Математическое понятие с местоимением она. Дай, кум милый, мне собраться с силой. а) ель б) ем в) ты

Тема урока : «Понятие о местоимении»

Цели: Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений;

развитие умения распознавать местоимения в тексте;

воспитание навыков самостоятельности.

Оборудование: таблицы, карточки, компьютер, снеговики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

УРОК

русского языка

в рамках проведения городского семинара учителей начальных классов

Тема: «Понятие о местоимении»

Учитель начальных классов

Семенихина М.А.

2008-2009 учебный год

Тема урока : «Понятие о местоимении»

Цели: Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений;

Развитие умения распознавать местоимения в тексте;

Воспитание навыков самостоятельности.

Оборудование: таблицы, карточки, компьютер, снеговики.

Ход урока

I. Подготовка и мотивация.

Какое у вас сегодня настроение?

Улыбнитесь гостям!

II. Новый материал.

  1. Прочитайте предложения . Что интересного заметили?

(на доске) . Серёжа любит зиму. Серёжа (он) лепит снеговика.

Давайте отредактируем 2-е предложение.

Место какой части речи заняло в предложении новое слово? (Место имени существительного).

МЕСТО

ИМЕНИ

СДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ

(на магнит на левой доске)

Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи; (местоимение)

Итак, какова будет тема урока? («Понятие о местоимении)

  1. Запись в тетради : число, классная работа, тема урока.

Сегодня и мы с вами будем лепить снеговика. Нам нужен большой круг, для этого стоит потрудиться?

  1. На слайде – через компьютер.

Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё – местоимения.

Назовите местоимения? Почему личные? Разбор о каждом местоимении и запись его в тетрадь.

Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я. Составить предложение)

Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы. Составить предложение)

Если необходимо обратиться к собеседнику (или собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы. Составить предложение)

Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (Если взрослый, незнакомый, старший по возрасту)

Да, это форма вежливого отношения.

Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она)

Если отсутствует группа людей (или лиц)? (Они)

В тетради : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Таблица с местоимениями

  1. Работа с учебником .

Вывод. с.49 № 372 – письменно,

№ 373 – устно.

Итак, какие личные местоимения вы запомнили?

Много трудились и сделали самый большой круг для снеговика.

  1. Физкультминутка. (можно движения под песню)

Я, ты, он, она, вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове мы сто тысяч я (София Ротару поет).

Какие местоимения услышали.

III. Для снеговика нужен второй круг, выполним следующие задания.

У вас на партах у каждого есть текст.

Вы должны вставить пропущенные орфограммы и местоимения, в тетрадь не записывать.

Зимой…(мы) отправились к знакомому л  снику. … (он) ж  л в л  сной ст  ро  ке. Д  рога шла лесом. ….(она) в  ла прямо к избу  ке л  сника.

Проверка. Разбор, предложение появляется на слайде.

Назовите местоимения.

Последние два предложения записать в тетрадь.

Дорога шла лесом. Она вела прямо к избушке лесника.

Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

Какой частью речи является подлежащее?

На какой вопрос отвечает?

Что обозначает сущ. предмет? Называет его?

А местоимение что-нибудь называет? Оно указывает. (Составить таблицу)

IV. Закрепление

Существительное

Местоимение

Что это такое?

Часть речи

Часть речи

Какие вопросы?

одинаковые

одинаковые

Значение

называют предмет

указывают на предмет, не называя его

Вывод на стр. 50. Второй круг готов.

V. Третий круг – голова снеговика.

Работа в парах. Редактирование предложений, текст.

Заменить, где это необходимо, имена существительные личными местоимениями, подчеркнуть местоимения.

1-я группа.

Юра идет на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина участвует в лыжной эстафете. Нина любит лыжный спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

2-я группа.

Летом на тополях появился пух. Пух покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Пушинки приносят много хлопот хозяйкам.

3-я группа.

Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку на дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.

Третий круг готов.

Что еще не хватает у снеговика на голове?

VI. Чтобы появилось ведро у снеговика, проведем выборочный диктант

Записать только местоимения:

Я лечу, лечу стрелой, только пыль взметаю.

Плещешь ты, куда захочешь, ты морские камни точишь.

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Мы сегодня в лес пойдем за зеленой ёлкой.

