Пробуждение. Неосознанное внутреннее наблюдение. Может ли быть наблюдатель без лица

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс APA и наблюдения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Упражнение «внутренний наблюдатель» является продвинутой формой медитации на «разотождествление». Сложность состоит в том, что нужно научиться не терять достигнутого состояния «Я» в бытовых жизненных ситуациях, более того, использовать внутреннее «Я» как наблюдателя, наблюдающего за вашими действиями, эмоциями, мыслями, а также за реакциями окружающих вас людей и предметов. Описываемое состояние и есть состояние осознанности, к которому призывали ведущие Учителя нашего.времени.

Легче всего практиковать данную медитацию в ситуациях, не имеющих эмоциональных нагрузок. В дальнейшем следует выбирать более сложные и опасные для вас ситуации. Заметим, что разрушение состояния «внутреннего наблюдателя», т. е. вовлечения «Я» в процесс («бхава» по буддийской терминологии) происходит, когда энергетическая емкость эмоций выше энергетической емкости вашего «Я».

Для того чтобы освоить медитацию «внутренний наблюдатель», проделайте все упражнения, описанные в главе «Актуализация», сохраняя состояние «Я».

«Я есмь»

Медитация «Я есмь» принадлежит классической йоге, может быть использована как вспомогательная для кристаллизации сознания.

Повторяйте не напряженно, как формулу самовнушения, фразу «Я есмь*. При регулярном и упорном труде вы, возможно, также достигнете состояния «Я».

Подпитка сознания

Медитация «подпитка сознания» может помочь вам, если вы испытываете такие состояния, как эмоциональная усталость, разочарование, нежелание жить и самое главное - уменьшение осознанности существования. Все это симптомы так называемого «истощения сознания», которое является следствием пренебрежения человека к своей природе, прежде всего, своими желаниями. Эти симптомы могут наступать очень быстро, если мы делаем что-либо потому что «надо», а не потому что «хочется». Ведь «надо» является сверхсозна- тельной установкой, которая слабо подкрепляется энергетически. За «хочется» стоит вся энергия нашей биологической природы. Истощение сознания может проявляться и на соматическом уровне в виде заболеваний или неприятных физических ощущений, возникающих тогда, когда вы занимаетесь «нежеланными» делами.

Целью настоящей медитации является подпитка сознания энергией нашеї о подсознания - энергией желаний, поэтому перед чтением дальнейшего текста, ознакомьтесь с Приложением 2.

Актуализируйте основные потребности, описанные в Приложении 2. Когда вам удастся почувствовать соответствующие энергии, попытайтесь осознать, какие именно из первичных потребностей вы удовлетворяете при совершении нелюбимых действий.

Критерием правильности выполнения медитации является общее повышение энергопотенциала, появлением позитивной эмоциональной установки по отношению к рассматриваемым делам, в идеале - ощущение осознанности и осмысленности бытия.



Медитации, направленные на расширение сознания

Если вам удалось кристаллизовать свое внутреннее «Я* - свое сознание, вы можете приступать к процессу его расширения. Расширение сознания включает в себя следующие этапы.

1. Актуализация различных процессов психической жизни, не принадлежащих сознанию - подсознательных, сверхсознательных или параллельных сознанию.

2. Интерпретация, т. е. отнесение к одному из известных типов, выдача имени. Поскольку инструментом сознания является язык (или, точнее, знаковая система), сознание может оперировать только с объектами определенными, названными. Именно этот факт лежит в основе известного правила магии - «Если ты знаешь имя объекта, значит, ты можешь им управлять». Чем точнее удалось интерпретировать или определить тот или иной объект бессознательного, тем больше шансов на успех.

3. Принятие ответственности на себя, т. е. устранение внутренней дуальности «Я» - не «Я».

