. Этот Хасдай, хотя и имел мусульманское имя, но был евреем и, естественно, заинтересовался своими единоверцами в северной стране, поэтому он попросил хазарского кагана подробнее сообщить ему о его стране, какие народы ее населяют и т. д. В своем ответном письме Иосиф любезно и очень подробно, даже не без хвастовства рассказал о мощи Хазарии, о ее городах, об истории этой страны, о ее населении, о подвластных ему, Иосифу, народах и племенах. Приведем отрывок из этого письма:
“Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. Начало [этой] реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У [этой] реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных [стенами] городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Каждый народ не поддается [точному] расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань”.

Названия местностей и племен из этого письма требуют, конечно, разъяснения. Итиль-это Волга, вы об этом знаете. Г-р-гана - это Гурган, по-арабски Джурджан, область, примыкающая к юго-восточному побережью Каспийского моря, которое поэтому называлось Гурганским, Джурджанским (или Хазарским) морем. Выражение “в конце реки Г-р-гана” в краткой редакции письма читается “подле реки, примыкающей к морю Г-р-гана”. Вы спросите, дорогие ребята, почему там написано, что начало Волги обращено к востоку, тогда как она течет с северо-запада. Дело в том, что в восточной географии верхним течением этой реки считалась не современная Волга выше устья Камы, а эта Кама и далее ее левый приток Белая, текущая именно с востока, потому что и эти реки имели название Итиль (в современном звучании “Идель”) с прилагательными “Кара” (“Черная”) и “Ак” (“Белая”).

Теперь о племенах. Бур-т-с - это, бесспорно, буртасы; Бул-г-р - булгары; С-вар - сувары. Здесь речь идет о булгарах и суварах как населении Волжской Булгарии в Среднем Поволжье (об этом в следующем разделе). Племя Арису некоторые исследователи считают мордовским племенем эрзя, некоторые же “арами”, т. е. удмуртами. Далее: Ц-р-мис - черемисы, т. е. марийцы; вопрос о народе В-н-н-тит до сих пор не решен - одни историки считают их вотяками, т. е. теми же удмуртами, другие видят в них угорские племена севера, а третьи называют их вятичами, т. е. одним из славянских племен; С-в-р принято считать также славянскими северянами. Много было споров в науке относительно последнего названия-С-л-виюн, этот вопрос до сих пор еще окончательно не решен, но многие полагают, что это славяне, т. е. восточные славяне, славянорусские племена в целом.
Конечно, называя все эти народы своими подданными, Иосиф немножко похвастался перед иностранцами. Он писал о былом величии каганата, ибо к его времени многие из этих племен и народов уже вышли из-под подчинения Хазарии. Тем не менее эти сведения весьма важны для представления хазарской федерации периода славы и мощи этого государства VIII-IX веков.
Хазарский каганат вел международный товарообмен со многими странами и народами, вывозил за границу крупный и мелкий рогатый скот, меха, переправлял невольников, славился продажей т. н. белужьего клея - его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении хороших виноградных вин. От русских и волжских булгар привозили мед и воск, дорогие меха, с Востока - текстильный товар. Хазары возделывали пшеницу и рис, выращивали арбузы и виноград.

Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль - один из крупнейших городов Восточной Европы, столица Хазарии в VIII-Х веках. Город состоял из двух частей. В западной жили каган, бек и их приближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в каменном дворце. Большинство домов-или глинобитные, или юрты. Восточная часть называлась Хазаран (или Хазар) - это город ремесленников, торговцев и прочего городского люда, город мусульман. Там находились соборная мечеть, 30 приходских мечетей, много медресе - начальных и средних школ. Здесь же обитали христиане, иудеи и язычники.
Главой государства являлся каган, его звали также хазар-хакан. Однако его власть была лишь номинальна; всеми делами правил его заместитель - бек (или хаканбек). В некоторых источниках он называется и малик, т. е. царь. Несмотря на это, он заходил к кагану, снимая свою обувь.

Хотя у кагана и отсутствовала подлинная власть, культ его был велик. Вот он сидит на большом троне, на высоком месте, а место бека пониже, с его правой стороны. Каган показывается народу всего три раза в год. При его появлении все должны пасть лицом к земле, при этом запрещается взглянуть на него - он подобен солнцу! Когда каган приезжает на место сражения хазар с врагами, то его воины должны лечь на землю, а противник - прекратить войну. Хоронят кагана весьма торжественно и в то же время таинственно: над его могилой сооружают большой дворец, тщательно скрывают в нем могилу, а тех, кто это делает, потом убивают.
Хазарский каганат прекратил свое существование в 60-х годах Х века. Решающий удар при этом был сделан в 965 году киевским князем Святославом. Хазарские земли вошли в состав других государств и союзов племен. В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии, а земли в Приазовье, Подонье и на Северном Кавказе подчинились новообразованному печенежскому объединению. Распаду Хазарского каганата, помимо Святослава, содействовали также внутренние противоречия и участившиеся набеги других кочевых племен с севера.

