Фонетические процессы в слове что. Фонетические процессы и фонетические законы. Фонема и звук речи

Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это языковое явление следует учитывать и при выполнении звукового разбора на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.

Определение понятия

Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.

Редукция гласных

Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.

Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.

Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.

Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.

К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].

Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].

Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").

Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]

Редукция согласных

Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, что такой звук в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).

Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).

Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.

Оглушение

Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.

Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].

Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].

Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.

Озвончение

Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.

К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".

Смягчение

Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.

Существует несколько закономерностей:

  1. Звук [н] становится мягким, если стоит перед [ч] или [щ]: ба[н’]щик, карма[н’]чик, бараба[н’]щик.
  2. Звук [с] смягчается в позиции перед мягкими [т’], [н’], а [з], перед [д’] и [н’]: го[с’]ть, [с’]нег, [з’]десь, во[з’]ня.

Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.

Ассимиляция

Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.

Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.

Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.

Видоизменение звуков в речевой цепи называютфонетическими (звуковыми) процессами.Фонетические процессы вызываются взаимовлиянием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука в слове. Поэтому фонетические процессы бывают комбинаторными и позиционными.

Комбинаторные фонетические процессы. Комбинаторные фонетические процессы охватывают главным образом согласные.Основными комбинаторными процессами являютсяассимиляция, диссимиляция и аккомодация.

Ассимиляция- это уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции; чаще всего уподобляются согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости.Ассимиляция возникает в результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних согласных, наложения друг на друга экскурсии или рекурсии соседнего согласного.

Ассимиляция бывает:

· Полная (оба звука становятся совершенно одинаковыми)/частичная (происходит употребление лишь в одном компоненте артикуляции)

· Прогрессивная (рекурсия предыдущего согласного накладывается на экскурсию последующего)/Регрессивная (происходит наложение экскурсии последующего согласного на рекурсию предыдущего).

Диссимиляция - состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Диссимиляция встречается значительно реже ассимиляции; ср. просторечное произношение иностранных слов “колидор” и “транвай”.

Аккомодация - взаимодействие соседних гласных и согласных. Например, в русском языке после мягких согласных гласные становятся более передними, произносятся более высоко.

Менее распространенными комбинаторными фонетическими процессами являются диэрезы, эпентезы, протезы и метатезы.Диэреза (выкидка) - это выпадение звука в сложном сочетании звуков. Эпентеза (вставка)- это вставка звука в определенных сочетаниях.

Позиционные фонетические процессы. Основными позиционными фонетическими процессами являются редукция безударных гласных, гармония гласных, оглушение звонких согласных в конце слова, добавление или, напротив, выпадение звуков в начале слова(протезы).

Безударные гласные подвергаютсяредукции , т. е. ослаблению и изменению качества звучания. Редукция бывает качественной и количественной.

Гармония гласных (сингармонизм) - в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда - или переднего, или заднего. При заимствовании слов в тюркские языки происходит их сингармонизация; заимствованные из русского слова орден и пальто татары произносят как [урдин] и [палтэ].



Протезы (надставки) – являются разновидностью эпентез, но вставляются в начало слова (восемь из осемь). Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются, когда слово переходит из одного языка в другой, из литературного языка в диалекты, при освоении детьми речи взрослых: ведмедь вместо медведь и т.д.

Вопрос 17. Понятие о фонеме. Фонема и звук речи. Варьирование фонемы.

Фонема – минимальная единица звукового строя, служащая для складывания и различения значимых единиц языка. Фонема не является значимой единицей языка!!!

Функции фонемы:

· Перцептивная

· Строевая

· Смыслоразличительная (сигнификативная)!!!

Фонема и звук речи.

Сильные и слабые позиции фонем:

· Сильная – различает смысл (ударная)

· Слабая – перестает различать смысл (безударная)

В речи (в речевом потоке) фонемы могут видоизменяться, т. е. употребляться в виде разных звуков. Видоизменение фонемы в речи называется ее варьированием , а конкретные звуки, представляющие ту или иную фонему в речевом потоке, - вариантами фонемы. Каждая фонема характеризуется своим, особым набором речевых видоизменений, или вариантов (в широком понимании этого термина). Совокупность всех вариантов одной и той же фонемы называется фонемным рядом, точнее - рядом вариантов фонем, фонемных разновидностей.

