Кто такой басмач гороскоп года. «31 спорный вопрос» русской истории: басмачество как результат просчетов большевиков

Кто такие были басмачи December 30th, 2012

Фактически это было местное население азиатских республик, которые в гробу видали советскую власть.
Только при СССР нам на уроках истории об этом не говорили - сами мол, добровольно присоединились.

Нет такого человека в нашей стране, который не видел бы знаменитого советского истерна «Белое солнце пустыни». Он снимался для того, чтобы оправдать установление коммунистической власти в Средней Азии, борьбу за «освобождение женщины Востока». На самом же деле картина стала ярким свидетельством того, как большевики, пришедшие к власти 81 год назад, уничтожали исламскую культуру, разрушали семьи, отвращали мусульманок от соблюдения норм Шариата и подрывали позиции Ислама в этом регионе.

Сопротивление безбожникам

Для молодой советской власти не было в России более серьезного соперника, нежели организованные исламские движения сопротивления. Мусульмане прежней Империи, вначале очарованные борьбой большевиков против несправедливой царской власти, их лозунгами о свободе, со временем все жестче начинали ей противостоять.

Как никто другой, эту позицию мусульман России по отношению к большевикам выразил пятый имам Дагестана и Чечни Нажмуддин Гоцинский: «…Когда на политическом горизонте взошло солнце свободы, люди в понятиях о свободе разделились. Одни из них захотели свободу, согласованную с Шариатом. Но… другая партия свободу понимает как социалистическую свободу».

«Эта последняя свобода, - утверждал Гоцинский, - освобождая народ от тирании царской власти, освобождает также и от Божьей власти и ее требований». Эту группу имам называет партией отступников от Шариата. Именно поэтому молодая советская власть встретила самое жесткое сопротивление в тех регионах страны, где очень сильны были позиции Ислама.

Одним из таких регионов являлся Туркестан, или современным языком, Средняя Азия. В этом регионе в гражданскую войну и в последующие годы мусульмане организовали самое масштабное сопротивление новой безбожной власти. Это движение в истории известно, как басмаческое, или движение басмачей.

Диверсанты от Ислама

Сам термин «басмачи» происходит от тюркского слова «басмак» - «нападать, налетать». Этим термином советская наука и пропаганда называла исламское повстанческое движение в Средней Азии, начавшееся с крахом царской власти и продлившееся в некоторых районах до конца 30-х годов. Сами же повстанцы называли себя моджахедами, или борцами за веру.

Для басмачей борьба с большевиками была именно джихадом - войной за свою религию, за свой образ жизни, за сохранение чести своих женщин, за неприкосновенность мечетей и мусульманской земли. Но коммунисты сделали все для того, чтобы очернить в истории образ туркестанских моджахедов и представить их бандитами и убийцами.

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселенные районы, ликвидировать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников большевистской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населенные пункты, а затем быстро отходить.

Их борьба с советской властью под лозунгами священной войны обеспечивала им поддержку значительной части верующих, национальной интеллигенции, исламских ученых и лидеров, а также панисламских кругов Турции и других стран. Исламские страны и другие мусульманские народы помогали моджахедам Туркестана оружием.

Полыхающий Туркестан

Отряды басмачей действовали особенно активно в Ферганской долине и прилегающих к ней высокогорных Алайской и Арцинской долинах, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хиве, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости. Соединения насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Существенным стимулом для повстанчества служила политика большевистских властей в отношении мусульманского населения. Самое серьезное недовольство верующих вызывали меры, ломавшие традиционный уклад и образ жизни. В фильме «Белое солнце пустыни» этот момент показан комично, но четко: красноармеец Сухов ломает семью Абдуллы, отрывает жен от мужа, отвращает их от исламских норм и уговаривает скинуть с себя мусульманскую одежду.

Кроме того, большевики, несмотря на заявленный интернационализм, некоторое время запрещали допускать мусульман на правительственные должности в Туркестане. Да, и в последующем лишь немногие представители среднеазиатских народов могли рассчитывать на получение ответственных постов. В профсоюзы принимали только русских рабочих и т. д.

Если в 1918 основным центром движения сопротивления была Фергана, то в 1919-1920 годы оно распространилось почти по всей Средней Азии. В начале 1921 Красной армии удалось разбить главные отряды моджахедов в Фергане. При подавлении движения нередко уничтожались целые селения. Именем и усами знаменитого большевистского военачальника Семена Буденного до сих пор пугают детей в Средней Азии.

Причины поражения

В 1924 мусульманское повстанчество снова усилилось во многих районах в связи с засухой, голодом и широким недовольством населения политикой властей. Хотя большевикам удалось в основном разбить моджахедов в 1925-1926 годы, отдельные группы до начала 1930-х проникали в советскую Среднюю Азию из-за границы, в основном из Афганистана и Уйгуристана.

Численность басмачей в разные годы достигала до нескольких десятков тысяч бойцов. Одновременно по всему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Наиболее крупными лидерами басмачей были Иргаш, Мадамин-бек, Куршермат, Махкам-ходжа, Акбар-Али, Парпи, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и Ибрагим-бек.

Дополнительный импульс движение моджахедов получило в связи с насильственной коллективизацией в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Басмачи, прорывавшиеся в советский Туркестан из Афганистана, и повстанцы в туркменских Каракумах боролись с большевистской властью вплоть до второй половины и даже конца 30-х годов.

Последние группы повстанцев исчезли только после того, как в 1942 году Великобритания по договору с СССР обещала пресечь их нападения с территории Ирана и Афганистана. Основными причинами поражения басмаческого движения в противостоянии с большевиками были, конечно, общий упадок, внутренний кризис, а затем и крах Халифата, разрозненность мусульманских народов, отсутствие единой стратегии борьбы и четкого видения военно-политического будущего исламского Туркестана.

Интересным фактом является то, что во время работы над фильмом «Белое солнце пустыни» местные девушки отказались участвовать в съемках в роли жен Абдуллы. Все кандидатки на женские роли были привезены из Москвы, но и их не хватало. В некотрых кадрах под паранджой, вместо женщин, находились солдаты.

Кроме того, в полной версии, в конце фильма жены убитого Абдуллы выбегают, бросаются к телу мужа и рыдают. Это эпизод был вырезан советской цензурой.

