Необычное кулинарное путешествие-внеклассное мероприятие. Самостоятельная работа учащихся

Единица содержания : знакомство с необычными музеями мира.

Цели занятия:

Обучающий аспект.

  • познакомить учащихся с необычными музеями мира (познавательные универсальные учебные действия);
  • применить знания при создании пригласительного билета в необычный музей (познавательные универсальные учебные действия).

Развивающий аспект.

  • развивать мышление при сравнении разных типов музеев (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать монологическую речь при ответах (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать умение работы в группе (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • осуществлять учебную деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы (регулятивные универсальные учебные действия);

Воспитывающий аспект.

  • воспитывать интерес к мировой культуре.
  • формировать личностное восприятие эмоционального отношения к разнообразию музеев мира (личностные универсальные учебные действия).
  • воспитывать культуру общения со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип занятия: Изучение новых знаний.

Этапы занятия:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (Пг);
  • усвоение нового материала (Усв);
  • первичная проверка усвоения (Пп);
  • итог на рефлексивной основе (Ит).

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • ноутбук;
  • раздаточный материал с напечатанными заданиями;
  • заготовки приглашений;
  • канцелярские принадлежности.

1. Организационный (1 мин.).

Задача : настроить на работу.

2. Мотивационный (3 мин.).

Задача : включение в деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность педагога: организует беседу.

Деятельность учащихся: вступают в диалог.

– Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время? (ответы детей)

– Правильно, ковер-самолет, машина времени.

– Существует ли «машина времени» в действительности? … Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующему стихотворению:

Есть место, где всегда живет история,
Предметы, вещи и дела минувших лет.
И мы, входя на эту территорию,
Стараемся на все найти ответ.
Нам в этом месте каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Там нам подарят много впечатлений
Научат нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Там будут бережно хранить!
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся…. в музей !

– Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей .)

3. Актуализация знаний. (10 мин)

Задача : повторить понятие «музей».

Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами были?

  • Битцевский парк;
  • Музей народной игрушки;
  • Дарвиновский музей;
  • Музей декоративно-прикладного искусства;
  • Школьный музей.

Что вы узнали нового, посетив эти музеи? Что запомнили?....

Кто ответит, что такое музей?

Музей (от греч. - храм музы) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших залах?»

Варианты ответов: одежда, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

Музейные экспонаты – это предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Туда могли входить разные интересные коллекции: оружия, книг, украшений, картин, посуды и т. д. Эти вещи хранились в соборах и монастырях. Но их могли увидеть не все желающие.

Одним из первых музеев принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. В Александрийском музее находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. К сожалению, с конца IV века мы не имеем известий ни о музее, ни о знаменитой библиотеке.

В России царь Петр1 впервые стал собирать редкие и интересные вещи в помещении для общего обозрения, которое называлось Кунсткамера, она находится в г.Санкт-Петербурге.

Какие бывают музеи? (Архитектурные, исторические, художественные, науки и техники, театральные, литературные, музыкальные, мемориальные, заповедники, краеведческие).

Музеи бывают разные. Например, музеи зоологические, в них собраны чучела животных разных стран, коллекции насекомых и бабочек.
Геологические, где собраны коллекции минералов и камней.

Музеи ботанические, театральные, музыкальные, литературные и т.д.

В краеведческом музее можно узнать об истории своего края, в историческом музее можно узнать не только, но и увидеть прошлое и настоящее своего народа.

Немало у нас музеев, которые посвящены выдающимся писателям, композиторам, ученым, артистам.

Назовите музеи, которые вы знаете.

Во всем мире и в нашей стране существуют огромное количество музеев.

Мы с вами совершим необычное путешествие – находясь в классе, посетим сразу несколько музеев.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ МИРА

Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге (Россия)

Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира.

Государственная Третьяковская Галерея и Оружейная палата в России

Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов.

Оружейная палата Московского Кремля была построена в 1844-1851 г.г. на территории Кремля.

Из разных стран мира приезжают в нашу страну туристы, чтобы познакомиться с этими коллекциями.

Музей Прадо в Испании (Мадрид)

Один из крупнейших музеев, представляющий собрание живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также шедевры мастеров испанских, итальянских и других школ.

Музей Лувр в Париже (Франция)

Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.

Музей восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне (Великобритания)

Фигуры в музее мадам Тюссо представлены не только историческими личностями. Здесь находятся экспонаты, отражающие изменения в окружающем нас мире. В музее можно сфотографироваться с восковыми фигурами легендарных певцов, музыкантов, политиков, комиков и ученых.

Галерея Уффици во Флоренции (Италия)

Это одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ МУЗЕИ

Существуют необыкновенные музеи. Например:

Музей картофеля (Бельгия)

Город Брюссель славится Музеем картофеля , в котором представлена богатая история этого бесценного продукта. Мы узнаем, как корнеплод попал в Европу, где поначалу был наречен “плодом дьявола”. В музее можно увидеть картину Ван Гога “Едоки картофеля”, а также послушать музыкальную пьесу Баха, написанную в честь картофеля.

Музей бананов (Калифорния, США)

В коллекции Кена Баннистера есть бананы на любой вкус. Игрушки, лампы, часы, стулья и масса других предметов в форме банана. Есть здесь и уникальные экспонаты, такие, как сделанная из банана курительная трубка или жемчужина коллекции – окаменелый банан.

Музей шпионажа

Самый большой из таких музеев находится в финском городе Тампере. Первое, что вы увидите в этом музее – себя на экране. Но найти скрытую камеру вам не удастся. Здесь есть множество прослушивающих, подсматривающих и передающих устройств. Но среди всех “шпионских” штучек внимание привлекает детектор лжи, причем любой желающий может проверить себя на этом аппарате.

Музей воды

Музей воды был открыт в 2003 году. Музей Вселенная воды находится в петербургской Водонапорной башне и занимает несколько этажей.

Музей кошки. В музее представлены разнообразные экспонаты с котами, а кроме выставок здесь проводят аукционы, показы кинолент, песенные конкурсы, показы мод для мохнатых модников и кошачьи шоу. В музее обитают два «оживших» экспоната – сибирский кот Бонифаций и кошка Массия, которые будут сопровождать вас на протяжении всей экскурсии.

Музей Чебурашки. Один из самых миниатюрных в Москве. Занимает две комнаты. Первая часть экспозиции фактически размещается в старинной телефонной будке. Собрание включает в себя многочисленные изображения известного героя: игрушки, открытки, значки, книги, посуда, одежда и т.д. Коллекция собрана из экспонатов, предоставленных поклонниками Чебурашки. Представлены изображения других героев сказки и мультфильма.

4. Физкультминутка. (1 мин)

Аист, Аист, длинноногий.
Покажи домой дорогу.
Топну правою ногой.
Топну левою ногой.
Снова правою ногой.
Снова левою ногой
И тогда приду домой.

5. Творческая работа. Работа в группах.(15 мин)

Задача: формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.

Мы с вами познакомимся еще с тремя необычными музеями, которые существуют. О каких музеях пойдет речь, вы расскажете друг другу сами.

Учащиеся класса делятся на три группы. Каждой группе дается задание, как представить название музея, чтобы другие группы учеников догадались, о каком музее пойдет речь.

1 группа. «Музей снежинок»

Задание: необходимо выбрать из предложенных загадок те, которые подходят к названию музея и загадать их участникам других групп.

  • Я, как песчинка, мал и землю покрываю, я из воды рождён и сам её рождаю.
  • Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
  • Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу при солнечных лучах.
  • Висит груша, нельзя скушать.
  • Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок. На него подуй слегка - был цветок – и нет цветка.

Есть единственный музей в мире - музей снежинок. В Японии на острове Хоккайдо. Основатель музея снежинок - Накая Укитиро, учёный, чье имя и носит музей.

