Почему я не вижу смысла. Что делать, если не видишь ни смысла, ни цели своей жизни? Не вижу смысла жить дальше

В психологии феномен бессмысленности жизни на удивление редко стоит в центре внимания, учитывая его распространённость, и преимущественно рассматривается в контексте депрессивных расстройств. Что-то важное (будь то смысл или Другой, что здесь синонимично) было со мной, теперь оно утеряно, а жить с этой потерей категорически невозможно — это и есть условная картина депрессии. Сложно установить, вызывает ли потеря смыслов депрессию, или последняя сопровождается обессмысливанием мира субъекта как следствие того, что всё плохо и ничего ценного здесь уже не осталось. Но тяжело не только встретить, но даже представить человека, активно и бодро проживающего бессмысленную жизнь, так же как и того, кому тоскливо и плохо, но существование преисполнено смыслами. Так что будем считать, что это если не эквивалентные понятия, то прочно связанные общей темой Меланхолии.

Но переживаем ли мы это остро или нет, однако жизнь фундаментально бессмысленна, как бессмысленно по умолчанию вообще всё в мире самом по себе. Чтобы со всей основательностью прийти к этому выводу, человечеству понадобились уйма времени и две мировые войны. Не то чтобы это достижение кого-то обрадовало, и потому оно осталось мёртвым грузом висеть на шее культуры. Грандиозные по сути достижения экзистенциализма так и не были усвоены и закреплены (как и весь исторический опыт человечества), зато теперь к ним могут обращаться те, кто подозревает, что с осмысленностью мироздания что-то не так. Однако бессмысленность реальности и бессмысленность существования конкретного субъекта — это не одно и то же.

Бессмысленность реальности означает тот простой и важный факт, что реальность просто есть. Это индифферентная по отношению к людям и самой себе разнородная масса как-то упорядоченных или не упорядоченных явлений, которые случаются или не случаются. Мир абсолютно никаков. Вопрос смыслов здесь не ставится, потому что смыслы — это про разумных людей, а не про камни и звёзды (как бы вам ни нравились и ни были наполнены ценностью камни и звёзды). Смертные заброшены в бессмысленный мир и пытаются как-то здесь разобраться, пока могут. Потом они вообще умирают, так что приходится стараться активнее или на всё плюнуть и пойти пить. Но допустим, что пить мы не хотим.

Это значит, что единственное «место», где хотя бы гипотетически можно обнаружить смыслы — это психическое пространство самого субъекта, а не нечто вне его. Это не значит, что смысла нет нигде, кроме саморазвития (что бы это ни значило) или других игр с отражениями. Это значит, что моё особое отношение к данной скульптуре, лесу, городу, идее либертарианства или пантеону древних майя, наделяющее их смыслом, заложено не столько в них и даже не столько во мне самом, сколько между нами, где что-то там на этой основе совпадает или не совпадает с чем-то во мне. Моя любовь к этому человеку — это именно моя любовь, что-то особенное, что я воспринимаю в связи с ним, а не нечто в нём, но без меня и без него этого бы не возникло. Звучит как трюизм, но трюизм очень важный. Смысл — это нечто, что зарождается в субъекте, но невозможно без объекта, воображаемого или нет. Отсутствие заложенных вовне и излучающихся от объектов смыслов может кого-то расстроить, но на деле в этом нет ничего кошмарного. Зато такой сдвиг восприятия позволяет куда лучше увидеть, как все эти чертовски важные вещи появляются и оживают в нас самих через контакт с чем-то вовне. Так что сколько не пялься на объект любви, но любви там не обнаружишь. И я напомню, что проекции — это всё ещё наши проекции.

К сожалению, как нет резона шарить взглядом по миру и искать там что-то осмысленное, когда твоя жизнь опустела, так и нет его в том, чтобы с болезненным энтузиазмом авгура разглядывать свои внутренности в поисках утраченного смысла с картинами великого будущего и золотого века прошлого. Потому что всё, что появляется, зарождается где-то между, и происходит это, к сожалению, само собой. Единственный классик сколько бы то ни было удачного труда о вопросе смыслов, Виктор Франкл, отмечал, что «счастье подобно бабочке…» и так далее, и вообще его тяжело найти и легко потерять. Эта цитата стала фантастически банальной и уже образовавшийся от неё в процессе многократной эксплуатации пепел успел рассыпаться в прах, но истина, к сожалению, там так и осталась, разве что обратиться к ней стало сложнее. Смыслы невозможно найти или оживить сознательными усилиями воли (как сделать с их помощью ещё много чего). Иногда они внезапно появляются, и тогда уж лучше быть с ними поаккуратнее, потому что всё прекрасное ломается разочаровывающе легко. Притом чем больше усилий прилагает субъект к поиску смысла и чем сильнее нагружает ценностью эту находку, тем меньше у него шансов. Поскольку именно подобное перегружение психики тягостным давлением с печатью вины и разрушения уже привело субъекта к потере смыслов и продолжает делать то же самое. Так же как и грубый и преждевременный анализ смысла заставляет его улетучиться, и совсем не обязательно потому, что смысл был “ложным” (если вообще существуют ложные смыслы), а в виду всё той же хрупкости.

