Упражнения на развитие наблюдательности. Как развить свое внимание — эффективные советы. Чем отличается распределение внимания от переключения

Внимательность - это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

Диссонанс восприятия

Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса вырабатывает внимательность и .

Круг и треугольник

Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

Помни меня

Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

Найди отличия


Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

Прочувствовать весь спектр

Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков. Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.

Найди слово


В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.

Создать дополнительную мотивацию

Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.

Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.

Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с необходимостью развивать внимательность у своего ребенка. Ведь успешного обучения без этого не получится. Ребенку 7-8 лет в силу возрастных особенностей еще тяжело долго концентрировать свое внимание. Однако ученики, которые уже справляются с этим, гораздо быстрее и легче решают, поставленные учителем, задачи. В развитии внимательности могут помочь особые игры и интересные упражнения.


Каким бывает внимание?

Принято выделять три типа внимания:

  1. Непроизвольное – появляется неожиданно, само по себе. Это ответ на яркое, броское, издающее много шума, вызывающее интерес, но быстро пропадает, как только предмет становится обычным. Такой тип внимания преобладает у детей до 7 лет.
  2. Произвольное внимание – кроха учится контролировать себя, делая уже не то, что интересно ему в данный момент, а то, что необходимо. Он учится сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче. В период начала обучения в школе произвольное внимание начинает развиваться.
  3. Послепроизвольное внимание появляется, когда малыш уже увлекся выполнением задания и ему не нужно никаких усилий для сосредоточения на нем.

Также внимание подразделяют на зрительное, слуховое и моторно-двигательное.

Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения.


Особенности проведения занятий

  • Выбирайте подходящее время. Не стоит отвлекать малыша, если он чем-либо увлечен. Лучше подождать пока он закончит свою деятельность.
  • Попросите домочадцев не беспокоить вас и кроху во время занятия.
  • Пусть ребенок перед началом занятия выполнит первостепенные нужды: попьет, сходит в туалет, уберет игрушки.
  • Применяйте нестандартные способы для того, чтобы увлечь кроху. Лучше если они будут сопровождаться большим количеством положительных эмоций с вашей стороны. Упражнения должны быть интересными, понятными и доступными.
  • Начинайте с пошаговых инструкций к выполнению. Следите за тем, чтобы ребенок до конца выполнял каждый пункт задания.
  • Контролируйте свои эмоции. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не стоит критиковать ребенка, ругать, повышать на него голос. Поощряйте, хвалите, улыбайтесь, говорите ласковые слова, оказывайте необходимую помощь, если требуется.
  • Все психические функции взаимосвязаны между собой. Чем лучше у ребенка будет развита речь и память, тем легче ему будет концентрироваться на чем-либо. Поэтому необходимо позаботиться не только о развитии внимательности малыша, но и о его общем интеллектуальном развитии - тренировать память , развивать речь.
  • Очень важна систематичность и регулярность занятий. Занятиями «раз от разу» вы вряд ли сможете добиться успехов.



Полезные игры и упражнения

Для повышение концентрации внимания.

Корректурная проба

Предложите ребенку лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Шрифт должен быть крупный. Попросите малыша найти в тексте как можно больше одной и той же буквы (к примеру, буквы «а») и зачеркнуть ее карандашом. Задание выполняется на время. Ребенок 7-8 лет за 5 минут должен успеть просмотреть 350-400 знаков и должен допускать не более 10 ошибок. Родитель при этом должен контролировать кроху, наблюдая за тем, чтобы он осуществлял поиск строго по строчкам. Занятиям необходимо посвящать 7-10 минут каждый день. Постепенно его можно делать сложнее, увеличивая количество букв до 5.


Зашифрованное письмо

Малышу предлагается лист бумаги с набором букв русского алфавита. Среди них необходимо найти слова.


ИПАОДРОТПМАМАНГШГЩЛДПСВАЩЛРПАКЕТЫКПЬООПСРКЫУЦЫЛОЮТВЫЕГЛАЗАШИАНИСВЖСФУТОРАКРЛОЖКАТМВСВРОДШВЫВЧСМИЬЮЮДМОЛОКОНУКЦЙАЬЬИМВНЛШДСВРОДЖДЖВ

  • Лабиринты разных уровней сложности.


  • Графические диктанты – рисунки по клеточкам.

Моторно-двигательную внимательность и умение переключаться развивают следующие игры.


