Чингисхан где похоронен. Почему могилу чингисхана невозможно найти

«Где находится настоящая могила Чингисхана, знают многие, сотни, может быть и тысяча, человек. Эта тайна передается из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Знают, но ни за что не скажут. Потому что, вскрыв могилу, неизбежно выпустишь на волю могущественных и кровожадных духов войны, ненависти, смертоносных болезней и других горестей и бедствий».

Ещё в юности, будучи совсем молодым человеком, охотился он в степи с соколом. Обогнув сопку, увидел повозку, в которой какой-то меркит вёз девушку удивительной красоты. Юноша крикнул своих братьев, и они бросились в погоню.

Увидев, что преследователи уже близко, девушка горько заплакала и сказала меркиту, своему жениху: «Ты видишь этих людей - они убьют тебя. Брось меня, уезжай, я вечно буду помнить тебя». Меркит послушался разумного совета. Он выпряг коня, ожёг его плетью и ускакал в степь.

Монголы окружили повозку, впрягли в неё свою лошадь и привезли плачущую девушку домой. Здесь они сказали пленнице: «Забудь о своём женихе, наш Есугей живёт без женщины, станешь ему женой».

Звали девушку Оэлун. В 1162 году родила она первенца - Тэмуджина. Когда ему исполнилось 9 лет, то по монгольскому обычаю он должен был быть помолвлен. Отец договорился о помолвке с родителями красивой девушки Бортэ из племени хонкират.

Он отвёз сына в становище будущего тестя и оставил там, чтобы тот привык к новым людям, которые должны были стать в скором будущем его близкими родственниками. Сам же поехал домой.

Время приближалось к обеду, когда Есугей увидел нескольких человек, сидящих у костра, и подъехал к ним. Те, как и положено в степи, предложили ему разделить трапезу. Спрыгнув с коня, мужчина понял, что встретился с татарами. Бежать было бесполезно, так как конь устал, и кочевники могли легко догнать его.

По степным традициям, гостя у походного костра никто тронуть не мог. Есугей сел и поел. Закончив трапезу, он попрощался и благополучно уехал. Через пару часов всадник почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. Из последних сил он добрался до дома и слёг в постель.

На четвёртый день Есугей-багатур умер. Его смерть положила конец родовому союзу, семья же оказалась брошенной на произвол судьбы. Старший сын Тэмуджин в возрасте 9 лет стал во главе семейства. На долю мальчика выпало много тяжёлых испытаний, но благодаря стойкому и сильному характеру, он их выдержал с честью.

Шло время, мальчик превратился в юношу, затем в молодого мужчину и сплотил вокруг себя монголов. В 1182 году он был избран ханом с титулом Чингис.

В 1226 году войска великого завоевателя вторглись на территорию Тангутского государства. Это была богатая страна с большими городами, золотыми рудниками, регулярной армией и оригинальной культурой. Столицей Тангута был город Чжунсин. Его и взяла в осаду монгольская орда.

Во время осады города Чингисхан умер. Произошло это в августе 1227 года. Причина же смерти великого кагана неизвестна. Монгольские нойоны сохранили это в тайне не только от простых воинов, но и от летописцев, восхвалявших подвиги багатуров.

О кончине грозного властителя долго никто не догадывался. Осаждаемый Чжунсин был взять штурмом в соответствии с волей покойного, подвергнут грабежам и разорению. Принимающие смерть тангуты с ужасом смотрели на огромный шатёр, возвышающийся в отдалении на холме, считая, что сам Чингисхан оттуда наблюдает за их мучениями. Это было не так. Хладное тело великого завоевателя было уже далеко от залитых человеческой кровью мест. Мрачные монгольские всадники, убивая по пути всех встречных, везли его в родные степи. Вот как описывает обряд похорон Чингисхана Лев Гумилёв.

«В вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит её детёныш. Заколов верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и покинули могилу навсегда».

До сих пор неизвестно, где находится могила Чингисхана. Эту, одну из величайших тайн человеческой цивилизации никто не смог разгадать за последние восемьсот лет. Место погребения привлекает не только своей исторической ценностью, но и несметными богатствами закопанными в землю вместе с покойным.

По самым скромным подсчётам, с учётом исторической ценности, стоимость драгоценных камней, золотых монет, дорогой посуды, искусно сделанного оружия оценивается ни много ни мало в два миллиарда долларов. Куш вполне приличный и заслуживает того, чтобы поискам могилы Чингисхана посвятить годы и даже десятилетия.

Одно из преданий гласит, что похоронили великого завоевателя в том месте, где он и родился. Это всем известная долина Делюн-Болдок. Место довольно обширное. Если проследить долину с севера на юг, то она охватывает Агинский Бурятский округ, Ононский район, пересекает русско-монгольскую границу, проходит через Дадалийский сомон (административно-хозяйственная единица Монголии) Хэнтэйского аймака (района) и упирается в междуречье Селенги и Онона.

