Что означает честь и достоинство. Понятия чести и достоинства граждан в современном обществе. Крылатые выражения о чести

Ответственность.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит. Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. В России, как и в других европейских странах в Новое время, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г., по существу, узаконил дуэль в армии.


Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Таким образом, мы видим, что мораль занимает важное место в жизни человека и является неотъемлемой частью его жизни, выполняя важные функции в формировании ценностных ориентиров, и взаимодействия человека с социумом.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции, виды, нормы и принципы. Этические кодексы. Профессионально-этические категории.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу профессии и к обществу в целом.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика – это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – нравственное самосознание профессиональной группы, ее идеология и психология.

Профессиональная этика – это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

Основа профессиональной этики в сфере социально – культурного сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.

Предметом профессиональной этики выступают:

Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

Нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

Взаимоотношения коллектива организации с обществом;

Взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

Цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере профессиональной деятельности предполагает:

Определение целей и мотивов трудовой деятельности;

Выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

Оценку результатов труда и их общественную значимость.

Особенности профессиональной этики представлены на рис.2.

Страница 20 из 32

Честь и достоинство

Среди понятий нравственного самосознания заметное место занимают понятия чести и достоинства личности.

Честь – это понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также принятие или утверждение человеком этого признания. В отличие от достоинства в собственном смысле слова «честь» воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе (сословно-групповом, локальном, профессиональном) или предполагаемыми по отношению к занимаемому человеком статусу.

Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

В понятиях чести и достоинства выражаются представления морали о ценности всякого человека как нравственной личности, содержится требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признания за ним свободы самоопределения и равенства в правах с другими. Одновременно в этих понятиях зафиксирована способность личности к самооценке и самоконтролю на основе требовательного и ответственного отношения к самому себе. Честь и достоинство человека предполагают совершение им только таких поступков, которые способны обеспечить ему общественное уважение, высокую личную самооценку и переживание морального удовлетворения.

Однако наряду с общими характеристиками понятий чести и достоинства следует видеть и определенное различие между ними. Понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой или самооценкой личности поведения человека как представителя определенной общности, социальной группы в связи с определенными требованиями, которые общественное мнение предъявляет к члену этой общности или социальной группы. Говорят о чести дворянина, чести офицера или чести жены, чести девушки. Честь требует от человека поддерживать и оправдывать ту репутацию, которой он обязан вследствие своей принадлежности к некоей общности и собственным заслугам. Поэтому в чувстве чести значительная роль принадлежит внешним критериям. Однако чувство чести как нравственное чувство ориентировано не только на внешние критерии. Иначе нравственная мотивация могла бы быть заменена расчетливым желанием слыть и казаться тем-то и тем-то вместо того, чтобы быть им на самом деле. Нравственная мотивация чувства чести связана со стремлением человека к внутренней честности и порядочности по отношению к нравственным требованиям и к самому себе.

Понятие достоинства имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого, на внутреннем самоуважении личностью себя и уважении как равного со всеми морального субъекта.

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства – это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

Проблема достоинства была освещена в этических трудах выдающегося немецкого мыслителя XVIII века Иммануила Канта. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью самой по себе. Именно из разумности человека возникает по Канту его достоинство – особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности к человеческому роду, таким образом, достоинство – родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону – это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными влечениями, находящейся в тисках необходимости. Человек причастен разуму и свободе, и это делает его достойным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человеческого отношения, должен обладать глубоким самоуважением, признавать в себе существо с особым статусом в бытии. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет «более значимых» и «менее значимых».

Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий. Кант основывает достоинство на разумности как собственно человеческом качестве и не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философская западноевропейская традиция усматривает достоинство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает свободой – вполне божественной прерогативой – и способностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смиренным и испытывать «страх Божий», и все же он обладает особым достоинством и особой полнотой бытия: он соединяет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плотскую материальную завершенность. В этом смысле человек даже выше ангелов, потому что те только духи, а он универсальное единство духа и материи, посюстороннего и потустороннего, смерти и бессмертия. Достоинство человека – в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно употребить свою свободу, добровольно протянув руку навстречу Христу.

