Подумай те почему жанну дарк считают народной героиней
Пожалуй, нет в истории Франции более знаменитой женщины, чем Жанна д‘Арк. О постигшей её участи знает каждый, но практически всё, что предшествовало этой ужасной казни, покрыто налётом загадки и неизвестности.
Самым неизученным периодом жизни Жанны считается её детство. В деревне Домреми, где выросла девушка, её звали Жаннеттой Роме, а последующее знаменитое имя было преобразовано гораздо позже. О происхождении семьи Жанны известно ничтожно мало: мать, предположительно, была рождена в деревне Вутон, недалеко от Домреми, а отец, скорее всего, из Сеффона. Также существует две версии уровня благосостояния родителей: по первой из них, более реалистичной, Жак д’Арк и Изабелла Роме были зажиточными крестьянами, так как на процессе реабилитации Жанны звучали показания, что её отец владел приличным наделом, стадом овец, торговал шерстью, а потом стал деревенским старостой. По второй версии, родители Жанны были обедневшими дворянами, но подтверждений этому варианту практически нет.ъ
Маленькая Жанна имела обыкновенное детство средневекового ребёнка, разве что только более свободное, чем в центре Франции, так как её родная деревня располагалась на границе с другим герцогством, поэтому строгость средневековых традиций там чтили не так рьяно. Девочка росла очень религиозной и трудолюбивой. Скорее всего, Жанна не получила никакого элементарного образования, что, конечно же, было нормальным для крестьянских девочек той эпохи, которых с детства готовили к роли супруги и матери. Однако при общении с дофином Карлом и его двором в будущем современниками было подмечено: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».
Также в детстве Жанны, да и в жизни всех жителей средневекового Домреми фигурирует Дерево Фей. Это дерево потом сыграет свою кошмарную роль в инквизиционном процессе Жанны, поэтому стоит особого упоминания. По кельтским поверьям, дерево было связано с местом обитания фей, а по более поздним убеждениям, времён средневековья, вода из ключа под Деревом Фей излечивала людей от лихорадки. В четвёртое воскресенье мая все жители деревни отправлялись к дереву, которое они украшали цветами и венками. На празднике дети танцевали, кто-то пел, а к вечеру жители делали из ветвей и листьев дерева человеческую фигуру, которую носили вокруг ствола. На обратном пути каждому участнику шествия с фигуркой надо было испить из источника фей, на этом всё веселье и заканчивалось. Намереваясь обвинить Жанну в как можно большем количестве грехов, зацепка с танцами и пением у дерева Фей была лакомым куском для её обвинителей, которые преподнесли это как поклонение демонам. Обвинение, конечно, даже в то время абсурдное, потому что таким образом надо было сжигать уже всю деревню.
По показаниям Жанны во время обвинительного процесса в Руане, голоса святых она начала слышать за несколько лет до того, как решилась отправиться к дофину. Девушке периодически являлись Святая Екатерина, Святая Маргарита и Святой Михаил. Суть их речей сводилась к тому, что Жанне суждено повести освободительную армию против английского узурпатора Генриха VI, снять осаду с Орлеана и вернуть Франции былую независимость.
В конце концов, Жанна, которой на тот момент было предположительно 16 лет (год её рождения точно неизвестен, на данный момент датой рождения Жанны считается 6 января 1412 года), отправилась в сопровождении своего дяди к капитану города Вокулёр. Возможно, своей верой девушка вдохновила обоих мужчин, потому что неизвестно, как дядя согласился сопровождать за переделы деревни молодую незамужнюю племянницу с непонятной целью, и неизвестно, как она убедила капитана Робера де Бодрикура дать ей сопровождение из нескольких рыцарей для путешествия к замку Шинон, где на тот момент проживал дофин Карл.
Уже во время своей поездки, Жанна написала дофину письмо (из этого следует предположение, что девушка умела писать, хотя за неё это мог сделать кто-то из сопровождающих). В письме она объясняла Карлу свою цель и зачем она к нему направляется, и, предположительно, упомянула, что сможет узнать дофина без подсказки. Когда Карлу доложили, что Жанна вот-вот прибудет в Шинон, он предложил испытать её: дофин посадил на свой трон чужого человека, а сам смешался с толпой. По прибытии в тронный зал, девушке было предложено указать на дофина. Жанна не обратила никакого внимания на человека, сидящего на троне, и указала прямо на Карла в толпе. После этого дофин отошел в сторонку с Жанной, где они долго совещались. Можно представить, насколько сильной была её вера и насколько хорошо она владела умением убеждать, потому что после продолжительного разговора с ней Карл был согласен на её условия, только если Жанна выполнит его: она должна была побеседовать с его теологами и богословами, так сказать, пройти «собеседование». На сговорчивость дофина могло повлиять ещё и убеждение Жанны, что Бог уверен в его законном праве на престол по крови, тогда как сам Карл уже в этом начинал сомневаться.
