Цели вступления стран в первую мировую войну. Какие цели были у России в Первой мировой войне. Державы – основные участницы войны


ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ Все великие европейские державы, участвовавшие в первой мировой войне, преследовали свои собственные, причём корыстные цели: Германия претендовала на мировое господство и расширение колониальной империи; Австро-Венгрия желала установить контроль над Балканами; Англия боролась против расширения сферы влияния Германии и стремилась подчинить территории Османской империи; Франция стремилась возвратить Эльзас и Лотарингию, а также захватить Саарский угольный бассейн в Германии; Россия стремилась укрепиться на Балканах и на Ближнем Востоке; Турция хотела сохранить под своей властью Балканы и захватить Крым и Иран; Италия стремилась установить своё господство на Средиземном море.


НАЧАЛО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 28 июня 1914 года в столице Сербии, Сараево, был убит наследник австро-венгерского престола эрц-герцог Франц- Фердинанд. Правительство Австро-Венгрии предъявило Сербии ультиматум, в соответствии с которым австрийские части должны были вступить на территорию страны. Сербия отклонила предъявленные условия. 28 июля 1914 года между двумя странами началась война. Убийство эрц-герцога Франца-Фердинанда и его жены герцогини фон Гогенберг в Сараево (28 июня 1914 года).


НАЧАЛО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Россия потребовала оставить Сербию в покое. В стране началась всеобщая мобилизация. В ответ на это 1 августа 1914 года Германия объявила России войну. Вскоре в войну вступили и другие крупные страны: Франция (3 августа 1914 года); Великобритания (4 августа 1914 года); Япония (23 августа 1914 года). Манифестация на Дворцовой площади в ожидании объявления Николаем II Манифеста о вступлении России в войну.


ВОЕННЫЕ ПЛАНЫ СТОРОН В начале войны странам Антанты (Россия, Франция и Англия) противостояли Германия, Австро-Венгрия и Турция. Немецкий «план Шлиффена» предполагал разгром Франции в первый месяц войны, а затем удар по России. Россия планировала активные боевые действия против Австро-Венгрии и оборону против Германии. Англия планировала блокировать своим флотом побережье Германии, а на суше помогать французам.


КАМПАНИЯ 1914 ГОДА В начале войны немецкие войска, прорвавшись через Бельгию, стали приближаться к Парижу. 5 – 9 сентября 1914 года французская армия смогла нанести контрудар на реке Марна и остановить немецкое наступление. Западный фронт стабилизировался. Противники начали строить окопы, проволочные заграждения и минные поля. Война на западе стала «окопной». Наступление немецкой пехоты.Наступление французской пехоты.


КАМПАНИЯ 1914 ГОДА По просьбе союзников, Россия одновременно начала две большие наступательные операции: в Галиции против австрийцев; в Восточной Пруссии против немцев. Галицийская операция принесла успех. Русская армия блокировала Перемышль – главную крепость австрийцев. Наступление в Восточной Пруссии окончилось для русской армии поражением под Танненбергом. Русские окопы на Восточном фронте.


КАМПАНИЯ 1915 ГОДА Следующий год на Западном фронте прошёл относительно спокойно. Однако именно в 1915 году на Западном фронте впервые в истории войн было применено химическое оружие. 22 апреля 1915 года немцы атаковали позиции англичан хлором. Пострадало солдат и офицеров, из которых 5000 погибло. Газовая атака под Ипром (22 апреля 1915 года). Немецкие пулемётчики в противогазах.


КАМПАНИЯ 1915 ГОДА На восточном фронте немцы решили вывести из войны Россию. В результате их наступления, длившегося с мая по сентябрь 1915 года, русская армия потерпела чувствительное поражение. Она была вынуждена оставить Галицию, Польшу, Литву, Курляндию и часть Белоруссии. Фронт стабилизировался на линии Рига-Минск-Черновцы. Однако вывести Россию из войны не удалось. Русская батарея на Восточном фронте.


