Пример огэ по литературе. Изобразительные средства синтаксиса. Даты ОГЭ по литературе

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.

Пример разработки заданий для ОГЭ, литература, 9 класс

Пилипенко Надежда Анатольевна,

учитель МБОУ "СОШ №12 с УИОП" г. Старый Оскол,

Белгородской области

Часть 2.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Часть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен

выбор из четырех заданий: 2.1–2.4), которое нацеливает экзаменуемого на

написание самостоятельного полноформатного сочинения на литературную

Выполнение задания требует от выпускника высокого уровня освоения

учебного материала, творческого подхода к созданию самостоятельного

письменного текста, способности осознанно применять умения и навыки: по-

новому интерпретировать фактический материал, находить оригинальный

способ решения проблемных задач.

Эта часть экзаменационной работы позволяет в полной мере оценить

степень овладения выпускниками жанром связного содержательного

высказывания, степень сформированности умения интерпретировать

художественный текст, последовательно излагать свою точку зрения и

аргументировать её.

Выполнение задания части 2 оценивается по следующим

универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания

конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4,

требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий

первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим

критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного

менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая

работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого

балльного уровня не меняется.

Критерии Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения,

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне,

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4-х фактических ошибок

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа

произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

не использует их для анализа произведения,

и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и

обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их

б) текст привлекается,

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части

высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет

необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части

высказывания логически связаны между собой,

мысль повторяется;

и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри

смысловых частей высказывания);

и (или) есть отступления от темы сочинения

в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;

и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;

и (или) нет связи между частями и внутри частей

5. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок 3

б) допущены 3 речевые ошибки 2

в) допущены 4 речевые ошибки 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет

понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

Максимальный балл 12

Задание 2.2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?

Примерный ответ

Тема одиночества характерна для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Поэт считал, что постичь смысл жизни можно, только абстрагируясь от внешнего мира. Вероятно, поэтому в большинстве стихотворений этого автора перед нами встает лирический герой, размышляющий и ищущий истину на фоне различных картин природы.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» пейзаж дополняет состояние лирического героя. Мрачные картины природы помогают глубже проникнуть в мысли и идеи героя, лучше осознать его внутренний мир:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу

И звезда с звездою говорит.

Нереализованность – вот основной девиз этого стихотворения. Герой понимает, что в этой жизни ему удалось сделать много. В отчаянной фразе («Я ищу свободы и покоя…») отчетливо прослеживается символ: невостребованный и непонятный обществом поэт оставляет надежду на то, что рано или поздно его стихи покорят сердца многих:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и уснуть.

Тема одиночества наиболее полно раскрыта Лермонтовым в стихотворении «Узник». Лирический герой пытается выбраться на волю. Но эта свобода своеобразна: автор хочет найти такое место на земле, где он будет понят другими, обретет покой и надежду:

Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло свети луч лампады

Умирающим огнем.

Мотивы одиночества пронизывают все творчество Лермонтова. Поэт пытался определить свое место в жизни, вкладывая мысли в уста лирических героев.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как отражена тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что одиночество является одной из основных в творчестве поэта. При анализе стихотворений учитывался авторский замысел. Экзаменуемый формулирует свою точку зрения, привлекая текст; но не все тезисы убедительно обосновывает; фактические ошибки и неточности отсутствуют .

Оценка по критерию К1: 2 балла.

2.2 В чем смысл пушкинского определения: «Цель поэзии – поэзия?»

Примерный ответ

Поэзия - не игра, не забава, это главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель – это прежде всего само искусство.

Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия». С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений («Поэт», «Поэт и толпа») мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда – это и есть творчество, но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное задолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Вот здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использование большого количества славянизмов (воздвиг, главою пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».

Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению, а значит, действительно, «цель поэзии – поэзия».

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, объясняя смысл пушкинского определения. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что поэзия определяет все в человеческой жизни. При анализе стихотворений экзаменуемый учитывает авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

2.2. Как раскрывается образ родины в лирике С.А. Есенина?

