Проект познавательно речевое развитие 2 младшая группа. Проект по развитию речи во второй младшей группе: «В гостях у сказки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Березка»

«Раз - словечко, два - словечко».

Проект по развитию речи

во второй младшей группе

Бекмурзаева А.М., воспитатель

г.Радужный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации: ноябрь 2016 г.

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: практико – ориентированный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

целенаправленно обогащать словарь детей;

развивать грамматический строй речи, связную речь;

формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста, родители.

Содержание проекта

Организация деятельности детей в рамках проекта

НОД

ОО «Речевое развитие»

02.11 Тема: «Что растет на огороде»

Цель:

Правильно произносить сущ. в родительном падеже.

Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями.

09.11 Тема: «Что растет на огороде»

Цель: Учить детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Закреплять название овощей.

Правильно произносить сущ. в род. падеже. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

16.11 Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Цель: Учить пересказывать сказку вместе со взрослым.

Упражнять в правильном произношении звуков к – кь.

Воспитывать внимание , желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.

23.11 Тема : «Русские народные потешки (чтение и заучивание)

Цель: Познакомить с жанром песенки и потешки.

Закреплять правильное произношение звуков и - ы.

Упражнять в произнесении чистоговорок с этими звуками .

30.11 Тема: «Составление рассказа об овощах»

Цель : Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ.

Закреплять знание обобщающих понятий: овощи, фрукты.

ОО «Художественно – эстетическое развитие».

Чтение художественной литературы.

17.11 Тема: Чтение рассказа В. Осеева. «Волшебная иголочка »;

Цель: Обучать детей внимательно слушать произведение, эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию.

Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.

29.11 Тема: «Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима пришла».

Цель: Обучать детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

Развивать умение подбирать определение заданному слову

Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.

ОО «Познавательное развитие». Окружающий мир.

03.11 Тема: «Моя семья»

Цель: формировать представление детей о семье, учить называть членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.

11.11 Тема: «Веселая семейка»

Цель: продолжать формировать представление о семье, членах семьи, их отношениях.

Формировать представления о семье, своем месте в нейРазвивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.

17.11 Тема: Урок дружбы.

Цель: формировать представления о действиях и поступках в которых проявляется доброе отношение друг к другу. Развивать словарь детей, связную речь.

24.11 Тема: "Семейные ценности"

Цель: развивать представление о семье и семейных ценностях, родственных отношениях Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.

Ежедневно

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

Ежедневно

Беседы

«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Зима пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

Ежедневно

Дидактические игры

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

По календарному плану

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

По календарному плану

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Репка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

По календарному плану

Сюжетно – ролевая игра «Больница», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Три поросенка».

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Ежедневно

Подвижные и хороводные игры с текстом «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».

Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Ежедневно

Наблюдения на прогулках

За живой, или неживой природой,

Ближайшими строениями,

Деятельностью детей,

Трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».

2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.

4. Внесение информационного буклета «Советы логопеда».

5. Предложить родителям принести семейную фотографию на выставку.

6. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.

Работа с педагогами

1. Продолжение освоения метода моделирования при пересказе произведения.

2. Создание наглядно-дидактического материала.

3. Подготовка проекта и его презентации.

4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.

Продукты проекта для детей

1. Выставка рисунков «Я и моя семья».

2. Выставка семейных фотографий.

3. Творческое рассказывание детей на тему: «Семейные фотографии».

4. Моделирование рус. нар. сказки «Репка».

5. Качественное изменение способа речевого общения – дети охотно вступают в диалог друг с другом и взрослыми, их речь правильно грамматически построена, словарь расширен.

Продукты проектов для педагогов

1. Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» «Путешествие в сказку».

2. Планирование по теме «Раз – словечко, два – словечко».

3. Материал для книжного уголка.

4. Фотовыставка «Моя семья».

Продукты проекта для родителей

1. Анкетирование.

2. Консультации педагогов.

3. Повышение компетентности родителей в понимании речевого развития их детей.

