Земли рекреации. Рекреационное использование территории как географическая проблема. Состав земель рекреационного назначения

Одна из важных функций, выполняемых национальными парками - это использование их в рекреационных целях (отдых, туризм, эстетические потребности человека). На сегодняшний день в большинстве стран мира отмечается «Рекреационный взрыв». Это объясняется демографическими причинами (появлением свободного времени, транспортные возможности) и увеличением загрязненности среды в промышленных центрах и городских агломерациях. Так, посещаемость ООПТ в США ежегодно увеличивается на 10-12 %.

Во многих странах рекреационное использование ландшафтов приобрело государственное значение. Использование той или иной территории в рекреационных целях приносит больший доход, чем мог бы быть получен при любой другой эксплуатации ее ресурсов. Так, посещение туристами национальных и местных парков Калифорнии приносит штату более 300 млн. дол. в год. Доход от иностранного туризма в некоторых странах составляет третью, а, иногда вторую по значимости статью государственного бюджета.

Однако, в большинстве экономически развитых стран возрастающий спрос на природные рекреационные ресурсы сталкивается с уменьшением количества природных ландшафтов, не тронутых или слабо затронутых хозяйственной деятельностью человека.

При этом, увеличение потребностей в ресурсах отдыха при сокращении потенциального пригодных для отдыха территорий вызывает увеличение нагрузки на единицу рекреационной площади и часто приводит к необратимым изменениям в природных комплексах. Так, от массового туризма сильно страдает большинство национальных парков Великобритании. В национальном парке Пик-Дикстрикт площадью около 140 тыс.га ежегодно бывает 12 млн. посетителей, а в канадском национальном парке Банфф - 2,5 млн., притом, что территория его почти в 5 раз больше.

В целом, во многих странах рекреационное использование ландшафтов приводило к загрязнению среды и разрушению почв и растительности, ухудшению условий обитания и уничтожению диких животных, нарушению связей в биогеоценозах. В итоге, рекреационные территории становятся малопригодными для отдыха.

В ряде стран принимаются меры, направленные на ограничение доступа туристов в национальные парки и другие ОПТ. Так, в национальных парках Польши планируется развитие только познавательного и краеведческого туризма. Развитие этих форм туризма осуществляется по планам туристского освоения, основанным на расчетах туристской емкости основных типов угодий национальных парков. Вокруг каждого национального парка создаются охранные зоны, предусмотренные природоохранным законодательством страны.

В Украине отмечается несколько природных парков, среди которых Карпатский государственный природный парк, Днестровский, Черкасский бор и другие.

С целью территориально разграничения различные режимы использования в природном парке проводится природоохранительное зонирование. На территории парка должны быть выделены участки заповедного режима, закрытые для посещения и участки заказного режима на определенный срок, а также памятники природы.

Площадь закрытых для посещения заповедных участков, по международным рекомендациям должны быть больше 1000 га. В зоне заказного режима разрешается только пешеходная форма посещения (по строго ограниченным маршрутам) небольшого количества людей на короткий срок. Заповедные и заказные территории должны составлять 90-95 % площади парка.

В целом, возможность посещения и рекреационного использования территорий и объектов ПЗФ зависит от целей охраны этих территорий и объектов, а также их категории. Рекреация подразделяется на лечебно-курортную, спортивно-оздоровительную и познавательную . Таким образом, рекреационные ресурсы территорий и объектов ПЗФ являются либо природными либо историко-культурными . Все влияние рекреационной деятельности на природные комплексы можно разделить на прямое и опосредванное. Прямое заключается в уничтожении представителей флоры и фауны в процессе охоты, рыбалки, хоз. деятельности; во вмешательстве в природные процессы жизнедеятельности животных путем их подкормки, разведения в искусственно-созданных условиях; в привнесении и распространении инфекций, заболеваний через продукты жизнедеятельности человека и т.д.

Опосредованное влияние заключается в изменении природной среды обитания, в антропогенном влиянии на компоненты эпигеосферы, в искусственном разведении животных, в создании человеком животных и растений с заданными особенностями, влияние которых на окружающую среду и человека еще не установлено.

