Презентация "русская басня". Презентация - Что такое басня? вот её главные качества»

В презентации представлена информация о баснях как особом жанре литературы. Даётя структура басен, их особенности и алгаритм работы над басней.В начальной школе изучаются басни И.А.Крылова, поэтому адаптированная информация иллюстрируется на их примере.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Басня - это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.

конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей басни. Басня состоит из двух частей. ПОВЕСТВОВАНИЕ МОРАЛЬ (вывод)

НРАВОУЧЕНИЕ (МОРАЛЬ) в басне - это её основа, в этом и состоит ее главное назначение. одно событие из жизни героя, непродолжительное время действия, всего лишь два-три персонажа В БАСНЕ ИЗОБРАЖАЕТСЯ

Хоть о животных он писал В своих произведеньях, Но в баснях всякий узнавал Друзей изображенье. Иван Андреевич Крылов - в еликий русский баснописец. Он написал ровно 200 басен и сам объединил их в 9 книг. Героями его басен чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее.

Писать басни Иван Андреевич начал в 37 лет и подписывался « НАВИ ВОЛЫРК ».

Определите задачу чтения. Выберите тон чтения: - речи героев - морали - пояснений автора. Подчеркните интонацией ироничное отношение к героям басни. Алгоритм чтения басни:

Презентацию подготовлена учителем начальных классов Черчес Еленой Николаевной. /ГБОУ школа № 1959 «Дети мира» ЮВАО г.Москва/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие критичности мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Русская басня

Выполнил: ученик 5 б класса

Бычков Всеволод

Учитель: Краева Н.А.

г. Перевоз


Цели:

1.Определить понятие «басня»;

2. Определить актуальность басни, как литературного жанра;

3. Выявить составные части басни;

4. Выделить особенности жанра басни;

5. Познакомиться с великими баснописцами.


«Рассказ и цель –

вот в чём сущность басни;

сатира и ирония –

вот её главные качества».

(В.Г.Белинский)


Назначение басен

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?

и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом.

На второй вопрос – басней.»

(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)


Басня – один из малых эпических жанров.

Всегда рассказ, повествование

Небольшой рассказ, почти анекдот


Басня

рассказ

моральный вывод


БАСНЯ КАК ЖАНР

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания:

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Эзопов язык –

речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.


  • Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
  • В басне высмеиваются людские пороки;
  • Басня имеет поучение, мораль.

Великие баснописцы

Часто родители и взрослые, окружающие нас, читают нам нравоучения. Нравится ли это нам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?

Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме.

По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном

басне.

И.А. Крылов


«Зеркало и Обезьяна»

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают: Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.


«Петух и Кукушка»

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.


«Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


«Мартышка и очки»

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.


«Слон и Моська»

Пускай же говорят собаки: "Ай моська! знать она сильна, Что лает на слона!"


Вывод:

Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков общественной жизни.

В басне в начале или конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни – мораль.

Басни нам нужны, благодаря им, мы учимся различать добро и зло на простых и доступных примерах.


Проверь себя!

ТЕСТ

  • Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Старый Оскол Белгородской области Учитель: Манакова Оксана Владимировна 2015 год урок литературы Русские басни. Русские баснописцы 18 века.

2 слайд

Описание слайда:

Басня-это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Действующими лицами басни, как и сказки о животных, являются звери, птицы. События разворачиваются быстро, содержание басни можно легко пересказать, инсценировать или прочитать по ролям.

5 слайд

Описание слайда:

В Древней Греции Эзоп был не менее популярен, чем Гомер. Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей.

6 слайд

Описание слайда:

Вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и намеками. Она связана с именем Эзопа - полулегендарного создателя греческой басни, жившего в шестом веке до нашей эры.

7 слайд

Описание слайда:

Аллегория (в переводе с греческого – иносказание, то есть иное сказание, скрытый смысл) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет (лиса – хитрый человек; заяц, ягнёнок – беззащитный человек; волк – злой, бессердечный человек)

8 слайд

Описание слайда:

Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль может быть перед рассказом, после него и даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается)

9 слайд

Описание слайда:

Изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого (животные в басне говорят, думают, чувствуют)

10 слайд

Описание слайда:

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

11 слайд

Описание слайда:

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать". Басня уместна против человека неразумного.

12 слайд

Описание слайда:

Лафонтен пересказывал уже знакомые сюжеты на новый лад, но тем не менее оказался создателем оригинальных своеобразных басен.

13 слайд

Описание слайда:

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

18 слайд

Описание слайда:

Ворона и Лиса И птицы держатся людского ремесла. Ворона сыру кус когда-то унесла И на дуб села. Села, Да только лишь ещё ни крошечки не ела. Увидела Лиса во рту у ней кусок И думает она: «Я дам Вороне сок! Хотя туда не вспряну, Кусочек этот я достану, Дуб сколько ни высок». «Здорово, - говорит Лисица, - Дружок, Воронушка, названая сестрица! Прекрасная ты птица! Какие ноженьки, какой носок, И можно то сказать тебе без лицемерья, Что паче всех ты мер, мой светик, хороша! И попугай ничто перед тобой, душа, Прекраснее стократ твои павлиньих перья!» (Нелестны похвалы приятно нам терпеть). «О, если бы ещё умела ты и петь, Так не было б тебе подобной птицы в мире!» Ворона горлышко разинула пошире, Чтоб быти соловьем, «А сыру, - думает, - и после я поем. В сию минуту мне здесь дело не о пире!» Разинула уста И дождалась поста. Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста. Хотела петь, не пела, Хотела есть, не ела. Причина та тому, что сыру больше нет. Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Сын офицера. Служил в армии, был домашним учителем, затем работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. В молодости был известен как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и пародийной трагедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов написал более 200 басен, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен заимствованы из Эзопа и Лафонтена, хотя большинство его произведений носит оригинальный характер. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова.

Слайд 2
Басня в творчестве Крылова
И. А. Крылов открыл нам жанр русской басни.В баснях писателя – живых, бытовых сценках, представлены вечные конфликты, над которыми не властно время. «Квартет», к примеру, доносит до нас идею, что настоящее мастерство и настоящее искусство требуют умения и навыка.В притче «Лебедь, щука и рак» мораль ясна и по сей день: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Слайд 3
И.А.Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Слайд 4
«Лебедь, Щука и Рак»

Слайд 5
«Слон и Моська»

Слайд 6
«Свинья под Дубом».

Слайд 7
«Квартет»

Слайд 8
«Стрекоза и Муравей»