Высказывания психологов о детях. Мудрые высказывания о воспитании детей

Будучи мамой застенчивого от природы старшего сына, я за последние пару лет “перелопатила” десятки книг и статей, в которых, так или иначе, затронуты вопросы детской застенчивости .
В результате я стала обладателем приличного списка причин стеснительности у детей и советов по борьбе с нею.
Для начала, давайте попробуем ответить для себя на вопрос, что же делать с нашими застенчивыми детьми, “принять такими, какие они есть, или бороться и перевоспитывать”.


Субботним утром мы погладили белую рубашку и вельветовые брючки. Мой четырехлетний сын сам вычистил кремом обувь и упаковал подарки. Нам предстоял поход на день рождения к восьмилетним двойняшкам, дочкам моей подруги. Сын с удовольствием расспрашивал меня, будет ли с детками играть аниматор, сколько свечек будет на торте у девчонок, 8 или 16, и так далее.) Но, придя на праздник, он неожиданно стушевался. Спрятался за моей спиной, схватил меня за руку и не отходил ни на шаг. Уже много после я поняла, что мой четырехлетка испугался восьмилетних гостей, “девочку-аниматора” в костюме индейца, вместо ожидаемого “мальчика-аниматора”, которого он дважды видел на других праздниках. Сбитый с толку малыш отказался наносить аквагрим, играть в игры. И ушел грустить в коридор, трагически вздыхая. Возможно, роль сыграла моя хроническая усталость и недосып. Но я разозлилась, мне стало стыдно за сына перед другими гостями. Я попыталась на него надавить и пристыдить.. Через три минуты моего “страшного шепота” я получила ребенка с глазами полными слез и услышала фразу: – Мама, ты что не понимаешь, КАК я стесняюсь??
И тут я одумалась. Сын с радостью отправился со мной в комнату для чаепитий, где поиграл с 8-месячным малышом подруги, выпил чаю и как следует поел, вел себя среди взрослых вежливо и свободно. А потом, увидев, что всем раздают шарики, сам ринулся в зал, и попросил сделать ему волшебный меч или собачку.)

Ночью, уложив детей, я пила чай и читала книгу Эды Ле Шан , совершенно случайно попавшуюся мне именно сейчас на жизненном пути. И с каждой прочитанной страницей я понимала, что “случайности не случайны”.
Итак, я приглашаю вас вспомнить свое детство и по-новому взглянуть на свою детскую робость, а также понять и простить застенчивость наших собственных детей, цинизм и шутовство некоторых наших знакомых, кажущуюся грубость подростков и даже отказ “поиграть на скрипке/рассказать стихотворение” со стороны какого-нибудь знакомого ребенка.

Недостатки застенчивости очевидны для многих.
По мнению психологов, болезненная застенчивость мешает ребенку находить друзей и тренироваться в общении с другими людьми. У застенчивого ребенка часто формируется крайне низкая самооценка , которая мешает ему успешно учиться, заниматься творчеством и самовыражением. Поэтому большинство современных психологов и психотерапевтов спешат предложить родителям и их застенчивым малышам платные консультации и немедленную помощь.

Есть мнение, что застенчивость может беспокоить нас тем, что порой принимает болезненную форму предвзятого отношения к себе . Когда человек чувствует себя несчастным: толстым, неуклюжим, уродливым или косноязычным.
Такой человек нуждается в обществе, но при этом не вступает во взаимоотношения ни со сверстниками, ни со взрослыми. В этом случае застенчивость не черта характера, а искаженное самовосприятие . Особенно часто такое восприятие свойственно для подростков в переходный период развития.

Другой случай, когда застенчивость может нас тревожить – если она используется для маскировки агрессии или враждебности по отношению к другим.
Порой, ребенок так боится своих истинных чувств, что использует застенчивость как защиту. Такого ребенка нужно аккуратно научить выражению чувств. “Если ты дашь понять однокласснице, что сердишься, ты ее не обидишь”. Постепенно ребенок научится выражать свой гнев словами, не причиняя никому реального вреда. И тогда он перестанет прятаться под маской застенчивости.

Застенчивость как уход от реальности.
Человек в этом случае грезит о своих успехах и победах, но глубоко убежден, что ничего не добьется. Поэтому даже не делает попыток что-либо предпринять в реальности.
Когда застенчивость означает уход от того, чтобы реализовать лучшее в себе, она становится недостатком.

Застенчивость как следствие “навязанной роли”.
Такая застенчивость возникает, когда ребенка просят играть роль, которая ему не подходит . Например, ребенок, который наслаждается, обучаясь игре на гитаре, вдруг становится застенчивым, когда родители просят его продемонстрировать свое искусство на публике. Его удовольствие от любимого занятия испорчено невыполнимым требованием. Просто не все дети могут и хотят быть артистами. И это нормальная особенность личности . Не нужно настаивать. Возможно, позже, ощутив большую уверенность в своих силах, ребенок сам согласится на выступление.

И наконец, застенчивость часто бывает замаскирована чрезмерной общительностью , цинизмом и шутовством. Такой человек пытается всегда быть в центре внимания, убеждая себя в том, что он совсем не страдает от скромности. Этот тип поведения также свойствен подросткам. Так что, возможно, у вашего ребенка это возрастной этап.

А теперь замолвим слово в защиту застенчивости!