Весело текли вы, детские года.

Что за яблоко! оно соку спелого полно…

В небо взлетают цветные огни, весть о победе разносят они.

Прочитайте местоимения.

Что вы узнали о местоимении?

В чем сходство с существительным?

Чем отличаются?

Можно обойтись лишь местоимениями, не используя имён существительных? Почему?

А вот и ведро!

VII. Домашнее задание.

А в руках у снеговика чего не хватает.

Аналогичное задание № 375, стр.50.

VIII. Итог урока.

Какая задача стояла перед нами на уроке?

Вернуться к предложения, которые даны в начале урока.

Обобщить: - Найти главные члены предложения.

Какой частью речи они являются?

На какой вопрос отвечают?

Каково значение существительного? (называет предмет) Местоимения? (Указывает на предмет, но не называет его).

(Если время будет, можно и письменно0

Чего не хватает у снеговика? (Улыбки).

Спасибо за урок . (Вручение снеговиков).

Тест:

1. Найди местоимения

а) он в) мы

б) но г) вы

2. Какое местоимение указывает на себя?

а) он в) ты

б) я г) вы

3. Какое местоимение употребите, если необходимо обратиться к собеседнику?

а) он в) ты

б) я г) вы

4. Какое местоимение нужно использовать, если вы говорите от лица группы людей?

а) я в) вы

б) она г) мы

5. Обращаясь к одному лицу, какое местоимение употребите?

а) они в) ты

б) вы г) она


Оглавление § 1. Понятие о местоимении § 1. Понятие о местоимении § 1. Понятие о местоимении § 2. Местоимения и другие части речи § 2. Местоимения и другие части речи § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений Конец


§1. Понятие о местоимении В русском языке имеются слова, которые могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом. (М. Горький) В этом отрывке слово оно заменяет существительное море, указывая на предмет. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. => ">


§1. Понятие о местоимении К местоимениям можно задать вопросы к т о? ч т о? (я, он, мы); к а к о й? ч е й? (этот, наш); к а к? г д е? к о г д а? (так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задать зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (ч е й?) брат ходит в школу. Там (г д е?) ему (к о м у?) нравится. Слов-местоимений в нашем языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, так как одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов. =>=> (продолжение) => (продолжение)">


§1. Понятие о местоимении Общее грамматическое значение Морфологические и синтаксические признаки Грамматическое значение местоимений - указание на предметы, признаки, количество без называния их. Эти признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют особых морфологических и синтаксических признаков. В предложении местоимения бывают подлежащими, дополнениями, определениями и обстоятельствами: Люблю тебя, моя Россия За твой характер боевой, За испытанья грозовые, За величавый облик твой. х. (продолжение)


§2. Местоимения и другие части речи. Местоимения-существительныеМестоимения-прилагательные Я, ты, мы, вы, он, кто, что, никто, что-то и др. - указывают на предметы, изменяются по падежам и связываются с другими словами в предложении как имена существительные: Ему пришло письмо. – Брату пришло письмо. Что строят? – Школу строят. Её построят по новому проекту. Мой, твой, наш, ваш, какой, этот и др. – указывают на признаки предметов как имена прилагательные. Они связываются с именами существительными и, тек же, как имена прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам: Наш журнал(классный журнал), наша стенгазета (школьная стенгазета), наше расписание (учебное расписание), наши книги (библиотечные книги). Местоимение который указывает на порядок предметов при счете и изменяется, как порядковые числительные, по родам, числам и падежам: Нет которого тома? – Пятого. =>=> =>">


§2. Местоимения и другие части речи. Местоимения-числительныеМестоимения-наречия Сколько, столько, несколько – указывают на количество предметов. Они связываются с существительными, как количественные числительные, и обычно изменяются по падежам: скóлько книг, скольких книг, со сколькими книгами. Где, когда, куда, так, там, потому и др. – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами так же, как и наречия: Когда просыпается город? – Город просыпается рано. Куда ты пойдешь? – Я пойду домой. Где твой дом? – Далеко. х. (продолжение)


