Чем отличается гарвард от оксфорда. Результаты анализа учебных планов MBA. Так что же выбрать

Гарвард и Стэнфорд по праву считаются наиболее престижными бизнес-школами в мире. Здесь можно пройти лучшие программы MBA за рубежом.

Основательная - лишь один из этапов поступления в бизнес-школу вашей мечты. Так как же определить, какая программа лучше всего подходит для вас?

Результаты анализа учебных планов MBA

Зарубежные исследователи проанализировали учебные планы MBA, рейтинги, а также сильные и слабые стороны обучения в каждом из университетов и пришли к следующим выводам.

  • В Гарварде будет интереснее учиться тем студентам, которые желают получить знания в области экономики и бизнеса; в Стэнфорде - студентам, склонным к гуманитарным наукам.
  • В Гарварде студентам предоставляется больше времени на самостоятельную подготовку. В Стэнфорде уровень взаимодействия между студентами и преподавателями более высокий.
  • Стэнфорд находится в самом сердце Силиконовой долины, в нескольких минутах езды от крупнейших мировых компаний. Гарвард находится в Бостоне - одном из привлекательнейших городов Америки.
  • Программа обучения MBA и в Гарварде, и в Стэнфорде составляет 2 года. Однако в самих программах есть некоторые различия.
  • В Гарвардской бизнес-школе широко распространены методы тематических исследований, кейс-методы, командные проекты. Студенты принимают участие в анализе конкретных ситуаций и решении реальных задач в области экономики и бизнеса.
  • Студенты Стэнфорда получают знания и практический опыт, работая, как правило, в течение нескольких недель в какой-либо фирме или участвуя в программе по обмену с университетом Цинхуа в Китае (программа STEP). Учебный план Стэнфорда считается более гибким. В Гарварде - сам процесс обучения считается более интенсивным.
  • Выпускники Гарварда работают, как правило, в финансовых и консалтинговых отраслях; выпускники Стэнфорда - в отраслях промышленности, финансов и технологий.

Так что же выбрать?

Куда бы вы ни поступали, в Гарвард или Стэнфорд, хороший поможет вам достичь цели.

С точки зрения престижа, они оба имеют хорошую репутацию. В обеих школах вы будете окружены действительно интересными людьми. Так что речь идет не о лучшей школе, но о том, какая школа подходит именно для вас.

На прошлой неделе был опубликован репутационный рейтинг вузов мира по версии журнала The Times Higher Education. Ни один российский вуз не попал в топ-100. В лидерах – англо-американские университеты, которых догоняют вузы Тихоокеанского региона. Этот рейтинг - приложение к основному исследованию издания, в котором наш МГУ делит места в конце третьей сотни с университетами Крита и бразильского Кампинаса. Кажется, это тревожный сигнал, требующий глубокого исследования. Но наши чиновники считают иначе: все дело в неправильных критериях оценки. Стоит разработать подходящие критерии, и лучшие российские вузы окажутся такими же сильными, как Гарвард с Кембриджем.

Рейтингов вузов много. Но есть такие, которые беспрекословно признаны мировым образовательным сообществом. Знаменитый Академический рейтинг университетов мира – ARWU - составлен Институтом высшего образования Шанхайского университета. Его авторы ориентируются, в основном, на научные результаты того или иного университета, считают лауреатов Нобелевской премии и медали Филса, число сотрудников, входящих в списки высокоцитируемых учёных по данным Web of Science , число публикаций с указанием вуза в Web of Science, а также число публикаций в журналах Nature и Science. По данным на 2011-й год единственный российский вуз в сотне лучших по версии Шанхайского рейтинга – это МГУ имени Ломоносова. Он опустился с 74 на 77 позицию (впрочем, в 2009 году МГУ был на 78 месте). Санкт-Петербургский государственный университет, как и прежде, занимает 301-400 место (после сотой позиции детализация точного места в рейтинге отсутствует). Других российских вузов в рейтинге нет. В шанхайской десятке - Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Беркли, Кембридж, Калифорнийский технологический институт, Принстон, Колумбийский университет, университет Чикаго и Оксфорд. Лучший вуз Азии – Токийский университет – находится на 21 месте, лучшей в континентальной Европе традиционно стала Швейцарская федеральная технологическая школа Цюриха, занявшая 23 позицию.

Другой мировой рейтинг - «Times» - сильно совпадает с Шанхайским. Он основывается, например, на таких индикаторах, как качество преподавания, научные исследования, проводимые вузом, международная репутация. С 2011-го года «Times» проводит так называемый репутационный рейтинг, основывающийся на мнениях профессорско-преподавательского состава. В этом году были опрошены 17 554 ученых из 149 стран - на 31% больше, чем в прошлом году. Именно в этот рейтинг не попал ни один наш вуз – даже МГУ, в прошлом году занимавший почетное 33-е место (СПбГУ оказался лишь в шестом десятке).