К слову, по заявлениям очевидцев, читать «В поисках смысла» в надежде найти там собственно смыслы совершенно бесполезно, там их не найти, и даже пути поиска там намечены ну очень абстрактно. После этого многие разочаровываются и полагают, что раз им не помог великомудрый Франкл, то уже ничто не поможет — всё тщетно, я обречён. Но просто не все книги и мудрецы одинаково полезны. Кому-то полезнее почитать Франкла, кому-то Мамардашвили, кому-то Лавея, кому-то новости, а кому-то лучше вообще ничего не читать, а пойти пройтись. Нет никакой общей схемы нахождения смысла, как бы ни хотелось к ней обратиться, потому что это очень личное, возможно даже самое личное (не считая желаний, само собой). Вот что можно вынести из выстраданного в ужасах заточения манускрипта Франкла, так это то, что смысл всегда есть и его не может не быть. Это не то, что разрушается или то, что нужно конструировать, это то, что где-то наличествует и просто остаётся до поры невидимым и незамеченным. Есть существенная разница между тем, что нечто искомое где-то (или когда-то) уже существует, и тем, что оно отсутствует в принципе. Найти то, что есть, заметно проще, чем то, чего нет.

Подобная надежда могла бы стать достойной опорой субъекту в этом мистическом поиске, если бы не важная оговорка. Человек в депрессивном состоянии, живущий, соответственно, в бессмысленном мире, не только лишён надежды, он всячески гонит её прочь от себя, не давая укорениться, в том числе и потому, что страх разочарования в нём куда сильнее желания иметь надежду. Его тяжело за это упрекать после того, что он уже потерял и как сильно разочаровался. Тем не менее, надежда — это важный и, наверное, необходимый шаг на пути поисков, а его опыт разочарования уже сам по себе может стать смыслообразующим.

И здесь мы переходим к самой, как мне кажется, важной части этого послания. Меланхолия предполагает продолжительный процесс истощающего разрушения, наличие груза бесконечной вины и присутствие могущественного внутреннего агрессора, пресекающего пути к изменению ситуации. И многое другое, вкупе с тем фактом, что смыслы истираются из внутреннего взора субъекта, и он погружается в пустыню смыслов, где проносятся яростные ветра ненависти к себе. Но несмотря на то, что всё естество субъекта под управлением восседающей над всем деспотичной инстанции препятствует переходу ситуации и самого субъекта в качественно другое состояние, разрывающее замкнутый круг разрушения и вины, лазейка всё равно остаётся. Хотя даже это бывает затруднительно, но наилучшей возможностью найти во всём этом смысл будет буквально найти смысл во всём этом. Очевидно, что ситуация, где теряются смыслы, препятствует их обретению, но бессмысленность как идея, а не переживание вполне может стать фундаментом для разрастающегося дерева смыслов с повешенным на нём субъектом и плодами в виде страдания и сострадания, опустошения, разрывающих душу демонов и всего в этом роде. Да, это звучит не слишком оптимистично, и кому-то может не понравиться именно такой исход, но есть вещи, которые мы не выбираем, и в том числе это наша психоструктура. Она просто есть, и как бы плоха она не казалась, но борьба с ней всегда оканчивается бессмысленностью и поражением субъекта, а не чудесными превращениями. Последние если и возможны, то в результате сотрудничества с собой, в том числе с кровавыми тиранами и демонами, а не благодаря разрушительным попыткам революций и триумфальной войне с собой. Хотя последнее звучит куда романтичнее и заманчивее, но добром не заканчивается.

Догадываюсь, что все эти измышления могут помочь страждущим не столь значительно, как хотелось бы. И понимаю я это в том числе как тот, кого в не меньшей степени мучила проблема утраты смыслов. Но именно это позволяет мне с большей уверенностью говорить, что это не безвыходная ситуация. Мир действительно полон объектов, взаимодействие с которыми обнаруживает путеводные искры смысла. И сколь бы то ни было активный (а в депрессивном состоянии скорее пассивный) поиск этих искр среди залежей косной материи рано или поздно увенчивается успехом. Также крайне полезным является здесь знание себя хотя бы в той мере, чтобы понимать, что привлекает, оживляет и вызывает интерес (а скорее вызывало этот эффект прежде, ведь сейчас всё плохо и скучно).