Если почитать хронику рейдов и вооружённых нападений 1931-1938г совершённых басмачами на территорию среднеазиатских советских республик, из-за границы, то видно,что легендарный командарм М.С Будённый был не прав, заявив в 1931 году о ликвидации басмаческого движения. В некоторых даже современных книгах по истории 1931 год значится, как год разгрома басмачей и конца Гражданской Войны в Советской Средней Азии, видать некоторые авторы до сих пор боятся перечить легендарному командарму или не вдавались в подробности. Особенно сильным и массовым,а так-же организованным, в 30-е годы было сопротивление туркменских басмачей Джунаид хана, который начал в 30-е годы пропагандировать идеи национализма и фашизма. На контакты с басмачами стали выходить агенты фашистских разведок, особую активность проявила японская разведка. Неизвестно к чему бы привело такое опасное сближение фашизма и басмачества, если-бы не смерть, в 1938 году Джунаид хана, бывшего Хивинского диктатора и политического лидера туркменского басмачества, имевшего к тому-же большой военный опыт борьбы против советских войск. После его смерти басмачество стало ещё больше походить на шайки из 5-7 человек, занимающиеся больше контрабандой и грабежами. Многие историки считают это событие концом басмаческого движения, но это далеко не так.
В Августе 1939 года советское посольство в Кабуле отправило в Москву доклад о басмаческой эмиграции в Северном Афганистане, в докладе говорилось о туркменском басмачестве,как наиболее воинственном и многочисленном. Из отчёта выходило,что туркменские басмачи сохранили оружие и базы, в течении месяца могли мобилизовать отряд из 5000(цифры были ошибочно занижены) опытных бойцов,полностью вооружённых и на конях. Это не смотря на то, что в 1935 году афганское правительство потребовало от басмачей в очередной раз разоружиться.
В 1935 году начинается активное проникновение и сотрудничество японской и немецкой разведок, в Северном Афганистане.В 1936 году немцам удалось переправить через территорию Афганистана крупную партию оружия пантюркистскому движению в Синьцзяне. Лидеры этого движения провозгласили своей целью создание единного Туркестана и готовили «освободительный поход» на Фергану. Советской разведке стало известно о немецких поставках, и в Кабуле разразился дипломатический скандал. Больше абвер(или РСХА) не пытался активно помогать басмачам, вплоть до начала войны с СССР в 1941 году.
Зато с особой наглостью начали действовать японцы, создав шпионскую сеть по обе стороны границы и собирая развед. инфомацию о Советском Туркестане, среди завербованых японцами был негласный лидер басмачества, бывший эмир Бухары Алим-Хан. А так-же лидеры туркменских и узбекских басмачей.(Среди которых был узбек Махмуд-Бек, умудрившийся за деньги поработать сразу на 3 разведки,Японии,Германии и СССР с 1941 года) . В Японии заработал учебный центр по подготовке агентуры из числа басмачей.Особую наглость японцы допустили в отношении попыток завербовать турецкого посла в Кабуле, в 1937 году, советского посла в 1938 году. В ответ советский посол заключил соглашение с афганским руководством о 30 километровой зоне,вдоль афгано-советской границы, посещать которую иностранцам было запрещено,пролёт «Люфтганзы» над этой территорией был запрещён. Афганское правительство так-же обьявило японского посланика Китаду персоной нон-гранта и он покинул Кабул, направляясь по маршруту Мазари-Шариф -Герат,где был задержан афганской полицией и выдворен из страны. Таким образом разведкам «оси» удалось таки перед войной наладить связи с басмачеством, в основном благодаря японской разведке.Несмотря на ряд крупных провалов.
Ситуация накалилась летом 1941 года,когда фашистская Германия начала войну против СССР. Лондон стал союзником СССР в борьбе против фашистов, и не только. Летом -осенью 1941 года,когда шли жестокие бои с вермахтом, когда на счету был каждый солдат, Сталин совместно с британцами принимает решение и вводит три советские армии в Иран. Операция по разоружению шахской армии заняла неделю-две, но советские войска остались в Иране, до конца войны, хотя англичане и намекали,что способны держать под контролем Иран в одиночестве. Что толкнуло Сталина на долговременную окупацию Ирана? Одной из причин безусловно и являлась зачистка границ. Летом 1941 года британцы прекращают финансировать басмачей, разведки СССР и Британии начинают тесно сотрудничать в борьбе против «вражеской агентуры» Британцы не на шутку были обеспокоены немецким влиянием в Иране и планами абвера поднять массовый мятеж пуштунов в Британской Индии. (Операция «Аманулла»)
Из донесений советского посольства в Кабуле, следовало, что афганское правительство с радостью восприняло новость о начале войны, считалось,что немцы победят, вторжения СССР в Афганистан не будет, после разгрома большевиков, к Афганистану следует присоединить территорию Советского Туркестана. С целью благословления победы Германии, в Кабуле были проведёны торжественные молебны. На эти цели правительство выделило 12000 афгани. Особую радость новость о начале войны вызвала в среде басмачей и молодёжи,которая начала изучать немецкий язык. В 1941 году афганским премьером Хашим ханом была проведена джирга(встреча-сьезд) всех лидеров басмаческого движения. Король афганистана Захир -шах заключил тайное соглашение с Алим -ханом (бывшим эмиром Бухары) о участии басмачей в «походе на Бухару» . Таким образом афганское правительство показало своё истинное лицо и ждало только падения Москвы.
Активизировалось в Кабуле и германское посольство,состоящее в основном из агентов немецкой разведки. Немцы стали активно выходить на связь с лидерами басмаческого движения,запрашивая о количестве бойцов,способных к активному нападению на территорию СССР. К примеру реальные силы туркменских басмачей составляли 10 000 вооружённых бойцов,на конях. На вопросы немцев, новый лидер туркменских басмачей Кизил Аяк ответил, что у него 40 000 бойцов, далее он просил для этой «армии» денег и оружия. Басмачи уже знали как выторговать побольше денег у своих новых опекунов, лидеры остальных банд заявили,что у них 250 000 бойцов, для которых требуется оружие,кони, боеприпасы, и самое главное деньги. Реально басмачи могли выставить группировку в 40 000 сабель.Денег и оружия просили в 6 раз больше, вот воистину: Восток,дело тонкое!
Пытались немцы вступить в связи с мятежным пуштуном Шами Пиром, который уже около 10 лет вёл войну пуштунов, против Британской Индии.Но эта попытка привела к гибели эмиссара немецкой разведки, выехавшего на встречу с Пиром. Немец погиб в перестрелке предположительно с нанятыми англичанами людьми. Инцидент стал известен, свидетельства о шпионско -диверсионной деятельности немецкого посольства переполнили чашу терпения. Это привело к требованиям СССР и Британии к афганскому правительству (официально нейтральному) выслать из страны большую часть сотрудников посольств стран «оси». Испугавшись недавнего вторжения сил союзников в Иран, и понимая, что аналогичный сценарий может развернуться против Афганистана, правительство выслало в Октябре 1941 года большую часть сотрудников Германского и Итальянского посольств за пределы страны.
Тем временем события на Германо-советском фронте разворачивались трагическим образом. Линия фронта приближалась к Москве. Большое количество военнопленных из советских мусульманских республик позволило немцам отбирать желающих,для участия в войне против советов. Так уже в 1941 году немцами был выпущен приказ о формировании в каждом батальоне вермахта роты «хиви» (помошников вермахта) из числа военнопленных мусульманского происхождения. В тылу начал работать учебный центр СС-20 в котором готовили кадры, для создания легиона «Туркестан» .
Огромное влияние на немцев и их мусульманских союзников имел в Германии Великий муфтий иерусалимский Амин эль-Хуссейни. Переехав в Берлин в 1941 году, муфтий развернул большую пропагандистскую и религиозную работу среди мусульман, популяризируя Третий Рейх в мусульманском мире и способствуя таким образом созданию мусульманских воинских формирований. Навстречу пожеланиям муфтия охотно шли Розенберг, Гиммлер и руководство армии. Учитывая пожелания муфтия, в Германии были открыты школы мулл.
Особо следует отметить, что в частях вермахта наступающих на Сталинград уже было несколько мусульманских батальонов, из бывших советских военнопленных, далее вермахт планировал отправить их в Среднюю Азию. Но эти батальоны были разгромлены в Сталинграде.
Параллельно с созданием «Туркестанского легиона» в 1942 году на базе почти уничтоженной в боях 162-й немецкой пехотной дивизии был создан центр формирования национальных частей под руководством известного немецкого востоковеда профессора-генерала Оскара фон Нидермайера, крупнейшего специалиста по Афганистану.
Афганское правительство выжидало, тем временем немцы в Афганистане продолжали действовать, войдя в контакт с узбекским лидером Махмуд беком, щедро профинансировав его, немцам удалось создать организацию «Унион» (союз басмачей). Однако советской разведке удалось перевербовать, перекупить Махмудбека, и он не хранил тайн, превратив «священную борьбу» в свой бизнес. Немцы предложили Махмудбеку написать списки участников басмаческого движения,что Махмуд и сделал, в двух экземплярах. Формально в то время Махмудбек являлся лидером басмачей,так -как Алимхан в открытую боялся контактов с разведками «оси». Видно, что Махмуд влазил ненароком и в пуштунские дела, так -как британская разведка арестовала его весной 1942 года, предоставив афганскому правительству доказательства шпионской деятельности. «Унион» с согласия афганских властей был ликвидирован, однако сотни организаторов и участников остались на свободе. Это на некоторое время парализовало басмачей. Летом 1942 года,когда вермахт развернул успешное наступление на Сталинград была создана новая организация «Фаал» . Планировалось одновременно с падением Сталинграда и выходом немцев в Баку, начать летом 1943 года поход на Бухару. Одновременно должен был заработать воздушный мост, снабжавший басмачей по воздуху оружием и подкреплениями из состава «мусульманских батальонов». Но этим планам не суждено было сбыться, советские воины отстояли цитадель на Волге, разгромив армию Паулюса, РККА перехватила стратегическую инициативу, вышвырнув немцев с Кавказа. Этим был нанесён существенный вред планам, как Берлина,так и басмачей, ожидающих вермахт,на длину авиаперелёта.
Поражение немцев в Сталинграде вразумило афганские власти на более тесное сотрудничество с союзниками в плане борьбы с басмачами.После очередного англо-советского демарша, в Мае-Июне 1943 года полицией и разведкой были арестованы все лидеры басмачества,разгромлена организация «Фаал». Арресту и суду подвергся даже сын бывшего бухарского эмира Умар-хан. Сам бухарский эмир умер в 1943 году, наверное от пережитого шока.


