Критика конструктивная и деструктивная мифы. Конструктивная и деструктивная критика. Как реагировать? Виды деструктивной критики

Марина Никитина

Мир так устроен, что все поступки человека, образ жизни непрерывно оцениваются окружающими и не всегда эта оценка положительная. Отрицательное мнение о чьих-либо поступках называется критикой.

Рано или поздно обязательно любой из нас подвергается осуждению. Причём, чем сильнее позиция критикуемой личности, чем ярче и оригинальней её путь, тем больше негатива он слышит в свой адрес.

Как реагировать на отрицательную оценку окружающих? Стоит ли прислушиваться к мнению людей, которые не разделяют наши взгляды на жизнь?

Польза и вред критики

Как отзовётся критика на поведении человека, зависит от его отношения к ней: в одних случаях она принесёт пользу, а в другой раз нанесёт непоправимый вред. Люди встречаются адекватные и не очень. С кого-то всё как с гуся вода: критиковать бесполезно, другому хватает намёка, чтоб расстроиться. Критика тоже может быть разной, в зависимости от того, как она влияет на человека, какой носит посыл.

Если поведение критикуемого меняется в лучшую сторону, способствует его , не травмирует психику, то автоматически становится полезной, иначе говоря – это конструктивная критика.

Её целью является желание помочь человеку, открыть глаза на собственные недостатки, ошибки, исправить ситуацию, и имеет следующие характерные признаки:

Объективность, справедливость и уместность – замечания выражены конкретно по делу, с целью исправить ситуацию, а личность при этом не затрагивается;
Аргументированность и конкретность – приводятся факты и доказательства, на которых основывается критика;
Доброжелательность – когда осуждается сам поступок, а не тот, кто его совершил. Наряду с отрицательными моментами, указываются положительные стороны, тон – уважительный.

Если упрёки в адрес критикуемой жертвы подавляют человека, унижают его достоинство, выражаются в оскорбительной агрессивной форме, то такую критику называют деструктивной. Она разрушает личность, причиняет душевные страдания своей жертве, негативно отражается на репутации.

Деструктивная критика выражает чисто субъективное и негативное отношение к критикуемой персоне, нет другой цели, кроме как оскорбить личность, и имеет следующие очевидные признаки:

Необъективность – предвзятое отношение, основанное на личной неприязни к критикуемому, неадекватная оценка его поведения;
Голословность – замечания выносятся потому, что критикующий раздражён и всё ему не нравится, нет чётких аргументированных обоснований;
Придирчивость – цепляние к мелочам, которые никак не влияют на ход дела, а порой даже не имеют к нему никакого отношения;
Жестокость – замечания выговариваются в унизительной бестактной форме или сопровождаются грубыми оскорблениями в адрес обвиняемого, его чувства не принимаются в расчёт, критикующий нападает на свою жертву;
Переход на личности – осуждаются не поступки, а сам человек

Как реагировать на объективную критику

Объективная критика приносит пользу, мотивирует, и, если даже принимает деструктивные формы, то из неё всё равно можно извлечь выгоду.

Грамотный, психологически подготовленный человек прислушается к ней, отделив конструктивные замечания от , и заострит внимание на том, что поможет ему развиваться дальше.

Благодаря такому подходу великие знаменитости сделали открытия, принесли миру огромную пользу, добились вершин и всеобщего признания.Поэтому надо помнить: воспринимая любые замечания в штыки, сложно .

Человек, который не умеет признавать собственные ошибки, не способен исправиться в положительную сторону. Помимо разрушающих эмоций, которые подорвут его здоровье, он рискует нажить себе несметное количество врагов, обозлиться и стать ворчливым упрямым неудачником.

Направляя все силы в русло вражды, вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться, личность действует себе во вред, на что и рассчитана деструктивная критика.

Учимся критиковать конструктивно

В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.

Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них , разрушает и калечит психику.

Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.

Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:

критикуйте дела человека, не затрагивая его личности, например: вместо фразы «ты ни на что не годен», говорите: «работа никуда не годится», затем чётко указывайте, что именно вам не понравилось;
отметьте положительные стороны того, на кого обрушено обвинение, вспомните для примера свои недостатки;
ведите спор наедине, публичные обвинения задевает самолюбие человека, даже если они справедливые;
акцентируйте внимание на главных недостатках, не придираясь к мелочам;
подскажите варианты решения задачи, возможно, ваш оппонент просто не знает, как исправить ситуацию;
контролируйте собственные эмоции, сохраняя уважительный тон.

Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.

22 марта 2014

КРИТИКА — проект созидания лучшего будущего, а не порицание настоящего и прошлого, лишающее людей власти над их настоящим и будущим.