Как видим, и в религиозной, и в безрелигиозной традиции достоинство человека понимается как его способность подняться над детерминацией, природными условиями, как способность возвыситься и «стать поверх» игры бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Дух и разум – те «внутренние инстанции», благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба камня, катящегося с горы, именно они дают нам право уважать и ценить себя.

Если философы отрефлексировали смысл понятия «достоинство» именно как ценность каждого человека в силу его обладания разумом, духом и свободой, то в массовом сознании представление о достоинстве издревле имеет, по крайней мере три взаимосвязанных, но различных аспекта. Однако всех их объединяет одно: достоинство перестает быть принадлежностью каждого, оно является прерогативой определенных личностей и групп, обладающих некоторыми моральными, духовными и социальными качествами. Собственно «человеческое достоинство», незримо лежащее в основе всех других видов достоинства, как бы остается в тени или, быть может, является чем-то вроде воздуха, в котором «живут» более конкретные понимания достоинства. Причем все они, так или иначе, соотносят «достоинство» и «достойность» – обладание безусловной ценностью и обладание конкретно ценимыми качествами, достойными похвалы.

Первое понимание – понимание достоинства как добродетельности – просто нераздельно сливает «достоинство» и «достойность». О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, то есть добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек – это человек, соответствующий нравственному образцу: добрый, честный, стойкий, справедливый и т.д. Достойный человек и ведет себя неизменно достойно – не унижает себя и не унижает других. Он соблюдает «человеческое достоинство» каждого и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и предавать человеческое в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью.

Второй аспект понимания достоинства – это акцентирование в первую очередь тех самых качеств «надприродности» и духовно-психологической свободы, о которых говорит философия.

1. Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуждениями, желаниями и страстями.

Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба людей, которые явно станут его третировать и над ним насмехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей. Такой человек не станет также молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя выпрошенному удовлетворению целостность собственной личности.

И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансового благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительнее «золотой клетки».

2. Умение стойко и мужественно встречать выпадающие на твою долю испытания.

Никто из нас не огражден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый может потерять здоровье, близких, работу – те опоры, которые существуют в нашей жизни и без которых мы не мыслим себя. Для любого человека может также встать вопрос о неком радикальном выборе, который потребует отказаться от многих благ, может возникнуть долг, которого не было раньше – необходимость идти на войну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжелобольным. Встретить такого рода испытания с достоинством – это значит не растеряться, не впасть в истерику, не начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее гуманного и эффективного решения. Достоинство сохраняет тот, кто после первого шока собирает свою волю воедино и целеустремленно действует: воюет, трудится, ухаживает – выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает ненавидеть весь мир, не спивается и не впадает в безысходную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отравлять продолжающуюся жизнь ни себе, ни другим.

Третий смысл слова «достоинство» довольно резко контрастирует с первыми двумя. В нем имеется в виду уже не «человеческое достоинство» как духовность и нравственность, а достоинство как обладание социально признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, богатством, славой, заслугами перед народом и государством. Теперь выражение «достойный человек» прочитывается иначе: в Средневековье – это представитель знатного рода, в рыночном обществе – крупный предприниматель, богач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспевающих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди «достойные» в социальном смысле могут не обладать добродетелями чистых душой бессребреников, они – не ангелы, но это в большинстве своем те, кто соблюдает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет «правила игры» и выходит в победители. Достоинство этих представителей весьма разных общественных слоев выражается в том, что называют честью. Честь – это чувство своего социального достоинства, своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством. Честь диктует человеку необходимость иметь хорошую репутацию – постоянно являться достойным похвалы в глазах других людей. Честь необходимо отстаивать, репутацию – поддерживать. Здесь мало просто быть человеком или даже очень хорошим человеком, надо еще и выглядеть таким перед другими. Честь в большей степени, чем достоинство, стремится к внешнему признанию, знакам уважения, почитания, одобрения. Достоинство – переживание более «внутреннее», интимное, оно далеко не всегда требует демонстрации и нередко является просто состоянием души, не требующим броского поведения.