Принятие желаний

Осознайте, что все, что вы делаете, вы делаете только потому, что вам так хочется. Если у вас возникнет внутреннее сопротивление, проанализируйте: какие именно из первичных потребностей удовлетворяются вами в процессе выполнения тех дел, которые вам якобы не хочется делать

Критерием правильности выполнения медитации является появление чувства расслабленности, удовлетворенности. Это связано с тем, что многие физические зажимы связаны с попытками постоянного принуждения себя к совершению каких-либо действий и борьбой с этими попытками.

Одной из эффективных медитаций, направленных на расширение сознания является < расширение*. Эта медитация имеет различные разновидности. Наиболее интересными из них являются: «пространственное расширение», «временноерасширение», «абстрактноерасширение». Последний вариант является особенно сложным, однако именно он способствует расширению сознания в психологическом смысле. Два первых варианта можно рассматривать как вспомогательные, хотя они тоже могут дать интересные эффекты.

Что отличает человека, живущего бессознательно по отношению к себе, от человека, приучившего себя к внутреннему вниманию? Мы уже с вами знаем: активизация энергии жизни по сути является единственным, что объединяет фитнес, физкультуру и спорт с восточными системами здоровья и гармонии человека с самим собой. Дальше идут принципиальные отличия, из-за непонимания которых массовые системы здоровья не дают по настоящему ни здоровья, ни долголетия, ни гармонии жизни.

Первое отличие – это отношение к роли внутреннего внимания. На первый взгляд, ничего нового в этом нет. Что бы мы не хотели понять, изучить, или сделать, — на все это мы направляем свое внимание. Внимание переориентирует энергию вашего тела, души, духа и сознания на то, что вы хотите понять, изучить, сделать. Внимание – способ мобилизации внутренних ресурсов. Почему –то этот факт упускается, когда речь идет о самом человеке. Внутреннее внимание – это внимание к тому, что происходит внутри нас. Ведь единственный человек, который может исследовать нас – это мы сами! И нет другого способа, как сделать себя предметом своего внимания.

Что же происходит в человеке при повороте внимания от мира внешнего к миру внутреннему? На биохимическом уровне – почти ничего. И кардинально новое возникает именно на электромагнитном уровне. Внимание переориентирует всю электромагнитную матрицу человека в точку, на которую направлено наше внимание. И не играет роли, куда именно – внутренние органы, функциональные системы, душа, сердце, мозг или ваше собственное сознание. В точке внимания электромагнитная матрица «встречается» сама с собой. Так возникает резонансный генератор, выделяющий «энергию из ниоткуда», благодаря чему в этой точке и появляется ощущение. Достаточно всего несколько минут зафиксировать внимание в любой точке боли для того, чтобы убедиться: боль начинает растворяться, отдавая свою энергию человеку. Точно так же с состояниями депрессии и угнетения. Иногда достаточно просто понаблюдать за ними, чтобы получить облегчение.

Все было бы ничего, если бы не один странный факт. Когда вы наблюдаете мир внешний, у вас не возникает вопроса о том, кто наблюдает (субъект наблюдения) и на что направлено наблюдение (объект наблюдения). Когда вы повернули внимание к себе, понятно, вы сами стали объектом наблюдения. Кто же тогда субъект, который наблюдает за вами? Конечно, скажете вы, это снова мы сами! Не сомневаюсь! Вы, наблюдающий свое тело, душу, мозг и сознание, свой собственный дух… Вы, осознающий всего себя в процессе наблюдения…Чувствуете неувязку? На биохимическом уровне эту ситуацию невозможно описать. Психология, описывая внимание как функцию психики, все сводит к нейрофизиологии. И…все. Нейрофизиологии нечем описать факт появления «энергии из ниоткуда». Психолог может сказать что-нибудь про раздвоение личности, но снова мимо. Ибо в состоянии раздвоения, человек теряет цельность сознания, при наблюдении себя наоборот, — обретает чувство этой самой цельности! Возникает впечатление, что вы как Наблюдатель – можете исследовать всего себя как бы со стороны, при этом не будучи ни телом, ни душой или духом, ни вашим сознанием! Но ведь именно вы как Наблюдатель организуете резонанс электромагнитной матрицы на самого себя! Чем дольше наблюдение, тем сильнее в резонансе производится энергия. Мною этот факт установлен в сотнях исследований. Раздвоение личности, рождающее чувство цельности! На самом деле тут никакой тайны нет. Нет, если вспомним, что у человека обычного электромагнитная матрица имеет расплывчатую (колеблющуюся) форму нашего тела. При наблюдении энергоматрица перестраивается, создавая резонансный генератор (точка, генерирующая энергию). Приобретая опыт наблюдения, и научившись расширять поле внимания, мы уже обнаруживаем себя работающим как трансформатор, сердечником которого становимся мы сами. Многочисленные сознательные опыты людей обнаруживают этот феномен всегда!

