Орден госпитальеров в России. Мальтийский крест и Россия

Пребывания ордена иоаннитов в России довольно коротка, особенно в сравнении с общей тысячелетней историей этой странствующей корпорации. Чтобы уяснить причины, по которым рыцарство забралось так далеко от давно облюбованного им Средиземноморья, заглянем в глубину веков.

В 1023 году египетский халиф Али аль-Заир позволил итальянским купцам из Амальфи восстановить в Иерусалиме старинный госпиталь (от латинского hospitolis - гость, то есть речь идёт прежде всего о гостинице), за пятьсот лет до того учреждённый там папой Григорием Великим для христианских паломников, посещающих Святую землю. Происхождение имени иоаннитов исследователи объясняют по-разному. Согласно одной из популярных версий, их постоялый двор располагался на месте древнего монастыря Святого Иоанна, от которого столетие спустя название перешло, выражаясь современным языком, к частному охранному предприятию, так как во взбудораженном Первым крестовым походом Израиле паломникам требовалась помимо крова и медицинской помощи уже и вооружённая охрана.


С той поры иоанниты, иначе называемые госпитальерами, наряду с орденом Храмовников, пресловутыми тамплиерами принимали деятельное участие в защите новоиспечённого Иерусалимского королевства. Рыцарей, покрытых красными плащами с восьмиконечными белыми крестами (они символизируют восемь рыцарских добродетелей: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность и терпение), можно было видеть сражающимися и на равнинах Палестины, и в горах Ливана, и в дельте Нила, у стен осаждённой христианами Дамиетты. Нередко в кровавых столкновениях с воинами Пророка иоанниты, прикрывая отступление единоверцев, погибали почти поголовно, однако их организация каждый раз возрождалась, пополняясь вновь и вновь прибывающими из Европы крестоносцами. Более набожные и благочестивые, нежели основная разнородная масса двинувшихся на покорение Востока европейцев, члены ордена, подчиняясь утверждённому римским папой строгому уставу, не позволяли себе обычных по тому тёмному времени зверств, поэтому, когда в 1187 году Иерусалим всё-таки пал, покоритель его Саладин великодушно разрешил госпитальерам продолжить в городе их гуманитарную миссию.

Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Гравюра XIX века


Недолго орден ещё держался в своих владениях на палестинском побережье, а затем через Кипр принужден был перебраться на остров Родос, где в продолжение двух столетий противостоял теперь уже исламской экспансии, последовательно отразив нападения египетского и турецкого султанов. Особенно сложно было справиться с Мехметом II, покорителем Константинополя. Третье же вторжение, произведённое в 1522 году руководимыми султаном Сулейманом Великолепным турками, заставило рыцарей после полугодового сопротивления оставить и Родос. Правда, через семь лет они получили от испанского короля Карла, воссевшего в тот год на престол Священной Римской империи, роскошный подарок - остров Мальту. Интересно, что владение было предоставлено в аренду, но плата взималась чисто символическая: ежегодно на Сицилию с Мальты отправляли по одному соколу. Однако развить гостиничный бизнес на средиземноморском курорте госпитальерам не пришлось: уже 1565 год вошёл в европейскую историю как Год Великой осады Мальты. Сорокатысячная турецкая армия несколько раз безуспешно штурмовала укрепления рыцарей, численно уступавших туркам в четыре раза. Мужество защитников и полководческий гений их Великого магистра де ла Валетта, именем которого названа островная столица, оградили в ту пору не только Мальту, но и Сицилию (тамошний вице-король от страха так и не сподобился прислать подкрепление осаждённым мальтийцам), и Неаполь, да, пожалуй, и всю христианскую Европу от воинствующего исламизма.

Сражение при Лепанто 1571 года, крупнейшая морская битва XVI столетия, в которой на стороне Священной лиги участвовали и мальтийские рыцари, хоть и не оказало решающего влияния на исход той турецко-венецианской войны, однако во многом предопределило ослабление турецкой мощи на Средиземноморье и, как следствие, постепенную размилитаризацию ордена, чаще называемого в ту пору уже Мальтийским. Рыцари теперь боролись в основном с морскими разбойниками, а заодно и пиратствовали сами, чаще всего разоряя берега Северной Африки.

К концу XVIII века военная слава иоаннитов померкла, героический дух сделался достоянием истории, так что Наполеону не стоило никакого труда по пути в Египет захватить Мальту: остров сдался французам без боя. Снова лишённые отечества, рыцари возложили все свои надежды на очередного и довольно неожиданного покровителя - русского царя Павла. Но тут мы забегаем немного вперёд…

Сношения России с Мальтийским орденом начались ещё при Петре I. В 1698 году боярин Борис Петрович Шереметев отправился в Европу с дипломатической миссией, посетил Рим и Венецию, а затем завернул и на Мальту - целью посольства было прозондировать почву для сколачивания антитурецкой коалиции. Встретили русского дипломата на острове с «преизрядными яствами и питием и конфетами разными». А на прощание подарили знаки ордена - украшенные бриллиантами звезду и крест на чёрной («монашеской») ленте.

Новый виток русско-мальтийской дружбы относится ко времени царствования Екатерины II. Русские офицеры посылались тогда на остров для прохождения морской практики, а некоторые добровольцы-иоанниты отправлялись служить на российский флот, как, например, граф де Литта, которого упомянем ещё и далее. В 1770-х годах орден втянулся в тяжбу за наследство польского князя Острожского, завещавшего всё своё имение мальтийцам в случае пресечения его потомства по мужской линии. При помощи императрицы иоанниты утвердили свои права в Польше и даже образовали на её территории одно из своих отделений - великих приорств. Когда же в результате так называемого второго раздела Польши острожские земли вместе с Волынью достались России, то орден иоаннитов стал уже напрямую зависеть от Петербурга, что вскоре сыграло рыцарям на руку.

