Планируем жизнь: как составить расписание. Жизнь по расписанию или как правильно использовать время

Сожаление о неразумно растраченном времени,
которому предаются люди, не всегда помогает им
разумно употребить его остаток.
Жан де Лабрюйер

А фриканский писатель Чинуа Ачебе в одном из интервью заявил: главный вред, который, по его мнению, нанесла Африке европейская колонизация, состоит не столько в том, что белые отняли у африканцев, сколько в том, что они им подарили, точнее, навязали вопреки исконной африканской ментальности, - в частности, часы. В ХХ веке с порабощением и эксплуатацией черного континента было формально покончено, однако африканцы навеки остались порабощены чуждым их натуре образом жизни, безжалостно подчиненным тиканью часового механизма.

Порабощение ритмом

У нас было бы больше времени,
если бы его не существовало.
Станислав Ежи Лец

Можно подивиться причудливому ходу мысли африканского писателя, однако совсем уж вздорным его не назовешь - доля истины в его словах, наверное, есть. Структурирование времени, совершенно не присущее маленьким детям и так называемым примитивным народам, по мере их приобщения к цивилизованному образу жизни принципиально меняет их мироощущение, причем неизвестно - в лучшую ли сторону. Наверное, в спонтанном, не регламентированном мироощущении маленького ребенка, а также охотника или пастуха в набедренной повязке есть свои преимущества. (Кстати, любопытно, что даже в так называемом цивилизованном мире еще каких-то лет сто назад часы были скорее предметом роскоши, чем массовым атрибутом, - большинство населения Европы часов не имело и жило от зимы до лета, от рассвета до заката.)

Но взросление - как отдельных людей, так и народов - отчасти в том и состоит, что их жизнь приобретает всё более жесткий и упорядоченный ритм. И это действительно, с определенной точки зрения, можно воспринять как порабощение - подчинение неумолимому и безжалостному «хозяину», который спуску не дает. Но в этом отчасти и состоит обязательная плата за приобщение к прочим благам цивилизации, без которых мы свою жизнь уже не в силах представить.

Однако, научившись считать и ценить время, человек загнал себя в опасную психологическую ловушку - времени (как, впрочем, и денег) ему стало катастрофически недоставать. Жизнь цивилизованного человека превратилась в бег наперегонки с часовой стрелкой. Те же, кто пытается выключиться из этой безнадежной гонки и игнорирует неумолимый бег стрелок, оказываются на обочине. Несоблюдение общепринятых правил игры автоматически означает проигрыш. В наши дни человек, который не стремится содержательно наполнить каждый час и получить от него максимальную отдачу, обречен на планиду неудачника. А это сегодня, наверное, самое страшное клеймо - страшнее физического или морального уродства.

Этим, наверное, объясняется та невероятная популярность, которую приобрели в последние годы всевозможные руководства и тренинги по управлению временем. Тысячи, миллионы людей во всем мире, а теперь и у нас желают научиться рационально распоряжаться этим бесценным ресурсом, извлекать из него наибольшую выгоду. Тайм-менеджмент (так по-английски называется управление временем, а у «папуасов» всегда было принято даже в языке коряво подражать белому господину) превратился в мощную индустрию или, скорее, в массовую религию со своими гуру и заветами. При этом любопытно, что наиболее востребован тайм-менеджмент оказывается со стороны руководства крупных корпораций, заинтересованных в наивысшей интенсификации труда своих офисных рабов. (Эксперты по тайм-менеджменту, похваляясь, каких китов бизнеса им довелось обслуживать, похоже, сами не отдают себе отчета в двусмысленности такой похвальбы.)

Нетрудно догадаться, что проблема управления временем - не столько организационная, сколько психологическая. Приоритет в ее разработке, однако, принадлежит не психологам. Правда, в последнее время и практикующие психологи стремятся включить элементы тайм-менеджмента в свои тренинги самосовершенствования и личностного роста, но при этом, как правило, плетутся в хвосте у специалистов, от психологии весьма далеких. Справедливости ради надо признать, что в новейших разработках по тайм-менеджменту содержится некоторый психологизм, однако скорее любительский, почти никак не подкрепленный данными психологической науки.

В ситуации нарастающей популярности этого направления психологи, в том числе и школьные, не могут остаться от него в стороне. Тем более что все громче провозглашается необходимость привития соответствующих умений и навыков с самого юного возраста. Но даже если рассматривать эту проблему не в педагогическом аспекте, нельзя не признать, что проблема организации времени для многих людей стоит довольно остро, а ведь роль психолога в том и состоит, чтобы помогать людям в решении их психологических проблем. Да и для самих психологов проблема рациональной организации своей жизни и деятельности представляется весьма значимой и актуальной.

Поэтому попробуем, хотя бы в самом общем виде, разобраться, какие горизонты открывает перед всеми нами практическая разработка этой проблемы. В то же время нелишне отдать себе отчет в тех тупиках и ловушках, которые, не исключено, могут подстерегать нас на этом пути. И тут необходима опора не на житейскую психологию, которой преимущественно оперируют гуру тайм-менеджмента, а на научную, чего даже самым современным разработкам очевидно недостает.

