Что такое кафедра? Что такое факультет, кафедра и специальность в вузе

КАФЕДРА

КАФЕДРА

(греч., от kata - над, и hedra - седалище). 1) возвышенное место в классах и аудиториях, с которого преподаватель дает урок. 2) седалище в алтаре, на которое, по временам, садится архиерей при богослужении. 3) место, где учрежден епископский престол. 4) место в церквах, с которого говорят проповеди. 5) в переносном смысле, предмет преподавания, напр., кафедра зоологии и т. п.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КАФЕДРА

1) возвышающийся над полом помост со столом; отсюда профессоры читают лекции, отсюда говорятся речи и т. п.; 2) в высших учебн. зав. так назыв. предметы, напр., кафедра политич. экономии, философии и т. д. Получить кафедру - знач. стать профессором и получить право читать студентам курс к.-н. науки; 3) архиерейский престол, место для сидения в алтаре одной из церквей губернского города, которая обыкновенно назыв. тогда кафедральный собор; 4) место служения епископа, вверенная его попечению епархия.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КАФЕДРА

1) возвышенное место со столом, с кот. читаются лекции, говорятся речи и т. д.; 2) епископский престол, устраиваемый в алтаре; храмы, в которых находились такие престолы, назыв. прежде кафедральными соборами; ныне же так назыв. более богатые соборы; 3) епархия (см. это слово).

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

КАФЕДРА

греч. kathedra , от kata , над, и hedra , седалище. а) Возвышенное место в учебных заведениях, с которого преподаватель читает свои лекции. b ) Седалище в алтаре, на которое по временам садится архиерей при богослужении. с) Место, где учрежден епископский престол. d ) Место в церквах, с которого говорят проповеди.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Ка́федра

(гр. kathedra стул, скамья)

1) в Др. Греции и Риме - место, с которого риторы и философы произносили речи;

2) в христианской церкви - возвышение для чтения проповедей;

3) возвышение, с которого читаются лекции, делаются доклады и т. д.;

4) в высшем учебном заведении - объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой научных дисциплин.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Кафедра

кафедры, ж. [греч. kathedra – седалище ]. 1. Возвышение в виде помоста с высоким пюпитром для оратора, лектора, проповедника. Взошел на кафедру, прочел лекцию в лихорадке. Тургенев. 2. Находящаяся в заведовании профессора, ученого самостоятельная научная отрасль, как предмет преподавания в высшем учебном заведении или как предмет изучения в исследовательском учреждении (спец.). Кафедра физики. || Само это заведование, как должность. Получить кафедру (о профессоре). 3. Должность епископа, управляющего епархией, первонач. кресло, на котором он сидит в церкви (церк.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Кафедра

ы, ж. ( лат. cathedra греч. kathedra стул, скамья).
1. Возвышение для лектора, докладчика. Говорить с кафедры .
|| Ср. трибуна .
2. Объединение преподавателей какой-н. отрасли науки в высшей школе. К . металловедения . Заседание кафедры .
Кафедральный -
1) относящийся к кафедре, кафедрам;
2) в сочетании: кафедральный собор - главный собор города, в котором совершает богослужения епископ .
|| Ср. факультет .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАФЕДРА" в других словарях:

    - (из др. греч. καθέδρα «седалище; сиденье»): Кафедра место, с которого риторы и ораторы произносили речи. Кафедра возвышение для лектора, преподавателя, оратора. Кафедра (христианство) в христианской церкви почётное место епископа, также символ… … Википедия

    КАФЕДРА, кафедры, жен. (греч. kathedra седалище). 1. Возвышение в виде помоста с высоким пюпитром для оратора, лектора, проповедника. «Взошел на кафедру, прочел лекцию в лихорадке.» А.Тургенев. 2. Находящаяся в заведовании профессора, ученого… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., греч. возвышение, с которого говорятся проповеди в церквах; с которого, в учебных заведениях, преподает учитель, профессор; складное седалище архиерея, во время службы; * архиерейское место, сан, звание, пребывание; * профессорское звание,… … Толковый словарь Даля - (греч. kathedra букв. сидение), 1) в вузе основное объединение научно преподавательского состава по одной или нескольким родственным дисциплинам.2) Возвышение для преподавателя, лектора, оратора.3) В христианской церкви возвышение, с которого… … Большой Энциклопедический словарь

    КАФЕДРА, ы, жен. 1. Возвышение для оратора, лектора. Говорить с кафедры. Подняться на кафедру. 2. В высшей школе: объединение специалистов, ведущих одновременно педагогическую и научно исследовательскую работу в какой н. отрасли науки. К. химии.… … Толковый словарь Ожегова

    - (греч. kathedra, буквально сидение, стул), в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами. (

Военная кафедра – курс специального обучения офицеров запаса, который проходит в высшем учебном заведении. Не каждая академия или университет предоставляет возможность получить звание, поэтому конкурс при поступлении довольно высокий.