Конструктивная критика — это конкретное предложение по улучшению то, что уже есть с чётким описанием недостатков критикуемого предмета и возможных их исправлений При конструктивной критике оценка замечаемых поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.

Деструктивная критика — это разрушающие действия. Суть деструктивной критики заключается в демонстрации критикующим своего превосходства, возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена.

В зависимости от различных обстоятельств, критика проявляется по-разному. Рассмотрим, как проявляется критика на примере неплохого, в общем-то, работника Иванова, который вдруг допустил в своём отчёте ошибку, приведшую к неверному результату. Так, критика начальника в его адрес может быть следующая:

Конструктивная по форме и по содержанию. в вашем отчёте ошибка, придется всё переделать.

Конструктивная по содержанию, но деструктивная по форме. Иванов, вы невнимательный бездельник сделали ошибку в своем отчете. Переделывайте всё!

Конструктивная по форме, но деструктивная по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны часто ошибаетесь. Придется всё переделать.

Деструктивная и по форме, и по содержанию. Иванов, вы бездельник постоянно ляпаете ошибки. Переделывайте всё!

На этом примере видно, что от критики может быть как польза, так и вред, поэтому очень важно учитывать эти факты. Можно критиковать обоснованно, но важно, как это делается, обижают ли при этом чувства другого человека или наоборот, ему дают поддержку и знания, как стать лучше.

Вывод напрашивается сам собой: вовремя выслушать конструктивную критику, принять меры и избавиться от выявленных недостатков поможет в будущем избежать неприятной и непродуктивной деструктивной критики!

Цитаты о критике:

РУГАНЬ В АДРЕС ОППОНЕНТА, спор вокруг его ЛИЧНЫХ качеств - мусор в науке; в нём теряются зёрна ОБЪЕКТИВНОЙ истины.
«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.76

О восприятии деструктивной критики:
Почти во всяком мнении, субъективном по содержанию, предупреждающем личную обиду либо цинично оскорбительном по форме, есть что-то содержательное от объективной истины; возможно, что это - новое ЗНАНИЕ либо ключи к нему. Они не должны быть потеряны только из-за того, что форма их представления не устраивает по СУБЪЕКТИВНЫМ причинам оппонента, с которым ведётся спор.
«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.81

…обратимся к вопросу о критике реально полезной и критике мнимой — всегда разрушительной.
Начнём с широко известного мнения: «“базар” надо фильтровать». Если это делать, то получится критика и самокритика в следующем смысле: критика — проект созидания будущего. Если “базар” не фильтровать, но называть его «критикой», то вседозволенность в ругани, вымыслах, домыслах и сплетнях распространит разлад и не даст объединиться людям ни в одном деле, требующем коллективного труда.

Ан. записка «О задачах на будущее Концептуальной партии “Единение” и безпартийных приверженцев Концепции общественной безопасности»

Страница 1 из 2

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика » внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики :

  • Объективность - критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность - достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров - критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу - критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы - критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение - критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет - решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу .

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика - искусство, некомпетентный критик - художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики :

  • Необъективность - критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность - работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность - критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу - критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность - общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение - критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик - рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.

Не всякое истинное утверждение может быть строго доказано. В указанном смысле это наиболее характерно для утверждений философии, так как по самому характеру этой науки ее высказывания носят весьма общий характер. Поэтому доказательства их в строгом виде просто невозможны.

К наиболее распространенной форме аргументации относится критика тех или иных утверждений.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

По форме выражения критика может быть:

  • а) неявной – это скептическая оценка позиций одной из сторон, принимающей участие в аргументативном процессе, без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места;
  • б) явной – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации противника.

По направленности явная критика может быть:

  • а) деструктивной, направленной на разрушение аргумснта– тивиого процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации;
  • б) конструктивной – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения нро– понепта;
  • в) смешанной , сочетающей конструктивный и деструктивный подходы.

Деструктивная критика и ее виды

В диалоге, споре, деловой беседе мы отстаиваем свои собственные взгляды и одновременно опровергаем позицию собеседников. Без этого не может быть продуктивного делового общения. Поэтому необходимо быть готовым не только обосновывать истинные положения, но и опровергать ложные.

1. Критика тезиса направлена на показ ложности или сомнительности: 1) путем опровержения фактами, 2) сведения к абсурду, 3) через доказательство антитезиса – такая критика называется опровержением.

Опровержение – это логический прием, обосновывающий ложность выдвинутого положения. Он направлен на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Как и доказательство, структура опровержения имеет три элемента: тезис опровержения, аргументы опровержения и демонстрацию.

