Социологической науки этносоциология которая исследует феномен межэтнического. Функции этнической социологии и основные типы исследования. Предмет и объект, структура и функции этносоциологии

Введение

Этносоциология как раздел социологии

Этнические группы, их основные признаки

Национальное самосознание и общечеловеческие ценности

Заключение

Список литературы

Введение

Этническая социология - сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки, которая по характеристике современных ученых и сама «неприлично молода». Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало лишь с 30-х гг. XIX в.

Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.

Цель семестровой работы - выявление и анализ специфических этнических закономерностей, которые наслаиваются «поверх закономерностей исторических, социальных, экономических процессов». Для выполнения данной функции этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход, хотя применяется он в другом ракурсе, большей частью для исследования формирования этнической картины мира и динамики традиционной культуры.

Предмет ее интереса - этнические общности, которые представляют часть общества. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях. Поэтому представляется удачным афористичное определение предмета этносоциологии, которое дали авторы первого отечественного учебника по этой дисциплине, указав, что она изучает «социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах».

Проблема выделения предметной области «пограничных», интегративных дисциплин, к числу которых можно отнести этносоциологию, вызывает научные дискуссии. Ее формирование объясняется необходимостью понять этнические процессы, «протекающие уже в качественно ином, индустриальном обществе», для чего и потребовалось использовать понятия и методы эмпирической социологии.

Предмет, как правило, - только некоторая часть объекта и потому один объект может изучаться комплексом наук. Так, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Но предметные области каждая из этих наук в этом объекте выделяет свои. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.

Тем самым, этносоциология привносит в интегративное знание об этносе не только методы анализа, но и определяет общетеоретический ракурс рассмотрения проблематики, где этносы рассматриваются лишь как частное проявление социального целого.

Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть следующие основные задачи:

1.рассмотреть этносоциологию как раздел социологии;

2.охарактеризовать этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития;

3.раскрыть общие закономерности национального самосознания и общечеловеческих ценностей.

1. Этносоциология как раздел социологии

Возникновение научного направления - этносоциология обусловлено интересами науки и общественной жизни. Национальные проблемы изучают различные науки: философия, история, юридические, экономические и др. Каждая из них имеет предметную область, что позволяет проанализировать все стороны развития и взаимодействия этнических общностей. В 40 - 60-х годах ХХ века во всем мире, в связи с мощным подъемом национально-освободительного движения возрастает значение этносоциальных знаний. Этносоциология имеет предмет исследования: этносы и этносоциальные процессы, национально-региональные особенности социальной структуры народов и другие, то есть ту сферу знаний, фактически выпадает из поля зрения философов, экономистов, историков, этнографов и других специалистов. Этносоциология исследует социально значимые явления в быту и культуре людей разных национальностей, социальную обусловленность изменений в национальной культуре, в том числе в языке, национальных ориентациях, ценностях национальных традициях и обычаях, социальную определенность этнического самосознания межнациональных отношений.

Этническая социология - часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:

влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию - населения;

использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;

социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;

межэтнические конфликты;

национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;

этноязыковые процессы, в т.ч. билингвизм.

Предмет и объект этнической социологии

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах12. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены», - таким было представление о новой дисциплине.

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, прежде всего урбанизированные, в то время как историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах.

2. Этнические группы, их основные признаки

В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, ибо этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющий ее среди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка - является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, т.е. определение его как "своего" или "чужого".

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту "выкуп" - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в длительный разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж. Гобино, С. Аммон, Ж. Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

Типы этносов - племя, народность, нация. Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп является предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др. Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие примитивные религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, ибо этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины "этнический" и "национальный" часто используются как синонимы или в словосочетании "национально-этнический".

этнос нация идентичность ценность

3. Национальное самосознание и общечеловеческие ценности

Национальное самосознание как феномен в системе общественного сознания.

Невозможно раскрыть общие закономерности и специфические особенности формирования и развития национального самосознания без этнической культуры. Она является одним из определяющих факторов национального самосознания. Через культуру происходит связь человека с природой и межнациональные контакты.

Этнопсихологические и этнокультурные исследования позволили заметить две общие тенденции в развитии национального самосознания: с одной стороны, нововведения в связи с демократизацией общества и распространением массовой культуры Запада интенсивно обогащают духовный мир личности и в целом этноса. Общечеловеческие культурные ценности активно воздействуют на формирование и изменение этнической культуры и национального самосознания. С другой стороны, наблюдается сокращение влияния этносоциальных и этнокультурных предпосылок на развитие национального самосознания. Этническое сознание народа претерпевает изменение. Первая тенденция считается закономерной, прогрессивной, так как она обусловлена объективным ходом развития человечества. Вторая вызывает опасения.

В условиях обновления общественной жизни раздвигается динамика развития национального самосознания, углубляется интерес к познанию культурного классического наследия, вырабатывается новое явление в сфере духовной культуры. Расширение информационного блока способствует интенсификации коммуникативной связи. Долгие годы был обрыв в развитии и усвоении национальной культуры, этнокультурных связей с народами других стран Востока и Запада. Сейчас идет осмысление духовного наследия у всех народов, возвращаются мощные пласты национальной культуры. Все это оказывает большое влияние на формирование национального самосознания, способствует развитию духовно-нравственных ценностей. Исследование проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности этнокультурного и национального самосознания, раскрытие причин их взаимосвязи и влияния друг на друга имеет большое научно-теоретическое значение. Без такого подхода невозможно выявить общие закономерности и специфические особенности формирования и развития этнической культуры и национального самосознания народов.

Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и природно-ландшафтных факторов. Это объективный закономерный процесс, который происходит на основе различия своих и чужих особенностей, отличительных черт. Такая закономерность является всеобщим для всех феноменов сознания. Человек является субъектом сознания и самосознания.

Этнокультура и национальное самосознание тесно связаны между собой. Национальное самосознание - необходимая и специфическая сторона общественного сознания, которая отражает общественное бытие человека, его материальную культуру. Важной стороной национального самосознания является осознание людьми своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой национально-этнической, социально-политической общности - нации и народности.

