Трасса Далтон Хайвей – «самая-самая» дорога в нескольких номинациях. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Описание

Шоссе проходит параллельно Трансаляскинскому нефтепроводу и является одной из самых удалённых дорог США , так как вдоль дороги расположено всего три населённых пункта: Колдфут (с населением 10 человек), Уайзмен (с населением 22 человека) и Дедхорс (с постоянным населением 25 человек). В двух других населённых пунктах - Проспект-Крик и Галбрейт-Лейк - живут только сезонные рабочие, в остальное время населённые пункты необитаемы. Однако, несмотря на это, по шоссе проезжает большое количество грузовых автомобилей: в день около 160 летом и 250 в зимние месяцы . Шоссе заканчивается в нескольких километрах от Северного Ледовитого океана , после чего начинаются частные дороги, принадлежащие нефтяным компаниям.

Шоссе неоднократно показывалось по телевидению в качестве одной из самых опасных дорог мира . Власти также настоятельно рекомендуют заранее позаботиться о предметах первой необходимости. Ближайшие медицинские пункты находятся в Дедхорсе и Фэрбанксе . Заправочные станции - в Дедхорсе , Колдфуте и возле Моста Е. Л. Паттона .

Бóльшая часть дороги гравийная, асфальтное покрытие имеют около 175 километров шоссе.

Напишите отзыв о статье "Далтон (шоссе)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Далтон (шоссе)

– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.
– Да, Аннушка, частично – знаю я. Но не могу об этом тебе сказать, к сожалению... В одном я уверен, что придёт тот день, когда люди, наконец, окажутся достойными, и Ключ Богов засверкает вновь на вершине Северной Страны. Только пройдёт до этого ещё не одна долгая сотня лет...
– Но мы ведь скоро погибнем, чего же тебе бояться, Север? – сурово спросила Анна. – Расскажи нам, пожалуйста!
Он посмотрел на неё с удивлением и, чуть подождав, медленно ответил.
– Ты права, милая. Думаю, вы достойны это узнать... После жестокой смерти Золотой Марии, Радан увёз Ключ Богов в Испанию, чтобы передать его в руки Светодару. Он считал, что, даже будучи столь молодым, Светодар сохранит доверенное ему сокровище. Если понадобится, даже ценой своей драгоценной жизни. Намного позже, будучи уже взрослым человеком, уходя на поиски Странника, Светодар забрал с собою дивное сокровище. А после, через шесть десятков долгих и сложных прожитых лет, уже уходя домой, он решил, что надёжнее и правильнее всего будет оставить Ключ Богов там, в Северной Стране, во избежание возможной беды в его родной Окситании. Он не ведал, какие новости ждут его дома. И рисковать Ключом Богов не желал.
– Значит, Ключ Богов всё это время находился в Северной стране? – как бы утверждая услышанное, серьёзно спросила Анна.
– Этого я, к сожалению, не знаю, милая. С тех пор у меня не было более новостей.
– Скажи, разве ты не хотел бы увидеть новое будущее, Север?.. Не хотел бы своими глазами увидеть новую Землю?.. – не утерпела я.
– Не в моём это праве, Изидора. Я уже своё здесь отжил и должен идти Домой. Да и пора уже. Слишком много я видел здесь горя, слишком много было потерь. Но я подожду тебя, мой друг. Как я уже говорил тебе, мой далёкий мир так же является и твоим. Я помогу тебе вернуться домой...
Я стояла потерянной, не понимая происходящего... Не в состоянии понять мою любимую Землю, ни живущих на ней людей. Им дарилось чудесное ЗНАНИЕ, а они вместо того, чтобы его познать, боролись за власть, уничтожали друг друга, и гибли... Гибли тысячами, не успевая прожить свои драгоценные жизни... И отнимая жизни других хороших людей.
– Скажи, Север, ведь Рыцари Храма все не погибли, не правда ли? Иначе, как бы разросся так широко позже их Орден?
– Нет, мой друг, некоторые из них обязаны были остаться живыми, дабы сохранить Орден Храмовиков Радомира. Когда на Окситанию напала церковь, они ушли к друзьям в соседние замки, забрав с собою голову Иоанна и сокровище Тамплиеров, на которое собирались создать настоящую армию, думающую и действующую самостоятельно, независимо от желаний королей и Пап. Они снова надеялись воссоздать мир, о котором мечтал Радомир. Но создать его на этот раз свободным, могущественным и сильным.
(Об оставшихся окситанских Воинах-Катарах (Тамплиерах) можно прочитать в книге «Дети Солнца», где будут прилагаться отрывки из оригиналов писем Графа Миропуа (Miropoix), Воина-Совершенного, защищавшего крепость Монтсегур в 1244 году, оставшегося в живых свидетеля гибели монтсегурских Катар. А также отрывки из настоящих записей Каркасонской Инквизиции и секретных архивов Ватикана).