Взошедший на русский престол после смерти матери император Павел при всей своей непредсказуемости был, однако же, последовательным сторонником и благодетелем иоаннитов. Один из его учителей оставил в своём дневнике любопытную информацию к размышлению (запись сделана в феврале 1765-го, когда великому князю шёл одиннадцатый год): «Читал я его высочеству Вертотову историю (имеется в виду «История мальтийских рыцарей» в 14 книгах аббата Рене Обера де Верто. - М.Л.) об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером мальтийским». Как многое у Павла, детское увлечение впоследствии приняло серьёзную форму (вспомним «забавы» его с орденом Святой Анны, который он повелел своим друзьям прикручивать к эфесам шпаг таким образом, чтобы это никому постороннему не было заметно, а в дальнейшем такое ношение награды стало официальным). Сделавшись императором, Павел осыпал орден разнообразными милостями (конвенцию «Об установлении сего Ордена в России» он подписал ещё даже до своей коронации). Повысился более чем вдвое доход с польских имений иоаннитов, для чего великое приорство польское преобразовано было в российское (российско-католическое) с десятью командорствами вместо прежних шести. А затем в Петербург прибыл с Мальты посол - выслужившийся в России до адмиральского чина граф де Литта, который преподнёс Павлу давно обещанный титул протектора ордена и долгожданные орденские знаки. Кроме Павла мальтийскими кавалерами стали его старшие сыновья, Александр и Константин Павловичи, государственный канцлер князь Александр Безбородко, вице-канцлер князь Алексей Куракин и несколько других лиц. В тот же день протектор привёл к присяге командоров нового российского приорства - на сей раз уже православного, что выглядело, мягко говоря, странным в общей структуре римско-католического ордена.


Крест Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского императрицы Марии Фёдоровны


Таким образом, орден этот примкнул к российской наградной системе, преобразованной Павлом чуть раньше, в апреле того же 1797 года. В день коронации, 5 апреля, русский монарх подписал известное «Установление для российских орденов»: большинство прежних государственных наград превратилось в разные степени единого Российского кавалерского ордена. Орден Святого Андрея стал отныне дополнительно именоваться «орденом 1-го класса», Святой Екатерины - «2-го», Святого Александра Невского - «3-го», Святой Анны - «4-го класса». Был создан чёткий иерархический порядок внутри единого кавалерского ордена, где, однако, не нашлось места наиболее почитаемым наградам - «Святому Георгию» и «Святому Владимиру». Так Павел расправился с ненавистным ему материнским наследием: за георгиевскими и владимирскими кавалерами сохранялись их привилегии, вручение же этих орденов не производилось вплоть до смены правителя.

Итак, не сделавшись частью русской системы наград, Мальтийский крест тем не менее занял в ней особое место: он стоял по важности вслед за орденом Святой Анны I степени. А вскоре с потерей Мальты и изгнанием с неё рыцарей (отбившие остров у французов англичане и не подумали возвращать его иоаннитам) император Павел был избран Великим магистром (правда, римский папа не утвердил православного самодержца в этом звании). Рядом со своим гатчинским дворцом он велел построить для размещения администрации русского приорства специальную резиденцию. Оригинальный замок, возведённый из прессованного суглинка по проекту архитектора Николая Львова, и по сей день является одним из перлов туристической Гатчины.

В списке русских кавалеров Мальтийского креста немало славных имён. Мы коротко остановимся только на двух, обойти которые в нашей истории никак нельзя: Александр Суворов и Гавриил Державин. В 1794 году (внимание: ещё до воцарения Павла и учреждения Мальтийского ордена в России!) при штурме Варшавского предместья гениальный наш полководец не пожалел желчи. По рассказу, сохранённому Денисом Давыдовым, «обратясь к графу Кинсону (в то время граф Виктор Кинсон был мальтийским полковником, впоследствии же, перейдя на русскую службу, он сделался командиром Ингерманландского драгунского полка и генерал-майором. - М.Л.), Суворов спросил его: “За какое сражение получили вы носимый вами орден и как зовут орден?”. Кинсон отвечал, что орден называется Мальтийским и им награждаются лишь члены знатных фамилий. “Какой почтенный орден! - воскликнул Суворов. - Позвольте посмотреть его”. Сняв с Кинсона, он показал его всем, повторяя: “Какой почтенный орден!”. Обратясь потом к прочим присутствующим офицерам, он стал их поодиночке спрашивать: “За что получили вы этот орден?” - “За взятие Измаила, Очакова и прочее”, было ответом их. “Ваши ордена ниже этого, - сказал Суворов. - Они даны вам за храбрость, а этот почтенный орден дан за знатный род». Язвительность, однако, не помешала хитроумному Александру Васильевичу, получив точно такой же восьмиконечный крест из рук государя, постоянно носить его. Современник, описывая пребывание Суворова в Вене перед Итальянским походом, отметил на его шее «Мальтийский крест на широкой черной ленте».

Не менее чуткий к политическим ветрам, Гавриил Романович Державин (кстати, близкий друг Львова, строителя Приоратского замка) отметился одой «На поднесение его императорскому величеству великого магистерского ордена святого Иоанна Иерусалимского и на победу, над Французами российским флотом одержанную 1798 года» (под таким названием это сочинение, более известное как ода «На Мальтийский орден», было в год написания опубликовано в III книжке альманаха «Аониды»).