В каждом фонемном ряду выделяется один вариант (член фонемного ряда) в качестве основного, доминирующего, который иногда рассматривается как инвариант соответствующей фонемы. Основным считается тот вариант фонемы, который сохраняет все дифференциальные признаки данной фонемы , вследствие чего наиболее отчетливо противопоставляется всем другим фонемам (в их основных вариантах).



Это такой вариант фонемы, в котором фонема выступает в условиях сильной позиции или близких к условиям сильной позиции, в частности при изолированном произнесении соответствующей фонемы.

Чтобы определить являются ли два звука разными фонемами или варьированием одной, нужно поставить их в одинаковую позицию и посмотреть, не поменялся ли смысл. Если поменялся, то это две разные фонемы, а если нет, то это варианты одной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характер слога, положения под ударением или в безударном слоге).

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протезы в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.п.).

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего - это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего - это регрессивная аккомодация. Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, т.к. гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.

В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно и регрессивно. Прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух - выше. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после твердых же аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух - ниже (разного типа [ы]). Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно.

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми). Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции. Взаимодействовать могут как соседние звуки - тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии - это дистактная ассимиляция. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных - это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса; для гласных - это признаки ряда, подъема, лабиализации.

Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых звуков получается два различных или менее подобных звука.

Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

Эпентезы чаще всего имеют диссимилятивную основу, например вставка согласных (чаще всего [в], [г] или [j]) между гласными в случае зияния, т.е. непосредственного звучания двух гласных. Так в просторечии говорят Родивон, какаво; такого же происхождения [в] в окончаниях Р.п. ед.ч. прилагательных [зловъ]. Йотовая эпентеза типична в иноязычных слова на -ia: Italia - Италия.

Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же [в], [г], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь. В качестве протетических гласных в русском языке известно [и], например в южнорусских диалектах ишла вместо шла. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова (ыштаны вместо штаны).

Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются при заимствовании иноязычных слов (русские слова нерв, нервный идут от латинскогоnervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, невропатолог); при переходе из городского литературного языка в диалекты (ведьмедь вместо медведь); при освоении детьми речи взрослых.

аккомодация диссимиляция слог

2. Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования

Слог представляет собой одновременно и сегментную и суперсегментную единицу. Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые. При этом не все звуки могут образовывать слог. Для этой функции не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные - гласные, во вторую - сонорные согласные, и наконец - фрикативные.

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается слоговым звуком) и закрытые (кончается неслоговым звуком), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми; неприкрытыми (начинающиеся слоговым звуком) и прикрытыми (начинающиеся неслоговым звуком).

Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной гласной. Сочетание двух гласных внутри одного слога называется дифтонгом, при этом одна из этих двух гласных будет слоговой, другая неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительной и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, т.к. дифтонги могут встречаться и в безударных слогах. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисходящий дифтонг, если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг. Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга, вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится 1 толчком выдыхаемого воздуха. Но эта теория не объясняет всех случаев. Например, в односложном слове сплав можно наблюдать два выдоха, а в двусложном ау - один.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки неслоговые. Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые - долготой, звонкие взрывные - долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательностью, дрожащие - многоударностью.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают общей силой,интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана теория слога, которая может быть названа динамической. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые.

Щерба, вслед за французским лингвистом Грамманом развивал теорию различного мускульного напряжения слоговых и неслоговых звуков. По этой теории слог образуется нарастанием и спадом мускульного напряжения. В верхней точке этой волны слоговой звук. По силе мускульного напряжения выделяются сильноконечные согласные, у которых напряжение к концу нарастает, и сильноначальные, у которых напряжение ослабляется к концу. Сильноконечные образуют начало слога, а сильноначальные - конец слога.

3. Ударение и просодия. Виды ударения

Просодия - это учение о суперсегментных единицах языка, т.е. об ударении и интонации.

Ударение - это выделение из группы слогов одного слога. Это в различных языках достигается различными средствами:

1) силой или интенсивностью артикуляции - это динамическое ударение;

2) долготой произношения - это количественное, или квантитативное, ударение;

Эти приемы могут действовать самостоятельно. Тогда получается чисто динамическое ударение, как, например, в чешском, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток; чисто тоновое ударении - в китайском, дунганском, корейском, японском языках (часто оно соединяется с усилением ударного слога, как в норвежском и шведском языках, а также в хорватской части сербскохорватского языка и в литовском языке); чисто количественное ударение, которое, однако, встречается редко (примером может служить новогреческий язык). В русском литературном языке ударение количественно-динамическое.