The 414-mile (666-kilometer) road from Livengood to Prudhoe Bay, Alaska, carves a path through forest and tundra, crosses the Yukon River, traverses the towering Brooks Range, and passes over the North Slope to end at the Arctic Ocean.

Overview

The Dalton Highway slices through northern Alaska from Livengood to the oil fields of Prudhoe Bay. Built in 1974 as the service road for the Trans-Alaska Pipeline, the highway is not to be taken lightly. It"s a mostly gravel thoroughfare often ruled by 18-wheelers. Services are few, and signs warn of everything from steep grades to avalanches. However, the signs say little of the road"s chief attribute: some of North America"s most dramatic scenery.

Start in Fairbanks

In Fairbanks, load up with gas, water, food, and spare tires and head north 84 miles (135 kilometers) to Livengood. This is Alaska"s Interior-gently rolling hills of aspen, scrawny black spruce poking through mossy bogs, and meandering streams. Your constant companion is the 48-inch (122-centimeter) pipeline carrying oil from the North Slope to Valdez. Near the Yukon River, satisfy a big appetite with big burgers at the scruffy Hotspot Café.

Yukon River

Moving on, watch for dramatic changes. A favorite stretch of the highway for many falls between the Yukon River and the Arctic Circle, where you encounter tundra and taiga, with evocative granite outcrops around Finger Mountain. Stay alert for sightings of grizzly and black bears. Sometimes, large herds of caribou may cross the highway. Remain inside your vehicle whenever you spot wildlife, since the vehicle serves as a blind and is the safest place to observe animals.

Coldfoot

At mile 175, fill up your tank at the truck stop in Coldfoot, offering the last services for the next 240 miles (386 kilometers). Then head into the Brooks Range, where sky-stabbing spires of bare rock tower over 7,000 feet (2,134 meters). As the road drops, it skirts the Arctic National Wildlife Refuge (arctic.fws.gov), home to caribou and the nesting ground for millions of migratory birds. An impressive 158 species have been recorded in the region, and many birds can be seen along the highway, from songbirds to flocks of migrating waterfowl to shorebirds, raptors, and rare species from Asia and Africa such as yellow wagtails and wheatears.

Brooks Range

For hikers, the Brooks Range is a great place to park your vehicle and stretch your legs. According to the Bureau of Land Management, ridges and stream drainages here "provide firm footing and the forest thins to low-growing tundra. Throughout the Arctic, wetlands and bogs hinder walking. Areas of tussocks-sedges that grow in basketball-sized clumps-are particularly aggravating. Tussock fields occur in mountain valleys and dominate the landscape of the North Slope. Waterproof boots with good ankle support are essential." East of the highway you"ll come to the Arctic National Wildlife Refuge, while to the west you"ll find the Gates of the Arctic National Park and Preserve (www.nps.gov/gaar). The BLM advises hikers to "Choose your route with care and bring topographic maps and a compass with you. A GPS can also be useful, especially when visibility is poor." Backcountry hikers should register at the visitor center in Coldfoot, where they can borrow storage barrels to protect their food from bears. A BLM note about the area: "Magnetic declination varies from 27 to 30 degrees east of true north; be sure to adjust your compass."