Среди лидеров - все те же Гарвард, Массачусетский технологический университет, Кембридж, Стэнфорд, Университет Беркли, Оксфорд, Принстонский университет; неожиданным стало появление на восьмом месте Токийского университета (университет Киото – на 20-м); далее идет Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Замыкает десятку Йельский университет.

Наряду с тем, что в топе ста вузов по версии «Times» традиционно присутствуют вузы Европы - Швейцарии, Германии, Швеции, есть в рейтинге «Times» этого года любопытные перемены. Третье место по количеству вузов в топ-100 делят Япония и Нидерланды (в сотню попали по пять вузов из каждой страны). В рейтинге появились два китайских вуза, университет Гонконга, национальные университеты Тайваня и Сингапура. Ощутимо наступление стран Юго-Восточной Азии. В рейтинге 2012 года появился бразильский университет – Сан-Паулу, турецкий Ближневосточный технический университет, два университета Израиля.

Есть там и необъяснимые вещи. Не самая престижная во Франции Сорбонна занимает место между 71-м и 80-м, в то время как знаменитая «Ecole Polytechnique», входящая в систему супер-престижных университетов «Гранд Эколь» плетется в конце сотни (между 91-м и 100-м местом). Другие университеты «Гранд Эколь» вообще не попали в рейтинг. В общем, некоторые загадки в рейтинге «Times» присутствуют. Но нас должно волновать вовсе не это. А то, что зафиксировано падение уровня высшего образования в России. По оценкам экспертов, хуже всего у российских вузов с цитируемостью научных публикаций и общим уровнем исследований. То есть, мы проигрываем в науке.

Наши чиновники решительно не согласны признавать объективность западных рейтингов. Говорят, что рейтинг «Times» подстроен под англо-американскую систему образования (якобы вузы юго-восточной Азии тоже ее копируют), и потому нам не подходит. Что российская система традиционно ориентирована на образование, а зарубежные рейтинги - на оценку вузов по научно-исследовательской составляющей (тут возникает вопрос: а для чего еще нужно образование, для получения диплома)?

В общем, по логике функционеров от образования нам нужны свои рейтинги. Причем, с такими критериями, которые непременно выведут нас на уровень лучших западных вузов. Член комитета Госдумы по образованию, единоросс Григорий Балыхин, считает, что составление рейтингов вузов можно назвать пиаром по раскрутке собственной системы образования. И что тот факт, что в список престижных учебных заведений, составленный Times Higher Education, не вошел ни один российский вуз, не является показателем качества отечественного образования: «Я видел немало различного рода рейтингов и хочу отметить, что зарубежные рейтинги вузов зачастую не учитывают российскую специфику». Балыхин, как и министр образования Андрей Фурсенко, считает, что необходимо развивать свою рейтинговую систему.

На самом деле, попытка создания собственного глобального рейтинга была предпринята российским агентством РейтОР. В 2007-м году, в первом рейтинге, МГУ занял высокое 5-е место. Критерии, по которым оценивались вузы, кажется, были специально сверстаны так, чтобы доказать: российские университеты – не хуже, а лучше Гарварда и Стэнфорда. И доказали (правда, только нам): Гарвардский, Стэнфордский и Кембриджский университеты в отечественном рейтинге уступают МГУ. А все потому, что изменены критерии их оценки. По мнению экспертов РейтОР, в западных исследованиях крен сделан в научно-исследовательскую деятельность университетов. Они же сделали ставку на достижения вуза не в научной, а в образовательной и социальной сфере (кто бы объяснил, что это значит). Видимо потому, что университетская наука - вообще не в нашей традиции. Если на Западе она сосредоточена в вузах, то у нас - в 470 научных центрах Российской Академии наук (в университетах науки гораздо меньше).

Среди критериев, разработанных РейтОР, – много чисто формальных. Это число программ всех уровней, реализуемых университетом и число обучающихся студентов на одного преподавателя. Учитываются патентные изобретения, зарегистрированные университетом, показатели производительности суперкомпьютера вуза, значение индекса Хирша (он показывает продуктивность ученого и востребованность его работ). Для оценки профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, российские эксперты расширили количество премий, добавив несколько европейских (премия Абеля, Декарта), и наши российские.

По словам генерального секретаря Российского Союза ректоров, Ольги Кашириной "союз ректоров проводит соответствующие консультации с ректорскими союзами различных стран, российскими и международными работодателями, а осенью этого года планирует провести международную конференцию, на которой будут озвучены новые принципы сбалансированной оценочной деятельности в образовании". «Считаю, - сказала Ольга Каширина, - что Россия должна проявить инициативу и объединить мировые академические центры, которые не в полной мере охватываются "англосаксонскими" рейтингами. Объединить не "против", а "за" - совместно с ними формировать более совершенные принципы и инструменты оценки вузов, способные учесть нюансы различных образовательных моделей".

Ольга Каширина полагает: важно, чтобы в России появился признанный мировым сообществом Центр экспертизы академических процессов, который, в том числе, занимался бы оценкой различных образовательных моделей.