Само собой, для каждого это будут абсолютно личные и в этом смысле уникальные переживания и объекты, так же как и способы взаимодействия с ними. Но всё это действительно существует в смертных и населённом ими проклятом мире и требует лишь обнаружения и всматривания в том или ином виде. К счастью, эта возможность открыта каждому, покуда он жив и соображает. Кроме того, не стоит винить себя и позволять другим (а также своим внутренним объектам) упрекать за то, что жизнь опустела, а интересы утрачены. Люди сами отвечают за свои смыслы, но винить себя за их отсутствие равноценно обвинению сколь угодно трудолюбивого работника в отсутствии урожая зимой. Некоторых событий можно только дождаться, а тем временем быть терпеливее к себе.

Кураев кстати высказал очень интересную мысль о различии Эдема и райского сада. православных антиэволюционист­ов строится на тех святоотеческих текстах, которые отрицают наличие страданий и смерти в Эдемском саду. Согласно святоотеческой интуиции не только человек, но и животные были в блаженном состоянии. И потому никакие страдания и смерти, неизбежно связанные с эволюцией, богословски непредставимы.

Но и этот аргумент не представляется мне безупречным.

Во-первых, он упускает из виду, что Эдемский сад не весь мир. Рай - не синоним всего космоса до грехопадения. Эдем не объемлет весь мир - из него истекают реки, омывающие тот сад, в который помещается человек.

Боле того, Писание говорит, что Эдем и сад - не одно и тоже. "Насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке" (Быт. 2, 8) .

Русское слово "рай" - это еврейское "сад", и "парадиз" греческого текста (которое, в свою очередь, является эллинизированным персидским словом пардес - парк) . Эдем - мир радости. Слово Эдем скорее всего происходит от аккадийского эдину - степь. Но это первичное звучание было уже забыто, и для еврейского слуха это слово Эдем оказывается связанным именно с удовольствием, сладостью. Так, например, когда Сарра услышала обетование о рождении от нее сына, она "внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?" (Быт. 18, 12) . Утешение здесь - эдена.

Но в еврейском тексте со словом сад связаны не только радостные ассоциации. Смысла еврейского ган русское слово сад не передает. Еврейское ган происходит от глагола ганон - защищать. В других языках связь сада и ограждения, защиты также присутствует: французское jardin связано с глаголом garder (охранять) ; английское Garden, как и немецкое Garten также восходят к тому же романскому корню. Так что на русский язык ган скорее стоит перевести словом "огород": огражденное и защищенное место.

И это место не просто защищено само по себе, но и человеку дается прежде всего заповедь "хранить его" (Быт. 2, 15) . Но если сад при Эдеме - это огражденное и защищенное место, значит, было от чего защищать. От человека надо было охранять мир или человека от мира? Человек должен был охранять сад или сад давал защиту человеку?

Во всяком случае Эдем-радость, и сад-крепость, где был поселен человек - не одно и то же (ибо "из Эдема выходила река для орошения рая (огорода) " - Быт 2, 10) . Парадиз насажден при Эдеме (рaradeison en Eden - "рай в Эдеме") , и раем в смысле радости является именно Эдем, а не сад.

Сад был дан человеку, чтобы стать предметом его охраны и сам охранять человека; а Эдем - чтобы дать человеку радость. Человек не дошел до Эдема, а был лишь в саду при Эдеме.

Итак, Писание не говорит о том, что весь мир жил по законам Эдемского сада. Скорее - наоборот. Хотя Библия не описывает прямо мир за пределами Эдемского сада, но видно, что охраняемая зона явно противоставлена дикой невозделанной природе. И противостояние это мыслилось довольно жестким, таким, что нужна была даже охрана.

Но если только что созданный человек вводится в огражденное место - значит, его надо было от кого-то и от чего-то защищать. От сатаны, как мы знаем, эдемская ограда не защищала. Значит, были какие-то не духовные, а иные угрозы человеческому новичку на планете Земля. И вот для защиты от этих угроз человек изымается из общепланетарного контекста и поставляется в некий "манежик", имеющий четкую пространственную ограниченность (по четырем рекам) .

Вполне возможно, что за пределами эдемской ограды все законы борьбы за существование уже были. Бог предупреждал человека: "вкусишь - смертию умрешь" (Быт. 2, 17) . А если Бог сказал именно так - значит, людям был и ранее знаком опыт смерти (точнее - наблюдение за смертью других) . И тогда это значит, что смерть была в нечеловеческом мире, в мире животных.

