На Марсе свет сошелся клином — обзор настольной игры «Покорение Марса» (Terraforming Mars). Нужно ли колонизировать Марс — за и против

В этом году модно говорить об игре Покорение Марса . Чем раньше вы выскажете свое мнение об игре, тем будет лучше, потому что количество информации об ней начинает потихоньку зашкаливать, и, боюсь, что через пару-тройку месяцев обсуждение этой игры будет считаться плохим тоном. Виной всему этому Лавка игр , локализовавшая игру и собирающая на данный момент (август-сентябрь 2017 года) деньги на дополнения к ней. Поэтому мне тоже нужно побыстрее написать этот обзор, пока Марс еще в моде.

Сама игра увидела свет прошлой осенью. В то время вышло достаточно много настольных игр, так или иначе связанных с марсианской темой. Что поделаешь — разработчики и издатели тоже хотят кушать, поэтому и эксплуатируют по полной программе популярные темы. Если толпа хочет колонизировать Марс, то надо дать ей эту возможность. И, пожалуй, самую лучшую возможность предоставил автор игры Terraforming Mars (если судить по рейтингу BGG). Как же здорово, что с локализацией не стали сильно долго тянуть, и игру перевели на русский язык тогда, когда она еще даже не начала «остывать» в интернете. Т.е. локализацию делали на пике популярности игры. Наверное, по этим же причинам (хайп, круто, надо брать) я приобрел эту игру при первой же возможности.

Действительно ли игра так хороша, как о ней пишут и говорят? Сегодня об этом и поговорим.

Прелюдия игры

В далеком будущем человечество таки начало покорять Солнечную систему. Как многие из вас знают, Марс имеет больше всего сходства с Землей, поэтому колонизация этой планеты кажется самой простой задачей. Но это лишь только так кажется, ведь на самом сделать нужно очень многое — повысить температуру до предельного минимума, решить проблему воды, поднять уровень кислорода и т.д. Мировое правительство готово щедро вознаградить любую корпорацию или организацию, которая сможет терраформировать Марс, сделав его пригодным для жизни. Игрок берет под свой контроль одну из корпораций, которая не боится трудностей и хочет получить побольше грантов от правительства. Марс нужно облагородить, озеленить и заселить. Вперед!

Комплектация

Я не ожидал, что коробка окажется тяжеленькой. Не то чтобы мои мышцы ныли после похода на почту за игрой, но я привык к более легким еврикам в последнее время, в состав которых входит поле, пакетик с фишками и небольшая колода карт.

Покорение Марса (далее ПМ) поставляется в большой коробке, а это значит, что перед нами большая серьезная игра (можно подумать, кто-то сомневался =)). Внутри нас ждет игровое поле (средних размеров), планшеты игроков, несколько пакетов «блискучих» кубиков разного размера, картонные жетоны разной масти и 200+ карточек.

Пока опущу свои мысли о тактильном ощущении компонентов и об их внешнем виде, но по наполнению коробка игры мне нравится. Все компоненты рассованы по пакетикам отнюдь не хлипкого качества. Картон толстый, карточки в принципе тоже, кубики покрашены ровно, блестят отлично. За такую комплектацию денег берут относительно немного, как мне кажется.

Как играть

Правила игры мне показались достаточно легкими и логичными. Прочитать, конечно, предстоит немало текста, но усваивается он (текст) достаточно хорошо. Полностью переписывать правила здесь я не собираюсь, естественно (это вы можете сделать сами, скачав правила с Тесеры , например), но кратенько о сути игры расскажу.

Итак, вы — это одна из крупных корпораций, которой не жалко денег для освоения марсианских земель. На большом игровом поле вы можете видеть карту части Марса, поделенную на гексы. Рядом с картой находятся шкалы температуры и кислорода, которые нужно поднять до максимального значения. По кругу поля расположен трек очков, а внизу — награды за различные игровые достижения. В самом начале игры карта Марса пуста и уныла, но скоро на ней появятся зеленые сады, бездонные океаны и шумные города.

У каждой корпорации есть личный игровой планшет, на котором отмечается уровень производства ваших ресурсов. Вы можете производить: мегакредиты (местная валюта), сталь, титан, растения, энергию и тепло.

Помимо планшета до начала игры игроки выбирают себе карточку корпорации, на которой будет отмечен стартовый капитал корпорации и ее основное свойство, которым игрок будет пользоваться до конца игры.

Во время подготовки к игре каждый игрок получает 10 случайных карт. Вы вольны оставить себе любое количество из этих карт, но за каждую оставленную карту придется заплатить 3 мегакредита. Стартовые капиталы некоторых корпораций не позволяют оставить себе сразу все 10 карт, поэтому приходится тщательно выбирать.

Карты в игре поделены на 3 типа:

Раунд в игре поделен на 4 фазы. В первую фазу передается маркер активного игрока. Во вторую фазу игроки берут по 4 новые карты и либо сразу выбирают нужные из них, оплачивая их стоимость (3 кредита за каждую) и сбрасывая ненужные карты в отбой, либо драфтят карты, а потом уже выбирают нужные. Драфтить карты или принимать их такими, какие они есть, решается игроками перед началом игры.

Третья фаза самая насыщенная и длинная, т.к. в ней игроки могут выполнять разные действия. А именно:

В четвертой фазе игроки переносят на своих планшетах кубики энергии на клетку тепла, получают мегакредиты, исходя из рейтинга терраформирования и уровня производства мегакредитов, а также получают остальные ресурсы, исходя из уровней производства.

Суть игры заключается в увеличении рейтинга терраформирования (РТ). Под этим страшным словосочетанием скрывается простое понятие победных очков. По сути РТ в каждом раунде отвечает за количество получаемых игроками денег (начиная со стартовых 20), а в финале РТ превращается в ПО. Поднимать РТ можно с помощью разыгрываемых карт (если там указан такой эффект), либо с помощью выкладывания на поле жетонов озеленения и океана (каждый жетон дает +1 РТ), либо с помощью повышения температуры (за подъем каждого деления +1 РТ).

Игра заканчивается тогда, когда все 3 глобальных параметра (океан, температура и кислород) достигнут своих оптимальных значений. После этого РТ превращается в ПО, игроки получают очки за награды и достижения, жетоны озеленения и города на поле приносят очки своим владельцам, игроки получают очки за сыгранные карты.

Игрок, набравший больше всего очков, побеждает в игре.

Покорение Марса — маст хэв или нет?

Если говорить об игре в общем, то она основана на наборе очков через розыгрыш карт и выставление жетонов на поле. Эдакое карточное евро, типа Брюгге , с полем-планетой. Основная задача игрока — всеми возможными путями повышать РТ. Ваш максимальный уровень производства стали или титана будет бесполезен, если вы в конце игры будете иметь самый маленький РТ. Исходя из этого нужно выбирать правильные карты при драфте, иначе вы будете думать, что терраформируете Марс, а на самом деле стоите на месте и создаете видимость прогресса.

В этой игре есть множество умных и тонких моментов, которые делают игру очень интересной. Начнем с самого простого — набор карт в руку. Карты — это ваш движок, с помощью которого вы преобразуете один вид энергии в другой. Естественно, игроку хочется иметь на руках как можно больше карт, но за каждую карту нужно заплатить. А чтобы ее сыграть на стол, нужно заплатить за нее снова. Поэтому в каждом раунде игрок стоит перед выбором — взять больше крутых карт и потом думать, где взять деньги для их оплаты, чтобы ввести в игру, либо либо взять в лучшем случае 1 самую лучшую карту и без проблем ее потом разыграть. Это очень хорошая дилемма, которая постоянно мучает игроков.