Кто же тогда Наблюдатель, благодаря которому мы можем исследовать и осознавать себя? Это – виртуальная Личность, которую наша разумная электромагнитная матрица создает сама исходя из задач наблюдения. Тем самым, к наличию от природы четырем своим аспектом (тело, душа, дух и сознание), вставший на путь осознания себя человек приводит в действие пятый аспект (Пятый элемент), — за которым открываются перспективы эволюции человека просто космического масштаба!

По мере того как мы приобретаем опыт присутствия в Настоя­щем и наблюдения за собой, мы начинаем ощущать развитие, ка­залось бы, нового аспекта своей осознанности - глубокой способ­ности быть более объективным «свидетелем» своего жизненного опыта. Как мы уже отмечали, это качество осознанности получило название внутренний наблюдатель. Внутренний наблюдатель позволяет нам наблюдать за всем, что происходит внутри и вокруг
нас одновременно, без осуждения и комментариев.

Внутренний наблюдатель необходим для нашей трансформа­ции потому, что в нас есть такой психологический механизм, ко­торый Гурджиев назвал «идентификацией» и который является главным способом, каким наша личность формирует и поддержи­вает свою картину мира. Личность может идентифицироваться с чем угодно - идеей,
нашим телом, зудом, закатом, ребенком или песней. Это озна­чает, ЧТО В любой момент, когда МЫ не совсем бодрствуем, наша самоидентификация возникает из всего, на что мы обратили свое
внимание. Например, когда мы волнуемся, концентрируя свое внимание на предстоящей встрече, мы как бы присутствуем на этой встрече (даже воображаемой), мы это делаем вместо того, чтобы воспринимать то, что реально происходит с нами в данный момент. И ли когда мы идентифицируем себя с эмоциональной ре­акцией - например, влечение к другом у человеку, - это выглядит так, будто мы становимся этим влечением. И ли когда мы слышим
настойчивый голос критики в своей голове, мы не можем отделить себя от этого голоса.
Если мы хоть немного успокоим свой разум, то почувствуем, как наши состояния меняются от мгновения к мгновению. В одно мгновение мы думаем о своей работе, а в следующее - наблюда­ем, как кто -то переходит дорогу, и этот кто -то напоминает нам о человеке, с которым мы встречались много лет назад. Мгновени­ем позже мы вспоминаем песенку из школьного детства, пока нас не обливает из луж и проезжающая мимо машина. Мгновенно мы начинаем ругать дурака, управляющего машиной, и больше ни о чем не можем думать, пока не поймем, что хотим конфету, ко­торая заставит нас почувствовать себя лучше. И так далее. Един­ственно последовательная вещь - это тенденция нашей личности идентифицироваться с каждым последующим состоянием.

Осознанность расширяется и сжимается, как воздушный шарик, но идентификация всегда приводит к ее сжатию. Мы мо­жем заметить, что при идентификации с чем-либо мы явно мень­ше осознаем все, что нас окружает. Мы меньше осознаем других людей, окружающую нас среду и наше собственное внутреннее состояние. Проще говоря, чем больше мы идентифицированы, тем меньше наша осознанность, тем больше мы оторваны от ре­альности.

