Психология как наука о душе сформировалась. I. формирование психологии как науки. Возникновение психологии как науки

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……………3

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5

1. Учение Сократа

2. Учение Платона

3. Учение Аристотеля

4. Учение Гиппократа.

5. Учение Демокрита

II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ ……………………………………………………………………...…….11

III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Психология, как наука, развивалась в течение многих веков. Вначале психологические знания развивались в недрах, как философии, естествознания и других наук. Этот период в развитии психологии охватывает около 2,5 тыс. лет и продолжался с VI в. до н.э. до середины XIX в. В дальнейшем психология стала развиваться как самостоятельная наука. .
Известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Душа – предмет, казалось бы, настолько неопределенный, что вряд ли может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие принципиально важно, хотя бы потому, что само название науки «психология» буквально переводится как «учение о душе». .
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Первобытные же представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Учение Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.

Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

2. Учение Платона

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

3. Учение Аристотеля

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души:

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

4. Учение Гиппократа.

Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) – «Отец медицины». В философии выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и исследования. Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное … удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, являются нам страхи и ужасы … а так же сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием – тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И. П. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" – жидкость).

Имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах.

Основными этапами развития истории психологии являются:

I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название - философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

IV этап - данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики , их проявления и механизмы.

Психология как наука о душе.

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокрит считал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ - разработал учение о темпераментах . Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески - «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По Платону она состоит из 3-х частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других - разум, у третьих - мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи - воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» - вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону - лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).


Аристотель - автор первой известной работы по психологии - «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях, как образах предметов, ранее действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

ТЕОРИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Общее представление о методах психологии

Отрасли психологии.

История развития психологии и основные подходы к определению ее предмета.

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

Тема 1. Введение в психологию. Методы психологии.

Желаем удачи!

1. Психология- наука о душе. Особенности житейской и научной психологии.

Знать:

· специфику психологии;

· отличительные особенности житейской и научной психологии;

· этапы развития психологии, как науки;

· предмет психологии и его взаимосвязь с историей развития науки;

· многообразие психодиагностических методов, используемых в практической психологии.

· психология

· житейская психология

· научная психология

· психика

· психические процессы

· психические состояния

· психические свойства

· фундаментальные отрасли психологии

· прикладные отрасли психологии

· эксперимент

· наблюдение

· тесты интеллекта

· личностные тесты

· проективные тесты

· социометрия

Известный немецкий психолог Герман Эббингхаус сказал: «У психологии длинное прошлое, но короткая история», его слова очень хорошо отражают суть исторического становления психологии - как науки.

Появлением слова «психо-», от которого позже произошли слова «психика», «психология» мы обязаны античной греческой цивилизации. Древнеримский писатель Апулей рассказывает поэтическую историю о юной царевне Психеи в своем произведении «Метаморфозы, или Золотой Осел». В этой легенде рассказывается о том, что Психея была очень красивой девушкой. Ее красоту люди сравнивали с красотой богини Венеры. Разгневанная богиня приказала своему сыну Амуру вызвать в сердце гордой царевны любовь к самому ничтожному человеку на свете. Но Амур влюбился в Психею, это разгневало богиню Венеру еще больше. Она приказала убить девушку. Психея погибла, но то горе, которое испытывал Амура из-за потери своей любви, растопили сердце богов и они даровали Психеи бессмертие. Для греков этот миф был классическим образцов истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Таким образом, дословный перевод слова «Психология» на русский язык с древне греческого означает «наука о душе» (ψυχή - душа; λόγος - слово, знание).

В науке термин «Психология»был предложен философом Н. Гоклениус, который применил слово "психология" в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово получило научное признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались "Рациональная психология" (1732) и "Эмпирическая психология" (1734).



