Методы работы со страхом у взрослых. Радикальная проработка страхов. Работа с избеганием переживания

К работе со страхами относят техники и упражнения, дающие возможность предупредить боязнь, избавиться от нее либо извлечь позитивные моменты. Чаще всего для этого применяются психотерапевтические или гипнотические методики. Процедура актуальна, если человек самостоятельно волевыми и разумными действиями не может решить проблему.

Стоит отметить, что проработка боязней не всегда уместна. Это связано с тем, что некоторые индивиды длительное время носят страхи в себе, не подозревая о том, что снять их можно за пару сеансов. Другие люди упорно посещают психолога, хотя особой нужды в этом нет. Это касается личностей, которые не привыкли преодолевать трудности, им проще признать, что они чего-то боятся и на этом этапе остановиться.

Боязни есть у всех, однако, сильные личности ими обычно не занимаются. Они ставят перед собой иные задачи: решение житейских проблем, вырабатывание уверенности в себе, преодоление страха. Тревожность значительно осложняет эффективность и качество жизни. Поэтому работа со страхами часто уместна, проводится при помощи разных методик, посредством воздействия на каналы разума, души, тела человека.

Внутренние боязни во многом провоцируются страхом физическим. Особенно это касается неуверенных и нерешительных личностей. Среди основных методик устранения боязней:

  • аутотренинг;
  • десенсибилизация;
  • психолингвистическое кодирование;

Все техники предусматривают работу со страхами путем поиска первопричины проблемы. Достигается это при помощи специальных фраз и предложений, погружением клиента в транс либо посредством парадоксальной интенции.

Как работать со страхами у взрослых?

Формирование взрослого человека идет постепенно, однако, не всегда в рациональном и положительном направлении. В случае с фобиями, организм реагирует на боязнь четырьмя психологическими механизмами. Первый из них - «подключение сознания». В этом случае предполагается осознание личностью боязни с учетом ее характерных проявлений. Преобладать должно понимание того, что страх и его симптоматика - стандартная реакция на реальную, но не мнимую опасность.

Для этого четко характеризуют тревожность по:

  • реальности либо необоснованности;
  • вероятным проявлениям и последствиям;
  • типу реакции на опасность, с учетом имеющегося жизненного опыта и знаний;
  • необходимости посторонней помощи или подключения резервов психики.

Предварительное настраивание

Психология работы со страхом на этом этапе заключается в опережении сознания с подходящим настроем на опасную ситуацию или объект боязни. В итоге формируется фундамент для правильного реагирования организма. Помощь в этом оказывает эмоциональная нагрузка, перемена понятий (например, страха на волнение), поиск позитивных моментов при стрессовых обстоятельствах и тому подобное.

Действие

Третий механизм работы со страхами предполагает проведение манипуляций и действий , направленных на познание внутреннего мира с определением в нем места проявляющейся боязни. В практической плоскости обеспечивается соответствующий настрой на ситуацию. Его сравнивают с телефонным звонком, который можно слушать долго, не узнав звонившего без совершения элементарного действия - поднятия трубки.

Предвидение

Здесь основными факторами выступает прогноз результатов и последствий. По сути, предвидение опережает не только сознание, но и действие с настроем. Прочитывая стрессовую ситуацию, индивид заранее рассматривает возможный позитивный исход. Предварительное планирование течения критических обстоятельств позволяет предотвратить негативный финал либо извлечь полезный урок из ситуации.

Как проработать страхи у детей?

Ребенок до шести лет психоэмоционально развивается в соответствии с внутренними семейными отношениями, без рационального подхода к боязням и тревогам. Решающую роль на этом этапе в преодолении детских страхов играют родители. Важные используемые механизмы:

  • беседа с пояснениями о том, почему не стоит опасаться чего-то;
  • совместное преодоление страхов действием, используя авторитет и личный пример родителя;
  • переключение внимания путем внесения в процесс игры или позитивных эмоций.

