Сценарий пьесы хозяйка медной горы. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки. Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории

В сценарии киновечера включены фрагменты из фильмов и мультфильмов по сказам Бажова, а также инсценированные отрывки из сказов писателя.

Сценарий киновечера

«Тайны малахитовой шкатулки»

по сказам уральского писателя П.П.Бажова

Цель: - познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

Показать красоту и нравственную сторону сказов П.П.Бажова

Задачи: - знакомство с творчеством писателя – сказочника П.П.Бажова;

Приобщение детей к чтению сказов П.П.Бажова;

Пробуждение интереса детей к просмотру фильмов, снятых по произведениям

П.П.Бажова;

Воспитание любви к родному краю, его богатствам;

Социализация детей средствами театрального искусства;

Развитие эмоциональной сферы ребёнка через театральные постановки;

Знакомство с ремеслом камнерезов;

Знакомство с разнообразием самоцветных камней;

Воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других

нравственных качеств человека;

Развитие творческих способностей учащихся;

Оформление:

портрет П.П.Бажова; выставка работ детей «Шкатулка сказов» в стиле аппликация; картины из пластилина «Каменный цветок», фигурки из пластилина «Хозяйка Медной горы», выставка книг П.П.Бажова, выставка дисков с фильмами и мультфильмами, снятыми по сказам П.П.Бажова, коллекция камней – самоцветов, малахитовая шкатулка, картины из самоцветных камней в малахитовых рамках;

Музыкальное оформление:

1. Песня из мультфильма «Малахитовая шкатулка» 2. В.Городовская, Сказ, (исп. О.Алексеева, альбом «Музыкальные вечера в Гнесинке, гусли) 3. Л. Половинкин, музыка из советских сказок 4. Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха» 5. Композиция «Русские гусли» (альбом Славянский фольклор) 6. Классическая музыка для детей «Сказка» (Аренский) 7. Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский 8. Песня «Не бойся сказки..» из мультфильма «Дом для Кузьки» 9. Е.Стрельников «Гусли»

Мультимедийное сопровождение:

1. презентация слайдов в программе Microsoft PowerPoint ;

2. диафильм «Огневушка-поскакушка», выполненный по детским рисункам в программе Pinnacle Studio

3. компьютерная анимация «Голубая змейка» выполненная в программе Adobe Photoshop и Pinnacle Studio .

4. Фрагменты из х/ф «Каменный цветок» (Хозяйка Медной горы показывает Даниле цветок), короткометражного фильма «Синюшкин колодец» (Бабка-Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

5. Фрагменты из м/ф «Серебряное копытце» (Дарёнка знакомиться с Серебряным копытцем), «Хозяйка Медной горы» (Хозяйка дарит шкатулку).

Звучит музыка из м/ф «Малахитовая шкатулка».

Девочки танцуют хоровод с бусами.

В конце танца закрывают занавес.

Действие происходит перед занавесом.

Сценка из сказки «Каменный цветок»

Действующие лица:

Хозяйка медной горы

Данило:

Перед занавесом на пеньке сидит спиной к занавесу Данило, обхватив голову.

Выходит Хозяйка Медной горы.

Малахитница обходит его и начинает разговор.

Малахитница. Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данило. Не вышла.

Малахитница. А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

Данило. Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

Малахитница. Показать-то, просто, да потом жалеть будешь.

Данило. Не отпустишь из горы?

Малахитница. Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.

Данило. Покажи, сделай милость!

Малахитница. Может, еще попытаешь сам добиться! Прокопьич вот тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. Да и невеста твоя - души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.

Данило. Знаю я, а только без цветка мне жизни нет. Покажи!

Малахитница. Когда так, пойдем, Данило-мастер, в мой сад.

Малахитница идёт, за ней Данило.

Раскрывается занавес.

Отрывок из сказки «Каменный цветок»

(Хозяйка Медной горы показывает Каменный цветок)

Выходит ведущая под музыку (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

читает стихотворение.

На дворе пурга стучится,

В комнате уютно и темно.

Мне сегодня что-то вдруг не спится,

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе,

Вижу я Данилушку – и сразу

Ящерки мелькнули на заре…

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит…

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло!

Вед. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня на нашем киновечере мы побываем в удивительном мире сказов дедушки Бажова, попытаемся узнать тайны его «Малахитовой шкатулки». В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Это был Павел Петрович Бажов. Вот он – то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

На Урале, что ни слово,

Что ни речь – то целый клад!

Сказы дедушки Бажова

Должен знать стар и млад!

Презентация слайдов

под музыку Е. Стрельникова «Гусли»

1. Павел Петрович Бажов: годы жизни 1879 – 1950.

Давайте посмотрим на карту России – видите, по самой ее середине расположена горная страна под названием Урал. Она словно делит Россию пополам – на Европу и Азию.

3. Богатства Уральских гор неисчеслимы: здесь и уголь, и медь, и золото, и драгоценные камни.

4. Это малахит, аметист, яшма, изумруд, топаз, берилл, аквамарин.

5. Уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Да и как можно было не создавать красивые вещи, если ты живёшь среди красоты?

6. Всюду величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.

7. Вот здесь-то, в конце XIX века, 28 января 1879 года, в городе Сысерть, на Урале, под Екатеринбургом, и родился будущий сказочник Бажов.

8. Мать, Августа Стефановна, была искусной кружевницей. Отец писателя, Пётр Васильевич, был рабочим, опытным мастером.

9. Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

10. «Колдун уральский бородатый», - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша. А без бороды - что за колдун?

11. Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. В детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы прибежать к дедушке Хмелинину (сторожу завода) и послушать его сказы. А этих сказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.

12. Павел вырос. В 14 лет поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

13. Прошли годы… Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал.. А когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах.

Он раздвинул железные скалы.

Глянул в душу дремучих лесов.

И оправлены в мудрые сказы

Самоцветы немеркнущих слов.