Но человек до поры до времени был от этого защищен. И только своим грехом человек сломал ограду Эдемского сада, и законы внешнего мира, законы дарвиновской биологии хлынули в мир человека.

Связь греха и смерти догматически (то есть - вероучительно-зн­ачимо)­ устанавливается словами апостола Павла: "Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12) . Грех пришел через человека. Через человеческий грех смерть перешла на человеков. Но из этих слов апостола Павла никак не следует, что до греха Адама животные были бессмертны. Скорее из них явствует, что смерть в мире уже была - но лишь через человеческий грех она перешла и на нас.

Одно неоспоримо в библейском повествовании: Космос с самого начала нуждается в охране, в защите. И защищать нужно или Эдем от человека (и тогда "сад", "рай" есть крепостная стена, которою Бог защитил Эдем от человека) , или же надо защищать человека от внеэдемского мира. В последнем случае надо признать, что внеэдемский мир содержал в себе нечто такое, что было опасно для человека.

И второе обстоятельство, которое не учитывается православными антиэволюционист­ами: Эдем ограничен не только в пространстве, но и во времени. Эдемский сад не только не весь мир, но и появился он уже после сотворения человека. История мира не начинается с Эдема. Уже после завершения всех шести дней, отдельным творческим актом "Бог насадил рай в Эдеме на Востоке и поместил там человека, которого создал" (Быт.2, 8) . Итак, человек был создан раньше Эдема, а Эдем насажден после создания человека. Уже созданный человек помещается в насажденный для него сад.

"И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском" (Быт. 2, 15) . Человек создан вне сада и вне Эдема. Откуда же Бог взял человека? ("Взять" означает избрать - как "взяты" левиты из других колен) . Эдем - это не место нашего происхождения; это место нашего предназначения.

Человек создан вне рая. Но вне рая это где - ниже или выше? Человек создан в более высоком порядке бытия и потому помещен вниз? Или он создан снизу и затем вознесен до Эдема? Где возник человек - в мире джунглей, в мире, где не было божественного дождя любви и затем оттуда, из мира человекообразных он был помещен в Эдем?

Библейский текст склоняет скорее ко второму толкованию. Библейское повествование акцентирует: мир, в котором человек возник, не может быть тем же миром, где человек должен жить и расти. Отметим, что для того, чтобы оказаться в Эдеме, человеку надо было переместиться: перейти грань от дикой природы к саду. Это изменение не просто места, но среды обитания.

Человек должен быть защищен от мира своего антропогенеза. Значит, тот мир, откуда человек родом (по своей телесной биографии) , содержит в себе что-то разрушительное. Но это не есть моральное зло, не есть грех (ибо греха в дочеловеческом мире еще нет) . Есть что-то в природных законах и в природных циклах, что хорошо для космоса и опасно для человека. Есть нечто, без чего рост мира от "начальных пылинок вселенной" к предчеловеческом­у миру был бы невозможен, но теперь, когда рост достиг своего предела, законы эволюции должны умалиться.

Мир не может идти к новому без распада старого. Жизнь не может расти без постоянного обновления и без оставления чего-то за своими пределами, то есть за пределами жизни. В Космосе нет созидания без разрушения. В космосе - но не в мире человека. Эта полярность созидания и разрушения, эта гармония космических разрушительно-со­зидательных­ циклов может быть умерена, унята, разрушена - хотя бы там, где появляется человек. Он - надкосмическое существо, живущее в космосе, и поэтому гармония космических противоположност­ей не должна прямо функционировать в нем. Человек должен быть защищен от засилья космических законов - и дать эту защиту ему может только Надкосмическое существо - Творец космоса.

Отказавшись от Его покровительства, человек сделал себя частичкой того космоса, в котором все языческие философские системы видели неизбежное единство добра и зла, рождения и смерти. Да, мир человека радикально изменился в результате греха. Но можем ли мы считать, что внечеловеческий и дочеловеческий мир был другим до этого? Может, своим поступком человек просто стер ту грань, которой он был благодатно, сверхъестественн­о отделен от мира остальной природы?

Да, в том мире, в который был введен Адам, то есть в приэдемье могло не быть даже животной смерти. Но было ли так в мире, из которого Адам был изведен? Можем ли мы отождествлять исходный пункт и пункт назначения первого Исхода? Сербский богослов прот. Стефан Ляшевский полагает, что смерти не было лишь в Эдеме. При создании человека - в "Раю водворился новый мир, где уже не лилась кровь перед лицом бессмертного Адама, исчезла насильственная смерть среди животного мира, "ибо Бог дал всем в Раю в пищу всякую зелень и плоды", и покорены были человеку все звери".