Название этого партизанского антисоветского движения, зародившегося в 1917 г, происходило от тюркского слова «басмак», что означало «нападать», «налетать».

Распространение басмачества объяснялось тем, что их ряды постоянно пополнялись малосознательными и безграмотными дехканами, находившимися под влиянием духовенства и баев.

Это были люди, недовольные хозяйственными и политическими мероприятиями, проводимыми туркестанскими советскими органами, вытекавшими из общероссийской экономической политики «военного коммунизма»: продразверстка, запрещение частной торговли и особенно закрытие базаров, всеобщая трудовая повинность, введение светских школ взамен прежних религиозных (исповедующих ислам), отмена религиозного суда — все это воспринималось основной массой глубоко верующего населения как посягательство на мусульманскую религию и народные обычаи.

Коренное население Туркестана нередко возмущалось перегибами в политике некоторых представителей местных советских органов, в которых на первых порах доминировали старые чиновники или молодые и неопытные, не знающие местных традиций и обычаев. И используя это недовольство коренного населения, реакционное духовенство собирало темных и малосознательных дехкан под «зеленое знамя ислама» на борьбу с Советской властью.

Наиболее авторитетным предводителем басмачества в Туркестане в 1918 году был Иргаш. Реакционное мусульманское духовенство по старинным обычаям, с соблюдением религиозных церемоний подняло этого разбойника «на белой кошме» как религиозного вождя — «верховного предводителя воинства ислама», после чего он начал «священную войну» против Советской власти. Со всех сторон стекались к нему люди, которые становились басмачами.

Вскоре Иргаш захватил власть в сельской местности вокруг Коканда. Он совершал внезапные налеты на кишлаки и русские селения, нападал на небольшие отряды красноармейцев и всегда легко уходил от погони.

В 1918-1919 гг. в Фергане помимо банды басмачей Иргаша действовали еще около 40 бандформирований (наиболее крупные из них Хал-ходжи, Махкам-ходжи, Рахманкула, Аман Палвана, Муэтдина, Мадамин-бека). После нескольких ссор с Иргашем, Мадамин-бек отделился от него и начал действовать самостоятельно. Задумав стать во главе басмаческого движения в Фергане, он ввел в своих отрядах строжайшую дисциплину. К нему потянулись и русские белогвардейцы, которых тот не только принимал, но и назначал на командные посты.

Осенью 1919 года Красная Армия, разгромив банды атамана Дутова, присоединила Туркестанский край к Советской России. ЦК РКП(б) и Советское правительство получили наконец возможность непосредственно вмешаться в ход совместного строительства в Туркестане и разобраться с басмачеством.