Игра «Съедобное-несъедобное»

Задача ведущего – кидать мяч игрокам называя при этом слова. Если ведущий назвал съедобный предмет, то игроку необходимо мяч поймать, если же несъедобный – мяч отталкивается.


Пианино

Игроки усаживаются рядом друг с другом и кладут руки на колени соседей справа и слева. Нужно поочередно хлопать ладонями в заданном темпе. Первый и последний игроки хлопают по колену дважды, и игра продолжается в обратном порядке. Игрок, который пропустил свой хлопок или сбился с темпа, выбывает из игры.


Запретное движение

В начале игры все игроки договариваются о каком-либо движении, которое будет запретным, т.е. повторять его нельзя. Далее ведущий в быстром темпе показывает игрокам различные движения, которые они должны за ним повторить. Игрок, который повторил запретное движение – становится ведущим.


Игра «Пол-нос-потолок»

Попросите ребенка показывать то, что вы называете. Называйте и показывайте вместе с ним. Когда малыш начнет с легкостью справляться с заданием в быстром темпе, усложните его. Теперь вы можете называть одно, а показывать другое. Он должен показывать только то, что вы говорите.

Для слуховой внимательности:


Найди пару

Необходимо взять четное количество одинаковых непрозрачных бутылочек. Наполните их парами разным содержимым. К примеру, две бутылочки – песком, еще две – мелкими камнями, еще две – рисом, следующие можно наполнить монетками, различными крупами – горох, фасоль, манка, веточками, шелестящими обертками от конфет. Вариантов можно придумать множество. Возьмите себе по одной бутылочке с каждым наполнителем, а вторые отдайте крохе. Потрясите одну из ваших бутылок, малыш должен внимательно послушать звук, который она издает. Теперь попросите ребенка среди своих бутылочек найти пару по звуку вашей.

Маленьким детям можно предложить найти одинаковые рукавички.


Прохлопывания

Попросите кроху прохлопать за вами предложенный ритм. Постепенно усложняйте задачу.


Угадай звучащий предмет

Продемонстрируйте ребенку звучание различных предметов. Это могут быть деревянные ложки, погремушки, различные музыкальные инструменты. А теперь попросите его отвернуться и отгадать, что звучит.

Зрительную внимательность развивает:


Запомни и скажи

Разложите перед малышом 5 разных игрушек и попросите его запомнить их. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек. После того как кроха откроет глаза, он должен назвать какой игрушки не хватает. Постепенно задачу усложняйте, увеличивая количество игрушек до 10. Эту игру можно провести и в другом варианте. Игрушку необходимо не прятать, а менять местами их порядок.


Дидактическая игра «Парные картинки»

С помощью такой игры ребенок быстро научиться искать похожие картинки. Игра - лучший метод изучить с ребенком какие-то правила, стихи и развить внимание. Но! Как только ребенок будет уставать, игру следует прекратить и продолжить через несколько часов или на другой день.


Повтори последовательность

Вырежьте из цветного картона различные геометрические фигуры. Они должны отличаться по форме, цвету и размеру. А теперь выложите перед ребенком определенную последовательность из них и попросите его запомнить. Далее необходимо смешать все фигуры в одну кучку и попросить кроху повторить ту последовательность, которая была перед ним. Начинайте с 5 фигур. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая их количество.

Каждое мгновение мозг получает множество сигналов как от внешнего мира, так и от внутренних органов. Наша психика просто не способна реагировать на все эти звуки, запахи, зрительные и тактильные образы, ощущения и световые волны. Да это и не нужно. Мы выделяем из всего потока информации лишь важное, значимое или яркое. То, на что обращаем внимание.

Внимание определяется как сосредоточение сознания на определенном объекте. Это особый познавательный процесс, отличающийся от всех остальных тем, что он не имеет собственного содержания и существует как бы внутри других психических явлений:

  • памяти,
  • мышления,
  • восприятия,
  • движения и т. д.

Но несмотря на «несамостоятельность», внимание – очень важный процесс. Уровень его развития влияет и на качество мыслительной деятельности, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на четкость движений. От внимания зависит эффективность любой деятельности и безопасность человека.

Глубинной, психофизиологической основой внимания является доминанта – преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга. Он возникает от воздействия самого сильного или значимого раздражителя и буквально подавляет другие очаги возбуждения, заставляя человека сосредотачиваться на главном, первостепенном.

