Конспект комплексного занятия «Блокада Ленинграда. Беседа с презентацией «Блокада Ленинграда

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город…

Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал:

"Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке ".

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады".

Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.

Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.

"К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя" .

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:

"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти".

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом – "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод".

А весной у школьников началась "огородная жизнь". Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали.

Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

Фотографии детей - блокадников

Беседа с презентацией

«Блокада Ленинграда»

1. Организационный момент Воспитатель здоровается, проверяет готовность учащихся к занятию.

2. Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о нашем прекрасном городе, Санкт-Петербурге. Но у него было и другое название- Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина. Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения нашего города - ваших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Это название носил наш город в годы Великой Отечественной войны. И пережившие блокаду называют себя ленинградцами.

Вы уже, я думаю, много знаете о нашем городе из рассказов родителей, учителей, воспитателей детского сада. Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории нашего города- годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.

3. Беседа, показ презентации.

За окном прекрасная пора, начало лета – солнце, тепло, голубое небо, уже закончились выпускные экзамены в школах, отгремели выпускные вечера, у каждого множество планов на будущее…. НО…. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Звучит музыка «Вставай страна огромная….» слайд 1 Гитлеровские войска напали на Советский Союз. Все встали на защиту страны, мужчины, женщины, дети, вчерашние студенты и школьники, все шли на фронт. С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград. Москва- столица, а Ленинград- город вождя Владимира Ленина, город Октябрьской революции.

Слайд №2 На этих снимках вы видите как выглядели эти города до войны. До войны по данным переписи населения 1939 года проживало 3 миллиона 15 тысяч человек.

Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем снести. Немцы говорили «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом, ибо невозможно этот город прокормить»

Судьба нашего города в годы ВОВ – это настоящий пример стойкости, мужества и героизма всего населения - от мала до велика.

Немецкие войска подошли к границам города и уже обстреливали из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом, где шли бои, можно было доехать на трамвае. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки.

Слайд 3 - Бомбежка города. Вой сирены

Слайд 4 - надпись на стене. На улицах появились надписи: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах» разрушенные дома.

Слайд №5 Уже в июле- августе месяце началась эвакуация жителей города, в основном детей. Только за это время в тыл было отправлено около 600 тысяч женщин, детей, стариков. Эвакуировали и на самолетах и в дальнейшем - по Ладожскому озеру.

Слайд 6 Но немцы не просто подошли близко к городу, они его полностью окружили, из города не было возможности выехать ни на поезде, ни на машине. Началась блокада нашего города, она длилась с 8 сентября 1941 до 27 января 1944, целях 872 дня.

Слайд 7 К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаменты для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты – обратить внимание на надпись: «При утрате не возобновляется» Карточки печатались в типографии имени Володарского. Немцы пытались разрушить типографию, нарушив тем самым снабжение города хлебом. Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь. Да, было большим соблазном взять хоть одну карточку, ведь работников не досматривали, не проверяли. Но блокадники даже и не думали забрать себе хоть немного карточек и пожить лучше остальных!

В самом начале блокады, немцы обстреляли и сожгли Бадаевские склады, Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Вот что вспоминают блокадники: «Через несколько дней после пожара жители блокадного города начали приходить сюда и собирать землю. Её несли домой в ведрах, мешках и даже наволочках, потом варили, процеживали и пили на вид мутную, но на вкус очень сладкую воду» «Пока земля стояла сухая, мы даже брали комочки этой земли, скатывали шарики, клали в рот и сосали, пока чувствовался вкус сахара».

Слайд 8 На город стал надвигаться голод. Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. –

Слайд 9 Единственным путем, который связывал город с Большой землей было Ладожское озеро.