Почему мы должны рассматривать застенчивость как недостаток, стремясь избавить от нее наших детей и преодолеть ее в себе?
Застенчивые люди зачастую оказываются самыми теплыми и отзывчивыми слушателями , обладающими способностью вызвать человека на откровенность.
Застенчивые люди владеют особым даром общения , который иногда более эффективен, чем слова.
Да, некоторые дети рождаются застенчивыми. Но станет это достоинством или недостатком, зависит от нашего отношения. Если родители не стыдят малыша за застенчивость и не пытаются изменить его насильственным образом, он вырастает с положительным отношением к себе.
Почему бы не сказать ребенку несколько ободряющих фраз в трудной ситуации общения с незнакомой компанией? Можно дать ему какое-то задание, например, разносить бутерброды/помочь с посудой. Тогда он будет слишком занят, чтобы чувствовать себя неловко.
Услышав всего одну ободряющую фразу , сказанную в ее адрес, ваша маленькая дочь будет очень горда и постарается оправдать ваше доверие. Просто скажите ее отцу или бабушке: – Да, у меня растет застенчивая дочка, и я очень этому рада: замечательно быть такой нежной и чуткой.

Если же детская стеснительность воспринимается как недостаток , и родители выражают свое беспокойство в присутствии ребенка, она может приобрести искаженные болезненные формы . Такая застенчивость, усиленная вашей негативной реакцией, станет непреодолимой преградой на жизненном пути ребенка. Именно это неверие в его силы со стороны родителей и собственная неуверенность в себе и становятся причиной огромного расстройства. А вовсе не сама застенчивость!

Что же делать, если ваш приветливый и жизнерадостный ребенок вдруг стал застенчивым и стеснительным? В этом случае, скорее всего, ребенок проходит неизбежный этап возрастной застенчивости. Ему нужно сформировать свой собственный взгляд на мир, свой способ общения с людьми. Возрастная застенчивость это свидетельство растущего осознания себя в жизни, а не надвигающаяся патология.

Стеснительность – это необходимое, достойное уважения и потенциально положительное человеческое качество .
Если признать скромность вашим естественным образом чувств и действий, то она станет источником радости .
Скромный человек делает взвешенный выбор в дружбе, работе и любви. Находя несколько самых близких друзей, совершая научные открытия в маленькой лаборатории, и влюбляется в другую добрую душу, которая оценит его по достоинству.

И пусть ребенок, обладающий врожденной застенчивостью, спокойно и радостно находит свое место в мире . А задача родителей помочь своему малышу жить полнокровной и интересной жизнью. Учить его выражению сочувствия и заботы о том, чтобы не обидеть других. Все это и есть истинные, лучшие проявления застенчивости.

Итак, читая, анализируя, и просто научившись быть спокойной, я получила мужество, чтобы открывать в своем застенчивом сынишке его лучшие качества : нежность, деликатность, глубокий и пытливый ум, и трогательное доверие. Пусть меня и дальше согревает тепло этой детской ладошки, столько, сколько ему нужно, пока однажды он сам не сделает от меня шаг вперед.

Хочу счастья... маленького такого счастья, с крохотными ручками и ножками и с твоими глазами. Статусы о детях

Счастье - это мягкие тёплые ладошки, за диваном фантики, на диване крошки... Что такое счастье? Проще не ответить! Счастье есть у каждого, у кого есть дети! Статусы о детях

Родить ребенка - это как сделать наколку на лбу. Чтобы решиться на такое, надо точно знать, что тебе этого хочется. Элизабет Гилберт

Хорошо, когда у Вас есть дети, внуки, правнуки, но плохо, если это - единственное, что у Вас есть. Статусы о детях

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. Оскар Уайльд

Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится счастье преодоленной трудности, достижения цели, открытой тайны, радость победы и счастье самостоятельности, овладения, обладания. Януш Корчак

Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными. М. Пришвин

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. Лабрюйер

У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Жан-Жак Руссо

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо

Вырастая, дети становятся взрослыми или поэтами. Сергей Федин

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением. И. Бабель

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан Жак Руссо

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Ян Амос Коменский

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. Шопенгауэр

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель Монтень

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Януш Корчак

Все хорошо и прекрасно в гармонии, в соответствии с самим собой. Всякая преждевременная зрелость похожа на растление в детстве. В. Г. Белинский

Дайте детству созреть в детстве. Жан-Жак Руссо

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Ребенок вносит в жизнь матери чудную песнь молчания. От долгих часов, проведенных возле него, когда он не требует, а просто живет, от дум, которыми мать прилежно окутывает его, зависит, какой она станет, ее жизненная программа, ее сила и творчество. В тишине созерцания с помощью ребенка она дорастает до озарений, которых требует труд воспитателя. Януш Корчак

Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания. Гилберт Честертон

К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. Джон Рескин

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое “Я” и отделил себя от окружающего мира. Дмитрий Писарев

Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Ф.Э. Дзержинский

В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить. Януш Корчак

На поединок с судьбой каждый должен выходить в собственных доспехах. Владимир Леви

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей. Махатма Ганди

Если мать видит, что ребенок поступил хорошо, она непременно должна его похвалить, выразить ему свое одобрение и тем порадовать его сердце. Абдул-Баха

Не бейте ребенка, чтоб потом не отыгрался на ваших любимых внуках. Илья Герчиков

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек

Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит. Джон Локк

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Фридрих Энгельс

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Л. Толстой

Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упреков. Воспитание без замечаний - лучшее, что вы можете дать своим детям. С. Л. Соловейчик

Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер

Вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. В. Ф. Одоевский

Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Лев Толстой

Дети копируют своих родителей и в этом есть абсолютное проявление их любви. Борис Новодержкин

Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь. Генри Уорд Бичер

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. В. Гюго

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. Роберт Шуман

"Нет", сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем "да", сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем. Махатма Ганди

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. Иоганн Гете

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт

Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творчеством и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Ф. Э. Дзержинский

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. П. Буаст

Каждого избалованного ребенка ожидает доля отверженного. Альфред Адлер

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. Сюнь-цзы

Едва только дети становятся послушными, матерям становится страшно уж не помирать ли они собрались. Ральф Уолдо Эмерсон

Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Мишель Монтень

Нет, ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух. Януш Корчак

Дети часто начинают воровать, когда чувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. Альфред Адлер

Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила - не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает. Олег Рой

Дети воруют не вещи, не деньги - дети воруют недоданную любовь. Владимир Леви

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. А.Чехов

С детьми не стоит ударяться в крайности,
И за свои заботы и усилия
Ворчливо упрекать в неблагодарности:
Они ведь вас рожать их не просили. Э. Севрус

Дети никому ничего не должны! Макарский

Дайте возможность детям ошибаться. Вы дарите им жизнь, но не имеете на неё никаких прав. Ольга Анина

Ваши дети - не дети вам.
Они - сыновья и дочери тоски жизни по самой себе.
Они пришли от вас, но не принадлежат вам.
Вы можете дать им ваши слова, но не ваши мысли, ибо у них есть свои мысли.
Вы можете учиться у них, но не учить их, ибо их души обитают в долине Завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже во снах… Джебран Халиль Джебран.

Ребенок - не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
Ребенок - это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
Уважайте... чистое, ясное, непорочное святое детство! Януш Корчак

Дети и родители: лучшие статусы и высказывания, цитаты и афоризмы великих о любви к детям, правильном воспитании и счастливом детстве , про семью и детей, со смыслом.

4.8333333333333 Rating 4.83 (3 Votes)

О ребенке и детстве
Составитель: К.В. Ягнюк

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
Зигмунд Фрейд

Нет такого создания как дитя - только дитя и мать.
Дональд Винникотт

Ребенок - это ахиллесова пята взрослого: быть может, даже тот, кто на первый взгляд кажется самым сильным, боится этого правдивого существа, которое способно его обезоружить.
Франсуаза Дольто

Каждый взрослый человек имеет в своей душе тайную каморку, где хранятся реквизиты драмы собственного детства. Его дети - единственные, кто беспрепятственно могут войти туда.
Алис Миллер

В помещении, где горит одна единственная свеча, можно, одной рукой приблизясь к свету, затемнить половину помещения. Подобная ситуация складывается с ребенком: самое незначительное повреждение, причиненное ему в начале жизни, может бросить тень на всю его жизнь.
Шандор Ференци

Детские слезы становятся грустью в жизни взрослого.
Шелдон Роут

Еще до рождения возможны два направления развития: ребенок выступает либо как надежда на самореализацию родителей, либо как соперник, как уменьшение собственных возможностей.
Эдельтруд Майстерманн-Зегер

У всех нас внутри ребенок. В жизни порядок - он затих. Какие-то волнения - он реветь. И если мы сами не позаботимся о нем, не приласкаем, если вдобавок не окажется рядом кого-то, кто бы помог нам в этом... можем очутиться в больнице.
Робин Скиннер

Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, некогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека.
Дональд Винникотт

Именно ребенок имеет доступ к тому, что обладает наибольшей ценностью в мире, но поскольку он мал и физически слаб, мы навязываем ему нашу волю, какую сильные всегда навязывают слабым.
Франсуаза Дольто

Уважать ребенка - это значит предложить ему модель поведения и предоставить возможность не подражать ей. У него нет другого выхода в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».
Франсуаза Дольто

В семье дети и собаки всегда знают все, особенно то, о чем не говорят.
Франсуаза Дольто

Зачастую душевная драма детства настолько глубоко загнана внутрь, что человек вполне способен сохранять иллюзорные представления о своем якобы счастливом детстве.
Алис Миллер

Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми.
Алис Миллер

Ребенок в силу своей одаренности развивает в себе те качества, которые в нем хочет видеть его мать, что в этот момент фактически спасает ребенку жизнь (под которой он понимает любовь родителей), но, возможно, будет потом ему всю жизнь мешать быть самим собой.
Алис Миллер

Странно, что родители не понимают как раз тех вещей, которые для детей являются само собой разумеющимися, а то, что не понимают дети, для родителей является ясным как день.
Шандор Ференци

Большинство патогенных потрясений приходится на период детства. Поэтому не следует удивляться, когда человек, пытаясь объяснить происхождение своего страдания, внезапно впадает в детство.
Шандор Ференци

Когда значимые в раннем детстве люди признают факты и достижения в жизни ребенка, они тем самым ставят на них печать реальности.
Шелдон Роут

Гнев только-только начавшего ходить малыша по отношению к стоящим у него на пути препятствиям становится мощной определяющей чертой настойчивости взрослого человека.
Шелдон Роут

Нормальная мать чувствует потребность ребенка, погружаясь в свою детскость, то есть оживляя в себе собственное детство.
Робин Скиннер

Девочке, которой говорят, что мужчины - эгоистичные свиньи, так и готовые соблазнить женщину, попользоваться ею, подчинить ее, будет трудно полюбить или поверить любимому мужчине, и так же трудно ей будет отделиться от матери.
Джойс МакДугалл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА

ДЕТСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Л.Н. ГАЛИГУЗОВА

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.

Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42 % считают себя застенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73 %. Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчивых людей возникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблема уходит своими корнями в детство. В чем кроются причины застенчивости, какова ее природа?

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм - приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центр экспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьми дошкольного возраста.

Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим

людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях.

Критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели: 1) локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения - удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; 2) эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми; 3) боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях; 4) избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

Помимо анкетирования взрослых со всеми детьми проводилась предварительная "проба на застенчивость ". С этой целью организовывалась ситуация "подзывания ", в которой незнакомый ребенку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные выше особенности поведения.

Все эксперименты проводились в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.

По результатам анкетирования взрослых и предварительной пробы были составлены две выборки, в которые вошли 15 застенчивых и 15 незастенчивых дошкольников.