Национальное самосознание, как определенная совокупность идей, ценностных установок, носит конкретно-исторический характер. Поэтому нет национального самосознания вне и помимо сознания принадлежности людей к «своей нации». Индивидуальное чувство, проходя ряд этапов, становится этническим национальным чувством, национальным сознанием. «Сознание, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - конечно, есть и осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды, и осознание органической связи с другой, но воспринимаемой среды и сознание органической связи с другими людьми и видами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида».

Национальное самосознание является единством общественного и индивидуального, социально-классового и национального, которое по-разному объективизируется в межличностных отношениях и существует в социальной памяти, передается из поколения в поколение в субъективной или в объективированной форме этнокультуры. Национальное самосознание - это духовная общественно развитая форма, которая фиксирует черты и свойства исторически определенного субъекта исторического творчества, его отношение к объективной реальности, в рамках которой протекает его жизнедеятельность. Национальное самосознание в качестве неотъемлемого элемента своего содержания должно иметь общечеловеческие черты и ценности, общенациональные интересы, в противном случае, гипертрофирование, обращенность национального сознания только на особенное в жизни нации может привести к национализму.

Возможно, одной из первых попыток внедрения общечеловеческих ценностей было написание и популяризация Десяти заповедей, содержащих перечень правил иудейской, а в дальнейшем и христианской морали.

Фраза была введена в обиход политиком М.С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали». Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется, и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями.

Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей не существует изолированно от других, то для мирного сосуществования культур необходима некоторая общая система ценностей.

Актуальность проблемы ценностей обусловлена ещё и социально-экономическими и политическими переменами, происходящими в бывших социалистических странах, и изменениями во взглядах людей на сложившуюся у них систему ценностей. Нет сомнения, что мы переживаем такую эпоху, когда старые идеологические, нравственные и другие ценности вытесняются из массового сознания с невиданной быстротой, а новые часто выступают лишь как заимствованные у других народов. В процессе исторического развития в науке о ценностях и в массовом сознании сложились различные направления, в том числе противоположные друг другу. В каждом направлении были выработаны свои взгляды, критерии, своя система ценностей, соответствующая и отвечающая интересам определенного общественного строя. В ходе перестройки рухнули старое общество и сложившиеся старые связи, стереотипы, старый образ жизни, которые прежде направляли деятельность людей и определяли ее содержание.

Заключение

В результате проделанной семестровой работы можно сделать следующие выводы:

Были рассмотрены основные положения теоретических традиций в этносоциологии. Определено смысловое содержание центральных категорий этносоциологии с точки зрения этих двух подходов; таких как, этнос, нация, этничность, этническая идентичность. Проанализировано содержание этих терминов относительно адекватного понимания обозначаемых явлений и процессов. Проанализирована возможность практического применения понимания данных терминов, а именно тот факт, что при практическом применении данных терминов представляется необходимым опираться на все теоретические подходы.

Были описаны основные составляющие феномена этнической идентичности. Такие как: этнические ценности и ценностные ориентации. То есть, установлено, что этническая идентичность формируется, прежде всего, основываясь на системе этнических ценностей и ценностных ориентаций, поскольку реальная деятельность индивида, в том числе и этническое поведение, определяется ценностными ориентациями, которые представляют собой систему фиксированных установок. В свою очередь система фиксированных установок формируется, основываясь на структуре этнических ценностей. Таким образом, ценности через ценностные ориентации, обуславливают направленность поведения личности. Также, путем определения жизненной позиции личности влияют на самоидентификацию индивида в этническом пространстве. Были описаны роль и место этнических границ, как основных маркеров, формирующих этническую идентичность. Было показано, что этнические границы - базис формирования этничности, как групповой идентичности, основанной на культурных границах. В свою очередь, этничность является предданостью, оказывающей первичное влияние на формирования этнической идентичности.

На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, - социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей.

Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.

Список литературы

1. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. Москва. 2003г. С. 30 -127.

Социология. Краткий курс. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. С. 49-73.

Социология. Учебник для вузов. Москва 2003г. 20-57.

Http://yandex.kz/yandsearch

Какие проблемы исследует этносоциология

Что такое этнос и нация

Какие этносоциальные процессы проходят на территории Украины

16. 1. Предмет и функции этносоциологии, предпосылки ее возникновения

Этнические общности - один из ключевых элементов социальной структуры общества и неотъемлемый фактор социального развития общества. Значимость этнических общностей в общественном прогрессе заключается в том, что во-первых, они являются одними из древнейших социальных образований, во-вторых, представляют собой многочисленные группы индивидов, в-третьих, так как этносы являются носителями специфических социокультурных ценностей, исторического опыта, они играют большую роль в социализации как отдельных индивидов, так и социальных групп, в-четвертых, активно участвуют в политических, культурных, экономических процессах и является, таким образом, одной из важнейших социальных составляющих общества. Поэтому очевидно, что изучение народов и наций как социальных общностей является одним из основных предметов исследований социологической науки. Занимается же анализом закономерностей функционирования этнических сообществ отдельная отрасль социологии - этносоциология.

Этносоциология - относительно молодая отрасль социологических знаний, которая возникла на грани этнографии и социологии. Понятие "этносоциология" происходит от двух слов "этнос" - народ и "социология" - учение об обществе. Таким образом, в буквальном переводе этносоциология означает учение об обществе и место в нем народов.

Этносоциология как отдельная отрасль социологических знаний сформировалась в Германии в 20-30-х pp. XX в. Впервые термин этносоциология ввел в научный оборот немецкий социолог Р. Турнвальда. Основоположником этносоциологии принято считать американского социолога и историка-слависта X. Ситтона-Уотсона, который разработал концепцию этногенеза в доиндустриальном обществе. Основы этносоциологии как отдельной социологической дисциплины заложили также ряд известных исследователей, такие как Б. Андерсон, Э. Гидденс, К. Ясперс, Э. Геллнер, Ф. Тьоннис, Э. Смита др. На территории бывшего СССР она выделяется лишь в шестидесятых pp., Во времена так называемой хрущевской "оттепели". Появление ее связано с необходимостью проникновения в сущность тех общественных явлений, содержание которых в значительной степени определяется этнической спецификой страны или отдельных ее регионов.