4. Фотовыставка «Моя семья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п. Вознесенское Нижегородская область

Руководитель проекта: воспитатель I квалификационной категории Куренкова Светлана Сергеевна р.п. Вознесенское, 2017

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы №2, родители.

Срок реализации: 1 месяц

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь;
  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок» ;
  • Консультации ; , «Книга в жизни ребенка» ;
  • Круглый стол ;
  • Просвещение родителей: информационный буклет ;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой» ;
  • Конкурс «Речецветик» .

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный этап.

  • Подборка и изучение методической литературы по теме;
  • Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта) ;
  • Анкетирование родителей по теме;
  • Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
  • Создание «Центра развития речи» в группе;
  • Разработка итогового мероприятия .

II этап. Этап реализации проекта.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта

Настольный театр «Три поросенка» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» .

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю» , «Кто сказал «мяу» , «Репка» , «Кого ты хочешь увидеть по телевизору» .

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

Сюжетно – ролевая игра «Больница» , «Магазин» , ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы» , «Строители» , «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица» , «Дедушка Ежок» , «Тили – бом» , «Стучит, бренчит на улице» , «Храбрецы» .

Сказки: «Заюшкина избушка» , «Лиса – лапотница» , «Теремок» , «Три поросенка» .

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце» , «Радость» , «Доктор Айболит» , В. Берестов «Весенняя сказка» , Б. Заходер «Строители» , С. Михалков «Про мимозу» .

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко» , Л. Толстой «Таня знала буквы» , «Птица свила гнездо» , К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» .

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Наблюдения на прогулках:

  • за живой, или неживой природой,
  • ближайшими строениями,
  • деятельностью детей,
  • трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

  1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок» ;
  2. Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» ; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» , «Книга в жизни ребенка» ;
  3. Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» ;
  4. Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» ;
  5. Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой» .
  6. Участие родителей в конкурс «Речецветик» (пополнение «Центра речевого развития» в группе дидактическими играми)

III этап. Заключительный этап.

  • Подведение итогов проекта ;
  • Проведение итогового мероприятия – открытая организованная образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой» ;
  • Постановка детьми русской народной сказки «Теремок» ;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой» ;
  • Подведение итогов конкурса «Речецветик» . Награждение победителей;
  • Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Фотоотчет проведения проекта «Раз – словечко, два – словечко» .

Список используемой литературы

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
  2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013 г.
  3. Карпухина Н.А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж, 2010 г.;
  4. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012 г.
  5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2004 г.;
  7. Ушакова О.С., Колунова Л.Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 - №2;
  8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС) , дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

Ирина Трубникова
«Раз - словечко, два - словечко». Проект по развитию речи во второй младшей группе

Тема проекта: «Раз – словечко, два – словечко».

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации: март 2014 г.

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: практико – ориентированный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

Целенаправленно обогащать словарь детей;

Развивать грамматический строй речи, связную речь;

Формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

Организация деятельности детей в рамках проекта

НОД

ОО «Речевое развитие»

03.03 Тема: «Составление рассказа по вопросам воспитателя. Предметы, их качества, действия. ЗКР – «д» «дь».

Цель: Обучать называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы, используя прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными.

Развивать умение составлять рассказ по вопросам воспитателя, закреплять правильное произношение звуков «д», «дь».

Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями.

18.03 Тема: Открытое занятие «Путешествие в сказку».

Цель: Закрепить умение описывать игрушку по вопросам педагога, пересказывать сказку, используя метод моделирования.

24.03 Тема: «Называние качества предметов; образование родительского падежа множественного числа существительных. ЗКР – «н» «нь».

Цель: Обучать детей называть качества предметов (величину, цвет)

Развивать умение правильно образовывать род. пад. мн. числа существительных; закрепить правильно произношение звуков «н» «нь»

Воспитывать желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.

ОО «Художественно – эстетическое развитие». Чтение художественной литературы.

17.03 Тема: «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте».

Цель: Обучать детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение, передавая побудительную и вопросительную интонацию

Развивать лексику по теме «Птицы», совершенствовать диалогическую речь.