Рациональное зерно

Любишь жизнь? Тогда не теряй времени,
ибо время - ткань, из которой соткана жизнь.
Бенджамин Франклин

Хотя мудрые суждения о необходимости дорожить временем встречаются еще у древних мыслителей, потребности в управлении временем в его современном понимании не было у обычного человека ни в античности, ни в Средневековье, ни даже в сравнительно недавнем прошлом. Для обычного человека круг его жизненных задач был не слишком широк, весьма четко определен, и особой поспешности в их исполнении не требовалось - можно было позволить времени плавно течь своим чередом. ХХ век нарушил этот порядок, смутив человека всё расширяющимся многообразием жизненных задач. Чтобы преуспеть в жизни, что-то сделать, а точнее - успеть, требовалось всё больше времени (недаром изрекла Марина Цветаева: «Успех - это успеть!»). На то, чтобы выполнить все встающие перед человеком задачи, времени стало недоставать. Чтобы не отстать в гонке за успехом (то есть как можно больше успевать), понадобилось упорядочить как круг насущных задач, так и отводимое на них время.

По большому счету, планирование расходов времени на решение разнообразных задач в соответствии с их важностью и срочностью и составляет основное содержание управления временем. Простейшей формой такого планирования служит ведение ежедневника или органайзера (буквальный перевод - «организатор» - в «папуасской» среде также не принят), где в хронологическом порядке фиксируются все предстоящие задачи, требующие решения. Специалистами по тайм-менеджменту разработаны всевозможные изощренные формы подобных органайзеров, вплоть до электронных, позволяющие ранжировать задачи по их значимости и, соответственно, по очередности выполнения и целесообразности расходования времени на них.

Не вызывает возражений конструктивная идея упорядочивания всего многообразия дел, от обилия которых у современного человека голова может пойти кругом. Вполне рационально звучит предложение письменно зафиксировать все предстоящие дела - использование этого материализованного перечня позволяет не полагаться на нашу далеко не безупречную память и помогает таким образом ничего не упустить. Но главное состоит даже не в этом, а в ранжировании дел, их иерархизации. В текучке будней мы зачастую не отдаем себе отчета в том, что всплывающие там и сям мелкие, малозначимые задачи и задачки отвлекают наше внимание, силы (и время!) от задач, по-настоящему важных. Говоря языком гештальтистов, в нашей повседневной деятельности постоянно происходит смешение фигуры и фона, когда детали фона то и дело заслоняют принципиальной важности фигуру.

Один из самых популярных приемов рационального планирования состоит в ежевечерней работе с карандашом в руке. Специалисты по тайм-менеджменту советуют выписать в произвольном порядке все задачи, которые вам предстоит решить на следующей неделе. Внимательно изучив этот список, вы наверняка обнаружите, что не все дела являются в одинаковой степени срочными и важными. Рассортируйте их на три группы: А, Б и В.

Задания группы А - крайне срочные и важные, подлежащие немедленному и безусловному выполнению.

Задания группы Б - весьма важные, их следует выполнить в ближайшее время.

Задания группы В можно кому-то поручить или временно отложить.

Конечно, каждый день нам приходится делать много разных дел. Но только одна, максимум две задачи являются задачами группы А.

Кое-кто, наверное, пробовал строить конкретные планы по организации своего времени, однако не сумел претворить их в жизнь и забросил это занятие. Почему так происходит? Объяснение простое: потому что на каждый день планируется слишком много. В результате каждый вечер человека угнетает ощущение невыполненного долга.

Не теряя достоинства

Я никогда не думаю о будущем.
Оно и так наступает достаточно быстро.
Альберт Эйнштейн

Специалисты по тайм-менеджменту не устают повторять: время - ресурс ограниченный (в отличие, скажем, от денег, так как денежные ресурсы при известной находчивости можно и пополнить). Причем, как выясняется, гораздо более ограниченный, чем нам кажется, ибо большинство из нас склонны сильно преувеличивать свои временные резервы.

Если ваш органайзер убористо испещрен записями о предстоящих делах, встречах и контактах, то вы либо исключительно востребованная обществом персона, вроде Билла Гейтса, либо принадлежите к весьма многочисленному кругу людей, питающих насчет своего времени нереалистичные иллюзии.

Как показали недавние исследования американских психологов, большинство людей, испытывающих в настоящее время сильный цейтнот и не справляющихся со всеми текущими делами, безотчетно убеждены, что в будущем они будут располагать значительно большим временем и это наконец позволит им успешно справляться со всеми возникающими задачами. В результате они строят обширные планы, которым не дано осуществиться, раздают обещания, которые окажутся просто не в силах выполнить полностью.

Это заблуждение относится не только ко времени, но и к деньгам, однако в значительно меньшей степени. Большинство из нас верит, что в будущем денег у нас наконец-то станет побольше, чем есть сегодня, но эту вероятность мы оцениваем более реалистично. Гэл Зауберман и Джон Линч, авторы данного исследования, полагают, что деньги мы просто воспринимаем более осязаемо и вследствие этого более точны в их подсчетах. Со временем дело обстоит иначе. Общеизвестно, что, например, полчаса и полчасика - далеко не одно и то же, а «минут пятнадцать» могут продлиться гораздо дольше, чем «пятнадцать минут» (зато десять долларов, даже названные десяткой, своего достоинства от этого не теряют).

Строя планы, люди нередко недооценивают время, необходимое на их осуществление. Причина кроется в том, что временные затраты прогнозируются исходя из оптимального стечения обстоятельств, а такое происходит крайне редко. Гораздо чаще возникают всевозможные непредвиденные препятствия и осложнения, требующие дополнительного времени и усилий. Не принимаются в расчет и не относящиеся к данной проблеме дела, которые невозможно предугадать, но которые почти наверняка сыграют роль отвлекающего фактора. К тому же людям свойственно питать иллюзию, будто любая проблема имеет простое и быстрое решение. Разумеется, такое решение всегда можно найти, но в большинстве случаев оно оказывается неверным и заводит в тупик. В результате требуется немалое время, чтобы отыскать новое решение и воплотить его в жизнь.