Музей создан прямо в пещерах. В залах представлены фотографии снежинок в самых разных формах. Первый человек, сумевший сфотографировать снежинки фермер из США Уилсон Бентли. Издал в 1931 г. альбом с этими уникальными снежинками (всего 2500 снимков).
Двух одинаковых снежинок не бывает. Но почти все они имеют шестиконечную форму. Снежинки с четырьмя, пятью или восемью лучами в природе не встречаются. А с тремя или двенадцатью лучами изредка встречаются. Форма снежинок зависит от температуры воздуха. Самые крупные в мире снежинки были зафиксированы в 1944 г. 30 апреля в Москве. Они закрывали собой ладонь и походили на страусиные перья.

2 группа. «Музей шоколада»

Задание : опорными словами описать шоколад. О чем пойдет речь. Например: сладкий, темный, белый, пористый, с начинкой и т.д.

Несколько музеев на нашей планете расскажут об истории любимого всеми продукта – шоколада. Самый первый Музей шоколада появился в германском городе Кельне.

В музее имеется миниатюрная шоколадная фабрика, где через окна можно увидеть, как производится шоколад.

Работает небольшой конвейер, из которого на глазах посетителей сыплются конфеты. Самый впечатляющий экспонат – это огромный шоколадный фонтан высотой 3 метра, в котором циркулирует около 200кг жидкого шоколада. Его может попробовать любой желающий.
Среди 7000 экспонатов – грампластинки, изготовленные из шоколада; детские игрушки, наполненные шоколадом; выросло даже шоколадное дерево.

3 группа. Музей живых бабочек «Тропический рай»

Задание : мимикой и жестами показать, о каком насекомом пойдет речь.

Музей живых бабочек «Тропический рай» находится в Санкт-Петербурге и состоит из трех уютных залов, в которых среди тропических растений порхают огромные живые бабочки из Америки, Азии и Африки.

Одновременно в музее можно наблюдать до 40 разновидностей тропических бабочек, а также полюбоваться тропическими растениями и садом камней-самоцветов.

Можно увидеть, как из куколок появляются бабочки, понаблюдать над первым полетом «новорожденных».

Как рождаются бабочки, чем питаются, где живет самая большая и самая маленькая на планете бабочка, можно узнать, посетив этот музей.

Индивидуальная работа. (7-10 мин.)

В какой музей вы бы хотели пригласить наших гостей? Давайте нарисуем для них пригласительные билеты.

6. Рефлексивный. (5-7 мин.)

Подведение итогов: о чем сегодня шла речь? О каких музеях вы сегодня узнали?

Самооценка:

  • Я узнал (-а)…
  • Мне понравилось…
  • Мне бы хотелось…

А вот отрывок из поэмы великого немецкого поэта Генриха Гейне «Германия»:

…Накрыли. Весь старонемецкий стол

Сердечный привет тебе, свежий салат,

Как пахнешь ты ароматно!

Каштаны с подливкой в капустных листах,

Я в детстве любил не вас ли?

Здорово, моя родная треска,

Как мудро ты плаваешь в масле!

Кто к чувству способен, тому всегда

Аромат его родины дорог.

Я очень люблю копченую сельдь,

И яйца, и жирный творог.

Как бойко плясала в жиру колбаса!

А эти дрозды-милашки,

Амурчики в муссе, хихикали, мне

Лукавые строя мордашки…

В русской литературе XIX века кулинарная тематика также была представлена в поэзии - так, А. С. Пушкин хотя и иронизировал сам над собой, что слишком часто упоминает «о разных кушаньях и пробках» («Евгений Онегин»), оставил яркие описания традиционных для своего времени блюд и продуктов. Как отмечает известный историк В. Похлебкин - «кулинарными стишками» грешили… такие поэты, как П. А. Вяземский и Е. А. Баратынский». Большое внимание гастрономии уделяется в произведениях В. С. Филимонова (1787-1858), которого называли «кулинарным поэтом».

«…Вот с кулебякою родной,

Кругом подернута янтарной,

Душистой, жирной пеленой,

Уха стерляжья на шампанском,

За ней - ботвинья с астраханским

Свежепросольным осетром

И с свежей невской лососиной.

Вот с салом борщ, калья с вином,

С желтками красный суп с дичиной,

Морковный, раковый, грибной…»

Безусловно, следует отметить и произведения Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и т. д.), а также М. Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов накормил»), Лескова («Русский характер»), И. Шмелева («Лето Господне»).

Заметную роль кулинарная тематика играла и в русской драматургии - от Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова до А. П. Чехова и С. А. Найденова. Так, по «Пестрым рассказам Антоши Чехонте» можно составить целое меню, традиционное для среднего класса того времени.

В современной литературе кулинарная тема также не обойдена вниманием. И это не только разнообразные пособия по приготовлению еды. Заметное место здесь занимают научно-популярные произведения, рассказывающие об истории кулинарии, культурных традициях и обычаях, связанных с приготовлением пищи. Яркий пример - книги историка В. Похлебкина, охватывающие самые разные аспекты кулинарии - «Кухни славянских народов», «Кулинарный словарь», «Занимательная кулинария» и т. д. Появляется все больше книг, где кулинарная тематика оказывается тесно связанной с тематикой социальной, социокультурной, исторической. Существует даже специальная международная премия Джеймса Берда, присуждаемая авторам наиболее ярких произведений.

Еде посвящались и музыкальные произведения. Интересно, что среди композиторов было мною гурманов, с именами которых связаны не только музыкальные шедевры, но и рецепты блюд. Так, во Франции широко известны «Куриные грудки „Берлиоз“», названные в честь великого композитора Гектора Берлиоза, «Яйца „Обер“», «Утка а-ля Россини».

Внимание учащихся следует обратить на следующее:

Еда для человека является источником удовольствия, эстетического наслаждения. Культура человека выражается, в том числе, и в умении оценивать вкус продуктов и блюд, выбирать наиболее гармоничные вкусовые сочетания, придавать значение эстетическим аспектам при организации своего питания.

Кулинария - особая сторона жизни человека, в которой большое место занимает творческая деятельность. Приготовление пищи может стать очень интересным занятием, когда человек может проявить свои способности, придумывая новое блюдо или вариант его оформления.

Варианты реализации темы:

Подростку предлагается дома самостоятельно выполнить задания на стр. 72-74 (посвященные кулинарной тематике в живописи).

Экскурсия в музей

В рамках реализации этой темы может быть организована экскурсия в местный художественный музей. Как правило, в экспозиции музеев есть раздел, посвященный натюрмортам и бытовой живописи, связанными с кулинарной тематикой.

Творческий проект «Вкусная картина»

Педагог предлагает учащимся нарисовать натюрморт - изобразив свое самое любимое блюдо. Из картин учащихся в классе организуется «Вкусная галерея».

Самостоятельная работа учащихся

Педагог предлагает учащимся самостоятельно дома выполнить задания на стр. 74-76.

Ключ для задания «Кроссворд»

По вертикали.

1. Полба. 2. Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.

По горизонтали.

1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.

Викторина «Необычное кулинарное путешествие»

Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.

В начале «путешествия» учащиеся распределяются по группам. Каждая группа получает свой «маршрутный лист», в котором указаны этапы «Музейный», «Музыкальный», «Живописный», «Литературный».

На этапе «Музейный» подростки отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, традиционных блюд, кулинарных праздников).

На этапе «Музыкальный» подросткам нужно вспомнить и спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.

На этапе «Живописный» угадать художника выбранной ими картины, связанной с кулинарной тематикой.

Результаты группы фиксируются в ее «маршрутном листе».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.

2. Асатиани В. С. Химия нашего организма. М., 1969. 300 с.

3. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.

4. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М.: Издательство АСТ, 2001. 220 с.

5. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.

6. Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. СПб, 1998. 260 с.

7. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. Новосибирск, 1999. 450 с.

8. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.

9. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2000. 500 с.

10. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М, 2000. 350 с.

11. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М, 2004.

12. Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004.

13. Руководство по детскому питанию / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М., 2004.

14. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей. М., 2005.

15. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.

16. Рыбы СССР. М., 1969, 400 с.

17. Справочник по детской диетике. М., 1977. 340 с.

Занятие по внеурочной деятельности «Расти здоровым»
«Необычное кулинарное путешествие»
«Здоровые дети – в здоровой семье»
Цель: формировать культуру питания учащихся и установку на здоровый образ
жизни.
Задачи:
 воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
 развивать интерес к истории своей семьи, семейным кулинарным традициям;
 формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассникам;
 работать над сплочением классного коллектива, коллектива учащихся и
родителей;
 учить различать полезные и вкусные продукты;

воспитывать культуру питания.
Оформление:
1.
плакаты «Здоровое питание»;
2.
3.
4.
выставка книг «О вкусной и здоровой пище», кроссворд «Овощи и
фрукты», игра «Полезные продукты», пословицы и поговорки, карточки с
продуктами;
самовар, выпечка;
фонограммы песен «Пока все дома», русские народные песни.
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые родители и ребята. Сегодня
нас ждет необычное путешествие, на котором мы поговорим о кулинарных
традициях, обычаях, которые существуют в ваших семьях. А также вспомним о
кулинарных традициях русского народа. А с кем путешествовать веселее? (с
друзьями)…
Кто помнит, какую песню с друзьями пел Крошка Енот? (Улыбка)
В каком населенном пункте мы с вами живем? (село Вязьма­Брянская).
Вязьма­Брянское сельское поселение Вяземского района Смоленской области –
самое крупное сельское муниципальное образование Вяземского района.
А какие еще деревни вы знаете, которые находятся на территории нашего села?
деревня Вассынки
деревня Железнодорожный
деревня Зеленый
деревня Певное
село Вязьма­Брянская





село Городок
Ну, а мы наш населенный пункт, по которому мы будем путешествовать,
назовем по особому «Здоровей­ка». И деревни в нашем селе имеют тоже необычные
названия. А какие, мы узнаем, путешествуя по ним.
Дети (участники игры) распределяются по группам – «деревням». И
представляют свои «деревни» (название, визитка, карта, рецепты, пошаговое
приготовление).
Какую первую деревню мы посетим узнаете, ответив на вопросы.
­ Как называется приём пищи утром? (завтрак)
­ Что полезнее всего есть на завтрак? (разнообразные каши)
­ Как сделать кашу вкуснее? (добавить изюм, орехи, сухофрукты и т.д.). Итак,
кто догадался, в какую деревню мы отправимся?
1. Представление деревни «Злаковка».
Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Арсений и Елизавета
приготовили нам рассказ о кашах.
Ученик: Одно из любимых российских блюд – каша. Она наравне со щами
стала, чуть ли не нашим национальным символом: «Щи да каша – пища наша!». Кашу
подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово «каша» означало тоже,
что и «пир». Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему
европейскому, особенно любил ячневую кашу.
Ученица: На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие,
рассыпчатые и каши­размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие
каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень
и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые)
ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными
яйцами. Каши­размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и
варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом,
добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.
­ Так из чего варятся каши? (Из разных круп). А из каких растений получают
крупы? Отгадайте загадки.
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (Зёрнышко)
В поле – метёлкой, в мешке – жемчугом. (Пшеница)
В поле серёжки на тоненьких ножках. (Овёс)

Черна, мала крошка,
А пользы в ней много.
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. Что это? (Гречка)
Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее
количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Наиболее полезна
гречневая каша. Далее – каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный
продукт, ее следует, есть перед контрольной работой, соревнованиями или
физической работой.
2. Конкурс «Вопрос – ответ»
1.Овощ, название которого состоит из 2­х нот (фасоль).
2.Без нее борщ, как скрипач без скрипки (свекла).
3.То же, что и перец (паприка).
4.Вещество, в большом количестве содержащееся в моркови (каротин).
5.Мера редиса, принятая на базаре (пучок).
6.Овощ – «второй хлеб» (картофель).
Как вы думаете, в какую следующую деревню мы отправимся?
2.Представление деревни «Малые овощинки»
В традиционной русской кухне было не принято смешивать продукты, и даже
постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей,
грибов и рыбы приготавливался отдельно. Капусту, репу, редьку, горох, огурцы­ели
сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не
были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из
заимствований с Запада. Салаты поначалу делались преимущественно с одним
овощем, отчего и назывались «салат огуречный», «салат свекольный», «салат
картофельный».
Сейчас идёт весна. Именно весной наш организм нуждается в витаминах.
Витамины не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают
только вместе с пищей. Сейчас по христианскому календарю идёт Великий пост.
Мудрыми были наши предки, что вели этот пост весной. Он помогал набраться сил,
поправить здоровье, чтобы бодрыми и здоровыми выйти в поле и провести все
весенние работы. Силы им очень были нужны, ведь все работы они выполняли в
ручную.
­Ребята, какие овощи вы любите?
­А, какие не любите? Нужно есть все овощи, и научиться выполнять правило:
«Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я». Я
думаю, что с сегодняшнего дня вы полюбите все овощи, потому что узнаете много
интересных и полезных рецептов.
­Но сначала немного отдохнём. Поиграем в игру «Вершки и корешки».
­Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки)
встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис,
капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька.

Кроссворд «Фрукты»
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний… Банан.
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине – сладко. Слива.
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка», ­ скажу. Яблоко.
Плод, похожий на лампочку. Груша
Заморский гость сидит на кустике,
С зеленым чубчиком на голове.
Одет он в серую кольчугу –
Плотно колечки прижаты друг к другу. Ананас.
3. Представление деревни «Фрукты».
Это интересно знать.
ЯБЛОКИ – прекрасное средство профилактики болезней,
вызванных
малоподвижным образом жизни. Они снижают усвоение жиров организмом, а
содержащийся в них калий выводит излишки жидкости.
Мы провели анкетирование среди учащихся третьих классов. Опросом было
охвачено 55 человек.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Какие напитки вы любите?
2. Любите ли вы молоко?
3. Чем полезно молоко?
4. Какие молочные продукты вы знаете?
5. Какие молочные продукты вы любите?
6. Какие продукты вы кушаете на полдник?
7. Употребляют ли в вашей семье молочные продукты?
Учитель:
И выяснили, что из 52 учащихся третьих классов 30 детей назвали молоко
среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным
напиткам, чаю, компотам, различным коктейлям. 58% ­ молоко, 42% газированные
напитки, сок, чай, компот.
Вызывает тревогу тот факт, что не все дети осознают важность значения

молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых
продуктов молока у многих ребят нет.
Учитель: Молоко идеальный продукт питания. Эта пища, приготовлена самой
природой. Молоко является не только лакомством, но и лекарством. Всего в молоке
около 30 видов витаминов.
1 ученик: Люди, которые в детстве и юности пили много молока, имеют более
крепкие кости.