Мнение Российских специалистов однозначно: Чингисхан родился в 8 километрах от границы на территории Российской Федерации. Монгольские учёные придерживаются иной точки зрения, скромно утверждая, что грозный властитель осчастливил своим появлением верховья реки Онона, в месте слияния её с рекой Бальджин у трёх небольших озёр.

Есть и другие суждения, несколько отличные от вышеназванных. Так китайские граждане считают Чингисхана своим соотечественником. Они говорят, что он служил чиновником в северной провинции, но проштрафился и бежал в Великую степь. Здесь, после долгих мытарств, примкнул к монгольскому племени, возглавил его и, объединив под своим началом все другие племена, двинулся завоёвывать мир.

Естественно родился он на китайской земле, а его прах покоится в границах Китайской Народной Республики. Великий завоеватель не забыл свою родину и ещё при жизни дал соответствующие распоряжения о месте своего захоронения.

На столь почётную роль претендуют также и японцы. По их представлениям, Чингисхан - это самурай, поссорившийся со своими братьями. От вынужден был покинуть страну Восходящего Солнца, отправиться на материк и начать там жизнь с чистого листа.

Он служил в китайских войсках наёмником, затем перешёл на службу к маньчжурам, но, столкнувшись с их патологической жестокостью и алчностью, ушёл в степь и примкнул к одному из монгольских племён. Будучи опытным воином, сколотил сильный отряд и начал своё постепенное восхождение к зениту славы.

Японцы ничего не говорят о том, что могила Чингисхана находится на их землях, но упорно и настойчиво занимаются её поисками. Ищут же в основном в монгольских степях - почему: скорее всего из-за бюрократических неувязок с китайскими и российскими властями.

О могиле Чингисхана повествует известный всему цивилизованному миру летописец Рашид-ад-дин (1247-1318), написавший «Сборник летописей» посвящённый монголам. Он указывает место захоронения грозного завоевателя в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен, Тола и Тунгелик.

Хребет или гора Бурхан-Халдун, как её называют многие источники, в те времена, когда жил Чингисхан, представляла собой место, лишённое какой-либо растительности. Здесь росли только редкие деревья. Возле одного из них и остановился великий каган, охотившийся в этих местах. Благодатная тень, отбрасываемая густой листвой, освежила лицо властителя.

Он задумчивым взглядом окинул одинокий кусочек живой природы, борющийся за своё существование среди голой каменистой земли. Может быть этот грустный пейзаж вызвал у него воспоминания о далёкой юности, когда он вот также был окружён неприветливым и жестоким миром. Как бы там ни было, но Чингисхан изъявил желание быть похороненным именно под этим деревом.

После его смерти всё было выполнено в точности. Путь до места захоронения составил 1600 километров. Пять тысяч лучших воинов сопровождали гроб с телом. Как проходил обряд похорон, уже написано. По истечению же двух лет, огромный район был оцеплен туменем (воинское подразделение, примерно 10 000 всадников), состоящим из воинов племени Урянхай.

В их задачу входило охранять могилу Чингисхана до тех пор, пока вся земля в окрестностях не зарастёт непроходимым густым лесом. Прошли годы, прежде чем посаженные людьми деревья выросли, окрепли и образовали густую лесную чащу. После этого оцепление было снято, а место захоронения уже невозможно было найти никому.

Так передаёт хронологию событий Рашид-ад-дин. В этом повествовании невольно поражает: с каким рвением и самоотверженностью монголы пытались сохранить тайну места захоронения своего повелителя. Не проще ли было построить красивейший мавзолей или некрополь в одном из благоухающий оазисов покорённого мира. Да, великие завоеватели обладали неограниченными возможностями, но поступили иначе. Почему?

Объясняется всё просто. Всему виной незыблемая вера людей того времени в души покойных. Якобы умершие и после смерти остаются со своим народом, но при условии, что их тела лежат в целости и сохранности в своих могилах. Дух ушедшего в иной мир правителя витает над головами живущих и защищает их от происков врагов и капризов окружающей природы.

Если же могилу вскрыть и уничтожить тело, то покровительство и защита исчезнут, а народ окажется один на один с коварными и многочисленными противниками. Потеряв поддержку из потустороннего мира, он может погибнуть - вот почему к могилам относились с таким трепетом и вниманием. Главным же здесь была тайна: только она давала стопроцентную гарантию сохранности мёртвого тела.

Рашид-ад-дин создал большой и серьёзный труд. Он был почти современником описываемых им событий, может даже встречался с теми, кто принимал участие в великих завоеваниях и своими глазами видел Чингисхана. Поэтому трудно усомниться в его словах.