Некоторое время Жанна провела с матронами, которые подтвердили девственность девушки, и последующие три недели с богословами в Пуатье. Также дофин отправил гонцов в Домреми. Когда вся возможная информация по Жанне была собрана, и когда было удостоверено, что нет ни единого порочащего её пятна, Карл согласился сделать её своим военачальником. К слову, хорошему приёму Жанны также поспособствовала слабость Карла к разным астрологам, алхимикам, ведуньям, предсказателям и так далее. Такой контингент часто привечали в Шиноне, так что Жанна д’Арк там пришлась кстати.
Жанну практически не потребовалось учить искусству боя: Карл и герцог Алансонский были поражены, когда девушка продемонстрировала в Шиноне своё умение владеть оружием. На ношение мужской одежды, то есть доспехов, она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье. Согласно воле Жанны, меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа (по легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому, императору Запада начала IX века).
Новость о том, что войска теперь возглавляет непорочная посланница Бога, вызвала небывалый ажиотаж и подняла моральный дух армии. 29 апреля 1429 года Жанна с небольшим отрядом проникла в Орлеан. Практически день за днём они отбивали у англичан по части города. В ночь с 7 на 8 мая англичане сняли осаду, Орлеан был возвращён французам. Следующий поход Жанны д’Арк состоялся уже в июне 1429 года, когда под её предводительством была проведена успешная для французов битва при Жаржо, через несколько дней такая же успешная битва при Мён-Сюр-Луар, затем наступление на Божанси и решающая битва при Пате. Все военные действия происходили в пределах июня 1429, и все сражения были победоносными для Франции. Жанна еще при Орлеане стала национальным героем, но после этих побед на неё уже практически молились.
Сразу после завершения военных кампаний Жанна призвала Карла к миропомазанию и коронации в Реймсском соборе, традиционном месте коронования французских королей. 17 июля 1429 года дофин Карл стал королём Франции Карлом VII. После церемонии, когда король шествовал со своими военачальниками по Реймсу, крики «Да здравствует Жанна д’Арк!» раздавались намного чаще, чем «Да здравствует король!». Возможно, именно тогда амбициозный и властолюбивый Карл почувствовал для себя опасность и постепенно начал проникаться к Жанне неприязнью. Это же она освободила Орлеан, не Карл. Это она освободила замки Луары, не король. Он не мог этого не понимать.
После коронации Жанна долго убеждала короля выступить на Париж, но он всё колебался. Выступление на столицу началось только через несколько месяцев, в сентябре, однако король внезапно приказывает прервать наступление и отвести войска в Луару – шанс упущен.
В марте 1430 года до Карла VII дошла информация, что бургунды, заключившие договор с англичанами, намереваются захватить верный Карлу город Компьен. После неудачного, по тем или иным причинам, похода на Париж Жанну не допускали к каким-либо значимым военным кампаниям. Понимая, что король слишком затянул с решением, она начинает самостоятельно набирать войско для помощи Компьену. Набрав в апреле маленький отряд из 300-400, Жанна д’Арк отправилась в Компьен, при этом неизвестно, было ли получено разрешение короля на этот поход. 14 мая 1430 года начинается осада города. Жанна несколько раз пыталась перехитрить бургундцев и застать их врасплох в разных точках местности вокруг города. В одной из таких авантюр маленькому войску Жанны пришлось спешно отступать. Сама она осталась вместе с отрядом, прикрывающим отступление. Дальнейшие события до сих вызывают много споров: ворота Компьена закрыли прямо перед отрядом Жанны. Было ли это предательством коменданта города или преждевременные действия по защите Компьена от вторжения бургундцев? Вряд ли уже когда-нибудь точно будет известно. В тот день перед закрытыми воротами Компьена Жанна была взята в плен, из которого через несколько месяцев она была продана англичанам за 10000 золотых ливров.
В ноябре-декабре 1430 года англичане перевезли Жанну в Руан, где в конце февраля начался обвинительный процесс продолжительностью в три месяца. В течение этого процесса была опрошена не только Жанна, но и множество свидетелей, объективность и правдивость показаний которых подлежит большому сомнению. Были опрошены даже жители Домреми и Вокулера. Англия слишком сильно ненавидела Жанну за её победы, чтобы просто так, без лишнего шума, убить её или запереть где-нибудь пожизненно. Они хотели устроить показательный суд. На заседаниях присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор и теологии, и канонического права, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов (промежуточная степень в средние века между бакалавром и доктором), 4 лиценциата гражданского права.