Со временем наша идентификация с определенным набором качеств (таких как сила, сочувствие, миролюбие или спонтанность, к примеру) закрепляется, и появляется характерное для того или иного типа ощущение себя. Чувства и состояния, которые состав­ляют наше ощущение себя, - это чувства и состояния, которые, как нам кажется, необходимы для достижения нашего . Чем больше мы идентифицируемся с нашим ощущени­ем себя, тем больше мы становимся его заложниками, тем больше забываем о других доступных нам возможностях и моделях пове­дения. Мы начинаем верить в то, что мы и есть этот образец. Мы фокусируемся только на одном определенном качестве из огром­ного разнообразия нашего человеческого потенциала, будто бы говоря: «Эти качества и есть “Я ”, а эти - нет. Я именно такой, а нетакой». Таким образом, мы формируем свой собственный образ, определяем сами себя - это и есть предсказуемый тип личности.
Например, Основная Боязнь Восьмерок - пострадать от других людей или быть контролируемыми другим и людьми или жизнью,а их Основное Желание - защитить себя. Желания себя защитить и полагаться на себя являются базовыми человеческими потреб­ностями, поэтому мы, даже не являясь Восьмерками, испытываем потребность в физической и эмоциональной защите. Юные Вось­мерки, однако, начинаю т фокусироваться на тех обнаруженных в себе качествах, которые помогут им защититься. Они понимают, что они сильны, настойчивы, имеют силу воли и могут постоять за
себя, и начинают использовать эти возможности для развития и укрепления своей Эго-идентификации

Практики пратьяхары необходимы для подготовки сознания к практике однонаправленной концентрации дхараны и дхьяны. Цель практики – пробуждение поверхностных слоёв сознания и создание устойчивости в нём. На сознание воздействуют 2 источника нестабильности. Первый – это внешний мир (включая физическое тело), в котором постоянно всё движется и меняется, ум соединён с этим источником через органы чувств. Второй – внутренний: это мысли и эмоции, где также всё неустойчиво. Ум обычного человека практически полностью поглощён этими источниками нестабильности, и говорить об устойчивости сознания не приходится.

Для того, чтобы сделать сознание устойчивым, практиками пратьяхары нарабатывается в уме Присутствие Наблюдателя. Этот Наблюдатель может воспринимать как внешний мир, так и всё происходящее в сознании, и кроме того, он может осознавать своё собственное Присутствие (Наличие, Существвование, Бытиё). Эта способность и используется в практиках пратьяхары. В зачаточной форме он пробужден в каждом человеке.

Основные качества Наблюдателя – неизменность, постоянство, неподвижность, и это создаёт в уме источник стабильности в случае наработки и закрепления в сознании аспекта Присутствия. Хотя почувствовать эти качества без интенсивного ощущения Присутствия непросто. Кроме того, по своей природе Наблюдатель как бы пуст, но в то же время полон, поскольку в ней находится полное содержимое и потенциал индивидуального сознания. Это «Существо» можно назвать Осознающей Пустотой. Почувствовать природу этой Пустоты (Полноты) тоже непросто, этому будут мешать мысли и эмоции.

Суть пратьяхары хорошо описана в шлоке Бхагавад-Гиты: «Когда Он (йог), как черепаха, втягивающая в себя все конечности, отрывает чувства от объектов чувств, тогда его сознание становится стойким».

На начальных этапах практики можно использовать зрение, слух и объекты внешнего мира. Отделённость физического тела от внешних объектов и тот факт, что Наблюдатель локализован в области тела, – очень благоприятный фактор для практики. От внешних объектов (визуальных или звуковых) внимание переносится в область тела, цель – почувствовать Присутствие Наблюдателя, то есть самого себя. Через внимание вы «накачиваете» энергией это собственное Присутствие, всё более проявляя его. Кроме того, этой простой практикой нарабатывается очень полезный навык отделения Наблюдателя от наблюдаемого, что потом очень пригодится для работы с внутренними объектами в сознании. Именно из этого отделения возникает вайрагья (непривязанность, отрешённость), которая часто упоминаемая в йогических текстах. Эта практика должна быть доведена до автоматизма.

