Умные игры по русскому языку. Интеллектуальная игра по русскому языку. Исправь ошибки, вставь буквы

для учащихся 5-7 классов

«Счастливый случай»

Цели : 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование: материалы, средства : бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

I . Вступительная часть

1. Учитель:

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

II . Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. (Название.)

Представление жюри

Вопросы для первой команды

    Сколько букв в русском алфавите? (33 )
    2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка )
    3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое )
    4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6 )
    5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3 )
    6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? (Существительное )
    7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы )
    8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка )
    9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха )
    10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст )
    11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква )
    12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень )
    13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е , ё , я , ю . (Разделительный твердый знак )
    14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог )

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит )
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные )

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10 )
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6 )
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? (Прилагательное )
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра )
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2 )
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы )

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол )

11. Подберите синоним к слову верный . (Преданный ).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим )

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание )
14. Сколько согласных в слове денёк ? (3 )

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу по три вопроса, подготовленных заранее.

4. Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов»

5. Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как …. (сорока)

Здоров, как… (бык)

Нем, как … (рыба)

5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:

Умный человек слова на ветер не бросает.

6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица оперением,

таковы и речи.

6. Пятый гейм: «Тёмная лошадка».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда – гусеница

7. Шестой гейм: «Ералаш»

Это что за ералаш?

Тут из слов сварили кашу…

Посоветую я вам:

Всё расставить по местам!

Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий.

Задача: узнать слова. Кто быстрее.

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)

8. Седьмой гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы первой команде.

    Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

    Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

    Назови синоним слова актёр . (Артист)

    Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

    В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

    Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

    Что означает имя Виктор? (Победитель)

    Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

    Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

    Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

    Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

    Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

    Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

    В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

    Я – синоним осьминога,

а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)

    Что означает имя Екатерина? (греческое) - чистота, благопристойность).

    Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

    Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.

Вот и подходит к концу игра.

9. Подведение итогов.

10. Награждение победителей.

«Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Представление команд

1 балл

Первый гейм:

Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

по 1 баллу за правильный ответ

Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов»

3 балла

Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

по 1 баллу за правильный ответ

Пятый гейм: «Тёмная лошадка».

по 1 баллу за правильный ответ

Шестой гейм: «Ералаш».

по 1 баллу за правильный ответ

Седьмой гейм: «Гонка за лидером».

по 1 баллу за правильный ответ

Итог.

Северо-Казахстанская область Акжарский район Киевская средняя школа

Интеллектуальная игра по русскому языку для 6-8 классов

Выполнила учитель русского языка и литературы

Жакупова Г.Г.

2013

Цели:

    повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, морфемика, культура речи);

    совершенствование умений отбора и анализа языкового материала;

    привлечение интереса к языковым явлениям.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Класс делится на три команды, к игровым местам выхо дят игроки (по одному из каждой команды), и каж дый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. Желательно, чтобы все уча щиеся класса поочередно побывали на игровом месте. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем слож нее вопрос, тем больше очков он приносит игро ку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопро са, после чего ему зачитывается или показывается вопрос. Участник, верно ответивший на выбран ный им вопрос, приносит своей команде количество очков, равное цене вопроса. И наоборот: участник, давший неверный ответ, теряет эти очки. Если пра вильный ответ дает другой игрок из тройки, то очки получает его команда. Среди вопросов каждого ра унда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке». Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав боль шее количество очков, и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество очков, которое он «заплатил» за вопрос (если же ответ дан неверно, команда теряет эти очки). «Кот в мешке» - вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию от дать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает (письмен но) на вопрос оставшейся категории. Перед озву чиванием вопроса игроки объявляют свои ставки (разумеется, ставка не может превышать набран ное командой количество очков). Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме очков, в противном случае поставленные очки снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количест во очков.

Буквы и звуки 100 200 300 Фразеология 100 200 300

Значение слова 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Буквы и звуки»

1. Прочитайте слово лён по звукам справа нале во (100 очков).

Ответ: ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод (200 чков)?

Ответ: один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова (300 очков):

С глухим траву она срезает, Со звонким - листья объедает.

Ответ: коса - коза.

1. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его. (100 очков)

Ответ: слово шапка входит в состав фразеологизмов на воре шапка горит.

2. В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал. Что же такое аз? (200 очков)

Ответ: аз - первая буква кириллицы.

3 . Вопрос-аукцион . Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту - хорошую крысу. (300 очков)

Ответ: Большому кораблю - большое плавание.

Категория «Значение слова»

1. «Кот в мешке» (100 очков).

Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. На зовите ее.