Взял цветы на таинственном камне,

Что невидимы нам до поры,

И устлал к нам тропу лепестками,

Пред Хозяйкою Медной горы.

14. Был Павел Петрович уже немолод, подросли его дети, серебряной стала борода, поэтому и назвали его сразу ласково «дедушка Бажов». Как добрый волшебник, подарил людям чудо – « Малахитовую шкатулку» - книгу сказов-самоцветов.

15. День и ночь работал старый сказочник: крупица к крупице, слово к слову, жемчужина к жемчужине – лист за листом оживали сказы Бажова.

Распускались на белых листах неувядаемые каменные цветы, оживали злые и добрые чудища, золотые полозы, голубые змейки, веселый козлик с серебряным копытцем, юркие ящерки, верные лебеди…

16. Наполнялась сокровищами « Малахитовая шкатулка», засверкала всеми гранями, словно камень-самоцвет.

17. В Екатеринбурге, в этом доме, уральский сказочник Павел Петрович Бажов и хранил свою «Малахитовую шкатулку» сказов.

Недалеко от Исети –

Старый дом и сад густой…

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над Цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

(Уральская писательница Елена Хоринская)

18. В «Малахитовой шкатулке» Павла Бажова собраны самые разные сказы. Это и «Горный мастер», и «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка» и много других.

19. Давайте сегодня приоткроем малахитовую шкатулку бажовских сказов, может быть и нам она доверит свои тайны – Тайны Малахитовой шкатулки.

Звучит музыка (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

Ведущая подходит к столику и приоткрывает шкутулку.

Достаёт оттуда несколько камешков.

Вед. В сказках Бажова много героев, которые дарят людям богатства земли Уральской. Это и Огневушка – поскакушка, и Голубая змейка, и Великий полоз, и бабка Синющка. А вот и первая тайна Малахитовой шкатулки: все эти герои богатства свои открывают только добрым, работящим и не жадным. Не верите? Давайте проверим?

Вот, например, какая-то девчонка из огня вынырнет и давай плясать. А где в землю уйдёт, там и ищи золото.

Тёмной ночью у костра появляется она –

Мастерица петь, плясать, самородок указать.

Звали эту веселушку – Огневушка – поскакушка.

Звучит музыка (Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха»)

Танец Огневушки – поскакушки.

Вед. А вот чтобы узнать о ней поподробней, давайте посмотрим диафильм, который ребята сделали сами.

Диафильм «Огневушка-поскакушка».

Вед. Есть ещё один герой – Илюха из сказки «Синюшкин колодец». Жил он один, о богатстве и не мечтал. Бабка его оставила ему в наследство всего три перышка, да про Синюшку рассказала. Вот и захотелось Илюхе увидать, как бабка Синюшка красной девкой оборачивается.

Отрывок из короткометражного фильма

«Синюшкин колодец»

(Бабка Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

Сценка из сказки «Синюшкин колодец»

Действующие лица:

Синюшка:

Илюха:

Звучит музыка (Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский)

Появляется Илюха. Оглядывается. Видит прямо на него идёт девчонка в синем платье с синим платком, в косе лента синяя. Подходит девчонка к Илюхе, подаёт решето с драгоценными камнями, а сверху три перышка.

Синюшка. Прими-ка, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

Илюха принял решето и стоит улыбается.

Илюха. Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать величать?

Синюшка. Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь.

Илюха берёт три пёрышка сверху.

Илюха. А пёрышка у тебя откуда?

Синюшка. Да вот, Двоерылко за богатством приходил. Сам в колодец угодил и кошели свои утопил, а твои-то пёрышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.

Илюха не зная о чём говорить, переминается с ноги на ногу. Синюшка обходит его, улыбается, ленточку в косе перебирает.

Синюшка. Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена.

Наклоняется и подбирает самоцветные камни и кладёт ему в решето.

Илюшка. Значит верно бабка Лукерья говорила. Из земельного богатства одно чисто да крепко, это когда бабка Синюшка красной девкой обернётся да сама своими рученьками подаст.

Синюшка. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. А богатством-то откупись от барина, дом себе справь хороший, лошадь купи, да женись смотри, а меня не вспоминай!

Синюшка взмахнула платочком и исчезла. Илюха смотрит на решето, потом на место, где была Синюшка и растерянный уходит.

Звучит музыка(Л. Половинкин, музыка из советских сказок).

Ведущая подходит к шкатулке и достаёт

мешочек « с золотом».

Вед. Пришло время узнать ещё одну тайну Малахитовой шкатулки. Ни золотом, ни камениями самоцветными не разрушить дружбы настоящей. А пример тому, дружба Ланко Пужанко да Лейко Шапочки из сказки «Голубая змейка».

Компьютерная анимация «Голубая змейка».

Вед. Есть в Уральских горах такая Голубая змейка, что людям показывает, где золото искать. Одному увидеть - прямо счастье – наверняка золото верховое золото окажется. Но если лишку захватишь- всё в камень обернётся. А вот если двоим или троим голубая змейка покажется – то тогда чёрная беда: все перессоряться, передеруться, может и до смертоубийства дойти. Раз показалась голубая змейка Ланко Пужанко и Лейко Шапочке. Подрались они, да только не из-за золота, а друг друга выручая. За это их Голубая змейка и наградила.

Сценка из сказки «Голубая змейка»

Действующие лица:

1-й мальчик

2-ой мальчик

Голубая змейка

Звучит музыка (Композиция «Русские гусли» , альбом Славянский фольклор)

На сцену спиной выходят двое мальчиков с корзинами, смотрят вперёд. Навстречу им девица в синем платье с жёлтым шарфом. Шарфом рисует круги на полу.

1-й мальчик. Смотри какая девица к нам идёт!

2-ой мальчик. Ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнуться.

1-й. Так ведь это Голубая змейка!