Обучение на военной кафедре состоит из двух частей: занятия в аудитории и непосредственно самостоятельная работа.

Все абитуриенты, которые сдали вступительные экзамены, делятся на взводы по 25 человек. При проведении лабораторных или практических занятий по армейским дисциплинам, к которым относятся занятия на топографических картах, изучение военной техники и вооружения, студенты делятся на две группы. На пары, которые связаны со стрельбой боевыми патронами, а также использованием химических, взрывчатых веществ, допускаются максимум 8 человек.

Что дает обучение на военной кафедре

Студенты, обучающиеся на военной кафедре, обладают особыми правами:

  • Сдача экзаменов раньше установленного срока с освобождением от обучения на военной кафедре в текущем семестре;
  • Участие в исследованиях по военной теме;
  • Получение ответов на вопросы, касающихся службы;
  • Возможность обучения индивидуально по предварительному согласованию;

Вместе с тем у студентов есть определенные обязанности, которым нужно следовать:

  • Соблюдение Устава Вооруженных сил Российской Федерации и порядка дня кафедры;
  • Постоянно бриться, иметь короткие волосы, опрятный внешний вид;
  • Освоение навыков командного и практического характера.

Почти всю неделю студент посещает гражданские дисциплины и осваивает основную специальность, а в оставшиеся дни согласно расписанию занимается боевой подготовкой.

В данное время возможность получить воинский билет дают 35 ВУЗов страны, почти в каждом предусмотрены ВУЦ. Чтобы определиться с университетом, нужно зайти на сайт Министерства обороны РФ, ознакомиться, сделать выбор.

Запретить получать образование на военной кафедре могут в следующих случаях:

  • Неуспеваемость по дисциплинам;
  • По состоянию здоровья;
  • Собственное желание учащегося;
  • Нарушение правил внутреннего распорядка;
  • Пропуск без уважительной причины 18 часов занятий;
  • Неуплата за обучение, если образование получается на контрактной основе.

Преимущества военной кафедры для многих студентов являются решающими при выборе учебного заведения. К ним относятся:

  1. В конце срока обучения выпускник получает сразу два статуса – Молодой специалист выбранного профиля и Офицер запаса.
  2. Вместе с о высшем образовании выдают военный билет, который дает возможность устроиться на престижную работу ().
  3. Выпускники являются офицерами, и не нужно бегать от военкомата.
  4. При поступлении ВУЗ дает отсрочку от призыва на службу на весь срок обучения. После окончания отпадает необходимость «отдавать долг Родине», так как на руках уже есть билет.
Нужно знать, выпускников периодически призывают на краткосрочные сборы. Также по своему желанию можно заключить договор с МО РФ о прохождении дальнейшей военной службы по контракту.

Поступление на военную кафедру

Чтобы пополнить ряды студентов военной кафедры и получить звание, нужно пройти предварительный отбор. В разных ВУЗах условия приема могут отличаться, но в целом они везде идентичные. Более подробную информацию следует уточнять на кафедре. Итак, чтобы стать «военным студентом» нужно соответствовать следующим критериям отбора:

  • Гражданство РФ;
  • Состояние здоровья соответствует пригодному к службе;
  • Физическая подготовка;
  • Уровень успеваемости не ниже удовлетворительного по основному направлению;
  • Возраст не должен превышать 30 лет;
  • Отсутствие судимостей;
  • Успешная сдача нормативов по физической подготовке.

Порядок поступления соответствует следующим этапам:

  • Заполнение заявления на поступление с указанием воинской специальности, на которой хотелось бы обучаться;
  • Прохождение медкомиссии в военкомате;
  • Сдача нормативов на кафедре физической культуры;
  • Подпись договора с военной кафедрой о получении звания офицера запаса. Также предстоит оформить допуск к сведениям, которые не подлежат разглашению.

Нормативы состоят из сдачи трех показателей: выносливость (кросс), ловкость и быстрота (бег), сила (подтягивание).

Девушки тоже могут обучаться на военной кафедре, только сначала следует уточнить в ВУЗе, по каким специальностям проводится обучение лиц женского пола. Программы для женщин и мужчин мало чем отличаются. Единственное отличие, что девушки не ездят на сборы, а строевая и огневая подготовка проходит наравне с парнями.

В конце подготовки все получают военный билет и звание офицера запаса. При желании есть возможность продолжить карьеру по ратному делу и совершенствоваться уже в вооруженных силах. Естественно, на контрактной основе.

Студенты проходят одновременно обучение по гражданской и военной специальностям. На кафедре обычно проводится до девяти часов единожды за неделю. У разных программ обучения отличаются сроки прохождения. Так, для получения звание офицера, сержанта или солдата запаса, потребуется 2,5, 2 и 1,5 года соответственно.

