Уровень образования бакалавриат. Что такое бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, в чём их разница. Виды бакалаврской степени

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процесса – свобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".

Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Степень бакалавра в Российской Федерации была введена еще в 1996 году, однако, многие до сих пор не знают, что такое бакалавриат, чем данная степень отличается от других степеней. Поэтому в данной статье мы рассмотрим понятие бакалавриата, ответим на вопрос, что это такое, чем бакалавриат отличается от магистратуры и специалитета.

Понятие бакалавриата

Под степенью бакалавра понимается такая степень, которая присваивается студенту высшего учебного заведения по окончании обучения и получения выбранной им специальности. Фактически эта степень означает, что человек получил высшее образование, ориентируются в своей специальности и может продолжить обучение с целью получения степени специалиста или магистра. Бакалавриат включает в себя 4 года обучения.

При этом первые три года студент проходит общую программу обучения. Как только начнется 4 курс обучения, он должен определиться с выбором специализации. После того, как студент выбирает свою будущую специализацию, он должен учиться в ВУЗе еще один год.

Различают прикладной и академический бакалавриат. В случае прикладного упор делает на практику, академический бакалавриат включает в себя больше часов теории. Впрочем, на практике все зависит от конкретной программы, принятой в ВУЗе.

Диплом бакалавриата

Диплом бакалавриата представляет собой документ о высшем образовании. В данном документе указывается квалификация студента, завершившего полный курс обучения в высшем учебном заведении. Например, если студент обучался на факультете экономики, то в графе степень будет указано «Бакалавр экономики». Специализация выпускника будет отмечена в графе профиль.

Именно профиль образования в конечном итоге играет главную роль для выпускника в будущем трудоустройстве.

Трудоустройство и дальнейшее обучение

После завершения обучения в высшем учебном заведении выпускник может продолжить его по программе магистратуры или же идти на трудоустройство. Степень бакалавра позволяет выпускнику трудоустроиться и получить практическую подготовку, которая будет достаточна для выполнения задач, соответствующих определенной профессии. Бакалавр имеет право занимать должности, которые требуют наличие высшего образования. Также будучи бакалавром человек имеет право отправиться на обучение за границу или рассчитывать на трудоустройство в иностранных компаниях.

Отличие бакалавра от специалиста и магистра

Главными отличиями бакалавриата от специалитета является менее углубленное изучение специальности. Однако, как уже было сказано выше, после получения степени бакалавра, выпускник может продолжить свое обучение. Данная система получила название «Болонской». Она предполагает переход бакалавра на уровень магистра. Таким образом, учащийся должен пройти ещё 2 курса обучения, которые продлятся в течение двух лет.

В итоге можно сказать, что выбирая между этими степенями, абитуриент должен решить для себя сам, что больше ему подойдет в будущем и какая программа на его взгляд является наиболее подходящей.

Бакалавр – это ученая степень первой ступени. Как термин впервые появился в европейской системе образования. Обычно присуждается студентам после освоения ими программ соответствующего учебного курса. Во всем мире он обозначает разные уровни образования.

Условия получения степени

Для того чтобы получить степень бакалавра, каждый соискатель должен проучиться в ВУЗе не менее четырех лет. В последующем, будучи , можно претендовать на степень магистра.

Данная ученая степень подразумевает, что специалист обладает соответствующим уровнем квалификационной подготовки и имеет:

Начальные навыки научно-исследовательской деятельности;
- умение адаптироваться к разным видам интеллектуального труда;
- широкую компетенцию в определенной профессии;
- знание основ специальности.

Бакалавры являются востребованными рабочими кадрами и могут без труда переквалифицироваться в узкую специализацию. Это дает обладателям таких дипломов весомое преимущество перед некоторыми иными специалистами. Свое образование бакалавр может продолжить в интересующем его специализированном ВУЗе. Однако все чаще встречаются обладатели степени, предпочитающие набираться опыта на предприятии.

Бакалавриат в разных странах мира

В странах, подписавших Болонский процесс, балакавриат признается высшим образованием. В некоторых государствах приравнивается к младшей ученой степени. Но, например, во Франции, ее получают все выпускники средней школы. Япония требует, чтобы специалисты проходили курс, протяженностью в шесть лет. Эта система считается одной из самых эффективных, поскольку выпускает специалистов высоко класса. В Российской Федерации эту степень получила распространение в начале 90-х годов прошлого века.

Стандарт бакалавра в США, Канаде и Европе может отличаться сроком, в зависимости от направления, от 4 до 6 лет. После этого выпускник может занимать должность, соответствующую высшему образованию.

В России минимальный срок для получения звания – 4 года. Несмотря на то, что в РФ степень бакалавра – это часть высшего профобразования, она дает право занимать должность, предусмотренную для выпускников ВУЗов.

В мире существует несколько видов бакалавров: искусств, наук, прикладных наук, экономики. Каждый из них подразумевает изучение выбранного направления с условием дальнейшей реализации полученных навыков в профессиональной деятельности.

Получить сегодня высшее образование может каждый, кто хочет и умеет учиться. Однако далеко не все выпускники понимают все тонкости образовательного процесса и частенько не разбираются в нюансах используемых терминов. Именно поэтому сейчас будем объяснять, чем бакалавр отличается от магистра.