У дошкольников и учащихся младших классов боязни характеризуются повышенной глубиной, поскольку тревожность связывается часто с новым и неизведанным. Специфика этого возраста:

  • окончательно формируется сознание;
  • проявляется познание себя и сопутствующих опасностей;
  • боязни трансформируются в голове, оказывают влияние на поведение ребенка и общий эмоциональный фон;
  • появляются инстинктивные тревоги, (опоздания, плохие оценки, конфликты со сверстниками);

Как работать со страхами у детей? Используемые техники предполагают акцентировать внимание на формирование положительного восприятия событий с осознанием и пониманием происходящего. Особенно фобии активно проявляются у подростков. Сюда добавляется боязнь нелепо выглядеть в глазах окружающих, страх публичных выступлений, неудачи на экзаменах. Также продуцируют тревожности потери близких. Устранить проявления испуга можно при помощи традиционных методик, используемых для взрослых.

Рациональная проработка

Для закрепления трансформации иррациональной боязни в адекватную форму, оценивают математическую вероятность реальной реализации фобий. Также представляют проявление существующего страха в его самой тяжелой и опасной форме. Кроме того, учитывают вероятность проявления всех собственных страхов одновременно. В итоге получается мизерный процент (не выше 5–10%), если человек не находится в зоне повышенного риска. Дополнительным доказательством того, что реальность проявления тревожности ничтожно мала, служит успешная деятельность страховых компаний, поскольку контрактные случаи очень редки.

Нужно понимать, что человек сам накручивает свое психологическое состояние, провоцируя неприятные ощущения, связанные с боязнью. Необходимо воспринимать страх, как важный импульс от подсознания. Сама природа дает вам своеобразного союзника, продуцирующего определенную выгоду при возникновении неприятной ситуации. Например, собака чувствует страх человека, поэтому вероятность атаки с ее стороны возрастает. Если воспринимает его, как лидера или превосходящего соперника, нападение маловероятно. Тем не менее носить специальные средства защиты при себе - будет нелишним.

Главное осознать, что проработка боязни, включая представление о возможном развитии событий, позволяет правильно настроиться и отреагировать на ситуацию, к которой подготовлен морально.

Работа с конкретными страхами

В этом разделе представлены несколько боязней, часто встречающиеся у людей. Первая из них - страх перед неизвестным. Он просто объясняется. Человеческое подсознание дает подсказку о том, что дальнейшее продвижение безопаснее, если знаешь, чего ожидать и в состоянии контролировать ситуацию. Неизведанное невозможно изначально подчинить, что и пугает людей больше всего.

Также выделяют следующие боязни:

  1. Страхи бытовые. Сюда входит испуг перед экзаменами, поступлением на работу, трудным семейным разговором, расставанием с близким человеком и так далее. Большинство подобных «фобий» снимается за несколько минут. Нужно просто выписать все боязни этого направления на листочек. Затем преодолевать тревожности друг за другом. Если проблема не решается, обратитесь к специалисту.
  2. Эту боязнь необходимо преодолевать в детстве. Эффективный способ - игра в салки на неглубоком месте водоема. Увлекшись, ребенок забудет о своем страхе, сам не заметит, как начнет плавать.
  3. Боязнь одиночества. Часто она возникает параллельно с другими фобиями. Человек не имеет определенных жизненных целей, нуждается в поддержке или преследует определенные выгоды с привлечением внимания к своей персоне любыми способами.
  4. Страх отношений. Указанную тревожность проще убрать при помощи постепенных шагов начиная с элементарных вещей. К примеру, стоит развивать себя, учиться игре на инструментах, уделить внимание физическому развитию, выбрать увлекательное хобби и тому подобное. Вскоре у вас появится друг или подруга по интересам, постепенно из дружеских, отношения могут трансформироваться в более близкий контакт. Подобный подход способствует наработке положительного опыта общения.
  5. Страх животных. Фобия возникает по отношению к различным представителям живой природы, но медитации и аутотренинги решения проблемы примерно одинаковы. На примере паука рассмотрим способ самостоятельного избавления от тревоги. Необходимо приближаться к объекту на дистанцию видимости его невооруженным глазом. Затем подойти на расстояние вытянутой руки, далее - максимально близко. На финишном этапе прикасаются к животному, доводя время от секунды до нескольких минут.