2 ученик: При добавлении в рацион йогурта и цельного молока отмечается
понижение холестерина в крови. Это важно знать тем, кто решил похудеть

3 ученик: Молоко является спасительным средством для укрепления зубов,
особенно детских, так как оно содержит кальций – строительный материал костной
ткани. Научно доказано: применение «молочного» кальция эффективнее, чем
использование его в таблетках.
1 ученик: Известно, что молоко может предупреждать стрессы. Выпитый
перед сном стакан молока ускоряет и облегчает засыпание.
2 ученик: Установлено, что молоко облегчает участь курильщиков. Те, кто
выпивает ежедневно хотя бы две кружки молока, реже болеют хроническим
бронхитом. Исследования показали, что тот, кто регулярно пьет молоко, менее
подвержен заболеваниям желудка и кишечника
3 ученик: Но – внимание! Таким воздействием обладает цельное, а не
обезжиренное молоко.
Учитель: Молоко единственный продукт, содержащий много кальция, поэтому

дети каждый день должны пить молоко. Если вы не любите молоко, попробуйте есть
регулярно другие молочные продукты: кефир, творог, сметану, йогурт.
Игра «Угадай­ка»
Вспомнить некоторые продукты, приготовленные из молока, с помощью
текстов, записанных на доске:
Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется …
(простокваша)
Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток
Если молоко поставить в горячую духовку, то получится … (топлёное
Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится…
белого цвета… (творог)
молоко)
(варенец или ряженка)
Учитель. Молоко – это белая аптека, простая, вкусная, результативная и без
всяких ограничений и противопоказаний.
Какие славные, вкусные, да полезные названия у наших деревень!
Мы с вами познакомились с рецептами и приготовлением блюд, которые
приготовили в наших деревнях. Но везде ли мы побывали в гостях? В нашем
населенном пункте есть музей.
Я предлагаю вам отгадать загадку. Отгадав её, вы узнаете, в какой музей мы с
вами попадем.
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести

И в руках не удержать?
Так что же это такое?
Дети. Вода.
Учитель. Правильно, вода! Вода очень нужна нашему организму. Она помогает
нам расти, справляться со всякими хворями, становиться сильными и крепкими.
Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А
сколько это?
Учитель предлагает детям посмотреть на демонстрационный стол, на котором
находятся стеклянные банки, в которых 1 л и 1,5 л воды. Это же количество
жидкости можно разлить по стеклянным стаканам и расставить их на столе.
Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы
занимались в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь
когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти
траты необходимо восстановить.
Хозяйка музея 1. «Сок жизни» – такое красивое название дал воде
выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Наш организм почти
на 80% состоит из воды. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2–3
дней. Вы уже знаете, какое количество жидкости требуется вам ежедневно. А как вы
думаете питаться всухомятку очень вредно? Хотите убедиться в этом?
Хозяйка музея берет два надувных шарика. Важно, чтобы стенки его легко
растягивались. Детям объясняется, что стенки человеческого желудка, так же, как и
стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в один шарик помещаются
кусочки хлеба, оставшиеся после обеда, а в другой – через воронку вливается суп
или кисель. Детям предлагается сравнить форму двух шариков – один с неровными
боками, другой – гладкий, округлый и ответить на вопрос, какому «желудку»
труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться.
В стаканчиках находится минеральная вода. Такую воду можно получать из
природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для
организма веществ.
В стаканчиках находится минеральная вода, которая содержит не только
минеральные вещества, но и газ. Она так и называется – газированная.
Такую воду нельзя пить очень часто.
Учитель. Газированные напитки, особенно летом, пользуются большим
спросом. Они продаются на каждом шагу, выбор их огромен и дети, их очень любят.
Но как часто мы слышим о том, что пить газированные напитки очень вредно. Но
почему? И ребята решили узнать.
Для своих исследований выбрали два напитка: «Кока ­ Кола» и «Спрайт».
В каждом варианте напитков состав разный.
Ученица. «Кока­кола»: очищенная питьевая вода, сахар, двуокись углерода,
краситель (Е 150а), регулятор кислотности (Е338), кофеин, натуральный
ароматизатор, натуральные экстракты.

Ученик. «Спрайт»: вода питьевая, сахар, углекислый газ, бензоат натрия,

E330 лимонная кислота, E331, цитраты натрия, ацесульфам К, аспартам,
натуральные ароматизаторы.
В составе газированных напитков нам встретилось множество непонятных
элементов. С помощью Интернета мы попытались разобраться в их влиянии на
организм человека.
Компоненты газировки и их влияние на организм человека.
Двуокись углерода. Один из основных компонентов газированных напитков –
углекислый газ (в наших напитках ­ двуокись углерода). Основная задача этого газа –
уничтожение микроорганизмов присутствующих в питьевой воде. Также, углекислый
газ способствует увеличению сроков хранения воды, что более выгодно
экономически. Сам по себе углекислый газ не вреден, но он распирает желудок и
мешает его нормальной работе, может вызвать вздутие живота и повреждение
эмали зубов.
Сахар. В газировке содержится очень большое количество сахара, иногда оно
доходит до пяти ложек на стакан. Такое количество сахара приводит к избытку
сахара в организме. Это может вызвать такие серьезные проблемы со
здоровьем, как ожирение и сахарный диабет.
Кофеин. Кофеин является тонизирующим средством, он вызывает
возбуждение нервной системы, что противопоказано детям. Кроме того, кофеин
обладает эффектом мягкого привыкания, вызывает зависимость, он также
способствует выведению кальция из организма. Кальций входит в состав костей и
зубов, поэтому у людей, злоупотребляющих газированными напитками, кости
становятся хрупкими и чаще ломаются.
Так же узнали о пищевых добавках и их воздействии на организм человека:
Ортофосфорная кислота. Реальную опасность для наших зубов представляет
не сахар, а именно кислоты, особенно ортофосфорная кислота, которая к тому же
накапливается в организме. Медленно потягивая газировку, мы создаем для зубов
кислотную ванну, в которой постепенно размягчается зубная эмаль. Особенно это
опасно для детских зубов, эмаль которых еще недостаточно устойчива и легко
может подвергнуться разрушению.
Ароматизаторы. Все красители и ароматизаторы, содержащиеся в газировке
дают нагрузку на печень, так как именно в печени они расщепляются. Также
употребление красителей может привести к различным аллергическим
реакциям – от сыпи до бронхиальной астмы.
Бензоат натрия содержится практически во всех газированных напитках. В
сочетании с витамином С он выделяет бензол, который является канцерогеном, то
есть может привести к такой страшной болезни как рак. Кроме того, бензоат
натрия также может повреждать ДНК человека.
Хозяйка музея 1. Ребята, знаете ли вы, как готовятся морсы? Если в
кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот очень полезный
напиток. Перед употреблением морс обычно охлаждают. Особенно полезны морсы из

клюквы, брусники, которые не только содержат много витаминов, прекрасно
утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит.
А еще из воды и ягод можно приготовить замечательный напиток. Для того
чтобы узнать его название, отгадайте загадку.
Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились. Компот.
Хозяйка музея 1. Ну­ка, знатоки, отгадайте название еще одного вкусного и
питательного напитка
Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется. Кисель.
Учитель.
Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый... Сок.
В музее заранее приготовлены капуста, лук, редька, терка, мед.
А вы знаете, из чего можно приготовить соки? (Дети называют продукты, из
которых может быть приготовлен сок).
Хозяйка музея 1. А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный
напиток, но он еще может быть и замечательным лекарством.
Дети приглашаются к столу, на котором лежат капуста, лук, редька. Из этих
овощей также можно приготовить сок. Только не для питья, а для борьбы с хворями
да болезнями. Знаете ли вы, как используются соки этих овощей? (Сок редьки
помогает избавиться от кашля, сок лука – от насморка, сок капусты – снять боль от
ожога или нарыва.
Хозяйка музея 1. Сейчас мы с вами научимся получать эти лечебные соки.
(Демонстрация и объяснение.) Для того чтобы получить сок редьки, нужно разрезать
ее пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда кладется
немного меда. Очень быстро в подготовленное отверстие начинает поступать сок.
Смешанный с медом, он очень вкусен и полезен.
Для того чтобы использовать капустный сок, нужно снять несколько капустных
листов и подавить их рукой. Затем эти листы с выступившим соком прикладывают к
больному месту и привязывают бинтом.
Для того чтобы получить сок лука, луковичку очищают, разрезают и кусочек
натирают на терке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку.
Этот сок закапывают в нос при насморке – и никакой насморк тут не устоит!
Если вы боитесь, жжения в носу, то можете добавить в луковичную массу капельку
растительного масла.
Теперь вы знаете, что сок – не только вкусное и полезное питье, но и
прекрасное лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны!