§3. Разряды местоимений. Оглавление: §3.1 Личные местоимения §3.1 Личные местоимения §3.2 Возвратное местоимение §3.2 Возвратное местоимение §3.3 Притяжательные местоимения §3.3 Притяжательные местоимения §3.4 Вопросительные местоимения §3.4 Вопросительные местоимения §3.5 Относительные местоимения §3.5 Относительные местоимения §3.6 Неопределенные местоимения §3.6 Неопределенные местоимения §3.7 Отрицательные местоимения §3.7 Отрицательные местоимения §3.8 Определенные местоимения §3.8 Определенные местоимения §3.9 Указательные местоимения §3.9 Указательные местоимения


§3.1 Личные местоимения К личным местоимениям относятся: я, мы, ты, вы, он, она, они. Это местоимения-существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи. Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника. Он, она, оно, они - местоимения 3-го лица, указывают на того или на то, о чем или о ком разговаривают. Личные местоимения 1-го и 2-го лица отвечают на вопрос к т о?, а местоимения 3-го лица отвечают на вопрос к т о? или ч т о? в зависимости от значения, которое эти местоимения получают в предложении. У меня есть сестра. Она (кто?) учится в первом классе. - Я решил задачу. Она (что?) была нетрудной. =>=> =>">


§3.1 Личные местоимения Личные местоимения бывают ед. и мн. числа: я, ты, он, она, оно – ед. число; мы, вы, они – мн. число. Личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и все слово: я – меня, мне, меня, мной, обо мне. В косвенных падежах к местоимениям 3-го лица после предлога прибавляется н: увидел её, но надел на неё; написал им, но приехал к ним. Обратите внимание!. Для выражения вежливости вместо местоимения ты используется местоимение вы, а в официальных бумагах, письмах Вы пишется с большой буквы. (продолжение) х.


§3.2 Возвратное местоимение В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение- существительное. Местоимение себя по своему значению похоже на суффикс -ся- в возвратных глаголах. Оно тоже обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо: Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой. Возвратное местоимение отвечает на вопросы к о г о? к о м у? и др. Возвратное местоимение не имеет рода, лица (относится к любому лицу), не имеет числа (может указывать как на одно так и на несколько лиц) местоимение себя не имеет формы им. п. В предложении является определением И. Р. Д. - Кого? себя Кому? себе В. Т. П. Кого? себя Кем? собой (-ою) О ком? (о) себе х.


§3.3 Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой) указывают на признак предмета по его принадлежности и отвечают на вопрос ч е й? (ч ь я? ч ь е? ч ь и?). Это местоимения-прилагательные Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам, падежам: мой словарь, моя книга, мое сочинение, мои друзья, моего словаря, моей книги, моего сочинения, моих друзей и т.д. В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме род. п.: его, их, её. В предложениях притяжательные местоимения обычно бывают определениями: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов) х.


§3.4 Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и др. употребляются в вопросительных предложениях: Дети встанут, прибегут, Сто вопросов зададут, Тысячу вопросов: - Сколько лет живут слоны? - Кто был Ломоносов? - Где течет река Нева? - А когда же спит сова? (А. Барто) Вопросительные местоимения также используются при изучении грамматики русского языка. Изучая части речи, мы запоминаем, на какой вопрос отвечают слова каждой части речи. =>=> =>">


§3.4 Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения-существительные кто? что? и местоимение-числительное сколько? изменяются по падежам. Вопросительные местоимения-прилагательные какой? чей? который? изменяются по родам, числам, падежам. Вопросительные местоимения-наречия где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как? не изменяются. (продолжение) И. Р. Д. В. Т. П. чей? чьего? чьему? как И. или Р. чьим? (о) чьем который? которого? которому? как И. или Р. которым? (о) котором? сколько? скольких? скольким? как И. или Р. сколькими? (о) скольких? х.


§3.5 Относительные местоимения Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как и др. являются относительными в тех случаях, когда играют роль союза связи простых предложений в составе сложноподчиненного: Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье. (А. Фет). Относительное местоимение что заменяет здесь существительное листок и в придаточном предложении является подлежащим и одновременно выполняет роль союза, связывающего два предложения. В некоторых случаях относительные местоимения выполняют роль связывающего союза, но не являются подлежащим. Грамматические особенности относительных местоимений такие же как и у вопросительных. х.