Далее, используя практики многообъектности, когда вы пытаетесь осознавать много объектов (визуальных, звуковых или и тех, и других), не забывая чувствовать собственное Присутствие, нарабатывается мощь каналов восприятия. Это увеличивает ресурсы и возможности внимания. Ресурсов внимания обычного человека недостаточно для практики йоги. Уже на этой стадии происходит знакомство с Безмолвием (Пустотой). Поскольку восприятие и мышление связаны, при интенсивном восприятии мышление прекращается, то есть отсутствие мышления – показатель полного включения внимания. Но когда это будет происходить, не нужно отвлекаться на Безмолвие – лучше продолжать работать с объектами и больше проявлять Присутствие Наблюдателя, поскольку Пустота может поглотить очень много внимания, а смысл практики в том, чтобы контролировать много объектов одновременно. Для большего знакомства именно с Пустотой используются практики работы с пространством.

Это можно практиковать на любых больших открытых пространствах, поскольку Пустота очень похожа на пространство. Вы пытаетесь воспринимать весь объём пространства перед вами и ментально чувствовать пространство за вами, соединяя это в единое пространство, ощущая в центре своё Присутствие. Пространство – очень объёмный объект, и он задействует полностью внимание, прекращая мышление. Это позволяет лучше почувствовать и изучить Пустоту, и укореняться в ней, а также создавать пространственно-расширенные состояния сознания. В дальнейшем, после хорошей наработки отдельных аспектов – Присутствия, больших ресурсов внимания и укоренённости в пространственно расширенном состоянии Пустоты – становятся возможными более сложные практики с одновременным проявлением этих аспектов. Это выводит устойчивость сознания на совершенно новый уровень, одновременно существенно увеличивая возможности контроля.

Все эти практики можно выполнять в обычных жизненных ситуациях, например, во время уединённых прогулок (только не нужно ничего практиковать за рулём автомобиля – это опасно). Конечно, в начале новые состояния не будут устойчивыми, а будут похожи на «вспышки». Устойчивость увеличивается по мере практики. При всей кажущейся простоте эти практики очень мощные, и ими легко перенапрячь ум (особенно практикой многообъектности), вызвав негативную реакцию в нём, поэтому необходимы постепенность и осторожность. Неплохо иметь учителя уже на этом уровне, хотя не обязательно, чтобы он был полностью Просветлённым – всё-таки это поверхностные уровни сознания. Не стоит забывать, что практики пратьяхары – это практики не для начинающих. Предполагается, что практикующий уже имеет опыт работы с вниманием во время телесных практик и пранаямы. Практики пранаямы особенно важны, поскольку ум связан с праной. Успешная практика пранаямы очищает и подготавливает каналы «тонкого» тела, умение управлять праной, позволяет контролировать ум. Патанджали в «Йога Сутрах» рассматривал йогу как целостную систему: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Игнорирование отдельных этапов практики приводит к трудностям или полной невозможности реализовать последующие ступени практики. Первые пять этапов – это по сути подготовка для реализации трёх последних. Естественно паралельно реализуется программа развития ментальной осознанности, подробно описанная в статье , в которой наработки вышеописанных практик используются уже для работы с мыслями и эмоциями. Кроме того, необходимо развивать специфический вид осознания – осознание действия, то есть понимание происходящего: «Я иду», «Я сижу», «Я медитирую» и тому подобное. Об этом не упоминалось в статье.