В то же время не надо забывать, что человеческая память несовершенна. Человеку свойственно со временем что-то забывать, что-то представлять совсем в ином свете. Названия же рек, долин, гор с течением столетий меняются. К тому же и разные народы одни и те же географические объекты именуют совсем по-разному. Конечно существуют легенды, предания, бытующие в определенных местах, но они могут возникнуть значительно позже тех событий, которым посвящены.

Кроме «Сборника летописей» существует и множество других исторических трудов, описывающих жизнь великого завоевателя. Самый фундаментальный пожалуй из них «Юань Ши» («История династии Юань»). Создан он в XIV веке большой группой людей под руководством учёных и литераторов Сун Ляня и Ван Вэя. В нём подробно рассказано как о монгольских завоеваниях, так и о самом Чингисхане.

Наряду с «Юань Ши» есть и иные источники: Чагатайская летопись «Сказание о Чингисхане», монгольские летописи «Алтан Тобчи» и «Шара Туджи», а также «Шэн-у цинь-чжэн». Информации в них много, но о месте захоронения сказано столь размыто и неопределённо, что остаётся только гадать, где оно находится.

Так что остаётся ориентироваться на гору Бурхан-Халдун, указанную Рашидом-ад-дином. В частности, некоторые монгольские историки считают, что эта загадочная возвышенность находится в Хэнтэйском нагорье на территории современной Монголии. Она представляет собой ничто иное, как гору Хэнтий Хан в окрестностях озера Хух нуур.

Китайцы же склонны рассматривать этот вопрос под иным углом. Для них нет никакого сомнения, что великий завоеватель похоронен в местечке Эджен-Хоро. Расположено оно в Автономном районе Внутренняя Монголия на территории городского округа Хулун Буир. Входит же это административное образование в Китайскую Народную Республику.

Здесь в давние времена существовало захоронение, подобное реликварию. Называлось оно «Восемь белых юрт». Именно на эту землю приезжали претенденты на ханский престол, чтобы получить благословение высшего духа, объединившего разрозненные монгольские племена в единое целое.

Не менее интересную версию о могиле Чингисхана выдвигают и российские исследователи. По их мнению детство и юность Чингисхана прошли в Ононском, Оловянском районах и Агинском Бурятском автономном округе Читинской области. В этих местах протекает река Онон, которая указана во всех летописях, описывающих жизненный путь великого завоевателя.

Река Онон имеет большую длину. Её протяжённость составляет более тысячи километров. Но вот как раз в среднем её течении, аккурат в Ононском районе, между райцентром Нижний Цасучей и деревней Икарал, находится остров, который местные жители называют Экэ арал (мать островов).

Лежит он между двумя рукавами могучей реки и имеет в длину 20 километров, а в ширину 10 километров. Интересно то, что на нём присутствует урочище под названием Делюн-Болдок. По древним источникам именно в местности с таким названием и родился Чингисхан.

Правитель завещал похоронить себя в тех землях, где появился на свет. Следовательно, его могилу нужно искать в районе, примыкающем к острову Экэ арал. Старожилы же этих мест утверждают, что тело грозного властителя лежит на дне реки Онона, но немного западнее: между деревнями Верхний Цасучей и Кабухай.

Давным давно, восемьсот лет назад, в этих местах появилось множество нукеров. Их лица закрывали от посторонних взглядов надвинутые ниже бровей малахаи, но дорогая сбруя у лошадей, украшенные серебром ножны сабель, расшитые мелким бисером сапоги говорили о богатстве и знатности всадников.

Пригнали они с собой неисчислимое количество рабов. В изгибе реки стали те рыть глубокую траншею. Работали и днём, и ночью. Многие погибали от непосильного труда, и их бросали на дно канала, который неуклонно приближался к берегам Онона.

Наконец творение рук человеческих достигло течения реки, и бурный поток с рёвом устремился в новое русло, заполнил его и, успокоившись, опять величественно понёс свои воды по Великой степи.

Природное же русло отгородили от реки землёй, кучи которой тянулись вдоль вырытого канала. Здесь же, на дне, вырыли огромную яму. Обложили её гранитом и сделали что-то типа склепа. По прошествию нескольких дней появилась многочисленная процессия. С одной из повозок сняли золотой гроб и поместили его в искусственное углубление на дне реки.

Сюда же положили несчётное число серебра, золота, драгоценностей, дорогой посуды, искусно сделанных украшений. Всё это закрыли сверху гранитными плитами и засыпали толстым слоем земли. Разрушили рукотворные платины, засыпали искусственный канал, и река опять потекла по старому руслу.

Очень скоро природа сделала своё дело, уничтожив все следы захоронения. Русло же реки за восемьсот лет не раз менялось. Где сейчас находится этот таинственный склеп, в каком месте его искать - это неизвестно никому.

Правду ли говорит легенда, нет - проверить, конечно, невозможно. Хотя при нынешних достижениях техники кое-что сделать вполне реально. К примеру, использовать методы наземной и аэродинамической разведки на предмет поиска большого количества цветного металла, сосредоточенного в одном небольшом месте.

