Дедушкин рассказ о космосе. Как и что рассказать детям о космосе

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,

Юлия Мазнина

Космическая тема начинает интересовать многих детей уже в возрасте 3-х лет. Рано? Думаю, что нет. Люди, еще древние, впервые задумались о том, что находится за пределами того, что мы можем достать рукой, и куда мы можем добраться своими ногами, когда распрямились и подняли взгляд вверх — к Солнцу, Луне и звездам. Шутка, но ведь даже волк воет на Луну. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка также как и знание того, откуда берется товар на полках магазина, чтобы потом не увидеть недоумение в глазах ребенка, который вдруг узнал, что чеснок в земле растет, а не на дереве, ведь в магазине он продается таким чистым. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было малышу интересно малышу сейчас, и чтобы ему эта тема была интересна в будущем? Поделимся с вами идеями, которые легли в основу проекта Клуба Увлеченных Мам . Оно, и правда, получилось большим и насыщенным, но обо всем по порядку.

Как рассказывать о космосе?

  1. всевозможные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  2. красочные картинки с небольшими мамиными пояснениями;
  3. наглядные эксперименты.

С картинками все понятно — их в сети Интернет пруд пруди. И видео есть, и даже онлайн-трансляции с Международной космической станции и не только с нее. Но картинки на экране монитора и просмотренное видео, это не прожитая, не пропущенная ребенком информация. Скорее всего, по истечении какого-то времени она просто улетучится из головы. А сделанная поделка останется, и останутся эмоции и воспоминания о том, как они с мамой играли.

В космос можно играть? Очень даже можно!

И можно ставить космические эксперименты, не выходя из своей квартиры? Можно! Все то большое космическое пространство, которое нас окружает, с его сложными и до конца еще не выясненными законами мы стараемся нет не объяснить, а показать малышам через наблюдение, ощущение, движение. Поэтому проект и получился «научно-познавательным».

А теоретические пояснения, которые даны в сценариях, даны не для детей, а для взрослых, чтобы они

  1. более осознанно играли;
  2. могли ответить на вопросы малыша, которые, поверьте, обязательно будут.

Если вы отлично ориентируетесь в теме космоса, теорию можно пропускать и просто играть, ориентируясь на прилагаемый к каждому сценарию «Маршрут путешествия».

А закрепить полученные за время игры знания и немного посмеяться, можно, отвечая на вопросы космической викторины, которые также прилагаются к каждому сценарию.

Конечно, вы можете облечь проект или какие-то его части в сказку. Если вы не успели и не захотели что-то проиграть, но рассказать малышу об этом все-таки хочется, можно придумать небольшую сказку или историю из жизни одного мальчика. которого зовут так же, как и вашего малыша. Мы так делаем с младшим сыном: ему недавно исполнилось 4 года, интерес к космосу у него периодически возникает, но надолго не задерживается. Поэтому обычно я ему сначала рассказываю сказку о космических приключениях мальчика Пети (есть у нас кукла с таким именем), а потом мы играем в приключения это самого мальчика Пети.

Оживить можно не только Всезнайку, с которым малыш путешествует по космосу, но и те объекты и предметы, которые он там встречает. Солнце и планеты Солнечной системы, астероиды и кометы, созвездия и галактики могут рассказывать сами о себе, а луноход, марсоход, космический зонд могут передавать сообщения в реальном времени.


Большое путешествие в космос: День 10. Ледяные гиганты: Уран, Нептун. Карликовые планеты. Пояс Койпера

Поэтому, приложив немного фантазии, и вы обязательно найдете способ, как рассказать малышу о космосе так, чтобы ему было захватывающе интересно.

С чего начать и о чем рассказывать

Знакомство со Вселенной

Четырехлетний малыш уже наверняка не раз слышал слова космос и Вселенная. Поэтому мы предлагаем начать с объяснения, что такое Вселенная, и составления космического адреса нашей планеты в этой самой Вселенной.


Земля как планета Солнечной системы

После того, как познакомились со Вселенной в целом, стоит обратить внимание на ту планету, где мы с вами живем.

Начать можно с рассказа о том, что раньше люди представляли Землю, совсем не так, как мы сейчас.