После первого заседания, Жанна потребовала, чтобы в суде «принимали участие как то богословы держащие сторону короля французского, так и держащие сторону короля английского». Но, конечно же, суд не стал рассматривать её просьбу. В общей сложности, на заседаниях и при последующих индивидуальных допросах в камере Руанского замка Жанна ответила на 393 вопроса. Обвинителей интересовали подробности её общения со святыми, детали проведенных ею военных кампаний, детали её общения с Карлом VII и другие вещи, например, почему она совершила такой грех, как ношение мужской одежды. Практически достоверно, что Жанну не пытали. Такой вопрос поднимался, но большинство присутствующих проголосовало против пыток.
23 мая 1431 года Жанне были оглашены 12 пунктов её пороков, среди которых было то, что её слова о явлениях ангелов и святых – это выдумки, то, что она идолопоклонница, вызывающая демонов (скорее всего, это обвинение произошло после расспросов Жанны о Дереве Фей), то, что Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду и так далее. На следующий день Жанну отвели к костру, который якобы был приготовлен для неё. Осознав, что её ждёт, девушка подписала отречение от своих показаний и уверений, о которых она говорила раньше на суде. Жанну переодели в женское платье, епископ огласил ей приговор: нести покаяние в вечном заточении, питаясь только хлебом и водой. Через 4 дня судьи прибыли в камеру Жанны и увидели, что она опять одета в мужской костюм, причем, девушка утверждала, что сделала это по собственному желанию. Тогда же Жанна заявила, что её отречение было сделано под воздействием страха перед огнём, и она отказывается от него. На заседании 29 мая судьи подтвердили, что Жанна снова впала в ересь, что в те времена каралось смертной казнью. 30 мая 1431 года Жанну привезли к костру, тогда же был оглашен её приговор как вероотступницы, еретички и идолопоклонницы. Перед началом самой казни, уже привязанная к столбу, она попросила крест, тогда один из палачей скрестил две хворостинки и протянул ей. С костра Жанна крикнула: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». Когда Жанна горела, все собравшиеся плакали от жалости, не видя в этом никакого правосудия.
Карл VII мог спасти своего самого великого и самого талантливого военачальника, но не пожелал этого сделать. Только намного позже, спустя двадцать лет после смерти Жанны д’Арк, в 1452 году он затеет реабилитационный процесс. Были собраны все документы с обвинительного процесса и приглашено большое количество свидетелей жизни Жанны, начиная с самого её детства и заканчивая её последним днём. 7 июля 1456 года доброе имя Жанны было восстановлено, а первый процесс по её делу был объявлен недействительным. 16 мая 1920 Жанна д’Арк была канонизирована папой Бенедиктом XV.
Э
тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.
Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...
Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.
Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.
Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.
Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.
Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.
В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.
Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.
В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.
Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.
Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.
Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.
Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.
Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.
Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.
Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!
Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.
Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.
Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.
Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).
Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).
Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.
Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.
Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...
«Жанна д"Арк». Картина Рубенса.
Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.
Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons
Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.
Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.
Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.
Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.
Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.
По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.
Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».
А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».
Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?
В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.
А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.
В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.
Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».
Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.
Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.
Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.
А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...
Памятник Жанне в Париже.
Картинки и фото (С) разные места инета.
Исторические параллели
Взгляд англичанина
Уильям Шекспир (1564-1616)
В новой и новейшей истории образ Жанны д"Арк складывался, в основном, под влиянием писателей, создававших свои произведения об Орлеанской деве.
Уильям Шекспир впервые обратился к образу Жанны еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI» Жанна предстает перед читателем высокомерной девушкой, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI» Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на поле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит: «А тот, кого так пышно величаешь, / Лежит, облеплен мухами, гниющий, / Смердящий под ногами у меня...» Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском фольклоре, - девушка, молящаяся за души врагов так же истово, как и за свою собственную.
В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попадает в плен к англичанам и умирает на костре. У Шекспира Жанна - распутница, которая, пытаясь спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно, тем, что пьеса была издана в 1594 году, то есть примерно через 140 лет после окончания Столетней войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан.
Уильям Шекспир - гениальный английский поэт и драматург - родился в Англии, в городе Стратфорд-на-Эйвоне в 1564 году. Прославился как автор множества комедий, трагедий, хроник, поэм, сонетов, среди которых всемирно признанные пьесы: «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Макбет». Шекспир умер в 1616 году в возрасте 52 лет.