Атмосфера благодати, в которую был введен первый человек, обнимала собою Эдем. Каков был мир за пределами эдемского междуречья - мы не знаем. О мире вне Эдема и до Эдема Библия также ничего не говорит. Во всяком случае некорректно судить о мире доэдемском и внеэдемском на основании того, что мы предполагаем бывшим в самом этом саду.

Она кстати поможет мне в размышлениях о несостоятельност­и гипотезы вечной жизни на земле. Но все же у меня есть коллизии с Кураевым. Это уже в другом посте.

Возраст ребёнка: 18

Я не вижу смысла в жизни

Здравствуйте. Я уже несколько лет нахожусь в депрессии, т.к. не вижу смысла в нашей жизни, и из-за этого у меня почти постоянно плохое настроение. Смысл чего-то добиваться в ней, если она скучна и неинтересна, летать или ездить по другим странам быстро надоест, как и многое другое, даже если чего-то добьешься, то что делать дальше? Вот есть у тебя деньги, дома, машина, приличная работа, а что делать дальше? Когда ты всего добился? Дети меня не интересуют, как и брак, ибо в наше время рожать детей просто глупо, ребенок станет или тупым быдлом, которое гонится за модой аля подвороты и хайповый музон, или нариком, шанс на нормального ребенка минимален, именно поэтому он и не нужен. Это как лотерея, а играть в нее я не собираюсь. Алкоголь и наркотики тоже не привлекают меня, во-первых это дорого, а кайф лишь временен, а во-вторых, это очень вредно и мой организм не выдерживает никакого кол-ва алкоголя ВООБЩЕ, после рюмки вина я буду помирать и блевать дня два лежа с температурой. Живу я с матерью, бросил учиться после первого года в техникуме, т.к. профессия оказалась не для меня, сейчас уже почти год сижу дома и изучаю программирование, думаю в конце марта - начале апреля устраиваться на работу, мои знания тянут на 15-20к рублей в месяц. Но радости от этого я особой не ощущаю, да и личная жизнь меня не особо манит, это мозгое…ля, и максимум, что взамен, это секс, стоит ли секс этой мозгое…ли, которую будет устраивать женщина? Не спорю, что бывают и хорошие девушки, но найти такую в наше время, это как иголку в стоге сена, если не сложнее. Как уже, наверное, стало понятно, друзей, да и простых приятелей, у меня нету, есть брат, которому я доверяю как себе и никого более, хотел бы я друзей? Нет, проучась 9 лет в школе и еще год в техникуме, я видел как люди лицемерили и смеялись за спинами друг друга, называя в лицо друг другу себя друзьями, как с такими людьми вообще может идти речь о дружбе? Друг - это тот, кто поможет и не предаст, а не тот кто тебе в лицо улыбается, а за спиной гадости про тебя говорит. Никаких вредных привычек я не имею, люблю гулять в лесу, когда погода позволяет. Большие скопления людей стараюсь избегать, т.к. как мне в них некомфортно. Можете ли вы мне помочь?

Никита

Здравствуй, Никита!

Я вижу, что тебя действительно одолевают негативные переживания. Для твоего возраста это нормально – окончание подросткового периода, начала юношеского часто вызывают у молодых людей растерянность и тревогу, вследствие чего возникают и другие негативные переживания. Если ты чувствуешь, что не можешь сам справиться со своими эмоциями, позвони по телефону 8-800-2000-122, он анонимный и совершенно бесплатный. Специалисты помогут тебе найти выход из любой сложившейся ситуации.

Здорово, что ты прекратил обучение по той профессии, в которой не чувствовал себя комфортно. Для такого поступка нужна определенная сила и выдержка, и у тебя они есть! Ты увлекся программированием, это очень похвально, ведь сейчас профессии, связанные с этим видом деятельности, действительно очень востребованы и хорошо оплачиваемы. Ты не думал над тем, чтобы поступить в вуз на факультет IT-технологий? Если нет, то подумай над таким вариантом, человек, имеющий высшее образование, всегда выше оценивается работодателем.

Ты пишешь, что у тебя есть брат, которому ты доверяешь, как себе. Делился ли ты с ним своими негативными переживаниями? Рассказывал о том, что мучает тебя уже достаточно долгое время? Если нет, то подумай над, чтобы разделить с ним свои чувства и волнения. Человек, с которым у тебя доверительные отношения, всегда поможет найти выход, позволит выговориться, поддержит в такое непростое для тебя время и, возможно, придумает такое решение проблемы, которое сам бы ты не придумал – просто все люди смотрят на мир по-своему, через свой опыт и свою призму восприятия.