…Кто ж горня Иерусалима
Наследник сей и друг Христов?
В ком доблесть благодати зрима
И соподвижник кто Петров?
Не тот ли, сердца нежна свойства
И чувства жалости, геройства
В святой душе что совместил,
Отверз отеческие длани,
Приемлет странников без дани
И душу рыцарств воскресил?

В художественном отношении эта державинская ода, конечно, уступает более известным его творениям и ныне обратила бы на себя внимание, пожалуй, разве что слишком по-современному звучащей фразой «Идут Американцы в бой», но в своё время не осталась незамеченной тем, кому предназначалась: чуткому Гавриилу Романовичу был пожалован Мальтийский крест с бриллиантами и, по сложившейся уже доброй традиции, осыпанной бриллиантами табакеркой.

«Соподвижник Петров» между тем устроил в своём новеньком Михайловском дворце отдельный от Большого тронного Мальтийский зал - для рыцарских церемоний, но воспользоваться им не успел: 24 марта (по новому стилю) 1801 года Павел был задушен вломившимися в его покои заговорщиками. Сын и преемник его Александр восстановил в правах «боевые» русские ордена, а родовитый Мальтийский крест, как и сам рыцарский орден, постепенно лишил всех прежних милостей. Молодой царь изначально не пожелал принять титул Великого магистра, потом отказался и от звания протектора, а после поражения Наполеона, когда нужда в Мальте окончательно отпала, да и с прибравшими остров к рукам англичанами ссориться было некстати, деятельность иоаннитов в России постепенно свелась к нулю. Бывший мальтийский посол Литта сделался членом Государственного совета и обер-камергером, удостоился высшей российской награды - ордена Святого Андрея Первозванного. А через четверть века в реестре вещей Александра I, хранившихся после его смерти (или исчезновения - как хотите) в Петербургском арсенале, «крест мальтийский» был обозначен на предпоследнем месте, перед тремя шитыми звёздами «неизвестного ордена».

В настоящее время иоанниты разбросаны по миру, резиденция же их Великого магистра располагается при папском престоле - в римском Ватикане.

Звезда ордена

Звезда ордена в виде мальтийского креста была сшита из белого батиста, Носить ее положено было слева. Почетным кавалерам такие знаки не полагались. Не носили их и все кавалеры русско-католического приорства. Звезды были положены лишь кавалерам Греко-российского приорства.

Похоже на то, что большая часть кавалеров не соблюдали этого правила и вместо тканевого знака надевали кресты из золота или серебра. Это можно заметить, рассматривая портреты, относящиеся к той эпохе. По этой причине осенью 1800 года Великим Магистром был наложен запрет на такие замены.

Великий магистр Павел I

После того как Наполеон в 1798 году, высадившись на Мальте, захватил крепость госпитальеров, члены братства были разогнаны. Великий Магистр Фердинанд фон Гомпеш сдался с готовностью. Свой поступок он объяснил тем, что устав ордена не позволял его членам сражаться с христианами. После этого осенью 1998 года совет ордена октября выбрал на эту должность русского царя Павла I.

В конце 1798 года император присоединил это звание к императорскому титулу. Мальтийские символы с 1800 года стали входить в российские герб и печать. Многие рыцари ордена переехали в Петербург. Там резиденцией высших чинов госпитальеров стал Воронцовский дворец. Священный совет состоял из 25 человек. 16 из них были россиянами.

28.12.1798 г. император выпустил указ о том, что в состав ордена будут входить 2 великих приорства. Это российское и российско-католическое. Российское возглавил сын Павла, Александр.

Порядок вступления в орден россиян

Каким образом российские дворяне будут вступать в орден, было определено 17.02.1799 года. Членом братства имел право стать любой человек, документально доказавший, что его дворянскому происхождение 150 и более лет. Еще должны быть представлены рекомендации 4 дворян.

Вся информация проверялась, после чего Капитул представлял претендента Великому Магистру. Утверждение производил последний. В случае положительного решения новый член должен был внести сумму 1,2 тысячи рублей. Если претендент еще не достиг совершеннолетия, сумма удваивалась.

Членами ордена могли стать и православные священники. К примеру, митрополит Амвросий занимал должность «Призрителя бедных». Командорский крест был вручен Пустыни св. Н. Чудотворца. Вместе с ним была положена ежегодная выплата в размере 2 тыс. руб.

Если человек обладал высоким происхождением (родовой командор) или отказывался от вступления в брак, им положен был командорский крест. К нему добавлялись звания почетных командоров либо кавалеров. Звания давались за службу.

Какое место занимал мальтийский орден в российской системе наград

Первые вручения орденов Св. Иоанна Иерусалимского в нашей стране были произведены по благоволению императора Павла. Однако, через некоторое время русские подданные могли становиться обладателями ордена исключительно по праву высокого происхождения. Появились родовые командорства. Одним из первых фамильных российских командоров стал И. Барятинский. Это родовое командорство основала мать князя, бывшая принцессой Гольштейн-Бекской.

Мальтийский орден в нашей стране в результате стал тем же, что в западноевропейских странах - символом хорошего рода. Вместе с тем Мальтийский крест превратился в знаком благорасположения русского царя. Когда Россия вступила в коалицию против Франции, выяснилось, что система наград страны несовершенна. Военнослужащих, отличившихся в боях, нужно было поощрять.

Если же офицеру был вручен орден Св. Анны 2 ст., на более высокий знак рассчитывать он уже не мог. С генералами все было еще сложнее. Император мог выйти из этой ситуации несколькими путями, но он решил изменить статус мальтийского ордена. В результате 15.06.1799 г. было образовано двадцать командорств.