В современном обществе интерес к этносоциологии вырос, что объясняется рядом объективных факторов. Один из них - оживление активности отдельных народов и наций, вызванных в первую очередь политическими процессами, в частности, распадом колониальных систем, окончанием холодной войны, разрушением тоталитарных коммунистических режимов в Восточной Европе и развития независимых государств, содействие сохранению и развитию национальных культур и языков отдельных этносов, связанных с демократизацией мирового сообщества. Явление активизации этнических общностей во второй половине XX в. получило общее название в западной социологии - "этнический ренессанс». Зато другой фактор, углубил интерес к этносоциологии - это обострение межэтнических отношений в современном мире, которое привело к межэтническим конфликтам в ряде регионов мира. Это также свидетельствует об активизации этнических сообществ, расширение их участия в современных социальных процессах, поэтому на сегодня этносоциология стала одной из ведущих отраслей социологической науки.

В отличие от этнографии, предметом которой является прежде всего определение количественного состава того или иного этноса, его антропологических особенностей, территории проживания, изучение этнических особенностей материальной и духовной культуры народа, этносоциология изучает этнические общности как социальные образования, как субъекты и объекты социальных отношений. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования и развития этносов, поскольку это дает возможность понять их место в современных общественных процессах. Немало внимания современными учеными предоставляется и исследованию межэтнического взаимодействия, в том числе и межнациональных конфликтов. Изучает этносоциология также влияние этнических сообществ на определенные социальные процессы, существующие в обществе, в частности на социальную структуру общества и социальную стратификацию, использование и распределение трудовых ресурсов, процессы политической жизни - государства, образования и функционирования политических партий, в которых народы и нации является основной социальной базой и тому подобное.

Таким образом, предмет этносоциологии оказывается достаточно объемным, отличным от предмета других наук, которые исследуют этнические сообщества и включает в себя:

Происхождение и развитие этнических общностей;

Влияние этнических сообществ на различные социальные процессы, их роль в общественной жизни;

Динамику изменений в культуре, языке, быте разных этносов;

Социальные связи и социальные отношения, возникающие между этносами, то есть межэтнические отношения.

Отсюда можно сделать вывод, что:

Этносоциология - это отрасль социологических знаний, которая изучает основные тенденции образования и развития этнических общностей, их взаимоотношения между собой, а также механизмы их вхождения в систему социальных отношений.

Как и любая отрасль социологии, этносоциология имеет собственный категориальный аппарат. К основным категориям этой социологической дисциплины относятся племя, народность, народ, нация, межэтническое взаимодействие, национальное сознание, национализм и многие другие. Среди основных функций этносоциологии можно назвать:

Определение и осознание роли этнических сообществ в общественной жизни;

Содействие развитию национального сознания и национальной культуры;

Содействие развитию чувств патриотизма и национального достоинства;

Налаживание механизмов межэтнических отношений и другие.

Начиная с конца восьмидесятых pp. этносоциология как наука формируется и в Украине. Украинский этносоциология сосредоточивает свое внимание на исследовании этнического состава украинского общества, определении статуса украинского этноса и национальных меньшинств, изучении межэтнических отношений в украинском обществе.

Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия.

Выделение предметного поля науки непосредственно связано с моментом и причинами ее возникновения. В зарубежной науке ее возникновение приурочено к выходу в свет работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» . В 20–30-х гг. ХХ в. известный американский ученый Р.Парк совместно с коллегами предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного локального сообщества, каким являлся в то время Чикаго, население которого почти на 80% составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали анализ характера межэтнических отношений и социальная мобильность мигрантов в обществе на основе экономических и политических резервов этнической группы.

Очередной всплеск интереса к социологическим методам изучения этнических процессов возникает после второй мировой войны.

В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60-70-е гг., когда в политических условиях сближения различных народов, потребовавших исследования оптимальных условий его развития. Этносоциологические исследования в России особенно активизировались в 90-е гг., вследствие политической нестабильности на почве разрушенных межэтнических отношений, зафиксированной почти во всех бывших республиках СССР.



В центре внимания социологического исследования не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и модернизация современного общества и др.) и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества – городское или сельское поселенческие сообщества, национальное (государственное) сообщество. К числу таких локальностей относится и этнос . Исследование локальных сообществ потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой – вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня , одной из которых является этносоциология.

Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность. Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества; этнографии, описывающей сходство и различия между народами; этнологии - исследующей этногенез (происхождение этносов), их основые характеристики и свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические аспекты межэтнических противоречий.

Этносоциология - пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов, происходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения.

Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.

Сравнение этнологии (наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностейи этносоциолигии) этносоциологии. Этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход.

Предметные области исследований этнологии и этносоциологии пересекаются. этнология стремится интерпретировать этнос в социумных характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат социологии.

Вместе с тем этносоциология существенно отличается от этнологии. Предмет ее интереса – этнические общности , которые представляют часть общества. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает отличительной чертой таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях.

Функции этносоциологии.Этносоциологии свойственны все функции, присущие социологии в целом, а именно теоретико–познавательная, практическая, прогностическая и просветительская . Эти функции тесно связаны между собой. Потребность теоретически объяснить феномен социальной активности культурной группы, влияние этничности на социальное развитие общества в целом порождает теоретико-познавательную функцию.

В современных российских условиях становятся остро актуальными другие функции этносоциологии – просветительская и практическая. Первая позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов нашей страны, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния – уровень развития и трансляции культуры (дописьменный– письменный–постписьменных, информационный), социально–профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга и пр. Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов должна венчаться практическими рекомендациями. Этносоциология в этом отношении берет на вооружение императив всего комплекса наук об этносе: социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного, народа.