Я рекомендую тебе посетить очную консультацию психолога, т.к. в целом депрессия – это достаточно серьезное расстройство, требующее помощи специалиста. Исходя из твоего письма, я могу сделать вывод, что твое депрессивное состояние уже действительно серьезно. На нашем сайте ты можешь найти адреса бесплатных психологических служб в твоем городе. И не забывай по телефон доверия: 8-800-2000-122!

Екатерина Сафонова,
психолог сайта «Я - родитель»

Здравствуйте, Инна! Я рад, что Вы все понимаете сами и от куда и почему у Вас данная проблема. Здесь нужно разобраться, и прежде всего конечно Вам, в том где Ваши мысли, а где Мамины, где настоящая личность, а где фантом! Начнем разбор по кучкам)). Её (мамы) характер, нравоучения, неумение и полное отсутствие навыков воспитания, оставьте ей, все фразы, по поводу Вас или Вашего поведения, так же верните маме, это как говорится её проблемы и нечего общего с Вами они не имеют, если завтра я или кто-то более авторитетный для Вас заявит, что вы умница, комсомолка и просто великолепная девочка, Вы а потом ещё пару сотен повторят тоже самое, Вы кому поверите? Можете не отвечать, это, не важно, важно то, что Вы индивидуальны и люди которые Вас окружают, тоже индивидуальны, и как говорится: «Что русскому хорошо, то немцу смерть » . Кому-то Вы будете нравится, а кто-то думает, что унижениями делает Вас сильнее и провоцирует на подвиги, это их проблемы! А Ваша задача оставить в детстве, а вернее снять с себя уже тот «детский костюмчик» в виде второй личности, которая Вас угнетает и несет откровенную чушь и подумать, а что вы хотите, какие чувства у Вас. Я могу предположить, что Вам, настоящей не поддельной без маминых умозаключений, хочется смеяться, радоваться жизни, быть увлеченной и стремится к саморазвитию. Останьтесь наедине, так, что бы Вам некоторое время некто не помешал. Поставьте перед собой два стула, а сами сядьте на третий. Представьте себя в роли художника, который создает две картины двух антиподов. На первом стуле создайте мысленно создайте образ негативной себя, тот который в данный момент Вас не устраивает. Начните с внешнего вида, потом перейдите к эмоциям на лице, осанки, жестам, о чем думает данная девушка, чем она живет, что для неё ценно, какие у неё убеждения. А красками для этой картины будет служить Ваш внутренний мир, все те переживания которые, Вас посещаю, берите от себя и возможно даже подобно скульптору, отламывая отсоединяя от себя куски негативного образа, создавайте свое произведение. Образ будет полностью законченным после того, как Вы поймете или почувствуете, что все мысли, все чувства и все, все, все уже передали! В этот момент может наступить чувство пустоты и при этом очищения. Пустоту мы заполним созданием нового образа на втором стуле. Выполните процедуру похожую на предыдущую, только лишь с одной разницей мы берем в себе зачатки положительных эмоций, яркого внешнего образа, правильных для Вас убеждений, которые могут помочь Вам двигаться вперед, обращая внимание на свой внутренний мир, а не на окружающих. Создайте практически идеальный образ, так как в этом упражнении есть небольшая хитрость попадая на картину наши положительные эмоции, мысли и цели преумножаются и мы можем увеличивать их до тех пределов, которые нам необходимы, только помните, не жадничайте, слишком хорошо, это тоже патология, в жизни должно быть место всему! После того как был создан положительный образ, нужно сесть на этот стул и как бы надеть на себя данный образ, принять такую же позу, примерять эмоции, попробовать мыслить новыми категориями, ощутить комфортно ли Вам в таком состоянии. Но не долго, ощутили, понравилось? Оставьте пока его на месте, а сами возвращайтесь на свое предыдущее. Подумайте, какие еще необходимо внести Вам изменения, для того что бы положительный образ полностью Вас устроил бы, внесите коррективы и еще раз подумайте, а что можно еще отдать в прошлое своему негативному образу, отдайте. Теперь повторите воссоединение с положительным образом и с данной позиции посмотрите на стул где Вы только что сидели, представьте, что Вы там и сидите, обратитесь с позиции нового образа, к себе с целью объяснить, самой себе каким образом можно достичь всего хорошего, что Вы имеете, что нужно делать для формирования положительных мыслей, как нужно жить, что бы жить счастливо. Находясь в позиции положительного образа и испытав комфортные ощущения, Вам будет достаточно легко объяснить, как прийти к такой жизни. Теперь покиньте положительный образ, вернитесь на свое место. И с этой позиции представьте свою жизнь виде некоего железнодорожного пути, станции на котором это периоды Вашей жизни! Посадите в поезд на сегодняшней остановке, негативный образ переведите стрелки таким образом, что бы поезд поехал в прошлое, но не Вашей жизни, а какой-то параллельной линии. Отправьте в этом направлении негативный образ, посмотрите ему в след, поезд превратиться в маленькую точку, а после и вообще исчезнет. Верните стрелки в обычное положение Вашей жизни, теперь посадите на поезд Ваш положительный образ и поставьте его в начало Вашей жизни, запустите поезд и пусть он останавливается на тех станциях периодов Вашей жизни, где есть необходимость в изменении прошлых обстоятельств. С учетом нового образа, положительных мыслей и ориентацией на решение внесите изменения в прошлое, как бы он теперь выглядело, если бы Вы были независимой, положительной личностью, умеющей смеяться и радоваться. И такие изменения вносите на каждой необходимой станции, не пытайтесь удержать поезд сознательно, это невозможно, где то необходимо будет больше времени, где-то меньше, а будут станции, которые Вы даже и не заметите, но будьте уверены, изменения произойдут во всех случаях. Дождитесь положительный образ на сегодняшней остановке. Представьте как Вы встречаете его на перроне (Ваша комната) обнимитесь с ним и почувствуйте, как постепенно вы становитесь одним целым, те места, которые были пустыми, теперь наполняются положительной энергией и в конце концов, вы становитесь единым целым! Поздравьте себя, Вы победили! Упражнение действует в тех случаях, если человек действительно, хочет изменений, потому что не всегда все что нас угнетает, действительно нам ненужно, есть люди, которые всю жизнь сидят по уши в дерьме, ноют, но менять не чего не хотят. Думаю, Вы не из таких, так что удачи, несмотря на то, каких результатов Вы добьётесь, к ситуациям в жизни относитесь, как к очередному уроку и идите только вперед!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 4