Таким образом мы видим, что наука психология загадочна и неповторима, именно в этой науке мы встречаемся: во- первых с тем, что психология, как наука сформировалась чуть более 100 лет назад, но история развития ее начинается до нашей эры, во вторых с тем, что в психологии существует две «ветви» с одной стороны взаимосвязанные между собой, с другой враждующие друг с другом. Такими «ветвями» являются: «Житейская психология» и «Научная психология». «Житейская психология» - это некоторое сочетание знаний, опыта и интуиции человека на которые он опирается в процессе принятия решений в своей жизни или оценивая жизненный поступки другого. Очень часто основываясь на житейской психологии, человек допускает ошибки в восприятии, оценки собственных и чужих поступков. Это связано с тем, что во-первых: житейские психологические знания, конкретны; они связаны с определенной ситуацией, конкретным людям, конкретным задачам. Во-вторых: знания житейской психологии носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и приспособления. И как следствие первого и второго, данные знания сложно передать другому человеку, т.к. это знание связано с конкретным человеком и ситуацией. Как пример этому: общение родителей и детей. Мама или папа имеют определенные знания «житейской психологии» и пытаются их полностью передать своему ребенку, стремясь его оградить от отрицательных переживаний и травм, а он их часто не слушает и набивает свои шишки, часто приобретая бесценный личностный опыт. Родители расстраиваются, а ребенок стремится к свободе выбора и действий. И так из поколения в поколения.

Отличительными признаками «Н аучной психологии» является то, что она стремиться обобщить и конкретизировать психологические знания, уточнять и развивать их, опираясь на научные диагностические методы, а так же передавать их максимально правдиво, фиксируя в научной литературе, последующему поколению.

Отличие житейских психологических знаний от научных психологических знаний

Таблица 1.

Как было сказано выше, житейская психология и научная, очень связаны между собой, т.к. выступают друг для друга источником развития. Житейская психология черпает из научной новые знания, объясняя ими жизненные ситуации и поступки людей. А научная психология порой берет из житейской гипотезы для своих исследований, проверяет их, тем самым становясь ближе к жизни и людям.

А теперь, давайте мы посмотрим, насколько Вы являетесь хорошим «Житейским психологом» и можете ли правильно понимать себя и других людей. Для этого выполните тест: «Какой Вы психолог?»

Не слишком задумываясь, выберите один из вариантов ответа.

1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

a) Вежливы, приятны в общении - 2балла

b) Строго воспитаны - 4 балла

c) Просто скрывают свой истинный характер - 1 балл

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По вашему:

a) Они счастливы - 2 балла

b) Равнодушны друг к другу – 1балл

c) У них нет доверия друг к другу – 4балла

3. Впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдот. Вы решите, что он:

a) Остряк - 1 балл

b) Он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния -2 балла

c) Хочет произвести на вас приятное впечатление - 4 балла

4. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что он:

a) Волнуется – 4 балла

b) Неискренен – 1 балл

5. Вы решили, получше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:

a) Понаблюдать его в деле – 1 балл

b) Пригласить его в какую-либо компанию – 2 балла

6. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены:

a) Он хочет произвести впечатление -4 балла

b) Ему нужно расположение официанта- 2балла

c) Это от щедрости души – 1 балл

7. Если человек никогда не начинает разговор первым, то вы считаете:

a) Он скрытничает – 2 балла

b) Он слишком робок – 4 балла

c) Он боится быть непонятым – 1балл

8. По вашему мнению, низкий лоб человека означает:

a) Глуповатость -1 балл

b) Упрямство – 2 балла

c) Нельзя сказать о человеке, что-либо конкретное -4 балла

9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза?

a) У него комплекс неполноценности – 1 балл

b) Он неискренен - 4 балла

c) Он слишком рассеян – 2 балла

10. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете:

a) Он бережлив - 4 балла

b) Он скромен – 2 балла

c) Он скряга – 1 балл

Подсчитайте общее количество набранных Вами баллов и прочитайте интерпретацию:

· 35 баллов и более. Вам очень легко со­ставить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Более того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как уверены, что не ошиблись. Но даже ес­ли и так, задумайтесь: следует ли так пря­молинейно делиться своим мнением?

· От 26 до 34 баллов. Вы умеете объектив­но оценить ситуации и окружающих. У вас действительно есть психологическое чутье, и для вас не составляет проблемы угадать характер человека. Из вас вышел бы отлич­ный психолог. Вы не позволяете себе при­нимать на веру чужое мнение. Предпочи­таете сами убедиться, каков человек, кото­рого вы оцениваете. И если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это.

· От 16 до 25 баллов. Вы, как правило, не бываете уверены в своем мнении, легко принимаете чужую точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется. Старайтесь больше доверять себе.