Лицам, осваивающим новую специальность, полагается дополнительная прибавка к стипендии в размере 15% для тех, кто не проходил службу по контракту, и 25% для уже отстрелявшихся.
Военные сборы проходят после всех государственных экзаменов, обычно летом. Их продолжительность составляет 1 месяц.

Сборы нужны для:

  • Отработки нормативов и приемов;
  • Повышение уровня подготовки;
  • Прокачка навыков воспитательной работы;
  • Обучение ремонту и применению военной техники и оружия.

Специальности и ВУЗы военной кафедры

Рассмотрим специальности на военных кафедрах в самых популярных ВУЗах страны.

1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Военно-учетные специальности привязаны к профилю, на котором обучаются студенты. Например, учась на факультете мировой политики, можно получить вторую профессию «Организация психологической борьбы».

Главный ВУЗ страны подготавливает профессионалов по 10-ти военно-учебным специальностям. Одновременно происходит получение гражданской специальности на основном факультете. Курс подготовки длится 2,5 года и состоит из теоретических занятий, практических и стажировки в воинской части.

2. МГИМО МИД России.
Студенты поступают на военную кафедру на первом курсе и обучаются военному делу на протяжении 3-х лет. В этом ВУЗе можно получить только одну специальность: «Лингвистическое обеспечение военной деятельности».

3. МИРЭА (Московский технологический университет).
Обучение специальностям «Применение и эксплуатация авиационных бортовых средств радиоэлектронной борьбы», «Применение и эксплуатация средств связи» и «Эксплуатация средств радиотехнического обеспечения полетов авиации»

Отбор на военную кафедру производится по профпригодности к одному из трех направлений. Поступить могут только юноши.

4. МГАУ им. В.П. Горячкина
После обучения на военной кафедре данного ВУЗа студенты получат специальности «Применение автомобильных соединений, воинских частей и подразделений», «Эксплуатация и ремонт автомобильной техники», «Применение соединений воинских частей и подразделений ремонта автомобильной техники».
Для более качественного обучения аудитории кафедры оборудованы средствами эксплуатации и ремонта военной техники, парками и тренажерными базами. Девушки имеют все шансы на обучение ратному делу, но только при условии, что для них предусмотрена программа подготовки по данной специальности.

5. Московский авиационный институт (МАИ)
В этом ВУЗЕ ведется подготовка специалистов которые пойдут служить в войска военно-воздушной обороны, а также ракетных. Набор взводов производится по шести профилям.

6. МИФИ.
Военная кафедра в рассматриваемом ВУЗе относится к факультету информационной безопасности, поэтому подготовка военных специалистов осуществляется по родственным направлениям. Основным требованием к зачислению студентов является допуск к сведениям, которые имеют ограниченное распространение. Все студенты, которые с достоинством сдали выпускные экзамены, получают звание лейтенанта.

7. Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ).
Факультет военного образования ВУЗа состоит из трех подразделений: Дорожная и автомобильная службы, а также общевойсковая подготовка. Обучение частично проходит на собственном полигоне в Подмосковье, рядом с ним есть полевая база и учебные классы с лабораториями пунктов технического обслуживания автомобильной техники.

Факультет выпускает офицеров запаса семи специальностей для дорожных войск и одной для автомобильных.

8. Финансовая академия при президенте РФ.
ВУЗ готовит профессионалов военно-финансовой службы.
Студенты обучаются определять потребность в денежных средствах, вести бюджетный учет, определять размер довольствия для разных категорий военнослужащих и прочее.

9. Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).
Поступить на кафедру может студент факультета «Иностранный язык». В последствие ему присваивается квалификация военного переводчика.

Слушателей обучают иностранной речи с военно-техническим уклоном. Основными являются английский, французский, немецкий, персидский и арабский языки.

После военной кафедры

После обучения на военной кафедре можно стать офицером запаса . Для этого выпускник, не призванный для прохождения службы, должен дождаться приглашения в военкомат для получения выписки, изъятой из действующего приказа МО РФ. Следует знать, что офицера запаса могут вызвать в военкомат согласно ежегодному плану, который составляется на призыв.

После военной кафедры также предоставляется возможность продвигаться дальше по карьерной лестнице военнослужащего. Каждый, решивший продолжить путь ратника, должен иметь идеальное здоровье и физическую подготовку, а также проявлять инициативу во время обучения.

Служба доступна тем, кто:

  • Имеет звание офицера;
  • Получил образование на военной кафедре;
  • Сдал на положительную оценку нормативы и экзамены;
  • Написал автобиографию и ;
  • Получил характеристику с места учебы;
  • Сделал личные фото оптимального размера.

Главными требованиями при отборе на военную службу по сей день остаются:

  • Идеальное здоровье;
  • Устойчивая психика;
  • Подходящая категория возраста.

Сейчас значительно уменьшилось количество студентов, которые после получения образования на военной кафедре идут дальше защищать Родину. Чаще всего они зачисляются в запас. Такие ребята могут быть полезны в военное время.