Басмачи приносили огромный вред не только государству, но и непосредственно населению края. Только в 1920 году, по неполным данным, они сожгли 56 хлопкоочистительных заводов, около 153 тыс. пудов хлопка-сырца, 34,5 тыс. кип волокна, 17,5 тыс. пудов семян. В Ферганской области басмачи истребили из каждой сотни 84 лошади, 93 головы крупного рогатого скота и 90 голов мелкого скота.

обращении к мусульманскому населению Ферганской области командующий вооруженными силами Красной армии, действовавшими против басмачей, М. В. Фрунзе писал: «Братья! Два с лишним года льется кровь по всей Фергане, два с лишним года измученное население области не знает отдыха и не может спокойно трудиться; два с лишним года шайки басмачей терроризируют мирных жителей, угоняя их скот, забирая жен и сыновей, лишая последнего достояния. В результате их грабительских «подвигов» все население стонет, поля не обрабатываются, ибо их нечем пахать. Отцы и матери оплакивают тысячи погибших детей, все хозяйство прежде цветущего и богатого края — на грани полного уничтожения.

С этим пора кончать. Пора каленым железом выжечь язву басмачества и железной метлой вымести из края грабителей и бандитов. Отныне с басмачеством, как явным бичом народа, будет вестись беспощадная война. Это твердое решение Советской власти… Братья дехкане… поднимайтесь на борьбу с язвой жизни — басмачеством… Собирайтесь в дружную семью под красным знаменем Советской власти» [Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Киргизии. Сборник документов. Фрунзе, 1957. С. 308 ].

Советское правительство в борьбе с басмачеством пыталось использовать не только военные, но и мирные средства.

Еще летом 1919 года Туркестанский ЦИК объявил амнистию тем басмачам, которые добровольно прекратят бандитскую деятельность. Положительный эффект дало и выполнение указаний Советского правительства по урегулированию отношений с коренным населением. Была создана Особая чрезвычайная комиссия ЦИК и СНК по борьбе с басмачеством, которая занялась проведением необходимых мер. Начался процесс прозрения среди басмачей. 31 января 1920 года на сторону Советской власти перешло несколько тысяч басмачей. Иргаш был убит своими сообщниками [Указ. соч., С. 262 ].

Басмаческое движение возглавил Мадамин-бек. Ожесточенная борьба с бандами Мадамин-бека продолжалась до февраля 1920 года, когда, наконец, потерпев решительное поражение в боях со 2-й Туркестанской советской стрелковой дивизией, он объявил о признании им Советской власти и в марте начал переговоры о сдаче. Реввоенсовет Ферганского фронта обещал, что его отряд в случае сдачи будет зачислен на советскую службу в качестве самостоятельной войсковой единицы, входящей в тюркскую бригаду. 6 марта об этом было заключено соответствующее письменное соглашение.

Мадамин-бек сдержал свое слово и выполнил все обязательства. Однако он не сумел добиться того, чтобы все подчиненные ему курбаши перешли на сторону Советской власти. Один из самых непримиримых, Курширмат, объединил недовольных басмачей и увел их с собой, чтобы продолжать бандитскую деятельность. В мае 1920 года Мадамин-бек вызвался склонить Курширмата к прекращению борьбы с Советской властью. Но его миссия закончилась неудачно. Басмачи заманили Мадамин-бека в ловушку, для вида согласившись на встречу, а затем отрубили ему голову.

Дальнейшие события показали, что в большинстве своем «советские басмачи» в душе оставались басмачами. Многие из них использовали передышку для пополнения своих отрядов вооружением и боеприпасами за счет Красной Армии (точно также действовали и чеченские боевики). Некоторые курбаши, став командирами советских частей, не подчинялись распоряжениям советского командования. Военные власти вынуждены были издать приказ о разоружении полков из бывших басмачей. Тогда большинство басмачей бежали со своими отрядами в степи и присоединились к Курширмату и Хан-ходже.

Теперь лидером среди басмачей Ферганы стал Курширмат, получивший поддержку средствами и оружием от бухарского эмира Сейид-Алим-хана и представителей Англии. Курширмат объявил себя «командующим войсками ислама». Так началась новая вспышка басмаческого движения.

В сентябре 1920 года чекисты Туркестанской республики провели большую работу по выявлению пособников басмачей. Во многих советских учреждениях они выявили бывших жандармов, полицейских, агентов охранки, владельцев крупных фабрик, заводов и торговых предприятий и других враждебных Советской власти элементов. К началу 1921 года из пределов Туркестана было выслано более двух тысяч антисоветских элементов.

Большую работу провели чекисты и по непосредственной борьбе с бандами басмачей. Они проникали в станы басмачей и добывали сведения, необходимые для командования Красной Армии, вели контрразведывательную работу по поимке и обезвреживанию агентуры басмачей среди местного населения. Среди этих агентов были осведомители (чаще всего муллы и торговцы), сообщавшие о передвижениях советских частей, скупщики оружия и боеприпасов (в их числе нередко оказывались бывшие белогвардейские офицеры, служившие в советских военных учреждениях) и др.

И все же эти меры не дали ожидаемых результатов. Басмачество в 1920 году ликвидировать не удалось, ибо пользовалось оно поддержкой в определённых кругах наиболее консервативного местного населения. Кроме того, отряды басмачей постоянно пополнялись кадрами из Бухары и Хивы. Уже давно эти небольшие мусульманские государства, управляемые деспотическими тиранами, подстрекаемые английскими спецслужбами, служили очагами антирусской, а затем и антисоветской деятельности, базой всевозможных националистических движений в Туркестане.

В 1918 году после дворцового переворота власть в Хиве захватил один из вождей хивинских племен Джунаид-хан, ставший новым диктатором хивинского царства. Он установил связи с англичанами, с Деникиным и Колчаком и официально объявил войну Советской России. В ходе этой войны части Красной Армии разгромили войска Джунаид-хана и первого февраля 1920 года вступили на территорию Хивы, которая вскоре после этого превратилась в Хорезмскую Народную Советскую республику, которая вошла в состав Туркестана. Джунаид-хан бежал в пески Кара-Кумов, где сумел организовать новые отряды и опять начал войну с Советской властью.

Аналогичная история произошла и с Бухарой. Бухарский эмир Сейид-Алим-хан, подстрекаемый Англией, которая снабжала его оружием и боеприпасами, тоже объявил войну Советской власти, был разбит Красной Армией, занявшей Бухару в сентябре 1920 года. 14 сентября 1920 года вместо бухарского эмирата возникла Бухарская Народная Советская республика, вошедшая в состав Туркестана. Бежавший эмир сколотил в восточной части Бухары новые вооруженные силы, во главе которых поставил бывшего бухарского офицера Ибрагим-бека, и снова началась война.