· 15 баллов и менее. Вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. О людях су­дите преимущественно по внешним при­знакам. Когда же впоследствии оказывает­ся, что ваша оценка далека от истины, вы недоумеваете и теряетесь. Ваше первое впечатление бывает поверхностным и не­точным, поэтому вам следует внимательнее присматриваться к людям и не торопиться с оценкой.

Первый этап - наука о душе.

Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении, четвертый – науки о психике. Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о пси­хологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, ко­торый ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными на­уками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

Первый этап - наука о душе.

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.Человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некое­го неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Таким образом, задолго до того, как психи­ческие процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привелок образованию одной из первых наук - философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из цен тральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно - что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человеке.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти основные вопросы, и всех можно отнести к определенным философским школам и направлениям. Принято выделять два основных направления в философии: идеалистическое и материалистическое. Философы-идеалисты полагали, что идеальное первично, а ма­терия вторична. Сначала был дух, а потом материя. Философы-материалисты, наоборот, говорили о том, что первична материя, а идеальное вторично.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Второй этап – наука о сознании

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание. Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс. Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии.

Появляется понятие «сознание»,под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать и т. д. Следовательно, психика встала наравне с сознанием.

Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективно­го научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интро­спективной трактовки сознания.



Нельзя также не отметить роль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальных методов психологического исследования. Именно в рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.Интроспекция в буквальном смысле означает «самонаблюдение». В современ­ной психологии существует метод использования данных самонаблюдения.

Третий этап

В противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии .

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в ко­нечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражает­ся в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, от­рицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психиче­ское и его внешнее проявление - поведение.Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интро­спективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения.

С точки зрения Уотсона, поведение - это система реакций. Реакция - это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение пли поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S-R» (стимул-реакция). Для бихевиористов соотношение S-R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевио­ризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов и комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направ­лениях: теоретическом и экспериментальном. С конца 60-х гг. на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания - высшей формы психического отражения объективной дей­ствительности.

Четвертый этап развития психологии психология как наука, изучающая объективные закономерности, процессы и механизмы психики. Развивается со II половины XX века.

Дословный перевод слова психология – это «душесловие», «наука о ду­ше» (psyche - душа, logos – слово, речь, мысль или наука). Понятие «психология» было создано, вероятно, в 1590 году Гоклениусом, но приживалось до времени Христиана Вольфа (“psychologia emprica”, 1734) и было закреплено Кантом. Психологию очень долго понимали как на­уку о душе, хотя понятие «душа» в историческом развитии приобретало самое разнообразное значение.

Психология долгое время была неразлучно связана с философией и можно сказать, что она также была одной из последних наук (кроме гносеологии и логики), которая отпочковалась от своей материнской философской основы. Ни на одной другой науке нельзя так отчетливо про­следить путь от философского мышления к научному познаванию, как на психологии.

В психологии для этого имелись совершенно конкретные доводы. Человек, начавший размышлять о себе и об окружающей действительно­сти, не мог не обратить внимания на то, что во сне он о себе ничего не знает, и, несмотря на это, он видит много загадочных вещей, даже и дав­но умерших людей. Он разговаривает с ними, но они исчезают, как толь­ко он просыпается; отсюда человек заключает, что души являются невидимыми. После смерти тело остается телом неоживленным, человек пе­рестает говорить, двигатся, действовать, чувствовать. По таким аними­стическим представлениям душа оживляет тело, а только она отлетает, тело перестает двигаться. Это представление изображено и в ряде произ­ведений искусства (например, известная картина, изображающая душу, отлетающую из тела падшего воина, нарисованная свыше 500 лет до на­шей эры на античной вазе!).

И еще больше: и примитивному человеку было известно, что чело­век способен производить, строить, создавать художественные произве­дения, познавать законы природы и этим он существенно отличается от животных. Но как только человек начал осознавать сам себя, он отделил себя (который сознает, чувствует, переживает, действует, думает, пре­дставляет) от мира материального, к которому принадлежало и его тело.

Таким образом, у человека создалось дуалистическое представление о душе и теле. Это старая психофизическая проблема, взаимоотношение между психической и физической областями, в сущности решена дву­мя способами: дуалистически и монистически.

Дуалистические теории находят решение или в смысле вза­имного воздействия тела и души (теория интеракции), или в смысле психофизического параллелизма (теория параллельности психических и соматических процессов).

Первая теория предполагает, что соматические процессы вызывавают изменения в психической области, и, наоборот, психические процессы вызывают изменения в физической области.