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ

Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х годах VI века подчинил себе Тюркский каганат. Однако в борьбе против этих восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло (кстати, к этому же роду принадлежал в свое время грозный Аттила, вождь гуннов). Главой же государства Великая Болгария, его ханом стал в 632 году Кубрат, племянник Органы. В отдельных источниках, например, в хронике византийского историка Иоанна Никуисского, Кубрат назван крещенным и воспитанным в Византии при дворе императора Ираклия.
Однако некоторые исследователи берут это сообщение под сомнение и говорят, что был крещен и жил в Константинополе не Кубрат, а его дядя Органа. Кубрат же, очевидно, оставался в язычестве, как и все тюрки того времени верил в “Тенгри” (“тенгрианство” - это начальная форма единобожия), ведь неспроста он получил тюркский титул “хан” и имя его было тюркским. Будучи умелым политиком и талантливым полководцем, Кубрат сумел создать централизованное государство, которое недаром было названо в источниках того времени “Великим”.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха - позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань.
Население государства вело полукочевой образ жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м. Жили как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений, даже городов - так было во всем полукочевом средневековом мире.

Эти поселения и жилища со всеми другими остатками материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Хотя салтово-маяцкая (или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты - это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII-начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII-IX веками.

Кратко описанная нами культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ культуры волжских булгар. Об этом уже будет сказано в следующем разделе, а теперь вернемся к дальнейшим политическим событиям в Великой Болгарии.
Кубрат скончался в 50-начале 60-х годов VII века (некоторые отмечают более раннюю и точную дату - 642 год). Его смерть явилась фактическим концом существования созданного им объединения. Вообще, подобные мимолетные государства, пусть с громкими названиями, держались лишь на власти могущественного монарха и после его смерти, как правило, распадались. Так получилось и с Великой Болгарией.
В летописи византийского монаха Феофана Исповедника, составленной в 810-815 годах, приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали над всеми и не попадали в рабство к другим. Легенда эта была широко распространена позднее в устной форме на западе. Там приводится такой эпизод: вот умирающий хан позвал своих сыновей, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому попробовать переломить ее. Никто из них не смог этого сделать. Тогда Кубрат взял из связки один из прутьев и легко его сломал. Вот, сказал он, связку не мог одолеть молодой, сильный воин, тогда как отдельный прут без труда переломил немощный, умирающий старик. И в жизни так: собранные вместе болгары будут непобедимы, а каждая выделившаяся орда будет легко разбита и покорена врагами...
В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай, второго - Котраг, третьего - Аспарух (имена Двух последних не указываются). Однако крупные исследователи истории хазар и протоболгар М.И.Артамонов и С.А.Плетнева утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котраг они связывают с одним из болгарских племен - с котрагами. В целом же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, т. е. крупных племен.

К этому времени территория Великой Болгарии была значительно урезана нападавшими с востока хазарами. Сыновья Кубрата остались хозяевами лишь южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по Кубани, Аспаруху - верховья этой реки и возвышенность современного Ставрополя.
Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с племенем онагуры ушел на запад: вначале он достиг устья реки Дунай, здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена - кутригуры, а также славяне, которые появились в тех краях сравнительно недавно. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они, составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50-тысячную византийскую армию - самую крупную регулярную армию того времени. Это произошло в 679 году, а через два года, в 681 году, создали новое болгарское государство на западе - Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска.
Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия болгарских ханов: вначале - Аспаруха (до 816 года), затем - Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар, уже при славянском царе Борисе (852-889) в 865 году было принято христианство, а в 894 году - славянская письменность, созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства. Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, т. е. самоназвание.