31.03 Тема: «Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла».

Цель: Обучать детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

Развивать умение подбирать определение заданному слову

Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.

ОО «Познавательное развитие». Окружающий мир.

06.03 Тема: «Мамы всякие нужны».

Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.

13.03 Тема: «Наш семейный альбом».

Цель: Формировать представления о семье, своем месте в ней

Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.

20.03 Тема: «Бытовые приборы для семьи».

Цель: Формировать понятие «бытовые приборы», обучать дифференцировать бытовые приборы по их назначению.

Развивать словарь детей, связную речь.

27.03 Тема: «Где мы живем?».

Цель: Формировать понятие «город», познакомить с его достопримечательностями, побуждать делиться впечатлениями

Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.

Ежедневно

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

Ежедневно

Беседы

«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Весна пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

Ежедневно

Дидактические игры

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни буратино», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

По календарному плану

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

По календарному плану

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Заюшкина избушка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

По календарному плану

Сюжетно – ролевая игра «Больница», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Весна, весна красная», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Ленивая Бручолина», «Три поросенка».

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Ежедневно

Подвижные и хороводные игры с текстом «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».

Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Ежедневно

Наблюдения на прогулках

За живой, или неживой природой,

Ближайшими строениями,

Деятельностью детей,

Трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».

2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.

4. Внесение информационного буклета «Советы логопеда».

5. Предложить родителям принести семейную фотографию на выставку.

6. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.

Работа с педагогами

1. Продолжение освоения метода моделирования при пересказе произведения.

2. Создание наглядно-дидактического материала.

3. Подготовка проекта и его презентации.

4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.

Продукты проекта для детей

1. Выставка рисунков «Я и моя семья».

2. Выставка семейных фотографий.

3. Творческое рассказывание детей на тему: «Семейные фотографии».

4. Моделирование рус. нар. сказки «Заюшкина избушка».

5. Качественное изменение способа речевого общения – дети охотно вступают в диалог друг с другом и взрослыми, их речь правильно грамматически построена, словарь расширен.

Продукты проектов для педагогов

1. Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» «Путешествие в сказку».

2. Планирование по теме «Раз – словечко, два – словечко».

3. Материал для книжного уголка.

4. Фотовыставка «Моя семья».

Продукты проекта для родителей

1. Анкетирование.

2. Консультации педагогов и логопеда.

3. Повышение компетентности родителей в понимании речевого развития их детей.

4. Фотовыставка «Моя семья».

Лариса Мелентьева
Краткосрочный проект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Транспорт»

Краткосрочный проект

по развитию речи во второй младшей группе

по теме «Транспорт »

Проблема : дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи , включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи , а так же связной речи .

Актуальность проблемы : речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие .

Цель проекта : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты по теме «Транспорт »

Задачи проекта :

Целенаправленно обогащать словарь детей; расширять представления детей о видах транспорта , как о средствах передвижения.

Познакомить детей с разными видами транспорта .

Расширять знания детей о профессии водитель, летчик, машинист, капитан

развивать грамматический строй речи , связную речь;

Формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками;

Воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей ;

Работа с родителями :

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок» .

2. Консультаций на тему : «Советы логопеда по теме недели «Транспорт » , «Ну-ка, пальчик, за работу!» , «Рекомендации родителям по развитию речи ребёнка » , «Развитие речи ребёнка 3-4 лет » , «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» .

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта .

4. Пополнить с помощью родителей предметно-развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями по теме «Транспорт »

Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы , родители.

Тип проекта : краткосрочный . 2 недели.

Этапы реализации проекта :

1. Организационно-подготовительный :

Постановка цели и задачи совместной деятельности;

Подбор дидактической и методической литературы.

2. Основной этап :

Создание макетов по теме «Транспорт »

Организация тематических бесед с воспитанниками;

Организация взаимодействия с родителями (оформление информационных стендов, организация групповых консультаций и др .);

Чтение художественной литературы.