Нужно сказать, что такие исследования проводились, причём в разных местах, где с наибольшей вероятностью могла находиться могила Чингисхана. Имели они место и в Ононском районе. Здесь площадь поиска была очень обширная. С севера она ограничивалась деревнями Будалан и Кункур, с запада деревней Кабухай, с востока деревней Икарал, а на юге захватила большой участок Цасучейского бора.

И что же? Поиски не дали никаких результатов: могилу Чингисхана не обнаружили. А существуют ли сокровища? С чьей подачи возник такой слух? Ему много сотен лет. Основан он на том, что несметные богатства, награбленные монгольскими воинами, в последующие века никак и нигде себя не проявили. Они как в землю канули, что вполне понятно, если учесть тот факт, что их зарыли вместе с великим завоевателем.

Зачем же было добру пропадать? Тут есть только одно объяснение. Мудрый и дальновидный Чингисхан понимал, что богатство развращает людей, делает их жадными, корыстными, способными на подлость и предательство, а всё это ведёт к вырождению народа. Великий завоеватель допустить такого не мог.

Вот почему несметные сокровища были навсегда похоронены вместе с ним. Он знал, что с голоду монголы не умрут, что всё необходимое для жизни у них есть, а излишества - они могли только навредить.

Учитывая нравы того времени, на могилу было наложено заклятие. Если вспомнить потомка Чингисхана Тимура Тамерлана, то этот великий завоеватель оградил своё захоронение от надругательства такими словами: «Всякий, кто осмелится нарушить мой покой в этой жизни или будущей, навлечёт на себя неминуемую и страшную кару».

Коммунисты проигнорировали эти слова, и, в тот же день, когда они вскрыли склеп с телом Тимура, началась Великая Отечественная война. Совпадение? Как знать.

Что если на могиле Чингисхана лежит ещё более страшное заклятие. Что если оно касается судеб не отдельной страны, а всего мира, всей планеты, всего человечества. Говорить тогда, что это просто совпадение, будет уже некому.

Так есть ли смысл заниматься поисками этой могилы. Гораздо разумнее не тревожить прах великого кагана. Пусть он покоится с миром. Что же касается золота, бриллиантов, то человечество спокойно обходилось без них целых 800 лет, думается, что и ещё столько же потерпит, - ничего страшного не случится.

В сентябре 2001 года информационные агентства мира сообщили о сенсационном открытии могилы Чингисхана монголо-американской археологической экспедицией. В сообщениях говорилось, что в 360 км от Улан-Батора, близ горы Биндэр, были обнаружены порядка четырех десятков могил, с трех сторон окруженных каменной стеной высотой 3–4 метра и общей протяженностью около 3 км. В центре ограждения расположена живописная природная скала. Это место известно как Красная скала, а также как Замок Чингисхана. В захоронении в южной части ограждения были зафиксированы специальными приборами-радарами останки более 60 человек, судя по обнаруженным там доспехам и оружию, относящихся к монгольской знати. По словам ученых, если в обнаруженных ими могилах на глубине 11 метров и нет тела Чингисхана, то останки великих монгольских ханов там точно находятся. Было сделано официальное заявление, что здесь покоятся великие монгольские ханы, и, возможно, среди них - Чингисхан. А в 56 км от этогоместа была найдена еще одна могила, в которой похороненооколо сотни монгольских воинов. Это, по мнению ученых, те самые воины, которых, согласно легенде, убили, чтобыскрыть место гибели Чингисхана. Однако уже 20 октября 2004 года на информационных лентах появилось сообщение, что тела Чингисхана в могиле не оказалось. Следом появилось сообщение из Китая, в котором сотрудник музея Синьцзяна Чжан Хуэй заявил: «Мы нашли подлинную могилу Чингисхана». Согласно сообщениям китайских информационных агентств, подлинная могила монгольского полководца находится на севере Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, вблизи монголо-китайской границы у подножия Алтайских гор, рядом с горой Чингила. Эта сенсационная новость не получила своего продолжения и вскоре также исчезла с новостных лент.
В 2004 году японско-монгольской экспедиции при раскопках на территории сомона Дэлгэрхан Восточного аймака Монголии в местности Аврага удалось обнаружить фундамент здания. По внешнему виду он напоминал дворец Чингисхана-Великий Ордо. При раскопках ученые нашли каменный жертвенник и китайские курильницы для благовоний с изображением дракона, который был символом верховной власти. На жертвеннике сжигали лошадей во время поминальных церемоний, устраиваемых после смерти высокочтимых людей. Участники экспедиции утверждают, что в одной из персидских летописей говорится о том, что недалеко от могилы Чингисхана постоянно горят курильницы именно такой формы.
В обнаруженных близ дворца четырех глубоких ямах диаметром в полтора метра сохранились зола, остатки костей домашних животных, пепел шелковых тканей. Как гласят древние китайские источники, заметки путешественников тех времен, в Монголии по традиции после похорон ханов в специально вырытых ямах сжигали туши домашних животных, принесённых в жертву, наполняли ёмкости домашними кушаньями, кумысом. Но пока версия о том, что это здание могло быть поминальным мавзолеем Чингисхана, остаётся без доказательств. В средневековых летописях не удалось найти никаких упоминаний о строительстве поминального мавзолея рядом с местом погребения монгольского полководца. В 2006 году в монгольской прессе появилось сообщение об обнаружении на западной окраине Улан-Батора руин третьего дворца Чингисхана. Правильна ли гипотеза - покажет время, в «Сокровенном сказании монголов» на этот счёт нет точных географических ориентиров, поэтому можно говорить лишь о найденных фрагментах строений, украшенных изображением дракона, рисунками обезьян, тигра, льва. Планировка дворца напоминает строения XIII века, но доказать, кому оно принадлежало, пока невозможно.