Потом можно внимательнее посмотреть на нашу планету из космоса:

  • выяснить, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца,
  • и узнать, что из этого следует;
  • выяснить, что особенного у полярных областей;
  • и наконец, разобраться, а действительно ли Земля круглая.

А потом заглянуть и внутрь Земли, чтобы не осталось тайн и загадок. Или почти не осталось…

Как люди покоряли космос

После того, как малыш так много узнал о той планете, на которой живет он сам, живут его мама, папа, друзья и вообще все люди, закономерно рассказать малышу о том, как люди покоряли космос:

  • рассказать о том, кто придумал ракету, которая может улететь в космос,
  • кто построил первую такую ракету,
  • и почему она может летать там, где не могут летать самолеты, вертолеты, воздушные шары и дирижабли;
  • рассказать, почему ракету называют ракетоносителем, и что она «носит»;

  • рассказать о том, что такое спутник,
  • и по какой траектории он движется;
  • рассказать, кто побывал в космосе до человека,
  • о том, как прошел первый полет человека в околоземном пространстве,
  • и когда состоялся первый выход в открытый космос,
  • рассказать о том, зачем построили МКС,
  • и чем на ней космонавты сейчас занимаются.

Вы можете просто рассказать малышу об этом или проиграть с ним каждую веху в освоении космоса, так как сделали это участники первого онлайн-потока :

Играем в космонавтов

Конечно же, малышу захочется почувствовать себя настоящим космонавтом. Постройте космодром и соберите ракету.

Организуйте тренировки будущих космонавтов, а затем примите в космонавты самых лучших с произнесением клятвы и прослушиванием гимна космонавтов, придумайте позывной и не забудьте соблюсти все традиции перед полетом.

А еще малыш-космонавт может провести целый день на международной космической станции.

Полет на Луну

Когда малыш станет уже опытным космонавтом, можно расширять горизонты и отправляться дальше — покорять Луну. Сначала запустить луноход, а потом и самим на нее слетать, чтобы оставить там следы, которые будут там и через миллионы лет, полюбоваться на кратеры, собрать пробы лунного грунта, покататься на лунном автомобиле и найти флаги прошлых экспедиций.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Знакомимся с Солнцем поближе

Луну освоили? Самое время познакомиться поближе с Солнцем — единственной звездой нашей планетной системы:

  • разобраться, почему оно светит,
  • почему на нем возникают солнечные пятна, вспышки и протуберанцы;
  • узнать, что такое солнечный ветер,
  • и какое отношение солнце имеет к полярным сияниям;
  • выяснить, потухнет ли оно когда-нибудь.

Путешествия по планетам Солнечной системы

И, конечно же, нужно побывать на планетах Солнечной системы, чтобы поискать там жизнь и убедиться, что таких благоприятных условий для жизни, как на Земле нет больше ни на одной планете Солнечной системы: где-то невыносимая жара, а где-то леденящий холод, одна планета вращается слишком быстро, другая — слишком медленно, поверхность одной — высушенная солнцем и ветрами пустыня, поверхность другой — кипящая жидкость, закрытая толстым слоем не пригодной для дыхания атмосферы. Все планеты нашей Солнечной системы разные, и все — очень интересные.


Исследуем Марс
Изучаем Венеру
Исследуем газовые гиганты: Юпитер и Сатурн
Изучаем ледяные гиганты: Уран и Нептун

Астероиды, кометы и улетающие к границам Солнечной системы космические зонды

Путешествуя к Юпитеру, вы обязательно придется преодолеть пояс астероидов. Ученые до сих пор точно не знают, как он образовался: осколки ли это каменной планеты Фаэтон, которая когда-то вращалась вокруг Солнца между Марсом и Юпитером, или остатки того вещества, из которого когда-то сформировался Юпитер и другие планеты Солнечной системы.

А еще вам может повезти, и вы встретите комету, движущуюся к Солнцу и все более распушающую свой хвост. А если последуете за ней, двигаясь от Солнца, то можете попасть туда, где она родилась, — в облако Оорта (сферу из твердых и ледяных тел разного размера, окружающую нашу Солнечную систему).