Учитель: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие.
 Что вам больше всего запомнилось?
 Что полезного узнали для себя?
 О чем бы хотели рассказать дома?
 О чем бы вы еще хотели узнать?
 Какое правило надо научиться выполнять?
(«Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я»).
 А чтобы вы пожелали своим родным, близким, самим себе?
Выберите лепесток, напишите пожелание и прикрепите его на цветок.
Анкета
1. Какие напитки вы любите?__________________________________________
2. Любите ли вы молоко?_____________________________________________
3. Чем полезно молоко?_______________________________________________
4. Какие молочные продукты вы знаете?_________________________________
5. Какие молочные продукты вы любите?________________________________
6. Какие продукты вы кушаете на полдник?______________________________
7. Употребляют ли в вашей семье молочные продукты?____________________

Конспект внеклассного мероприятия по комплексной программе по формированию культуры питания как составляющая культуры здоровья, здорового стиля поведения у обучающихся, воспитанников в школе-интернате «Преодоление».

По теме: «Необычное кулинарное путешествие»

"Национальные блюда разных стран"

(внеклассное мероприятие для 9 класса)

Составила воспитатель:

Пескова Е.С.

Самара 2015

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Место проведения: столовая, классная комната или кабинет технологии для девочек

Цель: познакомить детей с национальными блюдами разных стран, научиться технологии их приготовления

Задачи

- расширить знания учащихся о мировой кулинарии;

Убедить в том, что питание бывает не только вкусным, но и полезным

Подготовительная работа : разделить группу на 4 подгруппы, между ними поделить кухни стран мира: Россия, Франция, Италия и Грузия. Выбрать одно из национальных блюд каждой из стран. Закупить продукты для приготовления выбранных блюд. Дать задание каждой подгруппе приготовить соответствующее блюда и рассказ о нём. Подготовить презентации.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас в необычное кулинарное путешествие по странам мира. Все вы знаете, что кухни разных народов отличаются друг от друга, но в современном мире всё так перемешалось, что вы наверняка уверены, что котлета исконно русское блюдо. А вот и нет, само блюдо «котлета» пришло в русскую кухню из европейской кухни и если быть точнее из французской. Удивлены? Тогда готовьтесь, сегодня таких сюрпризов будет много. Раз уж мы заговорили о Франции с неё и начнём.

ФРАНЦУЗСКАЯ КУХНЯ по праву считается достоянием и даже особой французской философией. Во Франции впервые возникли и достигли совершенства многие основополагающие понятия современной кулинарии. К слову, часто можно прочитать, что французы -- гурманы. Во французском языке это слово означает просто излишнее пристрастие к еде. Для того, кто вникает в особенности вкусовых оттенков, смакует ощущения и разбирается в технологиях готовки, существует специальное слово -- гурме. Без сомнения, нарастающий ритм современной жизни не мог не затронуть и Францию, но все же именно здесь фаст-фуд пока еще не занял такие непоколебимые позиции, как в других европейских странах (хотя и заметно потеснил «высокую кулинарию»). Интерес к трапезе здесь считается естественным для людей любой квалификации и достатка. Обеденный перерыв во Франции -- дело святое, никто даже и не подумает его сократить или заняться в это время какими-то делами. В отличие от других стран постиндустриальной эры французские хозяйки еще не отвыкли готовить дома, мало уступают им и мужчины. Покупки принято делать не в супермаркетах, а в небольших лавочках, где можно осмотреть каждый пучок зелени, пощупать каждый кусочек мяса. И хотя молодежь постепенно расстаются с традициями, кулинары не сдают своих позиций.

Французская кухня славится исключительным разнообразием кулинарных изделий, тонкими вкусовыми и ароматическими качествами большинства из них. Французские повара достигают этого благодаря применению бесчисленного количества пряностей, приправ и ликеров для приготовления соусов, тушения мяса, приготовления рыбы и дичи. Во французской кухне используются все виды мясных продуктов. И готовятся эти продукты всеми возможными способами. Мясо варят, тушат, жарят, запекают. Характерной чертой французской кухни является также широкое применение, особенно в гарнирах ко вторым блюдам, таких овощей, как артишоки, спаржа, салат-латук. Эти богатые витаминами овощи у нас, к сожалению, мало используются. При варке овощей строго соблюдается правило: зеленые овощи для отваривания кладут в кипящую подсоленную воду и варят в открытой посуде; только сухие овощи предварительно опускают в холодную воду.

Французская национальная кухня отличается широким применением овощей и корнеплодов. Картофель, различные сорта лука (в том числе пашот, придающий пище специфический вкус), стручковая фасоль, шпинат, капуста разных сортов, помидоры, баклажаны, петрушка, салаты используются для приготовления закусок, первых и вторых блюд, а также в качестве гарниров. Особенно популярны салаты из богатых витаминами овощей: спаржи, артишока, лука-порея, салата-латука как свежих, так и консервированных. Ко вторым мясным блюдам, как правило, подают зеленый салат, салат из капусты.

Сегодня ребята решили порадовать Вас приготовлением салата с красивым и звучным названием «Коко Шанель»

Выходит группа, отвечающая, за французскую кухню. Все ингредиенты сварены и нарезаны заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали и комментирую каждое свое действие смешивают ингредиенты.

Ингредиенты для "Салат «Коко Шанель»":

    Курица (лучше грудка, отварная) - 400 г

    Помидор (свежий) - 400 г

    Картофель (отварной) - 400 г

    Перец болгарский (яркий, лучше красного цвета) - 300 г

    Сыр твердый - 250 г

    Масло оливковое (можно любое нерафинированное растительное)

    Сок лимонный

    Специи (соль, перец - по вкусу)

Рецепт "Салат «Коко Шанель»" :

Куриное мясо разбираем на волокна.
Картофель режем некрупно.
Сыр трем на терке среднего размера.

Перец режем тонкими полосками

Помидоры режем небольшими кусочками

Смешиваем все продукты, заправляем смесью: оливковое масло + лимонный сок + соль + черный молотый перец.
Салат готов. Подавать его следует на салатных листьях.
Приятного аппетита!

Воспитатель: Спасибо Вам ребята! Выглядит очень аппетитно. Дорогие гости записали рецепт? Ну что ж, а попробуем мы это блюда в конце нашего мероприятия.

А пока перейдём к следующей национальной кухне и это русская кухня.

Ру́сская ку́хня её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни - практически не встречается такой приём как жарка . Как правило, пища готовилась в печи , поэтому очень широко используются варка, тушение , томление . Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Однако, для современных вариантов русских блюд жарка является равноправным процессом приготовления наряду с остальными. В частности, жарке подвергаются блины и оладьи, яйца, многие виды мясных блюд. Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы , каши и хлебобулочные изделия. Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели , причем, сладкие (современные) кисели появились лишь позднее с приходом в русскую кухню картофельного крахмала. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи , борщ , рассольник , солянка , калья , уха , ботвинья и окрошка . Из десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, также варенья и мёд.

Традиционным десертом русской кухни являются печёные яблоки и другие печёные фрукты и ягоды. Специфически русские виды сластей, ныне совсем забытые:

    Овощи (морковь и огурцы), сваренные в меду, но не на открытом огне, а на водяной бане. Готовый продукт («русские цукаты») делался прозрачным и сохранял несколько упругую консистенцию.

    Толчёные ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек - «пастила». Употреблялись как заедки к напиткам, отчасти - как средства народной медицины против простудных заболеваний и авитаминоза.

    Высушенные в русской печи кусочки моркови или свеклы - «парёнки».

И сегодня ребята решили Вас удивить именно забытым нами рецептом приготовления Малиновой пастилы.

Выходит группа, отвечающая, за русскую кухню. Пастила приготовлена заранее, ребята просто рассказывают, что же такое пастила, как они её делали, из чего и демонстрируют готовый продукт.

Пастила – фруктово-ягодный десерт русской кухни. Пастилу готовят из взбитого пюре. Для ягодной пастилы отбирают бруснику, рябину, малину и смородину. До 1917 года в России самую лучшую пастилу готовили в Коломне, Ржеве и Белёве. Если коломенская пастила была однородной, то ржевская и белёвская – слоеная. В советское время готовили упрощённый вариант русской пастилы в форме небольших белых брусков, который по вкусу больше напоминает французский зефир.