«Синяя Борода» Жил ь де Рэ (1404-1440)
Знаменитая сказка Шарля Перро «Синяя борода» повествует о жестоком и хладнокровном убийце собственных жен, который запер свою седьмую супругу в замке, хранящем ужасную тайну. Считается, что прототипом злодея по прозвищу Синяя Борода был соратник Жанны - Жиль де Рэ.
Де Рэ родился в знатной семье в Бретани, на юге Франции, в 1404 году. Он потерял обоих родителей и был воспитан бабушкой по материнской линии. Жиля де Рэ можно назвать настоящим рыцарем: храбрый воин, он неплохо разбирался в литературе, в совершенстве владел латынью. Наследство, которое он получил от родственников, позволило ему стать одним из самых богатых людей Франции. За свои военные подвиги и мужество, проявленное во время осады Орлеана, Жиль де Рэ был произведен $ в маршалы. Сражаясь плечом к плечу с Жанной, храбрый военачальник был очарован девушкой и даже думал жениться на ней. Его увлечение привело к тому, что он был удален от королевского двора, где очень опасались растущей популярности Жанны. Казнь девушки произвела на де Рэ глубочайшее впечатление - со дня ее смерти он очень изменился. Через три года после гибели Жанны он подал в отставку и начал проматывать свое состояние, тратя его на постановку театральных пьес.
Впоследствии стали известны ужасающие факты из его биографии: в своем замке он замучил и убил, по разным версиям, от двухсот до шестисот мальчиков и девочек. В 1440 году преступления Жиля де Рэ раскрылись, и его приговорили к смертной казни как убийцу и еретика. Де Рэ признал свою вину и был казнен в Нанте.
http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?10+0104+10104000+HTML (там же иллюстрации)А. ШАРОВ
Вот уже пятьсот с лишним лет ее считают ярчайшим символом беззаветной храбрости и подлинной христианской добродетели; едва ли найдется на свете просвещенный человек, который никогда не слышал ее имени и не знает ее короткой, но славной биографии.
Жанна д"Арк, святая Жанна, Орлеанская дева. Так величают эту французскую пастушку, рожденную в Домреми на границе Эльзаса в 1412 году. По широко распространенному поверью, вышедшему даже в один (правда, всего один) школьный учебник французской истории, именно она "вышвырнула англичан из Франции".
Ревностное благочестие обеспечило Жанне поддержку небесных сил - так гласит легенда о ней. Сейчас каждый школьник знает, что в 16 лет от роду Жанна, переодевшись в мужское платье, каким-то образом сумела убедить французского дофина, наследника престола, в том, что ей доверена божественная миссия вернуть ему утраченный трон.
Под ее командованием французское войско вынудило англичан снять осаду Орлеана, и юго-запад Франции был освобожден от английского ига. А год спустя Жанна наголову разбила врага в сражении при Пуатье и тем самым сделала возможной коронацию Карла VII в Реймсе. Но после неудачной осады Парижа в 1430 году Жанну захватили в плен свои же - завистники из французской знати, да еще и продали ее англичанам, которые впоследствии передали пленницу духовенству. В конце концов Жанну обвинили в колдовстве и 30 мая 1431 года прилюдно предали огню. Несчастной девочке было всего 19 лет от роду.
Ее мученическая гибель возродила боевой дух французов, и в 1453 году они, наконец, освободились от засилия британцев. С тех пор Жанна превратилась в национальный символ Франции, и об этом знают все мало-мальски начитанные люди.
В 1917 году римско-католическая церковь после пятивековой проволочки причислила Жанну к лику святых. О ней писали классики, в том числе Бернард Шоу и Марк Твен. Житие святой Жанны легло в основу шестнадцати кинокартин (первая из них была снята во Франции еще в 1898 году), ей уделили внимание такие классики, как Ингрид Бергман и Ламарр. Последний минисериал, посвященный Жанне д"Арк, видели 34 миллиона американцев, а совсем недавно на экраны вышло новое творение на заданную тему с Дастином Хоффманом, причем создание образа Жанны на сей раз обошлось в 70 миллионов долларов.
Но теперь, похоже, мифу о великой юной воительнице нанесен ощутимый академический удар, и нанес его француз. Точнее, корсиканец, известный философ и историк Робер Каратини. В его недавно изданной монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" утверждается, что история Жанны в том виде, в каком мы ее знаем, имеет мало общего с исторической правдой. На самом деле, считает французский историк, Жанна была душевнобольной девушкой, которую ловко использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившиеся пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выигранные французами под водительством Жанны, были мелкими стычками наподобие русского кулачного боя на ярмарке, и, кроме того, как считает Р. Каратини, сама дева не участвовала ни в одном из них и ни разу в жизни не обнажала меч.