Atigun Pass

Atigun Pass (elevation 4,739 feet/1,444 meters) is the only mountain pass in the Brooks Range crossed by a road, and it"s also the highest pass in Alaska to be kept open year-round. South of Atigun Pass, you can search for gold on BLM-managed public lands, using a pan, pick, shovel, or rocker and sluice box. To find out the best places to go for the gold, ask for the brochure "Dalton Highway Recreation Mineral Collection" at the BLM office or Alaska Public Lands Information Office in Fairbanks, the Yukon Crossing Visitor Contact Station at milepost 56, or the Arctic Interagency Visitor Center in Coldfoot at milepost 175.

Deadhorse

The Dalton Highway ends at Prudhoe Bay, which is the largest oil field in the United States. The company town here is called Deadhorse. You can tour the oil fields and dip your feet in the Arctic Ocean. Anglers can fish for Arctic grayling, whitefish, Dolly Varden, Arctic char, lake trout, burbot, and northern pike, though catch-and-release fishing and the use of barbless hooks are encouraged. Fishermen require an Alaska sport fishing license and a regulations booklet for the Arctic-Yukon-Kuskokwim region. See the Alaska Department of Fish and Game website (www.adfg.state.ak.us) for a list of regulations or pick up the free brochure "Sport Fishing Along the Dalton Highway" at BLM visitor centers. After your stay in a former construction camp in Deadhorse, you can look forward to seeing the Dalton Highway all over again from the opposite direction on the long drive home.

Road Kit

June to mid-July is the ideal time for driving this route. For general information on the Dalton Highway, see www.blm.gov/ak/st/en/prog/recreation/dalton_hwy.html . See The Milepost travel guide (milepost.com) for general trip-planning information. You can camp for a fee at the Bureau of Land Management"s Marion Creek Campground just north of Coldfoot; elsewhere, all other camping areas are free, though undeveloped. RVers note: Dumping stations are available only at Deadhorse and at the mile 60 campground just north of the Yukon River. Repair services are available only at Yukon Crossing (summer only), Coldfoot, and Deadhorse, and there are no medical facilities along the highway. In an emergency, contact state troopers by phone (911) or via CB radio (channel 19). Note: Cell phone coverage is spotty or nonexistent along most of the route. There are several enjoyable river trips just off the highway, including the Jim River, Middle Fork of the Koyukuk River, and the Sagavanirktok River. Contact the Arctic Interagency Visitor Center in Coldfoot for details (tel. 1 907 678 5209; [email protected] ; www.blm.gov/ak/st/en/prog/recreation/dalton_hwy/dalton_viscenters.html).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Автодорога
Шоссе Далтон

James W. Dalton Highway
North Slope Haul Road
Страна

США США

Регион
Владелец

Департамент транспорта и коммунального хозяйства Аляски

Длина
Начало
Конец
Дорожное покрытие
Дата открытия

Описание

Шоссе проходит параллельно Трансаляскинскому нефтепроводу и является одной из самых удалённых дорог США , так как вдоль дороги расположено всего три населённых пункта: Колдфут (с населением 10 человек), Уайзмен (с населением 22 человека) и Дедхорс (с постоянным населением 25 человек). В двух других населённых пунктах - Проспект-Крик и Галбрейт-Лейк - живут только сезонные рабочие, в остальное время населённые пункты необитаемы. Однако, несмотря на это, по шоссе проезжает большое количество грузовых автомобилей: в день около 160 летом и 250 в зимние месяцы . Шоссе заканчивается в нескольких километрах от Северного Ледовитого океана , после чего начинаются частные дороги, принадлежащие нефтяным компаниям.

