Виды и функции налогов. Экономика на ЕГЭ по обществознанию. Налоги Виды налогов и примеры обществознание

Налоги это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня.

Функции налогов:

    Фискальная – налоги поступают в бюджет;

    Регулирующая – с помощью налогов государство стимулирует или сдерживает развитие того или иного производства;

    Социальная – поддержка малоимущих слоев населения.

Субъектом налога (налогоплательщиком) называется физическое или юридическое лицо, которое обязано оплатить налог.

Объект налога – это предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, способы взимания составляют налоговую систему государства .

По объекту налогообложения выделяют прямые и косвенные налоги:

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К ним относят: подоходный налог (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13%); налог на прибыль организаций – 20%; налог на наследство (отменен); налог на имущество (устанавливается законами субъектов РФ); налог с владельцев транспортных средств .

    Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС) (ставка 10% и 18%); акцизный налог (сигареты, алкогольные напитки, бензин, нефть, автомобили, ювелирные изделия).

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный налог, прогрессивный налог и регрессивный налог:

    при пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода.

    при прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

    при регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

В 1992 г. в РФ был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

В РФ действует трехуровневая система налогообложения:

    Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета;

    Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации.

    Третий уровень – это местные налоги, налоги городов, поселков. Они устанавливаются местными представительными органами власти.

Недостатки современной системы налогообложения в РФ:

    большое количество налогов и сложность их подсчета,

    высокий уровень налогообложения,

    постоянные изменения в налоговом законодательстве.

Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято пони­мать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появи­лись с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.

Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работ­ники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и соци­альная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных де­нежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все гражда­не нашей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода).

Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, сле­довательно, в конечном счете - с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость).

Виды налогов

В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала форми­роваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспростра­ненные в мировой практике налоговые системы и включает:

    федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина);

    налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и т.д.);

    местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на вмененный доход и др.).

Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализо­вать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.

2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из вла­стей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в га­рантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышен­ ной стабильности.

Конституция (от лат. constitutio -установление, учреждение) - это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотноше­ния органов государственной власти и управления.

Конституция призвана выражать интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности госу­дарственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Конституция выполняет несколько функций, в том числе учредительную, организаторскую и юри­дическую. Учредительная функция выражается в том, что конституция либо закрепляет то, что уже су­ществует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных от­ношений, созревших в обществе, учреждая для них соответствующую нормативную базу. То есть учредительные начала конституции проявляются и по отношению к политической системе общества в целом, и по отношению к системе государственных органов.

Организаторская функция Конституции заключается в том, что она стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на дея­тельность в духе Основного закона.

Конституция носит основополагающий характер, так как она регулирует наиболее важные обще­ственные отношения, является базой развития общества. Ее задачей является раскрытие и закрепле­ние самого главного в общественных отношениях. Одновременно конституция должна выражать ин­тересы народа.

Чтобы созданные Конституцией новые общественные отношения заработали в полную силу, этот документ должен действовать достаточно долго и быть стабильным. Стабильность, являясь одной из основных черт конституции, означает длительность ее действия без внесения существенных измене­ний. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильность конституции обеспечивается и услож­ненным порядком внесения изменений в Основной закон.

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их мо­ жете разрешить?

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента - это учеба, для солдата - служба, для профессора - преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сы­ном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигае­мыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, ста­тус учителя и т.д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответст­вующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть социальная роль личности - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, кото­ рый ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (на­пример, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер.

Ролевая идентификация - это процесс усвоения образцов поведения, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ро­лями. Совокупность таких социальных ролей называется ролевой системой. Уильям Шекспир такое состояние гениально описал:

«Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль».

Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В каче­стве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их успешному выполнению членами общества возможно и нормальное функциони­рование общества в целом.

Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обязан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выполняет роль покупателя, в театре - роль зрителя и т.д.

Многообразие социальных ролей может стать причиной межролевых конфликтов. Например, тя­жело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не имеет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социаль­ных ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно при­менять свои способности.

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию - экономическую.

Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода - на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.

Третий уровень - это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.


| |