Слайд 10 Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди- главным образом дети. До поздней осени шли баржи. Каждый рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. В первые дни фашисты безнаказанно обстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. К тому Ладога очень своенравное озеро и на нем постоянно были штормы. Когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл конно-санный обоз. Для машин лед был еще очередь хрупок, да и сани в это время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже были голодные и не могли работать в полную силу. Они как и люди тоже были блокадниками Люди, чтобы облегчить жизнь животным сами не садились в сани, а шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивали сани сзади. Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики.

Слайд 11 Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно полуторки стали легендарными машинами Дороги жизни. А чтобы привезти больше зерна сзади к грузовикам привязывали сани, на которых тоже были мешки с мукой.

Слайд 12 В некоторых местах лед был хрупок и нередко грузовики тонули. Трассы, по которым проезжали машины постоянно менялись, больше 10-15 дней трасса не выдерживала, потому что лед «уставал» от движения и переставал держать машины, они начинали проваливаться. И тогда дорогу переносили. Большинство рейсов проводилось ночью, когда немецким войскам было сложнее бомбардировать машины. На озере также установили зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов и наши войны смогли дать отпор гитлеровской армии. На трассе круглосуточно дежурили автослесари - работала «скорая помощь» для машин, регулировщики, показывающие путь и контролирующие ситуацию на дороге.

Слайд 13 Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Продовольствия в городе не хватало, в декабре ввели карточки с самой маленькой нормой за все месяцы блокады- 125 детям, и 250гр рабочим.

Слайд 14 Такие объявления висели во всех булочных города. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» так писала Ольга Бергольц- великая поэтесса нашего города.

Слайд 15 Да и этот хлеб нельзя было назвать хлебом, он был совсем не такой как мы с вами привыкли. Хлеб был маленький, но тяжелый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.

Слайд 16 Вот один из рецептов блокадного хлеба Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом - овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей.

За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем древесина. Отсюда и байки о том, что в хлеб добавляли опилки.

Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов.

Слайд17 В городе началась дистрофия, люди падали от голодных обмороков. Ели всё, что попалось- суп из травы, кисель из столярного клея, мышей, кожаные ремни. В городе не было мяса, сахара, овощей. Дети крошили хлеб на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки.

Но не только с голодом столкнулись ленинградцы. Начались очень морозные зимы, иногда температура достигала минус 40 градусов. Закончилось топливо, замерз водопровод- город остался без света и питьевой воды. нет угля в котельных- поэтому батареи холодные, а чтобы топить печь уже нет дров. У ленинградцев появились печурки времянки слайд18 , но они не держат тепла, кончишь топить и все опять холод как на улице. В домах были выбиты стекла, и чтобы хоть немного укрыться от холода и ветра окна забивали фанерой, поэтому в квартирах было не только холодно, но и темно.

Слайд 19-20 В лютые морозы водопровод замерз и за водой ходили на Неву и другие реки и каналы. Брали с собой ведерки, кастрюльки, чайники, что могли унести, ведь сил совсем не было. Если не могли далеко идти собирали снег и растапливали его, но он был грязный, ведь в городе были пожары.

Слайд 21 У мест, где жители брали воду образовывались огромные ледяные горки от расплесканной на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабленных от голода людей.

Слайд 22-23 В Городе были постоянные бомбежки, жители укрывались в бомбоубежищах, нередко в них проходил весь день. Только за первые 3 месяца 1942 фашисты выпустили по Ленинграду 15 тысяч снарядов. За годы блокады в городе было потушено 39 тысяч пожаров.

Трудно было жить в это время и страшно. Но город жил. И не просто жил, выживал, но и работал, помогал всей стране.

Слайд 24 Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины - они работали на заводах им помогали старики и дети. На заводах непрерывно ремонтировались танки, пушки, пулеметы, выпусками мины, гранаты, снаряды и авиабомбы. Многие после смены оставались ночевать в цехах, до дому не дойти- далеко и нет сил, а городской транспорт не работал. Помимо этого ленинградцы шили одежду, вязали теплые вещи солдатам, защищавшим город.