В результате орден Св. Иоанна Иерусалимского стал в нашей стране знаком военного отличия. Именно для этого он изначально и предназначался. К примеру, нескольким офицерам, участникам Итальянского похода, были вручены командорские кресты. Среди них были М. Милорадович и П. Багратион.

Традиции награждения

Так как знаков за военные подвиги стало несколько, появилась потребность сформировать их иерархию. К тому же Мальтийский орден не только дополнял, но также заменял другие российские знаки отличия. К примеру, существовала аннинская медаль, которой отмечались военнослужащие низших чинов за 20-летнюю службу.

Летом 1800 года император велел наградить 64 унтер-офицеров, которым должна была быть вручена аннинская медаль, еще и донатами. Последними отмечались нижние чины ордена госпитальеров. В следующий раз было награждено большее количество людей. Осенью 1800 года Павел постановил, что все обладатели аннинских медалей одновременно получали и донаты.

Несмотря на то, что орден св. И. Иерусалимского стал дополнением системы наград России, объединить его с Российским кавалерским не представлялось возможным. Претензии императора на Мальту и звание Великого магистра всей знати Европы были не совсем обоснованы. В результате после кончины царя сформировались следующий порядок пожалований (от низшего к высшему):

  • Донат мальтийского ордена.
  • Орден Святой Анны 3 ст.
  • Орден Святой Анны 2 ст.
  • Почетный кавалер мальтийского ордена.
  • Кавалер мальтийского ордена.
  • Почетный командор мальтийского ордена.
  • Орден Святой Анны 1 ст.
  • Командор мальтийского ордена.
  • Орден Св. А. Невского.
  • Кавалер Большого креста мальтийского ордена.
  • Орден Св. А. Первозванного.

Как в России относились к награде

Отношение к данной награде лучше всего видно из слов А.В. Суворова. Известно, что этот полководец отличался независимостью суждений. Александр Васильевич называл его очень почтенным орденом, ведь, по словам генералиссимуса, знатный род превыше отваги и мужества в бою. Однако, несмотря на подобную язвительность в оценке, сам Суворов, которого наградили мальтийским орденом при Павле, с гордостью носил его. А ведь в повседневной жизни полководец практически не надевал наград.

В результате на время кончины Павла мальтийский орден превратился в одну из самых почетных в нашей стране наград. На похоронах императора несли его ордена. Мальтийский крест был на 3 месте. Впереди оказались только ордена Петра - святых Екатерины и Андрея.

Преемник Павла и его сын, Александр, не стал убирать из наградной системы орден Св. И. Иерусалимского. Царь оставил его как символ знатного происхождения. Для иных задач он восстановил ордена своей бабушки, Екатерины - Святых Владимира и Георгия. Вместо доната стала использоваться аннинская медаль.

К 1799 году в нашей стране было приблизительно 300 членов ордена госпитальеров. 129 человек входили в Российско-католическое приорство. 166 человек - в Российское великое приорство. 20 рыцарей не были членами никаких приорств. Среди них 13 родственников царя, а также легендарная Эмма Гамильтон, возлюбленная адмирала Нельсона.

В общей сложности знаками ордена было награждено приблизительно 1,5 тысяч человек. Более того, был создан Кавалергардский корпус. Это учреждение стало гвардией Великого Магистра. Оно финансировалось из денег Капитула ордена.

Одеяния ордена

Командорам, принадлежащим к греко-российскому приорству, предписано было надевать мундир алого цвета. Лацканы у него были черными, пуговицы золотистыми. На последних был изображен Мальтийский крест. Эполеты были золотыми, с бахромой.

Членам российско-католического приорства положено было надевать аналогичные мундиры. Однако, эполеты на них были серебряными. Почетный кавалеры носили идентичную одежду. Отвороты и нашивки были белоснежными.

В праздничный вариант входил золотой далматик и черная бархатная мантия. Спереди и сзади были нашиты кресты из белого полотна. На левом плече находился позумент. На нем были нарисованы страдания Иисуса.

Храм ордена

В 1999 году царь предоставил Мальтийскому ордену собственное здание. Им стал Воронцовский дворец, расположенный на Садовой. Архитектором здания был Растрелли. При доме была и собственная церковь. Годом позже по соседству с ней был построен новый храм, архитектор - Д, Кваренги. Рядом находилась и католическая Мальтийская капелла. При Александре, в 1810 году в помещения дворца въехал Пажеский корпус. Сегодня там располагается Суворовское военное училище.

Мальтийским рыцарям была передана и церковь Св. Иоанна Крестителя. Она располагалась на Каменном острове. В Гатчине был для эмигрировавшего из Франции принца Конде был построен Приоратский дворец-замок. Архитектором стал Н. Львов. Так как принц отказался приезжать в Гатчину, дворец был передан русским мальтийцам. Он служил как запасное здание для проведения собраний братства, на которых председательствовал Великий Магистр.

Судьба ордена при наследниках Павла

После того, как император Павел пал жертвой заговорщиков, его сын Александр не захотел становиться Великим Магистром. Он стал просто «протектором», передав высшие полномочия Н. Салтыкову.

В 1801 году мальтийские символы были исключены из российских герба и печати. Уже в 1803 году члены ордена выбрали очередного Великого Магистра. Он был католиком, российский император его признал. В результате все регалии и архивные бумаги были переданы новому Великому Магистру. В 1810 году были упразднены российские приорства, а в 1817 обладателям ордена Св. И. Иерусалимского было запрещено его носить.