Для рецепта нам потребовалось:

    малиновое пюре - 1 кг

    малиновый сок - 1 стакан

Процесс приготовления:

Малину помыли холодной водой, дали воде стечь, поместили в эмалированную кастрюлю, плотно закрыли и поставили в теплую духовку. Когда малина распарилась, ее в горячем состоянии протерли через сито. Полученное пюре поставили на слабый огонь, добавили сок и при постоянном помешивании уварили до уменьшения первоначального объема в 1.5-2 раза. Уваренную пастилу разлили слоем толщиной 1.5-2 см в формочки, устланные пергаментной бумагой, смазанной растительным маслом, чтобы пастила легко отделялась от бумаги. Пастилу мы сушили в духовке при температуре 60-70С, можно сушить на солнце. Подсушенную пастилу обсыпали сахарной пудрой.

Воспитатель: Выглядит очень аппетитно! Спасибо Вам ребята за напоминание такого прекрасного и простого русского народного рецепта. И самой главное, что это лакомство не содержит ни каких вредных веществ, а главное его составляющее малина- ягода богатая органическими кислотами, сахаридами, калием, кальцием, медью и витаминами группы A, B, C. Она обладает противовоспалительными, бактерицидными, жаропонижающими и восстанавливающими свойствами. Перейдём же к итальянской национальной кухне.

Итальянская кухня - традиционная кухня Италии , распространённая и популярная во всём мире, благодаря таким блюдам, как пицца и спагетти . Она очень разнообразна и региональная, в каждом регионе есть свои традиционные блюда.

В основе итальянской кухни лежат исторически сложившиеся многовековые традиции с культурными влияниями римлян , греков , лангобардов , арабов , и прочих народов, когда-либо населявших Италию или оказывавших влияние на формирование её культуры.

Популярные блюда

    спагетти, каннеллони, и прочие многочисленные макаронные изделия (с обширной и подробной классификацией). Они непременно подаются с одним из многих традиционных соусов, обилие которых создаёт разнообразие блюд, объединённых в итальянском (а также в английском и многих других языках) одним словом « паста » (итал. pasta ). Среди самых известных и простых блюд: Spaghetti Napoli (спагетти по-неапольски) - с томатным соусом, Spaghetti Bolognese (спагетти Болоньезе) - с томатным соусом и мясным фаршем, Spaghetti Aglio e Olio (спагетти с чесноком и маслом) - с горячим оливковым маслом и совсем слегка обжаренным в нём чесноком.

    пицца - известный во всём мире открытый пирог, запечённый с томатным соусом, сыром и разнообразными опциональными ингредиентами. Среди классических разновидностей итальянской пиццы следует выделить такие, как Маргарита (с продуктами цветов итальянского флага: моцарелла - белый, томатный соус - красный, базилик - зелёный) , Каприччиоза, Дьябола, Кватро формаджио («Четыре сыра») и Кватро стаджионе («Четыре сезона»)

    ризотто - блюдо из риса (используются сорта с высоким содержанием крахмала) на бульоне/воде. Среди классических ризотто - risotto alla milanese («ризотто по-милански») с луком и шафраном

    равиоли и тортеллини - блюда, схожие с пельменями

    чиабатта - белый хлеб

Воспитатель: Вот его-то и презентуют нам сегодня ребята.

Выходит группа, отвечающая, за итальянскую кухню. Чиабатта испечена заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали.

Необходимые ингредиенты:

Для опары:

    сахар - 1 щепотка;

    вода (теплая) - 1/3 стакана (+2 ст.л.);

    дрожжи (сухие) - 1/8 ч.л.;

    мука - 130г.

Для теста:

    мука - 300 г;

    дрожжи (сухие) - 1/2 ч.л.;

    оливковое масло - 2 ст.л.;

    молоко (теплое) - 3 ст.л.;

    вода - 1 стакан;

    соль - по вкусу;

    сыр (фета) - 1 упаковка.

Как готовить опару : необходимо сухие дрожжи в размере 1/8 ч.л., развести в двух ст. ложках теплой, но не горячей воды, затем дать им настояться в течении пяти-десяти минут. Если хотите ускорить процесс, до добавьте щепотку сахара.

Способ приготовления чиабатты

130 грамм муки, треть стакана воды и дрожжи разведенные, смешивали все. Получили тесто, немного жиденькое. Миску с этим тестом, накрыв полотенцем, поставили в теплое место и на 12-14 часов о нём забыли. Уже на следующий день, начали готовить, непосредственно, тесто. Взяли половинку ч. ложки сухих дрожжей и развили в теплом молоке (объем - 3 ст. ложки). Затем в миску насыпали 300 грамму муки, оливковое масло, опару, дрожжи, стакан воды и соль. Тесто замешали прямо в миске в течении 5 минут, оно жидкое, но муку больше не добавляли Спустя два-три часа тесто увеличилось в объёме в 2 раза.На следующем шаге посыпали стол мукой, не забываем обращаться бережно с тестом, чтобы не выпустить из него пузырьки воздуха. Тесто достаточно жидкое, поэтому переворачивать его лучше большим ножом с широким лезвием. Из теста сделали такие небольшие кусочки, они пригодятся в дальнейшем. Берем пекарную бумагу или пергамент и сооружаем такую конструкцию, используя степплер для скрепления.

Тесто ножом поделили на четыре части, осторожно выложили сначала по одной лепёшке в каждую форму, посыпали сыром и накрыли второй лепёшкой. Тесто жидкое настолько, что раскатывать его не надо. Потом сделали интересное сооружение - по краям противня поставили четыре стакана. И накрыли полотенцем, которое не должно касаться противня. Для расстойки оставили «выстаиваться» на час. Не стоит ожидать, что тесто сильно поднимется. Духовку разогретли до 250 градусов, на нижнюю решётку поставили поддон с водой. Выпекали при высокой температуре и с водой, потом воду убратли, а температуру убавили до 200 градусов. До появления корочки коричневого цвета, выпекали 20-25 минут. Чиабатта, после приготовления, должна немного отдохнуть на решётке или тарелки - 10 минут будет достаточно.

Чиабатту ребята естественно готовят заранее.

Краткий состав готового блюда «Чиабатта»

продукт

кол-во

вес
гр

белки
гр

жиры
гр

углеводы
гр

калорий
ккал

итого

на 100 гр готового продукта

Воспитатель: Хлеб с хрустящей корочкой, а какой аромат, как же хочется отломить кусочек! Спасибо Вам ребята! Ну последняя национальная кухня в рамках нашего мероприятия это Грузинская кухня!

Грузинская кухня - национальная кухня грузинского народа. Многие из грузинских блюд, такие как цыплёнок табака, харчо, хачапури, широко известны в мире и стали фактически интернациональными.

В идеологии составления блюд грузинская кухня опирается на контраст пряного и острого. Широко используются овощи, как в качестве самостоятельного блюда, так и в качестве дополнения к мясным блюдам.

Существует различие между традиционными кухнями Западной (к западу от Сурамского перевала) и Восточной Грузии. Для Западной Грузии характерно употребление лепёшек из кукурузной муки мчади, а также из кукурузной муки особого помола или из особого вида проса - чумизы, варят кашеобразную массу - гоми, в которую по вкусу добавляют сыр сулугуни. Для Восточной более распространено употребление пшеничного хлеба. Кроме того, в Западной Грузии большую часть мясного рациона составляет домашняя птица. Рыбные блюда мало распространены в Грузии, за исключением районов, расположенных вдоль рек. Наиболее известными супами грузинской кухни являются харчо, чихиртма, хаши и суп из мацони. Отдельно подаётся толчёный чеснок и подсушенный лаваш.