Примерный ответ

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Тема родины раскрывалась им сочными, определенными красками:

Я покинул родимый дом,

Голубую покинул Русь...

Стихи С.Есенина - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви «до радости и боли». Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без «озерной тоски», без капли горечи... «Не отдам я эти цепи», - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. «Цепи» привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

Комментарий

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как изображена Россия в творчестве С. Есенина. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что чувство родины является основным в творчестве поэта, при анализе стихотворений учитывал авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка по критерию К1: 3 балла.

2.2. Как раскрывается тема войны в лирике А.А. Ахматовой?

Примерный ответ

Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет "Молитву":

... молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Но идея "Мужества" не сводится только к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.

И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль.

Комментарий. Оценки по критерию К1.

Экзаменуемый недостаточно глубоко и полно раскрывает проблему сочинения, поверхностно и односторонне отражает авторский замысел. При анализе стихотворений ограничивается изложением своей точки зрения, отчасти подменяет анализ цитированием, не обосновывая свои тезисы.

Оценка по критерию К1: 1 балл.

2.2 Как в лирике А. Блока передается мир чистоты и красоты?

Примерный ответ

В лирике А. Блока лейтмотивом звучит мечта о всеобщем объединении мира, из глубин которого вырастает мир чистоты и красоты. Современная жизнь, по мнению Блока, погрязла в хаосе. Душа поэта стремится к объединению, слиянию сил добра, победе их над миром, пораженном пороком.

Главным достоинством предметов и явлений является их чистота, приобщенность к общей Мировой Душе, гармоничное сочетание со всеми реалиями жизни. Мировая Гармония или Душа предстает в стихотворениях Блока в образе женщины, Прекрасной Дамы.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю тайный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Именно это объединение, появление спасительной красоты предчувствует поэт. Предчувствие в лирике Блока так же важно, как и само чувство, и всегда опережает мысль. Мир Блока – мир полутонов и тонких ощущений, царство интуиций и тайн.

Ожидание чуда или повторение прекрасного мгновения из прошлого постоянно присутствуют в лирике Блока. Такое мироощущение придает силы лирическому герою, который верит, что сейчас вот-вот что-нибудь случится, что-нибудь, что сделает жизнь прекраснее, лучше или вернет былое счастье.

Напряжение ожидания настраивает читателя на чуткое прочтение стихотворений, на ожидание явления, которое у Блока непременно должно быть прекрасно.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду,– тоскуя и любя.

Блок разговаривает с нами через палитру цветов и гамму звуков. Звук и цвет – важнейшие выразительные элементы в его поэзии. Контраст и полутона создают неповторимые образы, таинственную атмосферу близости прекрасного, которая всегда присутствует у Блока.

Мелодичность его стихотворений настраивает нас на лирический лад, ведет по пути, который прошел в своих грезах и мечтах сам герой.

Мир страданий, реальный, погрязший в суете и лжи, угнетает, поэтому герой стремится к той жизни, которая должна утвердиться на земле, но время её ещё не пришло. Постоянный поиск царства истины проводит поэта через невзгоды и трудности жизни, оставляя душу молодой и верящей в светлые чувства и идеалы, ищущей, неспокойной. Герой Блока открывает читателю мир, недоступный обычному взгляду, делится тем, что смог он увидеть благодаря поэтическому таланту и особому настрою души.

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои.

Так я причаливал к земле.

Герой Блока – это не одинокий человек среди пустынного мира, не лирик, оставшийся наедине с природой. Его герой находится среди толпы, средь шумного города, вокзалов, площадей. Лирика Блока прорывается к нам сквозь шум толпы, она близка и нашей сегодняшней жизни. И в многолюдных городах Поэт умеет слушать тишину, находить островок спокойствия и чувствовать связь с высшим миром:

В ночи, когда тревога,

И город скроется во мгле –

О, сколько музыки у бога,

Какие звуки на земле!