Перспективной формой современной рекреации является экологический туризм - это интегрированная форма рекреационной деятельности, направленная на гармонизацию отношений между туристами и окружающей средой путем экологизации всех видов туристической деятельности и образования.

Таким образом, критерии экологического туризма следующие:

    Осуществление туристической деятельности на хорошо сохранившихся природных территориях мира.

    Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

    Минимизация негативного влияния на среду.

    Обеспечение сбалансированного развития регионов экотуризма.

Специальные маршруты, которые проходят через различные природные объекты, которые имеют определенную природно-охранную, эстетическую и культурную ценность, а также сопровождаются описаниями данных объектов, называются экологические тропы. Это специально проложенныемаршруты для проведения экскурсий в природе, при которых особое внимание уделяется изучению связей компонентов природы между собой. Такие тропы прокладываются в национальных природных парках, ландшафтных региональных парках, заказниках, в границах буферных зон заповедников, в границах территорий, которые отличаются разнообразием природных условий и познавательной ценностью. Обозначают тропу специальными знаками, устанавливают ее схему. Экологические тропы отличаются длительностью маршрута, его продолжительностью, сложностью прохождения и т.д.

Экологические тропы по назначению бывают познавательно-прогулочными, познавательно-туристическими и учебные.

Вывод: данная лекция знакомит с историей развития заповедного дела и раскрывает понятие об основных формах охраняемых природных территорий.

Время чтения: 4 минут

Земля признается ценным и охраняемым ресурсом, поэтому ее использование должно быть бережным и соответствовать установленной цели. Назначение земли является критерием для разделения участков по категориям. Например, земли населенных пунктов выделены не только для строительства жилья, но и для развития территории. На них предусматриваются места для отдыха и туризма, которые объединены в земли рекреационного назначения.

Основные категории земель

Какие территории входят в состав

Рекреационные земли неоднородны. Они различаются в зависимости от особенностей использования.

Согласно п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав данной категории входят участки с:

  • кемпингами;
  • домами отдыха, пансионатами;
  • объектами физической культуры и спорта;
  • туристическими базами;
  • стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями;
  • детскими туристическими станциями;
  • парками;
  • учебно-туристическими тропами и трассами;
  • детскими и спортивными лагерями, иными схожими объектами.

К таким землям относятся лесополосы, парки, а также скверы, находящиеся за пределами города или в городской черте.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для обеспечения спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности граждан, а также для организации их отдыха и туризма. Это определяет рамки ее эксплуатации.

Для организации учебно-туристических троп и трасс с собственником, пользователем, владельцем или арендатором земли может заключаться особое соглашение о сервитуте. Это позволяет прокладывать маршруты через территорию, не изымая ее из пользования.

Сервитут - ограниченное право пользования рекреационными зонами - может быть как публичным, так и частным. Публичный подразумевает доступность территории для всех. Частный, как правило, предоставляется юридическим лицам с целью возведения домов отдыха и подобных объектов.

Осуществление рекреационной деятельности на землях лесов допускается в соответствии с положениями ст. 41 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ). Законодатель предусмотрел и возможность возведения специальных временных строений в лесу. В этом случае территория предоставляется государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.

Для юридических лиц возможна аренда земель лесного фонда для рекреации (п. 4 ст. 41 ЛК РФ). Заметим, что физическим лицам такая категория земель не предоставляется.

Правовой режим

Рассматриваемые земли обладают специфическим правовым статусом. Они эксплуатируются для целей рекреации без изъятия у собственников или временных распорядителей. Однако права последних обременены: их надел может быть свободным для доступа всем желающим. Каждый вправе посетить такой участок, если соблюдает режим пользования.

О ценности земель рекреации свидетельствует то, что их нецелевое использование или перевод в другую группу участков строго запрещены. Кроме того, если физическое или юридическое лицо имеет право собственности на участок с рекреационным потенциалом, государство может изъять землю в принудительном порядке для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем такие наделы не исключаются из . Рекреационные земли в собственность могут передаваться юридическим лицам при условии согласия муниципальных и госорганов.