Шоссе неоднократно показывалось по телевидению в качестве одной из самых опасных дорог мира . Власти также настоятельно рекомендуют заранее позаботиться о предметах первой необходимости. Ближайшие медицинские пункты находятся в Дедхорсе и Фэрбанксе . Заправочные станции - в Дедхорсе , Колдфуте и возле Моста Е. Л. Паттона .

Бóльшая часть дороги гравийная, асфальтное покрытие имеют около 175 километров шоссе.

Напишите отзыв о статье "Далтон (шоссе)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Далтон (шоссе)

Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
Но что такое случай? Что такое гений?
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.

Прежде всего, трасса Далтон Хайвей является самой изолированной в мире. Длина шоссе составляет более 660 метров, и на весь этот промежуток вам встретится всего три небольших поселка с общим населением менее 60 человек. Далее, именно эта дорога имеет статус самой заснеженной в мире. Большая часть дороги находится в самом сердце Аляски, а значит, снег здесь может выпасть даже летом. Трасса полностью пересекает Полярный круг и заканчивается в зоне вечной мерзлоты.

Всегда помните, что трасса Дельтон Хайвей является невероятно трудной и опасной. В США некоторые компании по прокату автомобилей категорически запрещают путешествовать по этой дороге. Если же вы все-таки решились на путешествие по ней, то стоит знать, что асфальтом покрыта лишь часть дороги, большая же часть дороги остается грунтовой.

Кроме того, имеет очень много крутых подъемов и спусков. Но, тем не менее, именно эта дорога является одной из самых красивых в мире. Шоссе проходит по девственным заповедным лесам, населенным кроликами, оленями, медведями и лосями. Постепенно она уходит на север, поднимаясь на горный массив Брукс . Затем, спускаясь, дорога выходит в бескрайнюю арктическую тундру, населенную красивыми северными оленями.

Хотя вдоль шоссе и проходит нефтепровод, правительство делает все возможное, чтобы не вредить окружающей среде. Каждый год на берегу моря, на нефтеперерабатывающем шлейфе прокладывают новые дороги. Это создает определенные проблемы, ведь здесь находятся заповедные места, а тяжелая техника может очень сильно повредить хрупкой растительности тундры.

Поэтому, когда в этих местах наступает настоящая зима, специальные автомобили разбрызгивают воду и тем самым намораживают толстый слой льда. Затем этот лед дробится грейдерами и уже по этим мостам проходят тяжелые авто, груженные припасами и бурильным оборудованием. Летом же от этих дорог не остается и следа, и тундра живет своей обычной жизнью.

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом – сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами. Самые красивые виды на ущелье открываются со старой Критской дороги, или Критской петли (Route des Cretes, D23), построенной еще в античные времена и проходящей по северному краю каньона. Эта узкая петляющая дорожка местами подходит к самому обрыву. По краям ее обустроены смотровые площадки, с каждой из которых открываются захватывающие виды на Вердон. Критская петля считается односторонней: ехать по ней на автомобиле нужно по часовой стрелке, стартуя от городка Кастеллан в сторону искусственного озера Сент-Круа, которое образовалось после постройки в 1975 году плотины. В озере можно искупаться и провести несколько созерцательных часов в тени деревьев с вином и хрустящим французским багетом. В 100 километрах от парка Вердон расположен заповедник Люберон. Сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться неспешной деревенской жизнью и посетить развалины одного из замков знаменитого маркиза де Сада.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку – перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта – от киргизского города Ош до таджикского Хорога – построили в 1931–1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