Ответ: памятник букве Ё был поставлен на ро дине ее автора Н.М. Карамзина.

2. Можно ли сказать: Я поднял тост?( 200 очков)

Ответ: можно, если тост - кусочек жареного хлеба.

3. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее? (300 очков)

Ответ: маренго - оттенок черного цвета, все остальные - оттенки синего.

Все мы ошибаемся 100 200 300

Части речи 100 200 300

Мы полиглоты 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Все мы ошибаемся»

1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот, вот кричит:

«Не трожь тех, кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош - Загляденье просто!

(100 очков)

Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).

2. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

В каком слове нарушена литературная норма? (200 очков)

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.

3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Как давно, как давно звучала музыка там..

В каком слове нарушена литературная норма? (300 очков)

Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщица на предпоследний слог (литературная норма - танцовщица).

Категория «Части речи»

1. Какая змея может быть наречием? (100 очков) Ответ: уж.

2. Мыло, мороженое, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (200 очков)

Ответ: одно (плачь - глагол, существительное плач пишется без мягкого знака).

3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте ? (300 очков)

Ответ: девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие - причастия, перешедшие в существительные).

1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей - «мужественный», Макар - «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо . (100 очков)

Ответ: макароны (подсказка дана в вопросе).

2. «Кот в мешке». Решите шараду и назовите слова . (200 очков)

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким - имя существительное.

Ответ: шесть - жесть.

3. Вопрос-аукцион.

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (300 очков)

Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользоватись при обмене пленными.

К истокам слова 100 200 300

Русская грамматика 100 200 300

Состав слова 100 200 300

1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок? (100 очков)

Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ, ср. юстъ - угощение, тесть - теща).

2. В какой день недели человек идет на шабашку? (200 очков)

Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить - поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша - еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже - шаббат).

3. Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это? (300 очков)

Ответ: апельсин

/. Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (100 очков)

Ответ: победить.

2. Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (200 очков)

Ответ: бежать - разноспрягаемый глагол.

3. Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными? (300 очков)

Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).

/. Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (100 очков)

Ответ: в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных -ик.

2. Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать? (200 очков)

Ответ: две: недо- и по-.

3. «Кот в мешке». Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (300 очков).

Ответ: все очки.

(ф и н а л ь н ы й)

1. Имена.

2. Города и горожане.

3. Молодежный жаргон.

4. Женский род.

5. Ударение.

6. Афоризмы.

7. Другие языки.

ВОПРОСЫ

1. Имена

Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

Ответ: Варвара.

2. Города и горожане

На конкурсе молодых исполнителей мы услышали такой диалог:

Я здесь с одним вяткинцем познакомился - отлично играет!

Понимаю, о ком ты говоришь... Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при...

А мне кажется, что у этого вятчанина слишком агрессивная манера исполнения...

Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?

Ответ: вятич.

3. Молодежный жаргон

В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:

Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи,

Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди.

И с налета, с поворота

По цепи врагов густой

Застрочит из пулемета

Пулеметчик молодой.

Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время в ночном заведении»?

Ответ: клубиться - веселиться в ночном клубе.

4. Женский род

Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?

Ответ: мозоль.

5. Ударение

Решите шарады и назовите слова:

Мы - для пильщиков подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами

Ответ: козлы - козлы.

6. Афоризмы...

Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...

Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.

7. Другие языки

Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?

Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).

ЛИТЕРАТУРА

/. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.

2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

4. Храппа В. От адамова яблока до яблока раздора: опыт этимологических заметок. Калининград: Янтарный сказ, 2005.

И. А Руденко,

Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.

Пояснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

5 Конкурс. РЕДАКТОР.
Ведущий:
В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
Ведущий:
читает стихотворение О. Высоцкой
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

Ведущий:
Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

Подведение итогов.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".

    Задачи игры:

    1. Формирование системно - информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Ход игры:

    Ведущий: -Здравствуйте, ребята, учителя!

    Правила игры:

    Вопрос:

    Ты - сталь и пепел, колокол и лён,

    Ведущий:

  • Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык - это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов - знатоки русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Знатоки русского языка" Интеллектуальная игра по русскому языку »

Интеллектуальная игра для учащихся 9 классов

Учитель по русскому языку и литературу Алтынбаева Лиза

Тема: «Знатоки русского языка»

Цели игры :

    активизировать позновательную деятельность детей;

    развивать логику, интеллект, память, внимательность;

    способствовать повышению интереса к изучению русского языка и литературы;

    воспитывать чувство коллективизма.

Задачи игры:

    Повторение и обобщение знаний.

    Формирование системно – информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.

    Формирование умениий и навыков, котрые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Ход игры:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята, учителя!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру.