2-ой. Отвернёмся. Не будем смотреть! А то опять до драки доведет.

Поворачиваются спинами к Голубой змейке и глаза зажмуривают. Открывают глаза, а она перед ними стоит и улыбается. Вокруг мальчиков лежит жёлтая ленточка. Они пытаются уйти, а из круга выйти не могут.

Змейка. Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу.

Мальчики вместе. Тетенька, мы тебя не звали.

Змейка. А я, сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.

1-й. Отпусти, тетенька, мы больше не будем. И без того два раза подрались

Из- за тебя!

Змейка. Не всякая, драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вы по-хорошему дрались. Не из-за корысти либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от черной беды вас отгородила. Хочу еще испытать.

Достаёт плитку и разламывает на две части. Отдаёт мальчикам.

Змейка. Коли который хорошее другому задумает, у того плиточка золотой станет, коли - пустяк, выйдет бросовый камешок.

Мальчики расходятся в разные стороны и говорят в зал.

1-й. Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы

Марьюшка замуж!

2-й. Пусть Марьюшка простит нас и замуж поскорее выйдет!

Поворачивают плитки, а они золотые стали.

Змейка . Хорошо подумали. Вот вам за это награда.

Подает им по маленькому мешочку.

МАОУ ДО «Дом детского творчества» Нытва Пермский край.

Сценарий новогоднего утренника по сказам Павла Бажова для детей 1-4 классов

Новогодний утренник

«Ах, эти сказки» (по мотивам сказов Павла Бажова)

Составитель: Гилёва Нина Михайловна

Педагог дополнительного образования МАОУ ДО «Дом детского творчества» г.Нытва. Пермский край.

Цели и задачи:

  • знакомство детей с героями сказов великого русского писателя, певца Урала — Павла Петровича Бажова, через новогоднюю театрализованную программу.
  • развивать эстетический вкус;
  • создать радостное настроение у детей, вызвать у них положительный эмоциональный отклик.
  • Реквизит : шкатулка малахитовая, клубок, лошадь, веер, сундук, дрова, рукавицы, веник, совок, пила, самовар, сапог, стол, скатерть.
    Действующие лица: Хозяйка Медной горы; 2 Ящерицы; Барыня (Поротина жена); 2 Слуга; Огневушка; ; Бабка Синюшка; Дед Мороз; Снегурочка. (Сцена и ёлка оформлены в стиле сказки П.Бажова «Малахитовая шкатулка»).
    Действие 1

1 номер: песенка «Зимняя сказка»

Хозяйка Медной горы : Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие!

Я очень рада видеть вас в моей горе медной, палатах малахитовых, на празднике новогоднем. А меня-то вы узнали? (дети отвечают)

Правильно. Медной горы хозяйка я. Но прежде чем начать праздник, давайте вами проверим: готовы ли к встрече Нового года с помощью весёлой игры:

«Доскажи словечко»

  1. На дворе снежок идёт Скоро праздник… (Новый год)
  2. Мягко светятся иголки. Хвойный дух идёт… (от ёлки)
  3. Ветви слабо шелестят Бусы яркие… (блестят)
  4. И качаются игрушки флаги, звёздочки… (хлопушки)
  5. И верхушку укрывая,
    Там сияет, как всегда,
    Очень яркая, большая, новогодняя …(звезда)

Хозяйка Медной горы: Молодцы ребята. За смекалку дарю вам подарок музыкльный:

2 номер: ____________________

Хозяйка Медной горы : Эй, слуги мои верные! (прибегают две ящерицы) Займите гостей дорогих наших играми и плясками, да ждите деда Мороза и Снегурочку. Передайте им эту шкатулку малахитовую - в ней богатство несметное - огни самоцветные, для ёлки нашей, раскрасавицы. Смотрите,

берегите её как зеницу ока. Потеряете, не будет сиять наша ёлка огнями разноцветными и ни подарков, ни праздника у детей не будет. А я пойду, посмотрю: готовы ли наши герои сказочные к встрече нового года. (уходит)

Действие 2

Ящерица 1: Ой, как много ребятишек!

Ящерица 2 : И девчонок и мальчишек!

Вместе: Здравствуйте!

Ящерица 1: Скоро к нам придут Дед Мороз и Снегурочка. Давайте, ребята, подготовимся к их встрече, встанем в большой хоровод и вспомним песенку «В лесу родилась ёлочка» (поют один куплет)

Ящерица 2: Молодцы! А сейчас мы будем читать одну строчку этой песни, а Вы продолжайте.

Ящерица 1: Спи ёлочка бай, бай.

Дети : Мороз снежком укутывал. Смотри, не замерзай.

Ящерица 2 — На праздник к нам пришла

Дети: И много, много радости

Детишкам принесла.

Ящерица 1: — Под ёлочкой скакал

Дети: Порою волк, сердитый волк

Рысцою пробегал.

Ящерица 2: - Везёт лошадка дровенки

Дети: А в дровнях мужичок

Срубил он нашу ёлочку

Под самый корешок.

Действие З

(раздаётся цокот копыт)

Ящерица 1: Слышите, ребята. Это, наверное, дед Мороз и Снегурочка. Давайте дружно скажем: — «Здравствуйте, Дедушка Мороз и Снегурочка»

(Выезжает барыня на лошади, обмахивается веером. За ней 2 слуги – француза, несут сундук)

Барыня (удивлённо): ВЫ что, дети, переутомились;

Деда Мороза от знатной особы отличить не можете. А ну, на свои места садитесь. МЫ здесь сейчас будем набираться сил для предстоящего. Новогоднего балу. (Обращается к слугам). Сундук ставьте здесь. Идите, поставьте самовар, да пирогов напеките, буду кофею пить.

А я пока отдохну. Эй, придворные артисты, (Нажимает кнопку телевизионного пульта в направлении сцены) Красота. Чудо современной техники. Прогресс научно-технический.