Считается, что после этого никаких контактов с мальтийским орденом больше не было. Это не так. Все русские цари, за исключением Александра II, и многие члены императорской семьи были бальи Большого креста. Александр 3 стал даже кавалером Большого креста. В 1891 году кавалером Большого креста стал и Николай II. Бальи стал и он сам, и и его жена, Александра Федоровна. Документ об этом награждении был утвержден 74 Великим Магистром.

Долгое время ордену было запрещено выбирать свою главу. Это право братству было возвращено лишь в 1879 году. Разрешение дал папа римский Лев XII. Магистром стал Чечиди Санте-Кроче, которые стремился к дружбе с нашей страной.

Статут ордена

В историческом музее сохранился проект статута ордена. В этот документ входит 31 глава. В них очень детально перечислены все права и обязанности кавалеров. В статуте говорится, что Великим Магистром является российский император. Эти бумаги составлены, скорее всего, перед коронацией царя Александра 2. В них говорится о восстановлении ордена госпитальеров, который был введен Павлом 1.

Помимо этого, определены следующие его задачи. Орден обязан заниматься делами Христианского милосердия. Кроме того, он должен осуществлять заведывание всеми российским госпиталями. Под надзором ордена должны будут находиться не только заведения, которые принадлежат братству, но и государственные, и частные. Эта работа должна проводиться безвозмездно.

В состав ордена входят:

  • 80 кавалеров Большого Креста.
  • 250 Больших командоров.
  • 500 командоров.
  • 1 тысяча офицеров.
  • 3 тысячи кавалеров.

Не забыты были и женщины. Но их должно было быть вдвое меньше.

Чтобы претендовать на членство, человек должен был обладать христианским происхождением в 3 поколениях. К тому же он должен быль отслужить минимум 10 лет в звании офицера. Членами ордена могли стать исключительно дворяне.

Этот документ был разработан на основе статута ордена Св. И. Иерусалимского, принятого в Пруссии в 1852 году. В этой стране действовал самостоятельный бальяж ордена, аннулированный королем Фридрихом-Вильгельмом 3 в 1811 году. Спустя год им был основан «Прусский Орден Св. Иоанна». В 1852 году были введены новые статуты, которые предполагали возвращение деятельности ордена к первоначальным задачам - организации госпиталей и домов приема странников. Это и стало причиной разработки аналогичного проекта в России. Однако, этот план, к сожалению, так и не был реализован.

Долгое время существовала традиция жаловать ношение знаков, которые были получены еще при Павле, потомкам награжденных.

мператор Павел ни разу никого не жаловал учрежденными Екатериной II орденами св. Георгия и св. Владимира, хотя они и не были упразднены. Остальные ордена - св. Андрея Первозванного, св. Екатерины, св. Александра Невского и пришедший в Россию голштинский орден св. Анны - были объединены в единый Российский кавалерский орден, став в нем лишь различными "наименованиями", или "классами". Вместе с тем, как бы с целью принизить роль отечественных орденов, Павел ввел в России иностранный по происхождению орден св. Иоанна Иерусалимского, называемый также Мальтийским.

История этого ордена началась в 1070 году, когда итальянский купец Панталеон Мауро из Амальфи основал близ Иерусалима странноприимный дом, или госпиталь (от латинского hospitolis - гость), посвященный св. Иоанну, патриарху Александрийскому, жившему в VII веке (впоследствии смененному на более известного покровителя - св. Иоанна Иерусалимского). Вскоре здесь образовалось небольшое братство, призванное ухаживать за больными и ранеными паломниками, приезжавшими из Европы поклониться Гробу Господню. Чуть позднее братство стало принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. Так возник "Орден всадников госпиталя св. Иоанна Иерусалимского" , устав которого был утвержден в 1113 году папой римским.

тличительным знаком иоаннитов уже в XIII веке был восьмиконечный белый крест, нашиваемый на черную монашескую рясу или красный рыцарский плащ. Члены ордена разделялись на три группы: рыцари, капелланы и низшая категория - служащие братья. Возглавлял орден Великий магистр.

После крестовых походов орден святого Иоанна Иерусалимского - военно-монашеская организация - возвратился в Европу и обосновался сначала на Кипре, а затем, в 1309 году, на острове Родос. В 1522 году после блокады и штурма турками поселений рыцарей-иоаннитов орден был вынужден покинуть и Родос. Через несколько лет ему удалось закрепиться на острове Мальта, откуда и пошло новое его название - Мальтийский. Рыцари-иоанниты под предлогом борьбы с "неверными" занимались морским разбоем в Средиземном море и на северном побережье Африки. Нередко их жертвами становились и корабли христианских держав.

Первые контакты России с Мальтийским орденом относятся к концу XVII столетия. В 1697 году Петр I отправил боярина Бориса Петровича Шереметева с дипломатической миссией к нескольким государям Европы, в том числе к римскому папе Иннокентию XII и венецианскому дожу. Особой задачей Шереметеву было поставлено налаживание дипломатических и военных контактов с Мальтийским орденом как потенциальным союзником в борьбе с Турцией.

з Венеции Шереметев направился на Мальту и 19 апреля 1697 года был встречен отрядом военных судов ордена, приветствовавших корабль российского посланника пушечной стрельбой. Этот день можно считать началом непосредственных контактов Российской державы с рыцарями ордена святого Иоанна Иерусалимского.

На Мальте петровский посол был встречен не менее торжественно, и, по собственным запискам Шереметева:

"трактовали в обед и ужин преизрядными яствами и питием и конфетами разными, и трубач трубил".