А вы знали, что в ядрах комет не раз находили органические молекулы? Поэтому астрономы порой говорят, что кометы разносят жизнь по Вселенной. И хотя в пределах Солнечной системы, кроме как на планете Земля, жизни ученые пока не нашли, они предполагают, что где-то в глубинах космоса она может быть. Почему бы не отправить туда послание подобно пластинкам на борту космических аппаратов «Вояджер» и «Пионер», которые покинули Солнечную систему и движутся в межзвездном пространстве один в направлении созвездия Жирафа, а другой — в направлении созвездия Щит. Вечные космические странники, отправленные с Земли. Кто знает, увидит ли кто-то эти послания…

За границами Солнечной системы: скопления звезд и созвездия, галактики, туманности, черные дыры и один очень интересный способ путешествия сквозь пространство и время

Вдоволь попутешествовав по просторам Солнечной системы, конечно же, захочется отправиться дальше, чтобы

  • посмотреть, как устроена наша галактика Млечный путь, и какие еще бывают галактики;
  • узнать, почему мы видим звездное небо так как видим, и сколько звезд на небе;
  • разобраться, зачем звезды объединяют в созвездия, почему их так назвали и что такое зодиак;
  • полюбоваться на скопления звезд и туманности;
  • увидеть, как рождается сверхновая звезда, узнать, какие виды звезд бывают, сколько они живут и как умирают;
  • понять, как образуются черные дыры, и испугаться при мысли о том, что в центре галактики может быть черная дыра;
  • самим догадаться, как масса искривляет пространство, и как можно быстро путешествовать через пространство и время.

Увлекательно, правда?

И, конечно же, путешествовать по странам ли или по безбрежным просторам космоса лучше в компании, поэтому мы вновь приглашаем Вас на онлайн курс «Большое космическое путешествие» с обратной связью ведущих и, конечно же, конкурсом среди участниц! Мы стартуем 10 апреля. Осталось совсем немного времени! Спешите успеть!

Какими источниками пользоваться, рассказывая о космосе

Медиа-ресурсы

У космических путешествий с малышом есть одна особенность: по большей части вы не сможете увидеть то, о чем рассказываете. Конечно, в телескоп вы сможете рассмотреть Луну и даже найти на ней те самые горы, озера, моря, заливы, кратеры, которые красивыми именами обозначены на лунной карте, в определенное время вам может посчастливиться увидеть на небосклоне Венеру, Марс или даже Юпитер с Сатурном, если у вас мощный телескоп местоположение подходящее. Эксперименты, игры и творческие работы дадут представление о том, как выглядят космические объекты, как они устроены, что с ними происходит в глубинах космоса. Но глазу-то все равно хочется настоящих картинок или живых фотографий.

В сети Интернет сейчас огромное количество информации, посвященной космосу: начиная от развивающих мультфильмов для детей и заканчивая фотографиями туманностей и далеких галактик, сделанных космическим телескопом Хаббл, и онлайн-трансляциями с Международной космической станции.

Печатные материалы

В сети Интернет вы также найдете множество раскрасок и печатных материалов на космическую тему. Они позволят разнообразить ваши космические будни с малышом, и заодно потренируют руку малыша, разовьют математические навыки, логику и мышление.

Путешествуя в сети в Интернет в поисках печатных материалов не забывайте и о иноязычных ресурсах. Ключевые слова для поиска на англоязычных сайтах: «space printables».

Музыка

И конечно же путешествовать лучше с музыкой. Именно детских космических музыкальных произведений немного, то так как космос — это тема для любого возраста, и многие взрослые композиции детям очень нравятся. Скачать подборку ссылок на музыкальные произведения на космическую тему можно .

Книги

Даже в наш век цифровых технологий, яркие картинки с экрана ноутбука или планшета, не могут заменить настоящей книги, которую можно читать сидя у мамы на коленях или листать одному, разглядывая картинки. Игры, эксперименты, творческие работы и книги отлично дополнят друг друга. Книг на космическую тему сейчас тоже очень много. Они рассчитаны на самый разный возраст: для малышей, для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Есть космические сказки (Е. Левитан), есть энциклопедии, есть художественные книги для детей постарше. Какие-то книги переводные, какие-то написаны нашими авторами. В одной книге больше про одно, зато совсем нет информации про другое.