Следующий очень приятный момент — требования для розыгрыша карт. Карт в игре много (больше сотни, не считая карты для соло-игры), и все они уникальные. Безусловно, какие-то карты дают чуть более хороший эффект, какие чуть менее хороший. Автор игры очень грамотно подошел к вопросу случайности выпадения карт. Допустим, получить в начале игры мощную карту является довольно хорошей заявкой на победу. Такие карты есть и в Покорении Марса (ПМ), но каждая карта имеет требование по ее выводу. Допустим, температура должна быть выше 0, а уровень кислорода должен превышать 5%. Эти условия выполняются только где-то примерно к середине партии, поэтому в самом начале игры сыграть карту с такими высокими требованиями не является возможным. Аналогично и с картами, которые рассчитаны на начало игры — в конце игры невозможно выполнить их требования (например, температура должна быть не выше -10 градусов). Очень классно придумано! Браво, Фрюкселиус!

Я обозвал игру «настолкой про цифры». На протяжении практически всей партии мы сверяемся с требованиями карт и фактическими показателями. Если у вас есть 2, то поднимите 1; а если у вас есть 3, тогда срочно платите 4, возьмите 2, постройте 1 и добавьте еще 1 — примерно так устроена игра. В ПМ нужно постоянно что-то поднимать, вычитать, получать и следить за показателями на игровом поле. Наверное, такой и должна быть настоящая евроигра. Хотя тут вроде одни карточки, но дух евроигр явно присутствует. С математикой в игре все в порядке.

После первой партии в Марс я задумчиво сказал — именно такой должна была быть российская игра Masters of Orion . Не скажу, что игры очень похожие, но их роднит наличие планшета игроков, на котором кубиками изменяется производство ресурсов. Плюс в обоих играх есть карточный движок. Но в ПМ можно собирать интересные комбинации, есть много всяких подводных камней, как любит говорить известный генерал Тапилин. В ПМ вроде точно так же возишься с кубиками на планшетах, двигая их туда-сюда, но ощущение от игр совершенно разное. Как от детской карусельки и американских горок.

Хотя может быть мои впечатления были бы чуть похуже, если бы в Марсе не было игрового поля, в которое я влюбился практически с первого взгляда. Если убрать поле, то перед нами будет довольно обычная карточная игра — играем карты, двигаем ползунки и получаем очки. Но поле заставляет отвлекаться от карт в руке, предлагая новые широты для развития стратегии. Вы ведь не просто занимаетесь озеленением или строите города — вам еще нужно пальцем ткнуть в место на поле, где все это будет происходить. И выбрать нужно то место, которое подходит по правилам и приносит больше всего очков. Мне нравится, что игровое поле не менее важно чем то, что находится у тебя в руке. А вместе все это работает как единый механизм. Поэтому игровое поле было для меня одним из первых отмеченных плюсов игры.

Сыграв несколько партий, я так и не нашел одной победной стратегии, бьющей точно в цель. Обычно такая стратегия сильно расстраивает меня, потому что игра становится какой-то однобокой. В первой партии у нас все решилось с помощью подсчета очков за леса и города. А во второй партии мы долго смеялись с игрока, у которого были только одни зеленые карты, с синими он вообще решил не связываться. И в итоге он победил. Кто-то качает сталь и титан, кто-то воюет с температурой и кислородом, кто-то активно играет красные карты и портит производство другим игрокам — все это можно делать в одной игре и каждая стратегия может привести к победе. Меня радует тот факт, что у нас в компании никто не говорит, что, допустим, качать тепло не имеет смысла, лучше сразу идти в растения. Я люблю настольные игры, в которых не обязательно углубляться в одну стратегию, забивая на другие. В ПМ в одном раунде тебе выгодно качнуть производство титана, в другом выгодно взять побольше карт в руку, в третьем выгодно построить город возле океана — и ничто из этого не затормозит ваше развитие. Обилие возможностей в игре очень радует.

Меня немножечко коробят еврогеймы, в которых все игроки начинают с одинаковых условий. Т.е. теоретически игроки могут друг у друга подсматривать ходы и делать то же самое. И только через пару ходов начнут появляться индивидуальные стратегии. ПМ предлагает игрокам на старте игры выбрать себе корпорацию, которая приносит уникальный стартовый капитал и уникальное свойство. Если кому-то это не нравится, те могут использовать «новичковые» корпорации, которые не имеют отличий. Но наличие разных стартовых корпораций не всегда гарантирует того, что игроки будут активно использовать их свойства. Например, вы можете взять корпорацию, с которой выгодно строить города, но карты, позволяющие это делать, вам не будут попадаться. В результате свойство корпорации будет использоваться не так часто, как хотелось бы. На старте игры игроки выбирают одну из двух предложенных корпораций, и у меня не раз так было, что в середине игры я думал, что лучше бы взял другую корпорацию. Тем не менее, я считаю, что разница на старте между игроками, это плюс.

Драфт карт — это лишь рекомендация, а не требование. В первой партии мы играли без драфта. Что получили в начале раунда на руки, то и оставляем себе. Я рекомендую всем это делать, что играет в ПМ впервые, потому что драфт незнакомых карт не имеет особого смысла. Вы все равно видите все эти карты впервые, и выбрать лучшее из того, что пока нельзя оценить, очень сложно. Зато после первой партии я твердо был уверен в том, что драфт карт необходим как воздух. Да, драфт увеличивает время партии, но зато он позволяет отобрать нужные карты для себя и не дать мощные карточки соседу. После первой партии вы уже будете примерно знать, чего ожидать от пришедших карт в руку. Вы можете оценить их полезность, поэтому играть будете гораздо эффективнее. Если играть без драфта, то лично меня рандом просто съест вместе с тапочками, и я больше не захочу играть в ПМ.

Как пришита тема к геймплею? На мой взгляд, очень и очень надежно пришита. Тема игры чувствуется во всем — и в игровом поле, и в карточках, и в действиях игроков. У меня во время партий ни разу не возникло ощущение, что я играю в какой-то абстракт с ползунками. Мне очень интересно было читать названия карт и их флавор. Все, что написано на игровых компонентах, имеет связь с темой терраформирования Марса. Некоторые вещи я слышал в первый раз, поэтому с интересом гуглил в интернете, что это значит. Автор игры имеет ученые степени в области химии и физики, поэтому все, что вы делаете в ПМ, обосновано научными гипотезами и доказательствами. Например, после игры в Марс вы точно будете знать, сколько нужно процентов кислорода на необитаемой далекой планете, чтобы на ней можно было спокойно дышать. Хорошо, когда игра может не только развлечь, но и чему-то научить.

На мой взгляд, ПМ довольно простая игра для обучения и понимания. Правил хоть и довольно много, но написаны они понятно. По моему краткому пересказу правил уже можно легко сообразить, как игра работает. А ведь я не так уж много нюансов опустил. Очень хорошо, что все фазы игроки отыгрывают вместе, а не по очереди (сейчас мы набираем карты в руку, потом мы играем действия, потом получаем ресурсы). Это убирает постоянные вопросы в духе «а что мне сейчас делать?». Самые важные действия спрятаны в карточках. Вот именно они, а не правила игры, заставляют задуматься игрока. Сама же игра базируется на довольно простых понятиях, доступных, как мне кажется, даже новичкам.

В ПМ есть даже соло-режим. Признаюсь честно, я не любитель играть соло, особенно если игра рассчитана в первую очередь на большее количество игроков, а соло-режим идет лишь как дополнительный вариант игры. Когда я сортировал карточки (карты для соло прохождения отличаются от обычных карт и помечены в углу специальным значком), то удивился, что соло-карт по количеству не намного меньше обычных. У меня заочно закралось подозрение, что соло-режим может отличаться по ощущениям от обычного режима. Раз там другие карты, значит и играется все немного по-другому. Но пока сыграть одному мне не удалось (когда-нибудь я обязательно это сделаю), потому что в данный момент мне очень хочется играть бОльшим составом. Но само наличие одиночного режима делает игру более привлекательной для настольной аудитории. Если кто пробовал играть один, отпишитесь в комментариях о своих впечатлениях, пожалуйста.

