Экологические платежи: размеры и нормативная база. Справка о нормативах платы за негативное воздействие на окружающую среду

Кто платит экологические платежи - плату за негативное воздействие на окружающую среду

Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  1. Предприятия
  2. Учреждения
  3. Организации
  4. Иностранные юридические лица
  5. Иностранные физические лица
  6. Иные плательщики

Объект платежа (виды вредного воздействия на окружающую среду):

  1. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ
  2. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади
  3. Загрязнение недр, почв
  4. Размещение отходов производства и потребления
  5. Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий
  6. Иные виды негативного воздействия на окружающую среду

Сроки сдачи отчетности и уплаты экологических платежей - негативного воздействия на окружающую среду

Представление расчета и уплата платы по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204

Перечень руководящих документов для проведения расчетов платы за негативное воздействие на окружающую природную среду


2. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
3. Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913 ;
4. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды России от 26.01.1993;
5. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
6. Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду";
7. Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
8. Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 № 04-09/1037 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду";
9. Письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 № 04-09/452 "О применении коэффициента к нормативу платы";
10. Письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 № 04-09/673 "О порядке заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
11. Письмо Ростехнадзора от 03.12.2008 № 14-07/6423;
12. Письмо Ростехнадзора от 28.09.2007 № 04-09/1391;
13. Письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 № 04-09/1239 "О Расчете платы за размещение";
14. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
15. Письмо Минприроды России от 24.11.2009 № 05-12-29/16615 "По вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду";
16. Письмо Минприроды России от 19.01.2010 № 05-12-29/360 "Об установлении лимитов на размещение отходов субъектам малого и среднего предпринимательства";
17. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О "По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ";
18. Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2010 № КАС10-370.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Основные документы по теме

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
3. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
4. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 92 "Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07";
6. Письмо Роспотребнадзора от 17.06.2009 № 01/8465-9-31 "О разъяснениях к Постановлению № 25 от 27.04.2009";
7. Письмо Росприроднадзора от 21.10.2011 № ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы";
8. Письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха";
9. Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию";
10. "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)", утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192;
11. "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85", утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986;
12. "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989;
13. "Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", утв. Госкомприроды СССР;
14. "Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
15. Письмо Ростехнадзора от 31.08.2006 № 04-10/609;
16. Письмо Ростехнадзора от 15.05.2008 № 04-09/712 "О плате за выбросы от передвижных источников";
17. Письмо Ростехнадзора от 16.04.2007 № 04-09/386 "О применении коэффициента 1,2 к нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
18. "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333);
19. Приказ Минрегиона России от 30.06.2012 № 278 "Об утверждении свода правил "СНиП 32-04-97 "Тоннели железнодорожные и автодорожные".

Выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ
от стационарных и передвижных источников

1. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
2. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух";
3. "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды России от 26.01.1993;
4. "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)", утв. Минтрансом России 15.09.1992.

Размещение отходов производства и потребления. Основные документы по теме

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2. ПРИКАЗ от 4 декабря 2014 г. N 536 . "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОТХОДОВ К I - V КЛАССАМ ОПАСНОСТИ ПО СТЕПЕНИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"
3. ФККО. Федеральный Классификационный Каталог Отходов . Действует с 1 августа 2014 года (с изменениями 2015-2016 годов).
4. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
5. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления";
7. "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды России от 26.01.1993;
8. Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
9. Письмо Ростехнадзора от 26.12.2008 № НФ-48/1400 "О применении нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду";
10. Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления".

Коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду

Год, на который установлены коэффициенты
Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ в:
Основание
2003 году 2005 году
2014 год 2,33 1,89 Федеральный закон от 02.12.2012 № 349-ФЗ
2013 год 2,20 1,79 Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ
2012 год 2,05 1,67 Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ
2011 год 1,93 1,58 Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ
2010 год 1,79 1,46 Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ
2009 год 1,62 1,32 Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ
2008 год 1,48 1,21 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ
2007 год 1,4 1,15 Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ
2006 год 1,3 1,08 Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ
2005 год 1,2 Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ
2004 год 1,1

С 01.01.2003 по 15.05.2003 расчет платы осуществлялся по базовым нормативам платы, утвержденным Минприроды России от 27.11.1992 (в субъектах РФ, в которых в установленном порядке принимались региональные нормативные правовые акты в сфере администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, - с учетом указанных актов).
С 16.05.2003 по 28.06.2003 нормативы платы не были установлены.
С 29.06.2003 по 31.12.2003 расчет платы осуществлялся по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
в бюджеты бюджетной системы РФ

Год Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду Основание
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
20% в федеральный бюджет
40% в бюджеты субъектов РФ
40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов
или
20% в федеральный бюджет
80% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ
2004 20% в федеральный бюджет
80% в бюджеты субъектов РФ
Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ
2003 19% в федеральный бюджет
81% в консолидированные бюджеты субъектов РФ
Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ

Примечание : Необходимые коды бюджетной классификации для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".

Статья поможет узнать кто должен платить сбор за НВОС отходы, загрязнение среды и отчитываться в РосПриродНадзор (экология)? Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации и ИП

Приведен материал на тему: Кто должен платить денежки и отчитываться в РосПриродНадзор за загрязнение окружающей среды?

Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.

Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .

Смысл НВОС

Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.

Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .

Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :

  • выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
  • сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
  • размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).

Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.

Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.

Порядок исчисления и взимания платы

В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.

Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.

На 2018 год данный документ утратил силу.

Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.

Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.

Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.

В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.

При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.

Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :

  • нормативы ПДВ и ВСВ;
  • лимиты размещения отходов;
  • объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
  • размер платы за НВОС;
  • фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
  • соответствующие коэффициенты.

Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.

Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.

Форма расчёта

Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.

Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.

В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :

Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.

Исследование конкретных ситуаций и примеры

Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :

  • ПДВ — 2 т;
  • ВСВ — 3 т.

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  • фактический выброс – 2,5 т;
  • норматив по ПДВ – 5 руб./т;
  • норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  • коэффициент экологической значимости – 1,9;
  • дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  • индексация на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:

2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.

Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:

0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.

В итоге получим:

58,37 + 72,96 = 131,33 руб.

То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.

Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  1. Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  2. Класс опасности – 4.
  3. Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  4. Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
  5. Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  6. Дополнительный коэффициент – 1,0.
  7. Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  8. Поправка на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:

2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.

Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.

Условие Коэффициент
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом 0,3
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,33
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса 0,49
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий 0,5
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,67

Ответственность за нарушение

За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .

К таким существенным нарушениям относятся :

  1. Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
  2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
  3. Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.

Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.

Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .

Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .

Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

    сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

    размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 , по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории .

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории . Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы , но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется . Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

В ФЗ "Об охране окружающей среды" конкретизируется ключевое положение экологического законодательства. Оно состоит в том, что субъект, ведущий хозяйственную деятельность с использованием естественных ресурсов, должен компенсировать вред, который он наносит природе.

Организация по экономическому развитию и сотрудничеству в 1972 г. приняла положение, в соответствии с которым был установлен указанный выше принцип. По выработанным рекомендациям граждане и юрлица, загрязняющие окружающую среду, должны нести расходы, направленные на проведение мероприятий, необходимых для устранения этого вреда или сокращения его до минимально допустимых показателей. В России этот принцип, однако, претерпел определенные изменения.

Юридический аспект

В практическом и теоретическом смыслах до сих пор не установлено, выступает ли плата за негативное воздействие на окружающую среду в качестве налога. В некоторых зарубежных странах она регламентируется НК. Формы, в которых осуществляется отчисление в РФ, предусматриваются в ФЗ "Об охране окружающей среды" и ряде других правовых актов. Вместе с этим юридические документы устанавливают и виды отрицательного влияния на природу. Типы и порядок определения платы за загрязнение окружающей среды также регламентируются следующими правовыми документами:

  1. ФЗ "Об отходах".
  2. Постановлениями правительства.
  3. ФЗ "Об охране воздуха".
  4. Инструкции и методические рекомендации, утвержденные Минприроды.