Правила игры:

Соревнуются сборные команды учащихся 9 классов. Игра состоит из 8 заданий.

Итак, играки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков.

Послушайте отрывок из стихотворения М. Дудина.

Вопрос: Как вы думаете, о чём идёт речь в этом стихотворении?

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

Ты-соловей на ветке бересклета.

Ты – сталь и пепел, колокол и лён,

Загадка тьмы и откровенье света.

Ведущий: Верно, речь идёт о русском языке. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Слайд Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык – это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов – знатоки русского языка.

Ведущий:

Пусть не всё известно вам заранее

И подчас подъём бывает крут………

Вам всегда во всём поиогут знания,

Вам всегда во всём поможет труд!

Этапы игры :

*Приветствие команд

*Разминка

*Конкурс «Созвездие смекалистых».

*Расставьте ударение в словах.

* «Угадай фразеологизм» , «Что это?»

* «Найди замену»

* «Пословицы и поговорки» . Приветствие команд

* Творческий конкурс «Ода русскому языку»

Организация игры

Помочь првести игру мы пригласили компотентное жюри (представляю членов жюри), которое будет судить честно и справедливо.

Начало игры

Итак, прежде познакомимся с командами. Команды, поприветствуйте друг друга!

1.Этап. Приветствие команд

2.Этап. Разминка. За 1 минуту вы должны дать ответы на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Планета на который мы живём

2. Промежуток времени в 60 минут

3. Человек, который любит сдадкое

4. Главная песня государства

6. Второй месяц зимы

7. На какой вопрос отвечает глагол?

8.Что известная пословица предлагает взамен 100 рублей?

9. Как называется всемирная компьютерная сеть?

10. Как рашифровывается аббревиатура ООН?

11.Сколько гласных в имени Марта?

12. Какой вопрос можно поставить к слову белка?

13.Часть света, состоящая из 2-х материков

14. Человек, владеющий несколькими языками

15. Оны бывает интересная, новая, библиотечная

16. Самое близкое к Земле небесное тело

17. Священная книга мусульман

19.Как называется картина природы?

20. Европейская валюта

21. Тот, кто сочиняет музыку

22.Сколько согласных букв в слове столб?

23.Как называется церемония прощания выпускников со школой?

А) последний класс; Б) последний прогул; В) последний звонок;

24. Родина шахмат

25. Денежная единица Китая

26.Наука, изучающая растения

27. Предмет, которым копают землю

28. Какой день недели пишется с удвоенной буквой?

29. Очень смешной фильм

30. Основной закон страны

Итоги 1 раунда

3.Этап. Конкурс «Созвездие смекалистых»

Команды получают по пакету со свёздами, из которых нужно составить «созвездие» ,т.е из частей слов составить высказывание. Команда, выполнившая задание, поднимает руку. Какая команда раньше составит, та получает право открыть игру.



Ответ: Язык – река, которая течет и меняется

4.Этап.Расставьте ударение в словах.

(Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл)

Баловать, щавель, каталог, свекла, красивее, звонит, творог,упростить, цемент.

Конкурс капитанов.

«Аз, буки, веди........ ». По памяти необходимо воспроизвести русский алфавит.

5.Этап. « Угадай фразеологизм » «Что это?»

1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)

2)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего –то не понимают; не бельёа их развешивают чрезмерно доверчивые (уши)

3) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно изчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер)

Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание в языке)

Каждая команда получит по 2 фразеологизма и должна через 2 минуты с помощью жестов и мимики передать их значение. Задача остальных команд – угадать данные фразеологизмы. Очки получает команда, отгадавшая фразеологизм, и команда, удачно показавшая его.

1.Чесать язык

В одно ухо вошло, в другое вышло.

2. Лезть на стенку.

Совать нос не в свои дела

3.Водить за нос

Льёт как из ведра.

4.Намылить шею

Дело в шляпе.

6.Этап. «Найди замену»

Русские слова Иностранные слова Правильный ответ

Валюта обезболивание деньги

Карцер зрелище тюрьма

Наркоз представление обезболивание

Шоу деньги зрелище

Комерция сообщение торговля

Презентация изложение представление

Резюме торговля сообщение

Ностальгия тоска изложение

Тюрьма тоска

7.Этап. «Пословицы и поговорки»

Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.