Реиграбельность. Имхо, она огромна. Я сыграл пока что 4 партии, и игра мне ни капельки не надоела. Я считаю, что я до сих пор ее не изучил, и хочу продолжать шпилить в нее и дальше. Честно признаться, о допах пока даже не думаю, т.к. мне базы хватает с лихвой. В первую очередь реиграбельность заключается в карточках, которые приходят всегда по-разному. В одной партии вы будете развивать микробов, в другой животных, третьей строить города и озеленять территорию. Все ваши действия сильно зависят от пришедших карт, а они всегда приходят по-разному. Потом долю реиграбельности приносят карты корпораций. Их не так много, конечно, но сыграть хотя по разу за каждую сторону будет интересно. В общем, если игра вам понравится с первой же партии, то вопрос о реиграбельности у вас вряд ли будет стоять.

Что же можно сказать о количествах игроков? В ПМ может играть от 1 до 5 игроков. Мною были опробованы варианты только на 3 и 4 игрока. У меня сложилось впечатление, что чем больше игроков за столом, тем быстрее терраформируется Марс. Потому что у игроков будет больше карт на руке, которые можно разыграть за один раунд. Чем меньше игроков — тем больше раундов и тем больше РТ будет в итоге. Больше игроков — меньше РТ, меньше доходы. Но в целом смею предположить, что при любых сочетаниях игроков ПМ играется одинаково хорошо. Допустим, если играть вдвоем, то игре совершенно не нужны какие-то боты-болванчики, которые будут ходить автоматически. Игра хорошо себя показывает при любом раскладе. Может разве что только вдвоем драфт будет проходить чуть более жестко, т.к. оба игрока будут мешать друг другу набирать вкусные карты. Мне показалось, что при большем количестве игроков игра проходит динамичнее.

Все, о чем я писал выше, можно отнести к плюсам игры. Играется ПМ действительно приятно, интересно, и восторгов игра принесла мне море. Но это отнюдь не идеальная настольная игра, которую можно смело назвать шедевром. У нее полно минусов, и о них я расскажу в следующей главе.

Ругаем Покорение Марса

Помню прекрасно, что я чувствовал после первой ознакомительной партии в ПМ. У меня было приятное ощущение от умного игрового процесса и дикая усталость после 4+ часов игры. Когда смотришь на стопку карт и на игровое поле, то кажется, что управишься за 2-2,5 часа. А на самом деле все растягивается на большее время, потому что не в каждом раунде удается поднять хотя бы один из параметров, которые приближают конец игры. Безусловно, если знать все карты, уметь быстро отличать полезность одной карты от бесполезности другой, то игра начнет протекать быстрее. Понятное дело, что в первой партии мы только знакомились с игрой и ее возможностями. Вторая партия была не на троих, а на четверых, но с драфтом, поэтому все равно играли где-то около 4 часов. Драфт растягивает игру, т.к. возня с выбором и передачей карт (пускай их всего 4 за раунд) добавляет игре даже не минуты, а целый час, как минимум.

Поэтому Марс жестоко забирает силы после каждой игры. Например, сыграть в другую игру после ПМ у меня не возникает желания. Игра клевая, но длинная. В дополнении, которое вот-вот появится на прилавках магазинов, есть официальные правила, по которым игру можно «убыстрить». Согласно им, активный игрок в конце раунда бесплатно поднимает один из трех главных параметров (вода, температура, кислород), не получая за это бонусов. Это действительно хорошее правило, которым можно пользоваться, если вы хотите побыстрее колонизировать Марс. А если вам по нраву длинные партии — играйте по старым правилам.

Следующий минус меня не раз злил и раздражал. В игре много кубиков для подсчета ресурсов, которые кладутся на ячейки планшетов игроков. На планшетах есть не только ячейки для складирования ресурсов, но и треки, которые показывают вашу производительность. На каждом треке тоже стоят кубики. В каждом раунде их приходится двигать туда сюда. Совершенно случайно рукой, рукавом или дерганием стола эти кубики можно сбить. Вернуть все назад зачастую становится проблемой, т.к. не все игроки запоминают, где у них что стояло. Про эту проблему с кубами я знал заранее, поэтому старался аккуратнее обходится с треками. Но как бы я ни старался, нет-нет да и собьешь что-нибудь. За 4 часа игрового времени вы постоянно возитесь с этими кубами на планшетах. Задеть или сдвинуть кубик легко и просто. Так как кубики крашеные и гладкие, то они скользкие. Бывает проносишь мимо планшета кулак с зажатыми кубами, и один из них выскальзывает и падает на планшет, сбивая собой все подряд. Это меня злит, но поделать ничего не можешь, т.к. в самой игре никак не предусмотрена защита кубов от сдвигов.

Лавка игр постаралась придумать, как можно решить эту проблему. Партнеры издательства предложили разного рода накладки на планшеты, в которых есть прорези для кубов, и сбить или сдвинуть их никак уже будет нельзя. Но накладки эти не бесплатные, за все нужно платить денежки. И немалые. Меня, например, жаба душит покупать эти накладки, потому что стоимость игры тогда увеличивается до неприличия. Я считаю, что цена, за которую ПМ можно купить в магазине, является разумной. А все эти накладки и прочие прибамбасы делают игру золотой. Без них неудобно, но с ними дорого. Решайте сами.

Я люблю красивые настольные игры, но ПМ не могу назвать такой. Как по мне, то оформление в игре средненькое и в некоторых местах странное. К игровому полю претензий вроде нету. Карта части Марса прорисована хорошо, треки параметров вроде тоже ничего выглядят, а вот планшеты игроков совсем унылые. Они очень простые. Но работу свою выполняют. Карты корпораций страшненькие. Их можно было сделать больше размером и в виде красивых опупенных визиток. А получилось какое-то непрезентабельное лишь бы что. Картинки на карточках вообще понадерганы из чего только можно. Там и фотки, и рисунки разного качества. Со стороны очень похоже на ПнП, непонятным образом пробравшееся в финальный дизайн игры. Реально все похоже на то, что картинки для карточек просто были взяты из интернета. Не то чтобы с ними все совсем плохо, но никакого общего стиля там нету, поэтому я на них особого внимания не обращаю (мне больше важен текст). В плане оформления ПМ похож на инди-проект. Но важно отметить то, что при таком довольно халтурном дизайне, игра занимает высокое место в рейтинге БГГ, что говорит о том, что ПМ заслужил свое место не шикарными миньками и артом от Винсена Дютре, а хорошим игровым процессом.

К сожалению, игра практически не дает возможностей догнать лидера. Если у него все хорошо, и его РТ на много пунктов обгоняет ваш РТ, то скорее всего, что закончится для вас партия не очень радужно. Повлиять на лидера можно лишь при драфте карт и при розыгрыше карт, которые ломают чужое производство и ресурсы (такие карты есть, но их не так много). Вот и как бы все. Если соперник построил хороший движок, то разрушить его не получится, как бы вам ни хотелось. Поэтому лучше с самого начала игры приглядывать за соперниками, чтобы те сильно не убегали вперед, иначе потом не догонишь.

А вот следующий минус может отпугнуть немало настольщиков. Судя по БГГ, это самая главная причина, по которой хэйтеры не понимают хайпа вокруг ПМ. Называется этот «брак» игры — рандом карт. Со случайностью прихода карт игра пытается бороться с помощью драфта, но и он не является панацеей. Если игроку удачно придут в руку очень классные карты в начале игры, то он будет иметь большое преимущество. Допустим, если вы не собираете микробов, а вам приходят карты, связанные с ними, это для вас мусорные карты. Или если в руку прут одни дорогие красные карты, которых много не нужно. Или эти карты не могут быть разыграны, потому что глобальные параметры не достигли нужных показателей, либо же показатели превысили требования карты. Я не могу сказать, что все карты в игре одинаково полезны. Некоторые из них очень круты, а некоторые очень унылы (вплоть до того, что я ни разу не видел, что их кто-нибудь когда-нибудь разыгрывал). У меня несколько раз так было, что после драфта я не оставлял себе ни одной карты, потому что все они были бесполезны. Так как я любитель карточных игр, то меня эта случайность не пугает, ибо я привык. Те же, кто любит строгие экономические еврогеймы, в которых каждый чих просчитывается, не могут принять ПМ, как хорошую игру. Если почитать чужие ругательные обзоры, то выясняется, что это проблема номер один в игре.