Запрет на использование зон рекреации не по назначению

П. 5 ст. 98 ЗК РФ устанавливает прямой запрет на использование земель рекреации для иных целей. Это означает, что данная категория не подходит для любой другой деятельности, кроме туризма и отдыха.

Ограничения касаются и строительства объектов недвижимости. Например, на территории парка нельзя возвести жилой дом. То, что можно строить, определяется целевым назначением участка. Все здания и строения должны быть предназначены для отдыха, спорта, оздоровления, туризма или для обслуживания перечисленных объектов.

Законное использование земли контролируют органы государственного земельного надзора:

  • Росреестр,
  • Россельхознадзор,
  • Росприроднадзор.

К проверкам подключен и общественный контроль. Каждый гражданин, который выявил нарушения использования надела, может обратиться в указанные инстанции с жалобой. Если факт подтвердится, на нарушителя будет наложен административный штраф.

Размер административного штрафа

Административная ответственность за нарушение порядка пользования рекреационной землей варьируется в зависимости от ее субъекта. Так, если участок предоставлен в пользование государственному или муниципальному учреждению, то ответственность будут нести их должностные лица.

Размер штрафа составит от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости участка, но не менее двадцати тысяч рублей. Если кадастровая цена не установлена, штраф будет назначен в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

Когда-то рекреацией назывались каникулы, школьная перемена или помещение, где можно было отдохнуть. Позднее рекреацией стали называть различные мероприятия, которые призваны помочь утомлённым людям, восстановить их здоровье. Термин рекреационный расширился ещё больше, когда стал одним из определений Земельного кодекса нашей страны.

Понятие и предназначение

Статьи земельных законов чётко классифицируют все территории по их существующему и/или потенциальному предназначению, использованию. Некоторые территории относятся в классификации к особо охраняемым. Этому посвящена 18-я глава.

О рассматриваемых нами землях говорится в статье 98. Земли рекреационного назначения предназначены и используются для создания возможности заниматься туризмом, спортом, а также отдохнуть и оздоровиться всем желающим (нуждающимся). Также 98-й статьёй оговаривается состав земель-рекреаций, а также всё, что может быть там построено.

Есть интересная особенность: зоны-рекреации могут быть выделены и в городах, посёлках и так далее. В данном случае речь идёт о парках, лесных массивах, скверах, водных объектах (пруды, водохранилища), пляжах. Такие места отдыха особо охраняемым территориями не считаются, но это их единственное отличие от прочих земель-рекреаций.

Кому предоставляется и что можно строить на землях рекреационного назначения

Если говорить о застройке таких площадей, то она должна соответствовать их назначению. Любая постройка должна быть ориентирована на отдых, спортивные, туристические мероприятия. Если такое назначение не прослеживается, запрет будет наложен ещё на стадии предварительных согласований.

На рекреационных территориях можно строить (расширять) объекты коммунального, промышленного и складского назначения только в случае их прямому соответствию разрешённому использованию земли. Любое строительство на землях рекреационного назначения должно вестись только по согласованию с местными госорганами охраны природы.

Порядок пользования такими землями практически везде, в любом регионе определяется местной администрацией самостоятельно. Многие зоны-рекреации обладают уникальными характеристиками, для охраны которых предусматриваются особые мероприятия.

С понятием земель из числа рекреационных тесно связан термин сервитут. Он означает ограниченное право использования.

  • Публичный сервитут – это дозволение всем желающим приехать в лес, прийти на речку, устроиться на одеяле с книжкой на цветущем лугу. Такой личный отдых имеет ряд ограничений – не разводить костры, не вредить экологии и тому подобные. Как соблюдаются такие ограничения, разговор отдельный.
  • Частный сервитут – это предоставление права определённым лицам (организациям) использовать в своей деятельности рекреационные земли, но строго по назначению. В данном случае речь о строительстве домов отдыха (частных, ведомственных), кемпинг-отелей, туристических баз и тому подобного.

В любом случае пользование такими землями должно соответствовать всем принятым для данного рекреационного участка правилам и нормам. Кроме ЗК РФ, здесь важны иные кодексы (Водный, Лесной) плюс местные руководящие документы (в каждом регионе они свои).