Если для социологии в целом характерно исследование социальной структуры, социальных процессов, социальных институтов, то в этносоциологии эта предметность изучается через призму самобытной этнической культуры и истории. Этносоциология анализирует этническую специфику всех социальных процессов, институтов и явлений.

Итак, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА

имени Мирзо Улугбека

М.Х. ГАНИЕВА

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Ташкент – 2006

Ганиева М.Х. Этносоциология. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – Ташкент, 2006. – 123 с.

Ответственный редактор – доктор социологических наук А.Ж. Холбеков

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Н.С. Аликориев

кандидат философских наук, доцент Б.А. Фарфиев.

Утверждено на заседании Учёного Совета Национального университета им. М. Улугбека от 25 января 2004 г. (Протокол №4).

В книге раскрывается предмет этносоциологии, анализируются основные понятия этого важного отраслевого направления социологической науки. В ней приведены основные школы и направления изучения наций и этнических групп, рассматриваются проблемы межэтнических отношений в современном обществе. Особое внимание уделяется особенностям проведения этносоциологических исследований.

Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, социологов, всех тех, кто интересуется этнической проблематикой.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема этнических отношений занимает важное место в социально-политической жизни многонациональных государств. И это понятно, поскольку нет ни одного принципиального вопроса, который можно было бы решать без учета национального состава населения. Этнические отношения являются сложной социологической категорией, одной из специфических форм социальных отношений в целом. Они не существуют как бы в чистом виде в отрыве от других общественных проблем, а проявляются и в экономике, и в политике, и в духовной сфере.

Современный Узбекистан, избрав путь независимого развития, присоединился к общемировому цивилизационному процессу. В стране, одновременно с созданием демократического, правового государства, базирующегося на социально ориентированной рыночной экономике, ставится в качестве приоритетной проблема обеспечения межнационального согласия.

Чем дальше уходит точка отсчета начального движения по пути независимого развития, тем отчетливее видно, что главным является: «объединить народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбы своей Родины». 1

Реформирование и обновление общественной жизни Узбекистана существенным образом повлияло на формирование нового для нашей страны направления в социологии – этнической социологии. В новой социокультурной ситуации очень важно с помощью новых знаний, идей, учебных дисциплин сформировать адекватное реальности мировоззрение. В этих целях в учебный план социологов был включён никогда ранее не изучавшийся курс этносоциологии. Эта дисциплина призвана дать студентам знание о развитии и функционировании этнических групп, о сущности этнической идентичности, межэтнических отношениях, об особенностях национального самосознания и этнического поведения.

Этносоциология – сама по себе ещё одно из самых молодых и перспективных направлений в социологической науке, поскольку она может внести свой существенный вклад в строительство будущего мироустройства. Это, конечно, не означало отсутствие в прошлом этнической проблематики. Однако для работ многих ученых была характерна определённая идеологическая установка, отрицание существования в межнациональных отношениях каких-либо проблем, включая и межнациональных конфликтов, словом, представлялась идеалистическая картина братской дружбы советских народов. Межэтнические же столкновения, начавшиеся с середины 80-х годов, объяснялись экономическими, демографическими причинами, отдельными ошибками в национальной политике.

Научное осмысление роли этнического фактора в трансформации общества началось с конца 80-х –начала 90-х годов. Ученые – этнологи, политологи, социологи попытались объяснить, возникшие в это время проблемы. Появились многочисленные теоретические, основанные на эмпирических фактах работы, авторы которых затрагивали самые различные аспекты этносоциальных проблем.

Происходящие в стране демократические преобразования самым непосредственным образом сказались как на развитие социологической науки в целом, так и на развитии одного из специальных ее направлений – общественном мнении. В начале это были, в основном, маркетинговые исследования, а также исследования, проводимые отдельными учеными по конкретным, индивидуальным программам. С момента создания в 1997 году Республиканского Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» исследования общественного мнения приняли системный характер.

В получение достоверной этносоциальной информации особое место принадлежит эмпирическим исследованиям. В Узбекистане за годы независимого развития накоплен опыт подобных исследований. Уровень и направленность межэтнических отношений является актуальным предметом эмпирического анализа.

Имеющийся в Узбекистане опыт этносоциологических исследований позволяет уже сейчас выявить их особенности, методы проведения, адаптированные к условиям полиэтнической среды, а также изучить новые направления одной из самых деликатных сфер общественных отношений.

Основной задачей учебного пособия является ознакомление с предметом этносоциологии, изучение национальных аспектов социальных проблем, как в нашей стране, так и за рубежом. Не менее важными являются проблемы становления новой системы межнациональных отношений в Узбекистане, выявление наиболее распространенные этнических стереотипов, определение типологии национального самочувствия различных этнических групп. Проблемы необходимо решать с помощью новых знаний, идей, теорий, которые могли бы научно объяснить исторический процесс, осмыслить общественную ситуацию, сформировать новое адекватное реальности мировоззрение.

В книге широко использован опыт эмпирических этносоциологических исследований, проводимых в Центре изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», а также кафедры социологии Национального Университета Узбекистана, в которых принимал участие автор.

Учитывая потребности учебного процесса, автор сосредоточил своё внимание на тех вопросах и проблемах, знания которых требует государственный образовательный стандарт. Содержание учебного пособия может быть полезным в общекультурной подготовке не только социологов, но и студентов гуманитарного профиля.