В некоторых картах текст прописан непонятно. Во-первых, очень странно, что вроде сверху карты требование изображено символами, но тут же внизу оно продублировано текстом. Мне кажется, тут либо символы плохо реализованы, что их приходится разъяснять, либо автор сильно печется об игроках, поэтому решил пояснять карту двумя способами. При этом в текстовых требованиях может быть важное пояснение, которого в символах нету. Более того, в тексте карты могут быть продублированы правила игры. Например, все и так знают, что если выложить жетон озеленения, то ваш РТ поднимается на 1. Есть карты, которые говорят — «выложите жетон озеленения и поднимите свой РТ на 1 «. В итоге игрок может озадачиться тем, что ему делать — один раз поднимать РТ или два раза. Я сам был пойман в такую же ловушку, пока не глянул форум БГГ, на котором не раз уже про это спрашивали. Ответ был прост — автор игры просто хотел напомнить, что РТ поднимается после озеленения, поэтому продублировал правила в тексте карты. На мой взгляд так не должно быть. Имхо, это ошибка автора игры. Текст должен быть четким и не вызывающим сомнений.

В минусы можно занести и возможный даунтайм. Я слышал разные мнения — в игре есть дайнтайм/в игре нету даунтайма — по-всякому говорят. Конечно, в первых партиях даунтайм был и у меня. Но все-таки если более-менее разыграться в ПМ и изучить все карты, то игровые решения должны приниматься быстрее. На мой взгляд, в любой карточной игре может случиться даунтайм по причине тормознутости некоторых игроков. В Марсе можно задуматься над многими вещами — какие карты брать при драфте, какие карты оставить себе, что разыграть, в каком месте построить город, у кого из игроков убрать ресурс и т.д. Все это лечится лишь опытом, либо не лечиться вовсе, т.к. это врожденное.

Годнота или нет?

Несмотря на усталость после партий, случайность прихода карт в руку, стремный арт и бардак с кубами на планшетах, игра мне очень понравилась. Один мой знакомый, который сыграл в Марс еще до того, как он стал популярным, сказал, что это не шедевр, но очень хорошая игра. И я с ним целиком и полностью согласен. У игры хватает минусов, некоторые из них могут отпугнуть навсегда некоторых настольщиков, но меня подобными вещами запугать сложно. Как я уже писал, может быть если бы в игре не было игрового поля с картой Марса, то я поставил бы игре просто 7/10 баллов и сказал бы, что в принципе игра ничего такая, играть можно. Но по моим теперешним ощущениям игра тянет где-то на 8,5 баллов из 10. Больше поставить не могу, т.к. минусы у нее все же есть, и они не такие маленькие, как хотелось бы.

Мне понравилось обустраивать Марс. Игре на руку сыграло то, что в нее аккуратно встроен научный элемент. Нет ощущения, что ты играешь в какой-то детский симулятор колонизации Марса. Все кажется таким серьезным и настоящим. Конечно, не особо верится в то, что Марс когда-либо будет заселен (по сути, эта планета является отработавшей свое Землей). Если вы любите читать, то можете пережить покорение Марса с помощью трилогии Кима Робинсона, посвященной Марсу (довольно занудная местами трилогия, если честно). Но с настольной игрой Покорение Марса вы можете самостоятельно покорить Марс.

На мой взгляд, хайп вокруг игры оправдан. Я, если честно, рад, что такую игру придумали не в FFG или Asmodee . Якоб Фрюкселиус сам организовал свое издательство, а иллюстрировали игру его родственники (отсюда и такой специфический инди-арт). Т.е. изначально непопсовый инди-проект получил такую большую популярность только благодаря своему геймплею. Это же очень круто!

Кому может понравится игра? Наверное, тем, кто любит такие игры, как Брюгге , Deus , может быть даже Imperial Settlers . А не понравится скорее всего тем, кому не нравятся игры с карточным движком.

Сам я лично очень рад, что в моей коллекции появилась эта игра. И тематика моя, и геймплей довольно интересный. Осталось только решить проблему с планшетами.

В общем, как по мне, то хайп вокруг ПМ оправдан. Это годная настолка.

Как вы знаете, к игре вот-вот выйдут 2 дополнения. Пару слов скажу и о них.

Дополнения

Эллада и Эллизий . В этот доп входит двустороннее игровое поле. Базовое поле через несколько партий может надоесть свои однообразием (например, ставить жетоны океана можно на строго отведенные ячейки), потом захочется чего-то нового. И эту проблему решает вот этот самый доп. Игра при этом никак не меняется. Просто будет новая карта, новые ячейки, новые бонусы от ячеек и новые достижения с наградами. Не могу назвать Элладу и Эллизий маст хэвным дополнением, т.к. он предназначен в первую очередь для опытных игроков, которым приелось базовое поле. Без него ПМ вполне хорошо играется. Но с ЭиЭ будет еще лучше, безусловно=)

Венера . Этот доп дает нам возможность посетить горячую Венеру. Как вы знаете, климатические условия на этой планете совсем иные, чем на Марсе, поэтому основной параметр заселения Венеры будет другой (как я понимаю, он только один). Скорее всего, поле Венеры будет считаться придатком к полю Марса. У игрока в раунде будет выбор — или колонизировать Марс, или Венеру. Самым вкусным элементом допа будут новые карты технологий и корпораций. Вот это по-настоящему годнота! Обещано где-то 50-60 новых карт. Даже если не брать в расчет карту Венеры, только из-за одних карт этот доп нужно брать обязательно.

> Колонизация Марса

Создание колонии на Марсе : как человечеству сформировать поселение на четвертой планете Солнечной системы. Проблемы, новые методы, исследования Марса с фото.

Марс предлагает крайне некомфортные условия для жизни. У него слабая атмосфера, нет защиты от космических лучей и отсутствует воздух. Но у него есть и много общего с нашей Землей: наклон оси, структура, состав и даже небольшое количество воды. Это означает не только то, что ранее на планете была жизнь, но и то, что у нас есть шанс колонизировать Марс. Вот только понадобится огромное количество ресурсов и времени! Как выглядит план колонизации Марса?

Проблем много. Начнем с тонкого слоя марсианской атмосферы, состав которой представлен углекислым газом (96%), аргоном (1.93%) и азотом (1.89%).

Колебания атмосферного давления охватывают 0.4-0.87 кПа, что приравнивается к 1% на уровне земного моря. Все это приводит к тому, что мы сталкиваемся с холодной обстановкой, где температура способна падать к -63°C.

На Марсе нет защиты от опасного космического излучения, поэтому доза составляет 0.63 мЗв в день (1/5 от количества, которое мы получаем на Земле за год). Поэтому придется нагреть планету, создать атмосферный слой и изменить состав.

Колонизация Марса в художественной литературе

Впервые Марс фигурирует в художественном произведении в 1951 году. Это был роман Артура Кларка «Пески Марса», где рассказывается о поселенцах, прогревающих планету для создания жизни. Одной из наиболее популярных книг считается «Озеленение Марса» от Д. Лавлока и М. Албаби (1984 год), с описанием постепенного превращения марсианской среды в земную.

В истории 1992 года Фредерик Похл использовал кометы из Облака Оорта, чтобы создать атмосферу и водные запасы. В 1990-х гг. появляется трилогия от Кима Робинсона: «Красный Марс», «Зеленый Марс» и «Голубой Марс».

В 2011 году возникла японская манга от Ю Сасуга и Кеничи Тачибана, где отображены современные попытки трансформировать Красную планету. А в 2012 году появился рассказ от Кима Робинсона, где говорится о колонизации всей Солнечной системы.

Рассматриваемые методы колонизации Марса

За последние десятилетия возникало множество предложений о способах создания колоний на Марсе. В 1964 году Дандридж Коул выступал за активацию парникового эффекта – доставка аммиачных льдов на поверхность планеты. Это мощный парниковый газ, поэтому должен загустить атмосферу и повысить температуру Красной планеты.