При необходимости согласно действующего законодательства РФ мобилизационный резерв можно вызвать на военные сборы. Если это произойдет, то основными целями будет являться изучение новой боевой техники и изучение армейской специальности

В настоящее время все еще остается возможным призыв в армию офицеров запаса.

Бывает так, что абитуриенты, выбирая нужную специальность при поступлении в вуз, неплохо ориентируются в названиях факультетов, но не имеют понятия о том, какие кафедры входят в их состав. А между тем, специализация по всем учебным дисциплинам проводится именно кафедрами. Поэтому не лишне выяснить, что же это такое и чем отличается от хорошо известного понятия «факультет».

Что такое кафедра и факультет

Факультет – это структурная единица высшего учебного заведения, его административное и учебно-научное подразделение, осуществляющее организацию учебного процесса при подготовке студентов и аспирантов по определенной специальности. В область ответственности факультета входит также руководство кафедрами, выполняющими научно-исследовательскую работу по определенным направлениям и ведущим преподавание соответствующих учебных дисциплин.
Кафедра – структурное подразделение факультета, которое несет ответственность за преподавание учебных дисциплин, организацию воспитательной работы, проведение производственных практик, подготовку и повышение квалификации кадров. Кроме того, кафедра – научно-исследовательское звено факультета и одна из его методических подструктур.

Сравнение кафедры и факультета

В чем же разница между кафедрой и факультетом?
Факультет объединяет несколько кафедр и координирует направления их научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности. Административное управление работой кафедр возлагается на научный совет факультета во главе с деканом. Научным советом принимаются решения о сроках проведения защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций, о выдвижении научных работ на соискание премий, об организации научных конференций и симпозиумов, об участии преподавателей и студентов в подобных мероприятиях международного уровня.
Канцелярией факультета ведется необходимая документация, включая подготовку и выдачу дипломов государственного образца и заверенных печатью факультета свидетельств о повышении квалификации.
Деканом факультета назначают обладающего административным опытом научного сотрудника, имеющего ученую степень доктора наук и звание профессора.
Кафедру возглавляет член ее профессорско-преподавательского состава с ученым званием профессора или доцента. Под его руководством решаются задачи кафедры, в которые, в частности, входит чтение лекций, организация научно-исследовательской и методической работы, проведение промежуточных аттестаций и сессий.
Обучение и подготовка специалистов на кафедре ведется по одной или нескольким смежным дисциплинам. Кафедра обычно располагает собственными лабораториями или исследовательскими центрами, оснащенными соответствующим оборудованием.
Для координации учебной и научной работы регулярно проводятся заседания кафедры, в которых принимают участие преподаватели, и консультации для студентов по подготовке курсовых и дипломных работ.
Кафедра решает и вопросы, связанные с курсовой переподготовкой, последипломным образованием и повышением квалификации кадров.
Совместная работа отдельных кафедр заключается в выполнении образовательных программ, утвержденных для данного вуза.

ImGist определил, что отличие кафедры от факультета заключается в следующем:

Факультет – административное и учебно-научное подразделение высшего учебного заведения. Кафедра как учебно-научная единица входит в состав факультета.
Факультет осуществляет административное управление и общее руководство кафедрами на всех уровнях их работы. Кафедра решает задачи научно-исследовательского и учебно-образовательного плана.
На уровне факультета принимаются решения относительно сроков защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций. Кафедра регулирует сроки проведения промежуточных аттестаций и сессий.
Научно-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс и организацию научно-исследовательской работы. Канцелярия факультета ведет необходимую документацию, в том числе и оформление документов об окончании высшего учебного заведения.

Бывает так, что абитуриенты, выбирая нужную специальность при поступлении в вуз, неплохо ориентируются в названиях факультетов, но не имеют понятия о том, какие кафедры входят в их состав. А между тем, специализация по всем учебным дисциплинам проводится именно кафедрами. Поэтому не лишне выяснить, что же это такое и чем отличается от хорошо известного понятия «факультет».

Определение

Факультет – это структурная единица высшего учебного заведения, его административное и учебно-научное подразделение, осуществляющее организацию учебного процесса при подготовке студентов и аспирантов по определенной специальности. В область ответственности факультета входит также руководство кафедрами, выполняющими научно-исследовательскую работу по определенным направлениям и ведущим преподавание соответствующих учебных дисциплин.

Кафедра – структурное подразделение факультета, которое несет ответственность за преподавание учебных дисциплин, организацию воспитательной работы, проведение производственных практик, подготовку и повышение квалификации кадров. Кроме того, кафедра – научно-исследовательское звено факультета и одна из его методических подструктур.

Сравнение

Факультет объединяет несколько кафедр и координирует направления их научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности. Административное управление работой кафедр возлагается на научный совет факультета во главе с деканом. Научным советом принимаются решения о сроках проведения защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций, о выдвижении научных работ на соискание премий, об организации научных конференций и симпозиумов, об участии преподавателей и студентов в подобных мероприятиях международного уровня.