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары, т. е. кубанские, стали называться “черными”. С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар - обратите внимание на близость слов “болгар” и “балкар”. А слово “кара” вообще составляло часть этнонимов ряда тюркоязычных народов, подчеркивая тем самым, что они были смуглыми, чернявыми. Помимо карачалы, были, например, кара-ногаи, известные уже нам кара-хазары, кара-китаи (кара-китаи-это не китайцы, а тюркские племена, обитавшие в VI-VIII веках в Северо-Восточном Китае). Следует также отметить, что с именем Батбая связан известный в науке Перещепкинский клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия, украшений, в том числе и золотых перстней его отца Кубрата и двоюродного дяди Органы. Клад найден у с. Малая Перещепина Полтавской области.
Раньше писали, что третья группа болгар во главе с легендарным Котрагом после смерти Кубрата направилась на. Среднюю Волгу. То, что не было такого ханзадэ (царевича), а существовало племя котрагов, уже научно доказано, и мы сказали об этом выше. К тому же археологические исследования показали, что болгары появились в наших краях не сразу после описанных событий середины VII века. Все болгары, оставшиеся в Приазовье и прилегающих районах, вошли в Хазарский союз племен и создали вместе с ними и особенно аланами названную выше салтовскую археологическую культуру и существовали там почти до конца VIII века.
Появились же болгары в Среднем Поволжье, на территории нашего Татарстана и прилегающих землях южнее и юго-западнее, именно где-то в конце VIII-начале IX веков.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из надписи на памятнике полководца Восточно-Тюркского каганата Кюль-Тегина (умер в 731 году) о народах, прибывших на похороны правителей Тюркского каганата Бумын-кагана и Исте-ми-кагана (сер. VI века):
Об отуз-татарах
“...они скончались. [В качестве] плачущих и стонущих (т. е. для выражения соболезнования) [пришли] спереди, из [страны] солнечного восхода, народ степи Беклийской, [а также] табгач (китайцы), тибетцы, авары и Рим (византийцы), киргизы, уч-курыканы (?), отуз-татары, кытай (кара-китаи), та-табыйцы (?), сколько народов придя, стонали и плакали: столь знаменитые каганы были они”.
Из “Истории” выдающегося византийского историка VI века Прокопия Кесарийского о хазарах-савирах:
О савирах
“Племя это очень многочисленно, разделяется, как полагается, на множество самостоятельных колен. Их начальники издревле вели дружбу одни - с римским императором, другие - с персидским царем. Из этих властителей каждый обычно посылал своим союзникам известную сумму золота, но не каждый год, а по мере надобности”.
Из книги “Рисаля” (“Записка”) арабского путешественника начала Х века Ахмеда ибн-Фадлана:
О хазарском каганате и о городе Итиле
“Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то, право же, он не показывается иначе, как [раз] в каждые четыре месяца, [появляясь] в [почетном] отдалении. Его называют “большой хакан”, а его заместителя называют хакан-бек... У царя хазар [есть] огромный город на реке Атыл. Он состоит из двух сторон,-в одной из этих сторон [живут] мусульмане, а в другой стороне - царь и его приближенные... У мусульман в этом городе [есть] соборная мечеть, в которой они совершают молитву и присутствуют в ней в дни пятниц. При ней [есть] высокий минарет...”

Усени в конце IV века потерпели поражение, а Жетысу стал ареной военных действий. В V веке отряды жужаней полностью вытеснили усуней из степи. Дальнейшее их движение на запад было остановлено кангарами. Только в 551 году телесские племена в союзе с Китаем смогли разгромить жужаней. За несколько лет они достигли Аральского моря. Значительное сопротивление тюркам оказали уары и хиониты. К 558 году была образована большая кочевая империя от Едиля до Хинганских гор. С этого времени начинается история Тюркского каганата.

Империя тюрков с самого начала стала рядом с мировыми империями. Он контролировал почти весь Великий Шелковый путь. Тюркская знать получала колоссальную прибыль от караванной торговли.

Территория тюркского каганата

В 553 году Тюркский каганат контролировал территории Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири. Отуз-татары, кидани, татабы, енисейские кыргызы принимали подданство тюрков. Крупные государства на севере Китая Ци и Чжоу платили каганату дань. Таким образом, Тюркский каганат стал сильнейшим государством того времени.

В 555 году каган Истеми, управлявший западными территориями, присоединяет к каганату территорию современного Казахстана с Приаралье и Сырдарью. Через три года тюркам принадлежат земли до Едиля и Жайыка. Расстановка сил в Центральной Азии кардинально изменилась. Основным соперником Тюркского каганата оказалось эфталитское государство, которое брала дань с Ирана. Эфталитом принадлежала территория от Северной Индии до Каспийского моря. Тюрки решили наладить дипломатические отношения с Ираном, но эфталиты восприняли это как заговор. Они убили тюркских послов. Однако эффект от убийства был противоположным – тюркский каганат отдал свою дочь в жены иранскому шаху, создав междинастический союз.

В 564-567 годах у эфталитов отвоевали Тохаристан и Бухару, сто привело к полному исчезновению эфталитского государства. Его территория была разделена между Тюркским каганатом и Ираном. Однако экономические интересы, а именно поставка шелка, ослабили союз иранцев и тюрков. Китай выплачивал дань Тюркскому каганату шелком, а Иран рассматривался в качестве рынка сбыта и транзитного коридора на Ближний Восток. Иранские власти, опасаясь ценового демпинга и конкуренции на мировом рынке, чинили препятствия тюркским купцам. Развязалась кровопролитная война. Тюркский каган заручился поддержкой Византии. В 568 году захвачен Гурган, процветающий город древнего мира. Только в 571 году был заключен мир с Ираном, а тюрки получили территории за Амударьей и получали ежегодную дань.