Еще один вариант – уменьшение альбедо, где марсианскую поверхность покроют темным материалом, чтобы сократить поглощение звездных лучей. Эту идею поддерживал Карл Саган. В 1973 году он даже предложил два сценария для этого: доставка низколегированного материала и посадку темных растений на полярных территориях, чтобы расплавить ледяные шапки.

В 1982 году Кристофер Маккей написал статью о концепции саморегулируемой марсианской биосферы. В 1984 году Д. Лавлок и М. Албаби предложили импортировать хлорфторуглероды, чтобы создать глобальное потепление.

В 1993 году Роберт Зубрин и Кристофер Маккей предложили разместить орбитальные зеркала, которые бы увеличили нагрев. Если расположить их возле полюсов, то можно было бы расплавить ледяные запасы. Также они голосовали за использование астероидов, которые при ударах накаляют атмосферу.

В 2001 году поступила рекомендация о применении фтора, который в качестве парникового газа в 1000 раз эффективнее СО 2 . Причем эти материалы можно добывать на Красной планете, а значит можно обойтись без земных поставок. Нижний рисунок демонстрирует концентрацию метана на Марсе.

Также предлагали доставлять метан и прочие углеводороды из внешней системы. Их много на Титане. Есть идеи по созданию закрытых биодомов, где будут использовать кислородосодержащие цианобактерии и водоросли, посаженные в марсианскую почву. В 2014 году проводили первые испытания и ученые продолжают развивать концепцию. Такие конструкции способны создать определенные кислородные запасы.

Потенциальные преимущества колонизации Марса

Начнем с того, что колонизация Марса - вызов всему человечеству, которое снова попытается посетить совершенно чужой мир. Но причина создания человеческой колонии заключается не только в научном азарте и человеческом эго. Дело в том, что наша планета Земля не бессмертна. Случайный сбой орбитального пути у астероида и нам конец. А в перспективе также расширение Солнца до состояния красного гиганта, который поглотит нас или поджарит. Не будем забывать о риске глобального потепления, перенаселения и эпидемии. Согласитесь, разумно подготовить себе путь к отступлению.

Тем более, Марс – выгодный вариант. Это планета земного типа, расположенная в пределах зоны обитаемости. Роверы и зонды подтвердили наличие воды, а также ее обилие в прошлом.

Нам удалось познакомиться с марсианским прошлым. Оказывается, 4 млрд. лет назад на поверхности была вода, а атмосферный слой был намного плотнее. Но планета потеряла это из-за серьезного удара или стремительного падения температуры во внутренней части.

Среди причин также называют необходимость расширения источников добычи ресурсов. Марс располагает изобилием льда и минералов. К тому же колония станет промежуточным пунктом между нами и поясом астероидов.

Проблемы при колонизации Марса

Да, нам придется крайне нелегко. Начнем с того, что трансформация требует использования огромного количества ресурсов, как человеческих, так и технологических. Есть также риск, что любое наше вмешательство пойдет не по сценарию. К тому же на это уйдут не годы и не десятилетия. Речь ведь идет не о простом создании защитных укрытий, а изменении атмосферного состава, создании водяного покрова и т.д.

Мы точно не знаем, сколько земных организмов потребуется и смогут ли они адаптировать к новым условиям, чтобы создать свою экологию. Формирование атмосферы с кислородом и озоном возможно за счет фотосинтезирующих организмов. Но на это уйдут миллионы лет!

Но сроки можно сократить, если вывести специальную разновидность бактерий, которая уже приспособлена к экстремальным условиям Красной планеты. Но даже тогда счет идет на века и тысячелетия.

Есть также нехватка в инфраструктуре. Мы говорим об аппаратах, способных добывать необходимые материалы на чужих планетах и спутниках. Это значит, что их полеты должны осуществляться в приемлемых для нас временных рамках. Современные двигатели не соответствуют этим задачам.

У Новых Горизонтов ушло 11 лет для прибытия к Плутону. Ионный двигатель Рассвета доставил аппарат к Веста (в поясе астероидов) за 4 года. Но это совершенно не практично, ведь мы собираемся отправлять их туда-обратно, как конвейер по доставке.

Есть также другой момент. Мы не знаем, есть ли на планете живые организмы, поэтому наша трансформация нарушит их естественную среду. В итоге, мы просто станем виновниками геноцида.

Так что в долгосрочной перспективе освоение Марса – выгодная идея. Но она не подойдет тем, кто мечтает справиться за десятилетие. Тем более, что любая миссия будет рискованная, если не жертвенная. Найдутся ли смельчаки?

Однако опрос показал, что сотни тысяч людей согласны отправиться в поездку в один конец. Да и многие агентства заявляют о своем желании принять участие в колонизации. Как видите, все-таки научный азарт и неизвестность притягивают к себе и заставляют нас углубляться в пространство и открывать новые горизонты.

Когда людей на Земле станет слишком много – очевидно начнется активная колонизация соседних планет. На сегодня, в основном из-за дороговизны процедуры освоения Космоса, вопрос переселения людей в иные атмосферы практически никак не решается. Но как вы понимаете это лишь вопрос времени, денег и постепенного истощения природных ресурсов нашей планеты.

Впервые задуматься о том, отправилась бы лично я в марсианскую экспедицию с невозможностью возвращения на Землю, пришлось примерно год назад. Тогда во всех СМИ пестрила новость о том, что международный проект Mars One набирает группу добровольцев из 4-х человек для основания колонии на поверхности Марса и трансляции происходящего с новой планеты по нашему ТВ. Помню, что даже видела на эту тему сюжет с девушкой из России, которая подала заявку на участие в колонизации Марса и весьма убедительно говорила в интервью какому-то каналу о том, почему готова отважиться на данное мероприятие.

Если честно, на тот момент меня повергло в шок такое положение дел – вам предлагают улететь на неведомый Марс для того, чтобы построить там цивилизацию, испытать все тонкости и тяжбы создателей на своей шкуре и больше никогда ни одним глазком не увидеть планету, на которой родился , никогда не вернуться на Землю. Возможно, я слишком люблю синее небо и воздух, возможно, я чрезвычайно скептически отношусь к самопожертвованию людей, возможно, я не настолько отчетливо понимаю и вижу миссию человека во Вселенной, чтобы положительно отозваться о безвозвратном переселении человека на Марс.

Однако, безусловно, в нашем современном мире и жизни есть веские основания на то, чтобы осваивать, так или иначе, другие планеты. В том числе и Марс – наиболее оптимально расположенное от Земли планетарное пространство, с найденными толщами воды и более-менее ощутимыми признаками или возможностями для создания и поддержания жизни.

В данном материале я хочу рассмотреть все за и против относительно колонизации Космоса, на примере не первый год рассматриваемой как учеными, так и фантастами самой красной планеты в известной нам Галактике.

В результате долгих и скрупулезных исследований вопроса выяснилось, что обустроить жизнь на Марсе это вам не шоколадку скушать . Хотя с одной стороны он и находится относительно недалеко от Земли, а также обладает наиболее подходящими природными характеристиками для освоения поверхности человеком, говорить о том, что поработить Марс будет легко и просто не приходится.

А дело вот в чем. Наряду со всеми имеющимися различиями Марса и Земли, куда входит и разность силы тяжести, и температура поверхности неосвоенной планеты, и низкое атмосферное давление с маленьким магнитным полем, красная планета таит еще и на пути в своем направлении целый букет опасностей . Здесь следует отметить высокий уровень космической радиации , опять-таки сезонные колебания температуры, а также её ощутимую разность за одни сутки. При полете и нахождении на Марсе никак не разрешенным останется вопрос метеоритных дождей , и соответствующих последствий. Также человека подстерегает на пути к красной обители перхлоративная и гипсовая пыль в буквальном смысле уничтожающая и заражающая всё живое.