Басмаческое движение в Фергане продолжалось несколько лет. Борьба с басмачами была трудной. Они совершали внезапные налеты, непрерывно меняли стоянки, имели хорошую разведку и помощь со стороны местного населения. Со всей остротой встал вопрос о создании воинских частей, знакомых с условиями быта, языка и обычаев коренного населения.

Зловещую роль в туркестанских событиях сыграл Энвер-паша, зять турецкого султана, бывший военный министр Турции. Этот авантюрист поначалу выдавал себя за представителя турецкого национально-освободительного движения. В 1920 году он прибыл в Москву, оттуда выехал в Баку на съезд народов Востока, где произносил ультрареволюционные речи. В конце 1921 года Энвер-паша оказался на туркестанской земле. Здесь он уже выступал как глашатай пантюркизма и панисламизма.

Энвер-паша мечтал о создании «Великого мусульманского государства» в составе Турции, Персии, Бухары, Хивы, Афганистана и советских территорий Средней Азии. Он имел поддержку среди реакционных афганских кругов и английских спецслужб. По его инициативе был создан тайный антисоветский «Комитет национального объединения» на территории советского Туркестана, во главе которого встал ташкентский муфтий Садретдин-ходжа Шарифходжаев. Эта организация была строго законспирирована и довольно быстро оказалась весьма влиятельной среди басмачей. Иначе и не могло быть, поскольку во главе её стояло высшее духовное лицо туркестанских мусульман.

«Комитет» развёл бурную подрывную антисоветскую деятельность и являлся опорой Энвер-паши во всех его авантюрных планах. В частности, «Комитет» давал указания лидерам басмачей всячески содействовать Энверу и объединяться под его руководством для борьбы с Советской властью. Весной 1921 года «Комитет» был раскрыт чекистами и частично ликвидирован, но в глубокое подполье не ушёл и продолжал свою подрывную деятельность.

Осенью 1921 года Энвер-паша прибыл в Бухару. Скрыв свои преступные замыслы и выступая революционером, он втёрся в доверие бухарскому советскому руководству и предложил ему свои услуги в качестве инструктора по формированию национальных частей Красной Армии. Получив такой пост и хорошо изучив обстановку в стране, Энвер-паша бежал из Бухары к Данияр-беку, бывшему командующему национальными отрядами армии Бухарского Советского правительства, изменившему Советской власти. Затем Энвер-паша связался с бывшим бухарским эмиром Сейид-Алим-ханом и предложил ему свои услуги в качестве руководителя войны с Советской Россией.

В конце 1921 года Энвер-паша стал «главнокомандующим вооружёнными силами ислама и наместником эмира Бухарского» (в серебряной печати, заказанной Энвером, была надпись: «Верховный главнокомандующий войсками ислама, зять Халифа и наместника Магомета»). С содействия «Комитета» Энвер-паша заключил соглашение с Курширматом, с главарём хорезмских басмачей Джунаид-ханом, с другими главарями басмачей и стал координировать их действия против Красной Армии. Всё это привело к резкому усилению басмаческого движения, вдохнуло в него свежую струю. Энвер-паша захватил почти всю территорию Восточной Бухары, окружил Душанбе и после двухмесячной осады занял его.

Решающие бои против банд Энвер-паши начались летом 1922 года. 4 августа, недалеко от границы с Афганистаном, во время случайной стычки с передовым отрядом 8-й советской кавалерийской бригады Энвер-паша был убит. Басмаческое движение стало затухать. В 1922 году чекисты ликвидировали организацию «Комитета национального объединения».

В течение 1922 года в Туркестане на сторону Советской власти перешли 137 курбашей и 2420 рядовых басмачей, сдавших оружие. Значительный вклад в это дело внесли туркестанские чекисты.

Басмачеству был нанесён решительный удар, и оно утратило свою социальную базу на всей территории Туркестана, за исключением Ферганы. И этот успех был связан в значительной степени с новой экономической политикой советского правительства.

Хозяйственно-политические мероприятия в этом регионе стали строиться теперь с учётом национальных особенностей коренного населения, к более широкому привлечению местного населения к советской работе и к борьбе с басмачеством. Особую роль в этом сыграли отряды — стихийно возникшей самообороны среднеазиатских крестьян, вооружённых часто одним лишь сельхоз инвентарём.

10 июня 1922 года против Муэтдина, одного из последних главарей басмачества, были начаты военные действия, которые привели к быстрому моральному разложению его отрядов и вызвали новую волну сдач частям Красной Армии как отдельных басмачей, так и целых группировок. Муэтдин был взят в плен и предан суду.

В сентябре 1922 года Военно-революционный трибунал Туркестанского фронта при огромном стечении народа рассмотрел дело о преступлениях Муэтдина и семи его ближайших сообщников.

Туркестанскими военно-революционными трибуналами в декабре 1922 года были рассмотрены дела узбекских басмачей Рахманкула и десяти его сподвижников, творивших произвол в районе Старого Коканда; крупной банды басмачей (54 человека) Маргеланского уезда. Главари были расстреляны, активные участники преступлений осуждены к лишению свободы на разные сроки, а рядовые дехкане, вовлечённые в банды, освобождены от наказания.

Большое значение в борьбе с басмачеством имела продуманная политика Советской власти по национальному вопросу. В конце 1924 года в Туркестанском крае были образованы Киргизская и Казахская автономные республики, Узбекская и Туркменская союзные республики. Местное население всё шире вовлекалось в управление страной. Кроме того, Советское правительство оказывало новым республикам экономическую помощь. В 1923 году в Фергану было завезено большое количество хлеба, необходимого дехканам для перехода от посева пшеницы к посеву хлопка; много промышленных товаров; выданы семенные и денежные ссуды; отпущены значительные средства на ирригацию. Дехкане, наконец-то, взялись за восстановление разрушенного войной хозяйства.

Но непримиримые фанатики басмачества в ответ на эти меры ужесточили террор против местного населения. Один из курбашей Маргеланского уезда, Умар-Али, в «наказание» за то, что дехкане посеяли хлопок, вырезал в одном из кишлаков 54 человека, пригрозив в случае повторения посева хлопка «построить священный курган из голов жителей». Борьба басмачей против Советской власти, таким образом, превращалась в борьбу против трудового народа Ферганы и Хорезма.