И сегодня на ваших глазах ребята приготовят чихиртму. (бульон приготовить заранее)

Чихиртма́ (груз. ჩიხირთმა ) - грузинский густой суп, с необычной (по крайней мере, для России) технологией приготовления. Как правило, чихиртму готовят на бульоне из домашней птицы, реже из баранины. Чихиртма характеризуется полным отсутствием овощной гущи. Представляет собой загущённый мукой (в Грузии используется кукурузная) концентрированный бульон, с введёнными в него взбитыми яйцами (чаще только желтками), и кислотой (сок лимона, граната), при этом кислота супа является не столько самоцелью, сколько способствует тому, чтобы белок яйца не свернулся в некрасивые серые хлопья, а создал бы единую с бульоном массу. Технология введения яйца в горячий бульон достаточно сложна. Она возникла на Востоке (Персия) и подробно описана В. В. Похлебкиным в книге «Тайны хорошей кухни ». Готовая чихиртма, наряду с обыкновенно применяемыми приправами и специями, заправляется кориандром, корицей и мятой.

Ингридиенты: 1 курица, весом около 1,2-1,3 кг 2 луковицы 3 яйца (только желтки) пучок свежей кинзы 2 ст.л. муки 2 ст.л. сливочного масла 2 ст.л. винного уксуса 1,5-2 ч.л. молотого шафрана соль, перец по вкусу

Рецепт приготовления блюда в домашних условиях Курицу промыли, положили в большую кастрюлю и залили 2 л холодной воды, поставили на огонь. После закипания сняли с поверхности воды пену и убавили огонь. Варили куриный бульон для чихиртмы в течение часа при слабом кипении. Шафран сложили в стакан, залить 80 мл кипятка и оставили настаиваться, пока варится бульон. Спустя указанное время вынули курицу из кастрюли и оставить остывать на тарелке, а бульон процедили через сито. В небольшую емкость отлили около 150 мл бульона и оставили остывать. Лук очищаем и мелко нарезаем, на сковороде растопили сливочное масло. Жарим лук в сливочном масле до мягкости и золотистого цвета на слабом огне (примерно 10 минут). Кинзу промыли, обсушили и мелко нарезаем, добавляем в кипящий куриный бульон вместе с жареным луком и размешиваем. В остывшем курином бульоне (150 мл) растворяем муку и размешали до полного растворения комочков, влили полученную смесь тонкой струйкой в суп, непрерывно его при этом помешивая. Остывшую курицу очищаем от костей и нарезаем мясо мелкими кусочками, добавляем в суп и готовим его на небольшом огне. Желтки отделяем от белков, соединяем их с уксусом и взбалтываем вилкой. Добавляем к желтковой смеси несколько ложек супа, тщательно размешиваем после каждой ложки. Вливаем желтковую смесь в кипящий суп вместе с настойкой шафрана (процедить ее через сито), солим, перчим блюдо по вкусу и размешиваем. Снимаем кастрюлю с огня, разливаем горячий суп по тарелкам и украшаем свежей кинзой. Чихиртма будет еще вкуснее, если при подаче добавить в каждую порцию немного лимонного сока.

Воспитатель: вот так легко и просто наши ребята приготовили национальный грузинский суп Чихиртма. А пока это чудо кулинарии не остыло, приглашаем Вас к нашему интернациональному столу.

Приятного аппетита!

1. Название какого фрукта с латинского языка буквально переводится «зернистый»? (Гранат)

2. Название какого блюда буквально переводится с французского как «уксус»? (Винегрет)

3. Название какого блюда в латинском языке буквально означало «посоленное морской водой»? (Маринад)

4. Пить с кем-то вино в знак установления тесной дружбы и приятельского перехода на «ты» называется немецким словом «брудершафт». А как оно переводится? (Братство)

5. Скажите по-немецки «хлеб с маслом». (Бутерброд)

6. Название какого фрукта восходит к латинскому языку и буквально значит «скороспелый»? (Абрикос)

7. Название какого фрукта в голландском языке буквально означает «яблоко из Китая»? (Апельсин)

8. Название какого овоща произошло от латинского слова «голова»? (Капуста)

9. Название какого овоща в греческом языке означает «неспелый, незрелый»? (Огурец)

10. Какой овощ итальянцы назвали «золотое яблоко»? (Помидор)

11. Какой мясной продукт получил свое название от русского слова «ветхая», «старая»? (Ветчина — это мясо, заготовленное впрок, а значит, не является свежим)

12. Название какого блюда образовано от удмуртских слов «ухо» и «хлеб»? (Пельмени. Пель — ухо, нянь — хлеб)

13. Название какого пищевого продукта родилось в Древней Индии и буквально означает «песок, гравий»? (Сахар)

14. Название какой сладости восходит к латинскому языку и первоначально означало «приготовленное лекарство»? (Конфеты — от «конфектум»)

15. Мы заимствовали название этой сладости из французского языка, где оно означало «пастила из айвы». Назовите ее. (Мармелад)

16. Название какого мучного изделия в переводе с греческого означает «масляная лепешка»? (Оладьи)

17. Название какого мясного блюда в переводе с немецкого означает как «обрезок бумаги, стружка»? (Шницель)

18. Какая крупа получила свое название за жемчужный цвет зерен? (Перловка — от перл— «жемчужина»)

19. Название какого блюда из творога, в который вводят взбитые в густую пену яичные белки, во французском языке имеет еще и значение «пощечина»? (Суфле)

20. Название какого холодного супа говорит о том, что он сварен из свеклы с ботвой? (Ботвинья)

21. Какой овощ очень хорошо хранится до весны, и поэтому в Великий Пост его на Руси съедали больше, чем репы, капусты и моркови, за что он получил название «покаянный овощ»? (Редька)

22. Название какого жира с латинского языка буквально переводится как «перламутровый»? (Маргарин)

23. Название какого напитка переводится с английского языка как «петушиный хвост»? (Коктейль)

24. Сырье для какого напитка бывает черным и зеленым? (Чай)

25. В грузинской деревне можно увидеть такую картину: на дороге лежит кожаный мешок с какой-то жидкостью. Каждый, кто проходит мимо этого мешка, должен его пнуть. Какой напиток готовится таким способом? (Кефир — мацони)

26. Как называется напиток, получаемый из молока кобылиц? (Кумыс)

27. В названии каких напитков ясно видно, что они сделаны из цитрусовых? (Лимонад и оранжад)

28. Какой целебный напиток можно добыть в весеннем лесу? (Березовый сок)

29. Русское церковное вино с французским названием? (Кагор)

30. Какой напиток получится, если залить водой обжаренные куски хлеба и добавить сахар? (Квас)

31. Какой напиток можно приготовить из «арабики»? (Кофе)

32. Что превращает черный кофе в капуччино? (Сливки)

33. Как называют на Востоке сгущенный сироп из фруктов и прохладительный напиток из фруктового сока и сахара? (Шербет)

34. Горячий напиток из меда и пряностей? (Сбитень)

35. Название какого кисломолочного напитка говорит о том, что его очень легко приготовить? (Простокваша)

36. Назовите три продукта, с повышенным потреблением которых связывают шесть из десяти заболеваний, заканчивающихся смертельным исходом? (Соль, сахар, животные жиры)

37. Что на Руси подавали вместо соусов? (Взвары)

38. Где были созданы все классические соусы? (Во Франции в семнадцатом -восемнадцатом веках)

39. Какой дорогостоящий деликатес северонемецких городов в четырнадцатом-пятнадцатом веках успешно конкурировал на мировом рынке с пушниной и льном из России, винами Франции и английской шерстью? (Балтийская сельдь специального посола)

40. Кто изобрел майонез и по имени какого города он назван? (В 1757году при осаде англичанами Маона французские повара разнообразили меню осажденных новым блюдом, приготовленным из яиц и прованского масла. Назван майонез по имени столицы острова Менорка — Маон)

41. Каким способом можно избавиться от горечи плода грейпфрута? (Надо снять полупрозрачную кожистую пленку, одевающую чехольчиком каждую дольку плода, в которой и сосредоточены главным образом хинная кислота и горчащие гликозиды)

