Крузенштерн иван федорович биография для детей. Крузенштерн Иван Федорович. Биография. Путешествия. Начало морской карьеры

Иван Федорович Крузенштерн с детства мечтал стать военным моряком. И его мечте было суждено осуществиться. Но, прослужив совсем не долго на морских военных кораблях, он понял, что его настоящее призвание, это исследование необъятных и таинственных океанских просторов.

Детство и юность

Родился будущий знаменитый мореплаватель в 1770 году в Ревеле в семье обрусевших немецких дворян. Никто из его рода до него не был связан с морем. Но оно влекло Ивана с самых ранних лет. Поэтому, когда ему исполнилось 16, он, не раздумывая, поступил в морской кадетский корпус.

Из-за вспыхнувшей войны со шведами, юный Крузенштерн выпускается из него досрочно в звании и принимает участие в морских сражениях. Но все они происходили у родных балтийских берегов, а юношу уже тогда тянуло к далеким морским странствиям.

Не имея другой возможности осуществить свою мечту, Иван Федорович в 1793 году поступает на службу в британский флот. Шесть лет он бороздит на английских кораблях воды Атлантического и Индийского океанов. Именно в это время у него рождается мысль о первой кругосветной морской экспедиции.

Кругосветное плавание и научная деятельность

Вернувшись в Россию, Крузенштерн разработал и представил проект создания морского пути из балтийских портов на Аляску. Его сначала отклоняют. Но потом, когда встает вопрос о кругосветной экспедиции, Ивану Федоровичу поручают возглавить это дело.

В 1801 году на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством Крузенштерна снаряжается и отправляется в плавание первая русская кругосветная экспедиция. Впрочем, назвать ее просто кругосветным плаванием никак нельзя. Длилась она два с половиной года и имела большое научное значение. За это время удалось нанести на карту множество еще неоткрытых островов и уточнить некоторых неучтенных островных земель. Также было исследовано 1000 километров побережья острова Сахалин и была выяснена причина свечения северного моря.

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский , впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Основные события

Первое русское кругосветное плавание

Вершина карьеры

Адмирал, почетный член Академии наук

Орден Святой Анны 2-й степени

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern ; 19 ноября 1770 - 24 августа 1846 - российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.

Биография

Детство

Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791).

С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.

Служба

Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.

Гогландское сражение

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию - одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.

Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль - «Принц Густав» - сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля.

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна

В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.

«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

  • были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
  • было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
  • установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.

    Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом. В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 - 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    Директор морского кадетского корпуса

    В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.

    В отставке

    В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

    Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
    После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять - швунг жимовой.

    Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

    Награды

    • Орден Святого Георгия 4-й степени
    • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
    • Орден Святого Владимира 3-й степени
    • Орден Святой Анны 2-й степени
    • Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»

    Увековечивание памяти

    В Санкт-Петербурге, Ивану Фёдоровичу установлен памятник. 12 географических пунктов носят, имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. Также, его именем назван барк.

  • Хорошо знаешь историю географических открытий?

    Проверь себя

    Начать тест

    Ваш ответ:

    Правильный ответ:

    Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

    Ваши ответы

    Иван Фёдорович Крузенштерн — биография знаменитого российского адмирала

    Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, юный поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

    В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом. А еще адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

    Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении , а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

    А тем временем в мире…

    Рождается Иван Федорович Крузенштерн

    Патрасское сражение между Российской и Османской империй

    Самое интересное для Вас!

    В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

    По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции .

    7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат Надежда назван в честь вышеупомянутого шлюпа. В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

    Четырёхмачтовый учебный парусник Крузенштерн

    Известный четырехмачтовый барк Крузенштерн на данный момент является учебным парусным судном, назван в честь знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Базируется в Калининграде. Срок службы барка на данный момент насчитывает уже свыше 85 лет.

    «Крузенштерн» спущен на воду 1926 года в немецком городе Бремен. Заказчиком была компания Фердинанда Лайеша, ей требовались новые корабли для Капгорновской линии. Первое имя барку придумала дочка судовладельца, которая назвала его «Padua». В те времена существовала традиция, что названия кораблей, построенных для компании Лайеша, придумывали женщины из семьи судостроителя, и эти имена обязательно должны были начинаться на «P».

    В первое плавание «Падуа» отправилась под командованием Карла Шуберга. Барк мог нагрузить на себя груз весом до 4100 тонн, при этом максимальная скорость достигала 14 узлов. Парусное вооружение состояло из 31 паруса, общая площадь которых равнялась 3500 квадратных метров. Полное водоизмещение парусника 6000 тонн. В первые 15 лет своего существования барк совершил 17 рейсов, большая часть из которых была трансокеанской.