Пословица Правильный ответ

Семь бед-........... люби и саночки возить один ответ

Что с возу упало, то... не садись пропало

В мешке шило..... не ездят не утаишь

Гусь свинье........ а два - лучше не товарищь

Не в свои сани пропало не садись

В Тулу со своим самоваром.... не утаишь не ездят

Любишь кататься........ не товарищ люби и

Один ум хорошо......... один ответ саночки возить

а два - лучше

8. Этап. Творческий конкур « Ода русскому языку»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 08:55 + в цитатник

Интеллектуальные игры для школьников по русскому языку

Интеллектуальные игры весьма интересны для школьников. Благодаря таким методам, дети более увлекаются изучением предмета и упорно работают над собою. Поэтому, интеллектуальные игры должны применяться в учебном процессе обязательно

Интеллектуальные игры для школьников - прекрасная возможность закрепить выученный материал, усовершенствовать умения и навыки. Интеллектуальные игры можно проводить для детей любого возраста, ведь играть и соревноваться любят как малыши, так и ученики постарше.

Игры и викторины для школьников лучше всего проводить на этапе закрепления выученного материала, хотя в зависимости от разновидностей, их также можно вводить на этапах изучения материала, как элемент закрепления определенного блока знаний. Интеллектуальные игры также весьма уместно проводить в конце выученной темы, четверти или полугодия.

Особенно нравятся интеллектуальные игры ученикам младших классов. Ведь у маленьких школьников еще только развивается процесс произвольного внимания, поэтому в интересной форме им запоминать и отображать информацию гораздо интереснее.

Интеллектуальные игры помогают закрепить и углубить знания. Они формируют глубокий интерес к учебному предмету, расширяют словарный запас и кругозор учеников. Кроме того, интеллектуальные игры включают в себя дополнительный воспитательный элемент, что также весьма важно для школьников, они повышают общую языковую культуру, прививают любовь к родному языку.

Интеллектуальные игры способствуют развитию психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения.

Интеллектуальные игры для младших школьников нужно выбирать с учетом всех особенностей развития детей этого возраста. Вопросы должны быть четкими и понятными. Одна из главных деталей успешной интеллектуальной игры - подача вопросов в интересной форме. Здесь должны присутствовать и сказочные герои, и известные персонажи и т.д.

Если на следующем занятии планируется викторина, учитель обязательно должен предупредить об этом учеников, чтобы они успели подготовиться и повторить материал.

Интеллектуальные игры по русскому языку проводят разными способами. Детей можно разделить на команды или же построить игру так, чтобы каждый участник отвечал сам за себя.

Если игра командная, обязательно нужно дать детям возможность придумать и презентовать название команды, девиз. Во время подготовки в учеников уже будет развиваться речь, мышление и другие способности.

Викторину можно провести как заключительный урок во 2 классе или 3 классе.

· закрепить полученные знания;

· расширить словарный запас школьников;

· воспитывать любовь к русому языку;

· развивать интерес учеников к изучению русского языка.

Повысить уровень знания выученного материала, развивать общеязыковую культуру, формировать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

· Фигурки с заданиями;

· Ребусы;

· Дидактический материал;

· Технические средства (ноутбук).

Ход викторины

Сегодня у нас не обычный урок русского языка. Сейчас, в виде викторины мы попробуем вспомнить все то, что изучали на предыдущих уроках. Задание предстоит не простое, но вы старательно учились и готовились, поэтому наверняка справитесь!

Но перед тем как приступить к самой викторине, нам необходимо разделиться на команды. Каждый из вас занял место за одним из трех столов, которые мы специально так поставили по данному случаю. Соответственно, за каждым столом сидят участники разных команд, которые сегодня будут соревноваться за победу.

Сейчас, у каждой команды есть 1 минута на то, чтобы придумать себе название.

(1 минуту играет классическая музыка, команды объявляют свои названия).

Итак, команды готовы к началу викторины. Первое задание для каждой команды - разминка. За 1 минуту вы должны дать ответы на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать может любой из участников.

Вопросы для команды №1:

Из скольких букв состоит русский алфавит? (33).

Сколько среди них гласных букв? (10).

Какая часть речи слово вороной (прилагательное).

На какой вопрос отвечает глагол? (что делать?).

Какой вопрос можно поставить к слову береза? (что?).

Нужен ли мягкий знак в слове платье? (да).

В слове дерево после -р пишем букву Е или И? (Е).

В слове моряк пишем букву А или О? (О).

Сколько согласных букв в слове столб? (4).

Сколько гласных букв в имени Елена (3).

В конце слова паровоз пишется З или С? (З).

Укажите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).

Вопросы для команды №2:

Сколько в русском алфавите согласных букв? (21).

Определите, к какой части речи относится слово соль (имя существительное).

Какой вопрос можно поставить к слову белка? (кто?).

на какой вопрос отвечает существительное ромашка? (что?).

Какую нужно написать букву в первом слоге слова синеет И или Е (И).