Представьте, что вы читаете интересную книгу или смотрите увлекательный фильм. Вы настолько погружены в этот процесс, что не замечаете ничего вокруг, можете не прореагировать, даже если кто-то окликнет вас по имени, хоть имя для человека является очень сильным раздражителем. Так работает непроизвольное внимание, основанное на интересе. Вас может отвлечь от чтения более сильный раздражитель, например, громкий звук хлопнувшей двери, и происходит переключение внимания на другой объект.

Внимание всегда избирательно и вычленяет из окружающего мира объекты, имеющие для нас особое значение:

  • связанные с интересами и увлечениями;
  • имеющие отношение к потребностям, в первую очередь витальным (жизненно важным);
  • сильные раздражители: громкие звуки, яркие вспышки света, резкие запахи, удары, толчки, боль и т. д.;
  • резкая, неожиданная смена обстановки: новая мебель в квартире друга, выпавший поутру снег за окном, яркий плакат на стене дома.

Это касается непроизвольного внимания, которое возникает как бы само по себе и не требует усилий для его поддержания. А как заставить себя сосредоточиться на чтении скучного учебника, официальной бумаги, на выполнении нудных, неинтересных, но необходимых действий? Ведь если просто заставлять себя концентрировать внимание, то мозг быстро устанет, мысли начнут разбегаться или неудержимо захочется спать.

Когда говорят о необходимости развития внимания, то имеют ввиду произвольное внимание, требующее усилий для его поддержания.

Как научиться управлять произвольным вниманием

Допустим, вы бы хотели стать более внимательными и сосредоточенными, даже когда выполняете скучную работу. Это вполне понятное желание. Но внимание – сложный процесс, обладающий многими свойствами, которые в жизни и деятельности имеют разное значение. Поняв, как работает внимание, в чем оно проявляется, можно научиться им управлять. Это требует меньше усилий и времени, чем упражнения тренингов, но не менее эффективно.

Устойчивость внимания

Это способность продолжительное время сохранять сосредоточение на одном объекте. Если объект вам неинтересен, скучен или однообразен, то поддерживать устойчивое внимание сложно и утомительно. Как показывают исследования, при пассивном поведении человека произвольное внимание сохраняется всего 5–7 секунд. Что вам поможет в этом случае:

  1. Заинтересованность. Любой даже самый скучный учебник содержит полезную информацию. Попробуйте не просто читать, а постараться связать информацию со своими интересами, профессиональной деятельностью и т. д. Если это удастся, то возникнет психическое явление, которое называют послепроизвольным вниманием. Так же как и непроизвольное, оно не требует волевых усилий для поддержания.
  2. Активная мыслительная деятельность. Постарайтесь не просто читать или выполнять бессмысленную на ваш взгляд работу, а найти в ней смысл, начать думать, анализировать информацию. Читая, комментируйте текст, спорьте с автором, выделяйте главное, иронизируйте над тем, что кажется вам ненужным или нелепым. То есть заставляйте мозг работать, и он будет поддерживать вашу сосредоточенность.
  3. Поиск разнообразия. Найдите в объекте, на котором нужно сконцентрировать внимание, что-то необычное, яркое, неожиданное. Вы считаете, что ничего неожиданного в скучном документе нет? А вы постарайтесь найти, сделайте это увлекательной игрой.

Используя такие приемы, можно удержать произвольное внимание уже не 5-7 секунд, а до 20 минут, а если возникнет заинтересованность, а с ней и послепроизвольное внимание, то значительно дольше.

Объем внимания

Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. В этом нет ничего сверхъестественного, даже нетренированный человек в сфере своего внимания способен удерживать 5–9 разнородных, не связанных друг с другом объектов. А если между ними есть логическая связь или они объединяются в целостную конструкцию, то таких объектов может быть значительно больше. Например, в тексте мы воспринимаем не отдельные буквы, а слова или даже целые предложения.

Правда, тут есть ограничения: контролировать мыслительную деятельность вместе с внешней, предметной можно, а вот решать одновременно две задачи, требующие разной умственной работы, значительно сложнее, а иногда и вообще невозможно. Скажем, можно обдумывать план статьи и мыть посуду, а вот читать книгу и параллельно совершать арифметические действия, увы, не получится.

Для того чтобы увеличить объем своего внимания, необходимо соблюдать 2 условия.