    Самое интересное для Вас!

    Корабль стал достоянием СССР после окончания Второй мировой войны. В 1946 году между странами-победителями были поделены морские трофеи Германии, в следствии чего на корабле было поднято военно-морское знамя Союза. И сразу после этого судно получило новое имя «Крузенштерн». А в начале 1959 года барку «Крузенштерну» пришлось пережить капитальный ремонт на одной из российских верфей.

    За время пребывания под знаменем СССР барк выполнил ряд успешных исследований в районе Атлантического океана, при этом выполняя ещё одну полезную задачу, заключающуюся в обучении молодых моряков. С 1972 по 1983 года на «Крузенштерне» регулярно менялись капитаны, которых в общей сложности насчитывалось 7 человек. В 1983 году командование Балтийского флота передало барк компании «Эстрыбпром», которая занималась рыбным промыслом, таким образом центром дислокации корабля стал порт Таллина. И только в первой половине 1991 года барк «Крузенштерн» был передан инженерному морскому училищу города Калининграда.

    В наше время барк используется в учебных целях. Он часто принимает участия в различных регатах, так в 1992 году «Крузенштерн» стал чемпионом по прохождению пути от Бостона до Ливерпуля, реализовав при этом отличный скоростной потенциал – максимальная скорость доходила до 17,8 узлов.

    Барк Крузенштерн: длительная навигация 2014

    Легендарный барк Крузенштерн никогда не стоит у причала долго. Уже которое десятилетие подряд он выполняет трудную работу, выполняя роль площадки для обучения будущих моряков.

    В этом году парусник совершил 3 больших рейса, отправившись из Калининграда еще 25 декабря 2013, и вернувшись в порт только сейчас, 3 октября 2014. Парусный барк «Крузенштерн» провел в морской экспедиции целых 283 дня. За это время он успешно прошел 22 тысячи 652 морские мили, посетив порты Германии, Франции, Марокко, Италии, Болгарии, Греции, Испании, Бельгии. В общей сложности корабль посетил два десятка портов в 15 государствах.

    За время походов судно успело побывать в олимпийском Сочи, а также приняло участие в военно-морском параде на честь Дня Победы, проводившемся в Севастополе.

    В ходе навигации 2014 года на «Крузенштерне» имели возможность пройти обучение более 360 курсантов различных российских и зарубежных учебных заведений.

    Первый рейс: Калининград-Сочи (25.12.2013-25.02.2014)

    Подготовка к навигации этого года началась необычно – с обширной школьной экскурсии. 24 декабря 2013, за день до отплытия, барк посетили калининградские шестиклассники, которым была дана возможность изучить этот гордый корабль вдоль и поперек. Ну а уже 25 декабря, после торжественного построения у 24-го причала Калининградского морского рыбного порта, парусник отправился в путь.

    Маршрут первого рейса – Калининград-Сочи. В конечном порту «Крузенштерн» должен был стоять во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр. Ну а первым портом, в который зашел корабль в эту навигацию, стал немецкий Бремерхафен, где курсанты с экипажем (без малого 200 человек) встретили Новый год.

    Следующая остановка была уже в теплом Марокко – в порту города Танжер. Здесь курсанты смогли немного отдохнуть и изучить новую для себя культуру через экскурсии по местному рынку, мечетям и музеям. Перед Сочи корабль ждали еще 2 стоянки – в итальянском Бари и греческих Патрах, после чего он взял курс на российские, сочинские берега.

    В Сочи «Крузенштерн» ошвартовался строго по графику – утром 6 февраля. Здесь корабль простоял до 25 февраля, выполняя почетную миссию достопримечательности, а 50 из 113 курсантов, прошедших специальную подготовку и получивших соответствующие сертификаты, работали волонтерами на Олимпиаде.

    С завершением Олимпийских игр главная миссия «Крузенштерна» этого года была завершена, и он приступил к выполнению других задач.

    Второй рейс: Сочи-Сочи (26.02.2014-17.05.2014)

    Второй рейс проходил между портами Черного и Средиземного морей, и был еще больше насыщен различными мероприятиями.

