Интересные факты из жизни якова петровича полонского. Поэт Яков Полонский: краткая биография, творчество, стихи и интересные факты

Я.П. Полонский родился 19 декабря (6 декабря по старому стилю) в городе Рязани в небогатой дворянской семье. Здесь же он провел свое детство и отрочество.
Семья Полонских несколько раз меняла место жительства. После смерти матери в апреле 1832 года и отъезда отца на Кавказ, к новому месту службы, Яша остался круглым сиротой, старшим из шестерых детей. Их взяли на воспитание тётки по матери Кафтырёвы. Дом их находился на Николодворянской улице (с 1919 г.- ул. Полонского). Отсюда будущий поэт ходил учиться в гимназию на ул. Астраханскую, куда перед отъездом определил его отец.

Грамоте Яша выучился намного раньше. Обучал его семинарист И. Вилков по книжкам с лубочными картинками.
«Когда мне было семь лет, я уже умел читать и писать и читал всё, что мне попадалось под руку»,- писал в своих воспоминаниях о детстве Яков Петрович. Однажды у дочери мадам Тюрберт (обучавшей его французскому языку) ему случайно попалась тетрадь со стихами А. Пушкина. Мальчик увлёкся ими. Как вспоминает Полонский: «Пушкин в те далёкие годы считался поэтом не вполне приличным. Молодёжи в руки не давали его стихов, но запрещённый плод казался дороже. По рукам гимназистов ходило несколько рукописных поэм Пушкина. Так не в печати, а в рукописных тетрадках впервые удалось мне прочесть и «Графа Нулина», «Евгения Онегина». Но в старших классах любимым поэтом стал В. Бенедиктов. Он был тогда в великой славе и им восхищались даже учителя. Бенедиктов всех подкупал звучностью стиха. Пушкин отошёл на задний план. Про него говорили, что он выдохся, что даже рифмы ему изменили. И Полонский стал подражать Бенедиктову.

Тогда стихи писали все гимназисты, но Яков своими стихами выделялся, и это было известно гимназическому начальству. Потому-то, когда в августе 1837 г. гимназию собирался посетить наследник престола цесаревич Александр (будущий царь-реформатор Александр II со своим воспитателем, известным поэтом Василием Жуковским), директор Н. Семёнов поручил ученику 6-го класса Я. Полонскому написать стихотворное приветствие. Хотя чтение и не состоялось, поэт был приглашён директором на свою квартиру, где его встретил В. Жуковский, похвалил за стихи и сказал, что цесаревич жалует его золотыми часами.
На другой день в актовом зале новой гимназии (старшие классы находились в другом здании, подаренном гимназии купцом Н.Г. Рюминым, теперь там хуожественный музей) после молебна в присутствии всех учителей и воспитанников Якову вручили футляр с золотыми часами.
Яков Полонский стал героем дня в Рязани.
Так начался его путь к вершинам поэзии.

Но учёба ещё продолжалась. Учился Яков неровно. По словесности (так тогда называлась литература) всегда имел пятёрку, по другим предметам были и двойки, и даже единицы.
Вот, например, какие оценки получил он в седьмом (последнем) классе гимназии:

Грамматика - 3 (эта оценка была всего у четверых, у остальных - двойки и единицы);
сочинение - 3;
пиитика - 5;
риторика - 4;
история литературы - 5;
греческий - 1;
латинский - 2;
французский - 3;
история - 2;
география - 3;
закон Божий - 4
Среди шестнадцати выпускников Полонский занял 10-е место со средним баллом - «3».

Обращает на себя внимание обилие плохих оценок у многих учеников. В наше время поголовной процентомании аттестат Полонскому бы не выдали, а оставили бы его на второй год.
Но плохие оценки ему прощались за отличное знание русской слове-ности. Учитель словесности в старших классах Н. Титов (любимый учитель Полонского) не раз стыдил Якова за грамматические ошибки, но постоянно ставил ему по словесности «5».