В идеале «обладание достоинством» включает в себя все четыре перечисленных нами понимания: это и чувство безусловной собственной ценности, и обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, и умение подняться над желаниями и обстоятельствами, и уважение общества, связанное с умением заслужить хорошую репутацию и поддержать свою честь. Исходным и фундаментальным моментом является, конечно, первое качество – ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора. Собственно, все конкретные толкования достоинства основаны на наличии именно этого момента: если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и принятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

Хотя достоинство является неотъемлемой «родовой чертой» людей, его можно потерять, и многие люди его теряют. Утратить достоинство – значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно. И. Кант с гневом и пафосом протестует против подобного поведения. Он наставляет своих читателей не раболепствовать, не холопствовать, не попадать в долговую зависимость, которая может привести вас к роли разменной монеты в чужой игре. Человек, считает Кант, не должен стать предметом продажи ни за какую цену. «Не будьте прихлебателями и льстецами! Не допускайте попрания своих прав другими!», – взывает великий моралист. Глубоко почитая достоинство в человеке, Кант утверждает, что человек ни перед кем не должен падать ниц, даже перед самим Богом. Когда вы падаете ниц, вы поклоняетесь уже не идеалу, а идолу.

Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. В «Словаре по этике» гордость определяется как моральное чувство, в котором отражаются внутреннее достоинство, самодостаточность и независимость личности. Есть там и другое определение: гордость – моральное чувство, в котором отражаются высокая оценка человеком своих или чьих-либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. Объединив два этих определения, я сказала бы, что гордость – чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств.

Действительно, в чувстве гордости есть не только спокойное осознание собственного достоинства, своей непреходящей значимости, но присутствует и момент радости, торжества, активного утверждения своей ценности. Когда человек горд собой, то он чувствует себя сильным, умелым, влиятельным – значительным во всех отношениях: «Ай да я! Ай да молодец!».
Гордость – приятное и полезное чувство, оно не позволяет человеку «ронять себя», заставляет его соответствовать определенным позитивным стандартам, тянуться к идеалу, к высшим поведенческим образцам. Кроме того, гордость – это радостное осознание своих больших возможностей, творческих потенций, светлых перспектив. Гордость ведет человека вперед, позволяет верить в себя.

Тот, в ком присутствует гордость, не станет раболепствовать, унижаться, бездеятельно поддаваться чужому напору. Он также не бросит начатое дело на середине, не опустит руки, а проявит волю и старание для того, чтобы достигнуть намеченной цели. Гордость – результат нашей победы над обстоятельствами и над самим собой, она – следствие преодоления внешних и внутренних трудностей и препятствий. Если достоинство может и должно быть воспитано в человеке с младых ногтей и любой человек вправе чувствовать себя достойным, то гордость – результат нашей работы над собой, ее надо заслужить. Гордиться собой вправе тот, кто самому себе и другим подтвердил и доказал собственную личную целостность, свою ценность и способность делать дела и совершать поступки. Можно поэтому сказать, что гордость – это радость подтвержденного собственного достоинства.

Гордость – внутреннее переживание, но особый «вкус» и значение она приобретает, когда может быть проявлена вовне, показана другим. Человеку нередко нужны зрители его гордости, чтобы было «перед кем» погордиться. В сущности, в этом нет ничего плохого, и все общества используют человеческую гордость для поощрения определенных типов поведения. Например, героизма. Герой, человек, совершивший подвиг, – это тот, кто официально вправе гордиться собой. Его прославляют, хвалят, приводят в пример. Он может быть горд тем, что сделал, и будет впредь стараться поступать не хуже. А окружающие гордятся им и подпитывают его этими положительными переживаниями.