Канцелярией факультета ведется необходимая документация, включая подготовку и выдачу дипломов государственного образца и заверенных печатью факультета свидетельств о повышении квалификации.

Деканом факультета назначают обладающего административным опытом научного сотрудника, имеющего ученую степень доктора наук и звание профессора.

Кафедру возглавляет член ее профессорско-преподавательского состава с ученым званием профессора или доцента. Под его руководством решаются задачи кафедры, в которые, в частности, входит чтение лекций, организация научно-исследовательской и методической работы, проведение промежуточных аттестаций и сессий.

Обучение и подготовка специалистов на кафедре ведется по одной или нескольким смежным дисциплинам. Кафедра обычно располагает собственными лабораториями или исследовательскими центрами, оснащенными соответствующим оборудованием.

Для координации учебной и научной работы регулярно проводятся заседания кафедры, в которых принимают участие преподаватели, и консультации для студентов по подготовке курсовых и дипломных работ.

Кафедра решает и вопросы, связанные с курсовой переподготовкой, последипломным образованием и повышением квалификации кадров.

Совместная работа отдельных кафедр заключается в выполнении образовательных программ, утвержденных для данного вуза.

Выводы сайт

  1. Факультет – административное и учебно-научное подразделение высшего учебного заведения. Кафедра как учебно-научная единица входит в состав факультета.
  2. Факультет осуществляет административное управление и общее руководство кафедрами на всех уровнях их работы. Кафедра решает задачи научно-исследовательского и учебно-образовательного плана.
  3. На уровне факультета принимаются решения относительно сроков защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций. Кафедра регулирует сроки проведения промежуточных аттестаций и сессий.
  4. Научно-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс и организацию научно-исследовательской работы. Канцелярия факультета ведет необходимую документацию, в том числе и оформление документов об окончании высшего учебного заведения.

"УТВЕРЖДАЮ" Ректор ___________________ (наименование вуза) _________________________ (Ф.И.О., подпись) "___"____________ ____ г. Положение о кафедре ___________________ (наименование вуза) 1. Общие положения Настоящее положение о кафедре является внутренним документом __________ __________________________________________________________________________, (полное наименование вуза) определяет ее основные задачи, функции, состав, структуру, права, ответственность, порядок организации деятельности и взаимодействия с другими подразделениями вуза, а также сторонними организациями.

1.1. Кафедра ____________________ (далее - Кафедра) является основным учебно-научным структурным подразделением ____________________ (далее - вуз), объединяющим специалистов определенной отрасли науки и обеспечивающим проведение учебной, научной, воспитательной и методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам, отраженным полностью или частично в ее названии. Кафедра действует в соответствии с Уставом вуза и настоящим Положением.

1.2. Кафедра руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки, Уставом вуза, правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями декана или ректора, ученого совета, настоящим Положением и иными локальными актами вуза.

1.3. Кафедра подчиняется ректору вуза и декану факультета в части его компетенций. Кафедра организуется по решению Ученого совета вуза. Организация, переименование, разделение, слияние или ликвидация Кафедры осуществляются на основании решения Ученого совета и утверждения приказом ректора вуза.

1.4. Кафедра не является юридическим лицом.

1.5. Лицензию на ведение образовательной деятельности Кафедра получает в составе вуза.

1.6. Право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования профилирующая кафедра получает с момента выдачи лицензии на соответствующие направления подготовки и уровни образования.

1.8. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71, Уставом вуза и другими законодательными и правовыми актами, регламентирующими деятельность высших учебных заведений.

2. Задачи, функции и полномочия Кафедры

2.1. Главной задачей Кафедры является организация и осуществление на качественном уровне учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов высокой профессиональной квалификации, обладающих глубокими теоретическими и прикладными знаниями и компетенциями в соответствии с государственными образовательными стандартами; воспитательной работы среди студентов, преподавателей, сотрудников; научных исследований по профилю Кафедры, подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

2.2. К основным задачам относятся:

2.2.1 Организация и осуществление учебно-воспитательного процесса и его методическое обеспечение по дисциплинам Кафедры.

2.2.2. Удовлетворение потребности личности, общества и государства в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии квалифицированных специалистов через систему подготовки для работы в определенной области профессиональной деятельности и в научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

2.2.3. Организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научных работ по профилю Кафедры и проблемам системы многоуровневого профессионального образования.

2.2.4. Обеспечение преподавания дисциплин и курсов, предусмотренных государственными образовательными стандартами и учебными планами подготовки, факультативных дисциплин и курсов по профилю Кафедры, а также включенных в программы и учебные планы послевузовского и дополнительного образования; внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.

2.2.5. Организация и реализация научных исследований сотрудниками Кафедры в инициативном порядке, а также в соответствии с грантовой поддержкой, бюджетными и внебюджетными договорами.