Тезис опровержения – это суждение, которое требуется опровергнуть.

Аргументы опровержения – это истинные суждения, при помощи которых опровергается тезис.

Демонстрация – это логическая форма построения опровержения.

Рассмотрим способы опровержения тезиса:

  • 1) опровержение фактами (лишние основания) – наиболее распространенный способ опровержения, когда тезис непосредственно подвергается сомнению с помощью фактов, событий, имеющих место в действительности;
  • 2) сведение к абсурду – это установление ложности (противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса;
  • 3) доказательство антитезиса (опровержение от противного) – способ, когда самостоятельно обосновывается новый антитезис, который является суждением, противоречащим опровергаемому тезису. Если в процессе рассмотрения антитезиса установили, что он верен, то по закону исключенного третьего делаем вывод, что тезис ложен.

Доказательство антитезиса (косвенное опровержение) имеет следующую структуру:

  • а) необходимо опровергнуть тезис А;
  • б) формируем антитезис не-A (обратное утверждение);
  • в) прямо доказываем истинность антитезиса не-A ;
  • г) истинность не-A означает ложность A , что и требовалось доказать.

Например, требуется опровергнуть тезис, что ни один невиновный не осужден судом. Выдвигаем антитезис: "Некоторые невиновные являются осужденными". Опыт свидетельствует, что такие факты имели место. Десятки тысяч невиновных граждан России были осуждены в сталинское время и реабилитированы впоследствии. Следовательно, антитезис истинен. В таком случае исходное положение о том, что ни один невиновный не осужден судом, ложно.

2. Критика аргументов направлена на показ несостоятельности доводов, используемых оппонентом для обоснования тезиса. Осуществляется тремя способами: путем прямого или косвенного опровержения аргументов, через закон достаточного основания, через указание на сомнительный источник получения информации.

Прямое или косвенное опровержение аргументов – это показ их несостоятельности при помощи обращения к опыту, к фактам. Например, тезис о том, что Юпитер имеет спутники, можно попробовать доказать путем построения простого категорического силлогизма: "Все планеты имеют спутники. Юпитер – планета, следовательно, Юпитер имеет спутники". Формально дедуктивный вывод сделан правильно. Но фактически большая посылка (все планеты имеют спутники) является ложной, так как Венера не имеет спутников, т.е. для обоснования тезиса (Юпитер имеет спутники) нужно привлечь другие аргументы.

Ложность и сомнительность аргументов часто показывают через закон достаточного основания . Этот способ применяется тогда, когда не хватает аргументов для доказательства тезиса, когда собеседники применяют сомнительные аргументы, имея смутное представление о предмете спора, когда остается место для недоуменных вопросов типа: ну и что?

Убедительное подтверждение такой ситуации мы встречаем у А. П. Чехова в "Письме к ученому соседу": "Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимой оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночью от возжжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается". В данном рассуждении нарушено требование закона достаточного основания, согласно которому всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана. Здесь же применяются аргументы, которые сами нуждаются в доказательстве, а потому они не могут быть признаны достаточным основанием.

Иногда недостаточность аргументов для обоснования того или иного тезиса пытаются преодолеть с помощью не всегда корректных высказываний: "я уверен, что это событие имело место"; "у меня нет уверенности в существовании этого факта"; "я считаю и думаю, что со мной согласятся" и др. Уверенность сама по себе вовсе не означает действительной истинности высказывания, как и неуверенность не говорит о его ошибочности. Истинность аргументов определяется не субъективным чувством уверенности и не заверениями выступающего, а объективными показателями их достоверности: предшествующим опытом, научными данными, непосредственной проверкой соответствующих суждений.

Опровержение аргументов может быть осуществлено через указание на сомнительный источник информации – к ним относятся слухи, сплетни, домыслы и т.п. Они порождаются недостаточной информацией и чаще всего дают искаженное отражение действительного состояния дел. Такие источники информации не могут быть надежной основой получения истинных аргументов. Это особенно недопустимо, непозволительно в науке.

При опровержении аргументов устанавливается их ложность или недостаточность для доказательства тезиса. Нужно отметить, что ложность аргументов не означает ложности тезиса, однако указывает на некорректность операции опровержения.

3. Критика демонстрации показывает ошибки в форме доказательства, отмечает отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами. Так как опровержение всегда проходит в форме дедукции, индукции или аналогии, с помощью которых критикуется тезис, то необходимо внимательно следить, чтобы не нарушались правила умозаключения. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным.