  1. Научиться воспринимать объекты, требующие внимания, взаимосвязано, создавать из них воображаемые композиции или объединять их какими-то общими признаками и логическими связями.
  2. Не менее важное условие – включение объектов внимания в деятельность и развитие профессиональных навыков. Например, опытный водитель за рулем без особых усилий одновременно следит за дорогой впереди и в зеркале заднего вида, за показаниями приборов, улавливает нюансы звуков мотора, да еще и слушает пассажира. А хороший учитель не только рассказывает учебный материал и пишет на доске, но и замечает все, что делают в классе его 30 учеников.

Распределение внимания

Это свойство тесно связано с его объемом. Чем лучше мы умеем распределять внимание между различными объектами, тем больше его объем. Именно эта способность дает нам возможность делать несколько дел одновременно.

Способность к распределению внимания зависит не только от тренировки и профессионализма, но и от индивидуальных психологических особенностей.

  • Человеку с подвижной нервной системой и быстрой реакцией легче распределять внимание, зато у него возникают проблемы с концентрацией и устойчивостью.
  • А человек флегматического темперамента дольше сохраняет высокую концентрацию внимания, но с трудом справляется с его распределением и переключением.

Впрочем, есть методики, которые помогут выработать навыки переключения, распределения и устойчивости внимания.

Упражнения по развитию внимания

Как вы уже поняли, сложно говорить о развитии внимания вообще. Эту комплексную задачу можно решить, выполняя упражнения, направленные на улучшение различных свойств этого психического процесса.

Концентрация и устойчивость внимания

Упражнение 1

Возьмите какой-то небольшой и не слишком сложный предмет, например, карандаш или даже собственный палец. Засеките время и сосредоточьте внимание на его кончике. Старайтесь ни на что не отвлекаться, и как только почувствуете переключение внимания (например, в голове возникнет какая-то посторонняя мысль), сразу прекратите упражнение и запишите время, которое прошло с момента его начала.

А теперь повторите это упражнение, только концентрируя внимание, например, на карандаше, старайтесь внимательно и осмыслено его рассматривать:

  • как заточен грифель;
  • какого он цвета;
  • какие есть оттенки;
  • какого цвета рубашка;
  • какие на ней сколы, царапины и т. д.

Чем больше деталей и нюансов вы обнаружите, тем дольше удержите концентрацию внимания. Обратите внимание, как изменилось время сохранения устойчивого внимания.

Упражнение 2. Тренировка слухового внимания

Сядьте поудобнее, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало, расслабьтесь, закройте глаза и прислушайтесь. Сосредоточьтесь на звуках, которые вас окружают.

Даже если вам кажется, что в комнате абсолютно тихо, то вы поторопились с выводами – абсолютной тишины не бывает. Будьте внимательнее и вы услышите звуки. Постарайтесь их идентифицировать, сосредоточьтесь на каком-то одном. Упражнение прекращайте, как только начинаете отвлекаться или… засыпать.

Улучшение объема внимания

Упражнение 1

В течение нескольких секунд посмотрите на какой-то предмет или человека. Затем отвернитесь и постарайтесь максимально подробно во всех деталях описать объект вашего наблюдения. Затем вновь повернитесь и определите, что ускользнуло от вашего внимания.

Это упражнение хорошо помогает развивать и кратковременную память, которая непосредственно связана с объемом внимания.

Упражнение 2

Попросите кого-нибудь разложить на столе 15–20 небольших разнородных предметов (карандаш, игрушку, часы, расческу и т. д.). Подойдя к столу, в течение нескольких секунд посмотрите на предметы, затем отвернитесь и назовите, то, что видели. Сколько сумели запомнить? Если больше 7 предметов, то у вас хороший объем внимания.

Распределение внимания

Упражнение 1

Возьмите лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Одновременно постарайтесь нарисовать на листе разные геометрические фигуры, например, правой рукой треугольник, а левой круг.

Упражнение 2

Возьмите лист бумаги и ручку, включите аудиозапись книги или рассказа и начинайте записывать все, что с вами произошло вчера как можно подробнее. Через 10–15 минут остановитесь, прочитайте, что вы написали и перескажите содержание прослушанного отрывка.

Эти упражнения помогут улучшить характеристики вашего внимания, но помните, что любые навыки вырабатываются только благодаря упорным тренировкам. Поэтому упражнения надо выполнять многократно и желательно ежедневно.

Внимание бывает:

    Непроизвольным

    Когда мы сосредотачиваемся на чем-то необычном и интересном

    Произвольным

    Для того, чтобы сконцентрироваться, нам приходится прилагать усилия.

    Послепроизвольным

    Если поначалу человек не проявляет внимания к чему-либо, а потом возникает интерес.