Теория психофизического параллелизма утверждает, что об­ласть соматическая и область психическая имеют свои собственные закономерности, но не осмеливается, как теория интеракции, говорить о взаимовлиянии души и тела. Она лишь констатирует, что психические и соматические явления протекают параллельно и не случайно, а таким образом, что определенному психическому процессу соответствует определенный соматический процесс. При этом психофизический парал­лелизм не утверждает, что каждому соматическому процессу соответствует процесс психический.

Монистическое решение может быть либо материалистическим, либо спиритуалистическим, в зависимости от того, понимается ли душа как эпифеномен (поэтому другое название – эпифеноменализм), свойство материи, или, наоборот, материя как эпифеномен души (спиритуалистический монизм)

Связь с философскими проблемами здесь очевидна. Как только это решение спроецируем на метафизические проблемы бытия (вещество, материя дух), она проявится как часть великого исторического идеологического соревнования между материализмом и (спиритуализмом) идеализмом.

Типичным представителем идеалистического философа является Платон (472-347). Мир идей (прообразы всех понятии) по Платону, представляет собой единственный фактический мир, а мир матери­мый – лишь его отражение, тусклое изображение. По Платону, душа является совершенно самостоятельной, нематериальной субстанцией, которая не нуждается для своего физического существования в материи и вселяется в ряде превращений в индивидуальное тело. Ее наивысшей формой познания является воспоминание (анамнезис) об единственном действительном мире, мире идей.

Материализм утверждаетобратное: основой всего является мате­рия со своими законами движения. И психическую жизнь поэтому материализм понимает материально. Механический материализм (Ла Меттри Гольбах, Бюхнер, Молемотт) понимал ее просто как выделение мозга. Диалектический материализм не рассматривает психическую жизнь таким механическим образом. Он различает индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание для него являет наивысшим свойством высокоорганизованной материи мозга. Сознание представляет собой субъективное отражение объективной реальности в мозгу человека.

Аристотель (384-322) в отличие от Платона не рассматривал душу как субстанцию, существующую отдельно от тела, а видел в ней прин­цип Формирующий материю так, что без формы лишается смысла, но и форма не может существовать без материи. Эта мнимо дуалистическая точка зрения, так как душа здесь понимается как энтелехия (то, что в се­бе содержит смысл, цель) тела, носительница и устроительница душев­ных процессов и жизненных процессов вообще. И этот принцип, если рассмотреть его до конца, означает идеализм.

Весь период средних веков, томизм, а также и современный новотомизм придерживается этого понятия, и мы можем обнаружить его и в виталистическом учении Дриша. Дриш ищет будущее психологии в парапсихологии, в тайнах телепатии, в материализации и других, пока не объясненных явлений.

Философское понимание души и духовной жизни было первым эта­пом развития психологии.

Во втором этапе своего исторического развития психология попы­талась преодолеть спекуляцию и дедукцию и стать эмпирической естест­венной наукой. Поэтому она стала опираться на те науки, которые в XVIII и XIX столетиях достигли наибольших успехов, особено, на фи­зику, химию, а также на биологию и физиологию.

Дедукции она противопоставила опыт индукции, спекуляции – эксперимент и математическое вычисление результатов.

Химия привлекала психологию своей способностью разложить ком­плексные вещества на молекулы и атомы, физика стала стимулом к то­му, чтобы психология искала законы, которые могли бы быть выражены математически.

Психология начала искать последние «элементы» сознания, психи­ческие атомы и «гравитационный закон» психической жизни, который был бы таким же универсальным законом как закон гравитации.

«Элементы» естественно-биологическая психология нашла в ощу­щениях, гравитационный закон – в законе ассоциации.

Поэтому и более старая, еще философская ассоцианистическая психология Д. Гартли (XVIII век) формулирует свой идеал как «психическую химию», а механика группирования представлений созна­тельно изучается как «физика души» – колебания частичек мозга. Следо­вательно, здесь сделана попытка физиологического объяснения – ассо­циации являются соединением вибрации мозговой и нервной субстанции. Здесь явно переплетаются, как отметил советский психолог Ру­бинштейн, тенденция материалистическая, которая рассматривает пси­хические процессы в тесной связи с физиологическими процессами, и субъективно идеалистическая тенденция, которая все психические про­цессы переводит в ассоциации представлений.