Дважды Борис Петрович был принят гроссмейстером, главой ордена Раймондом де Перейлосом де Рокафюлем. При второй, прощальной аудиенции гроссмейстер в знак приязни к России возложил на ее посланника знаки ордена святого Иоанна Иерусалимского, украшенные бриллиантами. Таким образом, Шереметев стал первым Мальтийским кавалером России.

наки ордена святого Иоанна Иерусалимского состояли из белого креста особой, весьма изящной формы на черной ("монашеской") ленте и матерчатой звезды такой же формы, нашивавшейся на левую сторону груди. Впоследствии Шереметев использовал каждую возможность, чтобы появиться на людях с мальтийскими регалиями, что не всегда вызывало у соотечественников положительную реакцию. Так, секретарь австрийского посольства И. Корб писал в своем дневнике, что во время похорон известного деятеля петровского времени Франца Лефорта Борис Петрович шел в траурной процессии вместе с иностранными послами,

"и это подало повод русским с насмешкою злоречиво спрашивать друг друга, не посол ли это от Мальтийского ордена?"

Тем не менее контакты России с Мальтой продолжались, а в царствование императрицы Екатерины II русские морские офицеры даже проходили практику на боевых судах ордена. Был заключен официальный союз, направленный против Турции. Правда, к совместным действиям этот союз не привел, но в войне с турками на стороне России участвовало несколько добровольцев-офицеров Мальтийского ордена. Один из них, граф Юлий де Литта, с 1789 года служил на российском флоте и до 1793 года успел отличиться в нескольких сражениях, получил Золотую шпагу "За храбрость" и орден святого Георгия 4-й степени. На Мальту он вернулся в чине контр-адмирала. В отпускных документах его было написано: "вплоть до востребования" . И уже через несколько лет, в 1796 году, при Павле I граф де Литта снова появляется в России, одновременно и как представитель Мальтийского ордена, и как адмирал российского флота. Ему было поручено заключить от имени ордена конвенцию с Россией о

"восстановлении в пределах Российской империи великого приорства и возглавить этот приорат как кавалеру Большого креста".

раф Юлий Помнеевич де Литта, как его звали в России, привез с собой знаки ордена для Павла I и членов его семьи, с просьбой принять на себя покровительство ордену. Самому Павлу был преподнесен древний крест Великого магистра (хранящийся ныне в Московской Оружейной палате), и он, уже как член Мальтийского ордена, возложил знаки его на наследника Александра и свою жену. Позднее, уже из рук графа де Литты, знаки ордена получили младший брат Александра Константин и великие княжны.

Павлом были учреждены два приорства - католическое в Польше и русское православное, что было совсем необычным в истории ордена. 4 января 1797 года была подписана конвенция, по которой Мальтийский орден получал в России значительные права и денежные доходы. Покровительство Павла Мальтийскому ордену имело далеко идущие планы - создание в России мощного рыцарского сословия, которое могло стать помощником императору в борьбе с революционными идеями, распространявшимися в Европе.

Неожиданный захват в следующем, 1798 году, в течение одного дня острова Мальты французской эскадрой во главе с Наполеоном Павел счел как личное оскорбление. Он приказал эскадре под командованием Ф. Ф. Ушакова, крейсировавшей в Средиземном море,

"действовать вместе с турками и англичанами против французов, яко буйного народа, истребляющего в пределах своих веру и богом установленные законы".

Как видим, то обстоятельство, что в борьбе за веру приходится обратиться к помощи "неверных", не смутило императора.

дновременно по предложению все того же графа де Литты на собрании высших российских сановников и кавалеров ордена, состоявшемся в Санкт-Петербурге 15 августа 1798 года, было решено сместить бывшего Великого магистра иоаннитов Фердинанда Гомпеша, обвинив его в "глупейшей беспечности", приведшей к изгнанию мальтийских рыцарей с острова, и просить принять это звание Павла I.

Торжественная церемония принятия титула Великого магистра российским императором состоялась 29 ноября 1798 года. В тот же день был обнародован указ об официальном учреждении в России ордена святого Иоанна Иерусалимского. По поводу этого события Державин сочинил поздравительную оду и тотчас же был удостоен креста Мальтийского ордена, украшенного бриллиантами.

Знак ордена святого Иоанна Иерусалимского был включен в государственный герб и государственную печать Российской империи. Ордену были переданы во владение дома, определены значительные денежные доходы. Звание "Великий магистр ордена святого Иоанна Иерусалимского" было включено в официальный титул императора. Была создана почетная гвардия Великого магистра, получившая красные форменные мундиры. Даже придворные лакеи с павловского времени стали носить красные ливреи (небезынтересно, что это платье просуществовало до 1917 года).

Орден святого Иоанна Иерусалимского мог вступить каждый, доказавший, что дворянство (непременное условие) получено его предками за боевые подвиги, причем не менее чем сто пятьдесят лет назад. Вступление в орден сопровождалось крупным денежным взносом-1200 рублей для взрослых и 2400 - для несовершеннолетних, не достигших еще пятнадцатилетнего возраста.

Для двух командорств ордена, существовавших в России,- католического и православного - Павел передал иоаннитам 50 тысяч душ крепостных с землями в разных частях империи. Весь доход от их труда шел в орденскую казну и отдельным членам ордена.

Кроме государственных командорств, существовали в России и родовые командорства, бывшие также значительным источником доходов ордена. Для того чтобы учредить родовое, или фамильное, командорство, достаточно было иметь три тысячи "верного" ежегодного дохода с собственных имений и отчислять каждый год с него десять процентов в орденскую казну. Родовые командорства, ставшие наследственными, могли учреждаться каждый раз с разрешения императора. Учредитель и его наследники имели право носить командорский крест и соответствующий мундир.