Все испытуемые участвовали в лонгитюдном исследовании на протяжении четырех лет. В качестве постороннего взрослого выступал экспериментатор.

Первый вопрос, который был поставлен в работе, касался выявления особенностей общения застенчивых детей со взрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностных взаимоотношений ребенка с другими людьми.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ

Поставленная задача решалась в контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм - интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативноличностное общение, на его основе в раннем возрасте складывается ситуативноделовое общение (СДО), а затем, на протяжении дошкольного возраста, складываются более сложные формы общения: внеситуативнопознавательная (ВПО) и внеситуативноличностная (ВЛО).

Ни одна из этих форм не исчезает, меняется лишь их значимость для ребенка, их место в его жизнедеятельности. В качестве важнейших параметров форм общения выступают содержание потребности ребенка, которая удовлетворяется в той или иной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие его к определенному типу общения, и соответствующие им средства коммуникации.

Исходя из положений теории генезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделены особенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.

Методика эксперимента включала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лего, мозаики (СДО); во второй - рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей - беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.

Помимо этого проводилось еще несколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил его сделать рисунок на листе губной помадой.

Другая ситуация выявляла способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. Эта ситуация называлась "Море и корабль ". В ней взрослый организовывал игрудраматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. Статистическая обработка проводилась по критерию Уилкоксона или МаннаУитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Во всех экспериментальных сериях, независимо от их содержания, у застенчивых детей были обнаружены выделенные выше общие симптомы застенчивого поведения. Эксперименты позволили расширить его феноменологию и выделить ряд дополнительных признаков застенчивости. Так, застенчивые дети оказались менее инициативными, чем их незастенчивые ровесники; часто испытывали робость, смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера; избегали взглядов в глаза; проявляли двигательное беспокойство; гораздо реже и менее развернуто обращались к взрослому или отвечали на его вопросы; большинство их инициативных и ответных действий были окрашены амбивалентными эмоциями.

Действуя в совокупности, эти симптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер. Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость, цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка в ситуативноделовом общении.

Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.

В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.

Таблица 1

Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО) у застенчивых и незастенчивых детей в целом по выборке испытуемых

Как следует из табл. 1, почти по всем параметрам выявлены статистически значимые различия между двумя выборками детей.

Ситуация "губная помада " показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногда буквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. В этой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывались даже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганно произносили: "Я не могу ", "Я не умею ", "Я не хочу ". Даже после того, как взрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просил дать ему карандаши, говорил: "Я дома так не делаю ", "Я испачкаюсь ".

Если ребенок все же преодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко, смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуации весело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.

Не меньшее смущение вызывала у застенчивых дошкольников и необходимость проявить себя в игре "Море и корабль ". Вот типичное поведение застенчивого ребенка в данной ситуации.

Сережа К., 6 лет. С интересом выслушав правила совместной игры, Сережа взялся со взрослым за руки, но его поза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности. Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, мальчик испытывал одновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла его очередь сыграть роль капитана, Сережа замер на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужные слова, но так и не смог пересилить себя, смущенновиновато глядя на экс

периментатора. На повторную просьбу взрослого остановить бушующее море, Сережа, чуть не плача, начал высвобождать свои руки из рук экспериментатора, отчаянно повторяя "Я не могу ".

Таблица 2

Число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения (% от общего числа испытуемых)

Наблюдения показали, что и в процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает большое внутреннее напряжение.

Лонгитюдный эксперимент позволил выявить возрастные особенности застенчивости у дошкольников. Оказалось, что она является стабильным феноменом. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем в наших опытах обнаружилась неоднородность проявления застенчивости в разные возрастные периоды детства. Слабее всего она проявлялась в младшем дошкольном возрасте, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам.

При этом на пятом году жизни в наибольшей степени нивелировались индивидуальные различия между детьми. Усиление застенчивости в этот период имело характер возрастного феномена. Количественный и качественный анализ показал, что выраженность застенчивости очевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общения ребенка со взрослым. Это подтверждается следующими данными.

1. С возрастом увеличилось число детей, которые проявляли застенчивость в разных формах общения. Эти данные отражены в табл. 2.

Из табл. 2 следует, что в младшем дошкольном возрасте застенчивое поведение чаще всего проявлялось в ситуативноделовом и внеситуативнопознавательном общении (29 %) и намного реже - во внеситуативноличностном общении (9 %). С возрастом число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения, резко возросло (до 68 %) на пятомшестом годах жизни и постепенно сократилось и стабилизировалось во всех формах общения к семи годам.

При этом обнаружилась тенденция к распространению застенчивости на все формы общения в целом (т.е. если ребенок четвертого года жизни проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырехпяти лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивое поведение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения.

2. Степень выраженности застенчивости оказалась связанной и с содержанием той или иной формы общения. В наибольшей степени она проявлялась в тех сферах жизни ребенка, которые находились в стадии становления. Так, на пятом году жизни, в период интенсивного формирования внеситуативнопознавательного и зарождения внеситуативноличностного общения, всплеск

застенчивости наблюдался именно в этих формах (в ВПО она повысилась в 30 раз, а в ВЛО превышала показатели всех других форм общения), а по мере их становления застенчивость ослаблялась, хотя и не исчезала совсем.

Исключение составило ситуативноделовое общение. К семи годам застенчивость проявлялась в нем ярче, чем в других формах общения. Это происходило за счет особого отношения ребенка к результативной стороне предметной деятельности и отношения к оценке, которые с возрастом становились все более важными для него. На обсуждении этого вопроса мы остановимся чуть позже.