Образ родины у Блока предстает в виде бескрайней равнины, дорог,вьюг, метелей. Любовь к родине даёт герою надежду и утешение. Это самая чистая и верная любовь. Родина для Блока – это мир, где родились и куда уйдут все мечты, мир, тесно переплетающийся невидимыми нитями с судьбой самого поэта. Он ищет в родине спасенья, отрады, веры. Сам поэт говорил, что его лирика – о России, о её судьбе. Истинно русский дух, все прощающий, верящий в свет будущего, ищущий идеалы, помнящий о них в любой беде – это родина у Блока. Россия окутана тайной, полна сил и спокойна, как мать.

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне ты почиешь, Русь.

Александр Блок всем своим творчеством доказал: красота, гармония, внутренняя и внешняя чистота, любовь к Родине, женщине, бережное отношение к природе – делает человека Человеком.

Максимальный балл ОГЭ по литературе (ГИА 9 класс) в 2018 году - 33

Проходной балл ОГЭ 2018 по литературе в профильные классы - 22

Минимальный балл (оценка 3) - 12

Шкала перевода баллов ОГЭ 2018 по литературе в оценки

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 22 баллам.

Разработанные специалистами ФГБНУ "ФИПИ" шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трёх указанных типов заданий, требующих развёрнутого ответа в разном объёме.

Задания базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) проверяются по трём критериям:

Критерий 1 «Соответствие ответа заданию»,

Критерий 2 («Привлечение текста произведения для аргументации»,

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трём критериям:

Критерий 1 «Сопоставление произведений»;

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»;

Критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.3 или 1.2.3) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимально по 2 балла, по критерию 2 – 4 балла). Если по Критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания части 2 (2.1–2.4) оценивается по пяти критериям:

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»,

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»,

Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия»,

Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность»,

Критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение задания 2 выставляется 13 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 3 балла, по критериям 3, 5 – по 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

ОГЭ по литературе – один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен хотя и носит название теста, фактически сводится к всего пяти вопросам, каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9-м классе до введения ОГЭ по литературе.

Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ОГЭ 2018 года не сильно отличается от варианта 2017 года. Главное изменение – максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29. Остальные изменения .

Структура теста ОГЭ

Тест ОГЭ по литературе состоит из двух частей.

  • Часть 1 состоит из двух вариантов: в одном дан фрагмент прозаического произведения, а в другом дано стихотворение. Вы сами выбираете, что анализировать. Анализ – это развернутые ответы на 3 вопроса. В первых двух вы пишите свои размышления на 3–5 предложений, а в третьем нужно еще сравнить приведенное в тесте произведение с другим и поэтому на него отводится 5-8 предложений.
  • Часть 2 – это небольшое сочинение на одну из четырех предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы касаются произведений школьной программы; никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.

Подготовка к ОГЭ

Пробный ОГЭ по литературе онлайн

На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.

Подробный разбор развернутых ответов части 1 и сочинений части 2 по демонстрационному материалу 2017 года.

Демонстрационные варианты ОГЭ

В разделе демонстрационных вариантов ОГЭ Вы сможете бесплатно скачать тесты за 2009 - 201 7 годы.

Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9-м классе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

А также раздумывают, какие дисциплины лучше сдавать в качестве предмета по выбору. В числе вариантов для сдачи ОГЭ находится и литература.

Чаще всего ее сдают ребята, которые в будущем желают стать филологами или лингвистами. Данный предмет не вызывает сложностей у школьников, которые уделили достаточно времени изучению отечественной и зарубежной классики. А перед сдачей ОГЭ не лишним будет узнать, какие новшества ожидают вас в структуре и наполнении билетов, каким будет расписание экзаменов, и какие требования выдвигает комиссия к выпускникам девятых классов!

Демонстрационный вариант ОГЭ-2018

Даты ОГЭ по литературе

При подготовке к ОГЭ ученикам важно заранее знать, в каком порядке и в какие числа им придется сдавать тот или иной предмет. Для экзаменации по литературе Рособрнадзор выделил такие даты:

  • 27 апреля 2018 года (пятница) – дата досрочной сдачи литературного ОГЭ. Резервная дата для этого периода – 7 мая 2018 года (понедельник);
  • 7 июня 2018 года (четверг) – основной экзамен, предстоящий выпускникам средней школы. 22 июня 2018 года (пятница) – резерв;
  • 12 сентября 2018 года (среда) – день дополнительной экзаменации. Резервом стало 20 сентября 2018 года (четверг).