авел учредил также институт почетных командоров и кавалеров ордена. Для получения этих наград (Мальтийский белый крест соответственно на шею или в петлицу) не надо было доказывать свое древнее дворянское происхождение. "Почетные" кресты давались за военные или гражданские заслуги перед государством и лично императором. Существовали также два класса ордена для награждения особ женского пола - большой и малый кресты.

Особым видом мальтийской награды стал "донатский" (послушнический) знак для нижних чинов. С учреждением в России ордена Иоанна Иерусалимского особым именным императорским указом от 10 октября 1800 года было повелено, чтобы

"впредь установленным к получению Знаков Отличия св. Анны нижним чинам вместо оных даваны были донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского".

Эти солдатские награды представляли собой маленькие медные крестики "мальтийской" формы, на которых белой эмалью были покрыты лишь три конца - два горизонтальных и нижний, а верхний оставался металлическим. На оборотной стороне знака помещался порядковый номер, под которым его владельца заносили в общий список представленных к донату за двадцатилетнюю беспорочную службу, взамен установленного ранее за это Знака Отличия святой Анны.

меются сведения о выдаче наградного офицерского оружия, на котором помещалось уменьшенное изображение Знака Ордена святого Иоанна Иерусалимского. Выдавали в павловское время и знамена воинским частям с изображением на полотнище белого Мальтийского орденского креста.

После убийства Павла I его сын и преемник Александр I, вступив на престол, манифестом от 16 апреля 1801 года объявил себя протектором (покровителем) ордена, но вскоре последовало распоряжение об изъятии изображения Мальтийского креста из государственного герба. В 1803 году Александр сложил с себя звание протектора, а в 1817 году, 20 января было утверждено положение, что после смерти родовых командоров наследники не имеют права на это звание и не носят Знаков Ордена св. Иоанна Иерусалимского, так как орден этот более в России не существует.

В числе орденов Российской империи оказывались и иностранные награды, как это случилось с польскими орденами. На короткий промежуток времени в состав российской наградной системы входил и мальтийский орден Святого Иоанна Иерусалимского, который был очень необычен для православной страны. Необычность ордена заключалась в том, что покровителем данного рыцарского ордена в 1113 году стал Папа Римский Пасхалий II, а сам святой Иоанн Иерусалимский являлся католиком.

Данный ордена зародился еще в XII веке во время совершения крестовых походов в Палестину. Он был наградой рыцарского ордена госпитальеров. После того как данный рыцарский орден был изгнан из Палестины, рыцари много веков скитались по Средиземноморью, обосновавшись в итоге на острове Мальта. Произошло это в XVI веке, с того же времени орден стал наименоваться «Мальтийским».


В 1798 году, когда Наполеон I организовал экспедицию в Египет, французы захватили Мальту. Рыцари мальтийского ордена обратились к российскому императору Павлу I с просьбой принять на себя сан Великого магистра ордена. Император Павел I ответил на поступившее ему предложение согласием. 29 ноября 1798 года был издан императорский манифест, который устанавливал в пользу российского дворянства орден Святого Иоанна Иерусалимского, а также правила принятия российского дворянства в данный орден. Сам Павел I стал Великим Магистром ордена.

Орден Святого Иоанна Иерусалимского был включен в наградную систему Российской империи. По статуту он считался наивысшей военной наградой страны и делился на 3 степени: Большой командорский крест - высшая, 1-я степень ордена; Командорский крест - средняя, 2-я степень ордена; Кавалерский крест - низшая, 3-я степень ордена.

Знак ордена представлял собой золотой крест, он покрывался слоем белой эмали. В углах креста находились стилизованные лилии. Крест находился под мальтийской короной. По форме это был равноконечный крест с расширяющимися от центра концами, которые раздваивались наподобие ласточкина хвоста. При этом у знака 3-й степени отсутствовал верхний луч. Знаки 1-й и 2-й степени были крупнее по размерам, в их основе был полноценный четырехконечный крест. Знаки ордена 1-й и 2-й степеней носили название Большого и Малого командорских крестов соответственно.

Крест ордена Святого Иоанна Иерусалимского крепился в виде подвески к трофею или арматуре из рыцарских регалий. Большой и малый командорские кресты носились на шее на орденской ленте черного цвета (ширина ленты - 6,5 см). Кавалерский крест (меньшего размера) носился в петлице мундира на груди. Также каждой степени ордена соответствовала звезда, которая носилась на груди с левой стороны. Для награждения представительниц женского пола предусматривались две степени - Большой крест и Малый крест.

Для нижних воинских чинов в Российской империи был учрежден так называемый «донат» - это малый Мальтийский крест из меди на трех концах которого (двух поперечных и нижнем) была эмаль. Начиная с 10 октября 1800 года данным крестом жаловали унтер-офицеров и солдат за 20 лет безупречной военной службы (вместо знака отличия ордена Святой Анны 4-й степени).

В российской наградной системы орден Святого Иоанна Иерусалимского просуществовал совсем недолго. Во многом он был связан с фигурой российского императора Павла I, после убийства последнего в ходе заговора орден потерял свои позиции. Преемник императора Павла I на российском престоле Александр I сначала сложил с себя полномочия Великого магистра ордена, а в 1810 году был издан указ о прекращении награждения знаками Мальтийского ордена. В 1817 году, после того как Комитетом министров было принято высочайшее утверждение, согласно которому после смерти родовых командоров наследники их не имеют права на это звание и не носят Знаков ордена Святого Иоанна Иерусалимского, ветвь ордена в Российской империи практически полностью прекратила свое существование. Всего же с 1798 по 1817 годы в Российской империи было вручено порядка 2 тысяч знаков ордена Святого Иоанна Иерусалимского различных степеней.