Итак, эксперименты показали, что застенчивость проявляется преимущественно в значимых для ребенка ситуациях общения со взрослым даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Что кроется за застенчивым поведением? Можно ли выделить единое основание для его объяснения?

Для ответа на этот вопрос полученные данные были проанализированы с точки зрения возможных причин застенчивости. Выделение из экспериментальных ситуаций отдельных "эпизодов застенчивости " позволило определить смысловое ядро каждого из них. В результате такого анализа были выделены четыре основные причины застенчивого поведения.

Первая - и наиболее распространенная причина - отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Приведем пример.

Катя П., 4 года. Собирая из кубиков фигурку по образцу, девочка действовала очень осторожно, исподлобья напряженно поглядывая на экспериментатора. Иногда тихо и робко спрашивала: "Так? " В ответ на порицание Катя опускала голову, смотрела в пол, теребила колготки. Предложение помощи девочка встретила охотно, облегченно вздохнула и продолжила сборку вместе со взрослым. Удача вдохновила и успокоила ее, но малейшее замечание экспериментатора замедляло деятельность и вызывало новый всплеск робости и смущения. Закончив сборку, Катя слабо и неуверенно улыбнулась взрослому, напряженно ожидая его оценки. Получив похвалу, снова облегченно вздохнула и радостно кивнула головой.

Отношение к оценке имеет свою возрастную специфику. В то время, как маленькие дети остро и аффективно реагируют на отрицательную оценку, а в ответ на положительную выражают удовольствие, с возрастом у них формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости и смущения.

Вторая причина - собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: "Не получается ". Так же, как и в предыдущем случае, смущение может проявляться и при успешном решении задачи. Быстро выполнив задание, ребенок со смешанным чувством гордости и смущения смотрит на взрослого и произносит: "Все, собрал ".

Обе выделенные области, как правило, "идут рука об руку ": ребенок одновременно не уверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Это ярко проявляется в новых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен для застенчивых детей.

Третья причина - общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к

себе его внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом - оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности. Приведем пример.

Дима С., 3 года. Играет с машинкой рядом со сверстниками в групповой комнате. При появлении взрослого он внимательно посмотрел на него, но встретив его взгляд, смущенно отвернулся. Взрослый попросил мальчика подойти к нему. Дима улыбнулся, быстро встал, сделал несколько шагов навстречу, остановился и начал смущенно топтаться на месте, вертя в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывал на взрослого. Когда тот повторно подозвал ребенка, Дима вновь сделал два шага, затем двинулся вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, подошел и остановился в нескольких шагах от взрослого, снова отошел, затем побежал в туалет, вышел из него, издали вопросительно посмотрел на взрослого. Подошел к нему только после того, как его подозвали в четвертый раз, встал рядом и смущенно поглядывая в глаза, принялся накручивать на палец волосы.

Четвертая причина "примыкает " к третьей и отражает особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка ко взрослому, желанием общаться с ним. У пятишестилетних детей в разных вариантах внеситуативноличностного общения такая причина застенчивости встречается чаще всего. Данная форма общения включала в эксперименте два варианта: беседу о ребенке и рассказ взрослого о себе. Оказалось, что застенчивость проявлялась преимущественно в первом варианте беседы, где внимание привлекалось к личности ребенка, в то время как в ходе беседы о другом человеке ребенок расслаблялся, с интересом слушал взрослого, внимательно и сочувственно смотрел ему в глаза, задавал вопросы.

Итак, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны со сферой его собственного отношения к себе и отношения других. Какова специфика отношения к себе у застенчивых детей по сравнению с их незастенчивыми сверстниками? Для ответа на этот вопрос была проведена дополнительная серия экспериментов.

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ЗАСТЕНЧИВЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку - целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому и нелюбимому) существу, а когнитивная часть выражает отношение ребенка к успешности или неуспешности своего отдельного, частного действия или поступка. Таким образом, когнитивная часть образа себя относится к области представлений, знаний о себе, т.е. к познавательной сфере.

Образ себя имеет сложную архитектонику, состоящую из центра, или ядра, где рождается и функционирует общая самооценка, и периферии, куда поступают новые впечатления и знания человека о себе. Существует сложное взаимодействие этих составляющих, взаимно проникающих и корректирующих друг друга.

Образ себя у застенчивых детей изучался с помощью нескольких методических приемов.

Для выявления аффективной части образа себя использовалась методика В.Г. Щур "Лесенка ". В ходе беседы с ребенком выявлялось его отношение к себе в целом и к своим отдельным качествам, а также отношение к нему со стороны других людей: родителей, воспитателей и сверстников.

Особенности конкретной самооценки изучались в процессе совместной предметной деятельности ребенка со взрослым через анализ его уровня притязаний и отношение к успеху или неудаче в деятельности.

Уровень притязаний определяется нами вслед за Л.С. Славиной как те достижения ребенка, которых он хочет добиться. Они основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Такая самооценка включает в себя как целостное отношение ребенка к себе, так и его представления о своих возможностях в конкретных видах деятельности, т.е. конкретную самооценку. Она и стала объектом нашего внимания.

Уровень притязаний определялся путем выбора ребенком степени трудности задания. Взрослый объяснял ребенку, что среди трех интересных игр есть легкие и трудные и спрашивал, в какую из них он хотел бы поиграть. Ребенок делал выбор, и экспериментатор предоставлял ему возможность выполнить задание, помогая добиться успеха. После того, как задание было выполнено, взрослый хвалил ребенка и предлагал выбрать новое по степени трудности. В ходе встречи ребенок делал такой выбор трижды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Методика "Лесенка " показала, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокую общую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка.