Слайд 25 Вот эту девочку зовут Вера Тихонова. Она пришла на завод, где работали её отец и братья, которые ушли на фронт, стала токарем и выполняла полторы нормы! далеко не каждый взрослый мог это. Далеко не каждый взрослый мог это. Эту девочку называли «Блокадной Джокондой», с её загадочной улыбкой. Дети не только работали на заводах, они тушили бомбы-зажигалки, оповещали об артобстрелах, помогали раненным, работали в госпиталях.

Слайд 26 Началась война, но как положено в сентябре начался учебный год. Большинство школ было разбомблено. В самые суровые дни блокадной зимы 1941-1942 годов о городе работало 39 школ, позже их число увеличилось до 80. В классах был мороз. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Бывало чернила замерзали и превращались в ледяшку. Учителя ставили оценки в журнал карандашом. Нередко занятия проходили в бомбоубежищах. После уроков ребята направлялись в госпиталя, ухаживать за раненными, обходили дома, подъезды, квартиры- помогали совсем ослабленным от голода ленинградцам, которые сами не могли встать с постелей. дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы.

Слайд 27 В городе также работали детские сады и ясли. Были созданы детские дома, ведь многие дети остались сиротами - родители погибли при бомбежках или умерли от голода.

Слайд 28 Одной из самых знаменитых блокадниц была Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады начала вести дневник в запиской книжке. Дневник стал одним из символов блокады, мужества ленинградцев. и впоследствии стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнберском процессе. Сегодня дневник хранится в музее Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге.

В дневнике всего 9 страниц, на шести из них даты смерти близких людей…. 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра… Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня… Осталась одна Таня…..Эти страшные строки нельзя читать спокойно. В августе 1942 года Таню эвакуировали, два года врачи боролись за её жизнь, но 1 июля 1944 года Таня умерла от туберкулеза кишечника, а незадолго до смерти ослепла.

Город жил… Слайд 29 - Ленинградцы выходили на улицы расчищать снег, сажали огороды, разбирали завалы после бомбежек. С 24 января 1942 года повысилась норма хлеба, рабочим 400грамм, детям 250 грамм. Немного стало легче…

Постоянно наши войска предпринимали множество усилий прорвать блокадное кольцо. Это удалось 18 января 1943. Весь мир слушал сообщение советского радио «После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»

Слайд 30 По Ладожскому берегу, отвоеванному у немцев, всего за 18 дней проложили железнодорожный путь, длинной тридцать три километра, Позже его назвали Дорогой победы.7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал пришёл первый поезд с Большой земли!!! Железнодорожникам было так же трудно как и шоферам машин на ладожском озере, немцы постоянно обстреливали дорогу, поэтому она могла работать только ночью. Поезда шли с потушенными огнями, сначала все в одном направлении, потом в обратном. ни на одной станции не горели семафоры, их заменили люди. через каждый километр специальные сигнальщики подсвечивали поездам фонариками.

Но главное - городу уже не грозил голод.

Слайд 31- Открылись первые блокадные столовые

Город жил своей, особенной, сложной, в какие-то моменты страшной жизнью, но он жил и дышал….

Слайд 32 Девушки старшеклассницы собирали посылки для солдат красной армии, младшие школьники помогали раненным в госпиталях. В городе работала танцевальная студия под руководством Аркадия Орбанта. Хотя много детей было эвакуировано, по разным причинам в городе осталось дети. Руководитель ансамбля нашел своих воспитанников. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, потом они смогли приступить к репетициям. Уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. За время блокады ансамбль дал около 3000 тысяч концертов. Артисты выступали в госпиталях, совсем близко к передовой. и чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки и полы застилали сеном.. Бойцы. видевшие многое за время войны, не могли без слез смотреть на этих маленьких героев! Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда»

Слайд 33 В городе работали музеи, театры - Театр музыкальной комедии, Большой Академический театр, театр им. Комиссаржевской. Это было необходимо, доказать врагу, что город жив, блокада не убьёт его!