Так это или нет, доподлинно неизвестно, но то, что место погребения Чингисхана ищут команды археологов и историков из нескольких стран и до сих пор не могут найти, это реальный факт. Притом сами монголы не стремятся найти могилу своего великого предка, ведь Чингисхан хотел, чтобы место его захоронения осталось в тайне.

Недалеко от Улан-Батора находится грандиозный памятник Чингисхану - огромная конная статуя на круглом постаменте возвышается над бескрайней монгольской степью. А в китайском регионе Эджэн-Хоро (Внутренняя Монголия), что в переводе с монгольского означает «священная гробница», располагается мавзолей Чингисхана. Но это лишь памятники, посвященные великому хану, которые никак не связаны с реальным местонахождением его гробницы.

Чингисхан - основатель великого монгольского государства, в 1206 году ему удалось объединить разрозненные монгольские племена и создать огромную империю. Чингисхан встал во главе войска, которое за 20 лет завоевало огромную территорию, увеличив в разы владения монголов. На момент его смерти в 1227 году границы Монгольской империи простирались от Каспийского моря на западе, до Японского и Желтого морей на востоке. На севере империя ограничивалась непроходимыми таежными сибирскими лесами, а на юге монголам удалось завоевать обширные площади Центральной Азии и северные регионы Китая, включая Пекин и долину реки Хуанхэ.

Согласно имеющимся источникам, Чингисхан скончался во время очередного военного похода в 1227 году. Это произошло на южной периферии империи, во время осады столицы Тангутского царства - города Чжунсин (современный китайский город под названием Иньчуань). Точная причина смерти великого правителя монголов не установлена, известно лишь, что он завещал свою империю третьему сыну - хану Угедею.

Согласно имеющимся источникам, верные воины Чингисхана увезли тело своего правителя на север для того, чтобы предать его земле, но вот где похоронен великий хан, до сих пор остается загадкой. Исторические записи гласят, что все воины, участвовавшие в погребении были лишены жизни, чтобы никто из посторонних не мог раскрыть тайну захоронения. Считается, что могила Чингисхана содержит множество ценных вещей, а учитывая огромные масштабы завоевательных походов монголов, это должна быть настоящая сокровищница той эпохи.

Монголы полагают, что не стоит искать место захоронения хана, а часть общества даже придерживается той точки зрении, что обнаружение и вскрытие могилы может привести к большим несчастьям. Согласно монгольским традициям, если тело правителя не тронуто, то его душа будет оберегать народ от несчастий и невзгод. Официальные власти также против проведения крупномасштабных поисков могилы: одна из научных монголо-японских экспедиций, организованных с этой целью в 1990-е годы, была приостановлена на неопределенное время.

Но американские и европейские ученые всерьез надеются обнаружить место захоронения великого повелителя монголов. В Центральной Монголии уже не первый год ведутся раскопки древнего захоронения, которое принадлежало хуннам. Эти кочевые племена, по всей вероятности, были предками монголов, а возраст захоронения превышает 2000 лет.

В захоронении знати древних хуннов, которое расположено на глубине более 20 метров, было найдено множество ценных предметов, поэтому некоторые историки полагают, что могила Чингисхана также может содержать огромное число драгоценностей и важных артефактов. Для того, чтобы выяснить, где же все-таки похоронили Чингисхана, а заодно и ценные сокровища, исследователи проанализировали несколько письменных источников, датируемых XIII веком, а также более поздние записи, оставленные на этот счет историками соседних стран.

Существует несколько вариантов месторасположения могилы, в том числе на приграничной территории России или во Внутренней Монголии, но одним из наиболее вероятных мест нахождения захоронения считается гора Бурхан-Халдун. Этот регион расположен на севере Монголии на границе с Россией. Чингисхан считал это место священным, и сюда же, как полагает большинство исследователей, его воины доставили тело хана для захоронения.