При динамическом и динамическо-комплексном ударении его место в слове может быть фиксированным и нефиксированным. Так, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском - на предпоследнем, в большинстве тюркских языков и во французском - на последнем. Все это примеры одноместного фиксированного ударения. Бывает ударение фиксированное, но разноместное, как в итальянском: оно может падать и на последний, и на предпоследний, и на третий с конца слог. Примером языка с нефиксированным и подвижным ударением может служить русский язык. Подвижность ударения проявляется в том, что разные словоформы одного и того же слова могут различаться местом ударения. В отличие от подвижного неподвижное ударение остается при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге. Каждая отдельная словоформа знаменательного слова имеет определенное место ударения вне зависимости от контекста, в который эта словоформа входит.

Ударение - это признак знаменательного слова в целом. Обычно знаменательное слово в любой из своих словоформ имеет одно ударение, а служебное слово (бульшая часть односложных предлогов, союзов, частиц) чаще не имеет ударения и в потоке речи произносительно сливается с непосредственно соседствующим знаменательным словом, образуя одно фонетическое слово. Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брата), после ударной словоформы - энклитикой (принеси-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика.

Словесное ударение может быть ослаблено, т. е. оно характеризуется меньшим напряжением артикулирующих органов. ^ Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. Слабоударяемыми в потоке речи, как правило, являются неодносложные предлоги, союзы, личные и притяжательные местоименные слова, вводные слова.

Если ударение нефиксированное, то оно может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, ударение различает:

1) разные слова во всех их формах;

2) разные слова в некоторых формах;

3) разные формы одного и того же слова.

Кроме того, существует синтагменное ударение - выделение одного из слов в пределах синтагмы, и фразовое ударение - выделение одной из синтагм в пределах фразы.

4. Фонетика и фонология

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонология - это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

5. Фонема. Дифференциальный признак. Фонологически значимые и незначимые оппозиции. Классификация оппозиций

Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимся к одном фонеме, отождествляют их. Это связано с тем, что многообразие произносимых звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц - фонем. При этом звуки объединяются не по акустической или артикуляционной близости, а по функциональной общности.

Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работал ученый Бодуэн де Куртенэ. Итак,фонема - это кратчайшая лин.выд.яз.ед, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями; фонема служит для формирования, различения и отождествления слов и морфем. У фонем в языке важное назначение - различать разные слова, разные морфемы (сигнификативная функция), а также способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем (перцептивнаяфункция). Некоторые ученые выделяют также и конституирующую функцию, т.к. фонема является строительным материалом для значимых единиц языка.

В речи фонемам соответствуют звуки. Членение слова на звуки говорящие осуществляют в соответствии с фонемным членением. В разных языках одни и те же или похожие последовательности звуковых сегментов могут говорящими члениться на разные звуки в соответствии с разным фонемным членением (май - my).

Несмотря на то, что фонема - это минимальная единица языка, она представляет собой не простейшее, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в единстве фонемы. Каждая фонема обладает рядом дифференциальных и интегральных признаков. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильных позициях, называются дифференциальными. А признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам являются интегральными. Реальное содержание фонем данного языка - это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Это связано с тем, что один и тот же признак в составе фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику. По числу дифференциальных признаков, характеризующих фонему, определяется ее валентность.

Фонемы могут быть по-разному противопоставлены друг другу. В зависимости от этого Трубецкой выделил различные типы оппозиций, т.е. противопоставлений фонем.

1. По числу фонем, обладающих общими дифференциальными признаками (ДП) и противопоставленными по одному ДП, различаются одномерные и многомерные оппозиции. Одномерные оппозиции присущи только двум фонемам данной системы. Так, только фонемы /и/ и /у/ обладают ДП верхний подъем, противопоставляясь по лабиализованности / нелабиализованности. В многомерных оппозициях общие ДП присущи большему числу фонем. Так, общие ДП взрывная, глухая, твердая у фонем /п/, /т/, /к/, противопоставленных по месту образования.