Слайд 34 Во время блокады была написана известнейшая 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича, она получила название «Ленинградская». В Ленинграде работал симфонический оркестр. Звучит музыка Ленинградской симфонии В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, а симфония длилась 80 минут наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета. На концерт пришли моряки, пехотинцы, простые ленинградцы, труженики блокадного города. Это сочинение Шостаковича потрясло слушателей, многие плакали и не скрывали своих слёз.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио и через громкоговорители по всему городу. Её слушали и фашисты. Позже, уже в мирное время один из бывших Солдатов немецкой армии, признался, именно в этот день 9 августа 1942 года, мы поняли- Ленинград нам не взять, не победить.

Слайд 35 Выживать во время блокады было трудно, но…. Детям устраивались ёлки, организовывались выставки, проходили футбольные матчи.

Слайд 36-37 Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. И вот наступил этот долгожданный день. Блокада полностью снята 27 января прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Закончились эти старшие, суровые 872 черных для нашего города дня. Но до окончательной победы оставалось чуть больше года.

Слайд 38 В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»

Слайд 39 В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское, на нём похоронено 470 тысяч человек. Там лежат ленинградцы, которые не смогли дожить до победы - мирные жители, солдаты, защищавшие город. Женщины, мужчины, дети, старики. Многие могилы неизвестны.

Как минимум три раза в год ленинградцы приходят на Пискаревское кладбище вспомнить тех, кто не вернулся с войны. В день Победы (9 мая), в день начала блокады (8 сентября) и в день полного снятия блокады (27 января). И мы с Вами должны помнить какой ценой нам достался этот мир, что пережил наш город. Мы должны быть достойны называться Петербуржцами, Ленинградцами. Ведь если человек не знает и не ценит прошлое, у него нет и будущего. Давайте почтим память всех ленинградцев минутой молчания.

4 .Обсуждение увиденного.

Воспитатель: «Вы посмотрели, послушали, и узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить и восстановить наш город?»

Воспитатель наводящими вопросами помогает учащимся найти ответы на поставленный вопрос:

просит их вспомнить, что им помогает преодолевать трудности, которые встречаются у них в жизни;

Просит подумать почему же в это страшное время в городе всё-таки работали театры, концертные залы

«А сейчас, давайте мы все вместе напишем пожелания для жителей нашего города и, может быть, даже самому городу.» (Учитель на доске записывает лучшие пожелания детей. Кто-то из детей зачитывает с доски результат работы).

5. Подведение итогов, Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, 1. Что для вас было новое в нашей беседе, 2. Что запомнилось и произвело на вас наибольшее впечатление. А дома вы свои впечатления выразить в рисунках. И потом мы сделаем выставку ваших работ.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город- демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга. Вы видите как кравив Петербург-Ленинград. Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание.

Дети блокадного Ленинграда

В этом году, 27 января, исполнилось 71 год как, была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе с взрослыми были 400 тысяч детей.

Странный дуэт

Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу, Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов, Девочка в парке стояла - с глазами - в полнеба! - Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов. Из темноты незаметно щенок появился, Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза, Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился, Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя... Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала, В зябкой ладони зажав драгоценный кусок, Бросилась в сторону и, как могла, побежала... Спал Ленинград. А чужой, ненавистный щенок Лёг на живот и пополз по январскому снегу, Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать. Та поскользнулась на льду и упала с разбегу, Несколько раз попыталась подняться и встать,

Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком, Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать, Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек, Нет, не заплакала - Пушкина стала читать. В воздухе таяла, таяла музыка строчек. Злая луна почему-то мерцала свечой... К жизни вернул её маленький тёплый комочек, Громко сопел он и тыкался носом в плечо. Из-под ресниц покатились солёные льдинки, Тонкие руки на ощупь упрямца нашли, Хлеб разломили и дали ему половинку, К сердцу прижали и этим от смерти спасли... Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала! Но никого не шокировал странный дуэт: Мёртвая девочка тихо спала у вокзала С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...