И если завести ракету на Земле и отправить её в Космос в направлении Марса сегодняшняя наука и инженерия практически способны, то приземлить летательный объект на планете с низким атмосферным давлением будет чрезвычайно сложно . Для этого потребуется соблюсти такие тонкие и подчас непредсказуемые пункты как — остановка двигателей до того как летательный объект войдёт в атмосферу Марса, воспроизвести торможение об атмосферу, а также начать его с помощью двигателей находясь непосредственно в атмосфере, и в довершение ко всему осуществить приземление на определенного типа подушки.

Но как вы понимаете, технические сложности это лишь одна сторона медали. Полететь и приземлиться на Марсе хоть и трудно, и дорого, но уже сегодня выглядит достижимой для человечества задачей. Однако выжить на планете без кислорода и растений типичному индивиду с Земли будет крайне проблематично .

И вот почему – во-первых, до сих пор неизвестно как будет происходить адаптация человеческого организма к особенностям марсианской гравитации.

Во-вторых, из-за невозможности выйти наружу человеку придется всё время проводить в запертом помещении, в ограниченном кругу людей – а это, по мнению врачей, может привести к глубокому стрессу, депрессии и прочим психологическим расстройствам.

Кроме этого, земляне столкнутся с нарушениями сна, работоспособности и корректировкой процесса метаболизма. Исследователи отмечают, что помимо всего прочего люди испытают на себе ортостатическую неустойчивость после приземления на Марс, негативные последствия ждут человека и в связи с воздействием космической радиации.

И, тем не менее, если рассматривать колонизацию Космоса как неизбежную необходимость для человечества, то, пожалуй, лучше Марса нам ничего не найти . Полет до красной планеты по расчетам ученых должен занять не более девяти месяцев, а жизнь на Марсе потребует небольших энергетических расходов, если сравнивать освоение планеты с другими допустимо возможными.

Среди плюсов Марса относительно освоения его человеком выступают и его некоторые сходства с нашей планетой. Например, то, что у Марса также как у Земли есть атмосфера , правда весьма разряженная, за счет чего человек сможет без специального костюма прожить в ней не больше одной минуты, однако она всё-таки защищает кое-как от радиации, и может быть использована для торможения летательных аппаратов. Из обнаруженных достоинств Марса явным плюсом стало подтверждение наличия воды на планете . Правда, в замороженном виде, но сама по себе вода – это уже возможность поддержания жизни, а не этого ли мы хотим?

Более того, пока что теоретически говорится о том, что на красной планете, прямо в грунте возможно выращивание растений . Исследования показали, что марсианский грунт по химическому составу и соотношению ряда иных характеристик довольно-таки близок к земному. Плюсов Марсу добавляет и в целом химический состав его поверхности – обилие минералов, полезных ископаемых, которые позволят еще долго и счастливо существовать землянам , если только мы научимся их добывать на Марсе и доставлять на свою планету.

А сейчас давайте вернемся к тому, с чего начали – почему вообще возникли такие мысли у человечества как колонизация Марса? Неужели люди являются такими ярыми эксплуататорами, что сумели засорить Землю, истощить её и перенаселить, что теперь им придется искать прибежище на холодном и непонятном красном шаре, вдалеке от синего неба, обилия кислорода и привычной силы притяжения?

Вообщем-то, всё так и есть. Ключевыми целями колонизации Марса являются:

  • промышленная добыча полезных ископаемых,
  • решение демографических проблем Земли,
  • создание запасного «убежища» в случае серьезного катаклизма на нашей планете,
  • а также основание научной базы непосредственно на Марсе для изучения планеты, её спутников и дальнейшего освоения космического пространства.

Несмотря на то, что первый полет в космос, а также посещение человеком Луны состоялись уже несколько десятилетий назад, покорение землянами иных планет тормозится до сих пор. И связанно это не только с высокой вероятностью гибели первооткрывателей Марса и исходя из этого очевидным риском человеческих потерь, но и, конечно же, с финансовой картиной.

Так, например, для создания ядерной электродвигательной установки, которую готовит Росатом, только в 2010 году было выделено 430 миллионов рублей . В свою очередь на разработку двигателей, генераторов и турбокомпрессоров, порученную Роскосмосу тогда же было выделено 70 миллионов рублей. Все это спонсирование направлено на создание ядерной электродвигательной установки будущего поколения ракетной техники, для предстоящего в первой половине 21-го века пилотируемого полета на Марс с российской стороны.

А вот в США расчеты 1992 года на предстоящий пилотируемые полет к Марсу требовали не менее 400 миллиардов долларов , что предопределило отказ правительства от подобной авантюры и на несколько лет закрыло «глаза» на освоение красной планеты. Однако уже в 2011 году, действующий президент США Барак Обама высказался о том, что американские астронавты таки планируют лететь на Марс. И в 2013 году миру стало известно о проекте организации Inspiration Mars Foundation , целью которой является пилотируемая экспедиция к Марсу, стартующая в 2018 году.

Что касается финансирования кампании, то его первые два года будет осуществлять известный всему миру бывалый в космосе Деннис Тито. В целом, цена вопроса полета на Марс в рамках Inspiration Mars Foundation варьируется в промежутке от одного до двух миллиардов долларов , что вызывает некое подозрение своей дешевизной. Для сравнения, НАСА тратят на программу Mars Science в два с половиной миллиарда долларов больше.

Как видите, стоимость всего лишь полета на Марс нескольких человек обойдется космическим державам довольно дорого. Но если взять во внимание то, сколько правительство США и других развитых стран тратит из своих бюджетов на создание оружия и грамотно расставить приоритеты, то освоение Космоса окажется не таким уж затратным . Тут лишь важно отчетливое знание – возможно ли устроить жизнь людей на Марсе, и так ли он богат ископаемыми, как нам это кажется с Земли.

Загвоздка тем временем кроется еще и в том, что если отправить на Марс экспедицию, скорее всего, землянам удастся, то вернуть оттуда людей обратно вряд ли получится . Именно поэтому предстоящая колонизация космоса и требует от желающих полететь понимания и осознания о том, что дороги назад не будет .

Сторонники заселения Марса людьми на этот счет настроены весьма позитивно, и подкрепляют это тем, что при всех необходимых первоначальных затратах на транспортировку человека и обеспечение его жизнедеятельности на Марсе, в случае удачной автономии и успешной организации производства на новой планете при условии невозвращения — человечество экономически выиграет . Ведь даже если у колонизаторов уйдет уйма времени на пути поиска добычи полезных ископаемых, Марс можно будет использовать как полигон для реализации научных и технических исследований и экспериментов , которые на Земле в виду опасности загрязнения и без того не чистой биосферы — невозможны.

Возвращаясь к целям колонизации Марса, хочется отметить, что и для добычи полезных ископаемых, коих может оказаться великое множество в залежах красной планеты, и на массовое переселение землян как способа решить вопрос с перенаселением, в рамках сегодняшних возможностей космической техники потребуется не только уйма времени, но и опять-таки невообразимое количество финансовых средств. А это, сами понимаете, способно отвернуть человечество от освоения Марса или иных планет на неопределенное количество лет.

Дело в том, что с одной стороны первые экспедиции на Марс должны продемонстрировать нам, что жить на другой планете без привычной атмосферы и силы притяжения можно . Однако во сколько Земле встанет воссоздание на Марсе пригодной для дыхания атмосферы, гидросферы, биосферы и универсальных костюмов, защищающих человека от мощного излучения? Как дорого обойдется нашей планете транспортировка тех же добытых полезных ископаемых с Марса на Землю?

Выгодно ли всё это будет человечеству? Или может быть, разумнее будет заняться сохранением природы и атмосферы на родной планете? Сегодня ответить на данные вопросы не представляется возможным. Должно быть, более точно мы сможем узнать об этом после первого полета человека на Марс — экспедицией Mars One или Inspiration Mars Foundation или какой-нибудь еще.