3. Заключительный этап :

Итоговое НОД .

Основной этап : Реализация проекта

Понедельник

Утро :

Сообщить детям тему недели, поговорить о видах транспорта , какой транспорт можно увидеть на улицах нашего города. Для закрепления у детей знаний о транспорте и уличном движении можно задать вопросы : "Какие машины перевозят грузы?", "Какие машины перевозят людей?", "На какой свет светофора можно переходить улицу?" Рассмотреть иллюстрации.

учить составлять небольшой описательный рассказ о машине (самолете, поезде) по вопросам воспитателя (что? (машина) что это у машины? (колеса) Какого цвета колеса и т. д)

Дидактическая игра : «Домино «Транспорт » , цель : учить называть различные виды транспорта

пальчиковая гимнастика

"Есть игрушки у меня".

Артикуляционная гимнастика

"Пароход гудит"

«Паровоз»

Н. О. Д. по познавательному развитию

Тема : Транспорт

Прогулка :

Подвижная игра «Поезд»

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра : «Шоферы»

Вторник

Утро :

Дидактическая игру «Мемо : Транспорт » цель : учить детей находить пару, узнавать и называть различные виды транспорта

Рассмотреть с детьми игрушку – паровоз. Цель : Подготовка детей к составлению описательных рассказов об игрушках. Учить детей по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ; активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качество предметов

Прогулка :

Подвижная игра "Самолеты".

Вечер :

Беседа по ОБЖ «Правила поведения в транспорте » Цель : вспомнить с детьми правила поведения в транспорте .

Сюжетно - ролевая игра : «Поездка»

Цель : закреплять название видов транспорта и профессии .

Машиной -.

Поездом -.

Рассматривание иллюстрации «Улицы города» цель : учить рассматривать иллюстрацию и отвечать на вопросы по содержанию картинки, закрепить обобщающее понятие «транспорт » и его название.

Утро :

Рассматривание альбома «Транспорт » .

Познакомить с такими видами транспорта , как наземный, воздушный, водный.

Игра с мячом «Назови и передай»

Дидактическая игра : «Узнай меня» . Цель : Учить узнавать на изображении знакомые виды транспорта . Вводить в речевую активность слово «транспорт » , раскрыв его смысл как существительного с собирательным значением

Разучивание стихотворения по выбору : А. Барто «Самолет» , «Шофер»

Артикуляционная гимнастика «Паровоз» , «Пароход»

Н. О. Д по развитию речи

Тема : составление описательного рассказа об игрушке (машинка, самолет, паровоз)

Прогулка

Изучаем транспорт

Цель - научить различать и называть виды общественного транспорта . Соблюдать правила дорожного движения. Различать и называть основные части легковых машин.

Наблюдение : Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество.

Дидактический материал

"Кто больше назовет действий" - по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта . Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

"Придумай предложение" - придумать предложения со словом "машина". Цель - научить составлять предложения.

Подвижная игра «Поезд» , "Такси".

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра : «Поезд»

Цель : учить подбирать глаголы

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

Утро :

упражнения по развитию речи

Упражнение "Посчитай транспорт " на согласование числительных с существительными.

Упражнение "Один - много" на образование единственного и множественного числа существительных.

Пение песенок о транспорте «Машина» , «Паровоз» , «Самолет»

развитию (рисование)

Тема : «Машина, пароход и самолет»

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра : «Самолет»

развитие логического мышления, развивать

(с использованием картинок)

Утро :

словесные игры на расширение словарного запаса детей

Упражнение "Подбери признак".

Машина (какая) -.

Автобус (какой) -.

Самолет (какой) -.

Упражнение "Подбери действие к предмету".

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

Н. О. Д по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

Тема : Паровоз

Вечер :

Игры со строительным материалом. «Автобус» . Цель : Продолжать учить строить автобус, самостоятельно отбирать детали, различать их по цвету и форме; использовать разные варианты создания машины из кубиков и кирпичиков, обратить внимание на приёмы ровного соединения плоскостей и граней форм; формировать речевое общение

Понедельник

Утро :

Беседа по теме «Транспорт » .