Среди такого изобилия книг на космическую тему очень трудно советовать что-то конкретное. При выборе книг о космосе, особенно энциклопедий, мы советуем вам ее пролистать и обратить внимание на то, вся ли нужная информация в ней есть. Особенно это касается переводных книг, так как в них зачастую почти совсем нет информации о том, как осваивали космос в СССР. Но согласитесь, в нашей с вами бывшей стране сделано было очень даже не мало.

Вместо заключения

И еще пара слов о проекте «Большое космическое путешествие». Ваши дети задают вам вопросы о космосе? Вы сразу можете на них ответить? Я — нет. Конечно же, можно взять энциклопедию о космосе и прочитать ответ в ней. С старшим сыном, у которого зрительный и слуховой каналы восприятия ведущие, это срабатывало. А вот с младшим сыном-кинестетиком это уже не работает. Пока я достану книгу с полки, он уже переключится на что-то другое. Поэтому я или сразу рисую то, о чем он спрашивает, на бумаге, или беру его за руку и веду делать пару экспериментов из «Большого космического путешествия». Как показал прошедший год, на очень многие вопросы детей там можно найти не только ответ, но и эксперимент, наблюдение и творческую работу в придачу.

А какие вопросы о космосе дети задают вам? Поделитесь в комментариях! А мы расскажем, как с помощью можно на них ответить!

Первый космонавт — Юрий Алексеевич Гагарин

Космические полёты в настоящее время стали практически обыденным делом.

Мы всё время слышим о полётах в космос, и, порой, мало задумываемся о том, какие колоссальные усилия прилагаются для осуществления различного рода космических задумок.

«Неисчерпаемые ресурсы космоса и факторы космических полётов – безграничное пространство, невесомость, вакуум и вместе с тем наличие самых разнообразных физических условий, огромные запасы энергии и вещества, наличие полного спектра химических элементов и многих веществ, многообразие проявлений поля и, наконец, предполагаемое наличие в глубинах космоса разумных существ» — космос может дать многое.

А началась космическая эра не так давно.

«Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской,
Питерской,
Пронёсся над Землёй…»

«Поехали!» - фраза, сказанная первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года. Она стала культовой, своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.

Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина, Героя Советского Союза, первого человека в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство (выдержки из книги «Дорога в космос»):

«…Приближалось время старта. Вот-вот нас должны были отправить на космодром Байконур, расположенный на восток от Аральского моря в широкой, как океан, казахской степи. И все же я томился нетерпением, редко, когда ожидание было так тягостно. Я знал, что корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток». Видимо, нарекли его так, потому что на востоке восходит солнце и дневной свет теснит ночную тьму, двигаясь с востока.

На космодром летело несколько космонавтов. Все могло случиться. Достаточно было соринке попасть в глаз первому кандидату для полета в космос, или температуре у него повыситься на полградуса, или пульсу увеличиться на пять ударов - и его надо было заменить другим, подготовленным человеком. Уезжающие товарищи были так же готовы к полету, как я. Старт должен был состояться точно в назначенный день и час, минута в минуту. Вместе с нами на космодром ехали несколько специалистов и врач.

На космодроме нас ждали. Там мы встретили многих знакомых специалистов и Главного Конструктора. Прибыл на космодром и Теоретик Космонавтики - так мы между собой называли видного советского ученого, под руководством которого составлялись сложнейшие расчеты космических рейсов. Он все время находился вместе с Главным Конструктором. Я знал, что для этих людей никогда не наступит покой. Они всегда будут искать новое, всегда дерзать. Только творческое содружество этих двух корифеев советской науки, больших коллективов ученых и инженеров, объединенных их единой смелой мыслью, могло породить космический корабль, определить ему надежный путь вокруг планеты с возвращением на Землю.

Зашел Главный Конструктор. Как всегда, внимательный, добрый. Ничего не спрашивая, сказал:
- Через пять лет можно будет по профсоюзной путевке летать в космос.
Мы расхохотались. Наше самочувствие понравилось ему, и он, мельком взглянув на ручные часы, быстро ушел. Я не уловил в нем и тени тревоги. Он был уверен во мне так же, как был уверен в себе.

Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Вот убрали железные фермы, и наступила тишина. Я доложил:
- «Земля», я - «Космонавт». Проверку связи закончил. Исходное положение тумблеров на пульте управления заданное. Глобус на месте разделения. Давление в кабине - единица, влажность - 65 процентов, температура - 19 градусов, давление в отсеке - 1,2, давление в системах ориентации нормальное. Самочувствие хорошее. К старту готов.

Многоступенчатая космическая ракета - сооружение настолько сложное, что его трудно сравнить с чем-либо известным людям, а ведь все познается путем сравнений. После выгорания топлива отработавшая свое ступень ракеты становится ненужной и, чтобы не быть обузой, автоматически отделяется и сбрасывается прочь, а оставшаяся часть ракеты продолжает наращивать скорость полета. Я никогда не видел ученых и инженеров, нашедших легкое и портативное топливо для двигателей советской ракеты. Но мне, взбирающемуся на ней все выше и выше к заданной орбите, хотелось в эту минуту сказать им спасибо и крепко пожать руки. Сложные двигатели работали сверхотлично, с точностью кремлевских курантов.

«Восток» мчался над просторами Родины, и я испытывал к ней горячую сыновнюю любовь. Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира с надеждой обращают к ней свои взоры.

Красота-то какая! - снова, не удержавшись, воскликнул я и тут же осекся: моя задача - передавать деловую информацию, а не любоваться красотами природы. Тем более, что «Земля» тут же попросила передать очередное сообщение.

В кабину долетала музыка Родины, я слышал, как родные голоса пели одну из моих любимых песен - «Амурские волны». Вспомнилось, что американцы писали: «Никто не в состоянии точно предсказать, каково будет влияние космического пространства на человека. Известно только одно - человек в космосе будет ощущать скуку и одиночество». Нет, я не ощущал скуки и не был одинок. Разрезая космос, я работал, жил жизнью своей страны. Радио, как пуповина, связывало меня с Землей. Я принимал команды, передавал сообщения о работе всех систем корабля, в каждом слове с Земли чувствовал поддержку народа, правительства, партии.

Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. «Восток» шел со скоростью, близкой к 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук. Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью.

Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета?

В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - «Восток» постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья я громко запел любимую песню:
Родина слышит,
Родина знает…
Высота полета все время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке.
Десять тысяч метров… Девять тысяч… Восемь… Семь…
Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…
В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном под зябь поле колхоза «Ленинский путь» юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Случилось, как в хорошем романе,- мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете.

Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.
- Свои, товарищи, свои, - ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем.
Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.
- Неужели из космоса? - не совсем уверенно спросила женщина.
- Представьте себе, да, - сказал я.
- Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! - закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.

В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями. Все были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с Космонавтом Два, который вместе с другими товарищами прилетел на реактивном самолете с космодрома в район приземления. Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески тузили друг друга кулаками.
- Доволен? - спросил он меня.
- Очень, - ответил я, - ты будешь так же доволен в следующий раз…»

Детям о космосе – понятно и доступно – реально ли это? Конечно, да. Можно рассказать детям о космосе так, что они надолго увлекутся этой интересной темой. Но начнем с начала.

Что знает ваш малыш о солнечной системе и о планете, на которой мы все живем? Ничего? Тогда вам обязательно нужно посвятить этому интересному моменту пару дней. Если пару раз в неделею проводить уроки «познания окружающего мира», уделяя внимание то одному, то другому моменту, ребенок будет развиваться и узнавать много нового. А ведь дошкольники в возрасте 4-7 лет весьма любознательны и любят слушать о таких вещах.

Итак, что рассказать детям о космосе?

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко — протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе девять планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет — наша Земля.

Солнце — это большая и очень горячая планета — это звезда, — огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло. Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные — больше Солнца. Самые яркие среди всех звезд на небе — это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина. Все планеты Солнечной системы меньше Солнца. Самая большая из них — это Юпитер. А самая интересная — Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, давай выучим с тобой небольшой стишок:


(Если ребенку интересно, можно рассказать ему о каждой из планет немного больше. А можно и просто ограничиться их названиями.)