Виды территорий

  • всевозможные исторические постройки, в том числе найденные посредством археологических изысканий;
  • различные достопримечательности, чьё значение подтверждено (самый дорогой ночной клуб города к достопримечательностям в этом плане не относится);
  • поселения, где в первозданном виде сохранились различные ремёсла, производство, промыслы (национальное рукоделие и прочее);
  • захоронения (военные и гражданские).

У таких земель невозможно изменить их целевое назначение. Соответственно, запрещается и нецелевое использование.

На таких землях устанавливаются особые охранные режимы. Любое строительство и прочее хозяйствование поблизости от зон с объектами историко-культурного назначения должны сопровождаться комплексом согласованных охранных мероприятий.

Ещё одна особенность: такие земли не изымаются у собственников, если только не имеет место какой-либо исключительный случай.

А вот можно ли взять в аренду земли рекреационного назначения или купить-продать их? Об этом далее.

Особенности купли-продажи и аренды участков

Как часто собственники считают, что земля – моя, делаю всё, что хочу? Эта распространённая ошибка может дорого обойтись, если совершается на рекреационных, историко-культурных землях либо поблизости от них.

Сделки с такими землями возможны, однако полны множества ограничений. Основное – это целевое использование территорий и полное отсутствие возможности изменить назначение площади.

Всем желающим строить базы отдыха, спортивные, оздоровительные объекты важно об этом помнить. Все проекты должны подтверждать экологическую безопасность будущих объектов. Любое строительство должно получить множество согласований.

В настоящее время наблюдается постоянный подъём интереса к туризму и отдыху внутри страны. Несмотря на ограничения, земли рекреационного назначения сохраняют свою высокую привлекательность для желающих организовать соответствующий бизнес.

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в удовлетворении потребностей граждан в отдыхе.
К землям рекреационного назначения также относятся земельные участки, на которых находятся такие объекты, как дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, и прочие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98 ЗК РФ).
Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
Земли рассматриваемой категории не изъяты и не ограничены в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются, однако для них устанавливается особый правовой режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
Свободный оборот земель рекреационного назначения, в отличие от земель особо охраняемых природных территорий, земель особого историко-культурного наследия (ст. 27 ЗК РФ), означает возможность их нахождения в частной собственности, в том числе в порядке приватизации. Однако неясен порядок создания таких территорий (способ волеизъявления частного собственника и пр.), ведь данная подкатегория земель относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, которые должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).
Признание земель землями рекреационного назначения не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Что касается владения, пользования и распоряжения этими земельными участками, то они ограничиваются. Граждане и юридические лица, чьи земельные участки располагаются на землях рекреационного назначения, обязаны соблюдать режим, установленный для этих земель.
С 16 марта 2009 г. из состава земель рекреационного назначения исключены земли пригородных зеленых зон, которые согласно ст. 86 ЗК РФ в прежней редакции как зеленые зоны выделялись в составе пригородных зон в категории земель населенных пунктов. Теперь ст. 86 ЗК РФ определяет, что в пригородных зонах выделяются в том числе зоны отдыха населения. Следовательно, зоны отдыха населения хотя и несут аналогичное рекреационное назначение, но регулируются в категории земель населенных пунктов. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - федеральными законами.
Вместе с тем земли пригородных зон в основном заняты лесами. Городские леса, леса зеленых зон и лесопарки относятся ст. 102 ЛК РФ к категории защитных лесов, т.е. они подлежат более строгой защите в соответствии с требованиями ЛК РФ.
Кроме того, в категории земель населенных пунктов теперь непосредственно выделяются зоны рекреационного назначения (п. 1 ст. 85 ЗК РФ). Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Граждане могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, если они не закрыты для доступа. При этом они обязаны соблюдать режим земель рекреационного назначения. Что касается земельных участков, принадлежащих на праве собственности или иных правах на землю гражданам и юридическим лицам, отнесенных к землям рекреационного назначения, то доступ на них возможен в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 262 ГК РФ), т.е. с согласия частного собственника.

Еще по теме § 4. Правовой режим земель рекреационного назначения:

  1. Глава 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