2.2.6. Формирование у обучающихся гражданской позиции, толерантного сознания, способности к труду и жизни в современных условиях, профилактики экстремизма.

2.2.7. Сохранение и приумножение культурных и научных ценностей общества.

2.3. Для достижения поставленных задач на Кафедру возлагаются следующие функции:

Разработка учебных планов, в том числе для обучения по сокращенной и (или) ускоренной формам обучения, по индивидуальному плану, по программам дополнительного профессионального образования;

Разработка и представление на утверждение в установленном порядке рабочих программ учебных дисциплин кафедры, а также составление заключений на рабочие программы учебных дисциплин, подготовленных другими кафедрами;

Подготовка учебно-методических комплексов дисциплин, учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы, а также организация рецензирования учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы;

Определение потребности в основной учебной литературе по дисциплинам Кафедры для формирования библиотечных фондов;

Формирование и актуализация кафедрального фонда дополнительной учебной литературы и других информационных ресурсов Кафедры;

Проведение учебных занятий, предусмотренных соответствующими учебными планами;

Руководство самостоятельной работой обучающихся;

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, централизованного тестирования;

Организация и осуществление мероприятий по внедрению инновационных образовательных технологий во все виды учебных занятий, проводимых Кафедрой;

Руководство научно-исследовательской работой студентов, развитие их творческой активности путем приобщения их к научной работе Кафедры, участию в олимпиадах и конкурсах научных работ студентов, внешних конкурсах на специальные стипендии;

Проведение воспитательной работы с обучающимися через действующую в вузе систему кураторства;

Формирование и поддержание баз данных Кафедры, представление ежегодной отчетности об образовательной деятельности в соответствии с требованиями документов вуза.

Перечень функций по научно-исследовательской деятельности:

Проведение научно-исследовательской работы по тематике НИР Кафедры в соответствии с утвержденными планами НИР и внедрение их результатов в учебный процесс;

Формирование и поддержание баз данных Кафедры, предоставление ежегодной отчетности о научной деятельности в соответствии с требованиями документов вуза;

Участие в научно-методических и научно-практических конференциях;

Подготовка монографий и научных статей, отзывов на авторефераты диссертаций и пр.

Перечень функций по кадровой работе и ресурсному обеспечению:

Планирование повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров Кафедры;

Рассмотрение индивидуальных планов работы преподавателей;

Изучение, обобщение и распространение опыта работы ведущих преподавателей Кафедры, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;

Привлечение к педагогической деятельности ведущих ученых и специалистов научных учреждений, предприятий и организаций;

Рассмотрение кандидатур для зачисления в аспирантуру и докторантуру, прикрепления к Кафедре соискателей ученых степеней для подготовки кандидатской или докторской диссертации;

Рассмотрение индивидуальных планов аспирантов, соискателей, планов подготовки диссертаций докторантов и тем диссертаций;

Заслушивание периодических отчетов докторантов, аспирантов, соискателей, проведение их ежегодной аттестации;

Разработка в необходимых случаях дополнительных программ для сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине;

Подготовка заключений на подготовленные аспирантами, докторантами, научными сотрудниками и соискателями кандидатские и докторские диссертации;

Участие в формировании на Кафедре образовательной и информационной среды (участие в оснащении учебных и научных аудиторий оборудованием и средствами обучения, приобретении справочно-информационных систем, адекватных целям научно-образовательной деятельности Кафедры);

Формирование и поддержание баз данных Кафедры, представление ежегодной отчетности о кадровой работе Кафедры в соответствии с требованиями документов вуза.

Перечень функций по деятельности Кафедры как структурной единицы вуза:

Участие в профориентационной работе в школах, лицеях, колледжах, на предприятиях и в учреждениях;

Участие в работе по организации набора и приема абитуриентов в составе факультета;

Участие в днях первокурсника, открытых дверей, встречах с выпускниками, мероприятиях культурно-просветительной работы факультета и вуза и пр.;

Участие в мероприятиях, предусмотренных ежегодными планами учебно-воспитательной и внеаудиторной работы со студентами;

Организация и проведение самообследования Кафедры в соответствии с процедурой, установленной документами вуза;

Участие в разработке и внедрении на Кафедре документов вуза.