42. Какой молочный продукт один из самых старых рукописных лечебников «Прохладный вертоград» рекомендовал использовать как противоядие при острых отравлениях? (Сквашенное молоко — простоквашу)

43. Что называли на Руси напитками? {Кофе, какао, шоколад, чай. Напитки не пили, а кушали)

44. Название какого молочного продукта у кавказских народов происходит от слова «здоровье»? (Кефир от слова «кеф» — «здоровье»)

45. Какие две ягоды поэтично называют «северным виноградом»? (Клюкву и крыжовник)

46. Чем отличается курага от урюка? (Курага — разрезанные вдоль пополам и высушенные без косточек на солнце плоды зрелых абрикосов. Урюк — сушеные плоды абрикосов с косточками. «Куру» с тюркских языков переводится «сухой»)

47. Из какого злака делают перловую крупу? (Из ячменя. А назвали ее так за ее перламутровый цвет)

48. Как одним кулинарным словом можно назвать печень, селезенку, сердце, язык, мозг, кишки, почки, кости сельскохозяйственных животных? (Субпродукты)

49. Известное блюдо итальянской кухни, названное по имени не менее известного города? (Пицца. Пиза)

50. Откуда произошло слово «суп»? (От итальянского «уппа», что означает нечто мягкое, то, что пьют)

51. Отсутствие какого ежедневного блюда на столе в некоторых старинных книгах считалось свидетельством неблагополучия в доме? (Суп)

52. Какой продукт использовали в античные времена вместо сахара? (Мед и сироп из сока прессованных фиников)

53. О каком продукте поэт Средневековья Виктор Мэзи оставил нам такие слова: «...ты поэзия, букет нашего обеда. Что бы означала жизнь, если бы тебя не было»? (О сыре)

54. Какой продукт врачи и ученые характеризуют так: «пища, не знающая запретов», «совершенный продукт», «природный концентрат полезных свойств молока», «наиболее мягкий продукт питания», «диета для всех»? (Творог)

55. Мясо какой свиньи считалось в Древней Греции деликатесом? (Умершей от переедания)

56. В какой стране появились вегетарианцы? (В Индии около 1 000 лет до нашей эры)

57. Где впервые появилась лапша и когда? (В Китае в первом веке нашей эры)

58. С какой водой смешивали вино в Древней Греции? (С морской водой)

59. Где появились самые первые в мире рестораны? (В Китае, в 1153 году в Кайфыне)

60. Как по-другому называется черемша? (Медвежий лук)

61. Какое из яиц наиболее полезно: сырое, сваренное всмятку, сваренное вкрутую или жареное? (Сваренное всмятку)

62. Где была создана самая первая поваренная книга? (В Месопотамии в 1700 году до нашей эры)

63. В какой воде шампанское быстрее охлаждается — в сырой или кипяченой? Кому принадлежит это открытие? (В кипяченой. Это открытие принадлежит Нерону)

64. Где появилась жевательная резинка и когда? (В Центральной Америке в XIII—XIV веках)

65. Где появилось какао? (В Мексике)

66. Какао + красный острый перец + кукурузная мука + вода. Какой напиток готовили ацтеки из этой смеси? (Какао)

67. Когда появился кофе и где он произрастал? (Кофе упоминается впервые в десятом веке нашей эры. Произрастал он в Эфиопии)

68. Когда и где начали употреблять пиво? (В Месопотамии и Египте в третьем тысячелетии до нашей эры)

69. Что такое гювеч? (Блюдо болгарской кухни из овощей, запеченных в духовке с бараниной)

70. Как буквально переводится слово «симпозиум»? (От греческого слова «symposion», буквально — пиршество)

71. Как первоначально называли кушанья, которые для засолки клали в морскую воду? (Маринад)

72. Китайские повара утверждают, что можно приготовить еду из чего угодно, кроме... Назовите поэтический образ того, из чего нельзя приготовить еду, какой называют китайские повара. (Из отражения луны в озере)

73. Рыба, которой все косточки пересчитали и удалили. (Филе)

74. Что растет в поле, о котором можно сказать, что это непочатый край початков? (Кукуруза)

75. Приправа, задающая перцу едокам. (Аджика)

76. Какое слово роднит маленький мандарин со здоровенным грейпфрутом? (Цитрус)

77. Мясо рыбного царя. (Осетрина)

78. Как называется загулявшее тесто? (Опара)

79. Какой продукт дал название месяцу, которого нет в календаре? (Мед. Медовый месяц проводят молодожены после свадьбы)

80. Как называется одичавшая клубника? (Земляника)

81. Кулинарное украшение для ушей. (Лапша)

82. О каком кулинарном изделии можно сказать, что это «накрученное кушанье»? (Рулет)

83. Какую часть яйца отвергло безе, но привлек гоголь-моголь? (Желток)

84. Назовите самую распространенную птичку-леденец. (Петушок)

85. Упрощенный вариант колбасы для хот-дога. (Сосиска)

86. Какая ягода получила свое название из-за вонючих листьев? (Смородина — от слова «смрад» — неприятный запах)

87. Каким одним словом, но не «еда», можно назвать и борщ, и суп, и уху, и ши? («Первое»)

88. Она хороша и под шубой, и без нее. (Селедка)

89. Невидимая, но полезная часть еды. (Витамин)

90. Фруктовая взрывчатка. (Гранат)

91. Суп с салатом в одном флаконе. (Окрошка)

92. Съедобная мумия арбузной корки. (Цукат)

93. Какой рассольник на Руси ели руками? (Пирог с солеными огурцами)

94. Как называется мясная закуска, которая дрожит? (Студень, холодец)

95. Какой праздничный наряд носит селедка? (Шуба)

96. Как называют грибы, появляющиеся на варенье? (Плесень)

97. Она на вкус прекрасная, хоть черная, хоть красная. (Икра. Смородина)

98. Какую ягоду дачник может вырастить, лишь превратив свои шесть соток в болото? (Клюкву)

99. Как называют «клей» для студня, не желающего застывать? (Желатин)

100. Как называется спрут, не вышедший ростом, но вышедший вкусом? (Кальмар)

101. Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат слово «мел»? (КараМЕЛь, МарМЕЛад)

102. Какое блюдо готово у стряпухи в любую минуту дня и ночи? (Уха — стряпУХА)

103. Как одной крошкой накормить всю семью? (Добавить к ней букву «О», и получится «окрошка»)

104. В какие прямоугольные кубики играют на кухне современные женщины? (Бульонные кубики)

105. Как кислый кефир сделать сладким без сахара и варенья? (Заменить букву «К» на «3»: кефир — зефир)

106. Какой салат можно найти среди французских имен? (Оливье)

107. Что очень холодное есть внутри селедки? (Лед — сеЛЕДка)

108. Назовите окончательно свернувшееся кондитерское изделие. (Рулет)

109. Скажите по-французски «палка». (Батон)

110. Хлеб кавказской национальности? (Лаваш)

111. Какой деликатес в Италии и Франции отыскивают свиньи? (Грибы трюфели)

112. Каких «червячков» любят в России не меньше, чем в их родной Италии? (Вермишель. «Вермичелло» по-итальянски «червячки»)

113. Что варят, но потом не едят? (Чугун, сталь, лавровый лист)

114. Кто целый день печет, жарит, а блинами не угощает? (Солнце)

115. Какие страшные монстры едят только глаза? (Дым, мыло, шампунь)

116. Что хозяйки тушат, а есть никому не дают? (Свет, свечи)

117. Трюфель, но не гриб; ирис, но не цветок? (Конфета)

118. «Заоблачный сад», где яблоко оказалось тем еще фруктом. (Рай)

119. Плавленый сырок с теплыми человеческими отношениями в своем названии. («Дружба»)

120. Какое мясное блюдо должен уметь готовить каждый кок? (Макароны по-флотски)