Таким образом, в своих рассуждениях мы зафиксировали, что гордиться можно не только собой, но и другими – причем не только героями. Гордиться можно родителями, друзьями, родом, народом, государством. Когда мы гордимся другими, мы, таким образом, признаем их высокую ценность и соответствие лучшим принятым в обществе образцам. И если мы гордимся кем-то, то обязательно отождествляем себя с ними. Посторонними, чужими не гордятся. Мы можем отмечать чужие успехи, даже одобрять их или завидовать им, но если они не имеют к нам никакого отношения – гордиться нечем. Только идентификация – отождествление себя с «предметом» гордости – создает саму гордость. Так, можно гордиться своими предками – чувствуя себя частицей простирающегося во времени уважаемого рода. Можно гордиться страной – потому что она сильна и величественна, а я – ее часть. Можно гордиться знаменитым другом – ведь он же мой друг, а я – его, таким образом, я оказываюсь косвенно причастным к его выдающимся достижениям и как бы незримо делю с ним его заслуженную славу. Негативной реакцией окружающих на чужую обоснованную гордость бывает зависть. Зависть – это противоположное доброжелательности враждебное чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху, материальному, культурному превосходству другого лица, общности, организации. Завидовать можно чужому богатству, социальному статусу, удачливости и везению, талантам, счастливо складывающимся личным отношениям и т.д. Завистник, как правило, приписывает предмету зависти негативные черты, считает чужой успех несправедливостью и жадно хочет получить то самое, чем обладает «счастливчик». В худшем случае завистник прямо вредит, в лучшем – старается сравняться по положению с «предметом зависти» или превзойти его. Однако если богатства, социального статуса и даже славы можно при очень большом желании добиться, то зависть к чужой гордости, к радостному и достойному мироотношению убийственна для завистника. Сама по себе чужая гордость выводит завистливого человека из себя. Оттого он так стремится лишить «гордеца» его самоуверенности и победности, заставить его чувствовать себя униженным, обделенным и недостойным. Вот почему достаточно многие люди, вполне гордящиеся собой, своими заслуженными успехами, стараются лишний раз не демонстрировать гордость другим: они не хотят вызывать на себя огонь чужой зависти и довольствуются по преимуществу «тайной гордостью», получая моральное удовлетворение не от внешних шумных похвал, а от переживания собственной достойности.

Понятие гордости естественно сопряжено с понятием скромности. Скромность – это и противоположность гордости, и ее дополнение. Скромность означает, что человек не признает за собой каких-то особых достоинств или исключительных прав, а те ценимые в обществе черты, которыми он обладает, он полагает вполне естественными и ничем не выдающимися.
Скромность – отказ от особого положения и отсутствие претензий на экстраординарность. В то же время скромный человек отнюдь не лишен достоинства, он с полным правом уважает себя, ценит свои добрые качества, хотя и не кричит о них на всех перекрестках. Вполне можно испытывать внутреннюю гордость от своих достижений, радоваться успеху, чувствовать удовлетворенность достигнутым или имеющимся, но вести себя скромно – не демонстрировать своей гордости, не выпячивать собственных достоинств, относясь к ним как к одному из своих естественных проявлений на длинном жизненном пути.

Правда, порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто начинает старательно показывать всем... свою скромность! Демонстративная скромность, настойчивое самоунижение в ситуации явной победы или успеха оборачивается тем, что индивид как бы заставляет всех окружающих уговаривать его, рассказывать ему, как он хорош, хвалить и доказывать ему его право на гордость. Такой «скромник» привлекает к себе всеобщее внимание, он как будто кричит: «Поглядите, как я праведен, как я не ценю сам себя!». В подобных случаях говорят, что «скромность паче гордости». Лучше уж немножко честно погордиться, чем разыгрывать такую изощренную комедию!

Нормальная человеческая гордость вполне способна переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая поэтому беспочвенной и преувеличенной. Гордыня, как известно, считается в христианстве наиболее тяжелым пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения: сначала – ангельского, потом – человеческого. Светлый ангел Люцифер возгордился, он приписал себе больше достоинств, чем у него было, и стал претендовать на роль и место самого Бога. Так он пал, породив весь мир зла, всю дьявольскую и бесовскую рать. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как боги, и, ведомый гордыней, нарушил божественный запрет, в результате чего человечество вместо рая оказалось на Земле. Гордыня оказывается матерью всех пороков, самой сердцевиной греха.

Однако посмотрим, что представляет собой гордыня в обычной жизни. Ее называют высокомерием, кичливостью, чванством, а еще самовлюбленностью и заносчивостью. Человек, обуянный гордыней, резко переоценивает себя и совсем не видит объективных достоинств и человеческого достоинства других людей. Ему кажется, что он – лучше всех, что только он заслуживает похвал, уважения, внимания и интереса. Все остальные – просто серые, ничтожные людишки, с которыми надо обращаться как с вещами – манипулировать ими, не считаясь с их внутренним миром. Гордец – потенциальный покоритель всего и вся, приписывающий себе огромные возможности и силу влияния, это кандидат в «сверхчеловеки». Поэтому неудивительно, что высокомерного человека не любят: он принуждает или третирует других и часто получает в ответ ненависть и сопротивление.