Это утверждение подкреплено данными, которые я раздобыл в Национальной библиотеке и центральном архиве Франции в Париже. Судя по всему, Жанна д"Арк никак не влияла или почти не влияла на ход событий, а служила лишь своего рода символом, знаковой фигурой, при помощи коей французские политики весьма искусно нагнетали антианглий ские настроения.
В пользу такой оценки говорят и относительно недавние открытия историков, проливающие новый свет на династическое противостояние английских и французских правителей, которое получило совершенно несоразмерное своим масштабам название "Столетняя война". Человека несведущего это, вероятно, удивит, но на самом деле Столетняя война была самой короткой в истории, за исключением, возможно, то ли семидневной, то ли пятидневной войны между Египтом и Израилем. Действительно, если подсчитать, сколько времени отнимали у ратников религиозные праздники, паломничества к святым местам, долгие перемирия, перерывы на зиму, борьба с чумой, оспой и иными болезнями, столь обыденными в средние века, то выяснится, что Столетняя война на поверку длилась всего несколько суток. Это неудивительно, если вспомнить, что французская династия Валуа и английский дом Ланкастеров имели общего дедушку, Филиппа III. Так что Столетняя война и войной-то не была - так, семейная перебранка. Вот почему есть все основания усомниться в том, что Жанна д"Арк спасла осажденный Орлеан. Этот город, говорят современные историки, попросту никто не осаждал. Английские войска числом пять тысяч слонялись по прилегающей к Орлеану местности, а в самом городе тогда не было ни одного французского солдата.
Наконец, под стены города лениво и с огромным опозданием прибрело французское воинство под началом Карла VII, но засим не последовало ровным счетом никаких боевых действий.
В 1429 году Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, но, по определению Каратини, пребывала в войсках в качестве эдакого живого талисмана. Она была еще ребенком - неуравновешенным и с явными признаками душевного расстройства, причиной которого стали ужасы войны, только не Столетней, а совсем другой - нескончаемой битвы между Францией и Бургундией. А поскольку родная деревушка Жанны стояла на границе, в раннем детстве чувствительной и впечатлительной девочке довелось созерцать немало страшных картин. И жизнь селян была полна опасностей. По мнению корсиканского историка, именно тогда Жанна впервые задумалась о том, как положить конец междоусобице, и вскоре это стремление превратилось в навязчивую идею. Одним словом, она не воительствовала, а занималась миротворческой деятельностью, хотя и в несколько странной форме. Несомненно, ее посещали видения, и она была убеждена, что знает, как спасти Францию, а оттого и преисполнилась решимости уговорить короля продолжать борьбу. А что до пресловутых "голосов свыше", то они, считает Каратини, являлись лишь одним из проявлений все того же острого и тревожного душевного волнения. В раннем детстве эти галлюцинации успокаивали Жанну, но в 18 лет она уже не могла не понимать, что никаких голосов не существует. Поэтому они, скорее всего, служили ей лишь средством достижения целей, которые, в свою очередь, являли собой квинтэссенцию детских чаяний, естественного для любого ребенка желания жить на мирной земле.
Англичане встретили книгу Каратини рукоплесканиями, поскольку она реабилитирует Англию. Более пятисот лет весь просвещенный мир обвинял англичан в расправе над Орлеанской девой. Но, как полагает французский ученый, даже эта часть истории - чистый вымысел.
Жанна была захвачена в плен в Бургундии, после чего, как ни дико это звучит, ныне прославленная парижская Сорбонна под мощным давлением священной инквизиции направила герцогу Бургундскому письмо с просьбой выдать девушку университету. Но герцог отказал Сорбонне. Он продержал Жанну у себя еще восемь месяцев, а затем продал Генриху VI Английскому за 10 тысяч фунтов. Инквизиция дважды писала Генриху, призывая выдать пленницу, но король оставлял эти послания без ответа, пока на него не принялся наседать сам папа римский. Только тогда Генрих выдал Орлеанскую деву французской церкви. Ее судили в Нормандии 126 сорбоннских судей, после чего ее казнили. Англичане не принимали во всем этом ровным счетом никакого участия.
Ну, а легенда о Жанне д"Арк была создана только в конце XIX столетия, поскольку тогдашним французским правителям требовались новые герои, найденные в глубокой истории родной страны. Какой образ вызовет в народе большие симпатии, чем юная дева, павшая жертвой династической свары? Да о таком подарке судьбы мечтает любой республиканец.