Кстати об экспедициях. Что касается Inspiration Mars Foundation , то ими не планируется непосредственное приземление на Марс, но рассматривается пилотируемый облет планеты . Для этого будет выбрано два человека, а именно женатая пара , которая и полетит в космическое путешествие на 501 день . Стоит отметить, что такой короткий по времени путь к Марсу выпадает крайне редко, и именно в 2018 году планеты встанут таким образом, что полёт в пусковое окошко пройдет сравнительно быстрее, чем занял бы при обычной ситуации . Главной целью организации Денниса Тито выступает оживление интереса к науке и изучению космического пространства в обществе.

Конкурентный международный проект Mars One предполагает не просто облет планеты, но основание на ней настоящей колонии. В результате многолетней подготовки, тщательного отбора участников проекта и организации «почвы» для появления первых людей на Марсе, высадка экипажа планируется на 2024 год. Трансляция жизни на Марсе будет осуществляться на Землю круглосуточно благодаря специальным спутникам. Цель проекта – создание колонии на Марсе.

Еще одним глобальным проектом на сегодня является «Столетний космический корабль», в планы которого входит подготовка экспедиции в соседнюю звездную систему, а также отправка людей на Марс с тем, чтобы его колонизировать. Разрабатывает его одна из лабораторий НАСА. Последний проект изначально не предполагает возвращения людей на Землю . То есть, оно станет возможным лишь в том случае, если люди сумеют самостоятельно организовать полет с Марса обратно.

Наряду с тем, что энтузиасты, ученые, правительства и бизнесмены готовы инвестировать свое время и средства в разработку проектов покорения Марса, существует масса оппонентов, утверждающих, что колонизировать неизвестную нам планету совершенно бесполезно и более того – опасно.

Так, противники марсианских походов говорят о том, что:

  • Марс никак не способен решить тех проблем, что стоят перед человечеством,
  • на Марсе нет такого количества и типа ископаемых, которые бы оправдали те вложения, что сегодня делаются в космические разработки,
  • человеческие жертвы, которые ждут нас в случае колонизации, также явно неоправданны,
  • исследовать четвертую планету проще и экономичнее с помощью роботов,
  • непредсказуемость влияния марсианской силы тяжести на человека оставляет огромный зазор для опасений.

Здесь же приводится в качестве аргумента против колонизации психологический фактор – долгий перелет, постоянная жизнь в замкнутом пространстве и так далее. И напоследок остается подвешенным вопрос существования жизни на Марсе . Он до сих пор не выяснен.

В виду всех вышеуказанных противоречий хочется добавить, что противники колонизации также намекают на то, что даже если людям удастся обосноваться на Марсе, тем самым повысится вероятность межпланетных войн , а это уже сами понимаете, чем грозит. Именно поэтому рассматривать Марс как «запасную колыбель» сегодня становится еще более сомнительным мероприятием.

Тем не менее, авантюристов, готовых навсегда распрощаться с Землей в нашем мире находится достаточное количество. И это доказывает, что человек сам по себе является существом, нацеленным на эволюционное развитие, на нескончаемый прогресс.

Задаваясь вопросом – смогла бы я полететь на Марс с вариантом невозвращения, рассмотрев все за и против, я так и осталась при своем первоначальном мнении – нет, не смогла бы. Но если добавить в это предложение вместо невозможности вновь увидеть родную планету – максимально вероятный шанс вернуться, то я бы согласилась. Посмотреть своими глазами, какова жизнь на Марсе я бы хотела, но только с тем, чтобы после космического путешествия вновь увидеть Землю, пройтись по ней ногами и подышать всеохватывающим воздухом. В противном случае подобная авантюра не для меня.

А вы готовы были бы улететь на Марс и больше никогда не вернуться обратно? Нужно ли нам колонизировать Марс?

2 декабря 1971 года отечественные ученые и космическая промышленность сделали почти невозможное. Лишь десятилетие прошло после первого полёта человека в космос, портативные компьютеры не существовали, ракеты-носители значительно уступали современным, и даже просто "попасть в Марс" ракетой с Земли — на минимальном расстоянии в 54,6 млн. км, — было непросто. Тем более доставить на марсианскую орбиту около 5 тонн земной аппаратуры. Положение планет относительно солнца и расстояние между ними постоянно меняются, Земля и Марс движутся по своим орбитам с разной скоростью.

Мягкая посадка — отдельная сложнейшая научно-техническая задача. Не хватало информации о рельефе поверхности и свойствах марсианского грунта. В разряженной атмосфере планеты бушевали сильные ветры, и неясно было, выдержит ли спускаемый аппарат проверку на прочность. Конструкцию аэродинамического конуса, парашютов, двигателя мягкой посадки выбрали для работы в широком диапазоне возможных условий спуска и характеристик марсианской атмосферы.

"Марс-3" стал первым космическим аппаратом землян на поверхности красной планеты. Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после посадки на поверхность, и прекратилась через 14,5 секунд. Специалисты полагают, что причиной потери сигнала стал уход орбитальной станции из зоны видимости антенны спускаемого аппарата. И все же это была победа.

Полёт — 6 месяцев и 60 млн. км

Станцию "Марс-3" запустили с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя "Протон-К" с дополнительной 4-й ступенью — разгонным блоком 28 мая 1971 года. Аналогичную АМС "Марс-2" вывели на орбиту Земли девятью днями ранее. С помощью разгонного блока станции перешли на межпланетную траекторию. Путь к Марсу, около 60 млн. км, земное "железо" преодолело за 6 месяцев.

НАСА обнаружило замороженное подземное "море" на Марсе Инструменты зонда MRO помогли ученым измерить объем запасов водяного льда на Марсе, скрытых под почвой на одной из равнин планеты, чья совокупная масса оказалось сопоставима с количеством воды в Великом озере, крупнейшем пресноводном водоеме Земли.

Сигнал от Земли до Марса идет до 20 минут, поэтому к безотказной работе автоматики предъявлялись особые требования. АМС имела сложную систему управления: гиростабилизированную платформу, бортовую вычислительную машину и приборы космической автономной навигации. При удалении станции на 30 млн. км проводилась одновременная ориентация на Солнце, звезду Канопус и Землю. Система управления массой 167 кг и потребляемой мощностью 800 ватт была разработана и изготовлена НИИ автоматики и приборостроения. Прототипом стала вычислительная система лунного орбитального корабля (БЦВМ С-530).

Конструктивно "Марс-3" и "Марс-2" имели аналогичные орбитальный отсек и спускаемый аппарат с автоматической марсианской станцией (дублировали друг друга). АМС имели на борту по две фототелевизионные камеры с различными фокусными расстояниями для фотографирования поверхности планеты. Кроме того, "Марс-3" располагал аппаратурой для совместного советско-французского эксперимента по изучению Солнца.

Масса АMC при запуске — 4625 кг, орбитальная станция весила на Земле 3625 кг, спускаемый аппарат — 1000 кг, автоматическая марсианская станция (в состоянии после мягкой посадки) — 355 кг.

Орбитальная станция

Орбитальная станция представляла собой приборный отсек, блок баков двигательной установки, корректирующий реактивный двигатель с узлами автоматики, солнечную батарею, антенно-фидерные устройства и радиаторы системы терморегулирования.

Полет к Марсу чреват снижением IQ астронавтов, заявляют ученые Эксперименты на мышах показали, что годовой полет к Марсу может завершиться заметным снижением уровня интеллекта людей из-за постоянной бомбардировки мозга космическими лучами.

Основная научная аппаратура для измерений в межпланетном пространстве и для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника включала: феррозондовый магнитометр; инфракрасный радиометр для получения карты распределения температуры по поверхности Марса; инфракрасный фотометр для изучения рельефа поверхности по измерению количества углекислого газа; оптический прибор для определения содержания паров воды спектральным методом; ультрафиолетовый фотометр для определения плотности верхней атмосферы и содержания атомарного кислорода; водорода и аргона, две фототелевизионные камеры .

© Даниил Толкачёв, Артем Зубко, Михаил Королёв Пейзаж Марса, каким его мог увидеть "Марс-3"


© Даниил Толкачёв, Артем Зубко, Михаил Королёв

Спускаемый аппарат

Сферическую автоматическую марсианскую станцию упрятали в коническом аэродинамическом тормозном экране спускаемого аппарата. Сверху прикрепили приборно-парашютный контейнер (вытяжной и основной парашюты, приборы обеспечения увода, стабилизации, схода с марсианской орбиты, торможения и мягкой посадки). На раме разместили твердотопливный двигатель для перевода спускаемого аппарата с пролетной на попадающую траекторию.