Эта местность и сегодня считается священной для монголов, поэтому ни о каких крупномасштабных раскопках на этой территории не может быть и речи. Тем не менее американские, японские, французские ученые и исследователи из других стран при помощи современных технологий исследуют эту область Монголии на предмет присутствия следов захоронения.


Гора Бурхан-Халдун

Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи летающего дрона в надежде обнаружить возможные неровности рельефа. Во время экспедиции учеными была составлена цифровая модель рельефа, после анализа которой был обнаружен большой холм с несколькими родовыми знаками монгольской знати в виде камней на склонах. Исследователи уверены, что именно здесь кроется могила великого хана, но поскольку монгольские власти не разрешают проводить здесь более масштабных исследований, тайна могилы Чингисхана до сих пор остается неразгаданной.

Подписывайтесь и читайте наши лучшие публикации в Яндекс.Дзен . Смотрите красивые фотографии со всех уголков планеты на нашей странице в Instagram

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Осенью 1225 года Чингисхан вернулся из похода на восток. Основы Монгольской империи к этому времени были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Располагалось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где ныне простирается песчаная пустыня Гоби. Непокоренное государство не давало Чингисхану покоя: предчувствуя скорую кончину, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 году поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия двинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 году оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению того времени Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Но в самый разгар победоносного наступления 65-летний властелин монголов скончался…

В Большой советской энциклопедии указывается и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 год. То же самое утверждают и другие источники, например, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), однако речь в нем идет о месте смерти, а не о месте захоронения. Правда, в других старинных сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть монгольского полководца наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не проведал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», Чингисхан находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов. Некоторые поздние монгольские предания рассказывают о фантастическом единоборстве повелителя монголов с тангутским царем:

Правитель тангутов превратился в змея, Чингисхан - в мифическую Гаруду; правитель - в тигра, Чингисхан - в мифического льва арслана; правитель - в юношу, Чингисхан - в божество Хармусту… Но наконец Чингисхан пленил правителя тангутов, и тот будто бы сказал ему: «Если убьешь меня - тебе самому будет плохо. Если не убьешь, то потомству твоему потом будет плохо». Чингисхан убил правителя тангутов и пленил его жену Гурбэлджин Гоя-хатун, которая потом и убила полководца монголов.

Таким образом, в разных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указываются по-разному. Нет единого мнения по этому вопросу и среди ученых: Р. К. Дуглас считал, что великий полководец скончался «от скоротечной болезни», Абул Фарадж полагал, что у Чингисхана была малярия, вызванная нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади во время охоты на куланов. Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана действительно потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывает, что смерть великого хана наступила от старой раны, а францисканский монах Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 году возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях сообщалось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышесказанного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются до сих пор неясными, и с уверенностью можно сказать лишь одно: умер он в конце лета (или осенью) 1227 года на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, сказано, что тело Чингисхана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на родине повелителя монголов. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса. Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось великому хану, и он долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти Чингисхана остаются таинственными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Есть сведения, что повелитель монголов был захоронен или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, которая называется Йэхэ-Утек. Марко Поло утверждает, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С конями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения сохранились о месте захоронения Чингисхана. Ясно только одно: делалось все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины действительно убивали всех, кого встречали на своем пути, а завершив погребение, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу великого полководца. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я. Шмидт, монголовед и тибетолог XIX века, основываясь на том, что монголы не умели бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только какие-то вещи и реликвии великого хана. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу полководца монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

В XVII веке местом захоронения Чингисхана считалось Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX века эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Н. Потанин, который записал легенду о гибели великого хана и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь повелителя монголов, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, располагавшаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход. На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Каждый год, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса. Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты вновь ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого полководца монголов. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 сантиметров, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.

К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам.

К северу от саврасого коня стоит человек, которого называют Алтын-хатасун. Он опирается на рог антилопы, а ноги его зарыты в песок. «Алтын-хатасун» означает «золотой кол», и по поводу этого существует следующая легенда: «Во времена Чингисхана с неба спустилась белая, как яйцо, лошадь, которую великий полководец привязал к золотому колу, но какой-то вор украл его. Вора поймали и привели к Чингисхану, и он сказал ему:

- Ты унес у меня кол, к которому я привязал белого коня. Будь же теперь сам вместо кола!

И после этих слов Чингисхан приказал закопать вора в землю по горло и привязать к нему белого коня. И повелел и впредь делать так же - закапывать в землю одного из потомков вора». Так и возник праздник Тайгла, но теперь у вора в песок закапывают только ступни ног. В течение всего этого дня Алтын-хатасуну не дают ни пить, ни есть, и он должен стоять неподвижно. А на песке, в который зарыты ступни его ног, пишут несколько букв, и если к концу праздника их найдут испорченными, то «вора» бьют. Бьют и пастухов, если «насорят» священные лошади, участвующие в празднике.

Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, затем белой лошади, после чего идут к Алтын-хатасуну. ему тоже поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана.

От Наймана толпа паломников направляется к девяти белым верблюдам, по дороге обходя телеги, на которых привезли юрты. Задки телег подняты вверх, и на них сидят дети дарха-тов: большие - на телегах, маленькие - под телегами. Проходя мимо них, паломники произносят:

Да будет одеяло полно детей,

Да не будет у них ни чесотки, ни насморка!

А в возраст придете -

Да будете вы счастливы и сановиты.

А потом бросают в воздух деньги, и сидящие на телегах дети стараются поймать, но слезать с телеги им нельзя. Те деньги, которые они не поймали, достаются маленьким.

После этого паломники идут к верблюдам и стараются украдкой выщипать у них немного шерсти, которую потом зашивают в добу и носят на груди. На этом поклонение заканчивается и паломники смешиваются с толпой, ждущей того момента, когда начнут кропить молоком из «бадьи из сандалового дерева». Перед началом обряда по поверхности молока пускают плавать серебряные блюдечки, потом первым блюдечком черпают молоко три раза и выплескивают его в воздух. Делает это джинан - специальный распорядитель праздника, после него то же самое делают все остальные - князья и простой народ.

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее.

Мясо принесенной в жертву лошади, когда оно сварится, делят между всеми присутствующими, которых очень много, поэтому каждому достается кусочек величиной с наперсток, но все они называются «счастье Чингисхана» Кроме лошади, в этот день закалывают еще особую овцу. Сначала ей разрезают грудь и еще у живой вырывают сердце, легкие и горло. Их кладут перед ракой с останками Чингисхана и читают над ними священные слова. На трепещущем сердце овцы выступают какие-то «знаки», по которым ламы угадывают настоящее и будущее и возвещают его народу. Только после этого овцу убивают.

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан снова явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о месте захоронения Чингисхана уже не одно столетие волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти великого полководца, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 20-х годах прошлого века возникло предположение, что захоронение великого хана может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии. В 1962 году здесь даже был сооружен памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа». Но, несмотря на сооруженный памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.

1225 год, осень — Чингисхан возвратился из похода на восток. Основы Монгольской империи в ту пору были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Находилось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где в наше время простирается песчаная пустыня Гоби. Мысли о непокоренном государстве не давали Чингисхану покоя: предчувствуя скорую смерть, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 г. поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия выдвинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 г. оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению тех времен Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Однако в самый разгар победоносного наступления 65-ти летний властелин монголов умер…

В Большой советской энциклопедии указана и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 г. О том же пишется и в других источниках, к примеру, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), но сказано в нем о месте смерти, а не о месте захоронения.

Правда, в других древних сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть Чингисхана наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не прознал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», монгольский полководц находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов.

Таким образом, в различных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указаны разные. Нет единого мнения на этот счет и среди ученых: Р. Дуглас полагает, что Чингисхан умер «от скоротечной болезни», Абул Фарадж считал, что у великого полководца была малярия, которая была вызвана нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади когда охотился на куланов.

Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана в действительности потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывал, что смерть монгольского полководца наступила от старой раны, а монах из Франции Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 г. возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях говорилось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышеизложенного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются по сей день неясными, и с уверенностью можно говорить только об одном: умер он в конце лета (или осенью) 1227 г. на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, говорится, что тело великого хана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на его родине. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса.


Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось ему, и великий хан долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти повелителя монголов остались неясными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Имеются сведения, что могила Чингисхан находится или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, называемой эхэ-Утек. Марко Поло утверждал, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за 40, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С лошадями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших коней они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения дошли до нас о местонахождении могилы Чингисхана. Ясно лишь одно: делали все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины в действительности убивали всех, кого встретили на своем пути, а после погребения, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу Чингисхана. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я.Шмидт, монголовед и тибетолог XIX столетия, беря за основание то, что монголы не могли бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только некие вещи и реликвии монгольского полководца. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу хана монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

XVII век — считалось что могила Чингисхана находится в Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX столетия эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Потанин, который записал легенду о гибели великого полководца и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют из себя войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь Чингисхана, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, находившаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Ежегодно, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса.

Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты снова ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого монгольского хана. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 см, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.
К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам…

Празднество, в котором принимают участие лишь мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, потом белой лошади, после этого идут к Алтын-хатасуну, ему также поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана…

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее…

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан вновь явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о нахождении могилы Чингисхана уже не один век волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти Чингисхана, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 1920-х годах появилось предположение, что захоронение великого полководца может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии.

В 1962 году здесь даже соорудили памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа».

Но, несмотря на воздвигнутый памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.