Одна из самых захватывающих остановок на пути – крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец – такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне. Вашими попутчиками все это время будут грузовики, ослы и джипы, набитые битком внутри и обвешанные поклажей снаружи. Свернув с тракта, можно посетить еще несколько интересных мест: кишлаки местных жителей, перевал «Прощай, молодость», крепость огнепоклонников Ямчун, горячие источники Биби-Фатима и многое другое.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Далтон–Хайвей – это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству. На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой. Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства. Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» – как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами. Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, – сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Задумывая строительство высокогорного шоссе через массив Фэгэраш в 1970 году, президент Румынии Николае Чаушеску меньше всего думал о создании привлекательного туристического маршрута. Обеспокоенный событиями в Чехословакии, он опасался военного вторжения в страну и потому решил соединить области Валахию и Трансильванию труднодоступной горной дорогой для скорейшей переброски военной техники. Теперь же Трансфэгэраш – один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие. Почти в каждой деревушке на пути есть и православная церковь, и костел, и мечеть. А в городке Куртя-де-Арджес можно полюбоваться собором с потрясающей резьбой и лепниной на стенах. На трансильванской стороне Карпат путешественников поджидает граф Дракула. Он встречается везде: в названиях улиц, ресторанов и отелей, в сувенирных лавках, в старинных замках. Один из них – замок Поенари, высящийся над каньоном реки Арджеш, в XV столетии принадлежал князю Владу II Цепешу, ставшему прототипом знаменитого Дракулы. Другой – замок Бран чуть в стороне от Трансфэгэрашского шоссе, где граф Дракула никогда не был, но куда его «поселил» писатель Брэм Стокер, благодаря которому мир и узнал о Дракуле.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра – целых шесть мостов! Главный из них – мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили. Впрочем, Атлантическая дорога – лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы – взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen). Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом. На вершине горы видимость иногда падает до 3–5 метров: тем любопытнее разглядывать овец, внезапно появляющихся из тумана, черные озерца и многочисленные пирамидки из камней, сложенные туристами, а может, и самими троллями... Если проехать еще дальше по трассе 63 (а деться с нее почти некуда), вы попадете к одному из красивейших фьордов Норвегии – Гейрангеру. Здесь можно любоваться на многочисленные водопады, ловить рыбу или просто бродить по окрестностям.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится. Дело в том, что эта дорога – один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».

Главная достопримечательность маршрута – пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса. Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой – проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный – совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный – преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями. Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) – из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров – не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней. К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры. Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины – «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес – так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли. И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад – это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом» (Grand Сircle). Название пошло от автобусного тура, который так и назывался – Grand Circle Tour. Удобнее всего ехать от Денвера – сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок (arches.national-park.com) и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы – на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон (grandcanyon.com). Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 (illinoisroute66.org) из Чикаго в Лос-Анджелес. Здесь стоит снова свернуть в сторону Гранд-Каньона, пожить на настоящем ранчо (grandcanyonranch.com). И только потом выехать на дамбу Гувера – гигантский памятник эпохи 30-х годов прошлого века, откуда начинается прямой путь на Лас-Вегас. Так вы пересечете Большой круг с востока на запад, посетив четыре штата –Колорадо, Нью-Мексико, Аризону и Юту. За одну поездку все красоты Grand Circle не увидеть – как-никак на плато Колорадо самая большая коцентрация парков в США, – так что будьте готовы вернуться сюда еще раз.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет – она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, – таинственный «Берег кораблекрушений» (Shipwreck Coast), у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» – группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята». Поэтическое же название «Двенадцать апостолов» появилось просто для привлечения туристов. Похожая история и у другой скалы возрастом около 20 миллионов лет – «Лондонская арка». Долгое время она носила название «Лондонский мост» за удивительное сходство с Тауэрским мостом, а в 1990 году, когда ближайший к материку пролет обрушился под давлением океанских волн, превратилась в «арку». В этом и состоит уникальность Великой океанской дороги: линия берега так быстро меняется, что завтра можно уже не увидеть того, что было сегодня. Проехать здесь стоит не только для того, чтобы полюбоваться пейзажами, поваляться на пляже или покорить волну. Это еще и маршрут австралийского «сафари»: в Варрнамбуле можно наблюдать миграцию южных китов, а в Охотничьем заказнике Тауэр-Хилл прогуляться вместе с кенгуру и эму и посмотреть на коал и морских птиц.