ГЛАВА 1. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА


    1. Становление и развитие этнической социологии

Этносоциология изучает весьма сложную сферу общественной жизни – национальные отношения. Эти отношения касаются практически всех сторон жизнедеятельности различных этнических общностей. ХХ век ознаменовался не только расширением кросскультурных связей и объединением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами, которые во многом опровергли гуманистическую иллюзию о планетарном сознании и едином человечестве. Даже в постиндустриальных обществах этнический фактор не только не потерял своей значимости, но и расширил ареал своего функционирования. На это обращает внимание и американский социолог Нейл Смелзер, отмечая, что западная социология, от Ф. Тённиса до наших дней, была введена в заблуждение представлением о том, будто рост сложных, рациональных целенаправленных организаций означает общее ослабление примордиальных 2 сил. Сегодня эти исконные силы снова заявляют о себе в региональном, этническом и лингвистическом сознании, в социальных движениях и в политической борьбе во всем мире. 3

Термин «этносоциология» впервые появился в начале 30-х годов ХХ столетия в работе немецкого учёного Рихарда Турнвальда «Человеческое общество в его этносоциологических основах». Однако сам Турнвальд видел смысл этносоциологии в сочетании этнологического и социологического знания на основе функционализма при изучении институтов социализации и интеграции примитивных обществ, этносов, наций и умолял её эмпирическое понимание. С тех пор стало традицией именовать данную отрасль социологии этносоциологией. 4

Первым этносоциологическим исследованием принято считать совместную работу Уильяма Томаса и Феликса Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», посвященную адаптации польских эмигрантов в США. Впервые этническая группа рассматривалась не как единое целое, а по частям – поляки в Польше и поляки в Америке.

Метод анализа личных документов (писем, биографий, дневников, воспоминаний и др.) обеспечил, по мысли Ф. Знанецкого, объективность выводов при учёте субъективных мнений респондентов. Беспристрастность исследования подкреплялась и обращением социологов наряду с личными ещё и к официальным документам (архивам эмигрантских газет и церковных приходов, судебным делам). 5

В нашей стране начало этнической социологии было положено в середине шестидесятых годов в исследованиях процесса сближения быта и культуры, интернационального воспитания, смешанных браков и межнациональных контактов. Необходимость проведения исследований была обусловлена объективными и субъективными обстоятельствами.

К обстоятельствам объективного порядка являлось то, что Узбекистан, как, впрочем, и весь Советский Союз, относился к полиэтническому типу государств. В нём проживали и проживают в настоящее время, наряду с титульными нациями – узбеками и каракалпаками более 130 наций и народностей, имеющих собственную культуру и традиции. В этих условиях огромное значение приобретало развёртывание серьёзных исследований межэтнических отношений, отражающих реальную ситуацию в этой сфере.

Развитию этнической социологии способствовали и субъективные обстоятельства, выразившиеся в появлении когорты учёных широкого кругозора, актуализировавших изучение межэтнических отношений и сыгравших большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего «на стыке» социологии, социальной психологии и этнологии. Среди них следует выделить директора Института этнологии и антропологии РАН Ю.В. Бромлея, который заложил теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности. Развитию этносоциологии способствовали труды многих других учёных историков, философов, психологов. Среди них необходимо выделить российских учёных Э.А. Баграмова, М.С. Джунусова, И.П. Цамеряна, М.И. Куличенко, И.С. Кона, И.А. Шкаратана и др.

Различным аспектам содержания этничности, национальной культуры, национального самосознания, национального развития и межнациональных отношений были посвящены работы обществоведов Узбекистана С. Атамуратова, Н.Г. Гаипова, М.Н. Нурматова, М.М. Хайруллаева, К.Х. Ханазарова, И.Р. Хужамуродова, С.Ш. Шермухамедова, Г.Ш. Ширматовой и др.

Начиная с 90-х годов ХХ века этносоциологическая мысль во всех независимых государствах, образовавшихся после распада СССР, получает новые импульсы своего развития. Этносоциальным проблемам посвящают свои труды многие обществоведы. Но если раньше свобода научного исследования в этой области была жестко ограничена и подчинена одной официальной идеологии марксизма, то последние годы характеризуются научным осмыслением роли этнического фактора в трансформации полиэтнического общества. После долгих лет «умолчания» общественные науки адекватно отреагировали на новую ситуацию, возможность дать объективную картину действительных межэтнических взаимоотношений, проанализировать новые тенденции в контактах между нациями, региональной и глобальной интеграции. С интересными теоретическими трудами выступили Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.О. Мнацаканян З.В. Сикевич, А.А. Сусоколов, Ж.Т. Тощенко и др.

Этническая проблематика затрагивалась как в обобщающих трудах, так и в специальных исследованиях узбекистанских учёных Э.Х. Бабамурадова, А. Бегматова, М.Б. Бекмурадова, Р.З. Жумаева, А.Г. Каххарова, Р.Р. Назарова, И.Р. Ачилдиева, Н.Т. Умаровой, Б.А. Фарфиева, А.Ж. Холбекова, М. Холматовой и др.

Вступив на путь реформ, наше общество переживает новые по своему характеру процессы. Сами реформы, изменившие за короткие сроки всю общественную жизнь, повлияли на межнациональные отношения, обнажив, при этом, не только конфликтный потенциал, наличие конкретных сил реакции – носителей социальной напряженности, но и позитивные процессы укрепления этнического ядра народа Узбекистана, развитие национального самосознания, культуры, языка и т.д.

В этой новой социокультурной ситуации очень важно понять характер и содержание протекания общественных процессов в стране, сформировать новое адекватное реальности мировоззрение, основанное на благородных вековых устремлениях многонационального народа Узбекистана. Непременной предпосылкой устойчивости многонационального государства является общность политической культуры, межнационального согласия, стабильности политической системы.

Сегодняшняя социально-политическая обстановка в Узбекистане делает особенно актуальной изучение этносоциальных проблем, в частности, межнациональных отношений. Это обусловлено углублением процессов консолидации узбекистанского общества и достижения им качественно нового уровня интеграции, проявляемого, например, в формировании целостного общественного сознания, становлении общегражданского менталитета. Однако, для последовательного, поэтапного осуществления названных задач явно недостает соответствующего уровня знаний о природе этнических общностей, их интеграции в целостную социальную структуру. О своеобразии и конкретных формах проявления национального самосознания, его структуре, состоянии, динамике, стимулирующих и тормозящих факторах развития.

Не менее актуальным является изучение социологами особенностей национального самосознания народов, населяющих Узбекистан, формы и способы межэтнических коммуникаций, причины возможных этнических конфликтов, принципы их регулирования и разрешения. Изучение этих проблем, составляющих основное содержание этносоциологии, обусловлено сугубо практическими требованиями решения задачи общенационального, общегосударственного масштаба – воспитания духовно и физически развитых личностей.