2.4. К полномочиям Кафедры относятся:

Предложение и разработка перечня наименований факультативных дисциплин и элективных курсов, количества часов на их изучение в рамках требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

Рекомендации для реализации в учебном плане последовательности изучения дисциплин, вида итоговой аттестации и распределение количества часов, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на их изучение, по видам учебных занятий;

Реализация прав, указанных в государственном стандарте высшего профессионального образования, при формировании соответствующей образовательной профессиональной программы подготовки специалиста;

Использование закрепленных за Кафедрой помещений для проведения консультаций, дополнительных учебных занятий со студентами, обучающимися по основной образовательной программе, для проведения научных исследований по плану Кафедры и консультаций аспирантов;

Составление рабочих учебных планов и рабочих программ дисциплин с учетом требований типовых учебных планов, квалификационных характеристик, представление их на рассмотрение учебно-методического управления и ректора;

Вхождение с представлением об отчислении неуспевающих студентов, ходатайство о поощрении особо отличившихся студентов, преподавателей и сотрудников;

Проведение анализа содержания и качества преподавания всех дисциплин специальностей совместно с заинтересованными кафедрами и преподавателями, разработка предложений по повышению заинтересованности студентов в учебе, их стремления к получению знаний, умений, навыков и компетенций;

Участие в разработке и согласовании проектов инструкций, положений и других внутренних нормативных документов по вопросам деятельности Кафедры, факультета, вуза;

Привлечение по согласованию с руководством вуза сотрудников других подразделений и сторонних организаций к участию в работе Кафедры;

Представление руководству вуза предложений о внесении изменений в штатное расписание, приеме, увольнениях и перемещениях сотрудников Кафедры, их поощрении и наказании;

Презентация вуза во внешних организациях по вопросам деятельности Кафедры.

2.5. Сотрудники Кафедры имеют другие права и полномочия, предусмотренные трудовым законодательством РФ и Уставом вуза.

2.6. Кафедра обязана:

Обеспечивать высокую эффективность всех направлений своей деятельности;

Не допускать нарушений правил внутреннего трудового распорядка.

2.7. Сотрудники Кафедры обязаны:

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять должностные обязанности, индивидуальные планы работы, поручения заведующего Кафедрой;

Участвовать в общих мероприятиях Кафедры, факультета, вуза.

2.8. Предусматриваются следующие виды административных взысканий, принимаемых в рамках действующих законодательно-нормативных актов:

Отказ (мотивированным решением ученого совета факультета, утвержденным проректором по учебной работе) от услуг отдельного преподавателя (преподавателей) Кафедры в работе на данном факультете;

Пересмотр (решением ученого совета вуза) права Кафедры на участие в реализации образовательных программ, либо наложение временного запрета на отдельные виды ее деятельности;

Расформирование Кафедры.

2.9. Ответственность за качество и своевременность выполнения задач и функций, выполнение планов работ по всем направлениям деятельности Кафедры, а также за создание условий для эффективной работы преподавательского и учебно-вспомогательного состава несет заведующий Кафедрой.

3. Состав, структура и управление Кафедрой

3.1. Состав, структура и количественный состав Кафедры зависят от объема и характера учебной нагрузки, объема и характера научных исследований, иных причин, предусмотренных нормативно-правовыми и организационно-распорядительными документами соответствующих министерств и вуза. Состав, структуру, а также изменения к ним утверждает ректор. Кафедра в зависимости от объема нагрузки организуется в составе не менее _____ штатных единиц (преподавателей), из которых не менее _____% должны иметь ученую степень и (или) звание.

3.2. Кафедра может иметь в своей структуре: учебные лаборатории, компьютерные классы, методические кабинеты, научно-исследовательские лаборатории. В своем составе Кафедра может иметь филиалы, учебно-научные центры, лаборатории, расположенные на предприятиях, в организациях и учреждениях. В состав Кафедры (штат) входят: заведующий Кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, старший и младший сотрудники, старший лаборант, лаборант. Могут вводиться должности: заместителя заведующего Кафедрой, профессора-консультанта, ассистентов, аспирантов, докторантов, учебно-вспомогательный персонал, а также сотрудники научных и иных учебных подразделений, прикрепленных к Кафедре.

3.3. На Кафедре предусматриваются должности профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала. К профессорско-преподавательским относятся должности заведующего Кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя. К учебно-вспомогательному персоналу кафедры относятся заведующие лабораториями, старшие лаборанты, лаборанты.

3.4. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников проводится по трудовому договору, заключаемому с соответствующим работником на срок до _______________. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор, проводимый в соответствии с Уставом вуза и "Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации".

3.5. Учебная нагрузка для профессорско-преподавательского состава устанавливается ректором в соответствии с "Указаниями по планированию учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом".

3.6. Сотрудники кафедры регулярно повышают квалификацию путем стажировки, обучения в институтах, на факультетах и в центрах повышения квалификации, участвуя в научно-исследовательской и педагогической работе, научных конференциях, симпозиумах.

3.9. Основные виды деятельности Кафедры обсуждаются на заседаниях. Работа кафедры осуществляется в соответствии с годовыми планами, охватывающими учебную, научно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и иные виды работ. Обсуждение хода выполнения этих планов и других вопросов деятельности Кафедры проводится регулярно на заседаниях Кафедры под председательством заведующего с участием профессорско-преподавательского состава Кафедры.

3.10. Заседания Кафедры проводятся один раз в месяц в соответствии с годовым планом работы в установленные сроки. Внеочередные заседания могут проводиться по мере необходимости.