Работа со страхами у взрослых начинается с осознания причины боязни. Огромную роль в преодолении тревожностей играет отношение и участие в решении проблемы непосредственно индивида. Психотерапевт или гипнолог оказывают лишь помощь в корректировке процесса. Если страх сопровождается паническими атаками, переходит в хроническую стадию - без помощи специалиста не обойтись. Рекомендуем вам психолога-гипнолога

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Представим перед собой лестницу, ведущую вниз. В ней 10 ступенек. Это лестница в наш внутренний мир. Посмотрите, какие перед вами ступеньки, из какого они материала, есть ли перила.

Мы начинаем медленно спускаться под мой счет, ощущая ногами каждую ступеньку. Раз, два, три…десять. Перед нами дорожка, ведущая в наше внутреннее пространство.

Мы пришли сегодня в наш внутренний мир, чтобы встретиться со своим страхом. Попросим сейчас те силы, что помогают нам – наших Ангелов – Хранителей, Высшее Я быть с нами в процессе этой работы. Страхи – это наша собственная спрессованная, уплотненная энергия, обернувшаяся против нас . Мы идем, чтобы обрести гармонию и мир в своей душе, мы хотим освободить застоявшиеся энергии. И мы приглашаем наш страх встретиться с нами.

Вы идете по дорожке, ваши стопы чувствуют землю, и вы осматриваете пространство вокруг себя. Ваш страх всегда рядом, всегда с вами. Он может принять любую форму. Что вы видите впереди себя? Что слева, что справа? Что вы чувствуете?

Предмет, часть пейзажа, фигура, все детали, которые кажутся вам необычными – это и есть ваш страх. Возьмите его с собой. Если вы ничего необычного не видите – тогда прямо сейчас резко обернитесь. Тень, предмет, фигура, мелькнувшая сзади – это ваш страх. Возьмите его. Если нет ничего конкретного, но весь пейзаж, все окружающее пространство кажутся вам странными – скатайте все это в трубочку, или соберите в шар и берите с собой.

Теперь перед вами гора, и вам нужно поднять ваш страх на самый верх, на вершину этой горы. Возможно, это не гора, а высокое сооружение, поднимайтесь на его верхушку. Ваш страх нужно поднять с собой, вам это нужно обязательно сделать. Несите, катите, тащите его. В крайнем случае, если страх покажется вам очень большим , вырастите сами, и станьте выше него.

Вот ровная площадка на самом верху. Вы здесь, и страх перед вами. Посмотрите на него внимательно. Изменился ли он? На что он похож?

Наша задача – поговорить со страхом , а для этого у него должна быть подходящая форма. Спросите сейчас: «Что мне нужно сделать, чтобы ты поговорил со мной?» Первое, что придет – верно. Сделайте то, что он просит. Теперь с ним можно общаться.

Спросите его: «Что ты за страх? Чего я боюсь? » Первое, что вы услышите – верно.

Следующий вопрос: «Когда ты возник впервые? В каком возрасте ты появился? С каким случаем в моей жизни ты связан?»

Сейчас перед вами появляется то воспоминание, когда вы впервые почувствовали этот страх . Сколько вам лет? Кто рядом с вами? Что произошло? Просмотрите этот эпизод от начала до конца. Чего вы тогда испугались? Кто вас напугал?

Теперь посмотрите глазами того, кто напугал вас. Зачем он сделал это? Что он на самом деле хотел?
Вы, сегодняшний, можете войти сейчас в ту ситуацию к себе, маленькому. Вы можете поддержать того себя, из прошлого, помочь и утешить и вместе подумать, каков был урок.

Что вы должны были понять? Чему научиться? И, если бы вы поняли это тогда, как теперь развернулась бы та ситуация?

Если вы чувствуете удовлетворение, разрешение ситуации, вернитесь сейчас на гору.
Исчез ли страх? Возможно, он превратился в маленький безобидный инстинкт – тогда примите его.


Если нет, и страх все еще велик, значит, есть еще ситуация, более глубокая, которая связана с этим страхом.