Обращение к вышеуказанным проблемам вызвано необходимостью социологического осмысления этносоциальных процессов в современном обществе. Изучение процессов становления новой системы межнациональных отношений предполагает дать целостное представление об их состоянии, выявить наиболее распространенные этнические стереотипы, определить типологию национального самочувствия различных этнических групп. Проблемы необходимо решать с помощью новых знаний, идей, теорий, которые могли бы научно объяснить исторический процесс, осмыслить общественную ситуацию, сформировать новое адекватное реальности мировоззрение.


    1. Предмет и объект этносоциологии

Обращаясь к предметной области этносоциологии, следует отметить, что она ещё находится в стадии формирования. В западной социологии этническая социология не входит в число специальных теорий. Однако среди отраслевых направлений социологии есть направление «социология расы», а социологи предпочитают использовать для описания своей области исследований понятия «расовые» или «этнические отношения».

Бесспорность идентичности этих понятий подлежит сомнению. Связано это с тем, что к числу основных направлений указанной научной отрасли в западной социологии относятся исследования расистских идеологий. В их основе, как известно, лежит социальное неравенство этнических групп, обусловленных генетическими свойствами людей со всеми проистекающими из этого обстоятельствами – определённых вертикальных и горизонтальных сегментов социальной структуры, в складывании современной ситуации неравенства этнических общностей в рамках индустриального общества. В трудах западных социологов, по сути, совпадают понятие «расизм», трактуемый ими как притеснение по этнонациональному признаку, и «этничность».

С точки зрения внутреннего своего содержания, логики взаимосвязи своих понятий и категорий с системой понятий и категорий социологической науки, этносоциология является отраслевой социологической дисциплиной , одним из направлений социологии.

Это проявляется в том, что, как и социология в целом, этносоциология как научная дисциплина на сегодняшний день состоит из многих научных теорий, направлений и школ. Поэтому, как считают некоторые исследователи, этносоциология не специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований, а отраслевая социологическая дисциплина. Каждая из этих теорий (марксистская материалистическая, психологическая, политическая, релятивистская, конструктивистская и т.д.) в системе социологии может выступать как специальная социологическая теория среднего уровня, как синтез теории, метода и эмпирии. 6

Этносоциология является междисциплинарной наукой, поскольку она действует на стыке нескольких наук об этносах и национально-этнических общностях, изучающих социальные процессы в разных этнических средах и социальных группах

Очевидна тесная связь этносоциологии с этнологией , которая ориентирована на изучение этнических культур и межэтнических отношений. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для социологов, но их изучение социологией происходят под другим углом зрения, в контексте её центральной категории – общество.

В области социальных отношений для этнологии наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Интересы к одним и тем же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько близки, что в начале ХХ века на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление – этносоциология. Необходимость формирования этносоциологии было обусловлена процессом индустриализации и урбанизации. По мнению основоположника этносоциологии Р. Турнвальда, эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран.

Этносоциология взаимодействует не только с этнологией, но также с целым рядом общественных дисциплин, имеющий префикс этно и занимающихся изучением этнических общностей и процессов, обладающим собственным предметом исследования: этническая история, этнография, этнопсихология, этнодемография, этнополитология, этнолингвистика и др.

Нации, национальные и этнические общности и группы изучаются всеми перечисленными выше научными дисциплинами, а не только этносоциологией и этнологией. Но каждая наука осуществляет свой особый подход к общему объекту, имеет свою методологию исследования, свои методы и принципы. История , например, изучает исторический процесс возникновения и развития этносов, формирование этнических общностей, историю этнических и национальных движений, а этнопсихология – эмоциональный, духовный мир, сознание, самочувствие и настроение народов. Этнография изучает культуру, быт, мифы, легенды, традиции народов, а социальная антропология исследует человека как часть культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному этносу. Объектом внимания этнополитологии являются различные области взаимодействия между этносами и политикой. Это – влияние этнических общностей людей на их политическое поведение и сферу политики в целом. М. Паретти считал главным вопросом этнополитологии – исследование взаимосвязи между этнической идентификацией и политическим выбором.

Расширение тематики этносоциологии в связи с современными потребностями общества углубляет взаимодействие её с социальной психологией, политологией и экономикой. Таким образом, разные научные дисциплины изучают различные стороны бытия и функционирования этносов и наций.

Предметная область этнической социологии достаточно широка. В неё входят социальная структура народов, социальные изменения в их среде, специфика внутрисемейных отношений, тенденции в использовании языков в различных этнических группах, межкультурное взаимодействие, национальное самосознание, межэтническое взаимодействие.

Предмет этносоциологии можно определить как особо значимые, глубинные культурно-психологические, социальные связи и отношения внутри национальных общностей и между ними. Национальные общности поэтому рассматриваются в общем контексте проблематики социальной системы, выделяются их функции и роль как источники самодвижения и саморазвития, закономерности их деятельности как социально-субъектных образований. Под национальной общностью понимается интегральная целостность со своими внутренними и внешними связями и отношениями. В этом случае, исследование интегральной внутренней национальной связи – основное звено предмета данной науки.

Объектом в этносоциологии являются народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, узбеки в Узбекистане, узбекские и русские предприниматели или другие социальные группы в этой стране).

В этносоциологии объект изучается двояко: через личность – как носителя определённой этничности, включённую в определённую группу и через влияние этничности – группы, «коллективного сознания» на человека, его поведение, деятельность. Этнические группы в социологическом понимании – это сегменты, части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Существенное значение приобретает выявление функций этничности и этнической идентичности в жизни человека. Изучая национальную психологию, следует иметь в виду, что коллективная психология существует вне и независимо от конкретного человека, является результатом опыта многих поколений, синтезом сознательного и бессознательного. В то же время, она, имея у каждого народа свою «коллективную» сущность и своеобразие, приобретает различные формы и выражения у различных групп и её представителей, проходя через их сознание и преломляясь через их психологическую структуру.