З номер: Цирк

(слуги накрывают на стол)

Ящерица 1: Послушайте.

Ящерица 2: Вы кто такая?

Барыня : Я жена приказчика тутошнего - Пороти. Ясно вам!?

Барыня (слугам): А пироги где?

Слуга 1 : (чистит туфли) Так муки нет.

Барыня: По амбару помети, по сусекам поскреби. (Достаёт из сундука совок и веник)

Слуга 2 : Пардон Мадам. Дров нет.

Барыня: (показывая на ёлку) А это, по-вашему, что?

Слуга 2: Что?

Барыня: Ёлка. А ёлка - это дрова (достаёт пилу, рукавицы). Вот держите. нога здесь, другая тоже здесь.

Ящерица 1: Как хотите, а ёлочку мы вам не дадим. Правда, ребята?

Ящерица2: А дрова будут. Вам дети сейчас помогут.

Эстафета «Принеси дрова»

Ящерица1 : Молодцы ребята!

Ящерица 2: Ничего не понимаю, где же дед Мороз.

Ящерица 1 : А давай ему позвоним (убегают)

Барыня : (слугам) Что стоим? Кого ждём? Берите дрова, растапливайте печь.

Слуга 1 : (говорит с французским акцентом) Что есть печь?

Слуга 2 : (пожимает плечами) дети! Что такое печь?

(дети отвечают)

Слуга 1 : Дети говорят, заслонка открывается.

Слуга 2 : Ещё бы знать, что такое заслонка

(увидели самовар) Может это? Нет, дети говорят, не это.

Слуга 1 : (увидев шкатулку) Тогда, наверное, это (открывают шкатулку,

Создаётся эффект в зале: зажигаются гирлянды находящиеся в шкатулке и играющие роль самоцветов, выключается в зале свет звучит волшебная музыка. Слуги пугаются, быстро закрывают шкатулку, музыка затихает. В зале зажигается свет. Слуги снова хотят открыть… )

Барыня: Стойте! Не трогать (открывает шкатулку ) Ой, красота то какая — Да таких украшений даже у самой царицы нет. А у меня будут. Какая радость, даже танцевать хочется.

4 номер: « Я танцевать хочу»

Ящерица 1 : Всё в порядке. дедушка Мороз уже в пути и скоро будет у нас. Ой! А где же шкатулка?

(Дети отвечают, что шкатулка у Барыни)

Ящерица 1 : Что же делать? Ведь дети без праздника останутся.

Ящерица 2 : А что мы деду Морозу скажем.

Действие 4

У меня тепло, У меня светло

‘Красно — летичко! (Под музыку выбегает Огневушка и танцует вокруг ёлки)

Огневушка : Вы бы ящерки не грустили, а о том подумали, как огни самоцветные вернуть.

Ящерица 1 : А ты кто такая будешь?

Огневушка .: Огневушка я, поскакушка, пою, танцую, зимой – лето делаю. Могу жадность наказать, а могу и помочь советом добрым.

Ящерица 2 : Так помоги нам!

Огневушка: Ишь, какие хитренькие. Вот потанцуйте со мной, а там уж посмотрим. (Дети организуются в хоровод )

Танец («Танец утят»)

Огневушка: Молодцы ребята. Так и быть, помогу я вам. Вот вам клубочек волшебный. Ступайте за ним, да за ветром весёлым. Приведут они вас к бабке Синюшке. Она обязательно вашему горю поможет.

5 номер. Песня «Весёлый ветер»

Действие 5

(Звучит волшебная музыка , свет мигает. На сцене появляется колодец. Ящерки бегут за клубочком )

Ящерица 1 : Ой, вот он колодец!

Ящерица 2 : Наконец-то добрались.

Ящерица 1 : А как мы эту бабку Синюшку вызывать будем.

Ящерица 2: Известно как. Опустим ведро. Она подумает, что гости пришли и вынырнет. Ой, ведро утонуло.

Ящерица 1 : А давайте, вместе с ребятами её позовём - Потопаем ножками и Крикнем: — «Бабушка Синюшка, покажись»

(из колодца появляется Синюшка с ведром на голове)

Синюшка: Это кто тут фулюганит, аж в ушах звенит.

Ящерица 2 : Бабушка Синюшка — мы к Вам за помощью пришли.

Ящерицы 1 : Огни разноцветные у нас украли.

Синюшка : Знаю я, чьи это проделки и помогу вам, если задание моё выполните: «Вернётесь туда, откуда не уходили».

(Ящерицы организовывают детей парами )

Под музыку «Течёт ручей» проводится

игра «Ручеёк»

(После игры: Синюшка выходит нарядная, с решетом в руках. а в нём З пёрышка - перевязанные синей лентой.)

Синюшка: Молодцы! Справились с заданием.

Ящерица 2 : Ой! Кто Вы?

Синюшка: Бабкой Синюшкой люди зовут. А гораздому, да удалому, да просто кажусь - какой видите. Вот вам три волшебных пёрышка. Они исполнят З ваших желания. Нужно только сказать волшебные слова: «Чудо пёрышко лети и…» загадать желание.

Ящерица 1 : Чудо пёрышко, лети, и воришку накажи. (Ззвучит волшебная музыка )

Действие 6

(за ширмой раздаётся крик )

Барыня : (выбегает с зеркалом) Люди добрые, помогите (у барыни большие уши и большие руки ) Что это?

Синюшка: Это те самые самоцветы наказали вас за то, что Вы украли их тем самым лишили детей новогодних чудес.

Барыня: Так это вы хотите сказать, что из-за ваших побрякушек всю жизнь гоблином ушастым останусь. Заберите свою шкатулку. (Возвращает шкатулку, смотрит в зеркало )

Барыня: А почему уши большие остались?

Синюшка: Это потому, что Вы у всех детей прощения не попросили.