2. По возможности повторения отношения между членами одной оппозиции в других оппозициях различаются пропорциональные и изолированные оппозиции. Отношение между членами пропорциональной оппозиции наблюдается и у членов какой-либо другой оппозиции или ряда оппозиций. Так, оппозиция /п/ - /б/ пропорциональна, т.к. противопоставление этих фонем по глухости/звонкости присуще и многим другим фонемам. Оппозиция же /р/ - /ж/ изолированная, т.к. отношение между этими фонемами не повторяется ни у одной другой пары фонем.

3. По равноправности фонем - членов оппозиции при их функционировании в языке различаются приватные и эквиполентные оппозиции. Уприватных оппозиций ее члены неравноправны: один ее член - маркированный, другой - немаркированный. Маркированный член оппозиции характеризуется наличием, а немаркированный отсутствием признака, по которому противопоставлены фонемы, составляющие данную оппозицию. Так, /у/ - /и/, /о/ - /э/ противопоставлены как лабиализованные фонемы нелабиализованным. У эквиполентных оппозиций оба члена равноправны. Таковы, например, оппозиции /т/ - /п/, /т/ - /с/.

Все приватные одномерные пропорциональные оппозиции, характеризующиеся одними и теми же признаками, по которым противопоставлены фонемы, составляют корреляцию. Таковы, например, корреляция звонкости, корреляция палатализации и т.д.

6. Нейтрализация. Сильные и слабые позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Среди гласных в русском языке возможна нейтрализация трех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ во втором предударном слоге после твердого согласного совпадают в звуке [ъ]) или четырех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ - /и/ совпадают в безударных слогах, кроме конечного открытого, после мягкого согласного в звуке [иэ]). Среди согласных возможна нейтрализация и большего числа фонем.

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают. Поэтому нейтрализация - это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

Произносительные условия употребления, реализации фонем в речи называются позициями. Позиции бывают сильные - это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, и слабые - позиции, в которых возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции: перцептивная - способствовать отождествлению одних и тех же значимых единиц языка, исигнификативная - способствовать различению разных единиц. В связи с этим выделяют два типа позиций: перцептивные (сильные и слабые) и сигнификативные (сильные и слабые). В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы. Вариации всегда принадлежат одной фонеме, которая как общее проявляется в отдельном. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка, а слабая позиция та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка. Тем самым противопоставление нейтрализуется. Итак, сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте (аллофоне) в слабой позиции. Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютносильной. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем - доминантой.

Перцептивно

Сильные- осн. облик фонемы (н-р, <ч`> чай, печник)

Слабые- ф. предст др звуками, но кот. М.б. отнесены только к этой фонеме (н-р, <ч`>перед зв. согл. (дж) (печь бы). ВАРИАЦИЯ

Сигнификативно

Сильные- ф. реал-ся осн. Звуком (н-р, о и а под удар-ем)

Слабые- поз-и неразл-я, нейтр-ции (н-р, о и а в 1-м предуд слоге(бачок и бочок).

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции в данной морфеме, надо изменить слово или подобрать другое слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в ней заменилась сильной. В некоторых морфемах такая проверка вообще невозможна, иногда она лишь позволяет ограничить круг фонем, нейтрализующихся в сигнификативно слабой позиции, но не выявляет единственно возможную из этих фонем. В подобных случаях речь идет о гиперфонеме. Гиперфонема - это функциональная единица, представленная в конкретной морфеме рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Обычно гиперфонема бывает представлена несколькими фонемами, иногда в их число входит и нуль фонемы.

7. Фонологическая система русского и изучаемого языка

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаях в русском языке выделяют 5 гласных фонем: а, о, и, э, у. Представители ЛФШ выделяют также фонему /ы/, аргументируя это наличием терминов «ыканье, ыкать», географических названий «Ыйсон» и др. Однако данные примеры относятся к подсистеме редких слов (терминов, топонимов и т.д.) Поэтому принято считать, что в фонетической подсистеме общеупотребительных слов пять гласных фонем.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаев выделение