Поживем – увидим. Как говорится, сам себя не похвалишь, весь день – как оплеванный.

Источник: Личные Деньги

То, что Кембриджский университет является одним из старейших и одним из самых известных в мире, знают если не все, то большинство из нас. Учиться там посчитали бы за честь многие, но везет далеко не всем. Выпускники этого учебного заведения - поистине счастливчики и самые настоящие умники и умницы. Еще бы! Учиться там под силу не каждому. К тому же стало известно, что Кембридж потеснил в рейтинге самых лучших университетов в мире сам Гарвард, захватив лидерств в свои руки. В тройку университетских лидеров, помимо уже упомянутого Гарвардского университета, попал также еще один американский вуз - Йель. А вот российским высшим учебным заведениям повезло меньше. В рейтинг лучших попал лишь один из них - МГУ.

В международном рейтинге университетов Московскому государственному университету им. М. В.Ломоносова "повезло" занять лишь 93-е место из 200 возможных. Первые же строчки достались, как нетрудно догадаться, конечно же, вузам Великобритании и США. Сильно не везет в последнее время немецким и голландским высшим учебным заведениям. Высоких строчек в нынешнем рейтинге среди лучших они не заняли. Но кто знает, как там сложится в будущем. Все может измениться. Пока же, по словам экспертов, лидеров образования уже в самом скором времени готовы будут потеснить вузы из Канады и Японии.

Тем родителям, которые не стеснены финансами и которые заранее выбирают для своих детей-школьников будущие вузы, эта информация придется как нельзя кстати. На вопрос - какой вуз в мире лучший и куда лучше всего (если потянете) надо пытаться "пристроить" свое чадо, ответит международный рейтинг университетов QS. Основными критериями в его составлении являются академическая репутация, востребованность у работодателей, соотношение количества студентов и преподавателей, а также цитируемость на международном уровне. Всего в рейтинг были включены 200 университетов.

Согласно проведенному исследованию, в лидеры на этот раз удалось вырваться Кембриджскому университету: он впервые за несколько лет смог занять в рейтинге QS почетное первое место, сообщает в четверг британская газета "Гардиан". За Британским Кембриджем следуют сразу два американских высших учебных заведения.

Таким образом, Гарвард потерял в этом году свое лидерство в сравнительной таблице лучших университетов в мире, и в первый раз за всю семилетнюю историю рейтинга уступил верхнюю строчку Кембриджу.

Между тем, Гарвард, получивший свое название в честь английского миссионера Джона Гарварда, стал самым популярным среди 5 000 работодателей, голосовавших во всем мире.

В свою очередь, Кембридж был признан лучшим среди 15 000 академиков. Кроме того, Кембриджский университет по праву занял первое место по количеству цитат, которые брались из его базы академических публикаций.

Еще один знаменитый вуз Великобритании - Оксфордский университет - занял в рейтинге 6-ую строчку. Напомним, что это старейший англоязычный университет в мире, а также первый университет в Великобритании.

Остальные строчки в десятке лидеров заняли менее известные у нас в России высшие учебные заведения.

Тот факт, что Гарвард потерял лидерство, Джон О"Лири, исполнительный член академического консультативного совета QS, объяснил тем, что ранее в университете был введен запрет на прием новых кадров. "Кембридж вырвался на вершину, потому что он улучшил свою цитируемость. В то же время Гарвард взял больше студентов и ввел запрет на прием новых кадров среди академиков. Это послужило причиной, по которой два университета поменялись в рейтинге местами".

Между тем, представитель Гарварда отметил: "Гарвардский университет чтили всегда. Он - признанный лидер среди всех учреждений высшего образования высшего калибра. Однако мы также продолжаем полагать, что наиболее важным является то, чтобы студенты выбрали колледж или университет, ориентируясь лично на свои индивидуальные потребности".

1. "University of Cambridge" Великобритания

2. "Harvard University" США

3. "Yale University" США

4. "UCL (University College London)" Великобритания

5. "Massachusetts Institute of Technology (MIT)" США

6. "University of Oxford" Великобритания

7. "Imperial College London" Великобритания

8. "University of Chicago" США

9. "California Institute of Technology (Caltech)" США

10. "Princeton University" США

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что наиболее прочные позиции в международном рейтинге университетов QS на сегодняшний день удерживают вузы Великобритании и США. Такой же вывод напрашивается, если посмотреть дальше - на первые 17 позиций рейтинга. Их также занимают английские и американские высшие учебные заведения.

В целом, во всем списке доминируют американские учреждения. Они занимают 31 строчки среди лучших в мировом университетском списке.

Между тем, как отмечает газета, то, что первые места в рейтинге принадлежат университетам Великобритании и США, во многом обусловлено большим распространением в мире английского языка. "Британские и американские университеты имеют преимущество, потому что они англоязычные. Если вы публикуете статью на языке, на котором не говорят большинство исследователей, то вас не будут цитировать", - считают эксперты.