Кичливые и чванные люди часто предполагают у себя достоинства и возможности, которых на самом деле у них нет. Они претендуют на чужое место, не осознавая, что не соответствуют ему, оттого высокомерие почти всегда сочетается с тайной или явной завистью. Гордец вечно полагает, что ему «недодали», он достоин лучшего и большего, что мир плох, потому что не оценил его
исключительных качеств. Чрезмерно гордые люди бессознательно мстят «плохому миру», стремясь показать другим «их истинное место».

Гордыня нередко расцветает как бы совсем без почвы – когда человек ничего стоящего в жизни не добился, ничем себя не проявил, и, по большому счету, ему вообще нечем гордиться.
Но именно тогда в качестве компенсаторной реакции обычное нормальное чувство достоинства вдруг начинает раздуваться, разбухать и превращается в безосновательную иррациональную гордыню. Порой эта гордыня находит источники для своего питания в предках (я – отпрыск дворянского рода!) или в положении родителей (я вырос в обеспеченной культурной семье), но в этом случае хочется спросить спесивца: а что представляешь собой ты сам? Что дает тебе основания презирать других? Соль, однако, состоит в том, что таких оснований нет и в принципе не может быть. Достойный человек всегда учитывает чужое достоинство и никогда не станет кичиться перед другими и унижать их. Гордыня – это болезненная иллюзия, плачевный самообман, который портит жизнь и самому индивиду, и тем, кто его окружает.

Высокомерные люди не в состоянии бесконфликтно общаться с окружающими. Они не идут на уступки, боясь «уронить себя», и готовы разрушить и дружбу, и любовь ради удовлетворения своей гордыни. В результате они часто остаются «у разбитого корыта», но, как правило, не понимают, что причина разрушения – в них самих.

Честь - понятие морального сознания и категория этики; она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. Категория чести относится к числу важнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства.

Достоинство - неотчуждаемое качество человека, которым он обладает безотносительно к своему статусу, заслугам, финансовым возможностям. Это одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. Унижение достоинства личности и распространение ложных сведений, порочащих достоинство личности, являются административными правонарушениями.

Честь и достоинство - категории самооценки и оценки со стороны окружающих, составляющих важное измерение человеческого бытия, его ценностное и смысловое наполнение.

Достоинство - одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Человек, обладающий положительными нравственными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека и определяется его идентичность. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.

Каждый человек желает обладать моральным авторитетом, хочет, чтобы с ним считались и к его мнению прислушивались. Но не каждый этим достоянием обладает. Моральный авторитет - духовная власть и влияние человека на окружающих людей, степень их одобрения и доверия к человеку. В некоторых культурах моральный авторитет рассматривается как главное качество человека, потеря которого означает полное фиаско. Например, в Китае человек больше всего боится "потерять лицо", так как это означает социальную смерть.

Уже в древности существовали различные формы состязаний, выявлявших лучших, например в античном обществе состязались в ораторском мастерстве, спорте, изобразительном искусстве. Лучшим достаются уважение и почет, а также больше жизненных благ. Принадлежность к лучшим осознавалась как ценность. Лучшие - аристократы, худшие - плебеи. Аристократические добродетели имели разнообразное наполнение в разные эпохи и включали мудрость, рассудительность, величавость, великолепие (Аристотель. Никомахова этика). В Древнем Риме распределение статусов осуществлялось римским правом и включало три категории лиц: граждан, обладающих всеми правами, граждан с ограниченными правами и не-граждан, не имеющих никаких прав.

Этот порядок распределения статусов в самом общем виде сохраняется в современном обществе, и распределение статусов происходит соответственно трем группам: индивиды, занимающие самое высокое положение (они осуществляют власть); индивиды, опустившиеся в самый низ; индивиды, не имеющие никакой власти, но и не аутсайдеры (среднее звено). Эта простейшая структура любого сообщества совпадает с делением на основные социальные слои (богатые, бедные, средний класс). В современных индустриально развитых странах средний класс охватывает большую часть населения и обладает разнообразными правами (включая гражданские и политические), позволяющими осуществлять контроль за деятельностью власти. Именно средний класс является главным носителем моральных норм, ценностей и правил.