Таким образом, этническая социология это наука, изучающая социальные аспекты развития и функционирования личности в этнических группах, их идентичность, интересы, поведение, взаимодействие, связи. Она является отраслью социологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учёными-социологами, но и этнологами, психологами, историками, этнографами.

Основными направлениями этносоциологии является исследование этничности и национального самосознания, связанного с конкретно-историческими условиями их функционирования. В этом контексте этносоциологи занимаются изучением состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире. Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет свои уникальные черты. В этом контексте большие и малые народы характеризуется по степени зрелости их экономической и политической жизни, развитости культуры, языка, приверженности к традициям и обычаям, что связано с возможностями их автономного существования.

Этническая социология и учёные, её представляющие, занимаются прикладными исследованиями, проводя, главным образом, этнокультурные исследования. Их предметом является национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей, их взаимодействие, потребности, интересы, ценностные ориентации.


    1. Методология этносоциологии

Методология – это наиболее общие представления об идейных позициях науки, основных закономерностях познания и осмысления национальных особенностей представителей конкретных этнических общностей и народа в целом.

Главными методологическими принципами этносоциологических исследований является конкретность комплексность, всесторонность и целостность рассмотрения проблемы в её историческом развитии. 7

Так, как и в исследованиях других направлений социологии, в этносоциологии осуществляется комплексный подход, т.е. учитываются особенности не только макросреды – социально-политические и экономические условия в стране, но и микросреды – этнокультурная специфику контактирующих групп и уровень их общения, этнический состав, особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д.

Кроме того, этническая социология основывается на общих методологических принципах и аналитических методах, широко применяемы социологией: системный и структурно-функциональный анализ, исторические и генетические методы исследования, формирование информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой.

Междисциплинарный характер этносоциологии несколько усложняет методологию этносоциологических исследований. При изучении тех или иных закономерностей общественного развития этнической группы, личности возникает необходимость соотношения методологических принципов с рассматриваемым явлением. Наиболее общим принципом является принцип деятельности . Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и соотносятся со всей системой общественных отношений.

Применяя принцип деятельности к изучению личности, включённой в этническую группу, исследователи используют ряд социологических подходов для объяснения различных фактов, совокупность которых и составляет методологию этносоциологии.

Один из них – культурологический , согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Другой подход – рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Н. Смелзер называет этот подход «коллективистским» . Он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию и конфликты. 8

Для понимания поведения людей в сферах, касающихся их этнической жизни, используется концепция символического интеракционизма, интерпретирующую поведение с точки зрения того значения, которое личность или группа придаёт тем или иным аспектам ситуации. Для сторонников этого подхода характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей , которая олицетворяется в виде языковых и других символов.

Психологический подход позволяет объяснять поведение людей как личностей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этот подход ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия развития каждой одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии под влиянием экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов. Таким образом, этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации понимаются как результат взаимодействия личности и общества.

В современных этносоциологических исследованиях преобладают два методологических подхода: личностный, деятельностный и общественный, функциональный. Первый подход ставит в центр своих исследований человека, его деятельность как представителя и носителя этничности, социальное поведение индивида в национальных отношениях и ориентированного на других, на группу.

Второй подход , выделяющий «коллективные» формы взаимоотношений, этнические структуры и системы со своими компонентами, связями, функциями предполагает функциональный анализ в духе Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона. Этот подход представляет национально-этническую общность в виде интегральной целостностной системы, внутри которой взаимодействуют элементы психологии и сознания, интересы и установки, ценности и нормы, символы, знаки, стереотипы и т.д. Проблема состоит в выяснении, какую роль и функции (или дисфункцию) выполняет каждый из этих элементов в системе вообще, и в жизни человека – члена и носителя данной этничности в особенности.

В последние годы оформился и новый, третий подход – интегральный . В основе его рассмотрение личностного и коллективистского в единстве. Нация как культурно-психологическая общность формируется путём самоидентификации, самоопределения своей национальной принадлежности реальными людьми, которые путём «воображения» получают возможность представить целостность и своеобразие той общности, к которой они принадлежат. Такое субъективное национальное «воображение» возможно при наличии внешних объективных факторов и условий: этнической территории, языка, культуры, исторической памяти народа, экономических связей на хозяйственной территории и т.д.

В качестве метода этносоциологиологического исследования выступает весь арсенал методик и процедур эмпирической социологии. Среди них наиболее часто применяемые – изучение письменных источников, опросы, анкетирование, контент-анализ, статистика . Могут использоваться лингвистические, археологические, культурологические, психологические подходы, «включённое наблюдение», кросс-культурный анализ, case stady (изучение случая).

Так, например, с помощью метода изучения источников можно получить разнообразную и достоверную информацию об изучаемых народах и культурах. В этих целях используются как собственная история народов с описанием их культур, так и доклады географов, этнографов, записки путешественников, отчёты посланников и т.д. Обычно взаимодействие различных методов в процессах этносоциальных исследований даёт наибольшие результаты.

Широта источниковедческой базы и возможности репрезентативных выборочных исследований позволяет этносоциологам, опираясь на конкретные факты, дать целостное представление о системной взаимосвязи изучаемых социальных и этнических явлений и процессов.


    1. Задачи и функции этносоциологии

Этническая социология как отрасль научных исследований имеет свои задачи . Областью этносоциологического изучения являются:


  • этнические особенности социальных изменений среди титульных этносов, а также в диаспорах, тенденции в их профессиональных ориентациях, социальных перемещениях и миграции;

  • тенденций формирования единой общности, этнического самосознания, авто- и гетеростереотипов, внутриэтнической солидарности; этнические интересы и установки на межэтническое общение; межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов;

  • исследование этнической специфики внутрисемейных отношений; использование государственного языка и языков межэтнического общения в различных социальных группах.
Анализ проблем в этносоциологии осуществляется как с учётом макросреды – общих социально-политических условий в стране, так и с всесторонним рассмотрением всех реальных уровнем микросреды, начиная с особенностей этнической и социокультурной ситуации в типах поселений и кончая сферой непосредственного общения людей – производственных коллективов, семей, общностей.