КАМПАНИЯ 1916 ГОДА В 1916 году на Западном фронте состоялось два главных сражения. Одним из них была битва под Верденом, вошедшая в историю первой мировой войны как «Верденская мясорубка». В период с 21 февраля по 21 июля 1916 года обе стороны потеряли около солдат и офицеров, но линия фронта не изменилась. Немцам так и не удалось взять последнюю крепость на пути к Парижу и решить исход войны в свою пользу. «Верденская мясорубка». Верден после сражения.


КАМПАНИЯ 1916 ГОДА Другим крупным сражением, определившим исход кампании 1916 года на Западе, стала битва на реке Сомма. С 26 июня по 26 октября 1916 года английские и французские войска предприняли ряд попыток прорвать немецкую оборону. Потери с обеих сторон составили около человек. Однако линия фронта не претерпела значительных изменений. Английский танк времён первой мировой войны.


КАМПАНИЯ 1916 ГОДА На Восточном фронте 5 июня 1916 года войска Юго- Западного фронта под командованием генерала Брусилова прорвали австро- венгерский фронт и заняли территорию в кв.км. Австро-Венгрия оказалась на грани военной катастрофы. Только переброска германских войск из-под Вердена и австрийских из Италии помогла остановить русское наступление в Галиции. Генерал Брусилов и действия Юго- Западного фронта летом 1916 года.


ВОЙНА НА МОРЕ С начала войны английский флот установил блокаду побережья Германии. Стремясь переломить ситуацию на море, в 1915 году Германия начала подводную войну. Решающее морское сражение первой мировой войны произошло 31 мая 1916 года в Северном море. Несмотря на то, что английский флот понёс большие потери, немцам не удалось прорвать морскую блокаду. Гибель «Лузитании» (7 мая 1915 года). Ютландское сражение (31 мая 1916 года).


КАМПАНИЯ 1917 ГОДА Ход войны на Восточном фронте резко изменила Февральская революция в России. Дисциплина в армии резко упала. Дезертирство стало массовым. Солдаты стали брататься с противником. Пришедшие к власти большевики заявили о своём стремлении прекратить войну и в декабре 1917 года заключили перемирие с противником. Плакат, посвящённый Февральской революции. Братание русских и немецких солдат на фронте.


КАМПАНИЯ 1917 ГОДА Самым значительным событием войны на Западном фронте стало вступление в неё США 6 апреля 1917 года. Через год уже в Европе сражалось уже американских солдат и офицеров. Вступление США в войну, имея в виду их экономический потенциал и нетронутые людские ресурсы, оказалось одним из решающих факторов победы Антанты. Американский плакат времён первой мировой войны.


КАМПАНИЯ 1918 ГОДА 3 марта 1918 года Россия и её противники подписали Брестский мир. По его условиям Россия: отказывается от Украины, Прибалтики и Финляндии; разоружает армию и флот; выплачивает контрибуцию в марок. Захват громадной территории, на которой производилось 32% сельскохозяйственной и 25% промышленной продукции России, позволил Германии надеяться на окончательную победу. Карикатура на Льва Троцкого, подписавшего Брестский мир. Потери России в результате Брестского мира.


КАМПАНИЯ 1918 ГОДА В 1918 году после провала очередного немецкого наступления на Западе исход войны был предрешён. В течение сентября-ноября 1918 года союзники Германии подписали перемирие со странами Антанты. 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу представители Германии подписали Компьенское перемирие. На этом первая мировая война завершилась Завершение первой мировой войны.

Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.


Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.


Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).


Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.


Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.


Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).


Первая мировая война.
Планы сторон.

Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.

Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.

Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

    предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

    уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

    развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

    личностный подход педагогики сотрудничества;

    комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

    «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Человек на войне (на основе краеведческого материала)

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

    Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

    Причины и итоги 1 Балканской войны.

    Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

    Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

    Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

    Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

    Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

    Назвать причины войны.

    В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

    Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

    передача всех колоний;

    сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

    Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

    оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

    демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

    передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

    репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

    разделение Венгрии и Австрии;

    передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

    признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

    репарации.

    Словакия переходит к Чехословакии;

    Трансильвания передается Румынии;

    Банат передается Югославии.

    установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

    передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

    Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.