Правовая природа

К ее определению существует несколько подходов. Они зависят от установления налогового либо неналогового содержания данного отчисления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как фискальный сбор, административный штраф, компенсация и пр. При этом стоит сказать, что правовая природа отчисления не была установлена и высшими судебными инстанциями. В соответствии с НК конкретные суммы взимаются с хозяйствующих субъектов с целью исполнения ими возложенных на них обязательств. Они возникают из ведения ими конкретной деятельности, вследствие которой наносится вред природе. Такие отчисления представляют собой возмещение ущерба по тарифам, регламентируемым государством. По своей сути они обладают компенсационным характером. Расчет платы за окружающую среду, следовательно, должен производиться по принципу эквивалентности в соответствии с видом и объемом ущерба в пределах допустимых показателей. Субъекты, таким образом, получают право наносить вред природе.

Обязанные лица

Кто платит за загрязнение окружающей среды? Обязанность компенсировать вред природе вменяется только тем субъектам, чья деятельность непосредственно связана с его нанесением. Их дифференцируют и индивидуализируют в соответствии с типом и объемом ущерба, экономическими особенностями отдельных народно-хозяйственных отраслей, экологических факторов. Немаловажное значение при классификации будут иметь и расходы пользователей на мероприятия по предотвращению или снижению вреда природе. Они также засчитываются как плата за негативное воздействие на окружающую среду. В какой бюджет осуществляется отчисление? По общему правилу, в федеральный и региональный.

Выводы

Исходя из указанных выше характеристик можно сказать, что плата за загрязнение окружающей среды является необходимым условием для получения хозяйствующими субъектами права осуществлять деятельность, наносящую вред природе. Она определяется как индивидуально-возмездное отчисление, устанавливаемое в соответствии с дифференцированными показателями допустимого отрицательного влияния. Плата за загрязнение окружающей среды обеспечивает возмещение причиненного ущерба и расходов на ее восстановление и защиту. Все это указывает на то, что рассматриваемые отчисления лишены ряда признаков, по которым их можно отнести к налоговым сборам.

Типы вреда

Негативным воздействием на природу следует называть влияние хозяйственной либо прочей деятельности, результаты которой приводят к отрицательным изменениям качества среды. В частности, речь идет о физических, биологических, химических и других показателях. В ФЗ, регламентирующем охрану окружающей среды, установлены следующие типы такого влияния:


В постановлении правительства указанные виды дублируются, за исключением негативного влияния на почву и недра, и устанавливаются дополнительные типы:

  1. Выброс в воздух загрязняющих и иных соединений из передвижных и стационарных источников.
  2. Шум, вибрацию, радиационное и электромагнитное влияние.

Особенности начисления

В указанном выше ФЗ ранее закреплялось, что порядок, в соответствии с которым определяется и исчисляется плата за негативное влияние на окружающую среду, устанавливается законодательством РФ. С декабря 2008 г. этот вопрос отнесен к полномочиям правительства. В соответствии с этим в постановлении № 632 от 28.08.1992 г. предусматривается плата за выбросы в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды отрицательного влияния на природу в пределах:

  1. Лимитов. Они представляют собой временно установленные нормативы. Начисление осуществляется путем умножения ставок на разницу лимитов и допустимых показателей. В качестве последних могут выступать объемы размещения отходов, веществ, уровни вредного влияния. Для определения общей суммы полученные при умножении результаты плюсуются в соответствии с типами вреда, которые наносятся хозяйствующим субъектом.
  2. Допустимых предельных показателей. В случае непревышения установленных нормативов плата за вредное воздействие на природу исчисляется умножением соответствующих ставок на величину загрязнений. Затем полученные результаты суммируются.

Выход за пределы допустимых показателей

Плата за загрязнение окружающей среды в таком случае исчисляется умножением соответствующих ставок в рамках лимитов на размер фактического превышения. Полученные показатели суммируются и умножаются на пятикратный повышающий тариф.