    Из Сочи барк в этот раз отправился в марокканский Агадир, далее посетил французский Сэт и прибыл в болгарскую Варну. Там «Крузенштерн» присутствовал на церемонии открытия регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014, впервые проводившейся в Черном море. Кроме того, барк и сам стал участником Черноморской регаты STI, которую впервые принимали и российские порты Новороссийск и Сочи. Помимо «Крузенштерна» Россию на ней представляли Владивостокский парусник Надежда и учебные суда класса «А» — парусник Мир , а так же всемирно известный парусник Седов . Всего в гонке приняли участие 50 гонщиков из двух десятков стран. Колоритными участниками были пакистанское и нидерландское суда.

    В перерыве между этапами регаты, «Крузенштерн» принял участие в важнейшем мероприятии данного рейса – праздничном военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы, после чего, 17 мая, снова вернулся в Сочи.

    Третий рейс: Сочи-Калининград (18.05.2014-3.10.2014)

    Последний в текущем году третий рейс – это возвращение их Сочи домой. За этот переход Крузенштерн, как и его экипаж с новыми курсантами, прошел и через общие радости, и через тревоги, что сделало поход еще более ценным для приобретения важного морского опыта молодежью.

    Из Сочи парусник отправился 18 мая во Францию, посетив Канны и Гавр. Уже в июле корабль швартовался в немецких портах Бремерхафен и Киль. Следующим портом посещения стал голландский Харлинген, после которого «Крузенштерн» отправился в норвежские города Фредрик-Штадт и Берген.

    А вот дальше, в результате неприятного инцидента, парусник резко стал повышенным объектом внимания СМИ– после посещения датского порта Эсберг, при выходе из него, парусный великан случайно потопил буксир Diver Master, что в последствии, якобы, вылилось в отказ Крузенштерна от участия в английской регате . Это рейдовое судно должно было помогать российскому четырехмачтовику покинуть акваторию Эсберга, но команда буксира не сумела вовремя отдать концы, из-за чего «Крузенштерн» завалил его на левый борт и затянул под воду. Команда, к счастью, не пострадала, а администрация порта к россиянам претензий не предъявила, так что «Крузенштерн» продолжил плавание в немецкий Росток.

    Из Германии наш парусник перебрался в польский порт Гдыня, а дальше сделал еще один переход в британский Фалмут. Именно во время стоянки в этом городе, 29 августа, курсанты «Крузенштерна» отмечали День тельняшки. С самого утра по судовой трансляции объявили необычную форму одежды – парадные брюки и тельняшка. В этот день все на корабле были одеты именно так, так же была торжественная церемония, концерт и лекции, касающиеся истории и значения тельняшки на российском флоте.

    Уже 16 сентября «Крузенштерн» вошел в пролив Ла-Манш, направляясь в бельгийский порт Зеебрюгге. Именно в этот день экипаж получил неожиданное развлечение – был объявлен пельменный аврал. Это старая традиция данного корабля, по которой один день каждого осеннего рейса весь экипаж посвящает лепке пельменей. В забаве приняли участие 172 человека, которые в две смены умудрились слепить целых 9097 штук. Правда, сделать запас не удалось, поскольку большая часть приготовленного была съедена в этот же вечер.

    После пельменей и посещения Зеебрюгге, парусник взял курс на последний перед возвращением домой порт – польский порт Щецин, в который корабль зашел 26 сентября. Здесь моряки поучаствовали в церемонии торжественного возложения венков к мемориалу «Тем, кто не вернулся с моря». После кратковременного отдыха, 28 сентября «Крузенштерн» покинул Щецин.

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

    zkzakhar

    Привет, читатель! В последние дни меня не покидают мысли о значимости людей на планете. Ведь все говорят, что каждому из нас суждено сделать что-то, ради этого мы и родились в этом мире. Если представить жизнь, словно отрезок времени, и посмотреть на него с высоты птичьего потела, то многие люди совершенно не понимают своего предназначения. Многие мои знакомые даже не знают, чем хотят заниматься, где работать, многим даже лень выйти из дома и посвятить несколько часов в день занимаясь саморазвитием.

    Я ее нахожу во время чтения книг, разных статей других блогеров, или во время просмотра фильмов. Но в последние дни я занялся изучением биографий великих людей. А вы знаете, что открыл Крузенштерн? Именно об этом будет сегодня моя статья.

    Великие люди — кто они?