Неплохие позиции сейчас занимают также азиатские университеты. В международный рейтинг университетов QS попали 15 вузов Азии во главе с университетом Гонконга, занявшим 23-е место.

А вот университеты Германии и Нидерландов, известные в Европе своим высоким уровнем образования, наоборот, разочаровали составителей рейтинга. В итоге в числе первых 50 вузов немецкие и голландские вузы, на удивление, не значатся.

Ну и уж совсем разочаруем поклонников российского образования. Наша страна представлена в рейтинге Московским государственным университетом им. М. В.Ломоносова, который занял всего лишь 93-е место.

По мнению составителей рейтинга, передовые позиции в высшем образовании постепенно захватывают Финляндия, Канада и Япония. "В течение многих лет Великобритания занимала первое место. Но сейчас мы не видим прежнего очевидного преимущества", - сообщил глава группы аналитиков Андреас Шлейхер.

Так что, дорогие родители, советуем Вам очень внимательно присмотреться, например, к канадским и японским вузам. Кто знает, может быть, именно среди них Вы найдете тот, что подойдет Вашим отпрыскам для дальнейшего обучения за пределами России больше всего. Присмотретись внимательно и к стоимости обучения в этих университетах - скорее всего, она будет не так высока, как в том же Кембридже или Гарварде. Не секрет, что обучение в последних не всем по плечу, в том числе и финансово.

Напоследок, немного любопытной информации о лидерах-соперниках нынешнего рейтинга.

Кембридж

Кембриджский университет располагается в городе Кембридже на востоке Англии. Он был основан в 1209 году учеными, которые, спасаясь бегством от враждебных горожан из Оксфорда, мигрировали в Кембридж. Позже ученых взял под защиту Король Генри III.

Кембриджский университет является вторым по времени основания после Оксфордского университет в Великобритании и четвертым в мире.

Известными выпускниками Кембриджа являются Байрон, Мильтон, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Чарльз Бэббэдж.

Среди людей, так или иначе связанных с Кембриджским университетом, более 80 нобелевских лауреатов. По этому показателю он занимает одно из первых мест среди высших учебных заведений мира.

В Кембридже учатся 11 815 студентов, включая 1 257 зарубежных. Общее количество преподавательского состава достигает 1 590 человек.

Взносы, а также плата за обучение для британцев и студентов ЕС в Кембридже в этом году составляет 3 290 фунтов стерлингов на всех курсах.

Гарвард

Гарвардский университет располагается в городе Кембридж, американский штат Массачусетс. Этот университет старейший из университетов США. Он был основан в 1636 году и назван в честь первого благотворителя Джона Гарварда, министра и Кембриджского выпускника, который завещал этому учебному заведению свою библиотеку и половину состояния.

Известными выпускниками Гарварда являются Джон Апдайк, Барак Обама, Джон Ф Кеннеди, Франклин Рузвельт, Альфред Кинси, Роберт Оппенхеимер.

Общее число студентов в Гарвардском университете приближается к 6 700. В Гарварде работает около 2 100 преподавателей и больше чем 10 000 аспирантов.

Плата за обучение в Гарварде в 2009-10 году составила 33 696 долларов.

Оксфорд, Кембридж, MIT, Стэнфорд и университеты Лиги Плюща — лучшие мировые вузы, которые много лет держатся в первых строчках международных рейтингов. По статистике, только 5-7% абитуриентов в итоге становятся их студентами. Среди выпускников этих вузов — известные политики, успешные бизнесмены и нобелевские лауреаты, но что нужно делать российскому школьнику, чтобы — для начала — хотя бы поступить в желанный зарубежный университет? Марина Рунович для портала "Снобъ".

«Мама, я хочу в Гарвард». Кого ждут в лучших университетах мира

Один год учебы по программе бакалавриата ведущего зарубежного вуза будет стоить в среднем около 50 000 долларов, не считая проживания и различных сборов. Правда, некоторые студенты получают стипендии, покрывающие затраты на обучение частично или полностью, но заявки на них можно подавать только после получения от университета письма о зачислении. Чтобы помочь абитуриентам разобраться во всех тонкостях поступления, компания «Итэк» организует международную выставку «UNIS FAIR 2018 — лучшие университеты мира», которая пройдет 10 февраля: туда приедут представители более 80 топовых зарубежных вузов. Рассказываем, какие шаги нужно сделать, чтобы стать ближе к университету мечты.

Что нужно знать: через тернии к «Плющам»

Поступление в топовые университеты — трудоемкая задача, для выполнения которой необходим многолетний процесс работы над академическими предметами, уровнем английского языка и личными качествами, что требует примерно 2-4 года усиленной подготовки. Но есть и хорошие новости: российские старшеклассники могут поступать на первый курс бакалавриата в любой вуз США с аттестатом о среднем (полном) общем образовании — американские университеты принимают россиян наравне с другими абитуриентами. Значит, каждый, кто закончил школу в России, так или иначе имеет возможность претендовать на место в MIT, Стэнфорде и легендарных «Плющах», куда входят Принстонский, Гарвардский, Йельский, Корнеллский, Брауновский, Пенсильванский и Колумбийский университеты, а также Дартмутский колледж.