20 июня (по ст. стилю) 1838 г. Я. Полонский получил гимназический аттестат. В нём, кроме оценок, было записано о награждении его часами наследником престола.
Окончив гимназию, он на ямской телеге отправился в Москву. Поступил на юридический факультет университета.
Московский университет в то время являлся центром общественной жизни России. Там преподавали молодые талантливые и прогрессивные профессора, что отражалось в умах студентов.
«Мы все мечтали,- пишет Полонский,- об освобождении крестьян».
Первым товарищем его стал Аполлон Григорьев (впоследствии ставший известным поэтом и критиком). Затем он сблизился с Фетом (тоже будущей знаменитостью). Дружба даровитых юношей способствовала развитию поэтического таланта. Он вращается в кругу таких незаурядных личностей, как Хомяков, Грановский, Чаадаев, Тургенев; знакомится с Герценом, Самариным, Погодиным и Аксаковым.

Яков Петрович жил в эти годы очень бедно. Зимой ходил в студенческой шинели (тогда студенты носили форму), а калач с чаем часто заменял ему обед. Однако бедность не мешала ему заниматься творчеством. Он по-прежнему продолжал писать стихи. Ему и в голову не приходило печататься и зарабатывать деньги поэзией. Но все-таки, по совету одного из товарищей. Полонский решил издать свой первый сборник по подписке.
Он заслужил похвальный отзыв журнала «Отечественные записки», в то время самого популярного и авторитетного. Но богатства это ему не принесло.

После окончания университета в 1844 г. Яков Петрович едет в Одессу к своему школьному то-варищу, А. Бакунину - профессору Ришельевского лицея, брату одного из известных лидеров анархистского движения Михаила Бакунина, который приютил его и помог найти временную работу. Круг знакомств расширился. В него вошли люди, хорошо знавшие Пушкина: жена наместника графиня Воронцова, младший брат Александра Сергеевича Лев, поэт Шаликов и другие.
Так как постоянного места работы не было, то Полонский стал искать протекции у влиятельного графа Воронцова, который получил назначение на Кавказ. Яков Петрович последовал за ним. И вскоре, помимо работы в канцелярии наместника, принял участие в издании газеты «Закавказский вестник». Красочная южная природа вдохновляла его. Поэт много пишет и публикует, выпускает несколько сборников стихов.

В 1851 г. по литературным делам Полонский приехал в Петербург. Бурная литературная жизнь привлекала поэта, и он решил на Кавказ не возвращаться. В этот период Полонский много работает, выполняя обязанности редактора журнала «Русское слово», а затем и в комитете иностранной цензуры и в последние два года - в главном управлении по делам печати.

В 1855 году выходит первое собрание стихотворений. Растут его литературная известность и авторитет. Его заслуги были отмечены Пушкинскими премиями и золотой медалью. В 1887 г. Якова Петровича торжественно чествовали во время 50-летнего юбилея творческой деятельности. От петербургского общества ему преподнесли серебряный венок.

В конце жизни Яков Петрович сблизился с И.С. Тургеневым и Фетом. Яков Петрович был не только поэтом, но и талантливым художником. Два лета он провёл в усадьбе Тургенева Спасское-Лутовиново, занимаясь там в основном живописью. Его картины до сих пор украшают стены музея-усадьбы. Какое-то время жил и у Фета, о чём свидетельствуют и следующие строки в известном стихотворении: «Полонский здесь не без привета был встречен Фетом…».

Кроме стихов, Полонский был известен своими литературными «пятницами», во время которых в его доме собирался цвет петербургской интеллигенции: писатели, художники, музыканты.
В 1898 г. на 79-м году жизни поэт умер после тяжёлой болезни, и похоронен по его завещанию в Ольговом монастыре, недалеко от могилы матери.