Знакомить детей с наземным транспортом . Формировать умение вести диалог с воспитателем; слушать, заданный вопрос, понятно отвечать на него, не перебивать говорящего.

пальчиковая гимнастика

"Есть игрушки у меня".

Артикуляционная гимнастика

"Пароход гудит"

«Паровоз»

Прогулка :

Подвижные игры : «Цветные автомобили»

Игра- инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик» .

Задачи : развивать умение слушать и слышать чтение, активно реагировать на содержание текста; включаться в игровую деятельность.

Конструирование Тема : «Автобус»

«Собери картинку» .

Учить составлять картинку транспорта из 2-4 частей , пазлы.

Вторник

Словесная игра «Расскажи о транспорте по картинке » .

Развивать умение составлять описательный рассказ вместе с воспитателем

Решение проблемной ситуации «Помоги Незнайке доехать до цирка» .

Прогулка :

Наблюдение за транспортом «Машины на нашей улице» .

Продолжить знакомить детей с некоторыми видами транспорта (Люди ездят в легковом транспорте : автомобилях, автобусах; грузы возят на грузовых машинах. Машиной управляет шофёр, он очень осторожно ведёт машину).

Развивать наблюдательность , речь. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы.

Подвижные игры : «Машины»

Чтение художественной литературы стихотворение Д. Хармса «Кораблик» , Б. Заходер «Шофёр» .

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра «Поездка в зоопарк на автобусе»

Упражнение "Подбери действие к предмету". Цель : учить подбирать глаголы

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

Рассматривание картины «Как правильно переходить дорогу» .

Цель : Закрепить представление детей о светофоре о его сигналах. Развивать мышление , умение правильно отвечать на вопросы. Закрепить представление о цвете.

Решение проблемной ситуации «Помоги Незнайке перейти дорогу» . Цель : Закрепить правила дорожного движения; умение ходить парами.

Прогулка :

Наблюдение за движением автобуса.

Цель : Продолжить знакомить детей с пассажирским транспортом . Развивать наблюдательность , речь детей. Воспитывать культуру поведения.

Прогулка :

Подвижные игры : «Воробушки и автомобиль»

Вечер :

«В гостях у Бабушки – Загадушки» . Вечер загадок и отгадок.

Цель : Учить детей думать и анализировать. Обогащать словарный запас.

Упражнение "Кто, чем управляет?" Цель : закреплять название видов транспорта и профессии .

Самолетом управляет летчик, пилот.

Машиной -.

Поездом -.

Утро :

Рассматривание картины «Автобус» (серия «Мы играем).

Побуждать детей к высказываниям, отвечать на вопросы по картине. Развивать речь .

Н. О. Д по развитию речи : Итоговое занятие по теме «Путешествие с доктором Айболитом»

Целевая прогулка «Мы по улице идём» .

Наблюдение за движением транспорта и пешеходов . (пешеходы идут по тротуару, а машины едут по дороге) . Продолжить знакомить детей с транспортом , поведением людей на улице.

Подвижные игры : «Автобус»

Вечер :

Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, развивать умение классифицировать, различать обобщающие слова

(с использованием картинок)

Пароход, лодка, самолет, шапка

Автомобиль, трамвай, троллейбус, кружка

Придумывание загадок-описаний об игрушках (транспорте ) .

Прогулка :

Подвижные игры : «Паровозик»

Художественное творчество.

Аппликация

Тема : «Вагончики» .

Дидактическая игра «По земле и по воде» . Учить детей соотносить предметы со своим представлением о них, закрепить знания о различных видах транспорта и их функциях .

Вечер :

Словесные игры на расширение словарного запаса детей

Упражнение "Подбери признак".

Машина (какая) -.

Автобус (какой) -.

Самолет (какой) -.

Упражнение "Подбери действие к предмету".