Из всех планет Солнечной системы жить мы можем только на Земле, потому что здесь есть воздух, вода, и здесь нужная нам для жизни температура. Если посмотреть на нашу планету из космоса, она кажется голубой. На ней видны океаны и материки (суша).

Но не только планеты кружатся вокруг Солнца. Вокруг него вращаются еще и кометы и астероиды. Кометы можно узнать по их длинному хвосту. Иногда кометы пролетают недалеко от Земли и их можно увидеть. Хвост кометы — это газ и пыль.

На небе очень много звезд, но есть некоторые группы звезд, которые ученые назвали созвездиями. Созвездие — это несколько звезд, которые вместе очень похожи на какую-то фигуру. Созвездий на небе — 12: Овен (похоже на барана), телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы.
Человек давно пытается узнать, есть ли жизнь на какой-нибудь еще планете, летает на другие планеты и исследует их, чтобы узнать, из чего они состоят. Первый человек, который полетел в космос — это Юрий Гагарин. Он первый облетел вокруг Земли на ракете. С тех пор прошло уже много лет, и люди научились строить космические корабли и постоянно изучают космос. Есть и день космонавтики — праздник, когда поздравляют всех, кто занимается изучением космоса — это 12 апреля. К этому дню мы обязательно сделаем поделку или аппликацию.

А в завершение покажите ребенку мультфильм про путешествие астероида, кометы и звезды на нашу планету. Очень интересный и познавательный мультик. Называется он «География для самых маленьких». Там рассказывается немного про космос, и много внимания уделяется нашей планете (океанам, морям, горам, материкам — настоящий мини-курс географии).

Космос... Далеко не каждый взрослый понимает всю суть этого сложного понятия. А как объяснить маленькому ребенку, дошкольнику, что такое космос? Для детей не существует ничего, кроме того, что их окружает. Поэтому понять, что где-то над нами есть планеты, что за голубым небом скрывается еще что-то, очень трудно. Но возможно, если делать все продуманно и правильно.

Подготовительные этапы

Вне зависимости от того, родитель вы маленького почемучки или воспитатель детского сада, вам необходимо быть готовым отвечать на все вопросы любознательных малышей. Поэтому стоит в первую очередь ознакомится с темой, чтобы самому иметь четкое представление, что такое космос. Для детей важно также, как вы подадите эту информацию. Ведь если объяснение будет сухим или невнятным, весь интерес может начисто исчезнуть.

Для того чтобы заинтересовать малышей, дать им новые знания, можно прочесть различную тематическую литературу. Астрономические энциклопедии, журналы и методические материалы можно найти в каждом книжном магазине. Вот только желательно, чтобы рассказ про космос для детей не был простым изложением фактов, а стал увлекательным, интересным повествованием.

Общие понятия

Первое, что необходимо объяснить маленькому человечку, - основы астрономии. Да, и не забудьте рассказать, что такое астрономия вообще. Не стоит начинать рассказ детям о космосе и космонавтах, не познакомив их с основами. Так, в первую очередь стоит рассказать, что космос изучает наука астрономия. И уже отталкиваясь от этого понятия, следует объяснить все, что с астрономией связано.

Конечно же, не надо углубляться в исследование этой темы. Между прочим, первые познания детей и любопытство могут зародиться при просмотре мультфильмов. Уже оттуда малыши черпают такие понятия, как НЛО, инопланетяне, звезды, планеты, Солнце, месяц. Достаточно будет рассказать о Солнечной системе и тех элементах, из которых она состоит: планеты, звезды, астероиды, кометы, галактики, черные дыры и туманности.

На основе изучения этих понятий космос для детей дошкольного возраста уже не будет представлять неизвестность. Малыши, идя в первый класс, уже будут понимать, что планета Земля - лишь малая часть огромной Вселенной. После этого можно приступать к практической части изучения космоса.

После того как малыши разобрались, что такое космос, для детей можно устроить целый ряд занятий на эту тематику. Ведь именно в процессе игры малыши намного лучше усваивают учебный материал, нежели при обычных разговорах. Далее предлагаем вашему вниманию несколько занятий, посвященных этой тематике.