Вместе с тем уже в три года у застенчивых детей обнаружилась тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Последняя оказалась заниженной у 27 % детей четвертого года жизни, у 46 % - на пятом году, у

69 % - на шестом году и у 75 % - на седьмом. Наиболее резкие различия наблюдались в отношении оценок детей воспитателями. У незастенчивых детей такие разрывы появились лишь на шестом году жизни. Они наблюдались редко и выражались намного слабее.

Данные об уровне притязаний у застенчивых и незастенчивых детей на основании выбора ими степени трудности задания (конкретная самооценка) показали, что уровень притязаний у застенчивых детей подвержен на протяжении дошкольного возраста большим колебаниям, чем у незастенчивых. У последних он практически не менялся (оставался на уровне 3336 % выборов трудных заданий), а у застенчивых в разные периоды жизни колебался от 9 до 36 %.

Самые низкие его показатели у застенчивых дошкольников были обнаружены на четвертом и на шестом годах жизни, самые высокие - на пятом и седьмом годах. В последнем из указанных периодов уровни притязаний у застенчивых и незастенчивых детей практически не различались (соответственно 33 и 36 %).

Парадоксальная ситуация наблюдалась у застенчивых детей на пятом году жизни: резкое возрастание уровня притязаний в деятельности и одновременно с этим - ярко выраженные проявления застенчивого поведения. В этом возрасте застенчивый ребенок в наибольшей степени пробует свои силы, заявляет о них и в то же время больше всего смущается и робеет от собственной смелости. Полученные данные, повидимому, свидетельствуют об особенно переживаемой застенчивым ребенком этого возраста потребности в уважении взрослого, которая интенсивно формируется именно в данный период.

Анализ предметной деятельности показал, что колебания в уровне притязаний и степень выраженности застенчивости не связаны с успешностью в дея

тельности. Различий по этому параметру у застенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ровесники.

Статистически значимые различия обнаружились лишь в динамической стороне деятельности. Они проявлялись в том, что застенчивые дети были более осторожны в своих действиях, чаще замедляли темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, были менее настойчивы в достижении результата. Очевидно, что этот аспект деятельности связан с особенностями общения застенчивых детей со взрослыми. Неуверенность в положительной оценке взрослого переносилась этими детьми и на отношение к своим действиям.

Другим параметром конкретной самооценки выступило отношение застенчивых детей к успехам и неудачам в деятельности. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентное переживание оценки взрослого, часто парализующее как предметную деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению к этому поиску взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

Анализ собственного отношения застенчивых детей к успеху или неудаче в деятельности показал следующее. Если в три года в репертуаре их поведения преобладали вербальные способы признания неудачи (67 % ситуаций), то к шести годам этот вид обращений постепенно сократился до 33 %, сменяясь молчаливыми формами признания своего поражения (ребенок, не ожидая оценки взрослого, всем своим обликом как бы выносил себе приговор, его действия становились замедленными и нерешительными, обращения к взрослому резко сокращались, а некоторые дети вообще замыкались в себе, не отвечая на инициативу взрослого).

Таким образом, с возрастом застенчивому ребенку становилось все труднее дать отрицательную оценку своим конкретным действиям. Незастенчивые дети относились к неудаче прямо противоположно. С возрастом у них увеличивалось число прямых сообщений взрослому о своих трудностях и возрастала настойчивость в вовлечении его в совместную деятельность.

В экспериментах очень часто наблюдались парадоксальные реакции застенчивых детей как на похвалу взрослым результата их деятельности, так и на успешный ее результат в случае, когда комментарии взрослого отсутствовали. Начиная с пятого года жизни отношение ребенка к успеху становилось все более амбивалентным (от 28 % случаев в четыре года до 72 % в шесть лет). Ребенок знал, что он сделал правильно, но радость от успеха смешивалась у него со смущением. Успех в деятельности вызывал целую гамму чувств: радость, гордость и смущение. Как правило, на прямой вопрос взрослого: "Как ты сделал? " - дети отвечали лаконично, с колебаниями и оговорками ("Хорошо, Ено не так уж хорошо "). Незастенчивые дети в случае успеха сообщали о нем гордо и радостно ("Все сделал, ни одной ошибочки ", "Все! Я говорила, что могу трудные! ", "Теперь все! Смотрите! Все! Так быстро! ").

Подводя итог анализу общей и конкретной самооценки детей, следует отметить два момента.

1. У застенчивых детей обнаруживается гораздо более ярко выраженная, чем у незастенчивых дошкольников, дисгармония в общей самооценке. На протяжении всего дошкольного возраста у них сохраняется высокая самооценка и гораздо более низкая оценка с точки зрения других людей.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение, особенно ярко проявляющиеся в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразным способам усиления своего Я (в наших экспериментах они приносили на занятие любимую игрушку и прижимали ее к себе в случаях затруднения или соглашались чтолибо делать только в присутствии сверстника). Снижение выраженности застенчивости в онтогенезе совпадает с "подтягиванием " оценки взрослого к своей собственной.

2. Конкретная самооценка застенчивых детей более низкая, чем у незастенчивых, при этом успех в деятельности не играет здесь решающей роли. Ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче. Именно поэтому в его высказываниях перед и по ходу деятельности так часто звучат слова "У меня не получится ". Формула его незастенчивого сверстника звучит иначе: "Я все равно смогу! "

Конкретная самооценка застенчивого ребенка, как правило, подвержена колебаниям на протяжении дошкольного возраста. От неуверенности к себе он переходит к высокому уровню притязаний, но затем снова резко снижает их. При этом его оценка правильности своих действий адекватна с точки зрения точности, но не адекватна с коммуникативной точки зрения: умея правильно оценить свои действия, ребенок не решается сообщить об этом взрослому.