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды

Они устанавливаются по каждому элементу вредного вещества, типу отрицательного влияния с учетом степени их опасности для природы и здоровья населения. Они утверждены правительством в постановлении № 344. Для некоторых регионов, а также бассейнов рек к базовым нормативам устанавливаются коэффициенты. Они учитывают экологические факторы (значимость социально-культурных и природных объектов, климатические особенности местности).

Коэффициенты

В их основе лежат показатели деградации и загрязнения среды в пределах территорий экономических районов страны, соответствующие выбросам в воздух и создающимся и размещаемым отходам. Для атмосферы устанавливаются следующие наивысшие коэффициенты:

  1. Для Уральского района – 2.
  2. Для Северо-Кавказского и Центрального – 1,9.

Для почв установлены следующие показатели:


Коэффициенты экологической значимости и ситуации на водных объектах по бассейнам крупных рек России рассчитываются на основании информации об объемах сброшенных стоков в разрезе краев, республик, областей и экономических районов. Например, для р. Кубани установлены коэффициенты: 2 – для Республики Адыгеи и 2,2 – для Краснодарского края. Дополнительный показатель 2 предусматривается для территорий, отнесенных к особо охраняемым зонам. К ним в том числе относят лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера, приравненные к ним округа, Байкальский регион и участки экологического бедствия. Дифференцированные ставки исчисляются путем умножения базовых нормативов на коэффициенты учета факторов.

Дополнительно

Постановлением правительства, регламентирующим порядок, в соответствии с которым устанавливается плата и ее предельные размеры за загрязнение среды, создание и размещение отходов, а также прочие виды отрицательного влияния на природу, предусматривается снижение сумм обязательных отчислений. Исполнительные структуры краев, республик, областей, городов федерального значения, автономных образований при участии территориальных подразделений Минприроды и экологии формируют дифференцированные ставки. При их установлении учитываются утвержденные базовые нормативы и коэффициенты. Кроме этого указанные органы проводят корректировку размеров отчислений пользователей. При этом учитывается степень освоения ими средств на реализацию природоохранных мероприятий. Эти суммы зачисляются в счет обязательной платы.

Мероприятия

Их перечень устанавливается в инструктивно-методических документах, разъясняющих правила, по которым взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. К мероприятиям, направленным на предотвращение или снижение отрицательного влияния на природу, в частности, относят:


Спорный момент

В соответствии с подп. 6 п. 4 постановления, утверждающего порядок определения оплаты и ее предельной величины, исполнительные структуры регионов РФ, городов федерального значения по согласованию с территориальными подразделениями Минприроды и Федеральной инспекции по надзору в области потребительских прав могут снижать размеры платежей либо освобождать от них отдельные предприятия, финансируемые средствами госбюджета, организации социально-культурной сферы. Верховным судом Республики Татарстан данное положение было оспорено в КС РФ в части возможности снимать с некоторых субъектов установленные обязанности по отчислению экологических сборов. По постановлению Конституционного суда указанный нормативный акт, регламентирующий взаимоотношения природы и общества, среди принципов называет возмездность пользования. Это, в свою очередь, предполагает, что должна взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду. Внесение экологических сборов, ввиду того что оно необходимо для возмещения нанесенного ущерба природе хозяйствующими субъектами, является обязательным для установленной категории пользователей.

Постановление

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г.N 349-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря.2012 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г.N 371-ФЗ

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ

Федеральный закон

Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) см. постановление Правительства РФ от 29 июня 2018 г. N 758

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах см. постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 913

О нормативах зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 г. см. Бюджетный кодекс Российской Федерации

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 (в редакции постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410)

Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204

Согласно изменениям , внесенным в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (вступившим в силу с 1 января 2016 г.), лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Утверждающий
нормативный документ

Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Период времени

20% в федеральный бюджет

40% в бюджеты субъектов РФ

40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов

20% в федеральный бюджет

80% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

20% в федеральный бюджет

80% в бюджеты субъектов РФ

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г.N 176-ФЗ

19% в федеральный бюджет

81% в консолидированные бюджеты субъектов РФ