Характерно, что краткосрочные планы отличаются большей реалистичностью, чем долговременные. Свои завтрашние задачи (и время, необходимое на их решение) мы оцениваем более трезво, чем послезавтрашние. Не потому ли отдаленные цели так редко достигаются в срок, а чаще всё дальше отодвигаются во времени, становясь всё более отдаленными?

Выбрать время - значит сберечь время.
А что сделано несвоевременно -
сделано понапрасну.
Фрэнсис Бэкон

Исходя из полученных данных, Зауберман и Линч формулируют несколько простых рекомендаций.

Во-первых, если вам надо попросить кого-то об услуге или одолжении и вы не уверены в согласии, то высказать свою просьбу следует заблаговременно - желательно за несколько недель. В таком случае вероятность согласия намного выше - столь долгосрочные авансы обычно даются легко… Но и недостаточно ответственно! Так что не удивляйтесь, если к сроку ваша просьба не будет выполнена. Поэтому все-таки лучше не заручиться голословным согласием, а лишний раз трезво взвесить реалистичность своей просьбы.

Во-вторых, необходимо отдать себе отчет, что и через месяц, и через год мы будем так же заняты, как и сегодня. То есть времени у нас не прибавится, ибо просто неоткуда его взять! Это факт, в который мы упорно отказываемся верить, но который ради своей пользы должны признать.

И еще следует иметь в виду восточный афоризм: «Мудрец не строит планов». В наших условиях понимать его надо так, что не стоит во всех подробностях предвосхищать свои цели и задачи, а также средства и сроки их исполнения. Ведь жизнь наверняка внесет свои коррективы. Подобно древним мореплавателям, бороздившим моря под парусами, надо всё время помнить о цели своего путешествия, но в то же время иметь в виду, что направление ветра, перемена погоды и множество других условий могут серьезно скорректировать маршрут и сроки прибытия. А сковавшему себя жесткими сроками остается только проклинать переменчивые ветры!

Помимо планирования, важным элементом управления временем является изыскание неиспользованных временных ресурсов и устранение «пробоин» в своем режиме, куда утекают так необходимые часы и минуты. С этой целью рекомендуется вести хронометраж своей повседневной жизни, позволяющий при вдумчивом анализе выявить такие «пробоины» и прекратить бесполезную утечку времени. В силу этого в систему тайм-менеджмента вплетаются приемы ассертивной коммуникации - искусство корректного отказа (слишком много времени нам стоит неумение сказать «нет»), сведение на нет фактического общения (бессодержательного общения ради общения), а также продуктивное заполнение вынужденных «простоев» (в очереди или автомобильной пробке рекомендуется заняться прослушиванием аудиокниг, заучиванием иностранных слов и пр.).

У времени в плену

Не превышай скорости 24 часа в сутки.
Хуго Штейнаус

При знакомстве с разнообразными системами управления временем не покидает ощущение их внутреннего родства с общей системой НОТ (научной организации труда), восходящей к давней теории американца Ф. Тейлора. Хрестоматийным стал один из первых экспериментов Тейлора, героем которого оказался грузчик по фамилии Шмидт. Он был одним из членов бригады, где на каждого приходилась устрашающая дневная норма - требовалось погрузить в железнодорожные вагоны по двенадцать с половиной тонн чугунных болванок. Рабочие клялись, что выполнить эту норму очень трудно, а перевыполнить - невозможно. Однако Шмидт, следуя подробным инструкциям Тейлора по организации трудового процесса, сумел превысить норму почти в четыре раза. Соответственно увеличился его заработок. Воодушевленный грузчик принял на вооружение рациональные приемы труда и три года подряд с энтузиазмом выполнял четырехкратную норму.

К сожалению, как правило, замалчивается другой итог знаменитого эксперимента - Шмидт, здоровый мужчина в расцвете лет, умер от перенапряжения. Наверное, недаром потогонную систему Тейлора многие здравомыслящие люди заклеймили как бесчеловечную.

Вероятно, что касается других грузчиков, то организм каждого из них инстинктивно противился работе вразнос. Это, увы, помешало им четырехкратно увеличить свой заработок, однако большинству позволило дожить до седин.

Получается, что интенсификация жизни - палка о двух концах. Конечно, многие живут и трудятся с явной недогрузкой, и им интенсификация пошла бы на пользу. Но большинство людей, похоже, сумели совершенно непроизвольно сами сформировать оптимальный ритм своей жизни (для каждого, кстати, индивидуальный), перестройка которого чревата перенапряжением и срывом.

Вероятно, предвидя такого рода критику, эксперты по тайм-менеджменту утверждают, что их приемы как раз и позволяют человеку вырваться из тисков цейтнота и по-настоящему насладиться заслуженным досугом. Признаться, верится в это с трудом. Тому, кто сумел настроить себя на извлечение максимальной отдачи от каждой секунды, крайне трудно перестроиться и позволить времени течь без отдачи (поскольку приятные переживания нелегко конвертировать в материальные блага, отдача от «непродуктивного» досуга начинает казаться иллюзорной). Не очень верится и в возможность запланированных, четко фиксированных во времени удовольствий. «Созерцание заката - 19.30–19.55; сказка детям на ночь - 19.55–20.10; супружеские ласки - 21.30–22.15…» Признаюсь, в таком распорядке мне видится нечто извращенное. Полагаю, не только мне.