Возвращаясь к вопросу об архитектонике образа себя, т.е. о взаимодействии его центра и периферии, можно сделать следующий вывод. Закрепившееся в центральной его части сомнение в отношении к себе взрослых снижает уверенность ребенка при оценке собственных конкретных действий. Ожидание, что его оценят хуже, чем он сам себя оценивает, сковывает ребенка, и он боится признаться не только в неудаче, но и в успехе.

В целом проведенное исследование позволило уточнить феноменологию застенчивости у дошкольников; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностномотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором "живет " другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностномотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в "уходе в себя ", а иногда в принятии "маски равнодушия ".

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

1. Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1911.

2. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

4. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1977.

6. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.

7. Штерн В. Психология раннего детства. Пг., 1915.

Поступила в редакцию 18.IV 2000 г

источник неизвестен

8

Цитаты и Афоризмы 21.04.2018

Дорогие читатели, если у вас есть дети, то на вопрос, что для вас в жизни важнее всего, вы знаете что ответить. И несмотря на то, что вместе с появлением в нашей жизни детей мы обзаводимся массой новых проблем и трудностей, с которыми не сталкивались раньше, наряду с этим дети наполняют нашу жизнь смыслом и огромной любовью.

Цитаты и афоризмы про детей емко и точно выражают чувства и мысли, связанные с детством и детьми. И, пожалуй, главная мысль, что в первую очередь они нам самим дают возможность стать лучше.

Все мы родом из детства

«Все взрослые когда-то были детьми. Только мало кто об этом помнит», – сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Цитаты о детях помогут нам вспомнить то ощущение легкости и полноты жизни, которое мы испытывали в детстве.

«Дети моложе нас, они еще помнят, как тоже были деревьями и птицами и поэтому еще способны их понимать; мы же слишком стары, у нас слишком много забот, а голова забита юриспруденцией и плохими стихами».

Генрих Гейне

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

«Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, вероятно, будет когда-нибудь опять».

Михаил Лермонтов

«Будьте сами и человеком, и младенцем, чтобы учить ребенка».

Владимир Одоевский

«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Артур Шопенгауэр

«В каждом из нас до сих пор находится трехлетний ребенок, которому страшно, который хочет только немножко любви».

Луиза Хей

«Великий человек – это тот, кто не утратил своего детского сердца».

Мэн-Цзы

Ах, детство, дни твои чисты, как кадры старой киноленты…

Цитаты и афоризмы про детей со смыслом свидетельствуют о том, что дети – это не просто маленькие человечки, которые только начинают познавать жизнь, но и шанс для нашего мира стать чуть светлее и добрее.

«Дети – вот причина, почему небо не разрушило еще мира».

Мориц-Готлиб Сафир

«Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства!»

Джон Раскин

«Ваши дети – это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не душам. Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми».

Джебран Халиль Джебран

«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст».

Виктор Гюго

«Детей нет, есть люди. Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Януш Корчак

«В игре детей есть часто смысл глубокий».

Фридрих Шиллер

«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться».

Жан-Жак Руссо

Дети – это счастье, дети – это радость…

Очень часто счастье приходит в наш дом именно с рождением ребенка. И жизнь совершенно меняется вместе с этим, становится другой, заставляет по-новому смотреть на себя, других людей, окружающий мир. И мы начинаем видеть то, чего не видели раньше. Цитаты и афоризмы про детей и счастье так ярко описывают ту радость, которую приносят в нашу жизнь дети.

«Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они и сами по природе своей – радость и счастье».

Виктор Гюго

«Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной».

Фрэнсис Бэкон

«Дети – якоря, которые удерживают мать в жизни».

Софокл

«Ребенок – это любовь, ставшая зримой».

Новалис

«Дети – это счастье, которое с годами растет».

«Счастье нельзя купить. Но его можно родить».

«Я беру твою ладошку в руку и целую венку на запястье. Я не зря испытывала муки, чтоб родить себе такое счастье».

«День со счастья начинается, счастье встало раньше всех. Счастье маме улыбается, развернув улыбку в смех».

«Когда рождаются дети, в доме исчезает порядок, деньги, спокойствие, отдых – и приходит счастье».

«Только имея детей, ты понимаешь, что существует жизнь, которая дороже твоей собственной».

Дети – цветы жизни

Цитата Антуана де Сент-Экзюпери о том, что дети – цветы жизни, которые рождаются головками вниз, знакома каждому. Максим Горький называл детей «живыми цветами земли». Потому что ребенок – это сосуд, доверху наполненный доверием к этому миру. Дети украшают нашу жизнь и придают ей смысл.

«Дети святы и чисты. Нельзя их делать игрушкою своего настроения».

Антон Чехов

«Детское состояние души проходит через всю нашу жизнь – именно оно побуждает нас искать смысл жизни, искать Бога».

Владимир Леви

«В театре жизни единственные настоящие зрители – дети».

Владислав Гжещик

«Без детей нельзя было бы так любить человечество».

Федор Достоевский

«Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным».

Антон Макаренко

«Я уверен, что если бы пришлось выбирать жить там, где детский гам не прекращается ни на минуту, или же там, где он никогда не слышен, то все нормальные и здоровые люди предпочли бы непрекращающийся шум непрекращающейся тишине».

Бернард Шоу

Беспределен только один мир – детство

Существует множество красивых цитат и афоризмов о детях. В них – вся мудрость и самая суть такой волшебной поры человеческой жизни, как детство.

«У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим».

Жан де Лабрюйер

«Дети – это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни».

Максим Горький

«Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными».

Михаил Пришвин

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».

Жан-Жак Руссо

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них».

Ян Райнис

«Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле».

Пифагор

«Детская прелесть кроется в том, что с каждым ребенком все обновляется и мир заново предстает на суд человеческий».