Как развить внимание

Способность концентрироваться на чем-либо зависит от вашего самочувствия. Поэтому, чтобы тренировки были эффективными, необходимо:

  • Высыпаться . При недосыпании мы не способны удерживать внимание даже на самых простых вещах, особенно если это происходит регулярно;
  • Правильно питаться. Избыток жирной, сладкой пищи в рационе, переедание вызывает апатию и лень. Необходимо употреблять больше круп, и фруктов, твердых сортов сыра;
  • Гулять на свежем воздухе. Вместо того, чтобы ехать пару остановок на маршрутке, прогуляйтесь с работы пешком;
  • Занимаясь умственным трудом, не забывайте проветривать помещение. Это способствует улучшению кровообращения, в том числе и мозга;
  • Заниматься спортом. Это способствует активизации организма, устраняет сонливость;
  • Не забывайте об отдыхе и расслаблении. Без этого тренировка внимания пользы не принесет.

Как тренировать внимание

Ритм современной жизни не позволят нам уделять много времени тренировкам. Даже при всей занятости вполне реально с помощью простых упражнений тренировать память и внимание.

Вот некоторые упражнения для повседневного использования, которые будут способствовать улучшению мыслительных процессов:

  • Покупая что-нибудь в магазине, пробуйте подсчитать сумму покупок мысленно, не заглядывая в чек;
  • Во время прогулки, по дороге на работу или с работы запоминайте номера двух-трех проезжающих мимо машин. Попробуйте воспроизвести в памяти эти цифры спустя 10 минут;

  • Чтобы сконцентрироваться на каком-либо занятии, устраните все вокруг себя, что может раздражать и отвлекать. Нет необходимости создавать полную тишину вокруг. При умеренном городском шуме и негромкой музыке можно эффективно работать;
  • Если вы любите смотреть сериалы, запоминайте фамилии актеров. Перед началом новой серии напишите их на бумаге и проверьте, правильно ли вы запомнили;
  • Еще один способ активизировать мозговую деятельность – это попытки поменять руки. Например, для правшей, нужно попробовать держать ложку или расчесать волосы левой рукой;
  • Пробуйте ходить по дому в темноте, или просто закрыв глаза. Это не очень просто, но зато способствует тренировке внимания и памяти;
  • Просматривая телепередачи, выключайте звук, пробуя по губам понять происходящее на экране. После нескольких таких тренировок, это задание станет для вас очень легким;
  • , покупая кондиционер для белья, дезодорант попытайтесь определить по запаху, какие компоненты содержат эти средства;
  • Для тренировки мозга, памяти и внимания иногда меняйте привычный маршрут. Возвращайтесь домой с работы другой дорогой, даже если это займет больше времени, но вам и вашему мозгу гарантированы новые впечатления;
  • Займитесь . Достаточно ежедневно запоминать по три слова, можно из разных языков. Такое упражнение замечательно тренирует память и внимание;

  • Запоминайте тексты песен, анекдоты. Отличной интеллектуальной гимнастикой является разгадывание кроссвордов;
  • Очень полезно много читать. Лучше всего выбирать издания, дающие не только информацию, но и эмоции. Развивать внимание хорошо технической и научно-популярной литературой, книгами о путешествиях;
  • Сконцентрировавшись на каком-то задании, не позволяйте себе отвлечься на что-либо, даже мысленно, пока не завершите работу.

Упражнения для развития внимания

Для выполнения следующих упражнений вам понадобится немного свободного времени. Такие занятия развивают концентрацию и внимание, учат сосредотачиваться на выбранном объекте в течение длительного времени, не переключаясь на посторонние мысли.

  • Упражнение 1. Нужно сосредоточить взгляд на кончике любого пальца. Старайтесь удержать внимание в течение 2 минут и при этом не отвлекаться. Чтобы усложнить задание, при просмотре интересной телепередачи, наблюдайте, как двигается секундная стрелка на часах в течение 5 минут. Для достижения максимального эффекта, тренироваться нужно ежедневно или хотя бы три раза в неделю;