Существительное стрекоза пишется через Е или И? (Е).

К какой части речи относится слово дружные? (имя прилагательное).

Сколько согласных букв в существительном чайка? (3).

Сколько гласных букв в имени Ирина? (3).

Назовите главные члены в предложении Ветер дует в лицо (ветер дует).

Назовите антоним к слову говорить (молчать).

Скажите, нужен ли мягкий знак в слове помнить? (нет).

Вопросы для команды №3:

На какие вопросы отвечает часть речи имя прилагательное? (какой? чей? который?).

К какой части речи принадлежит слово овсяный? (имя прилагательное).

Нужен ли мягкий знак в слове голубь? (да).

Какой вопрос можно поставить к существительному яблоня? (что).

На какой вопрос отвечают существительные, которые указывают на одушевленный предмет? (кто?).

На заметку:

Какую нужно написать гласную букву в слове грибок Е или И? (И).

Какая буква пишется в конце слова мороз С или З? (З).

Какая часть речи слово светить? (глагол).

Сколько согласных в существительном яблоня? (3).

Сколько гласных в имени Марта (2).

Назовите антоним к слову смелость (робость).

Скажите, пишется ли мягкий знак в слове точка (нет).

К нам на викторину прилетел гость из далекой страны, ему поручили выполнить несколько заданий, которые он никак не может осилить. Чужеземец узнал, что ученики нашего класса прекрасно знают учебный материал и могут ему помочь. Поэтому, каждой команде предлагается выбрать себе фигурку с заданием и выполнить его в течении 4 минут.

Задание: Найдите пары слов и соедините их линиями

Задание для команды №1

Широкий Тихий

Светлый Большой

Черный Светлый

Маленький Мелкий

Веселый Белый

Глубокий Скучный

Громкий Узкий

Задание для команды №2

Сильный Ясный

Хороший Слабый

Добрый Громкий

Дождливый Злой

Хмурый Пассивный

Радостный Плохой

Тихий Солнечный

Активный Грустный

Задание для команды №3

Красный Враг

Положительный Черный

Друг Широкий

Толстый Отрицательный

Узкий Близкий

Темный Тонкий

Далекий Светлый

Пока судьи проверяют задания и подсчитывают баллы, нужно провести еще один интересный конкурс. Мудрая тетушка Сова специально для учеников 2 класса приготовила ребусы. Посмотрим, как команды справятся с ее мудрыми рисунками.

Каждой из команд по очереди показывают ребусы, если одна команда не может разгадать, право предоставляется следующей. В ребусах зашифрованы слова: дружба, доверие, любовь, радость, надежда, сердце.

Эти слова зашифрованы в ребусе не случайно. Тетушка сова хотела, что все всегда помнили об этих простых, но столь значимых словах. И следующий конкурс - конкурс капитанов, заключается именно в том, чтобы каждый из капитанов рассказал о взаимосвязи тех понятий, которые были предложены в ребусе именно для его команды. То есть, первая команда - слова дружба и доверие; вторая - радость и любовь; третья - надежда и сердце.

Дорогие дети, ученик лесной школы Медвежонок Мишка случайно перепутал частички пословиц и теперь не может правильно их собрать. Давайте вместе попробуем помочь школьнику. Для этого капитаны выберут для своей команды конверт, и каждая постарается как можно быстрее правильно сложить пословицы.

Задание в первом конверте:

Без труда, люби и саночки возить, век учись, любишь кататься, не вытащишь и рыбку из пруда, век живи.

Задание во втором конверте:

В гостях хорошо, вилами по воде, в лес не ходить, время, писано, волков бояться, а дома лучше, всему свое.

Задание в третьем конверте:

Потехе час, два сапога, соломки бы подстелил, рвется, где тонко, делу время, знал бы где упадешь, пара.

Конкурсы подошли к концу. Все команды замечательно справились с заданиями и хорошо показали сои знания. Сейчас послушаем судей, которые подсчитывали баллы каждой из команд по всем конкурсам.

(Слово судьям)

Поздравляем победителей, сегодня все прекрасно постарались и заняли первое место в викторине. Но в такой обстановке стоит встретиться еще не один раз в дальнейшем. Поэтому, у каждого есть возможность прекрасно выучить новый материал и повторить уже пройденный.

Еще раз большое спасибо всем участникам, будьте добры и отзывчивы друг к другу, а также помните, что каждый человек, который любит свою страну должен, в первую очередь, прекрасно владеть родным языком.

Интеллектуальные игры развивают речь школьников, совершенствуют знание учебного предмета и расширяют кругозор. Поэтому каждый учитель должен применять в своей практике интеллектуальные игры.