Полонский вошёл в историю русской литературы как народный поэт. Песни на его стихи поют до сих пор.
Яков Петрович Полонский никогда не забывал о своем родном городе и всегда поддерживал с ним тесные связи. Когда он учился в Московском университете, то каждое лето приезжал в Рязань. В 1851 г. по пути в Петербург Я.П. Полонский снова побывал в Рязани и, наконец, в 1881 г. он уже в последний раз посетил свою родину, будучи уже известным поэтом.
Он поддерживал связь с Рязанской учёной архивной комиссией, а в мае 1887 г. его приняли в эту комиссию в качестве почётного члена. В 1890 г. в «Трудах» комиссии были опубликованы его воспоминания о школьных годах, а в год 800-летнего юбилея города Рязани в 1895 г. Полонский направил приветственное письмо и прислал историческому музею серебряный венок, подаренный ему в честь 50-летия творческой деятельности.
В феврале 1898 г. уже тяжело больной Яков Петрович просил губернатора передать в Исторический музей при архивной комиссии золотую медаль, полученную им от Академии наук за критический разбор сочинений, представленных на соискание Пушкинских премий. Кстати, мы очень мало знаем о Полонском-критике, так как его критические статьи в советское время почти не печатались.
К сожалению, подаренные ему цесаревичем золотые часы бедный студент Полонский вынужден был продать, чтобы купить себе одежду. А то бы, наверняка, Яков Петрович и их передал бы рязанскому музею.

Рязанцы кое-что сделали для увековечения памяти Я.П. Полонского. Выпущены книги проф. П.А. Орлова о Я.П. Полонском в Рязанском книжном издательстве в 1961 г. (переиздана с дополнениями в 2002 г.), Л.А. Прониной «Я. Полонский и время» в 2000 г. (переиздана в 2004 г.) и Н.Ф. Богдановой «Полонский и Тургенев» в 2004 г.
В 2003 г. впервые в Рязани вышла книга «Избранное» Я.П. Полонского. В неё вошли более 80 стихотворений и воспоминания писателя «Старина и моё детство» и «И.С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину». Эта книга открывает серию «Рязанская муза Я.П. Полонского», которая ставит задачу переиздать все произведения писателя, а также материалы о жизни и творчестве Якова Петровича.
В декабре 2005 г. вновь открыта мемориальная доска. Правда с доской произошла настоящая детективная история. Дело в том, что ещё в 1908 г. по инициативе Рязанской учёной архивной комиссии на доме, где жил Я. Полонский, была установлена мемориальная мраморная доска с надписью: «Дом, где во время обучения в Рязанской гимназии жил в 1832-1838 г. поэт Яков Петрович Полонский, родившийся в Рязани 6 декабря 1820 г. Умер 18-го октября 1898 г, погребен в Ольговом монастыре Рязанской губ.» (Солодовников Д. Переяславль Рязанский.- С. 165.).
В 30-е годы (по воспоминаниям Е. Карпельцевой и версии Е. Крупина) дом снесли вместе с доской. Сохранилась ли доска и где она находится, мне неизвестно. На новой доске уже другая надпись: «Здесь находился дом, в котором в юности с 1831 по 1838 годы жил выдающийся русский поэт Яков Петрович Полонский. 1819-1898 г.». Бросается в глаза разница в датах рождения поэта и жизни его в доме. В архиве точных данных найти не удалось.
Такой же детектив получился и с памятником на могиле Я. Полонского. Пока неизвестно, когда он поставлен, как выглядел, и нет точной даты переноса его на территорию Рязанского кремля. Более того, есть свидетельство, что никакого переноса на самом деле не было. Вот что рассказал мне мой приятель, долгие годы проживавший на территории кремля, Р.Г. Наперстков (кстати, кое-что об этом он написал в газете «Вечерняя Рязань» от 27.02.02 г. в статье «Оград хаос, годов неразбериха»):
«После сноса Спасского монастыря осталось всего три памятника: С.Д. Хвощинской и неизвестных рязанцев рядом с её могилой. В 50-е годы (весной 1958 - в книге у П. Орлова или в 1959 г.- во всех справочниках о памятных местах) решили перевезти прах Полонского и памятник на территорию Рязанского кремля, а Пожалостину поставить памятник заново (у него был только один крест с табличкой). Наверное, было на этот счёт распоряжение (в архивах и газетах никаких сообщений я не нашёл). «Умельцы» сделали своё дело: сохранившиеся памятники использовали как памятники Я. Полонскому и И. Пожалостину. То есть, старые надписи ликвидировали, а внизу написали «по-советски», без твёрдых знаков («ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович русский поэт. 1819 - 1898»). Вот так состоялся «перенос» памятника и праха Я. Полонского.