Верхние слои общества, т.е. структуры, обладающие властью, заинтересованы в том, чтобы сохранить свое положение, и для этого используют все средства, в том числе пытаются убедить всех остальных в своей особой ценности для общества. В случае если их деятельность не соответствует социальным ожиданиям, общество (парод) имеет право на смещение власти революционным путем.

В традиционном обществе моральный авторитет человека и его социальный статус были связаны с его происхождением, знатностью, родовитостью. Власть имущие наделялись сакральным статусом как обладающие врожденным благородством и аристократизмом, а еще раньше - магическими способностями (жрецы, древние цари). Часто высшие классы действительно имели иное происхождение и говорили на другом языке (так было с кастой брахманов в Индии).

Статус человека выражался в его манере поведения, отношении к нему других людей, в степени уважения, готовности его слушать и повиноваться. Максимальная степень уважения называется славой. Слава относится к экзистенциальным ценностям.

Противоположностью уважения является презрение, направленное на людей, которые не обладают положительными качествами или обладают отрицательными. Презирать означает смотреть и не видеть, воспринимать как пустое место. Люди, вызывающие презрение, находятся в самом низу социальной иерархии, с их мнением никто не считается. Они могут только выполнять чужую волю.

Внутренние представления о собственной чести и достоинстве формируются на основе внешней оценки со стороны окружающих. Чем более жесткой является сословная структура общества, чем выше барьеры, отделяющие одно сословие от другого, тем большую роль в нем играет честь. В условиях традиционного общества сословно-статусная структура отношений между людьми закрепляла и поддерживала социальный порядок. Наиболее характерными феноменами феодального общества являются рыцарство в средневековой Европе, сословие самураев - в Японии. Традиционно рыцарская честь включала преданность государю и своему начальнику, честную службу по защите отечества, защиту слабых и угнетенных, верность данному слову, честность, неспособность к обману и лицемерию. Рыцари "должны избегать всякого обмана и лжи". Рыцарю присущи такие качества, как великодушие, щедрость, справедливость, благородство, учтивость, стремление прославиться своими подвигами. "Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие... Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству".

Дворянство на Руси также характеризовалось высокими этическими стандартами, включавшими честь дворянина. Честь дворянина оценивалась прежде всего самими дворянами. "Человек чести" - один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Таким человеком становится тот, кто привык честно исполнять данные однажды обязательства и обещания. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.

В наше время существуют понятия "профессиональная честь", "честь мундира", которые означают оценку поведения специалиста со стороны общества, мнения окружающих. Честь можно потерять, но нельзя приобрести. Честь призвана удерживать человека от плохих поступков, дискредитирующих его в глазах окружающих. Следствием утраты чести является позор. Честь включает две стороны: объективную (ценность, которой наделяют человека окружающие люди) и субъективную (самоценность, или то мнение, которое имеет о себе сам индивид). Честь рыцаря (дворянина) определяется другими рыцарями (дворянами). Профессиональная честь определяется профессиональным сообществом. Именно сообщество решает, достоин ли человек быть в нем. Оценка производится также другими слоями общества, например общественным мнением, которое имеет свои представления о том, каким должен быть индивид, чтобы соответствовать профессиональному статусу.

Честь может быть врожденной или приобретенной. Приобретаемая честь - заслуги человека, его достижения, вызывающие почет, уважение, авторитет, славу. Знаками приобретаемой чести являются дипломы, почетные звания, ордена, медали, ученые степени. Отсутствие этих атрибутов не является трагедией, но их наличие повышает самооценку личности. Если высокая самооценка совпадает с высокой оценкой окружающих, возникает чувство гордости. Если самооценка выше, чем оценка окружающих, человек страдает, чувствует себя оскорбленным, непризнанным. Недооценка человеком самого себя вызывает состояние приниженности, неполноценности. У японских самураев в случае оскорбления совершается харакири.