P.S. Поплачь... Поплачь! Омой слезами душу, Будь то печать беды или добра! Побудь собой и никого не слушай. Чужая боль - не пепел от костра! Прими её. Глотай скупые слёзы. Сумей понять, увидеть, ощутить... Я знаю, те смертельные морозы В тебя сейчас вселяют жажду жить! Поплачь над вечной болью Ленинграда. Прости мои жестокие стихи. Они - во мне. Я и сама не рада, Что каждой ночью слышу их шаги...


У каждого такого ребенка – вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года она и умерла.


Дети оставшиеся в Ленинграде

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков.

Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

У них было особое опалённое войной блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Город не мог уберечь детей от недоедания, истощения, но тем ни менее для них делалось все, что возможно.


Единственный роддом на Фурштатской, в блокадном Ленинграде

Во всем Ленинграде только здесь принимали молодых мам. Несмотря на суровую пору, а, может быть, вопреки ей, маленькие ленинградцы появлялись на свет как грибы под дождем.



Детские сады и ясли

были настоящим спасением для маленьких ленинградцев, а ученые бились над тем, чем кормить малышей в условиях блокады. За их жизнь и здоровье боролись ленинградские врачи и медсестры.

В разгар самой первой страшной зимы для детей организовали новогодние ёлки. Для младших – по месту жительства, для старших в трех театрах города.

Вот программа праздника :

  • Художественная часть.
  • Встреча с бойцами и командирами.
  • Танцы и игры у ёлки.
  • Обед.

Все было выполнено кроме танцев и игр. На них у истощенных детей не хватило сил. Они не смеялись, не шалили – ждали обеда . Он состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы или из шпротов и киселя. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба.

Хлебный паек (день в граммах) в блокированном Ленинграде на ребёнка.


В блокадном городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ. Удивительно, но многие продолжали учиться в холодном, голодном, окруженном врагами городе. Это было настоящим подвигом.

Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.


Все это называется - блокада. И детский плач в разломанном гнезде… Детей не надо в городе, не надо, Ведь родина согреет их везде. Детей не надо в городе военном, Боец не должен сберегать паек, Нести домой. Не смеет неизменно Его преследовать ребячий голосок. И в свисте пуль, и в завыванье бомбы Нельзя нам слышать детских ножек бег. Бомбоубежищ катакомбы Не детям бы запоминать навек. Они вернутся в дом. Их страх не нужен. Мы защитим, мы сбережем их дом. Мать будет матерью. И муж вернется мужем. И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Эвакуация

21 ноября 1941 года пошел, потянулся по первому льду конный обоз, вскоре пошли и автомашины,60 автомашин двинулись к восточному берегу озера за мукой. Ленинград стал получать хлеб. Но потребовались месяцы, пока на карточки стали выдавать не 125 граммов, а 200 граммов, а потом 300 граммов. Хлеб подвозили, пробиваясь через вьюги, минуя ледяные полыньи, трещины. ”Дорога Жизни” не сразу могла восполнить тающие запасы продовольствия в город. Страна слала Ленинграду все что могла. Эшелоны с подарками, партизанские обозы. А назад, из Ленинграда, машины увозили матерей с детьми. Самых бедственных.

Очень страшной была эвакуация.

Эвакуировали детей, больных, женщин… Это назывался ценно-драгоценный груз, потому что это были живые люди, истощённые, голодные!

Эти люди были настолько страшные, настолько исхудалые, что они были закутаны и одеялами и платками – чем придется, только бы проехать эту ледовую дорогу. А перед рассветом, когда машины проезжали через ладожское озеро, шоферы мчались, для того чтобы быстрее проехать эти тридцать-тридцать два километра, перед рассветом было найдено по пять, по шесть трупиков.