3.11. Предложения по повестке заседания Кафедры могут вноситься любым сотрудником Кафедры. Решением большинства сотрудников повестка дня может быть изменена, дополнена. В нее могут быть включены вопросы, не требующие предварительной подготовки. По предложению заведующего Кафедрой утверждается регламент обсуждения принятых к рассмотрению вопросов.

3.12. В заседаниях Кафедры участвует весь состав Кафедры. На заседания Кафедры могут быть пригашены преподаватели других кафедр, высших учебных заведений, работники заинтересованных организаций.

3.13. Голосование осуществляется всеми присутствующими на заседании членами Кафедры. В голосовании по вопросам рекомендации на должность профессорско-преподавательского состава принимают участие штатные преподаватели. По отдельным вопросам определяется форма голосования - открытая или тайная. Каждый член Кафедры имеет один голос. При равенстве голосов голос заведующего Кафедрой является решающим.

3.14. На каждом заседании Кафедры обязательно ведется протокол, который подписывается заведующим Кафедрой и секретарем данного заседания.

3.16. Кафедра должна иметь документацию, отражающую содержание, организацию и методику проведения учебного и научно-исследовательского процесса, перечень которой определяется Инструкцией по делопроизводству высшего учебного заведения.

4. Руководство Кафедрой

4.1. Кафедру возглавляет заведующий, избираемый Ученым советом вуза из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников вуза соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Предварительно кандидатура заведующего Кафедрой рассматривается на заседании Кафедры под председательством декана соответствующего факультета. На проводимом заседании заслушиваются представления кандидата (кандидатов) и путем голосования (тайного или открытого) принимается решение о рекомендации к избранию на должность заведующего Кафедрой одного или нескольких кандидатов. Голосование считается состоявшимся, если присутствовало не менее __________ списочного состава штатных преподавателей. Результаты голосования определяются простым большинством. Рекомендованную кандидатуру рассматривает и согласовывает ученый совет факультета. Выборы заведующего Кафедрой по представлению Кафедры и ученого совета факультета проводятся на заседании Ученого совета вуза путем тайного голосования. Избранный заведующий Кафедрой назначается на должность приказом ректора вуза. Заведующий Кафедрой имеет статус руководителя основного структурного подразделения вуза. Право постановки вопроса о досрочном освобождении от должности заведующего Кафедрой Ученым советом вуза принадлежит ректору, декану и ученому совету соответствующего факультета.

4.2. Общее руководство кафедрами осуществляет выборный представительный орган - ученый совет факультета.

4.3. Заведующий Кафедрой осуществляет организацию и руководство всеми направлениями деятельности Кафедры. Заведующий Кафедрой несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Кафедру задач, реализацию плана работы Кафедры по всем направлениям деятельности.

4.4. При необходимости на основании представления заведующего Кафедрой по согласованию с деканом и на основании его приказа заведующий Кафедрой может делегировать часть функций по управлению Кафедрой другим сотрудникам Кафедры.

4.5. Заведующий Кафедрой отчитывается в своей деятельности перед Ученым советом вуза, ученым советом факультета, деканом, курирующим проректором, ректором.

5. Ответственность

5.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение Кафедрой требований, предусмотренных настоящим Положением, несет заведующий Кафедрой.

5.2. На заведующего Кафедрой возлагается персональная ответственность за:

Организацию деятельности Кафедры по выполнению задач и функций, возложенных на Кафедру;

Организацию на Кафедре оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

Соблюдение работниками Кафедры трудовой и производственной дисциплины;

Обеспечение сохранности имущества, закрепленного за подразделением, и соблюдение правил пожарной безопасности;

Соответствие законодательству визируемых им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов.

5.3. Ответственность сотрудников Кафедры устанавливается настоящим Положением и должностными инструкциями.

6. Имущество и средства Кафедры

6.1. Имущество, переданное вузом Кафедре, находится в оперативном управлении и состоит на балансе вуза. За Кафедрой в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляются помещения, компьютеры, оргтехника, средства связи и иные предметы организации трудовой деятельности.

6.2. Материально-техническое обеспечение Кафедры осуществляется за счет средств, предусмотренных законодательством РФ.

7. Взаимоотношения Кафедры с другими структурными подразделениями вуза

7.1 Кафедра принимает к исполнению все приказы ректора по вузу и факультету, касающиеся ее деятельности.

7.2 Кафедра принимает к исполнению все решения ученого совета факультета и Ученого совета вуза.

7.3 Кафедра принимает к сведению и руководству решения методической комиссии факультета и центральной методической комиссии вуза.

7.4 Кафедра взаимодействует с учебными, административными и иными подразделениями вуза и регулирует свои отношения с ними в соответствии со структурой вуза, процедурами управления, определенными в документах вуза, организационно-распорядительными и нормативными документами вуза, Уставом вуза.