Честолюбие - субъективное переживание, признающее высшей ценностью почет и славу. Это чувство является одним из самых мощных мотивов поведения, которые порой бывают сильнее, чем жажда наживы или любовь. Честолюбие необходимо учителю, артисту, врачу - всем тем специальностям, которые имеют дело с людьми, с духовностью, а не с материальным производством.

Именно достоинство в отличие от идеи счастья обладает качествами объективности, общезначимости и универсализуемости. В этой связи Кант пишет: "Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?

Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство... Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения". Таким образом, идея сохранения человеческого достоинства, по мнению Канта, важнее идеи счастья и даже идеи сохранения жизни.

Нравственные ценности важнее самой жизни, ведь именно они придают жизни смысл, а лишенная нравственной ценности жизнь сама по себе не имеет ценности. Таким образом, достоинство - центральная категория этики Канта. Именно эта идея является основанием возможности существования смысла жизни. Без нравственного измерения жизнь не имеет ценности.

Каждый человек имеет право на защиту своей чести и репутации (ст.152. ГК РФ), если порочащие сведения не соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Размер морального ущерба зависит от самооценки истца, а также от платежеспособности ответчика. За оскорбление (например, сказанные в неприличной форме слова) возможно тюремное заключение сроком до года (если эксперты докажут, что слова являются неприличными).

Честь и достоинство как категории оценки нравственного

Статуса личности

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности. В них заключается общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга , следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство » и «честь ». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание заслуг человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Вольтер метко сказал, что честь - это бриллиант на руке у добродетели. Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою моральную независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его окружения, честь воздается ему как достойному представителю социальной группы. Поэтому обычно речь ведется о воинской , женской , профессиональной чести, то есть о каких-то нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого . Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта , которое должно поддерживаться им самим и признаваться окружающими.

Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы , общества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества . Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Важный показатель достоинства – это уважение к достоинству других людей.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали по-разному. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, родовая честь). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение, присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение общества.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной культуре, и от характера связи личности с обществом.

Для людей древних культур высшее место в иерархии ценностей занимала не отдельная личность, а социальная общность (род, община, семья), нравственный статус которой должны поддерживать ее члены. Критерием оценки человека служила принадлежность к «своим». «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, а принадлежность к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В античную эпоху, с образованием государств, зародилось понятие гражданского достоинства , которое определялось исключительно с принадлежностью к свободным гражданам полиса (Рима, Афин или Спарты).

В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос . Воины издревле образовывали особую социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты общества. Замкнутость, иерархичность и высокое положение этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе. Это отразилось в «Илиаде» Гомера, в римской культуре, в скандинавском эпосе, в рыцарской культуре, в русских былинах о богатырях. Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами аристократического круга, одобрение которого следовало еще заслужить.

В эпоху Возрождения понятие о достоинстве, чести, благородстве стали связываться с личными добродетелями, заслугами и достижениями человека. В Новое время основой для представлений о человеческом достоинстве как изначально присущем (по роду) индивиду стала идея «естественного равенства ». Основу понятия чести составили личные добродетели, связанные с индивидуальным самосознанием личности. Социальный статус стал уже вторичным. «Честь – жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Автономная личность стала субъектом моральной регуляции . Вместе с тем Новое и Новейшее время часто связывают понятия чести и достоинства с успехом, богатством, властью. Это отразилось в литературе, в романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу.

Марксистская этика обосновывала правомерность классовой ненависти и борьбы как способа утверждения достоинства и чести рабочих. Ф. Энгельс писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти» к власти буржуазии. В.И. Ленин высказался еще резче: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

В советском обществе имела место двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны, утверждалось всеобщее равенство людей, независимо от их происхождения, материального или служебного положения. Честь заслуженно воздавалась героям труда, войны. С другой стороны, она часто незаслуженно присваивалась представителям партийной номенклатуры (по должностям). Западный писатель Дж. Оруэлл по этому поводу с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».



Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его «естественные права » (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность . В XX веке эти нрава были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека ». Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен доказать свое достоинство благородным поведением: порядочностью, честностью, принципиальностью, справедливостью, цельностью убеждений. Доброе имя, честь человек должен завоевывать .