Тюркские купцы проложили новый путь на севере к Византии, предварительно захватив Северный Кавказ и получив доступ к Черному морю. При Таспар-кагане 572-581 году Тюркский каганат достиг максимального расцвета. Империи принадлежали земли современной России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана. Тюркский каганат на западе граничил с Черным морем, на востоке – с Маньчжурией, на севере – Енисеем и на юге – с Амударьем.

Хозяйство тюркского каганата

Хозяйство древнетюркского периода представляет собой систему двух неравноценных сфер:


  • оседло-земледельческий тип на переферии Великой степи;
  • кочевое и полукочевое скотоводство.

Большая часть населения были кочевниками, для которых города и оазисное население было необходимым дополнением. Земледелием занималась оседлая часть населения Северной Азии, Жетысу, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Степь и город были частями одного целого – государства. Империя не могла существовать без городов. Они представляли собой политические центры, в них проживали ремесленники и торговцы, он обеспечивал нужды кочевников и состоял из основного класса налогоплательщиков. Только кочевые племена могли обеспечить городу военную защиту.

Кочевники в большинстве разводили овец, верблюдов и лошадей. Каждый год рынки Китая, Византии и Средней Азии заполнялись огромными стадами тюркского скота.

Археологические находки свидетельствуют о развитии металлургии. В тюркскую эпоху активно вели добычу железной руды. На высоком уровне было обмундирование и вооружение тюрков – одна из причин военных побед. Помимо железа добывали олово, золото, серебро и медь.

Основным источником дохода оказался контроль Великого Шелкового пути. Было разработано несколько веток с Китая до Византии и Согдианы. Большой объем торговли способствовал введению на территории каганата денежных отношений. В таразе и Отраре появляются монетные дворы. Кроме собственных монет в ходу были китайские и византийские монеты.

Экономический и политический рост Тюркского каганата привел к урбанизации Казахстана. Этот период характеризуется появлением тюрко-согдийского синтеза в искусстве, архитектуре и строительстве. В VI веке появляются новые города Навакет и Суяб, развиваются Тараз, Отрар, Шавгар, Испиджаб. Они стали центрами ремесла, торговли и земледелия. В городах селятся гончары, ювелиры, кузницы, стеклоделы и другие ремесленники. Сельская округа из множества поселений обеспечивала города продовольствием.

Распад тюркского каганата

В 581 году в Киатаепроизошел переворот и смена династий Чжоуской на Суй. Новый император запретил вести дела с тюрками и не позволял вывозить шелковые ткани в степь. Это подорвало могущество тюркской знати, которая существовала за счет пошлин на Великом Шелковом пути. Одновременно умирает хан Тобо и начинаются династические распри. Два сына подели между собой земли.

Суйцы, почувствовав разлад между тюрками, стали сеять дополнительный раздор между ханами. В 584 году Китайцы обманным путем добились начала междоусобной войны. Война ханов восточных и западных земель продолжалась до 593 года. К этому времени пропасть между восточными и западными тюрками выросла. Когда Китай напал на каганат в 598 году, восточная часть поддержала Суйскую империю. Тюркский каганат как единая империя прекратил свое существование.

Восточно-тюркский каганат

После падения Великого Тюркского каганата восточная часть оказалась под властью империи Суй, которая поставила своего протеже каганата Жангара. Однако уже его сын был воинственно настроен против суйского императора. В начале VII века в Восточно-тюркском каганате началась сильная эпидемия, унесшая жизни большей части населения и скота. В 630 году на Восточный Тюркский каганат напала Танская империя. Она разрушила каганат и заставила большинство тюрков мигрировать в Китай.

Не все восточные тюрки смогли смириться с подданством Танской империи. Началась возрождаться идея тюркской государственности. В 679 году поднялось народное восстание, приведшее на престол род Ашин, а мятежники укрылись в горах Иньшань. Они восстанавливали тюркскую государственность. Объединение бека Тоньюкука и Кутлуг-чора создало новую прочную основу для восстановления тюркской государственности. Удачно для тюрков закончились сражения с сеяньто, киданями, огузам и китайцами. Образовался Второй Восточно-тюркский каганат, правители которого стремились объединить империи тюрков к прежним границам. Но междоусобные воины привели к распаду каганата. Уйгуры захватили большую часть территории и назвали себя приемниками Восточного Тюркского каганата.