фонем не представляет трудностей. Нет сомнения, что в русском языке есть фонемы <и>, <а>, <о>, <у>, <э>, они встречаются в сильной позиции в огромном количестве слов. Но звук [ы] в абсолютно сильной позиции, т.е. под ударением в начале слова, бывает только в названии буквы ы и в производных от него узкоспециальных терминах ыкать, ыканье. В географических атласах можно встретить такие названия, как Ыйсон, Ыныкчанский, Ытык-Кюёль. На этом основании представители ПФШ выделяют фонему <ы>. многие другие лингвисты, в том числе представители МФШ, выделяют в РЛЯ только фонемы <и>, <а>, <о>, <у>, <э>. топонимы с начальным ы не являются словами РЯ и по ним нельзя судить о русской фонетической системе. На вопрос же о том, есть ли в РЯ фонема <ы>, противопоставленная другим гласным фонемам, как в терминах ыкать, ыканье, следует ответить: есть, но только в подсистеме необщеупотребительных (редких) слов. Выделение большинства согласных фонем также не представляет трудности: <б>, <б">,<п>,<п">,<в>,<в"> ,<ф>,<ф">,<м>,<м">, <н>,<н">, <р>,<р">,<л>,<л">,<д>,<д">, <т>,<т">,<с>,<с">,<з>,<з">,<ц>,<ш>,<ж>,<ч">,<к>,<г>,<х> - 32 фонемы. Столько разных звуков выступает в сильной позиции, например, перед ударным [а]. Однако существуют спорные вопросы относительно некоторых фонем. 1. Звуки [к"], [г"], [х"] выступают перед гласными [и], [э], а в остальных позициях - [к], [г], [х]. Чередование можно рассматривать как фонетическое позиционное и считать, что [к], [к"] воплощают одну фонему - <к>; [г], [г"] - <г>, а [х], [х"] - <х>. С другой точки зрения [к"], [г"], [х"] воплощают фонемы <к">,<г">,<х">, противопоставленные <к>,<г>,<х>. Основания таковы. Звук [к"] перед [о], [а] выступает в формах слова ткать: ткешь, ткет, ткя. Правда, это только одно старое исконно русское слово, но оно относится к числу общеупотребительных.

Кроме того, [к"] перед [о], [у] встречается в вошедших в русский язык заимствованных словах, в том числе и широко распространенных: ликер, паникер, кювет, маникюр, кюре. А так как законы звуковой сочетаемости распространяются на все звуки одного класса, то из того, что [к] - [к"] противопоставлены в одной позиции, следует, что такая возможность существует в РЯ и для других заднеязычных. Получается, что [к"], [г"], [х"] воплощают особые фонемы - <к">,<г">,<х">.

В английском или тайском различительным является признак наличия придыхания у согласных: первые звуки англ. pin и bin различаются именно наличием либо отсутствием придыхания. Напротив, в русском или итальянском языке придыхание не является различительным признаком: если произнести русское слово пил с придыханием после первого согласного, его значение не изменится.

Напротив, в русском или ирландском языках противопоставлены твёрдые (непалатализованные) и мягкие (палатализованные) согласные, ср. русское вол -- вёл. Напротив, в английском веляризованное и невеляризованное [l] являются аллофонами: pill произносится с веляризованным [l], а lip -- с обычным [l] (распределение зависит от позиции звука в слоге).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Действие фонетических законов в синхронии. Условия, в которых происходит оглушение конечного звонкого. Фонетические процессы, происходящие в слове.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2010

    Происхождение языка, его генеалогическая и типологическая классификация. Предмет и задачи фонетики, теории слога. Системные отношения в лексике, типы синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, онимов. Понятие о фразеологии, лексикографии, орфоэпии.

    шпаргалка , добавлен 24.06.2009

    Изучение звукового строя немецких говоров Кировской области. Описание случаев взаимодействия фонем в речевой цепи, анализ контекстов их взаимовлияния. Основные фонетические процессы в немецких говорах, отпадение начального звука или группы звуков.

    статья , добавлен 20.08.2013

    Синтаксические, фонетические особенности духовной речи. Разновидности стилей русского языка. Традиции старославянского произношения в современной орфоэпии духовной речи. Виды, жанры современной духовной речи. Красота слога как совершенное выражение мысли.

    реферат , добавлен 26.11.2009

    Общая характеристика спонтанной речи. Значение интонации, громкости и темпа. Звуковые фонетические процессы. Сопоставительный анализ фонетических особенностей спонтанной речи с фонетической нормой английского языка на базе аудиовизуального материала.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к чис-лу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие.

    реферат , добавлен 27.12.2008

    Действие закона слогового сингармонизма в праславянский период: сочетание согласных и гласных однородной артикуляции; органическое смягчение твердых согласных. Закон открытого слога восточнославянского периода. Фонетические признаки заимствований.