Еще одним уязвимым моментом этой системы представляется явно недостаточный учет индивидуальности того или иного человека, включая как его индивидуально-психологические особенности, так и специфику его образа жизни. Совершенно ясно, что для школьника и его учителя, для директора предприятия и фрилансера за персональным компьютером дни, недели, месяцы проходят по-разному и строиться должны по-разному. Безусловно, есть некоторые общие рекомендации, позволяющие любому оптимизировать свою жизнь и деятельность. Однако таких общих рецептов совсем немного, а их конкретизация требует тонкого учета индивидуальной психологии каждого человека, специфики стоящих перед ним задач.

Главное позитивное зерно управления временем, на удивление, относится даже не к времени. Это идея о необходимости расстановки жизненных приоритетов, контроля над своими желаниями и потребностями (что далеко не одно и то же), выбора адекватных средств их удовлетворения. На то, что для человека по-настоящему важно и ценно, время у него всегда находится. Остается только с этим определиться. Иными словами, ключевая проблема, к которой весьма односторонне и слишком технологично пытается подойти тайм-менеджмент, - это проблема самоопределения.

Подводя итог, можно констатировать, что система управления временем - весьма полезный инструмент, которым, однако, очень легко злоупотребить. Психологам наверняка не следует безоглядно заимствовать и пропагандировать все приемы, родившиеся в недрах этой системы. Но не следует и огульно их критиковать и отвергать, ибо их позитивное содержание достаточно очевидно.

Вероятно, дальнейшее развитие, которое получит эта позитивная в общем-то система, будет связано со всё большим участием психологов в ее разработке с учетом не только прагматичных социальных запросов, но и подлинных нужд человека, продиктованных его природой.

С первого взгляда тайм-менеджмент – несложная наука, не сравнить с высшей математикой или сопроматом. Но это только на словах, когда мы в очередной раз пробегаемся глазами по статейке с полезными советами по организации рабочего дня или слушаем на планерке шефа, который требует не только составлять план работы на месяц и на неделю, но и (подумать только!) выполнять его. Как же научиться жить по расписанию?..

Способ 1. Любовь, реальная любовь…

Я долго ломала голову над тем, почему мы забываем заглядывать в собственный ежедневник, а наши планы ежедневно идут наперекосяк. Все дело в том, что мы презираем планирование. Одни – явно, посмеиваясь над знакомыми, вывешивающими на холодильник под магнит планы на неделю, другие – несознательно.

Проблема в том, что мы ненавидим расписания, терпеть не можем планы, и «глаза бы наши не видели» этих графиков. Мы каждую неделю (пятница, суббота, воскресенье) используем возможность нарушить режим и поздно лечь спать. Не потому, что так сложились обстоятельства (пошли в ресторан, пришли гости), а просто так, «назло» привычному расписанию! Неудивительно, что мы плохо переносим понедельник, который возвращает нас в привычное организованное русло. Да и, откровенно говоря, недолюбливаем всю неделю, когда мы вынуждены жить согласно графику.

Поэтому, чтобы научиться жить по расписанию, вы должны полюбить его, оценив все преимущества организованной жизни. А их немало. Когда мы вовремя ложимся спать, мы не тратим время на пару-тройку фильмов или передач, которые можно смотреть буквально бесконечно. Если мы идем в постель не поздно, на следующий день мы рано просыпаемся и успеваем много чего сделать (а не бесполезно спим полдня). Раннее свидание с подушкой – это еще и гарантия хорошего самочувствия на следующий день.

Я уже не говорю о том, что планирование на работе помогает расставлять приоритеты и «действовать конструктивно», невзирая на капризы собственного настроения. Поэтому полюбите планирование – и оно полюбит Вас!

Способ 2. «Окунайтесь» сразу!

Вспомните, что мы делаем, когда заходим в прохладную воду. Правильно – мы быстро окунаемся в нее, не растягивая процесс погружения. То же самое и с работой. Не нужно тратить время, а главное, душевные силы, на «раскачку» - детальное обдумывание всех нюансов (большая половина из них материализуется совершенно с иной стороны), бесчисленные чашки чая и кофе, обсуждения с коллегами. Просто возьмите и сделайте. Как показывает опыт, самый быстрый способ справиться со сложным заданием – это приступить к его выполнению.

А сложным, как известно, всегда кажется то, что записано у нас в плане и не совпадает с сиюминутным «хотением». Как правило, в итоге все равно оказывается, что «не так страшен черт, как его малюют», и вы в очередной раз будете корить себя за то, что так долго «раскачивались» вместо того, чтобы взяться за дело и быстро его сделать.

Способ 3. Планируйте не только трудности, но и «приятности»

Одна из причин нашего негативного отношения к планированию – это то, что оно распространяется исключительно на деловую сферу. Слово «план» так тесно связано в нашей голове с работой, что для переноса его в приватную сферу требуются дополнительные усилия.