Пример занятия №1

Для него необходимо подготовить несколько поделок с инопланетянами (или НЛО). Они могут быть из пластиковых тарелок или бутылок, пластилина. На основе приготовленных вещей стоит рассказать о пришельцах, марсианах и лунатиках. Только не стоит выбирать рассказы-"страшилки". Помните: мы вызываем интерес к необычным вещам, который подогревается еще и мультфильмами. Тема инопланетян и поднимается в мультиках "Смешарики", "Фиксики", "Все про казаков", "Лунтик" и прочих. На основе этих мультсериалов можно спланировать свое занятие.

Пример занятия №2

На этом уроке можно рассказать детям о космосе и космонавтах. Рассказ о том, что человек побывал за пределами нашей планеты, непременно понравится дошкольникам. Для занятия необходимо вооружиться бумажными моделями ракеты и изображением космонавта.

Пример занятия №3

Это занятие можно посвятить обзору планет. Очень хорошо подойдут для этого подручные материалы круглой формы разного размера. Их необходимо разместить вокруг "Солнца" по порядку и на этом примере рассказать, как они вращаются вокруг него и сколько всего планет есть во Вселенной. Отдельное внимание стоит обратить на их расположение. Сделать акцент на том, что из них (и не только) состоит космос. Планеты для детей следует сделать цветными, чтобы они поняли, что эти между собой различаются.

Пример занятия №4

Здесь можно подвести итоги того, что дети вынесли из ваших уроков. Наиболее оптимальным будет урок искусства "Космос глазами детей". На этом занятии можно использовать самые различные материалы, которые выберут дети. Ведь кому-то проще нарисовать рисунок, а кому-то - создать аппликацию или вылепить Выбор материала разнообразен, равно как и фантазия ребенка. Но стоит каждую выполненную работу оценить и указать на возможные ошибки. Мягко, ненавязчиво указать на погрешности, обязательно похвалить за старания. Ведь космос для детей дошкольного возраста - это некая загадка, разгадывать которую им предстоит в будущем.

Приборы для изучения космоса

Рассказывая детям о далеких галактиках и звездах, желательно подкрепить свои слова фактами. Оптимально, если у вас в наличии будет телескоп, через который они смогут увидеть далекую планету или яркие звезды. Но если такой возможности не будет, стоит подготовить для малышей своеобразное слайд-шоу с яркими картинками планет, комет и прочих

Если рассказы про космос для детей сопроводить яркими фотографиями или слайдами, да и сам рассказ будет увлекательным, то первые знания о внеземных галактиках и цивилизациях запомнятся малышами надолго.

Материалы для изучения космоса

Несомненно, без соответствующей наглядности любая тема станет скучной. А тем более изучение такой серьёзной темы, как космос. Поэтому для того чтобы маленьким деткам было все понятно и интересно, следует основательно подготовиться.

Для этих целей подойдет любой Наглядным пособием могут стать не только картинки и фотографии космоса, но и разные фигурки (из бумаги, конструктора, пластилина), которые будут обозначать какой-то предмет по этой тематике.

Отлично можно подать материал в виде ролевой игры или благодаря настольному Ведь любимые герои подадут познавательный материал гораздо интереснее, нежели родитель или воспитатель.

Также ответить на вопрос "что такое космос" для детей помогут загадки и стихотворения. Именно эти короткие формы придадут изучению необычайность, а также помогут развить воображение и логическое мышление.

Не забудем о космонавтах

В процессе изучения этой сложной темы не стоит забывать о тех, кто изучает и покоряет космос - космонавтах. Тем более что существует праздник - В этот день можно рассказать детям о работе космонавта, рассмотреть фотографию Юрия Гагарина, рассказать об этом человеке. Благодаря такому небольшому экскурсу дети научатся помнить и уважать свою историю и станут стремиться к чему-то значительному.

И напоследок...

Не стоит думать, что маленькие дети не готовы понять взрослые темы. Просто подойти к изучению этих тем необходимо с точки зрения детей. Персонификация, ролевые игры, слайд-презентация или воображаемое космическое путешествие - неважно, какую форму представления темы вы выберете. Главное - заинтересовать детей, не загубив в их душах огонек любознательности.