Барыня : Простите меня, пожалуйста — а. Я больше не буду

Ящерица 2 : (берёт волшебное пёрышко, говорит волшебные слова )

Чудо пёрышко, лети,

Эту Барыню прости.

(уши исчезают )

Барыня : Ой, деточки мои, спасибо вам за доброту. Примите от меня в благодарности этот подарок.

5 номер: Песня «Щенок»

Действие 7

Ящерица 1 : Ребята, думаю, настала пора позвать Деда Мороза и Снегурочку.

Дети: Да!

(Берёт пёрышко, говорит волшебные слова)

Чудо пёрышко, лети,

Деда Мороза позови.

Бой часов

(Раздаётся звон колокольчиков. Под торжественную музыку входят Дед Мороз и Снегурочка)

Дед Мороз : Здравствуйте, маленький народ!

Вот уж минул целый год,

Как расстался с вами я.

Здравствуйте, мои друзья!

Дети: Здравствуй, дедушка Мороз.

Снегурочка : Этот праздник будет славный

И с задачей самой главной

Справимся мы без хлопот:

Дружно встретим Новый год.

Хозяйка Медной горы : Дед Мороз, тебя мы ждали

О твоём приходе знали.

Прими подарок поскорей

От меня и от детей —

Огни разноцветные - для ёлочки — раскрасавицы.

Дед Мороз : Вот это подарок, так подарок.

Пусть окажутся на ёлке

Разноцветные огни.

Нам для этого лишь нужно

Крикнуть дружно:

Раз, два, три

(Сияние огней из шкатулки, переходит на Новогоднюю ёлочку ) Фон огоньков

Снегурочка : Вновь сверкает на празднике ёлка

Разноцветным, волшебным огнём

Так давайте же с Дедом Морозом

Новогоднюю песню споём

фон (песня «В лесу родилась ёлочка )

Дед Мороз : дети! А вы мороза не боитесь.

Дети : Нет!

Снегурочка : Эй, девчонки и мальчишки!

Закрывайте уши, нос!

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз.

Начинаем весёлую игру «Заморожу»

Дед Мороз : Ай да я. Сколько детей наморозил. Как же только будем их отогревать?

Барыня : Я знаю. Барыню плясать будем

Танец «Барыня»

Барыня: Молодцы ребята! Опять звучит «Барыня» Но что такое? Почему?

Ой! Да это петушки распетушились

6 номер: Цирковой номер «Петушки»

Дед Мороз: Загадаю вам, ребятки.

Новогодние загадки.

Слушайте внимательно.

Ответьте обязательно!

  1. В Новый год до объеденья,

Ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он бедняжка

Его звали

(Карлсон )

  1. Был он тучкой дождевой

С Пятачком ходил домой

И конечно мёд любил

Это (Вини Пух )

  1. Он играет понемножку

для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк.

Его имя (крокодил Гена )

  1. С голубого ручейка,

Начинается река.

Эту песню пели

Звонко (крошка Енот )

Дед Мороз: Молодцы, ребята!

Все загадки отгадали.

А сейчас черёд настал

Объявить масок Карнавал

Снегурочка : За руки беритесь маски

да представьте свои сказки.

Костюмированный карнавал

(Все герои поднимаются на сцену)

Дед Мороз: Пора, друзья, прощаться нужно.

Всех поздравляю от души.

Снегурочка : Пусть Новый год встречают дружно

И взрослые, и малыши.

Ящерицы : Мы в Новом году вам желаем успеха

Барыня, слуги : Побольше весёлого звонкого смеха.

Хозяйка Медной горы: Побольше хороших друзей и подруг.

Синюшка: Отметок отличных и знаний сундук.

Вместе : С НОВЫМ ГОДОМ!

(Под музыку герои уходят парами со сцены. Дети читают стихи Деду Морозу и Снегурочке. Детям вручаются подарки )

Бажовская игра. Интеллектуальная игра по сказам П. П. Бажова

В игре принимают участие 6 игроков либо 6 команд по 3 человека. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. В игре четыре тура.

В первом туре необходимо выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов и получить в свой актив 4 балла, во втором туре - из трех предложенных вариантов и три балла, в третьем - из двух вариантов и два балла, и в четвертом туре ответить нужно без вариантов и получить 5 баллов.

Победитель игры определяется по сумме баллов всех четырех туров.

После подведения итогов игры детям желательно показать мультфильм по сказу П. Бажова или прочесть сказ.

I тур «Малахитовая шкатулка»

1. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?

а) алмазный перстень;
б) драгоценное оружие;
в) малахитовую шкатулку; +
г) волшебную палочку.

2. Что находилось в малахитовой шкатулке?

а) деньги;
б) женские украшения с драгоценными камнями; +
в) золото;
г) уральские самоцветы.

3. Что сказал Настасье о ценности малахитовой шкатулки знающий человек?

а) что грош ей цена;
б) что стоит она двести рублей;
в) что больших тысяч она стоит; +
г) что ни у кого нет столько денег, чтобы купить эту шкатулку.

4. О чем просила Настасью дочь Танюша, когда была маленькой?

а) продать шкатулку;
б) подарить шкатулку царице;
в) никому не продавать шкатулку; +
г) спрятать шкатулку от посторонних глаз.

5. Какому рукоделию обучила Танюшу женщина-странница?

а) резьбе по малахиту;
б) вязанию;
в) вышивке бисером по шелку; +
г) плетению из лозы.

6. «...Стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом». Где Танюша увидела эту красавицу?

а) во сне;
б) в голбце, как в зеркале; +
в) во дворце;
г) на картинке.

7. Какой волшебный предмет подарила Танюше женщина-странница?

а) клубок;
б) пуговку; +
в) пяльцы;
г) иголку.

8. Почему Настасья все же продала малахитовую шкатулку?

а) сгорел дом, а новый отстроить не на что было; +
б) нужно было отдать долги;
в) понадобились деньги старшим сыновьям;
г) из-за этой шкатулки были одни неприятности.