Для того чтобы поступить в американский вуз, абитуриенту необходимо владеть английским на уровне Upper-Intermediate и выше. В среднем результат за экзамен формата TOEFL не должен быть ниже 80 баллов, но Лига Плюща, MIT или Стэнфорд потребуют примерно 105-110 баллов из 120 возможных. Помимо проверки уровня языка для бакалавриата в США необходимо сдать SAT (Scholastic Assessment Test) — академический оценочный тест по математике, письму, чтению и анализу текста. Его аналог ACT (American College Testing) несколько отличается по формату: он основан на том материале, который изучают в американских школах. В частности, там поступающего ждет блок с задачами по естественным наукам, и стоит заранее ознакомиться со структурой этих тестов, чтобы выбрать тот, который больше всего подходит абитуриенту.

Великобритания же заставит играть совсем по другим правилам: в Оксфорд и Кембридж с аттестатом российской школы не принимают. Чтобы получить соответствующий стандартам диплом, нужно закончить одну из двухгодичных программ — A-level или International Baccalaureate (IB). Мало того, для каждого направления в британских вузах предусмотрены дополнительные экзамены — разные специальности предполагают разные испытания, разную подготовку и разные сроки сдачи.

Документы: творчество в бюрократии

Если абитуриент уже выбрал, в каком университете мечтает учиться, ему необходимо заполнить различные формы для дистанционной подачи заявлений на поступление. Основной сервис в Америке, который облегчает задачу, — Common Application (CA): это единая для всех вузов онлайн-анкета, куда вносятся оценки, персональные данные, информация о семье, сведения о наградах и внеклассных достижениях. Для подачи документов в Великобританию стоит воспользоваться аналогичной системой UCAS (Universities and Colleges Admissions Service).

Топовые зарубежные университеты оценивают поступающих комплексно: им важен не только экзаменационный балл, но и все, что абитуриент указывает в анкете. Например, раздел activities: они хотят знать, в чем человек когда-либо принимал участие. Спорт, музыка, театральный кружок, волонтерство или что-то еще: заполнение документов — время показать собственную разносторонность. Однако палку перегибать не стоит: «Чем больше ты покажешь и расскажешь университету, тем больше шанс, что тебя возьмут» — распространенное, но ошибочное мнение. Если абитуриент катается на коньках, берет уроки фортепиано, однажды выиграл олимпиаду по химии и пишет стихи, слишком широкий круг его интересов может сыграть отрицательную роль в решении комиссии. Помочь разобраться в том, чего на самом деле стоит будущий студент и насколько глубоко он увлечен желаемой специальностью, комиссии помогает мотивационное письмо.

Мотивационное письмо: самое важное сочинение

Мотивационное письмо — это эссе на одну-полторы страницы (примерно 600 слов), в котором абитуриент дает понять университету, чего он может достичь и чего уже достиг в рамках выбранной области. Одно базовое письмо загружается в онлайн-анкету вместе с другими данными, но для каждого вуза необходимо подготовить новый, уникальный текст, который выделит претендента из тысяч соперников. Золотые правила таковы: избегать клише и неоднозначных тем, постараться рассказать о себе прямо и искренне, отказаться от романтических представлений насчет будущего обучения и четко проговорить желаемые цели.

Задача приемной комиссии — через прошлые достижения поступающих попытаться предугадать тех, кто в будущем изменит мир. Часто желанное место в университете получают те, кто не боится высказывать личное мнение о важных проблемах, которые широко обсуждаются в обществе (или же, наоборот, замалчиваются — тем более стоит подчеркнуть собственную заинтересованность и неравнодушие). В своем письме претенденту стоит показать, что он уже фокусируется на какой-либо теме: например, экологические проблемы родного региона. Если он много лет изучает экологию, имеет опыт реализации проекта по защите окружающей среды, создал некое локальное сообщество по охране природы или работает над собственным исследованием, это послужит доказательством его мотивации.

Последние несколько лет вузы Лиги Плюща, Оксфорд и Кембридж просматривают аккаунты своих абитуриентов в социальных сетях. Важны не только самые свежие публикации, но и вся история страницы. Цель такого расследования — не только получить общее представление о возможном студенте, но и сопоставить факты из мотивационного письма с его настоящей биографией. Поступающему стоит подумать над тем, чтобы удалить из аккаунтов все, что может как-то его дискредитировать, и уделить внимание тому, с кем он дружит, в каких группах числится участником, каким образом выстраивает коммуникацию с другими пользователями и чем делится с подписчиками.

Интервью: опишите этот чайный пакетик

После того как прием документов завершился, комиссия внимательно рассматривает все заявления. Тех, кому повезло пройти первый отбор, чаще всего ждет собеседование в формате интервью, и главное для абитуриента на этом этапе — суметь рассказать, почему ему важно учиться именно здесь.