Задайте вопросы: «Чего я еще боюсь? Что ты за страх? С какой еще ситуацией ты связан?»
Слушайте первый ответ.

Перед вами возникает ситуация, в которой впервые появился этот страх . Просматриваем эту ситуацию от начала до конца. Смотрим на нее глазами других участников. Входим в нее при необходимости, и оказываем себе, тогдашнему, помощь и поддержку. И сейчас мы понимаем, почему это с нами тогда случилось. Чему эта ситуация нас учит? Какой в этом урок? И если бы вы тогда это поняли, как изменилась бы та ситуация?

Когда мы почувствуем, что работа закончена, мы вновь ощутим свое тело и пространство вокруг себя. Вспомним, кто мы и где мы находимся. Вернемся в наш обычный мир.

За один раз выходит 1-3 страха, а их у нас внутри может быть и больше. Поэтому есть смысл поставить и сделать эту запись несколько раз, и каждый раз будут подниматься все более глубокие залежи этих ископаемых.

После отработки каждой партии стоит сделать перерыв, может быть неделю — посмотреть, что теперь изменится в вашей жизни. Вы, скорее всего, заметите, что в прежних ситуациях, вызывавших напряжение, его больше не будет. Солнышко станет чаще выглядывать из-за тучек.
Поговорим о том, как избавиться от страха.

Чувство страха знакомо каждому человеку без исключения, хотя страхи бывают разные. Кого-то преследует страх темноты, высоты или воды, кто-то боится боли, смерти или болезни, у кого-то возникает страх одиночества или наоборот – страх общения. У человека может быть целый набор страхов, которые возникают периодически, или же какой-то страх может проявляться регулярно или даже постоянно.

В легкой степени страх проявляется как беспокойство или тревога, а ярко и сильно выраженный страх известен как ужас – самая острая форма страха. Чтобы избавиться от страхов, нужно понять их природу, причину.

Откуда берутся страхи, что является причиной их возникновения?

Конечно, можно назвать множество причин возникновения тех или иных страхов, например, тяжелые психологические переживания в детстве или даже прошлых жизнях (что часто объясняет детские страхи), когда человек получил психическую травму того или иного рода, но такие причины вторичны, поэтому не всегда их устранение помогает избавиться от страха.

Нам нужно понять, что является первопричиной страхов, их источником, что лежит в их основе.

По сути, страх означает угрозу потери, а потерять можно только то, с чем ты отождествлен или к чему привязан.

Поэтому коренной причиной всех страхов, беспокойств и тревог является отождествление (отождествленность с кем- чем-либо) и привязанность.

Отождествление – это самоидентификация, то есть чувство бытия чем-то или кем-то конкретным. Человек (как сознание) отождествлен с конкретным телом, отождествлен с умом, с профессией, положением в семье и обществе, и всеми ролями, которые он играет в социуме.

Привязанность – это чувство близости и симпатии к кому-то или чему-то, создающее ощущение психологического или физического комфорта. Привязанность, по сути, означает зависимость, и лишение человека объекта привязанности (потеря или угроза потери) вызывает у него неприятные эмоции, в том числе беспокойство, тревоги и страхи.

Часто эти две причины – отождествленность и привязанность – идут рука об руку, дополняя и усиливая друг друга, тем самым создавая и усиливая различные страхи. Избавляясь от отождествленностей и привязанностей, человек постепенно избавляется от всех страхов.

Отождествленность как причина страха


Когда человек отождествлен, например, с телом, он считает себя этим материальным объектом, которое, как всем известно, рано или поздно умрет, поэтому возникает страх смерти. Из-за отождествленности с телом возникают также страхи болезней, больниц, стоматологов, хирургов, операций, старости и т.д. И чем сильнее человек отождествлен с телом, тем сильнее его страхи, потому что тело (в отличие от души, то есть индивидуального сознания) подвержено влиянию множества факторов материального мира, которые могут причинить боль, вред, болезни, инвалидность и смерть.