9. Почему все мастера, к которым обращалась барыня, купившая шкатулку, отказали ей в переделке драгоценностей, лишь только оглядывали шкатулку, а на камни даже не смотрели?

а) барыня давала мало денег;
б) им жалко было переделывать такую красоту;
в) боялись испортить украшения;
г) считали, что им не по плечу тягаться с мастером, изготовившим шкатулку и украшения, подразумевая под мастером Хозяйку Медной горы. +

10. При каком условии Танюша согласилась выйти замуж за молодого барина Турчанинова?

а) если он вернет ей отцовское подарение - малахитовую шкатулку;
б) если он сделает ее богаче царицы;
в) если он ей покажет царицу в палате, обделанной малахитом, добытым отцом Танюши; +
г) если он предложит ей жить в столице.

11. Почему царица в малахитовой палате упала в обморок?

а) ее ослепила красота Танюши;
б) ее поразили украшения Танюши;
в) ей стало плохо от большого скопления людей;
г) на ее глазах Танюша растаяла, прислонившись к стене малахитовой. +

12. Что Турчанинов видел каждый раз в пуговке, которую подобрал с полу после исчезновения Танюши?

а) малахитовую шкатулку;
б) Хозяйку Медной горы;
в) смеющуюся Танюшу, которая говорила ему обидные слова; +
г) подземные кладовые Хозяйки Медной горы.

13. Что после этого случая сказывали люди?

а) будто барин Турчанинов сошел с ума;
б) будто у царицы появилась такая же шкатулка;
в) Будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях видели; +
г) будто ничего этого не было.

II тур «Каменный цветок»

1. Какое прозвище было у Данилки?

а) Недокормыш; +
б) Оборвыш;
в) Доходяга.

2. Сколько лет было Данилке, когда он попал в ученики к малахитных дел мастеру Прокопьичу?

а) 10;
б) 8;
в) 12. +

а) когда Данило сделал шкатулку;
б) когда Данило показал приказчику, чему его научил Прокопьич;
в) когда он выточил змейку из цельного камня. +

4. Какой заказ по чертежу сделал барин Даниле?

а) выточить чашу; +
б) выточить подсвечник;
в) изготовить украшение.

5. Почему Данило стал невеселый, когда получил заказ от барина?

а) предстояла трудная и долгая работа;
б) боялся, что чаша не получится такой, как указано в чертеже;
в) задумал изготовить еще и другую чашу, да так, чтобы «понять красоту и силу» камня. +

6. Как звали невесту Данилы?

а) Анна;
б) Катя; +
в) Дарья.

7. От кого Данило узнал про каменный цветок?

а) от Прокопьича;
б) от Кати;
в) от старика-мастера, который еще Прокопьича учил. +

8. О чем попросил Данило Хозяйку Медной горы, когда она очутилась перед ним на Змеиной горке?

а) чтобы научила понимать «силу» камня;
б) чтобы показала каменный цветок; +
в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши.

9. О чем предупредила Данилу Хозяйка Медной горы?

а) что он забудет о людях, когда увидит каменный цветок;
б) что он рано или поздно вернется к ней; +
в) что на земле он забудет о том, что видел каменный цветок.

10. К чему понуждали Катю родственники после исчезновения Данилы?

а) чтобы она вышла замуж за другого человека; +
б) чтобы она искала Данилу;
в) чтобы уехала в город.

11. Чем занялась Катя после смерти Прокопьича?

а) шитьем и вязанием;
б) малахитным ремеслом; +
в) стала прислугой в богатом доме.

12. Что потребовала Катя у Хозяйки Медной горы, когда оказалась в ее владениях?

а) показать каменный цветок;
б) вернуть Данилу; +
в) наделить ее богатством.

13. Как, по просьбе Хозяйки Медной горы, Данило объяснил людям свое исчезновение?

а) был горным мастером у Хозяйки Медной горы;
б) ходил смотреть на каменный цветок;
в) ходил на выучку к дальнему мастеру. +

III тур «Серебряное копытце»

1. Как звали девочку-сиротку, которую старик Кокованя взял на воспитание?

а) Даренка; +
б) Аленка.

2. О ком Кокованя рассказал сказку Даренке?

а) о кошечке, которая умела говорить;
б) о козлике с серебряным копытцем. +

3. О чем стала просить Кокованю Даренка?

а) поймать козлика;
б) взять ее с собой в лес, чтобы посмотреть на козлика. +

4. В какое время года отправились Кокованя и Даренка в лес на охоту?

а) осенью;
б) зимой. +

5. Кто побежал следом за ними?

а) собачка Шарик;
б) кошка Муренка. +

6. Кого увидела в окно балагана Даренка, когда Кокованя ушел в завод за лошадью?

а) волка;
б) козлика. +

7. Какую песенку пела кошка Муренка?

а) «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»; +
б) «Непр-равильно говоришь. Непр-равильно».

8. Что хотелось увидеть Даренке, помимо самого козлика?

а) как он ножкой дорогие камни выбивает; +
б) как он сено ест.

9. Кто привел козлика к балагану, где находилась Даренка?

а) Кокованя;
б) кошка Муренка. +

10. Почему Кокованя не узнал своего балагана, когда вернулся с лошадью?

а) балаган был весь усыпан дорогими камнями; +
б) балаган был засыпан снегом.

11. О чем сожалела Даренка?

а) что не удалось погладить козлика;
б) что Муренка исчезла вместе с козликом. +

12. Что осталось на память о козлике Коковане и Даренке?

а) полшапки дорогих камней, которые Кокованя нагреб, когда вернулся; +
б) следы на снегу от серебряного копытца.

13. По тем покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить потом зеленые камешки. Как они называются?

а) изумруды;
б) хризолиты. +

IV тур «П. П. Бажов и его сказы»

1. Назовите имя, отчество Бажова и годы его жизни. (Павел Петрович, 1879-1950 гг.)