Топовые университеты имеют многолетнюю или даже многовековую историю, поэтому понимание их индивидуальных отличий и традиций станет преимуществом для поступающего. Есть мнение, что американцы из Лиги Плюща любят спорт, а MIT и Стэнфорд отмечают креативность студентов: при поступлении в эти вузы стоит обязательно рассказать что-то о собственных спортивных или творческих достижениях. К тому же абитуриенту необходимо заранее узнать, какие курсы есть, например, только в Принстоне, и какие преподаватели ему интересны: хорошая осведомленность о внутренней жизни вуза послужит дополнительным доказательством того, что выбор сделан осознанно.

Готовиться к интервью стоит очень скрупулезно, но вопросы могут касаться не только академических аспектов выбранной области. Вот несколько примеров того, чем разные университеты озадачили студентов прошлых лет: «Считаете ли вы Гамлета безумным?» (английская литература), «Насколько велико облако?» (география), «Сколько нулей в сотне?» (математика), «Опишите этот чайный пакетик» (социология). Любой вуз хочет выяснить не только уровень поступающего, но и то, как он способен мыслить и рассуждать.

Шанс есть у всех

Считается, что к поступлению в топовые зарубежные вузы стоит готовиться чуть ли не с младшей школы, и родителям все время необходимо пестовать гения, который успевает показывать высокие результаты и в классе, и на дополнительных занятиях. Но если абитуриент — восьмиклассник или даже десятиклассник, мечтающий учиться за рубежом, а в журнале пока не хватает пятерок, ничего страшного: у него еще есть время улучшить свои знания. Заметный путь, пройденный поступающим за последние школьные годы, может даже сыграть ему на руку: университет наверняка отметит его способность быстро расти и усваивать новое. 10 февраля в рамках международной выставки «UNIS FAIR 2018 — лучшие университеты мира» состоится семинар «Как поступить в Стэнфорд, MIT, университеты Лиги Плюща?»: о том, какие программы подготовки доступны школьникам из России, о стратегиях поступления и правилах приема расскажет Билли Уилан, эксперт в вопросах подготовки к поступлению в топовые вузы США.

Желание учиться заграницей у Айгерим Коржумбаевой возникло во время учебы в школе, когда девушка начала усиленно изучать иностранные языки. К сожалению, на момент окончания школы, было трудно найти гранты для обучения за рубежом и Айгерим поступила на стипендию в Казахстанско-Британский Технический Университет по специальности «Менеджмент». На первом курсе она начала готовить документы для программы «Болашак», так как «Болашак» начал активно набирать учеников для учебы за рубежом.

Как говорит сама Айгерим, из экзаменов ей требовалось сдать SAT Reasoning Test (“американский ЕНТ” с упором на логику и критическое мышление) и SAT Subject Tests (предметные тесты). Сдать TOEFL для нее не составило труда, об этом говорит ее результат – 655 баллов из 677 возможных. Для подготовки к SAT Reasoning и SAT Subject Tests у Айгерим оставались считанные дни, и основной упор она делала на изучение новых слов. Первый экзамен состоял из заданий по английскому языку и математике, а вот второй уже проходил по трем выбранным предметам – Математика 1, Математика 2 и Физика. Так как результаты экзаменов Айгерим потерялись, она решила лично связаться с организаторами экзамена и попросила выслать ее результаты. Со всеми необходимыми документами на руках, она смогла поступать в большее количество университетов.

«Стипендия программы «Болашак» была мне предоставлена для учебы по специальности «Экономика аграрного сектора», и на выбор было предложено порядка 30 университетов, среди которых не было ни одного, который входил бы хоть в Топ 20. Были мысли, что лучше уж остаться в КБТУ, чем тратить силы на поступление в рядовой университет». Тем не менее, Айгерим отправила документы в Стэнфордский университет на специальность Economics (Экономика), так как оказалось, что в Кремниевой долине аграрная экономика не была в приоритете.

Здесь стоит отметить, что во многих американских университетах студентам вообще не обязательно выбирать «специальность» до второго или третьего курса. Учеба в ВУЗах США в основном подразделяется на два типа: гуманитарные и естественные науки (Arts and Sciences) и инженерия (Engineering). Более того, гибкая система позволяет совмещать несколько «специальностей». Когда же пришло подтверждение из Стэнфорда, Айгерим оставалось только ждать решения республиканской комиссии. Комиссия учла тот факт, что Айгерим стала первым стипендиатом программы Болашак, поступившим в Стэнфорд на бакалавриат. Также важным было и установление партнерских отношений с этим университетом. В итоге комиссия приняла решение в пользу Айгерим. И вот в 2008 году она стала студенткой Стэнфорда. (стоимость обучения 1 года по программе бакалавриата в Stanford University составляла порядка 50 000 у.е. – прим. ред.)