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности . Оно присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг , живущему согласно нравственным принципам. Так, благороден честный труд, а неблагородно тунеядство, благородно уважение к достоинству других людей, но неблагородно бесчестное, хамское поведение, благородна щедрость и неблагородна жадность, благороден патриотизм, а унижает достоинство человека предательство или даже безразличие к отечеству.

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Честь - это достоинство нравственно живущего человека – подчеркнул Д.С. Лихачев.

Для человека важны здоровое честолюбие и способность к адекватной самооценке. При адекватной самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки - чести. Правда, если погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие. При низкой адекватной самооценке, зная свои достоинства, человек не претендует на многое, и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

При заниженной самооценке у человека развивается комплекс неполноценности и установка на средний результат, незаметное место в жизни. При этом возможна глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в себе мешает человеку реализовать свои достоинства, которые могли бы принести ему честь. При завышенной самооценке, напротив, человек явно переоценивает свои достоинства, становится высокомерным, нетерпимым, излишне подозрительным и конфликтным.

Честь и достоинство человека относительно независимы друг от друга. Например, утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один смирится и начать пересмотр самооценки. Или он может, внешне смиряясь, внутренне упиваться собственным самоуничижением, приходя к гордыне.

Другой, снося унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, активно защищая честь. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Чувство собственного достоинства помогало и заставляло заботиться о возвращении чести доказательством своей невиновности или дуэлью. Были созданы даже целые сборники дуэльных кодексов.

Благородным является также умение с глубоким внутренним достоинством принять внешнее бесчестье, сознательно пойти на страдание во имя Бога, идеи, истины. Таких людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами. Это, например, христианские святые.

Итак , исторически понятия чести и достоинства развивались в единстве друг с другом, как категории комплементарные, взаимопредполагающие и взаимодополняющие друг друга. Если честь , - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием. Честь - это то, что человек должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения (человеческое достоинство). В благородной личности с адекватной самооценкой честь и достоинство гармонично сочетаются.


Он стремился определить место каждого вида искусства в системе художественной деятельности согласно его качествам и признакам, что позволило бы лучше воспроизвести связи и отношения реального мира.

Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».

Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство, искусство Возрождения, Нового времени во многом определили характер эпох и устремления людей.

Музыканты отражают мир через гармонию звуков, а деятели изобразительных искусств передают мир с помощью линий, форм, образов, цвета, света.

Риторические фигуры формируют стиль и придают архитектурному тексту художественность посредством его отклонения от чисто функциональной конструкции, способной удовлетворить утилитарные потребности и не имеющей художественной ценности (хрущевки, например). Отклонение от утилитарной конструкции происходит с помощью риторических фигур – ордерной системы, например, в классической архитектуре, геометрических конструкций в модерне.

Средства изобразительного искусства совершенствовались в ходе истории. Древнейшие изображения достаточно примитивны. Они скорее обозначали, чем изображали окружающий мир. Живопись Египта, Месопотамии и др. древнейших цивилизаций более совершенна. Но и в Египте художники ради смыслового выражения изображали военачальника в несколько раз больше, чем солдат. Изображения в древности носили символический характер. Средневековая живопись давала условно- плоскостное изображение мира. Акцент делался на смысле и значении предмета. Живопись Ренессанса и барокко отличается высокой техникой. Художники учитывали анатомию человека, колористическую композицию, выделяющую главное при помощи света и тени (Рембрандт). Они использовали прямую перспективу (Брунеллески, Альберти), умели передавать дематериализованное пространство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан).

Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру, как, например, в статуе Венеры Милосской.

Очищение, духовное возвышение вследствие сопереживания.

В ХХ в. театр пережил великие реформы, что повлияло и на выразительные возможности. К.С.Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания . В. Мейерхольд и Е.Вахтангов сделали принципом игры актеров «отчуждение» от исполняемой роли, что позволило исполнителю выразить отношение к герою. Искусство представления и искусство перевоплощения – два принципа актерского творчества. Первый больше проявляется в интеллектуальном театре, другой – в бытовой драме. В ХХI в. театральное искусство тяготеет все больше к интеллектуальному анализу жизни, философскому раздумью над состоянием мира, глубокому обобщению природы человека.

Этос – это устойчивая природа явления, обычай, нрав, характер, правила и образцы житейского поведения, уклада, строя, стиля жизни.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве - в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.