Изменения в ОГЭ-2018 по литературе

Профильная комиссия посчитала, что в данный КИМ нужно внести несколько уточнений.

  1. Инструкции к работе были усовершенствованы и сформулированы так, чтобы ученик ясно и четко понимал логику заданий и критериальные требования.
  2. Изменились критерии, по которым будут оцениваться задания с развернутым ответом.
  3. Балл, который можно получить за решение КИМа, в 2018 году будет увеличен на 6 и составит 29 баллов.

Структура и содержание КИМа

Основная цель экзаменации по литературе – оценить уровень подготовки учеников общеобразовательных учреждений по данному предмету. Полученные результаты будут использованы для зачисления школьников в профильные классы. Важный момент: экзаменация по литературе отличается от других предметов – в этом билете ученикам не стоит надеяться на задания с короткими ответами.

Литературный ОГЭ, в отличие от , не нацелен на проверку базовых лингвистических знаний. Ваша способность давать аргументированные ответы на поставленные вопросы продемонстрирует, насколько хорошо вы разбираетесь в терминологии. Основная цель ОГЭ – проверить аналитическое мышление школьников, их способности к интерпретации художественных текстов, умение сопоставлять факты и логично рассуждать. При этом билет построен так, чтобы ученик смог его решать согласно своим читательским предпочтениям.


На экзамене вам предстоит выполнить 4 литературных задания за 235 минут

КИМ по литературе создан по принципу абсолютной вариативности – школьники имеют право выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Чтобы получить за работу высший балл, ученику придется:

  • усвоить художественный текст и провести его анализ;
  • выделить в тексте главные смысловые части;
  • определить род и жанр художественного произведения;
  • понять и сформулировать главную мысль или проблему, заложенную в основу произведения;
  • охарактеризовать главных героев произведения, его сюжетные особенности, композицию и выразительные средства, использованные автором;
  • провести сопоставительный анализ художественных текстов;
  • выразить личную позицию по отношению к прочитанному произведению;
  • сделать пересказ и дать отзыв в письменной форме.

Составители КИМов уделили внимание основным теоретико-литературным терминам и понятийному аппарату, русскому фольклору, древнерусским литературным трудам, русской литературе XVIII, XIX, XX–ХХI столетий, а также классике зарубежной литературы. Теперь рассмотрим структуру работы несколько подробнее. В КИМе вас ожидают две составные части и 10 заданий, из которых нужно будет выбрать 4 (3 задания из первой части и 1 – из второй).

  • Первая часть работы – задания, в которых ученикам предстоит проанализировать фрагмент произведения художественного характера. Данная часть представлена двумя вариантами – ученик может выбрать тот отрывок, который больше отвечает его уровню подготовки. Вариант №1 – отрывок эпического, драматического или лирико-эпического произведения. В варианте №2 вас ждет анализ стихотворения или басни. В каждом варианте нужно будет справиться с тремя заданиями, которые покажут, умеете ли вы воспринимать тексты, высказывать оценочные суждения и понимать авторскую идею. Развернутый ответ на вопросы №1 и №2 должен состоять из 3-5 предложений. Каждое задание принесет вам до 5 баллов. В задании №3 ученик должен не только написать свои мысли по поводу прочитанного текста, но и сделать сопоставление с другим текстовым отрывком или произведением. Ответ нужно оформить в виде 5-8 предложений, за которые вы можете получить еще 6 баллов;
  • Вторая часть работы – сочинение по одной из четырех тем. Эта часть ОГЭ имеет взаимосвязь с вариантами из первой части. Тема №1 относится к художественному фрагменту, №2 – к басне или стихотворению. Впрочем, школьник может выбрать темы №3 или 4 – они касаются древнерусской литературы, литературного наследия XVIII столетия или классики XIX -ХХ веков. При решении данной части билета нужно обязательно соблюсти норму – в сочинении должно быть не менее 200 слов. Если ученик не смог написать больше 150 слов, то задание считается невыполненным и оценивается в 0 баллов. Максимум, положенный за сочинение – 13 баллов.