Опровержение демонстрации также не означает ложности тезиса. Однако очевидно, что правильность демонстрации влияет па корректность опровержения в целом. В мышлении значение опровержения чрезвычайно велико, так как с помощью данной логической операции удается сократить количество ложных высказываний и заблуждений.

Критика

Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументаций предполагает также овладение рациональными приемами критики .

Критика - это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации .

По форме выражения критика бывает неявной и явной .

Неявная критика - это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Сомнение в этом случае выражают примерно в такой форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными», «Я отношусь к Вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Просьбу об уточнении и конкретизации такой критики обычно оставляют без ответа.

Явная критика - указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента.

По направленности явная критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная .

Деструктивной будем называть критику, направленную на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

(1) Критика тезиса - весьма эффективная по разрушительной силе операция, цель которой - показать несостоятельность тезиса. Такая критика называется опровержением тезиса . Тезис расценивают как заведомо ложный , если пропонент заранее знал об этом , но тем не менее отстаивал его, создавая видимость аргументации. Ошибочным тезис будет в том случае, если пропонент заблуждался относительно действительного логического статуса своего утверждения.

Рассмотрим прямое опровержение тезиса , которое строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду ». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде. Вначале делают апагогический шаг, т.е. условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия. Рассуждают при этом примерно так: допустим, что пропонент прав и его тезис является истинным, но в этом случае из него вытекают такие-то и такие-то следствия.

Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают несостоятельными. На этой основе заключают о несостоятельности самого тезиса, рассуждая по принципу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания .

Опровержение методом «сведения к абсурду» можно представить на схеме, где вводятся следующие обозначения: Т - тезис пропонента; С - вытекающие из тезиса следствия; F - фактические данные:

В итоге «сведение к абсурду» означает следующее: поскольку выведенное из Т следствие С находится в противоречии с фактом F , тем самым оно признается ложным - |С. На этой основе опровергается также условно допущенный тезис - .



В процессе аргументации прямое опровержение выполняет разрушительную , или деструктивную , функцию. С его помощью демонстрируют несостоятельность тезиса пропонента, не выдвигая никакой идеи взамен. Несмотря на чисто критическую функцию, опровержение «сведением к абсурду» часто оказывается полезным. В науке оно служит средством проверки на надежность различного рода гипотез и теорий. В процессе судебного разбирательства с его помощью можно показать несостоятельность выдвинутого обвинителем тезиса.

(2). Критика аргументов . Поскольку аргументация - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая критика показывает необоснованность его тезиса .

Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т.д. С такого рода критическими замечаниями пропонент не может не считаться. Он должен либо подтвердить свои аргументы, либо отказаться от них.

Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении .

(3) Критика демонстрации - третий способ деструктивной критики. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным . Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.

Для создания видимости логической связи между аргументами и тезисом искушенные полемисты с целью воздействия на слушателей в публичной дискуссии прибегают иногда к языковым уловкам вроде следующих: «Со всей определенностью можно сказать, что в данной ситуации можно сделать лишь один вывод...», «Факты убедительно подтверждают идею о том, что...» и т.п.

Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования .

Указанные способы критики применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.

По своей познавательной функции деструктивная критика служит действенным средством выявления недостатков в рассуждениях пропонентов. В одном случае это ложный или ошибочный тезис, в другом - неубедительно или неверно подобранные аргументы, в третьем - неряшливая либо специально запутанная демонстрация.

Вместе с тем в адрес деструктивной критики, которая не несет в себе явного позитивного начала, можно услышать упреки в односторонности, поскольку оппонент лишь развивает критику и не предлагает ничего взамен.

Такие упреки бывают уместны в адрес оппонентов, ограничивающихся деструктивной критикой в области политики, бизнеса, идеологии или культуры. Односторонне критическая позиция может здесь обернуться критиканством.

Однако существуют и такие аргументативные процессы, где деструктивная позиция оказывается единственно возможным способом критики . Примером этому может служить уголовное судопроизводство, которое строится на состязательной основе с разделением функций обвинения и защиты. В процессе судебных прений защитник может лишь деструктивно критиковать позицию обвинения. Установка же на обнаружение позитивных идей, объясняющих существо дела, не входит в обязанности защитника и не практикуется в судопроизводстве.

Сходной является позиция оппонента при обсуждении диссертации на соискание ученой степени либо при защите дипломного проекта. Оппонент может сколь угодно критически анализировать выдвинутые в диссертации или дипломе положения, однако он не обязан предлагать позитивного решения вопроса.

Регулярное использование деструктивной критики в политике, идеологии и других областях - явный показатель того, что оппонирующая сторона встает на путь деструктивной оппозиции.