Ленинград

Спит малыш, обняв игрушку - Длинноухого щенка. В мягком облаке - подушки Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо,- Пусть продлится счастья миг. О войне и о блокаде Он узнает не из книг...

Спит ребёнок. Над Невою Птицы белые кружат: В путь далёкий за собою Собирают журавлят...


Работа детей на полях

Прошла первая, самая тяжелая блокадная зима. С наступлением весны город понемногу оживал, смывая с себя копоть и лед. В действовавших школах начались привычные заботы - выпускные и переходные экзамены.

С началом блокады к скудному хлебному пайку город мог добавить считанные граммы сахара или кондитерских изделий, иногда немного мяса. Когда наступила весна 1942 года, ленинградцы были рады каждой травинке. Они ели молодые листья клена, липы, делали салат и щи из мокрицы.

Ребята с радостью откликаются на призыв работы на полях. В период прореживания моркови ребята возвращались с поля с темно-оранжевыми кольцами вокруг ртов. Ребята пололи посевы, рыхлили землю, окучивали картофель, прореживали морковь и свеклу, вносили минеральные удобрения. Вскоре у них появились свои любимые овощи, за которыми они с большим удовольствием ухаживали.

После шестичасовой работы лагерь встречал учащихся горячим супом и цветной капустой под белым соусом, но, увы, холодными спальнями. Однако никто не унывал.


Работа на заводе

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"


Я помню день. Мне было 8 лет. По телевизору шёл фильм о Ленинграде: По снегу в санках девочка-скелет Тащила тело мамы… О Блокаде Впервые в этот день услышал я – И сердце детское пронзила болью Память: Блокадный город – Родина моя! Я был в те дни, Блокады Дети, с вами.


Твоя душа взметнулась в небо,

Голодное покинув тело.

А мать несла краюшку хлеба

Тебе, сынок... Да не успела...


Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.


Над проектом работали

родители и дети

школы №9 3 « Б » класса.

Классный руководитель:

Андреева Галина Модестовна

Основные данные проекта

Название организации в которой проводился проект: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Павловская основная общеобразовательная школа» (дошкольное отделение)

Ленинградская область, Кировский район, п.Павлово.

Время проведения: 19.01.2015-27.01.2015.

Участники проекта: сотрудники МКОУ «Павловская ООШ» дошкольное отделение.

Тип проекта: информационно-практико - ориентированный.

Целевая группа: старшая и подготовительная группы в количестве – 36 человек.

Основная идея: знакомство детей с блокадой Ленинграда.

Цели проекта:

Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город;

Расширять представление детей об истории Родины и города.

Задачи:

1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, гордость за свою страну.

2. Обобщить и систематизировать знания детей о причинах возникновения войн на земле.

3. Дать оценку мужеству и героизму советских солдат.

4. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. 5. Закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям, которые изучают.

Ожидаемые результаты:

  1. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран и др.
  2. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

Программа проекта

Реализация проекта «Блокада Ленинграда» состоит из 4 этапов, каждый

этап – 1 день недели. В заключении проекта экскурсия в музей «Прорыв блокады Ленинграда».

1 этап – вступительный.

Используемые материалы: демонстрация презентаций на тему «Город Ленинград», картинки с изображением войны, блокады. Книга «Был город-фронт, была блокада…», составители Д.Колпакова и В.Суслов.

Цель: вспомнить о городе Ленинграде, рассказать и разобрать что такое блокада, война, познакомить детей с последствиями войны.

1. Беседа с детьми о городе Санкт-Петербурге - Ленинграде:

Время проведения НОД – 25 минут.

  • Знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга.
  • Напомнить, как город назывался во время ВОВ.
  • Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.
  • Демонстрация презентации.

Тема 1 « Древний Петербург» - знакомство детей со «старым» Петербургом, слайд - картинки с изображениями достопримечательностей города в прошлом; сравнение с «новым» Петербургом схожесть и различие.