Максимум первичных баллов за литературный ОГЭ равен 29 баллам.

Критерии оценивания ОГЭ по литературе


Залог высокого балла – знакомство с классикой русской и мировой литературы

При оценивании работ члены комиссии будут ориентироваться на следующие критерии:

  • в первой части билета проводится оценка того, насколько ответ соответствует заданию. Кроме того, комиссия поставит баллы за аргументированность и связь ответа с авторским текстом, точность фактов и логичность утверждений;
  • при оценивании сочинения комиссия учитывает семь критериев. Ученик должен: написать сочинение, которое соответствует выбранной теме; аргументировать свою мысль путем привлечения цитат; опираться на литературные понятия; соблюдать композиционную целостность; не нарушать логику повествования; быть точным в фактах; соблюсти все литературные нормы. Первый критерий может принести вам 1 балл, остальные – по 2 балла. При этом первый критерий является наиболее важным – если экзаменатор поставит за него 0, то все сочинение будет оценено в 0 баллов.

Регламент и особенности литературного ОГЭ

Выпускники девятых классов получат на работу с билетом 235 минут. Профильная комиссия рекомендует грамотно распределять время, отведенное на КИМ:

  • до 120 минут – на задания из первой части билета;
  • до 115 минут – на сочинение.

Вам стоит заранее избавить свои карманы от лишних вещей, которые могут являться инструментами для списывания. Не берите в класс смартфоны или умные часы, в которые можно загрузить ответы или тексты сочинений, иначе вас могут выгнать из аудитории и аннулировать результаты экзаменации.

Стоит сказать, что ученикам девятых классов будет проще, чем одиннадцатиклассникам, ведь им при работе с билетом разрешено пользоваться текстами литературных произведений и лирическими сборниками. Конечно, всем ученикам по комплекту книг не выдадут – они будут находиться на отдельном столе, к которому у каждого экзаменующегося школьника будет свободный доступ.

Как оценка за ОГЭ влияет на школьный аттестат?

Отметка, полученная за ОГЭ по литературе, может откорректировать вашу оценку за предмет. Шкала для перевода баллов выглядит следующим образом:

  • от 0 до 9 баллов – школьнику выставляется «двойка» за ОГЭ;
  • от 10 до 17 баллов – ученик получает «тройку»;
  • от 18 до 24 баллов – девятиклассник написал ОГЭ на «четверку»;
  • от 25 до 29 баллов – отметка за экзаменацию тождественна «пятерке».

Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, ему нужно будет набрать за ОГЭ не менее 19 баллов.


Потренируйтесь излагать мысли на бумаге, чтобы не оплошать в

Как подготовиться к ОГЭ по литературе?

При подготовке и написании литературного ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями:

  • ориентируйтесь на школьную программу и позаботьтесь о том, чтобы у вас был комплект хрестоматий по литературе за все годы обучения;
  • ознакомьтесь с демо-версией ОГЭ за 2018 год, чтобы понять, какие темы и задания являются для вас проблемными. Кроме того, демовариант поможет вам отработать заполнение бланка;
  • составьте график чтения литературных произведений, вынесенных на ОГЭ. Массив информации по данному предмету настолько велик, что за пару-тройку ночей вы с ним точно не справитесь;
  • читайте не только полный текст произведения, но и отзывы критиков – это поможет вам аргументировать свои мысли в сочинении. В билетах 2018 года могут быть затронуты произведения М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, Б.Н. Стругацких и других (список конкретных произведений есть в кодификаторе, который можно скачать в начале статьи);
  • не хватайтесь за первую предложенную тему – ознакомьтесь со всем билетом, чтобы понять, какие задания вам ближе;
  • не пишите полный текст сочинения на черновом бланке, теряя драгоценные минуты – черновик лучше использовать для тезисного изложения мыслей, записи цитат и основных аргументов.