    презентация , добавлен 21.03.2014

    Предмет и виды фонетики. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие и типы слога, основной закон слогоделения в русском языке. Особенности русского ударения. Фонетическое членение речевого потока, расстановка фразовых и тактовых ударений.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2010

    Фонетические и лексические особенности канадского варианта английского языка. Основные грамматические и фонетические особенности австралийского варианта английского языка. Основные фонетические особенности новозеландского варианта английского языка.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2008

    Понятие и виды номинации, предмет, объект, процесс, направления и специфика. Метафора и метонимия как виды лексико-семантической номинации, их сущность и признаки. Метонимические модели в английском и русском языках. Синекдоха как разновидность метонимии.

Фонетические процессы и фонетические законы

На известном памятнике Петру Первому в Петербурге есть надпись: «Петру Перьвому Екатерина Вторая». Перьвому - это не ошибка: так говорили в XVIII в. Мягкий [р"] произносили и в таких словах, как се[р"]п, ве[р"]ба, уще[р"]б, ве[р"]х, четве[р"]г, зе[р"]кало, це[р"]ковь. Мягкость [р"] была обязательной в положении после <э> перед губным или заднеязычным согласным.

На протяжении XIX и в начале XX в. такое произношение в литературном языке постепенно утрачивалось, мягкий [р"] в этих словах заменялся твердым [р]. Процесс изменения [р"] в [р] в позиции после <э> перед губными и заднеязычными согласными, проходивший в литературном языке на протяжении XIX в., закончился в начале XX в.

В современном русском литературном языке идет процесс изменения [ж"] в [ж]. Одни говорящие произносят во [ж"]и, дро[ж"]и, е[ж"]у, ви[ж’]ать, бры[ж"]ет, по[ж"]е и др. Другие говорящие произносят [ж"] только в части этих слов, а в других словах произносят [ж]. Многие представители молодого поколения произносят [ж] во всех этих словах. В связи со сменой поколений наступит эпоха, когда произношение [ж"] в литературном языке окончательно утратится.

Фонетические процессы - это изменения звуков, происходящие во времени. Они могут быть двух типов. Одни фонетические процессы не связаны с воздействием соседних звуков. Таковы описанные изменения [р"] > [р] и [ж’] > [ж]. Таковы же, например, процессы, связанные с редукцией, ослаблением звуков. Редукция может затронуть гласные. На смену оканью - произношению н[а]п[а]д[а]ли, г[о]р[о]д и и т. п. пришло в южном наречии, части среднерусских говоров и в литературном языке аканье - произношение н [ъ]п [а ъ ]д [а]ли, г[о]р[ъ]д и т. п.

Фонетические процессы другого типа представляют собой изменения звуков, вызванные воздействием соседних звуков. Такие процессы называются комбинаторными. Комбинаторные фонетические процессы бывают следующих разновидностей.

1. Аккомодация - приспособление согласного к гласному или гласного к согласному.

Результатом аккомодации было огубление согласных перед огубленными гласными, в результате чего произносится [т°]ут, [р°]уки, [с°]он, [д°]ом.

В древнерусском языке, как и в других славянских языках, заднеязычные согласные могли быть только твердыми. Если они попадали в позиции, где должны были смягчиться, то они заменялись другими звуками. Эти изменения называются палатализациями заднеязычных согласных.

1-я палатализация представляла собой изменение заднеязычных согласных в щипящие перед гласными переднего ряда: [к] > [ч"], [г] > [ж"], [х] > [ш"] (позднее [ш"] и [ж"] отвердели). Этим процессом объясняется чередование [к //ч"], [г//ж], [х//ш] в современном русском языке: лук - излучина, пеку - печешь; могу - можешь, полагать - положить; глухой - глушить, соха - сошенька и т. п.

2-я и 3-я палатализации заднеязычных представляли собой изменение заднеязычных в свистящие: [к] > [ц’], [г] > [з"], [х] > [с"]: друг - друзья, лик - лицо, черника - черница, ученик - ученица, воскликнуть - восклицать и др.