Согласно одной из легенд, над могилой великого Чингисхана было проложено русло реки, чтобы захоронение никто не смог найти. По другой же версии, сразу же после похорон над могилой пронесся многотысячный табун лошадей, который стер все следы захоронения. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но то, что место погребения Чингисхана ищут команды археологов и историков из нескольких стран и до сих пор не могут найти, это реальный факт. Притом сами монголы не стремятся найти могилу своего великого предка, ведь Чингисхан хотел, чтобы место его захоронения осталось в тайне.

Недалеко от Улан-Батора находится грандиозный памятник Чингисхану - огромная конная статуя на круглом постаменте возвышается над бескрайней монгольской степью. А в китайском регионе Эджэн-Хоро (Внутренняя Монголия), что в переводе с монгольского означает «священная гробница», располагается мавзолей Чингисхана. Но это лишь памятники, посвященные великому хану, которые никак не связаны с реальным местонахождением его гробницы.


Чингисхан - основатель великого монгольского государства, в 1206 году ему удалось объединить разрозненные монгольские племена и создать огромную империю. Чингисхан встал во главе войска, которое за 20 лет завоевало огромную территорию, увеличив в разы владения монголов. На момент его смерти в 1227 году границы Монгольской империи простирались от Каспийского моря на западе, до Японского и Желтого морей на востоке. На севере империя ограничивалась непроходимыми таежными сибирскими лесами, а на юге монголам удалось завоевать обширные площади Центральной Азии и северные регионы Китая, включая Пекин и долину реки Хуанхэ.


Согласно имеющимся источникам, Чингисхан скончался во время очередного военного похода в 1227 году. Это произошло на южной периферии империи, во время осады столицы Тангутского царства - города Чжунсин (современный китайский город под названием Иньчуань). Точная причина смерти великого правителя монголов не установлена, известно лишь, что он завещал свою империю третьему сыну - хану Угедею.

Согласно имеющимся источникам, верные воины Чингисхана увезли тело своего правителя на север для того, чтобы предать его земле, но вот где похоронен великий хан, до сих пор остается загадкой. Исторические записи гласят, что все воины, участвовавшие в погребении были лишены жизни, чтобы никто из посторонних не мог раскрыть тайну захоронения. Считается, что могила Чингисхана содержит множество ценных вещей, а учитывая огромные масштабы завоевательных походов монголов, это должна быть настоящая сокровищница той эпохи.


Монголы полагают, что не стоит искать место захоронения хана, а часть общества даже придерживается той точки зрении, что обнаружение и вскрытие могилы может привести к большим несчастьям. Согласно монгольским традициям, если тело правителя не тронуто, то его душа будет оберегать народ от несчастий и невзгод. Официальные власти также против проведения крупномасштабных поисков могилы: одна из научных монголо-японских экспедиций, организованных с этой целью в 1990-е годы, была приостановлена на неопределенное время.

Но американские и европейские ученые всерьез надеются обнаружить место захоронения великого повелителя монголов. В Центральной Монголии уже не первый год ведутся раскопки древнего захоронения, которое принадлежало хуннам. Эти кочевые племена, по всей вероятности, были предками монголов, а возраст захоронения превышает 2000 лет. В захоронении знати древних хуннов, которое расположено на глубине более 20 метров, было найдено множество ценных предметов, поэтому некоторые историки полагают, что могила Чингисхана также может содержать огромное число драгоценностей и важных артефактов. Для того, чтобы выяснить, где же все-таки похоронили Чингисхана, а заодно и ценные сокровища, исследователи проанализировали несколько письменных источников, датируемых XIII веком, а также более поздние записи, оставленные на этот счет историками соседних стран.


Существует несколько вариантов месторасположения могилы, в том числе на приграничной территории России или во Внутренней Монголии, но одним из наиболее вероятных мест нахождения захоронения считается гора Бурхан-Халдун. Этот регион расположен на севере Монголии на границе с Россией. Чингисхан считал это место священным, и сюда же, как полагает большинство исследователей, его воины доставили тело хана для захоронения. Эта местность и сегодня считается священной для монголов, поэтому ни о каких крупномасштабных раскопках на этой территории не может быть и речи. Тем не менее американские, японские, французские ученые и исследователи из других стран при помощи современных технологий исследуют эту область Монголии на предмет присутствия следов захоронения.


Гора Бурхан-Халдун

Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи летающего дрона в надежде обнаружить возможные неровности рельефа. Во время экспедиции учеными была составлена цифровая модель рельефа, после анализа которой был обнаружен большой холм с несколькими родовыми знаками монгольской знати в виде камней на склонах. Исследователи уверены, что именно здесь кроется могила великого хана, но поскольку монгольские власти не разрешают проводить здесь более масштабных исследований, тайна могилы Чингисхана до сих пор остается неразгаданной.


Предполагаемое место захоронения Чингисхана, по мнению Пьера-Анри Жискара