- §3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой- то, когда-то, где-то, кое-кто, кое-где, кое-когда и др. указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количества. КОЕ У КОГО КТО ТО но =>=> =>">


§3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения образуются от вопросительных с прибавлением частицы не, которая превращается в приставку (некто, нечто, некоторый, несколько, некогда) и частиц - (то, - либо, -нибудь, кое- (кто-то, какой-нибудь, кое- что, кое-где). пишутся через дефис Обратите внимание!. Местоимения с частицами -то, -либо, - нибудь, кое- пишутся через дефис: кто-то, что-то, какой-то, кое-где, когда-нибудь, что- либо. раздельно Если же частица кое- отделена от местоимения предлогом, то она пишется раздельно со словом: кое у кого, кое о чем. л (продолжение) =>=> =>">


§3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения, кроме некто, нечто, изменяются так же, как вопросительные местоимения. Местоимения некто и нечто по падежам не изменяются: некто имеет форму им. п., нечто – форму им. п. или вин. п. Неопределенные местоимения-существительные (кто- то, что-то и др.) в предложении играют роль подлежащего или дополнения: Кто-то постучал в дверь. Неопределенные местоимения-наречия обычно являются обстоятельствами: Где-то, когда-то, давным- давно тому назад, я прочел одно стихотворение. (И. Тургенев) (продолжение) х.


§3.7 Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нигде, никогда, никуда и др. указывают на отсутствие предметов, признаков, количеств. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений прибавлений частиц ни и не, которые превращаются в приставки. Обратите внимание!. слитно Отрицательные местоимения с приставками не и ни пишутся слитно. Не пишется под ударением, ни без ударения: нéкого – никогó. раздельно Если ни и не отделены от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно: не у кого, не о чем. =>=> =>">


§3.7 Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения изменяются так же, как вопросительные, от которых они образованы. Местоимения некого, нечего не имеют формы им. п. Отрицательные местоимения-существительные никто, ничто и др. в предложении обычно бывают подлежащим: Никто не забыл о путешествии. Отрицательные местоимения-прилагательные никакой, ничей в предложении являются определением: Никакие работники не могли сравниться с ним. Отрицательные местоимения-наречия нигде, негде, никогда и др. в предложении играют роль обстоятельства: Нигде не мерцал огонек. х.


§ 3.8 Определительные местоимения Определительные местоимения – сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. Определительные местоимения-прилагательные сам, весь, всякий, каждый, любой и др. изменяются по родам, числам, падежам: вся ночь, все озеро, все ученики, всему классу, всего отряда. В предложении определительные местоимения бывают определениями: Каждой веточкой живой лес беседует со мной. (Л. Татьянчива.) Местоимения-наречия всюду, всегда, везде и др. не изменяются и в предложении являются обстоятельствами: Я всегда любил ее. х.


§ 3.9 Указательные местоимения Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др. Местоимения-прилагательные тот, этот, такой изменяются по родам, падежам, числам: тот, та, те, тех, тем. Местоимение числительное столько изменяется только по падежам. Местоимения-наречия там, тут, здесь, так, тогда, поэтому и др. не изменяются. Указательные местоимения могут употребляться как в простом, так и в сложном предложении. В сложном предложении указательное местоимение вместе с относительным служат для связи придаточного предложения с главным. Обратите внимание! э слитно..Местоимения-наречия потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и подобные пишутся слитно. И. Р. Д.. столько стольких стольким И. Р. Д. как И. и Р. столькими (о) стольких х.

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения
– Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён
существительных.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
Упражнение «Узнай предмет». Учитель показывает жестом на
предметы. Ученики записывают слова, обозначают орфограммы:
карандаш, фломастер, девочка, телевизор.
– Укажите род имён существительных.
– Какие слова я могла бы употребить вместо имени существительного?
(Они, он, она.)
II.
Формулирование
1 3 3 4
Работа в паре по учебнику.
Упр. 289.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
© ООО «Баласс», 2013
1

материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
После чтения текста выполняют задания «по шагам».
– Какие слова называют в тексте героя?
– А какие – о чём он мечтает?
– Выпишите эти слова в две группы.
– Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные
слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст
понятным?)
– Сравните с формулировкой в учебнике (с. 196).
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
2 3 4 5 2
1. Наблюдение.
Упр. 290.
Ученики читают предложения в упражнении и подставляют
необходимые местоимения.
– Почему вам легко было справиться с этим заданием?
– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена
существительные.)
– А без этих существительных­подсказок можно будет что­то понять?
(Нет.)
– Вспомните задание в предыдущем упр. 289. Проведите эксперимент:
закройте первые части предложений.
– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?
(Они заменяли эти существительные.)
2. Работа над понятием «местоимение».
– Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как
© ООО «Баласс», 2013
2

называются такие слова.
– Почему же они получили такое название – местоимения?
– На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)
– Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные»
существительные вместо местоимений. Что получится?
– Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)
Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения,
выделенные жирным шрифтом.)
– Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно
запомнить.)
3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.
Упр. 291.
Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные,
которые они заменяют.
Запись в тетрадях:
Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.
4. Работа с определением (с. 63).
1. Чтение определения про себя.
2. Беседа на выявление понимания.
– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?
– В чём особенность этой части речи?
– Какие части речи заменяют местоимения?
– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных,
мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о
человеке или предмете.)
– Назовите ещё раз личные местоимения.
– Сколько их? (8.)
© ООО «Баласс», 2013
3

5. Продолжение наблюдений над местоимениями.
Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают,
какие местоимения указывают на участников диалога.
Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое
участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога
указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком­то ещё, кто не
участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он.
Работа со схемой (с. 64).
– Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто
участники диалога.)
– Прочитайте местоимения 1­го лица, 2­го лица, 3­го лица.
– Сделайте вывод.
6. Работа с определением (с. 64).
1. Самостоятельное чтение про себя.
2. Беседа по вопросам:
– Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными?
(Они указывают на лицо или лица.)
– Сколько местоимений 3­го л. ед.ч.? (3.)
– Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.)
– Назовите местоимение 3­го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (­а.)
– А какое окончание у местоимений оно, он? (­о и нулевое.) Какая ещё
информация о местоимениях содержится в тексте в рамке?
(В предложениях местоимения изменяются.)
– Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают
местоимения? (Задать вопросы.)
– Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как
так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)
© ООО «Баласс», 2013
4

IV. Развитие
умений.
– Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.)
Ответы на вопросы после вывода.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные,
которые могут заменять личные местоимения 3­го л. ед.ч.
Методическая рекомендация
: местоимения 3­го л. ед.ч. м.р. и ж.р.

называются лично­предметными, т.е. могут заменять как лица, так и
предметы. Поэтому при подборе имён существительных важно
подбирать названия не только предметов, но и лиц: он – мальчик, друг;
она – ученица, красавица.
Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.
2. Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других
слов, а также местоимения единственного и множественного числа.
Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно
лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число.
Запись:
1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.).
2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.).
3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.).
4) Ока, окно, око.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
© ООО «Баласс», 2013
5

– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Что нового вы узнали на уроке?
– Запишите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения,
1­е, 2­е, 3­е лицо.)
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными
способами (опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных
местоимений на с. 64.
Деятельность учеников:
 Отличать местоимения от слов других частей речи.
 Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
 Писать предлоги с местоимениями раздельно.
© ООО «Баласс», 2013
6

Тема: Местоимение как часть речи. Общее понятие о местоимении. Основные грамматические признаки местоимения.

Цель: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников.

Задачи:

Ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.

Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма, обогащать словарный запас.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, карточки, правила.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Настрой. Сегодня, ребята, у нас новая тема, вы познакомитесь с новой частью речи, но я думаю, что вы преодолеете все трудности и вас всё получится.

Мотивация.

Ребята, как выдумаете, зачем нужно изучать русский язык?

Вот этим мы и займёмся на уроке.

2.Минутка чистописания.

Х,х.

3.Словарная работа.

Сегодня на урок к нам пришёл Дед Всевед. Имя его – от слов всё ведать, то есть всё знать. Давайте покажем ему, как мы с вами можем работать и что мы знаем.

На дом вам было задано повторить словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

(на доске словарные слова)

ректор …рога … рошо

зал …зета … реди

лендарь …тина … зад

ризонт …шина …тол

(он, мой) (она, моя) (наречие)

Давайте вместе восстановим слова

(фронтально повторяем зашифрованные слова)

Теперь правильно их напишите в 3 столбика как и у меня.