Эти фото скромного мужчины на кладбище взорвали Интернет. Прочтите его историю, если не видите смысла жить.

Его зовут Тонг Фуок Фук, строительный подрядчик, женат. По вероисповеданию – католик. В 2001 году супруга сообщила долгожданную новость – он скоро станет отцом.

Роды были очень тяжелыми, и наш герой несколько часов провел в ожидании у дверей родильного отделения и шептал молитву:
«Господи, Ты знаешь, как сильно мы любим детишек! Сделай так, чтобы с женой и ребенком все было хорошо! Обещаю Тебе: если они останутся живы, я посвящу детям свою жизнь и начну помогать тем, кто нуждается!»

Наконец вышла медсестра и радостно объявила: «У вас родился сын, все в порядке!»

Новоиспеченный папа еще долго не мог прийти в себя и сидел в коридоре. И тут его взгляд остановился на кабинете с табличкой «Операционная», куда периодически заходили женщины, выходя оттуда в слезах или с мрачным лицом. Они не были похожи на больных или беременных, что же они делают здесь, в родблоке? Внезапно Тонг понял – это абортарий… В одном здании и спасали, и убивали младенцев.

«Что же происходит с телами этих несчастных крошек?» — ему не давала покоя эта мысль и осознание ужаса, происходящего за теми дверями. Увиденное глубоко тронуло отцовскую душу, и он задал свой вопрос врачам, на что те недоуменно взглянули на него, словно он был не в своем уме.

Вьетнам стоит на 6 месте в мире по количеству сделанных абортов на душу населения. Большинство граждан живет за чертой бедности, пособия ничтожно малы, поэтому многие не раздумывая идут в абортарии. Забеременевшую незамужнюю девушку в селах могут просто выгнать из дома родители. Многие идут на прерывание даже на поздних сроках, если на узи выясняется, что будет девочка (хоть узнавание пола в стране и незаконно) – это экономически невыгодно.

С того дня Тонг Фук решил действовать

Он получил разрешение у медиков хоронить тела убитых в утробе. Сначала – на заднем дворе собственного особняка, потом – на специально купленной для этого земле, на что ушли все его сбережения – 2 тысячи долларов.

Окружающие считали его сумасшедшим, и даже жена недоумевала и была против, но он был непреклонен: каждого младенца он нарекал христианским именем, бережно хоронил в глиняном горшке, под гранитной плитой с гравировкой и искусственной розой. И так 11 000 раз в течение 15 лет.