    Почему великие люди стали такими и что подвигло их к небывалым подвигам? Многие спросят: «Что открывать, что исследовать, если и так мы знаем ответы на все интересующие вопросы». Может, такие фразы найдут своих преемников, но разве Беллинсгаузен и Лазарев знали, что откроют ? Или Крузенштерн знал, что он увидит во время своего путешествия, кстати, именно он прославил Россию на весь мир. У этих гениальных людей есть общая черта, они безумно любили свою родину и были готовы совершать невероятные поступки, открытия, ради ее прославления и продвижения среди других государств. Увы, сегодня у людей совершенно другие ценности.

    Конечно, в нашей стране множество гениев, великих ученых, медиков, одаренных детей, но многие почему-то предпочитают эмигрировать за границу. Не будем никого осуждать, где жить, с кем жить, на кого работать, это выбор каждого, главное не забывать свою землю и родителей. Всегда помните, кто вы есть…

    Кто такой Крузенштерн

    Крузенштерн — биография этого человека достойна, чтобы ее изучить, научил меня по-новому смотреть на привычные вещи. В нем много упорства, мудрости, целеустремленности, отсутствие страха и нерешимости, это человек слова и дела, именно с ним у меня ассоциируется слово офицер – человек чести.

    Немногие знают, что именно Лисянский и Крузенштерн сделали свое родное государство великой морской державой.

    В конце августа 46 года девятнадцатого века, мир покинул человек, усилиями которого наша страна стала главной в клубе великих государств. Звали его Иван Федорович Крузенштерн и его имя известно всем, причём с ранних лет.

    Причина такого восхищения парадоксальна

    Настоящие заслуги ушедшего адмирала мало оговариваются сегодня, хотя солидной литературы, и сугубо научной, и молодежной, на эту тему достаточно. Но все работы перекрыл короткий эпизод культового мультсериала «Простоквашино». «Позвольте задать вопрос, чтобы проверить вашу образованность: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спросил милый почтальон. И Матроскин сказал гениальную фразу: «Точно не уверен. В его честь был назван пароход, на котором плыла моя бабушка». Подвел итоги Шарик: «Это великий человек и пароход».

    История рода Крузенштернов

    Многие известные факты из жизни адмирала необходимо корректировать. Так, наиболее популярное судно, что назвали его именем, неправильно называть пароходом, это барк с четырьмя матчами, самый крупный и известный парусник двадцать первого века. Имя также не совсем соответствует историческим реалиям.

    С самого начала его звали Адамом Иоганном.

    Но это имя подвергли жесткой русификации. Причём это сделал сам же носитель, ведь он очень хотел быть кровным русским. И поэтому просил, чтобы все окружающие, называли его Ваней. Но на этом он и не думал останавливаться.

    Он начал дружить с Юрием Лисянским, который тогда был кадетом, и Иван, долго не думал, решил позаимствовать отчество у своего друга. С того самого момента он стал Фёдоровичем.

    Самое удивительное, что в этих действиях не прослеживалась какая-то специфическая «измена» его роду, что имело австро-немецкие корни. Его семью объединяла Россия, они были дружнее, чем это может показаться, и эта связь с государством становилась только крепче с каждым новым поколением.

    Прапрадед отечественного героя, Филипп Круизиус, два раза становился главой посольства в Москве – первый раз от Германии, второй — от Швеции, в те годы посольство задержали в столице на целых 36 месяца. Дедушка адмирала, Эверт Филипп, жил в России еще дольше — он попал в плен под Нарвой, потом его перевезли в Сибирь. По возвращении в родовое поместье недалеко от Таллина, он увидел, что его земля стала уже частью России.

    Другими словами, Россия была единственным домом Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Удивительно, что самой приятной похвалой он считал статью в гамбургской газете, что была посвящена его путешествию вокруг света (1803-1806). Там было написано, что экспедиция была важна не только для торговли, но и для всего Русского народа.


    Начальник экспедиции и все, кто были на кораблях, были русскими.

    Первое кругосветное путешествие Крузенштерна

    В те годы Крузенштерн осознавал, что для подготовки к первой кругосветке, на кон нужно поставить все. Это дело, было передовым в его жизни, и одновременно, оно поднимало и престиж его любимой страны. Чтобы мои читатели смогли понять масштабность происходящего, в те времена – приблизительно равносильно обладанием ядерной боеголовки или персональной космической станцией в двадцать первом веке.

    Это позволит моментально попасть в список самых влиятельных людей мира, а государство станет не менее элитным. Вот такую фразу можно было найти в европейском вестнике: «Россия в море, сегодня считается самой могущественной страной не только благодаря искусству ее офицеров, но и благодаря многочисленным кораблям. Грядущее путешествие вокруг земного шара станут первыми в мореплавании, и вообще лучше, чтобы его проводил не русский народ».

