Почему так важно развивать любознательность. Упражнения и игры на любознательность. Преобразуем старое в новое

Любознательность присуща гениальным личностям. Многие признанные гении обладали этой чертой. важна каждому из нас. Есть несколько причин, которые доказывают это.

Любознательность повышает умственные способности. Разум любознательного человека находится всегда в активном состоянии, человек постоянно задает вопросы и находит на них ответы. Чем чаще люди используют свой разум, тем гибче и лучше он начинает работать.

Любознательность позволяет замечать новые идеи. При отсутствии любознательности свежая идея, даже находящаяся перед человеком не распознается его разумом. По этой причине множество отличных идей остались незамеченными.

Любознательность помогает открыть новые возможности и увидеть новые грани, которые обычно незаметны. Только пытливый ум может заметить это.

Любознательность повышает интерес к жизни. Любознательный человек не может жить скучной жизнью. Всегда есть что-то интересное, достойное внимания и изучения.

Возможно, если воспользоваться несколькими советами.

1. Сохраняйте восприимчивость ума .
Это необходимое условие для развития любознательности. Учитесь, забывайте изученное и снова учитесь. Будьте готовы изменить свое мнение в отношении различных общеизвестных фактов, которые могут оказаться ошибочными.

2. Не полагайте что что-то само собой разумеется .
Загляните глубже под внешнюю оболочку некоторых сторон мира. В противном случае, вы утратите любознательность. Не считайте что то что происходит, само собой разумеется.

3. Постоянно задавайте вопросы .
Чтобы заглянуть вглубь вещей, самое лучшее задавать вопросы. Вы должны выяснить, что это такое, почему оно сделано таким образом, когда это было сделано и кем изобретено? Каким образом оно работает, и зачем было создано? Эти вопросы – признак любознательного человека и его помощники.

4. Не считайте что-то скучным .
Если вы так считаете, то захлопываете одну из дверей своих возможностей. Любознательный человек всегда видит эту дверь в интересный и неизученный мир. Если на изучение его нет времени, то он не захлопнет такую дверь, а оставит ее открытой, чтобы вернуться сюда позднее.

5. Обучайтесь с интересом .
Не воспринимайте обучение как тяжкую обязанность, иначе не захочется изучить предмет глубже. Мотивируйте себя на обучение с интересом. Тогда появится большое желание окунуться в него с головой и узнать все получше.

Развитие любознательности

(консультация для родителей)

Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).

Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».

Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле ит.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы – это «выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов). Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.

Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии).

Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т.д.

Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что здесь перепутано?»

Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком). «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»). Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?» (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-разукрашки и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.

Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.

Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.

Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется). «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с педагогами, получить необходимые рекомендации).

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.

Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.


Введите e-mail адрес:

Дети рождаются любознательными: они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не переставал учиться в течение всей жизни, поощряйте и развивайте его любознательность. Врожденную любознательность имеют все дети, однако важно, чтобы вы учитывали индивидуальный стиль любознательности, присущий вашему ребенку.

Все дети проявляют любознательность по-разному. Например, некоторые дети любят изучать то, как устроен мир, при помощи наблюдения и размышлений, в то время как другие предпочитают делать это с помощью физических действий (прикосновений, изучения запахов или дегустации). Постарайтесь обеспечить возможность использования каждого стиля в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Исследования показали, что к поиску новых впечатлений, знаний и опыта ребенка побуждает не внешнее давление, а внутреннее желание удовлетворить свою любознательность. Любознательные люди постоянно находятся в поисках новых знаний. Они не только любят обучение и исследования, но им на самом деле нравится ставить перед собой трудные задачи и с увлечением искать их решение. Любознательность также помогает людям позитивно реагировать на неопределенность.

Недавние исследования показали, насколько важную роль играет любознательность в обучении. Лучше всего дети справлялись с учебным материалом, когда учителям удавалась вызывать их искреннее удивление от неожиданного исхода демонстрируемого эксперимента.

Учитывая важную роль, которую любознательность играет в процессе обучения, предлагаем несколько советов, которые помогут развить это качество у ребенка:

  • Поощряйте интересы вашего ребенка. Лучше всего дети учатся посредством действий, которые удерживают их внимание и стимулируют воображение . Найдите виды деятельности, которые нравятся ребенку больше всего, и практикуйте их вместе как можно чаще. Например, если ребенок любит танцевать под определенную музыку, создайте ему все условия для этого занятия. Если он любит животных, водите его почаще в зоопарк, демонстрируйте фильмы и передачи о животных, вместе читайте книги о них.
  • Создайте интересное пространство. Самые маленькие дети проводят большую часть времени, наблюдая за окружающей обстановкой. Им интересно узнавать новое об окружающей среде, поэтому дайте им любопытные и безопасные игрушки и предметы, которые они смогут исследовать и которые будут стимулировать их ощущения и чувства.
  • Поощряйте игры, стимулирующие воображение. Несмотря на богатое разнообразие электронных игрушек в наше время, постарайтесь дать детям возможность поиграть с такими простыми предметами, как коробки, кубики, пластилин или песок. Некоторым они могут показаться скучными, но они незаменимы для развития творчества и воображения. На самом деле эти игрушки являются одним из лучших инструментов обучения, поскольку дают широкое пространство для любознательности во время игры . Не говорите ребенку, что делать с материалами, как их использовать или каким должен быть окончательный результат его творчества. Пусть гидом ему будет его собственная любознательность.
  • Используйте открытые вопросы. Старайтесь избегать вопросов , которые предполагают односложные ответы вроде «да» или «нет». Задавая открытые вопросы, вы будете стимулировать мышление ребенка, подталкивая его к самостоятельному поиску решения. Попробуйте задавать ему такие вопросы, как: «Что ты думаешь о…?», «Как бы ты поступил на месте главного героя книги? Почему?».