Тема 2 «Блокадный Ленинград» - познакомить детей с г. Ленинградом во время войны. Показ слайдов о Ленинграде, блокаде, о людях живших в то время.

Тема 3 «Дорога Жизни» - дать понятие, что такое «дорога жизни», как помогала дорога людям блокадного города.

2. Знакомство с книгой «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов. Время проведения – 25 минут. Громкие чтения в библиотеке.

  • Рассказать о том, как появилась эта книга, что хотели этим сказать авторы, для кого книга предназначена; пояснить необходимость каждого человека знать о подвигах свершенных во время ВОВ;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну;
  • Рассказать о лишениях, которые пережили люди, замкнутые в городе;
  • Чтение книги.

2 этап – ознакомительный

Используемые материалы: для воспитателя: книга «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов; карта блокады Ленинграда; подборка песен о войне.

Для детей: лист формата А4, цв. карандаши, фломастеры.

Цель: систематизация знаний о блокаде Ленинграда; проявление творческого потенциала в рисовании и аппликации, оригами.

1. Рассматривание карты блокады Ленинграда

Время проведения – 25 минут.

  • Знакомство с картой блокады Ленинграда.
  • Продолжаем читать книгу «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов.

3 этап – творческий

НОД «Художественное творчество» под музыку военных лет.

Занятие «Рисование» «Цветок жизни».

Занятие «Аппликация» - «Разорванное кольцо».

Конструирование из бумаги «оригами» - Журавлики.

Разукрашивание карты блокады Ленинграда

Коллективная работа. На листе ватмана нарисована карта, детям нужно показать свои знания и разукрасить карту самим.

Полученный результат:

  • Закрепление знаний о блокаде Ленинграда.
  • Проявление возможности показать свои знания о блокаде путем разукрашивания карты.
  • Проявление индивидуальности детей путем добавления на карте индивидуальных моментов.

Дополнительное занятие:

На НОД «Музыка» педагог закрепляет знания детей о войне, о блокаде. Рассказывает о появлении песни «Катюша», «Ладога, родная Ладога» и в течении четырёх занятий педагог с детьми разучивает песни:

«Катюша»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальний пограничный

От катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

«Эх Ладога, родная Ладога»

Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-

Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна...

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Полученный результат:

  • Систематизация знаний о войне и блокаде Ленинграда.
  • Проявление сочувствия и сожаления к людям, пережившим блокаду Ленинграда.

Дополнительно:

В целях подготовки к заключительному – четвёртому этапу, совместно с сотрудником библиотеки, детям домой были розданы стихи, которые они учили в течение недели с родителями.

Полученный результат:

  • Закрепление знаний о городе Санкт-Петербург.
  • Дети познакомились с понятиями: война, блокада, лишения и др.
  • Проявление сочувствия и сострадания к людям, находившимся во время блокады в городе.
  • Знакомство с книгой «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов.

4 этап - заключительный

Представление детьми продукта деятельности на «Уроке мужества», посвящённого 71 годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда. Оснащение: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран.

Участники: дети, воспитатели, муз. руководитель, сотрудник библиотеки, родители, ветераны.

Возложение венка к памятнику «Аллея ветеранов».

Экскурсия в музей «Прорыв блокады Ленинграда».

Проект в подготовительной группе

«Блокада Ленинграда»

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда.

2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: творческий - информационный

Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций, посещение музея школы №91).

Заключительный этап:

Подведение итогов, тематическое мероприятие «Непокоренный город», выставка детских коллективных работ «900 дней».

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие:

Аппликация «900 дней»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие

Посещение музея школы №91 ,Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда». Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду. Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника». Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни». Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации. Чтение художественной литературы: Стихи: О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий». Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями: Информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».

Заключительный этап:

Проанализировать результативность.

Выставка детских коллективных работ «900 дней».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:

Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».

У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

Родители приняли активное участие в проекте.

Приложение

Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход деятельности

Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень – памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.