Басмачи постепенно стали терять связи с населением. Они не могли уже скрываться в кишлаках и превращались стремительно в заурядных бандитов, нарушающих мирную жизнь страны. Даже среди басмачей начались разногласия и расколы.
В 1923 году Маргеланский, Андижанский, Кокандский, Наманганский районы Ферганы были очищены от банд. Сдались и были захвачены в плен такие крупные главари басмачей, как Бая-стан, Аман-Палван, Казак Бай и др. Они все были преданы суду.

За девять месяцев 1923 года басмачи Ферганы потеряли 320 курбашей и около 3200 басмачей, из них добровольно сдались 175 курбашей и 1447 басмачей. Кроме того, было изъято много оружия и боеприпасов [Боевые эпизоды. Басмачество в Фергане и Хорезме. Сборник документов. М.; Ташкент, 1934. ]

Но до полной ликвидации басмачества было ещё далеко. Так, на смену Энвер-паше в районе Восточной Бухары вновь пришёл Ибрагим-бек, назначенный бухарским эмиром «главнокомандующим войсками ислама».

В районе города Куляб весной 1923 года появился новый авантюрист - турецкий офицер Селим-паша, принявший под своё командование остатки энверовских банд в районе левобережья реки Вахш. Селим-паша заключил соглашение о совместных действиях с Ибрагим-беком, установил связи с ферганскими басмачами и начал военные действия против Советской власти. Вооружение и боеприпасы он получал из английских источников. Селим-паше удалось осадить и занять город Куляб, но его оттуда выбили, и он вынужден был перейти на правый берег реки Вахш. В мае 1923 года части Красной Армии вынудили Селим-пашу бежать в Афганистан. После этого были разгромлены и банды Ибрагим-бека, который, однако, долго ещё скрывался в малодоступных горных районах Таджикистана. В 1926 году остатки банд Ибрагим-бека были окончательно разбиты и как воинское формирование прекратили своё существование. В июне 1926 года он также бежал в Афганистан. Тем не менее, его бандитская деятельность продолжалась вплоть до июля 1931 года, когда, наконец, он был пойман отрядом войск ОГПУ совместно с местными дехканами.

Мелкие шайки басмачей продолжали ещё действовать на территории Средней Азии, но они уже не представляли серьёзной опасности. И только в 1933-1935 гг. с басмачеством было покончено, и оно кануло в Лету.

Уже в 1918 г. в Ташкенте сотрудниками ВЧК пресекались попытки британского агента Ф.-М. Бейли своей деятельностью в Средней Азии активизировать басмаческое движение.

Многие бывшие турецкие офицеры служили в армии и милиции Бухары. Этим воспользовался экс-министр Турции Энвер-паша , прибывший как представитель советского правительства в 1921 г. Бухару из Москвы, где он выдавал себя за поборника идеи единения революции и ислама. Спустя несколько месяцев он перешел на сторону басмачей. Бухарский эмир Алим-хан назначил его главнокомандующим своими войсками. В 1922 г. банды Энвер-паши при поддержке афганцев захватили Душанбе и осадили Бухару.

Энвер-паша


Сайид Амир Алим-хан

Советским властям пришлось принимать срочные меры. 12 мая 1922 г. из Ташкента Г.К. Орджоникидзе и Ш.З. Элиава , направленные в Среднюю Азию со специальным заданием, шифртелеграммой сообщали Сталину: «Положение в Бухаре можно охарактеризовать почти всеобщим восстанием в Восточной Бухаре, оно по здешним данным приобретает организованный характер под руководством Энвера. Для спасения необходима немедленная ликвидация Энвера, что и подготовляется» . Была сформирована специальная группа войск, которая во взаимодействии с сотрудниками ОГПУ летом 1922 г. предприняла решительное наступление и разбила вторгшиеся банды.


Г.К. Орджоникидзе


Ш.З. Элиава

Можно сказать, что советское правительство во главе с Лениным спохватилось, когда поняло, что теряет контроль над ситуацией. В Пункте 10 Протокола Политбюро № 7 от 18 мая 1922 г. были перечислены меры, необходимые для выхода из создавшегося положения: «В целях создания перелома в настроении широких народных масс в пользу Советской власти и начатых ею военных операций против басмачества, поручить Средне-Азиатскому бюро [ЦК РКП(б)]… организовать совместно с советскими органами широкую политическую компанию (митинги, беспартийные конференции) против Энвера, за советскую власть, для чего:
а) объявить Энвера агентом Англии и врагом народов Востока;
б) очистить Туркестан, Бухару, и Хиву от антисоветских турецко-афганских элементов;
в) дать амнистию всем желающим вернуться к мирному труду басмачам;
г) возвратить вакуфные земли их бывшим владельцам;
д) легализовать местный национальный суд» .

Энвер-паша был уничтожен в бою в результате разработанной ОГПУ операции. После его ликвидации главным предводителем басмачей стал некий Ибрагим-бек. Выяснилось, что он происходит из семьи офицера Бухарской армии, что способствовало его назначению бухарским эмиром, скрывавшимся на территории Афганистана, своим представителем в Средней Азии. Борьба с басмачеством приобрела затяжной характер.

Одной из причин, по которой советам не удалось переломить ситуацию в самом начале, стала поддержка басмачей из-за рубежа. Штаб-квартира туркмено-узбекской эмигрантской организации «Комитет счастья Бухары и Туркестана» располагалась в Пешаваре (в то время - на территории Британской Индии) и, разумеется, контролировалась британцами. Разведка Объединенного Королевства поддерживала тесные связи с главарями басмачей, и, прежде всего, с Ибрагим-беком, отличавшемся жестокостью и непримиримостью. Примечательно, что даже после бегства с остатками своей банды в Афганистан, Ибрагим-бек принял под Мазари-Шарифом участие в боях с советскими частями, вторгшихся в апреле 1929 г. на территорию Афганистана для поддержки свергнутого Аманулла-хана. Это стало одной из причин еще одного вторжения советских частей на территорию Афганистана, в июне 1930 г., для подрыва экономической базы басмачей.

Условно «деятельность» Ибрагим-бека можно разделить на два этапа. Первый этап басмачества под его предводительством длился с 1922 по 1926 г., когда в июне его банда была разбита, а сам курбаши скрылся на территории Афганистана. Второй этап - с 1929 по 1931 г. - закончился сдачей Ибрагим-бека и его приближенных войскам ОГПУ, также в июне. В результате операции, разработанной и проведенной мазари-шарифской резидентурой, банда басмачей под предводительством Ибрагим-бека была разгромлена, а сам предводитель в августе 1931 г. - расстрелян.