А ведь если вы начнете записывать в ежедневник не только рабочие дела, но и встречи с подругами, посещение курсов или магазинов, план будет выглядеть гораздо «веселее». И будете видеть, что вы не каторжник и не раб, эксплуатируемый империей бизнеса – вечером вы превратитесь в свободного человека. Как говорится, делу время…

Способ 4. Планируйте 50%, остальное – в резерве

Для того чтобы научиться жить по расписанию, нужно еще уметь правильно планировать. Для этого вы должны провести небольшой эксперимент. Составляйте план работы и на протяжении 1-2 недель следите за тем, сколько процентов плана вам удается выполнить, а сколько - планируй, не планируй, а «начальство все равно закидает более срочной работой».

Проведя наблюдение, вы получите объем времени, которое действительно можно планировать. Так поступает один мой знакомый. Он занимается планированием примерно 50% рабочего времени, а на остальные 50% задумывает «резервные дела». Как ни странно, эта формула работает.

Зачем мне планировать весь рабочий день, если я знаю, что руководство обязательно забросает решением мелких вопросов? – говорит Валера. - Зачем строить планы, а потом не реализовывать их? От этого сплошные разочарования и нежелание больше записывать дела в ежедневник. Зато если я планирую половину рабочего дня, но (о, чудо!) остается еще немного времени, и я что-то успеваю «сверх того», я просто на седьмом небе от счастья!

Способ 5. Добавьте азарта

Несмотря на видимую рутинность планирования, оно может быть очень азартным занятием. Здесь все зависит от вас. Умение планировать требует интеллектуальных усилий и способно превратиться в самую настоящую головоломку. Вопрос «как все успеть?» может как удручать, так и вдохновлять. Вы будете думать над тем, как «достичь невыполнимого», переплетая разные виды деятельности. Например, назначить встречу с клиентом так, чтобы она заканчивалась за полчаса до начала обеда, а на обед записаться на стрижку в парикмахерскую, которая находится в том же районе.

Способ 6. Меньше народу – больше кислороду

Всем нам хочется надеяться друг на друга. Мы периодически просим о помощи, выручке. Правда, очень часто оказывается, что сам сделал бы быстрее и лучше. Поэтому кооперироваться нужно только с теми людьми, в которых вы полностью уверены и по возможности – по минимуму.

Старайтесь вовлекать в свои планы (по крайней мере, те, реализация которых целиком зависит от вас) как можно меньше посторонних людей. Делайте все сами, и тогда не придется никого обвинять в безответственности и непунктуальности. Меньше надежд – меньше разочарований.

10 .06 .2014

Собственно ПЛАН

3) ну, и какой вариант проще?

Для журнала "Капитал"

Важно ли жить по расписанию? Важно ли жить по расписанию? Bogushtime

Сразу представляю себе недовольное лицо какого-нибудь офисного работника: «Это по часам жить и работать, превращаешься в робота и выполняешь все механически. А жить когда?» Последний вопрос мне особенно нравиться, учитывая тот факт, что те, кто занимает такую жизненную позицию, чаще всего как раз не живут, а существуют с утра до вечера и обратно.

Сразу представляю себе недовольное лицо какого-нибудь офисного работника: «Это по часам жить и работать, превращаешься в робота и выполняешь все механически. А жить когда?» Последний вопрос мне особенно нравиться, учитывая тот факт, что те, кто занимает такую жизненную позицию, чаще всего как раз не живут, а существуют с утра до вечера и обратно.

Давайте разберемся, что же такое расписание. А это всего-то вид календаря, где указано, что и когда должно произойти, иногда к этому добавляется дополнительная информация о месте события и еще какие-нибудь подробности.

А теперь те, кто НЕ живет по расписанию, можете «бросить в меня камень». Согласитесь, абсурдно дуться на «календарь». Когда утром ты спешишь на работу к определенному времени – это расписание, и ребенка из детского сада ровно в 18:00 – это расписание, и закрытый на обед магазин, и футбольный матч в 21:00 по киевскому времени, и…. я могу еще долго продолжать.

Тогда в чем же дело, почему возмущаемся? Все дело в подмене понятий и полном не понимании этих самых понятий. Гневная речь в начале этой статьи больше относится к такому простому слову, как «план». И то, что иногда приходиться выслушивать по этому поводу, часто вообще находиться на грани нецензурной брани и глубокой обиды на весь мир, «ведь заставляют же его составлять, ё-моё».

Как не печально осознавать, но многие действительно не любят планировать…. свою работу. Потому что с планированием пикника, отпуска, или большого семейного мероприятия обычно вопросов не возникает, только проблемы. Проблемы из-за того, что правильно планировать большинство все-таки не умеет. Открою Вам страшную тайну - беспорядочный список необходимых действий планом НЕ является.

Собственно ПЛАНв идеале – это список РЕЗУЛЬТАТОВ и ВРЕМЯ по каждому пункту, когда эти самые результаты уже должны быть получены. Вот именно поэтому люди и НЕ любят планировать. Ведь если ты запланировал результаты, то к определенному сроку за «базар» придется отвечать, а кому этого хочется, это ж работать нужно (в нашей стране, на мой взгляд, это очень больной вопрос).

Нередко слышу, что кому-то времени на выполнение той или иной задачи не хватило, хотя и спланировал все тщательно, казалось бы, до минуты. А вот до минуты как раз было лишним. Потому что ситуации в нашей суматошной жизни были, есть и будут. Отсюда вывод – насущной необходимостью является планирование времени на форс-мажоры, т.е. отвлечения в виде звонков, неожиданных посетителей и «носик попудрить» пока никто не отменял.