В результате успешной практики пратьяхары пробуждаются и совершенствуется осознание поверхностных слоёв сознания, развивается умение работать с мыслями и эмоциями, ум становится более спокойным и устойчивым благодаря проявлению и закреплению в сознании качеств Наблюдателя и растворяющему воздействию Пустоты. Кроме того, автоматически происходит разъотождествление себя с телом, мыслями, эмоциями и личностью (ложным эго), поскольку всё это можно наблюдать будучи отделённым, находясь как бы в «другом измерении», и начинается новая жизнь уже в этом «измерении», и оно гораздо ближе к Духу. При этом намного увеличиваются возможности контроля ума, которые также развиваются этими практиками. Контроль и отличает йогов от сумашедших, и если его не развивать, то очень легко перейти из одной категории в другую.

На этом же этапе необходимо пробудить внутренний источник Любви – это позволяет эмоционально балансировать ум и пробуждает в практикующем ответное чувство любви и преданности (бхакти), что очень помогает в жизни и практике. Для этого также можно использовать обычную жизнь, в которой достаточно много проявлений Любви. Когда вы испытываете чувство любви, симпатии или дружбы к кому-то (это может быть и любимая собака) или наслаждаетесь красотой природы или произведением исскуства, нужно поискать внутри себя источник, из которого это чувство приходит к вам. Из источника Любовь вначале идёт к вам, а затем уже во внешний мир. Ваша Любовь к кому-то создаётся из Любви к вам, идущей из источника Любви. Мы все любимые дети наших Духовных Родителей. Когда вы обнаружите этот источник, вы сможете наполнять себя Любовью и Радостью и без внешних объектов, хотя на начальном этапе возможно придётся использовать чей-то образ.

Это самый легко достижимый Божественный Аспект. И хотя источник Любви и Творчества находится за пределами личности, этими силами буквально пропитаны (освещены) даже поверхностные слои Безмолвия (Пустоты) сразу за мыслями. Хотя, чтобы почувствовать это, возможно, придётся изменить некоторые программы личности, что не сложно сделать на уровне практик пратьяхары. Многие творческие люди хорошо чувствуют эти силы, даже не умея входить в Пустоту. Именно из этих состояний и об этих состояниях написано много вдохновляющих, полных Любви и Света произведений исскуства. И зачастую описание состояний этого уровня принимают за йогическое Самадхи, что конечно же не так. Достигнуть аспекта Любви можно и без полного пробуждения всей глубины индивидуального сознания, но с этого уровня невозможно достичь других Божественных аспектов: тех уровней Знаний, Осознания и Силы, к которым получает доступ человек, полностью пробудивший сознание и достигший Самадхи. Практики разных уровней Самадхи через контакт со Сверхсознанием трансформируют человеческое существо в Сверхчеловека, выводя его на совершенно новую ступень эволюции Духа. Но то, что происходит на уровнях Самадхи, зачастую невозможно описать словами.

В принципе, успешно практикуя первые пять ступеней йоги, о которых упоминалось выше, и пробудив внутренний источник Любви, дальше в практики однонаправленной концентрации (дхарану и дхьяну) можно и не ходить в этой жизни, если у вас нет Учителя с очень высоким уровнем личной практики, нет подготовленного тела, способного выдерживать длительные практики сидя с прямой спиной, нет проработанного «тонкого» тела, способного выдерживать повышенную энергитическую нагрузку, нет времени для достаточно длительных ежедневных практик, нет «внутреннего зова» к более глубокому познанию самого себя. Всё вышеперечисленное – необходимые условия для успешной практики дхараны и дхьяны. Первых пяти ступеней вполне достаточно для счастливой «внутренней» жизни. Вы можете жить, наслаждаясь пробужденностью и нарабатывая осознанность, используя в жизни огромный творческий потенциал Пустоты, читать многочисленную духовную литературу, которая будет притягивать вас. Пробужденное чувство Любви будет откликаться радостью на всё прекрасное.

Но если у вас есть «внутренний зов» к более глубокому самопознанию, это вас не удовлетворит.

Владимир Ожогин – инструктор по йоге, ученик гуру-йоги Шри Шалендра Шарма.

Фото: lushmalabeads/instagram.com