    Меня удивляет и вдохновляет в этом человеке его целеустремленность и решительность. Если он поставил себе цель, его не остановят плохие условия на корабле, отсутствие нормальной пищи и места для сна. Он ставил перед собой реальную цель, и шел к ней, разве это не вызывает уважения. Его заслуга непосредственно в том, что он не рвал на себе рубашку, не кидал фразы на ветер, не делал ненужных подвигов, но при этом сделал для нашей страны больше чем другие ораторы.

    Если быть более точным, то именно этим человеком были отменены все телесные наказания на флоте. Именно этим, уже прославленным мореходом, было указано руководству Морского кадетского корпуса, на необходимости проходить обучение и для ребят из недворянского рода. Когда в двери страны постучалась Отечественная война, адмирал отдал на армейские нужны почти треть своего состояния.

    В России был второй Колумб?

    Витус Ионассен Беринг, наверняка, этого человека многие знают еще со временем школы. Несколько дней назад я наткнулся в интернете на его биографию, где рассказывалось о жизненных ценностях, целях и методах их достижения. История жизни этого легендарного человека будет еще долго меня мотивировать на изменения мира к лучшему.

    Если описать кратко все прочитанное, то в конце семнадцатого века на свет появился капитан-командор Витус Беринг, который в дальнейшем будет руководить двумя Камчатскими экспедициями.

    Хотел задать вам вопрос — как вы относитесь к иностранцам? Почему-то бытует такое мнение, что русские часто дискриминируют людей, что приехали из другой страны, особенно если это чернокожий человек. Я не соглашусь, это скорее миф, который придумали те, кто считают, что Россия по-прежнему живет в лихих 90-х, все ездят на БМВ и ходят в кожаных куртках.

    Но, даже сегодня политики и местные чиновники спорят о приглашении иностранцев на работу, это принесет пользу или вред стране и ее целостности. С одной стороны, другой взгляд на привычные вещи, новые методы работы, никто так и не поймет русского человека, как еще одни русский человек (простите за тавтологию). И в каком году начались такие споры неизвестно, многие утверждают, что они ведутся столько же, сколько существует сама страна.

    Сегодня и много лет назад можно встретить таких людей, которые говорят, что иностранцы приезжают исключительно, чтобы заработать больше денег, они не принесут никакой пользы. Давайте не будем лукавить, тех, кого приезжал только за деньгами, в нашей стране побывало не считанное количество. Но одновременно, десятки тысяч иностранных граждан служили России, они настоящие герои. Ради государства, что становилось для них второй отчизной, многие готовы были отдать и даже отдавали свои жизни.

    Летом 1681 года в маленьком городке Хорсенсе появился на свет Витус Ионассен Беринг. Этому человеку было суждено стать отечественным иследователем и первооткрывателем.

    Его отец работал на таможне, а мальчик, после получения среднего образования поступает в Морской кадетский корпус. Вместе с товарищами парень мечтал о далеких странах и славе. Воплотить свои мечты в реальность, в крошечной маленькой Дании, было практически невозможно, и молодые моряки выбирали страну, в которую отправиться на службу.

    Образцовый человек

    В России тогда происходили политические изменения, на троне можно было увидеть царя Петра Первого, он очень положительно относился к иностранцам, и всячески содействовал им работе в России, в результате они получали приличные жалования и лучшие возможности для карьерного роста.

    В начале восемнадцатого века Берингом была совершена первая большая экспедиция к индийским берегам. По возвращении из нее он встретил вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса, который как раз выполнял специальную миссию, что ему поручил сам царь.

    Он помогал русским юношам поступить в европейские университеты и одновременно занимался вербовкой юных выпускников, чтобы те отправлялись служить на русский флот. В этот же момент Крюйс выделил Витуса из толпы и предложил ему отправиться с ним в Россию. Последний охотно согласился.

    В начале восемнадцатого века Беринг начинает служить России, ему присваивают чин унтер-лейтенант. Новоявленный моряк зарекомендовал себя с положительной стороны, в результате, на него обратил внимание и выделил среди всех царь.

    Берингу поручили провести первый корабль под отечественным флагом вокруг из порта Азовского моря прямиком к Балтике. Беринг женился и его полностью покорила Россия, в родную Данию он потом возвратился, но всего лишь раз на несколько дней, чтобы увидеть родных, его больше привлекала России и ее безграничные просторы, которые так хотелось исследовать. Впереди ждали все новые открытия, и Беринг не мог ждать.