Гилберт Кит Честертон

«Расскажи что-нибудь детям – все до конца. А они все-таки непременно спросят: «А дальше? А зачем?» Дети – единственно смелые философы».

Евгений Замятин

Цель воспитания – развитие ребенка

Цитаты о воспитании детей дают представление, в чем именно оно должно заключаться и когда оно бывает наиболее эффективным. Ведь воспитание это не только и не столько нравоучения и чтение моралей, сколько умение понять, что на самом деле нужно детям, и предоставить им возможность для дальнейшего развития.

«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка».

Александр Герцен

«Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».

Джузеппе Мадзини

«Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

Эрма Бомбек

«Пусть первым уроком ребенка будет повиновение, – тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым».

Томас Фуллер

«Детям больше нужен пример для подражания, чем критика».

Жозеф Жубер

«Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Лев Толстой

«Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв».

Пьер Буаст

«Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказ».

Жан-Жак Руссо

«Воспитывать – самая трудная вещь. Думаешь – ну все, теперь кончилось! Не тут-то было – только начинается!»

Михаил Лермонтов

«Родители часто путают понятия «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы».

Антон Рубинштейн

«Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Уильям Теккерей

«Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».

Сухомлинский о детях и их воспитании

Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский посвятил свою жизнь детям. Советы о том, как разглядеть в ребенке личность, отражены в цитатах Сухомлинского о воспитании детей. Никогда не потеряют они своей актуальности.

«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют».

«Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком».

«Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

«Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов».

«Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие».

«Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своем поступке, я получил то, что положено».

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Воспитание личности по Макаренко

Гениальный педагог Антон Семенович Макаренко имел свой взгляд на воспитание детей. Его методика подвергалась критике и гонениям, тем не менее, по версии ЮНЕСКО, он входит в четверку людей, оказавших самое сильное влияние на современную педагогическую науку. В цитатах Макаренко о воспитании детей его виденье, как вырастить полноценную личность.

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

«Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

«Хотите развратить душу вашего ребенка? Тогда ни в чем ему не отказывайте. И со временем вы поймете, что растите не человека, а кривое дерево».

«Концентрация любви на одном ребенке – страшное заблуждение».

«Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

«Вот мы все выдумываем системы воспитания: так надо воспитывать, этак… А на самом деле у родителей и воспитателей одна задача: сохранить к 18 годам нервную систему ребенка в целости и невредимости. Жизнь положит ему на плечи такой груз, что нервы понадобятся целенькие, а мы их в клочки рвем с малых лет…»

Цитаты про детей и родителей

Отношения родителей и детей не всегда бывают безоблачны. И если вас настигла проблема отцов и детей, давайте помнить о том, что это мы, родители, в немалой степени поспособствовали их возникновению. Дети – наше отражение, и в цитатах про детей и родителей ясно прослеживается эта мысль.

«Дети и родители – одного поля ягоды, да в разное время выращенные».

Наталья Розбицкая

«Как часто дети слышат, что должны быть благодарными своим родителям. За то, что те положили на них всю жизнь, не спали ночами, да просто за то, что их родили… А вы не задумывались, сколько дети дарят родителям? Любовь, самую настоящую, радость, надежду… Как часто рядом с ребенком мы чувствуем себя умными, всесильными. Ребенок дарит нам чувство собственной значимости. Так может, не стоит ждать от детей благодарности, ведь они нам дали не меньше?»

«Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить».

«Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из более плохих детей вырастают все более хорошие родители».

Веслав Брудзиньский

«Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

Иоганн Фридрих Шиллер

«Когда дети ставят отца в тупик, он отправляет их в угол».

Валерий Миронов

«Дети никогда не слушались взрослых, но зато всегда исправно им подражали».

Джеймс Болдуин

«Когда наконец понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав».

Питер Лоренс

«Тот, кто не имеет детей, приносит жертву смерти».

Фрэнсис Бэкон

Дети – наше будущее

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли лучше, умнее, счастливее нас. Цитаты на тему о том, что дети – наше будущее, раскрывают нам весь смысл этой известной фразы.

«Ты будешь жить на свете десять раз, десятикратно в детях повторенный. И вправе будешь в свой последний час торжествовать над смертью покоренной».

«Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей».

Уильям Шекспир

«Жизнь коротка, но человек вновь проживает ее в своих детях».

Анатоль Франс

«Дети – это одна треть населения нашей страны и все наше будущее. Благодаря детям хочется жить».

Мохаммед Али

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира».

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Антон Макаренко

«Дети – живые сообщения, отправляемые нами в будущее, которое мы не увидим».

Альфред Уайтхед

«Страх за ребенка – это больше, чем страх за собственную жизнь. Это страх за свое бессмертие».

Виктория Токарева

Волшебный мир детства

Для того чтобы выразить самую суть вещей, не всегда нужно множество слов. Короткие цитаты со смыслом о детях это только подтверждают.

«Ребенок – это грядущее».

Виктор Мари Гюго

«Ребенок рождает родителей».

Станислав Ежи Лец

«Все дети мира плачут на одном языке».

Леонид Леонов

«Большинство из нас становятся родителями еще не перестав быть детьми».

Миньон Маклофлин

«Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними».

Элеонора Рузвельт

«Мы всегда выдумываем наших детей».

Вольдемар Лысяк

«Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок».

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

«Женщины делают нас поэтами, дети – философами».

Малкольм де Шазаль

«Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребенка удобным для себя».

«Одиночество ребенка наделяет куклу душой».

Януш Корчак

«Брошенные дети часто живут с родителями».

«Дети – это строгая оценка, выставляемая самой жизнью».

О детях с улыбкой

Там, где дети, там веселье и смех. И это правильно. Ведь детство – это самая беззаботная пора жизни. Пусть эта подборка смешных цитат про детей лишний раз напомнит нам об этом.