Главарь басмачества Ибрагим-бек (второй слева) и участники специальной группы по его задержанию: Валишев (первый слева), Енишевский (первый справа), Куфельд (второй справа)

Один из наиболее деятельных чекистов Туркестана того времени А.Н. Валишев в своих воспоминаниях рассказал и об организации разведки для борьбы с басмачеством: «Перед чекистами ставилась задача совместно с территориальными органами [О]ГПУ разведывательную деятельность. Особое внимание обращалось на выявление пособников басмачества, а также источников снабжения банд и боеприпасами. Важное значение для повышения эффективности борьбы с басмачеством имело указание об объединении усилий всех ее участников - армейских подразделений, особых отделов, местных органов власти и [О]ГПУ, добровольческих отрядов и отдельных активистов советской власти» .

По сообщению начальника разведотдела Среднеазиатского военного округа К.А. Батманова и его помощника Г.И. Почтера , «агентурная работа по выяснению контрреволюционных элементов и пособнического аппарата, а также работа по разложению банд удавалась работникам [О]ГПУ неизмеримо лучше и заслуги их в этой работе чрезвычайно велики…» .

В книге Г.С. Агабекова есть эпизод, характеризующий накал борьбы в Средней Азии: «Один из руководителей [О]ГПУ по борьбе с басмачеством, Скижали-Вейс … рассказал мне, как он расправлялся с басмачами. Он подсылал людей к повстанцам, поручая травить пищу басмачей цианистым калием, от чего погибали сотни людей, люди Скижали-Вейса снабжали басмачей самовзрывающимися гранатами, вбивали в седла главарей отравленные гвозди и т.д. Так было уничтожено большинство руководителей басмаческого движения» .

После прихода в октябре 1929 г. к власти Надир-шаха между СССР и Афганистаном сложилось своеобразное военно-политическое сотрудничество: афганские власти закрывали глаза на рейды советских вооруженных отрядов по северным районам страны против басмачей, т.к. «разгром басмаческих отрядов в северных провинциях способствовали укреплению власти Надир-шаха, которая имела опору только в пуштунских племенах, контролировавших провинции к югу и юго-востоку от Гиндукуша» .

Наиболее напряженным эпизодом по борьбе с басмачеством является Каракумская операция, проведенная в 1931 г., в результате которой была «разгромлена и ликвидирована вооруженная часть наиболее непримиримых противников советской власти…» .

В 1933 г. борьба с внутренним басмачеством была закончена: 29 августа советские добровольческие отряды Сарыева и Канеева в бою у колодца Чошур полностью ликвидировали группу басмачей, после чего нападения сравнительно малочисленных бандформирований совершались, главным образом, с территории Афганистана, Китая или Персии .

С помощью агентуры, оперативных сотрудников, войск ОГПУ и САВО были разгромлены отряды Аблаева, Абфы-хана, Алаяр-бека, Анна-кули, Атан-Клыч-Мамеда, Ахмет-бека, Балат-бека, Бекниязова, Берганова, Берды-дотхо, Гафур-бека, Дерментаева, Джумабаева, Домулло-донахана, Дурды-бая, Ибрагим-кули, Ишан-Палвана, Ишан-Халифы, Карабая, Карим-хана, Кассаба, Кули, Курширмата, Мадумара, Мамышева, Мурта, Мурука, Муэтдин-бека, Нурджана, Ораз-Гельды, Ораз-Кокшала, Рахман-дотхо, Саид-Мургата, Салим-паши, Тагаджибердыева, Тагибердыева, Турды-бая, Утан-бека, Фузайлы Максума, Хан-Мурада, Хамракула, Элли-бая, Язан-Укуза и др.

Дольше всех прочих курбаши действовал одиозный Джунаид-хан, амнистированный после сдачи в 1925 г. и снова взявшийся за оружие в 1927 г. после того, как получил помощь от британцев. Его шайки несли большие потери, но их вторжения на территорию СССР продолжались до смерти их «лидера» в 1938 г.

ПРИМЕЧАНИЯ:

23 января 1922 г. было принято решение об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) и создании на ее основе Государственного политического управления (ГПУ). С образованием СССР 30 декабря 1922 г. постановлением Президиума ЦИК от 2 ноября 1923 г. ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ).

Бейли, Фредерик Маршман (1882–1967) - британский разведчик-ученый, исследователь Тибета. В Британской армии с 1900 г. В 1905–1938 гг. - сотрудник Британской политической службы в составе британской колониальной администрации в Индии. В своей книге “MissiontoTashkent” (L., 1946; 1992; 2002) допустил ряд искажений. См.: Swinson A. Beyond the Frontiers. The Biography of Colonel F.-M. Bailey. Explorerand Special Agent. L., 1971.

См.: Райков А. Просчет английского супершпиона // Азия и Африка сегодня. 2006, № 2.

Полное имя - Исмаил Энвер.

Сайид Амир Алим-хан (1880–1943) - эмир Бухарского ханства в 1910–1920 гг. В 1918 г. подписал мирный договор с РСФСР. В 1920 г. в результате Бухарской революции свергнут с престола. Пытался организовать борьбу против Советов. В 1921 г. в результате Гиссарской экспедиции советских войск потерпел поражение и бежал в Афганистан.

Элиава, Шалва Зурабович (1883–1937) - партийный и государственный деятель. Участник Гражданской войны. Член РВС Туркфронта, председатель Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР. В 1920 г. - полпред РСФСР в Турции и Персии. С 1921 г. - на руководящей работе в Грузии. В 1922 г. - специальное задание в Средней Азии. С 1931 г. - зам. наркома внешней торговли СССР, с 1936 г. - зам. наркома легкой промышленности СССР.

РГАСПИ. Ф. 2, оп. 1, д. 23181, л. 2.

Вакуф - имущество, доход от которого предназначен для религиозных нужд мусульманской общины или благотворительности. (Прим. П.Г.).

РГАСПИ. Ф. 17, оп. 3, д. 293, л. 9.

Агабеков Г.С. ГПУ: Записки чекиста. Берлин, 1930, c. 54–55. См.: Валишев А.Н. Чекистские были. Душанбе, 1988, с. 55; Ганковский Ю. Энвер-паша среди басмачей // Азия и Африка сегодня. 1994, № 5, с. 59–61.

См.: Панин С.Б. Советская Россия и Афганистан. 1919–1929. М. - Иркутск, 1998, с. 93–110.