Аккомодация может быть регрессивной и прогрессивной. Регрессивная аккомодация - это изменение звука под влиянием следующего звука. Таковы были, например, 1-я и 2-я палатализации заднеязычных согласных. Прогрессивная аккомодация - это изменение звука под влиянием предшествующего звука. Такой была 3-я палатализация заднеязычных согласных. Примером регрессивной аккомодации гласных является их приспособление к следующим мягким согласным. Примером прогрессивной аккомодации гласных может служить замена [и] на [ы] после твердого согласного. Так, в древнерусском языке говорили отъ игры, онъ идетъ, братъ Иванъ. Звук [и] выступал после звука [ъ], который в этих словах позднее перестал произноситься. Звук [и], оказавшись после твердого согласного, заменился на [ы]. Мы теперь говорим от [ы]гры, он [ы]дёт, брат [ы]ван.

2. Ассимиляция - уподобление гласных гласным или согласных согласным. Ассимиляция может быть регрессивной и прогрессивной , контактной (воздействует рядом стоящий звук) и дистантной (воздействующий звук отделен другими звуками), полной (звук полностью уподобляется другому звуку) ичастичной (уподобление происходит не по всем признакам). Так, слово макулатура мы произносим м[у]к[у]латура; последующий [у] вызвал изменение [ъ] в [у]. Это регрессивная дистантная полная ассимиляция. В древнерусском языке в слове лодъка произносился [ъ], который затем выпал. В результате глухой [к] вызвал оглушение предшествовавшего [д] : лдо[тк]а. Это регрессивная контактная частичная ассимиляция. В слове веснушчатый произошла прогрессивная полная ассимиляция: [ш"ч"] > [ш"ш"]. Во многих южнорусских и некоторых севернорусских говорах произошло уподобление заднеязычных согласных предшествующим мягким: на месте Ва[н"к]а, го[р"к]о и т. п. стали говорить Ва[н"к"]я, го[р"к"]ё. Это прогрессивная частичная ассимиляция по мягкости.

3. Диссимиляция - это расподобление звуков: звуки одинаковые начинают различаться, звуки, не одинаковые, но совпадающие по каким-либо признакам, начинают различаться и по этим признакам. Диссимиляция бывает регрессивной и прогрессивной , контактной и дистантной . Во многих русских говорах перед взрывными согласными [п, т, к] взрывной [к] заменился щелевым [х]; там говорят [х] кому, [х]то, до[х]тор, [х] парню. В древнерусском слове февраль (из лат. februarius) произошло расподобление [р] и [р"]: второй звук заменился [л"] - февраль. Такого же происхождения просторечные пролубь (из прорубь), колидор (из коридор), секлетарь (из секретарь). Диссимиляция происходила в сочетании смычных согласных [ч"н], заменявшемся [шн] в таких словах, как конечно, скучно, скворечник и др. В праславянском языке нроисходила диссимиляция [тт] > [ст]. Этим объясняется чередование [т // с] и [д // с] в глаголах мету - мести (< метти), плету - плести (< плетти), бреду - брести (<бретти < бредти), а также в словах чтить - честь (< четть), сладкий - сласть (<сладть), владеть - власть (<владть), образованных при помощи древнего суффикса -т-. Диссимиляцией вызвано просторечное произношение а[св]альт (асфальт), бо[нб]а (бомба), тра[нв]ай (трамвай).

4. Диереза - это выкидка звуков. Так, перестали произноситься звуки [т] и [д] в целом ряде сочетаний: [стн], [здн], [стс], [стц], [здц], [нтц], [ндц] и др.: ср. грустный, поздно, альпинистский, шотландцы, сердце и т. п.; выпал [j] после гласного перед [и]: строительство (ср. стройка), твои (ср. твой).



5. Эпентеза - это вставка звуков в середину слова. Вставляться могут 1) гласные между согласными: огонь из древнерусского огнь, бобёр из бобр; 2) согласные между гласными: [j] вставлялся между гласными в таких словах, как Италия, Персия, Индия (из Italia, Persia, India), в просторечных скорпиён, шпиён, фиялка; [в] вставляется в просторечии в таких словах, как Родивон, Ларивон, радиво, каково; 3) согласные между согласными: [т] и [д] в диалектных и просторечных страм, ндрав. Этого же происхождения [т] в слове встреча; ср. сретение, улица Сретенка в Москве.

6. Протеза - это приставка звука в начале слова. Таков протетический [в] в слове восемь (раньше говорили осемь, ср. осьминог), в диалектных вострый, вутка; [j] в диалектном местоимении ён, ёна, ёни; [а] в диалектном произношении аржаной, альняной; [г] в слове гусеница (древний корень здесь -ус-).