«Мне очень понравилась атмосфера университета, уникальный кампус, доброжелательные люди, даже растущие пальмы создают там особое настроение. Представители многих стран, разные культуры, религии и традиции - это источник постоянного развития всегда современного исторического ВУЗа в сердце Кремниевой долины. Также меня приятно удивило то, что девизом американского университета являются слова немецкого гуманиста “Die Luft der Freiheit weht”. (Веет ветер свободы). Следуя завету создателей университета, и сегодня там царит неповторимая атмосфера вознесения на пьедестал Свободы мысли, действий Студента. Свою учебную программу каждый студент составляет сам: например, 15 дисциплин по специальности, 5 научных дисциплин, дополнительный иностранный язык на выбор (я изучала арабский и португальский языки), письменные дисциплины и т.д.; также спорт – более 50 разновидностей занятий. Я выбрала теннис и зумбу – физическая нагрузка помогает справляться с интеллектуальной».

«Из-за того, что университет очень большой, на лекциях профессоров может присутствовать по 500 человек одновременно, однако во время самой лекции царит тишина, и все внимательно слушают. Еще один важный момент – задавать вопросы во время выступления лектора здесь можно и нужно, тогда как не во всех казахстанских ВУЗах такая практика приветствуется». Как говорит Айгерим, все студенты приходят с разным бэкграундом, что очень сильно влияет на степень понимания материала. «Но не стоит равняться на других», – считает Айгерим, – «а следует в первую очередь соревноваться с самим собой, так как успехи других могут дезориентировать в плане мотивации и интереса к учебе, особенно в таком месте как Стэнфорд».

День Айгерим начинался в 5 утра. Затем все по накатанной: зарядка, перекус, пару часов самостоятельных занятий, завтрак с друзьями, которых она в шутку называет «dining hall friends», и в 9 утра – начало занятий в университете. Занятия идут до обеда, иногда бывает пару занятий после обеда. Уже в послеобеденное время проходят т.н. Office Hours, время, когда преподавательский состав консультирует студентов по их вопросам – здесь объяснят, покажут и расскажут все что было не понятно на большой лекции. Далее студент работает самостоятельно, выполняя многочисленные домашние задания.

Невзирая на цейтнот, Айгерим принимала активное участие в общественной жизни университета. Она возглавляла культурный клуб стран Азии и Востока, организовывала мероприятия, делала презентации о Казахстане, организовала кулинарный клуб. Наличие на территории университета различных религиозных и культурных центров делает этот ВУЗ еще привлекательнее для представителей разных религий и народов. Нужно также подчеркнуть большую популярность проводимых в Стэнфорде ток-шоу или встреч с известными личностями, среди которых президенты, премьер-министры государств. Так, Айгерим посчастливилось познакомиться с некоторыми лидерами государств, а послушать какого-нибудь Питера Тиля, Сергея Брина, или Кондолизу Райс было делом обычным.

«Нагрузка очень большая, и только железная дисциплина, сила воли помогают преодолеть трудности. Мне много раз хотелось все бросить, ничего не делать, просто отдохнуть или выспаться. Тут уже как сам себя организуешь – необходимо заранее планировать свой день. Например, я хотела посетить встречу с Биллом Гейтсом, которая проводилась специально для студентов Стэнфорда, но не пошла, из-за большого количества домашних заданий».

Как оказалось, выходцев из Казахстана в Стэнфорде очень мало – Айгерим насчитала всего 10 человек за весь период своего обучения там. В 2011 году у девушки появилась возможность учиться в знаменитом Оксфорде по программе обмена студентами. Согласно ограничениям программы «Болашак» ей было разрешено пребывать там только один семестр, но и за этот промежуток времени она смогла узнать много нового.

«Разница между Стэнфордом и Оксфордом колоссальна – у каждого из них своя атмосфера. Если в Стэнфорде атмосфера «relaxed», то в Оксфорде это что-то более формальное, все по правилам, в английском стиле. Естественно, язык – порой даже американцы не понимают пресловутого British accent. Из того, что мне понравилось в оксфордской системе – т.н. tutorials, часы, когда профессора работают со студентами индивидуально. Также, согласно правилам, все студенты Оксфорда во время любых экзаменов надевают мантии, поэтому в экзаменационный период кампус заметно преображается».

Стэнфорд, как и университеты Лиги Плюща, славится своим «Honor Code» (Код чести), согласно которому студент должен выполнять домашние работы самостоятельно и не прибегать к плагиату. За нарушение правил академической честности очень легко попрощаться с университетом. Стоит отметить, что во время экзамена в аудитории остаются одни студенты, и, что удивительно, ни один студент не позволяет себе списывать, даже если есть такая возможность.

Система оценивания везде схожа – оценки A, B, C, D, E. Есть final exam (или final paper), который проводится в конце курса, midterm – в середине семестра, и каждую неделю выполняются самостоятельные работы, задачи, пишутся эссе, при этом параллельно студенты работают в группах либо индивидуально с различными проектами, а также могут брать дополнительные задания от профессоров на т.н. bonus. Количество кредитов варьируется, в зависимости от дисциплины. Бывают легкие предметы, а бывают и очень сложные. Для Айгерим такой дисциплиной была Advanced Econometrics. Как она признается, каждое задание по ней писалось «со слезами на глазах», а получить у профессора В являлось вершиной успеха – на большее мало никто даже не претендовал.