Об уровнях образования

Существует шесть основных уровней образования, среди которых есть и высшее профессиональное, о котором сейчас и пойдет речь. Оно же, в свою очередь, подразделяется на три ступени:

  • 1-я степень, или квалификация «бакалавр».
  • 2-я степень, или квалификация «специалист».
  • 3-я степень, или квалификация «магистр».

Кто такие бакалавры

Прежде чем начинать разбираться, чем бакалавр отличается от магистра, нужно понять, что же эти термины означают. Итак, бакалавриат - это базовый, то есть основной уровень высшего законченного образования. Срок обучения может быть разным, в зависимости от формы обучения (дневная, заочная), но всегда составляет не менее четырех лет. Программа обучения в данном случае должна охватывать не только специфические дисциплины (согласно получаемой специальности), но и общеобразовательные, охватывающие все существующие области знания. То есть в качестве небольшого вывода хочется отметить, что бакалавр получает фундаментальную подготовку, в которой практически отсутствует узкопрофильность.

Также надо отметить, что полученный в результате обучения диплом бакалавра дает человеку возможность профессиональной деятельности. Но вместе с тем и возможность продолжать обучаться далее.

Кто такие магистры

Рассматривая степени «бакалавр» и «магистр», разница в терминах - вот о чем нужно рассказать. Но прежде нужно понять, кто же такие магистры. Так, магистратура - это ступень высшего образования. Но вот вторая или третья - об этом можно долго спорить. В нашей стране степень «специалист» пока еще существует. И списывать всех специалистов со счетов просто неразумно. Но магистр все же находится на ступень выше специалиста. Тут также надо отметить, что в европейской практике степени «специалист» нет. После бакалавра студент, желающий продолжить обучение, поступает сразу же в магистратуру. У нас же обучение более расширенное.

Диплом магистра можно получить по истечении двух с половиной или трех лет обучения (конечно же, не считая бакалавриата). Особенность магистратуры в том, что тут группы намного меньше, информация подается узкопрофильная, а программа направлена не на общеобразовательные дисциплины, а на специфические, особенные для той или иной специальности. Также в программу должна быть включена производственная практика и написание научных работ, чаще всего именно статей.

Основные схожести

Итак, степени «бакалавр» и «магистр». Разница тут, конечно же, есть. Но имеется и много схожего.

  • Степень как бакалавра, так и магистра можно получить при помощи дневной или заочной формы обучения.
  • Обе степени дают возможность работать согласно полученной квалификации.
  • По окончании нужно писать итоговую работу. Однако на магистратуре она будет на порядок сложнее.
  • Любую из этих степеней можно получить в высшем учебном заведении.

Различия

Пришло время разобраться, чем бакалавр отличается от магистра. Отличий тут, нужно отметить, очень и очень много.

  1. В первую очередь то, что на бакалавриате студент изучает общеобразовательные дисциплины из самых разных областей знания. В магистратуре же обучение узкопрофильное.
  2. Нередко абитуриенты еще по своему незнанию задают вопрос: «Что выше: бакалавр или магистр?» Конечно же магистры. Срок их обучения составляет от шести лет и более. Бакалавры же учатся от четырех лет.
  3. Получив диплом бакалавра, студент имеет право поступить в магистратуру. В ином случае человеку магистром не стать.
  4. Бакалавры могут заниматься профессиональной деятельностью. Магистры же имеют право еще и преподавать.
  5. Бакалавр не имеет права вступать в аспирантуру. Магистрам же вход открыт. Но, конечно же, после удачного окончания конкурса.
  6. По окончании обучения бакалавр пишет выпускную работу, а магистр - магистерскую диссертацию. Это что-то сродни начальной научной работы.
  7. Разнится и время обучения. Получить бакалавра можно минимум за четыре года, магистра - за шесть и более.

«Народные» особенности

Разбираясь, чем бакалавр отличается от магистра, нужно также рассмотреть и неофициальные моменты. То есть как к той или иной степени относятся в народе или же при приеме на работу. Так, почему-то в нашей стране бакалавров считают недоученными. То есть данная степень в народе называется незаконченным высшим образованием. Но тут нужно отметить, что в Европе бакалавры работают во всех структурах. Магистры же считаются там уже научными сотрудниками.

О плюсах и минусах бакалавриата

Чем же так хорош бакалавр? Образование студент получает разноплановое, с учетом специфических дисциплин. Время обучения составляет четыре года, так что начать трудовую карьеру можно на пару лет раньше. Имея степень бакалавра, можно поступить в магистратуру в любой зарубежный вуз и продолжить обучение уже там. Но все же тут есть один большой минус: в нашей стране бакалавров на работу берут неохотно, отдавая предпочтение специалистам или магистрам. Работодатели часто считают, что за 4 года получить достаточное качественное образование нельзя.

О плюсах и минусах магистратуры

Поняв, что выше - бакалавр или магистр, нужно рассмотреть все плюсы и минусы данной степени обучения. И в первую очередь речь пойдет о времени, потраченном на освоение дисциплин. Магистры учатся в среднем шесть лет. За это время можно получить качественное образование, особенно хорошо освоив специфические дисциплины. Также магистры нередко поступают в аспирантуру, желая заняться научной деятельностью. К тому же магистры имеют право преподавать, что также прельщает многих учащихся. Но нужно отметить, что наш магистр и европейский немного разнятся. Там подготовка более глубокая, особенно если речь идет о научной деятельности. Так что перевести отечественный диплом на диплом европейского образца бывает очень и очень сложно. С бакалавриатом дела обстоят на порядок проще.