Ученые: Марс потерял целый океан воды за последние 3 млрд лет Учитывая, что Марс потерял так много воды, он, скорее всего, оставался достаточно "мокрым" на протяжении более длительного периода времени, чем мы считали раньше. Это в свою очередь говорит о том, что планета была потенциально обитаемой гораздо дольше, чем считалось", - заявил Майкл Мамма из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США).

После третьей коррекции межпланетной траектории полета АМС спускаемый аппарат "Марс-3" отделился от орбитальной станции. Твёрдотопливный двигатель перевел его на траекторию встречи с Марсом, в расчетную точку входа в атмосферу планеты, со скоростью 120 м/с.

Система управления развернула спускаемый аппарат коническим тормозным экраном вперед по направлению движения, чтобы обеспечить правильно ориентированный вход в атмосферу. Полет от разделения до входа в атмосферу продолжался около 4,5 часов. Спускаемый аппарат вошел в атмосферу под углом близким к расчетному со скоростью около 5,8 км в сек.

В конце участка аэродинамического торможения, на сверхзвуковой скорости полета сработали вытяжной и основной парашюты. Затем был сброшен аэродинамический конус и открылись антенны радиовысотомера системы мягкой посадки. В течение нескольких минут скорость движения снизилась до 60 м/с, а на высоте 20 метров сработал тормозной двигатель мягкой посадки. Другой ракетный двигатель увёл в сторону парашют, чтобы его купол не накрыл автоматическую марсианскую станцию. Расчет был точен.

Посадка состоялась в точке с координатами 45° ю.ш., 158° з.д., на плоском дне крупного кратера Птолемей, между областями Электрида и Фаэтонтия. Специалистам США подобное удалось повторить только через три года, 20 июля 1974 года.

Ранее, из-за программной ошибки бортовой автоматики, спускаемый аппарат АМС "Марс-2" вошел в марсианскую атмосферу под большим углом, не успел затормозить, и разбился в точке с координатами 4° с.ш. и 47° з.д. (27 ноября 1971 года). Однако орбитальная станция АМС "Марс-2" более 8 месяцев выполняла комплексную программу исследования планеты, совершив десятки витков, до исчерпания ресурса систем в августе 1972 года.

Успех станции "Марс-3" инициировал интенсивные исследования этой далёкой . 19 октября 2016 года на марсианскую орбиту прибыла совместная российско-европейская миссия "ЭкзоМарс-TGO", и аппаратура передала на Землю снимки Марса.

В атмосфере Марса кислорода в тысячу раз меньше, чем в земной. Там часто дуют ветры со скоростью до 100 метров в секунду. Слоистая атмосфера на 95% состоит из углекислого газа. Поверхность планеты испещрена кратерами, многокилометровыми пропастями, а ее горы достигают 26-километровой высоты. Грунтовую воду можно встретить только на большой глубине.

Несмотря на суровость Марса, земляне активно разрабатывают программы (и даже законы) . Многие ученые считают освоение Марса делом ближайшего будущего .

Как бы то ни было, наш "Марс-3" навсегда останется "первым исследователем" красной планеты.

Настольная игра «Покорение Марса» (Terraforming Mars) стала настоящей сенсацией выставки SPIEL 2016 и с тех пор не покидает вершин рейтингов. Её без преувеличения можно назвать самой обсуждаемой новинкой года. Крупнейшие издатели настольных игр разных стран уже начали подготовку локализации этой игры. Не осталась в стороне и отечественная компания «Лавка игр» .

Успейте заказать игру «Покорение Марса» полностью на русском языке напрямую у издателя по самой выгодной цене !

Игра, созданная опытным шведским разработчиком настольных игр Якобом Фрюкселиусом и его братьями, пользуется огромной популярностью за рубежом. Её рейтинг на авторитетнейшем сайте BoardGameGeek составляет 8,4 (число проголосовавших: более 3600 человек). За один лишь ноябрь она поднялась сразу на 69 мест в списке 100 лучших игр и теперь занимает 26 место.

Неудивительно, что после всех предзаказов на русскую версию игры у «Лавки игр» осталось в резерве всего 500 коробок . Не упустите свою!

«Покорение Марса» - это игра о превращении Красной планеты в место, похожее на Землю. Игрокам предстоит менять климатические и природные условия Марса, воплощая в жизнь гениальные, странные и захватывающие дух проекты, которые действительно обсуждаются в учёном сообществе в настоящее время. Несмотря на общую цель, игрокам предстоит конкурировать друг с другом, ведь только тот, кто покорит Марс, откроет перед собой все двери Земли!

Подробнее о том, как проходит игровой процесс, вы узнаете из видео-обзора в разделе «Ссылки» ниже.
В этой почти двухкилограммовой коробке вы найдёте всё необходимое для колонизации целой планеты!


Игра «Покорение Марса» пользуется повышенным спросом на Западе, розничная стоимость английской версии начинается от 55 евро (без учёта доставки).

Закажите игру через Boomstarter прямо сейчас - и вы получите её всего за 2850 рублей!
Отметим, что качество компонентов русской версии полностью идентично качеству английской. Русское «Покорение Марса» печатается вместе с новым английским тиражом. Изготовитель - немецкая фабрика Ludo Fact, одно из самых крупных и современных производств настольных игр в мире.
Рассылка заказов игры «Покорение Марса» запланирована на апрель 2017 года.

Доставка в населённые пункты Российской Федерации, а также в Минск, Гомель, Харьков и Шымкент полностью бесплатна . То есть, если вы живёте в городе, в котором у нас есть партнёрская точка выдачи, то вы заберете из неё игру самовывозом. Если в вашем городе нет нашего партнёра по выдаче, то мы пришлём вам игру сами и за свой счёт!

Выдача игры в Республике Беларусь, Украине и Казахстане стоит 300 руб. Если в вашем городе есть наш партнёр, вы сможете забрать игру самовывозом, если нет, - мы пришлём её вам по почте.

В благодарность за вашу поддержку мы приготовили несколько интересных подарков .

Если проект соберёт указанные ниже суммы, то к каждому экземпляру игры, заказанному на Boomstarter или ранее, будут добавлены соответствующие бонусы.

Мы подготовили для вас ряд дополнительных аксессуаров к игре «Покорение Марса». Они не входят в стандартную комплектацию, но при этом без них едва ли обойтись при терраформировании.

Дополнительные аксессуары будут доставлены вам вместе с игрой. В этом случае доплата за доставку не потребуется.

1. Индивидуальные планшеты

Не позволяют кубикам покидать пределы галактики! Состоят из основания и накладки с вырезами под кубики. Товар доступен только в качестве дополнительной опции к игре "Покорение Марса", в том числе купленной по предзаказу.
Материал: дерево и акрил.
Изготовитель: компания GAMEFIT.
Специальная цена: 150 руб. за планшет. В комплекте 5 штук.

2. Органайзер + планшеты

Предназначен для хранения компонентов и разработан с учётом всех их геометрических особенностей. Сокращает время подготовки к партии и экономит место в процессе игры. Незаменим в условиях низкой гравитации Марса. Товар доступен только в качестве дополнительной опции к игре "Покорение Марса", в том числе купленной по предзаказу.
Материал: дерево и акрил
Изготовитель: компания GAMEFIT.
Цена: 1490 руб.


3. Протекторы для карт

Качественные протекторы Mayday, специально подобранные под размер игровых карт. Идеально защищают ваши проекты от марсианских бурь и пыли. Товар доступен только в качестве дополнительной опции к игре "Покорение Марса".
В комплекте 3 пачки по 100 штук.
Специальная цена: 490 руб. за комплект.

Мы благодарим всех, кто принимал участие в проекте!

Отдельное спасибо компании