  • Упражнение 2. Закройте глаза, сконцентрируйтесь на собственном дыхании. Этот способ позволяет расслабиться, успокаивает, отвлекает от посторонних мыслей;
  • Упражнение 3. Выполняется непосредственно перед сном. Нужно взять лист с напечатанным текстом, по центру нарисуйте крупную точку зеленым фломастером или карандашом. Сосредоточьте на ней взгляд, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли и происходящее вокруг. Упражнение должно выполняться не менее пяти минут, после чего сразу ложиться в постель. Такое занятие хорошо отвлекает от неприятных мыслей, помогает уснуть. Выполнять нужно ежедневно 2-3 недели;
  • Упражнение 4. Способствует развития и тренировке слухового внимания. Выделите восемь минут в день, в течение которых нужно концентрироваться на звуках, окружающих вас. Лучше всего, если это будут звуки природы;
  • Упражнение 5. Нужно взять несколько баночек или бутылочек разного цвета и формы, расставить в определенном порядке. Потом их перемешивают и пытаются поставить так же, как они стояли изначально. Для занятия подойдут также игральные карты, детские кубики;
  • Упражнение 6. Увидев незнакомую картину, задержите на ней внимание в течение 4-5 секунд. Потом отвернитесь, и попробуйте перечислить все увиденные объекты.

10 запомненных элементов – это отличный результат. Если можете вспомнить 5-9 деталей, то ваше внимание на достаточном уровне. Меньше 5 – необходимо продолжать развивать внимание.

  • Упражнение 7. Нужно положить перед собой несколько разных предметов и накрыть их чем-нибудь. Затем снять покрывало, сосчитать до 10 и снова накрыть. Теперь необходимо описать каждый из предметов как можно подробнее. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число предметов.

Достичь максимального эффекта можно, регулярно выполняя такие упражнения.

Кроме того, вы убедитесь в том, что концентрировать внимание на простых вещах не так и просто. Все дело в том, что длительно сосредотачиваться нам проще на динамичных и изменчивых объектах, а однообразие очень утомительно.

Тренировка внимания на работе

Свой рабочий день можно разнообразить приятными и полезными упражнениями, которые помогут отдохнуть, отвлечься от работы и настроиться на плодотворную трудовую деятельность. Заниматься можно в обычном офисе, дополнительное оборудование для этих упражнений не требуется:

  • Встав около двери и повернувшись лицом к помещению, осматривайте его в течение 10 секунд. Когда пойдете на обед, воспроизведите в памяти все объекты, которые удалось запомнить. Повторяйте это каждый день, запоминая все происходящие в кабинете изменения;

  • Напишите на листке или напечатайте двадцать цифр. Попробуйте обнаружить в них последовательность из нескольких цифр, дающих в сумме 18. (Например: 52796528644584328879);
  • Найдите два карандаша разного цвета. Взяв их по одному в каждую руку, попробуйте максимально точно нарисовать две геометрические фигуры: круг и треугольник. Делать это нужно обеими руками сразу, повторить не менее 10 раз. Упражнение полезно для развития моторики рук, а также концентрации внимания;
  • В середине рабочего дня попытайтесь воспроизвести в памяти людей и предметы, увиденные вами утром. Пробуйте вспомнить мелкие детали: цвет галстука, украшения на коллеге, расположение предметов.

«Ой, я такая невнимательная!» - всплескивают руками молодые девушки. До поры до времени это даже умиляет окружающих, но потом начинаются проблемы, и перед нами встает вопрос, как развить внимательность, потому что рассеянность не позволяет повысить эффективность работы.

Внимание и внимательность

Психология рассматривает внимательность, как свойство личности, полагая, что без него дальнейшее развитие личности будет невозможным. Человек, не умеющий сосредоточится на актуальном для себя предмете, не сможет эффективно работать над задачами и проблемами. Поэтому тренировка внимательности обязательна для тех, кто испытывает явный недостаток этого качества.

Как повысить внимательность? Считается, что все начинается с общей привычки проявлять внимание ко всему, что происходит в жизни. Многие специалисты рекомендуют стараться отказываться от механических действий, проявляя внимание к тому, что и как мы делаем. Постепенно такое внимание ко всем жизненным процессам перерастает во внимательность и способность сконцентрироваться в любой необходимый момент. Но это только один из способов, как улучшить свою внимательность. А вообще выработать это качество можно с помощью разных методов.

Как развить внимательность у взрослого?

С одной стороны то, что взрослые люди задаются вопросом, как тренировать внимательность, неправильно – научить их этому должны были родители и воспитатели в детском саду. А с другой стороны, что же делать человеку, которому в детстве эту способность привить не смогли, а теперь она ему очень нужна? Ответ очевиден – изучать способы, как развить внимательность и не забывать ее тренировать.