2. Где родился и вырос П. П. Бажов? (На Урале, в г. Сысерти.)

3. Каким видом деятельности занимался Бажов, окончив духовное училище? (Стал учителем начальной школы в деревне Шайдурихе, затем учителем русского языка в Екатеринбурге, а потом в Камышлове.)

4. Сколько сказов создал Павел Петрович? (56.)

5. Когда появились в печати первые сказы Бажова: «Хозяйка Медной горы», «Дорогое имячко», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза»? (В середине 30-х годов XX века.)

6. Под какими псевдонимами Бажов публиковал свои сказы? (Ероша Колдунков, Осинцев, Старозаводский, Деревенский; Чипоне, что означало «читатель поневоле».)

7. Какие, по мнению друзей, были два злейших врага у Павла Петровича? (Скромность и застенчивость.)

8. Как связаны между собой сказы Бажова «Коренная тайность», «Иванко Крылатко» и город Златоуст? (Крылатый конек на сабле стал гербом г. Златоуста.)

9. Где, в основном, брал Бажов сюжеты для сказов? (Из года в год летом ездил он по родным местам, добывал «устное речевое золото», про жизнь слушал и во все вникал.)

10. Илье, герою сказа «Синюшкин колодец», в наследство досталось «от отца - руки да плечи, от матери - зубы да речи, от деда Игната - кайла да лопата, от бабки Лукерьи - особый поминок». Что за поминок? (Решето перьев.)

11. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:

«...Змейку с той поры ребята никогда не вызывали. Поняли. что она сама наградой прикатит, если заслужишь, и оба удачливы в своих делах были. Видно, помнила их змейка и черный свой обруч от них золотым отделяла». («Голубая змейка».)

12. Кого так описал Бажов?

«Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как яшерка, побежала по кам-ню-то. Вместо рук-ног - лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья». (Хозяйку Медной горы в сказе «Медной горы Хозяйка».)

13. Из какого сказа этот отрывок?

«Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. <...> Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, - видно, ей тесно стало, - пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько». («Огневушка-Поскакушка».)

14. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:

«А зеркала в горе не стало: все осыпалось. Зато у Таютки зеркальце сохранилось. Большого счастья оно не принесло, а все-таки свою жизнь она не хуже других прожила. Зеркальце-то, сказывают, своей внучке передала. И сейчас будто оно хранится, только неизвестно - у кого». («Таюткино зеркальце».)

15. Почему писатель Евгений Пермяк считает, что сказы П. Бажова следует читать вдумчиво, не торопясь? («...Потому что торопливый читатель напоминает верхогляда грибника, который из богатого грибами леса нередко выходит с пустой корзинкой... а Бажов глубоко запахивал зерна своей мудрости».)

Развлечение на тему «Волшебные сказы П.П. Бажова»

Подготовительная группа

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить об уральском сказочнике, или еще как его называли «дедушка Бажов».

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник , прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов .

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами , с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.

Какие произведения П. П. Бажова вы знаете? Назовите их.

Дети : «Серебряное копытце» , «Огневушка – поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» .

Ведущий: Какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети : Малахит!

Ведущий: Правильно! Посмотрите, какой красивый и необычный этот камень- малахит! Самое время и в игру с ним поиграть, свою ловкость показать.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует

Ведущий: Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовёте эти предметы, и скажите, из какого они сказа .

    Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка» ).

Ведущий: А в малахитовой шкатулке драгоценности, эти драгоценности добывают старатели(геологи), у них очень тяжелый труд (ходят по горам, чтобы добыть камень нужна сила и сноровка) и мы проверим, кто у нас самый быстрый и ловкий.

Эстафета- Перенеси камень

2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)

Танец с платочками -девочки

    Кошка Мурёнка (Сказ «Серебряное копытце» )

Серебряное копытце копытцем постучал и набросал разных камней, но вот беда, они упали в снег и теперь нам надо найти, кто самый быстрый.

Эстафета: «Добытчики»- в обруче лежат в перемешку кубики и камни, надо выбрать именно камни.

    Ящерка (Сказ «Хозяйка Медной горы» ).

Ящерка у нас очень быстрая и ловкая, непросто по камням бегать. Может и нам попробовать.

Эстафета: «Преодолей препятствия» - проползти по мату, обежать вокруг обручей и предать эстафету.

Ведущий: Любите, ребята, сказки? Вижу, заблестели глазки. Сядьте тихо, посидите, мою сказку не вспугните.

Показ сказки «Серебряное копытце»: кукольный театр.

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. (Данило-мастер)

Ведущий: Мы с вами станем тоже горными мастерами и сами сделаем красивый камень. Перед вами пластилин разных цветов, вы можете по своему желанию перемешать пластилин и создать свой драгоценный камень.

Библиотека
материалов

Тайна Медной горы.

Спектакль по мотивам сказов Павла Бажова

Сказочница_____________________________________________________

Хозяйка горы_____________________________________________________

Степан__________________________________________________________

Настасья________________________________________________________

Приказчик________________________________________________________

Племянник_______________________________________________________

Барин____________________________________________________________

Ящерки__________________________________________________________

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди…

Будет сказка занимательна,

Слушайте её внимательно…

Кто уши широко раскроет-много всякого усвоит…

А кто невзначай уснёт, тот ни с чем уйдет…

Пошли раз два мужика покосы смотреть… День был жаркий. А они в горе работали, на Гумешках. Малахит-руду добывали, и лазурит тоже… Иногда и «королек с витком» попадался, благородный камешек,.. элитный…

Один молодой парень был, неженатик, другой постарше. В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли, значит,на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Блестят и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такая шустрая - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка. Слышно - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей. Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

СТЕПАН: - Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвлекла меня косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

СТЕПАН: «Вот, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». Старики говорят, что Хозяйка эта - малахитница… - любит над человеком мудровать.

Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит,улыбается… и говорит шуткой:

ХОЗЯЙКА: - Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим с тобой маленько.

Парень испугался, конечно, а виду не показывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть.

СТЕПАН:- Некогда мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли…

( Она посмеивается, а потом и говорит )

ХОЗЯЙКА:- Ладно тебе стесняться…. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит - делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-ка руду с другой стороны. Он обошел и видит - ящерок там несчисленно. И все разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а некоторые узорами изукрашены.

(на сцену выбегают ящерки. Девка смеется.)

ХОЗЯЙКА- Не наступи на мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленькие.

(Хозяйка хлопнула в ладоши, ящерки начали танцевать)

Танец Ящерок

ХОЗЯЙКА- Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу - беда будет… Ну?...теперь признал меня, Степанушка?... Ты не пугайся. Плохого тебе не сделаю.

СТЕПАН- А чего мне бояться, коли я в горе работаю!

ХОЗЯЙКА- Вот и хорошо… Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, перед тем как в гору спускаться… будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, …да, смотри, не забудь слов-то моих: «Хозяйка, мол, Медной горы сказывала тебе, душнoму козлу, чтобы ты с рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках так спрячу, что никак ее не добудешь». Надоело мне, что мои богатства разворовывают…

(Сказала это и прищурилась)

ХОЗЯЙКА- Понял ли, Степанушко? В горЕ, говоришь, работаешь…, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Пожилой он человек, что его тревожить да в это дело впутывать…

(Похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, побежала оглянулась и говорит)

ХОЗЯЙКА - Не забудь, Степанушко, как я говорила. «Велела, мол, тебе, - душнoму козлу, - с Красногорки убираться.» Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

(Парень сплюнул вгорячах)

СТЕПАН- Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

( А она видит, как он плюется, и хохочет.)

ХОЗЯЙКА- Ладно,… потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул. Остался Парень один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его, да к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова - дело не малое, а Приказчик и верно нехороший был человек - сказывают, гниль какая-то в нутре у него, была… Не сказать ему- тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку превратить. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя показать. Думал-думал, и решился…

СТЕПАН- Была не была, сделаю, как она велела.

На другой день поутру, у горы-то народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

СТЕПАН - Видел я вчера Хозяйку Медной горы, и велела она тебе сказать… Велит она тебе, душнoму козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку испортишь, так она всю медь на Гумешках так спрячет, что никому не добыть.

НАСТАСЬЯ (испуган о)– Стёпушка, да что ты такое говоришь?

У приказчика даже усы затряслись.

ПРИКАЗЧИК- Ты что это? Ума лешился? Какая Хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя со света изживу!

НАСТАСЬЯ Стёпушка, проси прощения, али тебя со свету изживут…

СТЕПАН- Воля твоя, а только мне так велено.

ПРИКАЗЧИК- Выпороть его, да спустить в гору и приковать цепями в забое! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и без поблажки. Чуть что - драть нещадно!

(слуги приказчика уводят Степана, а когда возвращается он им наказывает)

НАСТАСЬЯ (падает на колени)…Пощади Степана, господин хороший…Сам не понял что наговорил…Не губи… пропадет ведь он в забое… Сыро там и холодно…

ПРИКАЗЧИК- Уйди девка…Пусть Степка прохладится пока там маленько. А чтобы понятно ему было…пусть на добычу чистого малахита встанет...

Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан киркой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит - ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно будто кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.

(на сцену выходит в цепях Степан)

СТЕПАН: «Вот, хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».

(Появляется Хозяйка)

ХОЗЯЙКА:- Молодец, Степан Петрович. Честь и хвала тебе... Не испугался ты душнoго козла. Хорошо ему сказал. Пойдем со мной… будешь, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отказываюсь.

( хлонула в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала )

ХОЗЯЙКА- А вы, слуги мои верные, наломайте тут руды вдвое больше... Да чтобы на отбор малахит был,… шелкового сорту. (Потом Степану) - Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.

(уходят)

Танец Ящерок с шкатулками, выносят стульчики и подсвечники…

И вот, пришли они. Она впереди, Степан за ней.. комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, потом опять шелком зеленым отливает.

ХОЗЯЙКА – Ну, вот мы под самой Красногоркой. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.

(На сцене стульчики подсвечники, шкатулки, сундуки. Ящерки вокруг)

ХОЗЯЙКА- Посидим, тут, поговорим.- Видал мое приданое?

СТЕПАН- Видал...

ХОЗЯЙКА- Ну, как теперь насчет женитьбы?

А Степан и не знает, что ответить. У него, то, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна.Настенька. Ну, конечно, против малахитницы, ей красотой не равняться! Простой человек, обыкновенный… Помялся-помялся Степан, да и говорит:

СТЕПАН- Приданое у тебя царское,… а я человек рабочий, простой.

ХОЗЯЙКА- Ты, друг любезный, от ответа не увиливай…. Прямо говори, берешь меня замуж или нет?

Ну, Степан и ответил напрямки:

СТЕПАН- Не могу,… потому что другой обещался.

ХОЗЯЙКА- Молодец, Степанушко… За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не позарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку.

А у парня, верно, невесту-то Настей звали .

ХОЗЯЙКА- Вот, тебе подарочек для твоей невесты,… (подает большую малахитову шкатулку. А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.)

СТЕПАН- Как же, я с таким богатством наверх подымусь?

ХОЗЯЙКА- Об этом не печалься. Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ - обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет. А теперь давай поешь маленько.

Схлопала опять Хозяйка в ладошки, набежали ящерки - полон стол установили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается.

Пройдя курс Вы получите:
- Удостоверение о повышении квалификации;
- Подробный план уроков (150 стр.);
- Задачник для обучающихся (83 стр.);
- Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
- БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
- Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.