Некоторую ясность вносит А. Солженицын в своём рассказе из «Крохоток» (издание 1991 г., написано в 1958-1960 гг.) «Прах поэта»: «…К Полонскому нельзя. Он - в зоне. Нельзя к нему. Да что там смотреть? - памятник ободранный? Хотя, - надзиратель поворачивается к жене.- Полонского вроде выкопали? - Ну. В Рязань увезли,- кивает жена с крылечка, щёлкая семечки».

Видимо, памятник действительно увезли, но ставить его в таком виде постеснялись и поэтому прибегли к фальсификации. К тому же и родственникам об этом событии ничего не сообщили, как пишет в своей книге Л.А. Пронина. Было стыдно.

Для полной ясности необходимо найти документы о переносе праха и памятника и фотографию (или хотя бы репродукцию) памятника, стоявшего в Ольговом монастыре.

Просматривая рязанские газеты за 1958 и 1959 годы, я не нашёл никаких сообщений об этом знаковом событии. Зато очень подробно рассказано об открытии бюста Сергея Есенина в концертном зале его имени в мае 1958 г. Поистине, как пишет бывшая рязанка поэтесса Н. Краснова в своей книге «Цветы запоздалые»: «…есть один рязанский поэт, которого Сергей Есенин, можно сказать, заслонил, затенил собою, не седою бородою, а золотою своею головою - это поэт Яков Полонский, современник всех лучших русских поэтов, писателей XIX века и товарищ многих из них…

Критик Инна Ростовцева, с которой я как-то встретилась в Москве, в одной из редакций, сказала мне: - Что же вы, рязанцы, не чтите своего Полонского? - Я растерялась и сказала за всех рязанцев: - Как же не чтим? У нас в Рязани его могила есть. На территории нашего кремля, и она вся в порядочке (в каком «порядочке», мы теперь знаем.- М.М.).
- Могила-то есть. А музея нет.
- Чего нет, того нет. Музей Есенина в Рязани есть (добавлю: практически тоже нет, так как помещение отобрали для Дома ветеранов.- М.М.). А музея Полонского нет. Почему? Или он не заслуживает музея?
- Есенин поэт первого ряда, а Полонский - второго! - может возразить мне кто-то.

Кстати сказать, в Одессе есть музей Полонского. Он и жил-то в Одессе всего один год, а одесситы (вот с кого рязанцам надо брать пример!) сделали ему музей… Они чтят, а мы - нет…»

Более того, как пишет Н. Краснова: «… в 60-е годы вдова одного из внуков Якова Петровича Полонского Валерия Кузьминична Полонская предлагала Рязани, областному отделу культуры и краеведческому музею архив, вещи, мебель Я.П. Полонского, картины его собственной работы и не за деньги, а так. И сам внук Алексей Александрович Полонский при жизни хлопотал о том, чтобы мы «ради бога», взяли экспонаты Полонского и организовали музей… А мы махнули рукой…
И Валерия Кузьминична отдала весь архив, все вещи, всю мебель Я. Полонского и все его картины Ленинграду, Пушкинскому дому. Выходит, ленинградцам, как и одесситам, Полонский оказался дороже, чем своим, рязанцам».

Сейчас в Рязани идёт речь о необходимости проведения различных мероприятий, посвященных творчеству нашего земляка-поэта, которые, кстати сказать, уже начинают проводиться. Недавно возобновлены так называемые «пятницы Полонского». По примеру Москвы в Рязани создаётся общество любителей и пропагандистов творчества поэта, намечается проведение ежегодных песенно-поэтических фестивалей имени Я.П. Полонского и сооружение к 190-летию поэта бронзового памятника (такой памятник Рязанская учёная архивная комиссия приняла решение установить в горпарке ещё в начале ХХ века). Учреждена литературная премия имени Я.П. Полонского, проводилась викторина, посвящённая поэту.
Но этого явно недостаточно. Мы в долгу перед Полонским.

Необходимо, на мой взгляд, гораздо больше выпускать и его книг.
За двадцать последних лет в России издано всего пять однотомных сборников. Это, конечно, капля в море.
Необходимо переиздать пятитомное полное собрание стихов 1896 г. и десятитомное собрание сочинений Я.П. Полонского 1885-1886 гг. с дополнениями и соответствующими комментариями.