7. Метатеза - это перестановка звуков. Результатом метатезы являются, например, слова футляр из нем. Futteral, тарелка из талерка (от нем. Teller "тарелка"), Фрол из лат. florus "цветок". В этих словах произошла перестановка р и л . Слово ладонь произошло из долонь, ср. длань, мрамор из лат. raarmor, диалектное ведмедь из медведь.

Фонетические процессы - не универсальные, не физиологические закономерности, они своеобразны в различных языках, каждый проходит лишь в определенную эпоху. Так, в русском языке в XII-XIV вв. прошел процесс оглушения звонких шумных согласных перед глухими и на конце слова. В результате этого мы говорим ду[б]ы, са[д]ы, но ду[п], са[т], ры[б]ы, но ры[п]ка. В украинском, английском, французском языках такого процесса не было. Украинцы говорят ду[б], са[д], ры[б]ка. В словах бульдог, джаз, плед, заимствованных нами из английского языка, в словах гараж, парад, сюрприз, заимствованных из французского, мы произносим на конце глухие согласные: бульдо[к], джа[с], пле[т]; гара[ш], пара [т], сюрпри[с]. Но англичане в словах bulldog, jazz, plaid, французы в garage, parade, surprise произносят конечные согласные звонко.

Фонетические (Звуковые) процессы:

Позиционные. Звук оказывается в слабой позиции в слове. Например, оглушение согласного в конце слова. Редукция гласных - если гласный оказывается в слабой позиции, то он может быть редуцирован (качественно и количественно)

Комбинаторные - соседние звуки могут влиять друг на друга, создавая комбинацию. К ним относится: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, сингармонизм, диереза, эпентеза, метатеза, гаплология.

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут: влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения. Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах:

Аккомодация - чаще всего встречающийся в речи фонетический процесс, наименее ощутимый говорящими. В речевой цепи при аккомодации мы, не закончив артикуляцию первого звука, мы переходим к артикуляции второго звука. Отступ первого звука накладывается на приступ второго звука. При аккомодации взаимодействуют два соседних звука разных типов - гласные и согласные. Например, после мягкого согласного в русском языке, гласные становятся более язычными.

Ассимиляция (уподобление) - при ассимиляции взаимодействуют звуки одного типа. Гласные с гласными, согласные с согласными. Для русского языка самый характерный фонетический процесс - это ассимиляция по глухости звонкости.

Ассимиляция бывает нескольких видов:

  • · Полная - при ней, один звук уподобляется другому по всем параметрам.
  • · Частичная - при неполной ассимиляции один звук уподобляется только по одной характеристике. Например, окончания множественного числа в английском языке придерживаются этих правил (s)

Направление уподобления - прогрессивная и регрессивная. При регрессивной ассимиляции следующий звук уподобляет себе предыдущий. При прогрессивной - предыдущий уподобляет следующий.

Контактная и дистантная

Контактная - два звука - ближайшие соседи. Дистантная (несмежная) - взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга. Дистантная ассимиляция также называется сингармонизм. Суть сингармонизма в том, что задние суффиксы уподобляются передним по ряду.

Узаконенная и не узаконенная (в орфографии). Например, «свадьба», раньше писалось с буквой «т», потом это стало звучать как «д», и вскоре орфография поменялась

В русском языке возможна только регрессивная ассимиляция

Диссимиляция (расподобление) - это процесс противоположной ассимиляции, при котором из звуковой оболочки слова устраняется повторение близкого по артикуляции звука. Она также может быть узаконена. Слова «верблюд», «февраль» произошли в результате диссимиляции.

Диереза - это выпадение звука из звуковой оболочки слова. Например, «лестница», «солнце» пишется по одному, а произносится по другому

Эпентеза - вставка звука в звуковую оболочку

Метатеза (перестановка) - звуки в звуковой оболочке меняются местами. Например, латинское слово “marmor” перешло в русское «мрамор»

Гаплология - выпадение одного из двух одинаковых слогов в слове. Например, «минералология» стала «минералогией»

Позиционные изменения вызывает влияние общих условий произношения (оглушение звонких согласных в конце слов, редукция безударных гласных и др.) В позиционных изменениях тесная связь с вопросом об ударении, т.е. выделением из группы слогов одного слога. Ударение может быть причиной редукции, т.е. ослабления или изменения звучания безударных слогов во(А)да)