Отождествление с должностью на работе вызывает страх потери этой должности. Отождествленность с положением в обществе является причиной страха потери этого положения. Отождествленность с умом заставляет переживать о своих умственных способностях и накоплении знаний о материальном мире (современная система образования), которые, в большинстве своем, никогда не пригодятся.

Привязанность как причина страхов

Человек естественным образом привязывается к семье, друзьям, деятельности, работе, деньгам, материальным удобствам и разнообразным объектам владения. Имея привязанность, человек становится в той или иной мере зависимым от объекта привязанности, поэтому, конечно же, у него возникает страх потери, повреждения или ухудшения того, к чему он так привязался.

Как избавиться от страхов

Привязанность и отождествленность являются причинами всех страхов, а свобода от страха означает отсутствие привязанностей и отождествленностей, и это – очень высокий духовный уровень, которого, тем не менее, можно достичь, занимаясь духовными практиками, ведущими к самопознанию. По мере работы над собой, человек постепенно разотождествляется с телом, умом, положением в обществе, ролями, которые играет в жизни, и, соответственно, его привязанность к материальному миру ослабляется. Это лучший способ избавления от страхов. Познавая себя как душу или чистое сознание (см. ), человек начинает видеть истинное положение дел, поэтому все страхи просто испаряются, как призрачный утренний сон.

Обнаружив истинную причину своих страхов, человек может ее проанализировать, рассмотреть с разных сторон и увидеть ее иллюзорность (отождествленность и привязанность – это иллюзорные явления) – только тогда он обретает свободу от страха, который, базируясь на иллюзорных явлениях отождествленнности и привязанности, сам является не менее иллюзорным.

Познав себя как чистое сознание, вечное и неподверженное каким бы то ни было материальным проявлениям этого мира, человек устраняет все причины страхов. Разотождествление ведет к и свободе.

Борьба со страхом

Идея борьбы со страхом в корне неверна, так как слово «борьба» подразумевает подавление страхов силой (неважно каким образом), а то, что подавлено, всплывет все равно, рано или поздно. Поэтому борьба со страхами проблему не решает, а только на какое-то время позволяет ее приглушить, и то не всегда. Нужно отказаться от идеи борьбы, так как борьба только усиливает двойственность, делает ее реалистичнее и влиятельнее, приводя к новым неприятностям, и это не является путем к свободе от страхов. Чтобы избавиться от страха, нужно не подавлять его, а понять, проанализировать, увидеть страх в истинном свете – тогда он теряет свою силу.

Работа со страхами с помощью проработки дуальностей


Есть различные методы и способы избавления от страхов, и один из них, который во многих случаях человек может применить самостоятельно, называется , то есть работа с двойственностью, двумя ее полюсами.

Техники проработки дуальностей могут помочь избавиться от любых страхов, беспокойств, тревог и психологических проблем, а также помогут избавиться от главных причин страхов – отождествленности и привязанности.

Например, отождествленность с телом можно проработать как дуальность «Я тело – я не тело», отождествленность с умом – как «я ум – я не ум» и т.д. Однако, если вы в самом начале духовной практики, проработка этих дуальностей, вероятнее всего, не приведет к полному разотождествлению, так как есть множество других активных (актуальных) дуальностей. Другими словами, прежде чем проработка отождествлений будет давать хороший результат, возможно, понадобится проработать привязанности. А в большинстве случаев рекомендуется начинать работу именно со страхами, так как обычно для человека страхи более актуальны, чем привязанности и отождествленности.

Работа со страхами методом проработки дуальностей ведется таким же образом, как и с любыми другими темами проработки. Всегда нужно руководствоваться правилом: РАБОТАЙТЕ С ТЕМ, ЧТО АКТУАЛЬНО СЕЙЧАС. Проработка тем, которые для вас нереальны или неактуальны в данный момент (или неправильно сформулированы), может вообще не дать результат и вызвать разочарование в этом методе и техниках. Проработка дуальностей – это инструмент, и как любой инструмент, его нужно применять вовремя и правильно. А это своего рода искусство, которому можно научиться только путем применения инструмента, после изучения теории, конечно же.