По существу задачей этносоциологии является изучение этнической специфики всех социально значимых областей жизни общества с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Практическая значимость этносоциологии во многом определяется тем, что исследователи обычно располагают количественно точными параметрами изучаемых явлений, математический анализ которых позволяет делать научно обоснованные прогнозы национальных аспектов современных социальных процессов. 9

На ранних стадиях развития этносоциологии объектом анализа служили факты как открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявлялись действия этнических общностей, так и факты, характеризующие сознание этих групп.

У большинства современных этносоциологов в качестве объекта исследования выступает этничность, обуславливающая, в частности, социальную мобильность, миграцию, урбанизированность, конфликтность. Ими изучается этническая обусловленность общих, частных социальных процессов.

Не меньшее внимание в этносоциологических исследованиях уделяется воздействию этнического фактора на массовое сознание. В этом отношении социологи обращаются к национальному самосознанию как субъективной форме этносоциальных проявлений. В отличие от психологов их интересует не столько национальная психология, сколько динамика национального самосознания в контексте социальных изменений, в частности, этнические стереотипы, модальные символы национального характера. Эти и другие этносоциологические проблемы, контексте теории и практики будут рассмотрены в книге.

Этносоциология выполняет, подобно другим отраслевым направлениям социологии, ряд функций: теоретико-познавательную, прогностическую, практико-познавательную и просветительскую . К теоретико-познавательной функции относится выявление логических, причинно-следственных закономерных связей, формулирование специальных теорий. Это достигается с помощью определения методологии работы, формулирования гипотез, последующей проверки их на стадии обобщения эмпирического материала. На завершающем этапе делаются выводы, которые либо подтверждают специальные теории, или формулируют новые.

Практико-познавательная функция предполагает не только объяснение полученных фактов, проверку гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений. Практические рекомендации бывают разного уровня. Они могут касаться предвидения масштабных общественных процессов, а могут – конкретных изменений в конкретной области.

Так, на основе анализа материалов, собранных в ходе мониторинговых исследований социологами Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» этническая ситуация в Узбекистане характеризовалась формированием общности «узбекистанцы», в которой происходят процессы сближения ценностных ориентаций и образа жизни основных этнических групп.

В качестве практических рекомендаций, в условиях современного состояния национального самосознания всех этнических групп узбекистанского социума и становления их общегражданского самосознания, предлагалось уделить первостепенное внимание дальнейшей научной разработке идеологии независимости. Важное место в разработке должны занять вопросы национального самосознания, так как они теснейшим образом увязаны с открытием новых возможностей укрепления межнационального согласия, рационального использования потенциалов консолидации различных этносов.

Дальнейшее развитие страны показало объективность данного прогноза. Реформы, проводимые в стране, явились мощным фактором воздействия на эти процессы.

Просветительская функция этносоциологии напрямую связана с выработкой наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах. Результаты прикладных социологических исследований представляют большой интерес не только для учёных, властных структур, но и для широкой общественности. Они требуют высокого профессионального мастерства, гражданской ответственности, социальной чувствительности, чуткости исследователя. Профессионализм достигается в процессе обучения и практической работы. Гражданская ответственность определяется социальной, общественной позицией. Социальная чувствительность заключается в умении находить наиболее значимые проблемы в жизни общества и людей, изучить их для того, чтобы предупредить негативные последствия. Это чувство в сочетании с чуткостью должна быть присуща этносоциологу и при проведении исследования, и при формулировке вопросов, обращенных респонденту.

Роль и значение этнической социологии всё более возрастает на современном этапе развития нашего государства. Изучение и учёт закономерностей влияние этнического фактора (этнической самоидентификации) на весь спектр мотивов, установок, ценностных ориентаций, фактов социального поведения, как отдельного индивида, так и группы, уровень и направленность межэтнических отношений в полиэтнической социальной среде, каковым является Республика Узбекистан, является актуальным предметом эмпирического исследования.

В этих условиях этносоциология должна развиваться не спонтанно и хаотически, а целенаправленно и закономерно, в соответствии с потребностями общества, в результате взаимных усилий представителей многих отраслей науки.

Литература


  1. Каримов И. Предисловие к книге «Идея национальной независимости: основные понятия и ориентиры. – Ташкент: Узбекистон, 2001.

  2. Каримов И. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Ташкент: Узбекистон, 1997.

  3. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Пер. с англ. – Казань: Изд-во Казанского Университета, 1997.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

  5. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс, 1999.

  6. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.,1973.

  7. Бромлей Ю. В., Шкаратан О.И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии \\ Социальная этнография. 1979. №4.

  8. Мнацаканян М.О. Нации и национализма. Социология и психология национальной жизни. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  9. Национальные отношения: Словарь. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  10. Садохин А.П. Этнология. – М.: Гардарики, 2001.

  11. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.

  12. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.

  13. Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований. – М., 1972.

  14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2003.

  15. Холбеков А.Ж. Социология: изохли лугат маълумотнома. –Ташкент: Ибн Сино, 1999.

Вопросы и задания для самоконтроля


  1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этносоциологических исследований в современных условиях?

  2. Что такое объект и предмет науки? Дайте определение объекта и предмета этносоциологии.

  3. Покажите взаимосвязь этносоциологии с другими науками. Чем отличается этносоциология от этнологии, этнопсихологии?

  4. Каковы задачи этносоциологии как науки?

  5. Охарактеризуйте методологические принципы этносоциологии.

  6. Национальные проблемы нашей республики (города, района).

  7. Сформулируйте самые перспективные направления этносоциологических исследований.

  8. Как вы думаете, может ли этническая социология быть самостоятельной отраслью научных знаний.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

2.1. Основные школы и направления изучения наций ХIХ века

Изучение и осмысление этносоциологии невозможно без рассмотрения этнических проблем, содержащихся в различных концепций, школ и направлений. Среди них можно выделить наиболее влиятельные и популярные, давшие свою специфическую интерпретацию многочисленным этнокультурным данным. К их числу следует отнести эволюционизм, социологическую школу, психологические теории.