Сделать это лучше графически. Возьмите любой планировщик, где идет расчасовка строчек, очень хорошо, когда на целые сутки, а не только с 9 до 18. Такое чувство, что в остальное время мы и не живем вовсе. Теперь используя обоюдоострые стрелочки (↕ - это называется график Ганта) проставьте время на выполнение самых главных задач на день, оставляя между задачами зазоры минут на 30 минимум. Даже если успеете выполнить задачу в срок, все равно ведь найдете, чем заняться. А если нет, то у Вас еще есть время, так мы закладываем время на форс-мажоры.

И еще этот способ из категории «лучше один раз увидеть». Когда видишь время «нарисованное» с помощью стрелки, точно знаешь, сколько этого самого времени у тебя есть, а когда время просто записано, то ты его не понимаешь, не чувствуешь, не принимаешь, а чтобы узнать сколько его собственно – начинаешь считать в уме. Посмотрите на пример ниже и ответьте на вопросы:

1) сколько времени на выполнение задач в примере 1 и 2?

2) сколько времени есть у Вас между задачами в каждом из примеров?

3) ну, и какой вариант проще?

4) а будет ли для Вас полезным вот такое «расписание»?

Я точно знаю Ваши ответы, и поверьте, нет ничего удивительного в том, что большинство людей об этом не знают – в школе этому, к сожалению, не учат.

А еще не учат тому, что знать нужно просто обязательно. План – это не догма, не клетка, не жесткое расписание, при котором ты затиснут в рамки времени, и шаг влево или вправо грозит расстрелом.

План – это СПОСОБ достижения цели, а способы могут меняться. И Ваше пресловутое «расписание» может измениться мгновенно под натиском обстоятельств, главное чтобы Ваши цели остались при Вас, уже просто потому, что они Ваши. Именно поэтому планирование отпуска редко вызывает у людей негативные эмоции. Когда планируешь то, чего очень хочешь, проблем с «расписанием» не возникает. В этом случае ты просто ищешь способы.

Поэтому для начала выпишите, чего Вы хотите достичь в жизни, т.е. укажите необходимые Вам результаты и проставьте рядом даты, когда точно хотите их получить, ни в чем себя не ограничивая. А теперь составьте план получения промежуточных результатов и тоже укажите время их получения.

Если думаете, что в ежедневной работе что-то по-другому, то Вы ошибаетесь. Другой вопрос, что если у Вас есть цель – что это будет, роли особой не играет (отчет, доход, договор, одним словом конкретный результат), то сбить Вас с нее уже будет сложно.

Планируя, и живя «по расписанию», Вы обнаружите, что львиная доля действий, которые Вы выполняете ежедневно, к этой самой цели Вас не приближает, и надеюсь, у Вас хватит ума отказаться от хлама этих «важных» задач и сосредоточиться на главной цели.

А еще Вы на собственном опыте убедитесь, что тот, кто видит цель – действительно ищет способы, а не оправдания. Именно поэтому очень легко увидеть на работе и в жизни тех, кто готов что-то делать ради получения результата, и тех, кто только делает вид. Планировать не любят и сильно критикуют «жизнь по расписанию» только плохие сотрудники и неудачники, потому что тогда все увидят, что они ничем не заняты. А вот хорошие сотрудники и просто успешные люди планировали, планируют и будут планировать работу, отдых и жизнь.

И ответ на вопрос «важно ли жить по расписанию» неожиданно очень прост. Важно! Ведь план – это расписание Вашей жизни, это творчество, это Ваш способ создать свое будущее. А кто мы без будущего? Дерзайте, у Вас обязательно получиться!

Для журнала "Капитал"

Я не раз признавалась, что больше всего на свете я терпеть не могу планировать, не умею прописывать цели и желания, позволяя разным сферам своей жизни развиваться спонтанно. Много лет подряд, созерцая подающую звезду, я загадывала одно и тоже желание; я просто хотела, чтобы все было хорошо. Нормальное такое желание. Только в нем нет никакой конкретики. Совсем. Однажды, я поняла, что в моей жизни действительно ВСЕ ХОРОШО. Мою жизнь нельзя было назвать плохой или неудавшейся, НО, и сказать, что дела у меня идут ОТЛИЧНО, язык тоже не поворачивался. Я начала искать ответ на вопрос, что же такое Мое Хорошо? В чем это выражается: кто должен быть рядом со мной, где бы я хотела жить, где и кем работать, как проводить свободное время.

Постепенно от Вселенной стали приходить ответы. Сначала просто в форме информации, потом через знакомство с людьми, которые давно и уверенно пользуются инструментом планирования в жизни. Но я всегда находила отговорки, что эта история не про меня, что есть люди, которые могут планировать, а есть – другие, которым это не дано и даже не нужно. Как же долго я от этого отнекивалась, как долго позволяла хаосу и спонтанности быть капитанами моей жизни. Здесь, конечно, можно поспорить, что жить по плану скучно, что жизнь все равно внесет свои коррективы, составь планы и рассмеши Бога, и все такое прочее. В этом есть своя истина. Я руководствовалась ей долгие годы, но, к сожалению, меня не устраивают личные результаты такого подхода. Люди, которые вызывают у меня восхищение в разных областях жизни, кто достиг своих первых результатов в развитии или бизнесе, большинство из них делают ЭТО – ставят четкие цели и прописывают методы их достижения. Наступила и моя очередь.

Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным. Луций Сенека.

Даже это 100дневку я не планировала, она сформировалась сама собой и стала естественным исходом событий прошлого года.

Если прошлый год прошел под эгидой фразы «Я все делаю правильно», то девизом этого года будет «Сначала действуй, потом говори».