По материалам Российского Государственного военного архива (РГВА), для объединения действий по борьбе с басмачеством на основании приказа Революционного Военного Совета Республики № 1225/324 от 11 июня 1923 г. в Восточной Бухаре был образован Реввоенсовет во главе с председателем Совета назиров (министров) Бухарской Народной Советской Республики, а для руководства войсками Приказом войскам Туркестанского фронта № 647/249 от 20 июня 1923 г. (в соответствии с Приказом РВСР № 1231/326 от 14 июня 1923 г.) был образован РВС Ферганской области.

В связи с ликвидацией основных сил басмачей в Фергане РВС Ферганской области и РВС Восточной Бухары были упразднены (приказы войскам Туркфронта № 229/27 и № 228/26 от 1 апреля 1924 г. соответственно). На командира 2-й Туркестанской стрелковой дивизии было возложено единоличное командование войсками Области.

Для ликвидации басмачества в Хорезмской Народной Советской Республике приказом войскам Туркфронта № 128/16 от 20 февраля 1924 г. был учрежден РВС Хорезмской группы войск (на правах армии) с подчинением ему, кроме частей РККА, Хорезмской Красной Армии. Функции командующего одновременно выполнял командир 2-й Туркестанской сд. Этот РВС был упразднен в связи с национальным размежеванием и реорганизацией местного военного управления: части бывшей Хорезмской НСР были переименованы в узбекские национальные части РККА и подчинены военкому Узбекской ССР (Приказ войскам Туркфронта № 149/23 от 9 марта 1925 г.).

Бойко В.С. Советско-афганская военная экспедиция в Афганистан 1929 года // Азия и Африка сегодня. 2001, № 7, с. 34.

Аптекарь П. Первая кровь. Примаков берет штурмом Мазари-Шариф // Родина. 1999, № 2, с. 20–21.

Наиболее распространенное название полевых командиров басмачей.

Ибрагим-бека Чакабаева с 10 по 26 июля 1931 г. в Ташкенте допрашивал начальник 3-го отделения Особого отдела САВО Высокинский. Протоколы допроса см.: РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 141–171.

Очерки российской внешней разведки. Т. 3. М., 2007, с. 201.См.: Валишев А.Н. , с. 329–333; Ганковский Ю. , с.61–63.

Валишев А.Н. , с. 80–81.

Приказом РВС СССР № 304 от 4 июня 1926 г. Туркестанский фронт был переименован в Среднеазиатский военный округ (САВО).

Батманов, Константин Александрович (1894–1936) - разведчик. Окончил реальное училище, два курса Московского высшего технического училища, Алексеевское военное училище (1916), основной факультет (1922) и один курс востотдела (1923) Военной академии РККА, оперативный факультет Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе (1935). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1920–1921 гг. - в полпредстве РСФСР в Персии (находилось в Баку). Задания Разведупра в Персии, в том числе под прикрытием: консул в Ахвазе, генконсул в Бендер-Бушере, Мешхеде. В 1931–1936 гг. - начальник разведотдела штаба САВО. Позже - зам. уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати. Умер во время командировки в Китай.

Почтер, Григорий Исаакович (1899–1939) - разведчик. В РККА с 1920 г.: на штабной работе в кавалерийских частях, в 1929–1936 гг. - в разведотделе штаба САВО, начальник штаба кавалерийской дивизии.

РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 20а–21. Цит. по: Кочик В.Я. Некоторые аспекты деятельности советской военной разведки в 20–30-е годы. - В кн.: Военно-исторический архив. Вып. 13. М., 2000, с. 80–81.

Агабеков, Георгий Сергеевич (Арутюнов; 1895–1938) - разведчик-перебежчик. В 1924–1926 гг. - резидент в Афганистане, в 1928 г. - в Персии, в 1929–1930 гг. - нелегальный резидент в Стамбуле. Бежал в Париж. См.: Прохоров Д.П. Сколько стоит продать Родину. СПб.-М., 2005, с. 50–64.

Скижали-Вейс, Александр Иванович (1891 – ?) - разведчик и контрразведчик. В 1910 г. - унтер-офицер армии Германии. В 1913 г. дезертировал и бежал в Россию. В 1919–1920 гг. - в Региструпре. В 1920–1924 гг. - сотрудник особого отдела 15-й армии и Туркестанского фронта, начальник 4-го отделения контрразведывательного отдела полпредства ГПУ в Туркмении, в полпредстве ОГПУ в Средней Азии. С 1924 г. - в иностранном отделе ОГПУ. (Прим. П.Г.).

Агабеков Г.С. , c. 55.

Надир-шах, Мухаммед (1883–1933) - король Афганистана (1929–1933). Сыграл видную роль в войне Афганистана за независимость в 1919 г. В 1919–1924 гг. - военный министр, в 1924–1926 гг. - посол в Париже. В 1926 г. вышел в отставку и поселился во Франции. В 1929 г., вернувшись на родину, возглавил борьбу против Бачаи Сакао и стал королем. Убит в результате покушения.

Окороков А. Секретные войны Советского Союза. М., 2008, с. 136. См. описание одного из таких рейдов: Аптекарь П. , с. 20–21.

Алланиязов Т.К. Красные Каракумы: Очерки истории борьбы с антисоветским повстанческим движением в Туркменистане (март – октябрь 1931 года). Жесказган - Алматы, 2006, с. 241.

Пограничные войска СССР. 1929–1938. М., 1972, с. 254.

С 1935 г. - Иран.

РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 850.

См.: Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Конец басмачества. М., 1976.

«Лента.ру» продолжает изучать «спорные вопросы», сформулированные экспертами, готовящими «единый учебник» по русской истории. Тема №19 посвящена «характеру национальной политики большевиков и ее оценке». К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым - усмирить национальные окраины. Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением - басмачеством - продолжалась до 1930-х. «Лента.ру» попыталась понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом - закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) - это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Население Туркестанского края к 1917 году превышало 11 миллионов человек, при этом в городах жили только 14 процентов из них. Более 90 процентов жителей региона исповедовали ислам. Уровень грамотности в Туркестане колебался в районе двух-трех процентов, в то время как, например, в Центральной России он составлял около 35 процентов. Часть населения вела полукочевой образ жизни - максимально традиционный и несовременный. Национальное самосознание также было чрезвычайно низким - многие местные народности еще не успели сформироваться в нации.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м - Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) - протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году - именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» - как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу - подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было - в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать - вплоть до расстрела.

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения - часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже - немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача - удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты - когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков - там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.