Для развития любознательности важно не только создать благоприятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то новое - страх, ограничения и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

  • 1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Когда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что, от того как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией , зависит то, как скоро он адаптируется и вернется к желанию получать новые знания и опыт.
  • 2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им отвращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
  • 3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования

Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Важно не прекращать вопросов и никогда не терять святого любопытства». Именно любознательность является первым признаком гениальности. Это качество было в крови у таких интеллектуальных гигантов, как Томас Эдисон, Леонардо да Винчи, Ричард Фейнман и Альберт Эйнштейн. Ричард Фейнман особенно известен своими открытиями, которые не могли бы произойти, не будь у выдающегося физика неуемного любопытства.

Так отчего же пытливый ум столь важен для обычного человека? Попытаемся представить несколько аргументов, которые помогут убедить читателя в пользе развития любопытства.

Это качество тренирует умственные способности

Всем известно, что люди используют далеко не весь свой интеллектуальный потенциал. К тому же разум может находиться в пассивном состоянии, если его не развивать и регулярно не тренировать. Вы замечали, что любопытные люди часто задают много вопросов, хотят во всем дойти до сути? Это качество помогает держать их умы в активном состоянии. Знаете ли вы, что разум подобен человеческим мышцам, и если его нагружать работой, использовать все время, то он становится только сильнее?

Любопытство порождает новые идеи

«Любопытство - не порок» - так говорили древние. Когда человеку интересен какой-то процесс, какие-то вещи, его разум становится способным притягивать новые идеи. Любопытство порождает интерес, а без интереса человеческий разум будет закрыт для восприятия новых идей. Таким образом, человек, не обладающий любознательностью, по всей видимости, упускает невероятное количество возможностей в течение всей своей жизни.

Любопытный человек видит намного больше

Обычному взгляду не дано видеть подводные камни и заоблачные горизонты. Это станет возможным лишь тогда, когда любознательность поселится в сознании, как полноправная хозяйка. И вот тогда наблюдательный ум вмиг обнаружит все, что скрыто с поверхности обычной жизни, открывая дополнительные возможности для своего обладателя.

Жизнь любознательного человека никогда не скучна

Знаете ли вы, что пытливые умы не живут ни дня без приключений? У таких людей ни дня не проходит по отработанному сценарию, и, разумеется, им никогда не бывает скучно. Новые вещи, новые развлечения, новые ощущения - все это вместо скуки дано любознательным людям.

Как развивать любопытство?

У наших читателей возникнет логичный вопрос: можно ли научиться любознательности, можно ли развить в себе эти качества, будучи взрослым человеком? Спешим вас обнадежить. Существует несколько простых советов, следуя которым вы сможете развить в себе это полезное качество.

Держать разум открытым

Итак, вы должны дать себе установку быть готовым ко всему новому. Не будет ничего экстраординарного, если вам придется переучиваться делать привычные вещи. Будьте готовы к тому, чтобы начать впитывать в себя любую информацию.

Не принимать вещи как данность

Не думайте, что мир устроен именно так, как вам кажется. Копните глубже, и вы увидите, что это далеко не так. Люди, принимающие вещи как данность, утрачивают «святое любопытство».

Неустанно задавать вопросы

Ребенок, познающий мир, заваливает взрослых вопросами, но именно это и помогает ему во всем дойти до сути. Заметьте, с возрастом дети перестают надоедать окружающим людям вопросами, но не потому, что их любознательность иссякла. Подростки в состоянии сами найти интересующую информацию, обратившись к научным источникам. Запомните, что лучшими друзьями любознательного человека на протяжении всей жизни являются вопросительные слова и фразы. «Что это такое?» «Как это работает?» «Кто это придумал и почему он сделал именно так?»

Отменить маркер «скучно»

Всякий раз, когда вы только начинаете думать о действии как о скучном, ваш разум начинает противиться. А это автоматически сужает круг возможностей, которыми вы можете обладать. Любознательные люди рассматривают любые вещи как дверь, ведущую в новый захватывающий мир. Это касается любых процессов, а особенно обучения. Нельзя рассматривать учебный процесс как необходимое, тяжелое занятие. Относитесь к этому веселее, а не рассматривайте в качестве бремени. Отношение к учебе как к увлекательному захватывающему действу поможет вам наслаждаться процессом и добиться определенных высот.

Читать всегда и везде

Человек, зацикленный в своем узком мирке, обязательно потеряется, стоит ему попасть за пределы. Чтобы быть в курсе происходящих дел, читайте. Читайте каждую свободную минуту и обязательно расширяйте тематический кругозор. Новые знания обязательно спровоцируют дальнейший интерес к исследованиям.