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

ПРОЕКТ

«Сказка своими руками» в рамках «Недели книги»

Разработчики и реализаторы проекта: воспитатель Халитова О.В., учитель – дефектолог Ютанова О.П.

Цель. Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
  • Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь ,развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
  • Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.
  • Формировать умение пересказывать сказки.
  • Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
  • Воспитывать у детей уважение к самому себе; >
  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта:

Педагог, дети 2 младшей группы, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Получение дополнительных знаний о сказках.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
  • Организация выставки рисунков «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).
  • Родительская мастерская (Изготовление книжек-малышек вместе с мамой и папой, выставка поделок, сделанных своими руками «По страницам сказок»).
  • Детское творчество — пластилиновая сказка (лепка из нетрадиционных материалов), рисование, аппликация.

Актуальность проекта:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.

С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод, используемый в работе с детьми дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Линии развития личности:

— Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие мышления и воображения, фантазии;

— речевое развитие;

— эстетическое развитие;

— развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Методическое обеспечение:

— создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);

— Создание тематических выставок.

Методы проекта:

познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

Основные направления развития

Формы и методы работы

Результат

Познавательно-речевое развитие Библиотечный урок (Знакомство с творчеством ивановской писательницы С. Сон.)
  • «Разнообразие русских народных сказок».
  • Сказки «Колобок», «Смоляной бычок» (видеопросмотр).
  • Слушание РНС « Рукодельница и Ленивица», «Сестричка Аленушка и братец Иванушка».
  • Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказкам. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова.
  • Развитие речи «Сказочный сундучок».

Дети познакомились с новыми сказками.

Дети познакомились с творчеством В.М. Васнецова

В течение тематической

Художественно-эстетическое развитие

Театральные представления драматического театра «Кошки-мышки»

Театральное представление Ивановской Филармонии «Дюймовочка»

  • «Животные в сказках » (рисование)
  • «Колобок» (аппликация)
  • «Коллаж по русским народным сказкам» (аппликация, коллективная работа).
  • «Теремок» (театральная деятельность)
  • Выставка иллюстраций «Наши любимые сказочные герои ».
  • Выставка рисунков совместно с родителями

«В гостях у сказки»

  • Выставка книг «Наши лучшие друзья -книги»
  • Пластилиновая сказка (лепка из нетрадиционных материалов)
  • Изготовление закладок для книг в подарок старшим детям»

Дети познакомились с новой драматической постановкой.

Выставка детских работ.

Дети научились подбирать атрибуты к театральной деятельности.

Оформление театрального уголка в группе

Выставка иллюстраций

Выставка детских работ

Работы детей

Вечернее время

Социально-

личностное

развитие

Дидактические игры:

«Собери сказку из частей», «Какое настроение у сказочного героя?», «Из какой сказки?», «Путаница», «Мозаика из сказок», «В мире сказок», «Узнай по силуэту» и так далее.

Песочная игротерапия «Сказки на песке».

Сюжетно-ролевая игра «Модельер для Бабы Яги».

Театральная шкатулка — инсценировки сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».

Изготовление новых дидактических игр по данной теме.

Драматизация сказок. Подбор атрибутов для игр-драматизаций, игр-иммитаций.

В течение тематической недели Работа с родителями
  • Помощь в оформлении группы
  • Выставка рисунков «По страницам сказок»
  • Организация книжной выставки.
  • Мастерская «Крохотульки-красотульки» -изготовление книжек малышек по мотивам сказок.
  • Выставка поделок, сделанных своими руками по теме.
  • Изготовление папок-передвижек «Вот как книга появилась», «Иллюстрации старинных книг».
Подготовка печатной информации (иллюстрации сказок, плакаты и.т.д)

Изготовление совместно с детьми книжек-малышек.

Выставка поделок.

Оформление папок-передвижек

Результаты проекта :

1. Дети познакомились со сказками.

2. Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4. Дети были участниками драматических и кукольных спектаклей.

5. Дети познакомились с творчеством ивановской писательницы С. Сон на библиотечном уроке.

6. Дети научились создавать в творческих работах отображать прочитанное.