По материалам из открытых источников

О рден Св. Иоанна Иерусалимского

Год основания (в России) - 1798
Основатель (в России) - Павел I
Цвет ленты - черный
Число степеней - 3 и донатский знак

Сравнительно недолго в России просуществовал и старейший европейский орден Иоанна Иерусалимского, или, как его еще называли, Мальтийский орден - высшая награда одноименного монашеского ордена. Возникший в 1048 г. в Иерусалиме, этот орден, как и большинство монашеских орденов того времени, преследовал цели религиозные и благотворительные, но с 1099 года, когда крестоносцы отняли у турок Иерусалим, он преобразовался в военно-духовную общину и стал именоваться Державным орденом Св. Иоанна Иерусалимского. В середине XVI века рыцари ордена обосновали свою резиденцию на острове Мальта, и орден стал именоваться Мальтийским.

Членами ордена были духовные особы и рыцари разных стран Европы. К концу XVII столетия относится начало связей с Мальтийским орденом и России. Посол Петра Великого Б.П.Шереметев был с почетом принят на Мальте, где Великий магистр ордена возложил на русского боярина крест Св. Иоанна Иерусалимского, усыпанный бриллиантами, и вручил патент на кавалерское достоинство.4

Более крепкие связи с Мальтийским орденом установила Екатерина II, а в 1798 году, когда Наполеон I во время экспедиции в Египет захватил Мальту, рыцари ордена обратились к российскому императору Павлу I с просьбой принять на себя сан Великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского, что последний с радостью воспринял, торжественно возложив на себя знаки высокого сана: рыцарскую мантию, корону, меч и крест.

29 ноября 1798 года Павел I издал высочайший Манифест об установлении в пользу российского дворянства ордена Св. Иоанна Иерусалимского и Правила для принятия дворянства Российской империи в сей орден. Право "домогаться чести быть принятым в орден Св. Иоанна Иерусалимского" имел любой дворянин Российской империи. Исходя из того, что орден был военный и дворянский, "всяк желающий быть принят в оный, должен [был] доказать, что происходит от предков, приобретших дворянство воинскими подвигами", и что "благородное их происхождение не менее, как за 150 лет существовало".5 Кроме кавалеров "по праву" (di gusticia), доказавших древность своего рода, в России был допущен и другой существовавший и ранее разряд - "из милости" (di grazia). В этот разряд поступали дворяне, пожалованные орденом, хотя по своему происхождению они не имели на то права.6

В годы правления Павла I орден Св. Иоанна Иерусалимского стал, по существу, высшим знаком отличия, жалуемым за гражданские и военные заслуги. Пожалование же командорства превосходило по своему значению даже награждение орденом Св. Андрея Первозванного, так как этим выражалось личное благорасположение государя.

Знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского, жалуемые в российских приорствах, остались прежними. Орден сохранил разделение на три степени и имел знаки: золотой крест, черную муаровую ленту и восьмиконечную звезду.

Первая степень (большой командорский крест): золотой восьмиконечный крест с расширяющимися раздвоенными концами ("ласточкин хвост"), с обеих сторон покрытый белой финифтью. В углах соединения лучей креста помещен орнамент в виде золотых лилий. Верхний луч креста венчает большая ажурная корона европейского образца с богатым "трофеем" из рыцарских доспехов, украшенных цветной финифтью. Крест носился на широкой черной мауровой ленте на шее.

Вторая степень (командорский крест): крест, подобный знаку первой степени, но с менее насыщенными рыцарскими атрибутами "трофеем", носившийся на шее на более узкой ленте.

Третья степень (кавалерский крест): золотой с белой финифтью крест, увенчанный короной, носился на груди на узкой орденской ленте (рис. 8).

Ко всем степеням ордена Св. Иоанна Иерусалимского полагалась восьмиконечная звезда в виде Мальтийского крестика (матерчатая или золотая с белой финифтью), которая носилась на левой стороне груди, левее других звезд.

В силу прежних постановлений Мальтийским орденом награждались и дамы, для которых был установлен Мальтийский знак отличия двух степеней: Большого креста и Малого креста. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, а дамы Малого креста - на левой стороне груди на банте из орденской ленты.

В том же 1798 году для нижних воинских чинов был установлен так называемый донат ордена Св. Иоанна Иерусалимского (рис. 9). Он представляет собой маленький медный восьмиконечный Мальтийский крестик, три луча которого (два поперечных и нижний) с обеих сторон покрыты белой финифтью (встречаются кресты без финифти), верхний же луч оставался без покрытия. В углах между лучами креста помещены украшения в виде лилий. Носился в петлице или на груди, на узкой черной ленте.

С 10 октября 1800 года донаты ордена Св. Иоанна Иерусалимского стали выдаваться "всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу, взамен знака отличия ордена Св. Анны, для сего установленного"7.

Преемник Павла I на российском престоле Александр I убрал из Государственного герба Мальтийский крест, сложил с себя полномочия Великого магистра, в 1810 году последовал Указ о прекращении награждения Мальтийским орденом, а с 20 января 1817 года согласно высочайше утвержденному положению Комитета министров орден Св. Иоанна Иерусалимского прекратил свое существование в России.

Купить муляж, копию Орден Мальтийский (Святого Иоанна Иерусалимского) на сайте сайт можно тут:

Страницы: 1 Показано 1 - 11 (всего 11 позиций)