При работе со страхами может оказаться необходимым разбить тему на составляющие, и каждую составляющую проработать отдельно. Это требуется в тех случаях, когда тема довольно «жирная», то есть содержит много заряда, негативного материала, и туго или долго прорабатывается.

Просто для примера, рассмотрим дуальность «я боюсь общаться – я не боюсь общаться». Человеку с явно выраженным страхом общения рекомендуется разложить эту дуальность на составляющие (как это делается, описано в статье «Проработка дуальностей» и в обсуждении этой статьи на форуме). И таким образом, расписав тему страха общения, мы можем получить примерно следующий список дуальностей для дальнейшей работы:

Я хочу общаться – я не хочу общаться
Мне нравится общение – мне не нравится общение
Я могу нормально общаться – я не могу нормально общаться
Мне важно, что обо мне подумают – мне не важно, что обо мне подумают
Мое общение плохо воспримут – мое общение хорошо воспримут
Я хороший собеседник – я плохой собеседник
Со мной всем интересно – со мной никому не интересно
И т.д.

Хочу особо подчеркнуть, что списки у всех будут разные, поэтому не нужно этот пример использовать как шаблон, он дан просто для наглядности. Из готового списка дуальностей вы выбираете ту, которая для вас сейчас самая понятная и актуальная, и работаете с ней, как описано в статье «Проработка дуальностей».

Этот метод избавления от страхов не основан на борьбе, давлении или хитрости; он позволяет рассмотреть и проанализировать страхи с разных сторон, что приводит к их ослаблению и исчезновению (благодаря и ), а не подавлению.

Людям, которые не в состоянии самостоятельно работать со страхами (особенно это касается сильных навязчивых страхов), рекомендуется обратиться к соответствующим специалистам.

Чем меньше у человека остается страхов, тем эффективнее будут прорабатываться привязанности.

А чем меньше у человека привязанностей, тем эффективнее будут прорабатываться отождествленности.

С каждым проработанным страхом, привязанностью и отождествленностью, свобода и самопознание все ближе и ближе.

Успехов всем на этом пути, порой нелегком, но, судя по личному опыту и тех, кто занимается, того стоящим.

Страхи... Вы знаете, как много страхов может жить в одном человеке? Есть ли у вас страхи? Боитесь ли вы чего-либо? Не так давно, я насчитала у себя 86 страхов! Эта цифра меня ошарашила. 86 страхов у меня? У той, которую называют реактивной, позитивной и жизнеутверждающей?

Я была уверена: уж мне-то точно нечего бояться. Кроме страха высоты и страха утонуть — мои самые большие, как я думала раньше, страхи. Да, страх смерти — один из самых сильных страхов на уровне инстинктов, с этим все понятно. Но кроме него есть куча других.

Страх потери, страх испытать боль, страх быть ненужной, страх оценки, страх предательства, страх близости, страх одиночества, страх потери контроля, страх обмана, страх разочарования, страх за близких, страх провала, страх не дойти до конца, страх отказа.

Выписав список, я поняла, что большая часть моих страхов была неосознанной, непринятой. Это значит, что они жили где-то глубоко внутри и тормозили мое движение вперёд. А ведь без этого движения нет результата, нет исполнения целей и желаний.

Страхи разные нужны, страхи разные важны…

Когда вы понимаете, что испытываете страх, что сразу приходит на ум? Мысль «надо поскорее от него избавиться!», верно? Не спешите.

Страхи нам для чего-то даны. Каждый страх выполняет какую-то функцию, играет важную роль в нашей жизни. Он предупреждает об опасности, защищает подсознание от боли и печального опыта, помогает выжить. Например, мы не станем перебегать дорогу перед едущим на большой скорости автомобилем или не станем прыгать с высоты, зная, что это может печально закончиться. Мы не будем вспоминать о каком-то плохом случае, потому что эти воспоминания больно ранят.

Но, защищая нас, страх блокирует энергию. И это хорошо, если он реальный, чаще всего — он надуманный. И в таком случае страх нам мешает, из-за него мы топчемся на месте, не можем реализовать свои цели, исполнить мечты. Важно осознать свои страхи и принять их. И это уже большая часть успеха.