На последнем курсе в Стэнфорде Айгерим пришлось выбирать: писать дипломную работу (к ней допускаются только студенты с высоким баллом GPA, к коим относилась наша героиня), либо потратить это время на изучение новых дисциплин. «Или ты пишешь «диплом» и занимаешься только своим исследованием, или продолжаешь учиться». Девушка выбрала второй вариант.

Примерно в это же время возникла идея о получении степени магистра. Для этого необходимо было поступить в университет, взять отсрочку у «Болашака» и найти деньги на обучение в магистратуре. Специальность уже была выбрана – «Технологии и инновации в сфере образования». Получить отсрочку было не так-то легко – вопрос решался на уровне республиканской комиссии, найти деньги оказалось гораздо сложнее, а вот с поступлением проблем не возникло: Айгерим подавала заявки в 4 университета (Стэнфорд в приоритете, Гарвард, Колумбийский университет и Пенсильванский университет), 3 из которых согласились ее принять, однако среди них не было Стэнфорда, что огорчило ее.

«Из документов я подавала анкету, сертификат GRE, 3 рекомендательных письма от профессоров (КБТУ, Оксфорд и Стэнфорд), сочинение-обоснование, ну и транскрипт с оценками Стэнфорда. Все документы должны быть отправлены до дедлайна, у каждого ВУЗа свои сроки подачи».

Выбор Айгерим был предсказуем – Гарвард. Университет согласился предоставить девушке помощь в размере 20% от всей стоимости обучения (ок. 60 000 у.е. – прим. ред.). В поиске остальной суммы активное участие принимала вся семья Айгерим. «Я сама из обычной семьи, и найти такие деньги для нас – задача не из легких. В ход пошли все сбережения, помогли родственники, друзья, знакомые. Кто-то был настроен негативно, мол отучилась уже в крутом ВУЗе, мало что ли?».

Наша героиня рассылала письма в компании в поисках спонсора, изучала информацию по различным программам, но безуспешно. Тем не менее, денежный вопрос был решен. Положительную роль сыграло и то, что продолжительность магистратуры составила 1 год, оплату двухгодичной программы семья бы просто не потянула.

«Гарвард знаменит как самый старый университет Америки. Девиз университета – VERITАS/Истина. Традиции и современность сочетаются в ВУЗе так же хорошо, как и отлаженная система администрирования, начиная с порога: вход в здания осуществляется электронными карточками, все передвижения контролируются. В процессе обучения мы писали различные проекты, изучали особенности обучения детей разных возрастов, и даже проходили практику: преподавали детям в государственных школах, а также т.н. home-schooled kids – детям, которые по решению родителей проходят обучение на дому. Надо сказать, что меня поразил уровень их эрудированности, не каждый родитель сможет заниматься со своим ребенком на таком уровне».

Учась в Гарварде, Айгерим Коржумбаева получила возможность параллельно изучать некоторые дисциплины в знаменитом MIT (Массачусетском Технологическом Институте). В MIT девушка занималась в двух лабораториях – Development Lab и Media Lab. В Development Lab (Лаб-развития) вместе с другими студентами, она создавала различные проекты, один из которых - создание транзисторов из бумаги, был реализован в одной из школ далекой Ганы. В Media Lab, являющейся одной из самых лучших лабораторий Америки в сфере технологий, Айгерим изучала новые технологии в разных отраслях. Здание Media Lab говорит само за себя: выполненное в стиле «Hi-Tech», оно наполнено различными изобретениями – тут и фортепьяно, которое играет само по себе, и приспособление, меняющее цвет в зависимости от громкости голоса, искусственная нога-протез, автомобиль без водителя и т.д. Это, несомненно, создает уникальную атмосферу, которая не присуща ни одному другому университету.

В 2013 году Айгерим Коржумбаева вернулась в Казахстан и сразу начала искать работу. На сегодня она уже успела поработать в Институте общественной политики партии «Нур Отан» и написать, в соавторстве книгу по основам критического мышления при поддержке Самрук Казына в рамках программы по развитию критического мышления Общественного фонда «Казахстан-2050». На данный момент Айгерим работает над проектом Educator.kz – казахстанско-американским образовательным интернет-ресурсом, целью которого является предоставление школьных программ на казахском, английском и русском языках. В планах написать о том, как правильно писать академическое эссе, и создать серию книг по изучению английского языка для казахско-язычных детей. Основной целью Айгерим является практический вклад в развитие нашей системы образования. О том, как достичь своих целей, Айгерим говорит, что особых секретов нет.

«Мотивация, дисциплина, тяга к знаниям, умение не расстраиваться по мелочам, и никогда не стоит равняться на других: достижения других людей – это только их достижения, у них были другие задатки, условия и возможности, всегда стоит работать только с тем, что есть у тебя».