«Жизнь человека священна с момента зачатия, и убитые дети – уже люди, но их не предают земле, а выбрасывают, как мусор… — говорит Тонг в интервью. – Когда я делаю все это, в моей голове мысли о живых детишках, которые ходят в школу, кушают сладости. А эти малыши уже никогда не получат всех радостей жизни… Единственное, что я могу сделать для них – достойная могилка…»

Но сутью всех трудов вьетнамца было не просто хоронить малышей по-человечески – он искренне верил, что увидевшие захоронение, не захотят больше избавляться от своих нерожденных сыновей и дочерей. Так и случилось – когда о кладбище стало известно широкой общественности, сюда начали приходить посетительницы. Они плакали у могилок, скорбя о своих погубленных крохах. С некоторыми Тонгу удавалось поговорить. А кто-то просто шел к нему домой со словами благодарности и раскаянием за свой поступок.

Идея вскоре принесла новые плоды – беременные или уже родившие, попавшие в трудную ситуацию, начали обращаться к Тонгу за помощью. Началось все с одной девушки, пришедшей выговориться и передумавшей прерывать беременность после долгой беседы с хозяином дома. Вскоре их небольшое жилище было заполнено вьетнамками на сносях и роженицами, и жена не выдержала. Тогда наш герой и рассказал ей об обете, данном Богу в день появления на свет их первенца. Супруга все поняла и с тех пор поддерживает мужа – их особняк превратился в приют.

Они решили брать в свою семью всех детишек, нуждающихся в заботе и крове. Спустя время на кладбище, где царила атмосфера скорби и горечи, появился коттедж, где нашли свою семью более 100 ребят, а также беременные женщины, которым больше некуда идти. Им можно находиться здесь до родов и полгода после, а потом либо забрать дитя, либо оставить его до улучшения обстоятельств. Воссоединение родителей и детей – главная цель Тонга. Пока матерей, забравших своих малышей лишь 25%.

Посмотрите на эти лица на фото – всех этих малышей могло бы не быть в живых, если бы не смелость обычного мужчины с добрым сердцем, безоговорочно верящего в Божьи истины и держащего свои обещания.

Сочувствуя тяжелой доле нуждающихся, приемный отец отдает детей обратно матерям, если семейные или финансовые трудности миновали. Если ребенка никто не забирает, он усыновляет его. Вместо имен своим подопечным он дает ласковые прозвища: Сердце, Достоинство, Честь… А фамилии всегда двойные – материнская и приемного отца.

Сначала общество отвергало то, что делал этот католик, считая его сумасшедшим. Однако он настойчиво продолжал задуманное, и вскоре слава о нем разнеслась далеко за пределы городка. Люди начали жертвовать деньги, помогать, открывать подобные приюты в других городах и странах.

Вся семья Фук трудится здесь с утра до вечера, здание переполнено людьми, башмаками, пеленками, подгузниками. Сам основатель до сих пор продолжает работать на стройке, его жена – в магазине, а бразды правления отданы сестре. Кроме того, они трудятся на ферме, выращивая животных и овощи для огромной семьи. Пожертвований, зарплаты и урожая зачастую хватает едва-едва. Содержание одной женщины обходится около 60 долларов в месяц. Спят все вместе на полу, бок о бок. Как выдерживает все это глава огромной принимающей семьи – загадка для наблюдателей.

«Отец Вьетнама» — так называет Тонга зарубежная пресса, а он лишь улыбается и говорит в интервью:
— Я буду продолжать делать это до самого последнего дня и надеюсь, что после моей смерти дети тоже будут помогать обездоленным.

Глядя на сияющие глаза этих детей, в это очень верится.

Жизнь этого человека точно не бессмысленна, правда?

Потому что его простой поступок и желание помочь затронули сотни судеб.

А сделали ли вы хоть что-то для окружающих? Помогли ли нуждающемуся?

Возможно, именно сейчас кто-то рядом нуждается в вашей руке, словах, помощи? Не фокусируйтесь на своих проблемах, оглянитесь вокруг! Простое «Как дела?», улыбка, пирог или 100 рублей способны многое изменить в чьей-то судьбе.

Не видите смысла жить? Станьте ответом на чью-то проблему, облегчением чужой боли, и вы испытаете истинную радость.

Но где же взять силы на все это?

Герой рассказанной нами истории — искренне верующий человек, а таким Сам Господь дает силы. Он — неисчерпаемый источник любви и надежды, свет в темноте проблем и обстоятельств. С Ним обычные люди способны на великие дела. Примиритесь с Богом, почувствуйте это на себе!