7 техник работы со страхами

Ниже я расскажу вам о семи техниках работы со страхами. Первые техники направлены на осознание страха, следующие — на их трансформацию. Кому-то хватит и одного способа, кому-то следует проработать все семь. Кто-то справится за один раз, а кто-то почувствует, что эти техники нужно использовать постоянно.

Я советую пройти все техники и выбрать свою.

Техника №1. Выпишите максимально подробный список страхов. Пишите все, что идет в голову, минимум 15 минут. Выберите тот страх, который актуален на сегодняшний момент. С остальными будете работать позже. Переходите к следующим техникам.

Техника №2. Напишите страху письмо. Затем левой рукой напишите ответ страха. Я подготовила для вас шаблон такого письма:

Шаблон письма:

Здравствуй мой страх ______(какой? страх чего?).
Ты называешься________(назови его по имени).
Когда ты присутствуешь, я чувствую ________.
Страх, ты говоришь мне о том, что _________.
И даешь мне понять, что _______.
Страх, ты обращаешь мое внимание на_______.
И освобождаешь меня от следующей нежелательной деятельности: _______ (перечислить).
Страх, ты полезен для меня тем, что _______.
Ты исполняешь роль _________.
Страх, ты относишься к сфере_________.
Страх, ты
как способность, которую я хочу развить. (назвать способность)
Страх, я благодарю тебя за _________.
Страх, ты дал мне возможность__________.
Страх, я хочу___________.

Теперь представьте, что страх — это вы. И вам пришло письмо. Что в нем? Напишите ответ страха левой рукой, или правой, если вы — левша.

Техника №3. Напишите рассказ о своём страхе: какой он, на что похож, когда появился, как проявляется, ваши действия.

Техника №4. Нарисуйте страх, изучите его. Затем нарисуйте трансформированный результат этого страха.

Техника №5. Представьте, что все, чего вы боялись, уже произошло. Что самого страшного в этом? Придумайте ход ваших действий в этой ситуации.

Техника №6. Доведите страх в воображении до абсурда. Представьте комичную ситуацию и посмейтесь над ней.

Техника №7. . На многих занятиях мы разбираемся со страхами, убеждениями, негативными установками и сценариями. Мы найдем, что вас блокирует и мешает двигаться в жизни.

История о том, как Таня избавилась от страха знакомства с мужчинами

Однажды ко мне пришла ученица, назовем ее — Татьяна. Она озадачилась вопросом: почему самые заветные мечты так и остаются мечтами? «Многие из них сбываются, но не все» — говорила она, «я очень хочу замуж, но попадаются не те мужчины! Я же так много работаю в этом направлении, прикладываю усилия, но как будто что-то блокирует исполнение моей мечты».

Мы стали разбираться, и она поняла, что все дело в страхах. Ей было страшно смотреть на мужчин, она отводила глаза. О том, чтобы заговорить с мужчиной первой — не могло и быть речи. О каком замужестве может идти речь? Таня коротала вечера в компании собаки или очередной книги.

Мы стали исследовать Танин страх и выяснили, что он появился у неё в пять лет, когда она хотела показать водителю троллейбуса свой билетик, а он в тот момент был уставший или не в духе и достаточно грубо ей ответил. С тех пор у неё закрепилось в подсознании, что незнакомые мужчины злые, они могут обидеть.

Мы поработали с этим страхом. Таня начала замечать мужчин на улицах города, начала первой здороваться и улыбаться. В ответ мужской мир развернулся в сторону Тани и незнакомые мужчины стали ей помогать, желать приятного аппетита в кафе, оказывать ей знаки внимания.

Таня перестала бояться мужчин, стала ходить на свидания. Сейчас она счастлива в отношениях с любимым, за которого собирается выйти замуж! Помолвка уже состоялась.

Не бойтесь своих страхов, и посмотрите им в глаза. Узнайте, для чего они вам, подружитесь с ними, сделайте их союзниками. Тогда весь мир развернётся перед вами!