Уже с первых дней я вооружилась тетрадями, блокнотами, ручками и принялась за действия. Целью этих праздников было максимально подготовить себя к новому году и определится со своими хотелками и желаниями.

Постараюсь подводить мини-итоги каждые десять дней.

  1. Составила план на месяц. Так как ежедневниками я пользоваться не умею и, зачастую, тетрадь у меня всегда остается полупустой, то я еще в поиске идеальной для себя системы систематизации дел. Некоторые методы уже были испробованы в прошлом году, но пока ни один из них меня не зацепил. Я решила придумать свою систему; взяла лист бумаги А3, расчертила его в виде рабочего календаря на месяц, оставив в окошках пустое место для дел, которые я хотела бы выполнить, чтобы была возможность вносить дела как заранее, так и после того, как я их выполню их. Вдруг мне захочется поменять дни недели местами (хей, никто не говорил, что я попрощалась со спонтанностью навсегда). Хотела повесить на видное место, но пока он лежит сложенным у меня в тетради для идей, я периодически в него заглядываю и вычеркиваю уже выполненные дела.
  2. Возобновила ведение утренних страниц
  3. Составила список желаний на 2015 год
  4. Почистила почтовые ящики, разобрала и удалила прошлогодние фото на телефоне, рассортировала фотографии из путешествия по папкам на компьютере
  5. Подготовила больше половины материала для одного мероприятия, даже для двух, о которых расскажу попозже
  6. На протяжение 5 дней выполняю письменную практику «Анализ дня», планирую продолжать на ежедневной основе
  7. Написала эту статью
  8. Сходила в кино
  9. Покаталась на беговых лыжах

Итого: Выполнено 10 дел, из 43 запланированных на этот месяц.

P.S. Я уже пыталась провести 90дневку, прям перед Новым Годом, но по разным обстоятельствам ничего из этого не сложилось. Может, не хватило упорства, может, обстоятельства взяли вверх. Но это дало мне понимание того, что делиться нужно своими достижениями, а не планами на будущее.

Таковы были мои 10 дней нового года, а как вы провели свои новогодние праздники?

Присоединяйтесь!

В процессе перемен,

Наш организм работает как часы, а точнее — под их мерное тиканье. С каждой минутой его потребности и нужды изменяются в зависимости от времени суток, и, если поймать правильный ритм, можно не только укрепить здоровье, но и сделать любые свои занятия максимально полезными и эффективными.

6.00: Время любви!

Считается, что для интимных отношений предназначены вечер или ночь, однако с медицинской точки зрения, раннее утро — самое подходящее для секса время. Во-первых, именно около 6 концентрация половых гормонов в организме достигает своего пика, а значит «близкий контакт» получится особенно жарким. А во-вторых, шансы зачать также наиболее высоки; если вы настроены на будущее потомство, не поленитесь проснуться немного пораньше.

7.00: Пора завтракать

При обычном режиме питания тело успевает использовать все легкодоступные источники энергии примерно спустя 9 часов после последнего приёма пищи. Далее в ход идёт мышечная ткань (а не жировая!), что заставляет вас чувствовать себя слабым и разбитым и в будущем грозит ожирением и проблемами со скелетом. Кроме того, за ночь организм успевает «растворить» все запасы глюкозы, которые необходимы для нормальной работы мозга, — и если их не восстановить, утро будет очень тяжёлым.

В общем, завтрак лучше не пропускать. Если вы ложитесь около одиннадцати, 7 утра — лучший час для первой трапезы. Поступление пищи запустит работу ЖКТ и поможет «проснуться» всему организму, плюс поумерит чувство голода в течение дня. Если же сразу после сна вы даже смотреть не можете на еду, подождите минут 40-50 (чем занять это время, читайте выше).

7.15: На закуску — витамины

Некоторые вещества — в том числе витамины В и С — обладают сильным стимулирующим действием, поэтому на ночь их лучше не принимать. Если же выпить их на пустой желудок с утра, они могут «проскочить» через кишечник или выйти с мочой, не оказав никакого эффекта. Вывод: пейте витамины после завтрака, чтобы они не превратились в бесполезные конфетки.

7.30: Не забудь почистить зубы

С детства нас приучают чистить зубы после еды, но на самом деле торопиться не надо. Сразу после приёма пищи эмаль может быть ослаблена кислотами, содержащимися в еде, и, если подвергнуть её дополнительному стрессу (вроде воздействия щётки), это может только ускорить развитие кариеса. Соблюдайте паузу: выждите полчаса после завтрака, а потом уж отправляйтесь на «водные процедуры».

8.30: Ловите солнце

Выходишь на работу — ещё темно, выходишь с работы — уже темно. Знакомая картина? Большинству из нас в течение зимы доводилось видеть свет только в его электрическом варианте, а ведь солнце так необходимо нашему организму! Сейчас, когда световой день раздвинулся в обе стороны, не теряйте возможность этим воспользоваться. Под влиянием солнечных лучей организм прекращает выработку гормона сна мелатонина, таким образом переходя в режим бодрствования. Кроме того, солнечные лучи являются естественным антидепрессантом, способствуют образованию витамина D и снижают риск заболевания раком. Прогуляйтесь до метро хотя бы в течение 10 минут, и этого будет достаточно для отличного начала рабочего дня.