    Особое предназначение

    К нашей стране в те годы был присоединен полуостров в северо-восточной части Евразии. По указу царя наладилось морское сообщение на ладьях между Охотском и западной границей Камчатки. У офицера флота Витуса Беринга была мечта посвятить себя исследовательской деятельности, в частности, найти ответ на вопрос о существовании азиатского и американского перешейка.

    Здоровье русского императора тогда уже было серьезно подорвано, но, это не мешало ему уделить больше внимания изучению отдаленной русской земли и территории, что находятся с ними на одной границе.

    Незадолго до смерти царя, Беринг удостоился чина капитана-командора, его назначают главным в дальневосточной экспедиции. Император дал четкие указания - соорудить мощные и крепкие судна и отыскать место стыка Азии и Америки. В одно и тоже время, члены экспедиции должны были обследовать малоизученную восточную территорию.

    Я уверен, что многие знают, чем закончится эта история, и какие открытия совершил Витус Беринг помимо 2-х известных Камчатских экспедиций. Истории таких людей не то что мотивируют, они заставляют встать с дивана и заняться чем-то необычным. Как давно вы покидали зону комфорта? Почему ее не начать покидать или расширять уже сегодня, прочитав эту статью? Ведь поверьте еще многое не исследовано, впереди множество новых открытий, и кто знает, может через несколько лет, кто-то будет писать блог о ваших открытиях, которые мотивируют миллионы людей. Пишите все свои мысли в комментарии и не забывайте подписаться на . До скорого!

    Текст — агент Q.

    Вконтакте

    Иван Фёдорович Крузенштерн (1770 - 1846),

    русский мореплаватель, адмирал, руководитель первого русского кругосветного путешествия.


    Иван Фёдорович Крузенштерн - военный моряк по образованию. С целью совершенствования в морском деле был послан российским правительством на английский флот. Суда, на крторых служил Крузенштерн ходили к берегам Канады, в Вест- Индию, Южную Америку, Индию, Китай.

    В 1802 году Иван Фёдорович Крузенштерн разработал и предложил русскому правительству проект кругосветного плавания. Проект был принят, а Крузенштерн назначен начальником экспедиции.
    В состав ее входило два судна — «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Ю. Ф. Лисянский).
    Экспедиция должна была установить связь с русскими колониями в Северной Америке и с Камчаткой, доставить русское посольство в Японию, провести научные исследования.
    Корабли отплыли из Кронштадта в августе 1803 году. Посетив Маркизские и Гавайские острова, они разошлись: «Надежда» под руководством Крузенштерна направилась в Петропавловск-Камчатский, а «Нева» — на Аляску.
    В августе 1804 года «Надежда» отправилась в Японию и доставила туда русское посольство. Однако переговоры с японским правительством потерпели неудачу.
    Простояв семь месяцев в Нагасаки, корабль двинулся в направлении Камчатки. Крузенштерн произвел гидрографические исследования в Японском море, заснял часть Курильских островов, Сахалина.
    Из Петропавловска-Камчатского посольство направилось по суше в Петербург, а Крузенштерн на «Надежде» снова поплыл к Сахалину с целью изучения его восточных берегов.
    В сентябре 1805 «Надежда» отправилась в обратный путь. В китайском порту Гуанчжоу к кораблю снова присоединилась «Нева».

    Обойдя Африку с юга, в июне 1806 года они прибыли в Кронштадт. Экспедиция нанесла на карту многочисленные острова в Тихом океане, уточнила карты морских течений, провела астрономические наблюдения и собрала ценные материалы по фауне, флоре, этнографии посещенных островов.

    Свое плавание Крузенштерн описал в книге «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева»».

    По возвращении Крузенштерн служил директором в Морском кадетском корпусе. Опубликовал Атлас Южного моря.

    Адмирал Крузенштерн вышел в отставку в 1842 году вернулся на родину, в Эстонию.

    Похоронен Иван Фёдорович Крузенштерн в столице Эстонии городе Таллине в Соборной лютеранской церкви.

    Его именем назван ряд островов, проливов, мысов в Тихом океане, гора на Новой Земле.
    В 1869 году, к столетию со дня его рождения, на берегу Невы, напротив здания Морского корпуса, И.Ф.Крузенштерну был поставлен памятник. Скульптуру создавал И. Н. Шредер.

    Российский учебный парусник «Крузенштерн», названный именем замечательного мореплавателя, в кругосветном плавании (2005 год), посвященном 200-летию исторического плавания Крузенштерна.