(проверка орфографическим чтением)

Ребята, скажите, а по каким признакам я сгруппировала слова.

Как вы узнали?

п/о подставили слова он, мой, она, моя.

(пишу под столбиками эти слова)

Слова он, она – это слова какой части речи?

п/о местоимение

Я думаю, что Дед Всевед остался доволен вашей словарной работой, а если нет, то мы с вами постараемся работать лучше, чтобы он нас похвалил.

4.Актуализация опорных знаний.

Игра «Я знаю,что…»

5.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, необычной частью речи – местоимением.

6.Работа над новым материалом.

Запишите тему урока.

Как вы думаете, почему она носит такое название?

Да, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Начальная форма местоимений - именительный падеж единственного числа.
В предложении местоимения употребляются в роли подлежащего, определения, дополнения, реже - обстоятельства, также местоимение может употребляться в роли сказуемого.
Разряды местоимений по значению.
По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на несколько разрядов:

    личные (я, ты, он, она)

    возвратное (себя)

    вопросительные (кто, что, какой)

    относительные (кто, какой, чем, который)

    неопределенные (некто, нечто, некоторый)

    отрицательные (никто, ничто, сколько-то)

    притяжательные (мой, твой, наш, свой)

    указательные (тот, этот, такой, таков, столько)

    определительные (весь, всякий, другой)

В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.

В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

(вешаю плакат)

1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.

Ед.ч. я ты он она оно

Мн.ч. мы вы они

Давайте хором прочитаем местоимения.

Личные местоимения – это местоимения – существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

Личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание. Но всё слово.

Сегодня к нам на урок пришло много гостей

В этом предложении есть местоимение. Оно стоит в падежной форме. Найдите это личное местоимение.

Найдите начальную форму местоимения к нам.

А когда вместо слова ты необходимо употребить вы?

п/о местоимения 2 – го лица очень дружны. Они заменяют друг друга в обращении к человеку старше тебя по возрасту, в обращении к незнакомому человеку мы используем вместо местоимения ты местоимение вы. Это форма вежливого обращения. Вы употребляют также в обращении к нескольким людям.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Работа по учебнику.

Стр.148 №316- устно.

317, 318 – устно.

Задание Деда Всеведа. (проблемное задание)

Вы не забыли, что к нам на урок пришёл Дед Всевед

Ребята, у него есть для вас задание. Посмотрите, здесь написаны два предложения. А что с ними делать Дед Всевед не сказал. В этих предложения есть недочёт.

Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

п/ о да, в этих предложениях повторяется слово человек.

Давайте его заменим. Каким местоимением?

Запишем эти предложения, уже изменёнными нами.

(отдаю письмо ученику, он комментирует)

Работа с текстом

Ребята, посмотрите на доску. Я написала текст и сейчас его прочитаю, а вы подумайте, о ком идёт речь?

(текст написан на доске)

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

О ком говорится в тексте?

Видите, сколько у вас мнений

А почему у вас не было однозначного ответа?

п/о в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а сеть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает.

Физминутка.

319 – составить диалог, работа в паре.

322- работа у доски.

7.Закрепление.

Прослушайте стихотворения, определите, на месте каких частей речи употреблены местоимения.

Утром - так заведено
Разомкнешь ресницы
И к тебе войдет оно
Розовой жар птицей.

А стемнеет - он придет
Тоненький смущенный
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.

Срок прошел - плывет она
В пелене тумана
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна.

Какие местоимения употребили?

Какие слова они заменили?

Какой вывод можно сделать?

Местоимение - часть речи.

Указывает на лицо.

Заменяет существительное.

Личные местоимения.

3.л. ед. число, указывает на род.

Подлежащим.

Просклонять.

8.Итог урока.

Что запомнилось, понравилось?

Испытывали ли вы трудности? В чём?

Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

Как называются эти местоимения?

Почему это удивительная, необычная часть речи?

Какого лица бывают местоимения?

И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменю имена!

Я думаю, Дед Всевед остался доволен вашей работой и ещё придёт к нам в гости.

(Выставление оценок за работу на уроке)

9.Домашнее задание: страница 152 №323.

Выставление оценок.

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?