10.00: «Проблемное» время

К этому часу мозговая активность достигает своей высшей точки, утверждают исследователи из Центра изучения сна в Нью-Йорке. Вы находитесь на пике концентрации, остроты памяти, скорости мышления и способности быстро решать проблемные вопросы; поэтому сейчас лучше заняться важными неотложными делами или давними конфликтами.

11.00: Избавьтесь от лишнего

Большинство работающего населения начинает своё утро с чашки кофе или чая. Спустя 3-4 часа после этого возникают естественные позывы, обусловленные активной работой почек в первую половину дня. Если засидеться за работой и терпеть до тех пор, пока не выдастся свободная минутка, это может обернуться печальными последствиями для мочеполовой системы — инфекцией, воспалением, проблемами с опорожнением и даже камнями в почках!

13.00: Скромный обед

Настал черёд активизироваться вашей пищеварительной системе. Именно в середине дня она работает на максимальных оборотах, то есть может переработать питательные вещества наиболее эффективно. Но не надо переоценивать её потребности. Если вы заняты на сидячей работе, небольшой порции белков вместе с трудноусвояемыми углеводами (например, сэндвича с чёрным хлебом и мясом) будет достаточно. Если же вы наедитесь до отвала, думая, что зарядились на весь день, часа через три всё равно почувствуете голод — короче, протопчите себе прямую дорожку к лишним кило.

13.30: Пишите письма

Треть офисных работников, по данным учёных из Глазго, подвержены так называемому «почтовому» стрессу. Оказывается, потребность постоянно проверять электронный ящик, отвечать на письма и тем более написать важное деловое послание приводит к сильному нервному напряжению, которое быстро переходит в хроническое.

Поэтому для работы с электронной почтой тоже надо выделить своё время — и не метаться к «ящику» каждые 10 минут, отвлекаясь от работы и нагнетая напряжение. Если же вам предстоит сочинить непростое письмо по рабочей надобности, послеобеденный час также будет оптимальным. Ваш получатель, как и вы уже успевший перекусить, наверняка будет в расслабленном расположении духа и, скорее всего, нормально воспримет любые ваши предложения или замечания.

15.00: А теперь на прогулку

Если вы следовали нашему расписанию, ваш полуденный бутерброд уже добрался до кишечника, и чтобы его переварить, организм обеспечивает усиленный кровоток в области ЖКТ. В то же время, поступление крови в мозг ослабляется, соответственно падает и интенсивность его работы. Чтобы не проклевать носом зря, сделайте небольшой перерыв в работе и пройдитесь по улице — заодно получите ещё одну дозу солнечных лучей.

16.00: Готовьтесь к неприятностям

Если вам предстоит болезненная, но необходимая процедура (например, визит к стоматологу или укол), её лучше провести именно сейчас. Как утверждает медицинский директор крупнейшей международной страховой компании доктор Шнех Кемка, к 4-м часам в организме накапливается наибольшее количество эндорфинов, а это вещества, которые обеспечивают естественное обезболивание.

17.30: На зарядку становись!

Ваши мышцы в тонусе, выносливость и гибкость достигают лучших показателей, температура тела слегка повышается. Если есть возможность убежать из офиса на 40 минут и покрутить педали в спорт-зале — вперёд. Если нет, отложите занятия физкультурой на выходные, но заниматься придётся два дня подряд. Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, 20-30 минут интенсивных тренировок 2-3 раза в неделю значительно понижают риск сердечно-сосудистых заболеваний и диабета.

18.30: Шоппинг-час

В течение дня размер стопы может колебаться на 0,5-1 единицу. Под влиянием гравитации жидкость в организме перераспределяется на нижние конечности, и в результате ноги отекают, любимые туфельки начинают жать. Если вы намерены купить себе изящные лодочки или сапожки, лучше сделать это ближе к вечеру, чтобы в купленной обуви остался запас на случай отёка. Вполне возможно, что приобретение, сделанное утром, будет вам постоянно натирать или вовсе порвётся.

19.00: Теперь можно и выпить

Ни в коем случае не воспринимайте эту рекомендацию, как совет заливать рабочий стресс алкоголем. Просто к вечеру печень наиболее эффективно перерабатывает и выводит спирт из организма, а значит вы можете получить от бокала вина минимум вреда и максимум пользы. Многочисленные исследования подтвердили, что умеренное потребление не очень крепких напитков защищает от рака груди, желудка, укрепляет зубы и даже способствует стройности. А вот если переборщить, все эти проблемы, наоборот, усугубляются; кроме того, могут развиться проблемы со сном.

19.30: Долгожданный ужин

Забудьте о «золотом правиле диетика» не есть после шести. При рабочем ритме жизни, вы всё равно захотите есть и в результате набьёте желудок на ночь. Сейчас диетологи сходятся во мнении, что последняя трапеза должна происходить за 2-3 часа до отхода ко сну, причём желательно — примерно в одно и то же время ежедневно. Перебои в ритме питания могут привести к нарушениям обмена веществ, а отсюда — проблемы с лишним весом, бессонница и даже диабет.

21.30: Долгая дорога в сон

Чтобы крепко спать и хорошо высыпаться, необходимо превратить подготовку ко сну в своеобразный ритуал. Так вы успеете перевести свой организм на «уменьшенные обороты» — немного успокоиться после напряжённого дня — и приучите его расслабляться в одно и то же время суток. Соблюдение режима крайне важно для здорового сна. Спокойная музыка, неспешные водные процедуры и несколько глав из любимой книжки помогут вам почувствовать спокойную усталость, при которой так хорошо и легко засыпать.

По материалам The Daily Mail