Неплохо бы переиздать стихи Якова Петровича в большой и малой сериях «Библиотеки поэта», которые уже более 50 лет не переиздавались. Можно было бы отдельно издать его романы. Для начала хотя бы лучший из них «Дешёвый город», который после смерти Полонского ни разу не переиздавался. Выпустить отдельно его литературно-критические статьи, которые тоже не переиздавались. Ну и, наконец, подготовить и выпустить к 200-летию со дня рождения Я.П. Полонского полное академическое собрание его сочинений.
Только так мы можем загладить свою вину перед Полонским.

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Яков Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А. Жуковского.
В 1838 году Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит...». Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».
В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса («Встреча», «Зимний путь» и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...», 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).
По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город».
В 1851 г. Яков Петрович едет в Петербург. По дороге в Петербург он заезжает в Рязань навестить больного отца. Поэт посетил дом бабушки, побывал в гостях у тетушек. В одном из альбомов Якова Петровича сохранились карандашные рисунки, сделанные в эти дни. Он рисует домочадцев, своего отца, виды Льговского монастыря и Оки в том месте, где стоит монастырь, – все то, что было мило ему с детства.
В Петербурге Полонский надеется на литературный заработок, однако его ожидания не оправдались: литература начала 1850-х годов переживала трудное время. На жизнь опять приходилось зарабатывать частными уроками. Однако в эти годы расширился круг литературных знакомств Полонского: кроме старого приятеля И. С. Тургенева, он встречается с Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Майковым. Среди немногих домов, где Яков Петрович чувствовал себя легко, был дом известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. Из всего семейства особенно расположена к нему была Елена Андреевна, дочь архитектора – их знакомство переросло в многолетнюю дружбу, она оставила много воспоминаний о Полонском.
В 1855г. издана книга «Стихотворения», благожелательно встреченная критиками. Его произведения начинают печатать в петербургских журналах – «Отечественных записках» и «Современнике». Однако гонорары за литературный труд не могли обеспечить жизнь поэта. И Яков Петрович становится домашним учителем сына губернатора Санкт - Петербурга Николая Смирнова. В 1857г. Смирновы, а вместе с ними и Полонский, едут за границу, в Баден-Баден. Вскоре Яков Петрович расстается с семьей Смирновых и путешествует по городам Европы: в Женеве берет уроки рисования у художника Дидэ, посещает Рим, Неаполь, Париж, где общается со многими русскими и зарубежными деятелями культуры. Александр Дюма-отец позднее напишет, что Полонский «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен».
В это время Яков Петрович получает предложение стать редактором журнала «Русское слово», издание которого планирует граф Г. А. Кушелев. Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку - дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские возвращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни.
Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «великой скорбью» воспоминаний, Полонский посвящает памяти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была...».
В 1860 г. Полонский получил должность секретаря коми¬тета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. - начало поры гражданских тревог и душевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ, Полонский чутко откликается на происходящее в мире, в России. Оставаясь одинаково далеким и от официозной поэзии, и от тех, кто открыто и резко выражает свой протест, Полонский стремится к предельной объективности:

Ожесточила ли тебя...
Вся эта современность злая,
Вся эта бестолочь живая,
Весь этот сонм тиранов и льстецов,
Иль эта кучка маленьких бойцов,
Самолюбивых и в припадках гнева
Готовых бить направо и налево...

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ

* Стихи писали все гимназисты, но Яков своими стихами выделялся, и это было известно гимназическому начальству. Потому-то, когда в августе 1837 г. гимназию собирался посетить наследник престола цесаревич Александр (будущий царь-реформатор Александр II со своим воспитателем, известным поэтом Василием Жуковским), директор Н. Семёнов поручил ученику 6-го класса Я. Полонскому написать стихотворное приветствие. Хотя чтение и не состоялось, поэт был приглашён директором на свою квартиру, где его встретил В. Жуковский, похвалил за стихи и сказал, что цесаревич жалует его золотыми часами.
На другой день в актовом зале новой гимназии (старшие классы находились в другом здании, подаренном гимназии купцом Н.Г. Рюминым, теперь там художественный музей) после молебна в присутствии всех учителей и воспитанников Якову вручили футляр с золотыми часами.
Яков Полонский стал героем дня в Рязани.

* А вот какие оценки получил он в седьмом (последнем) классе гимназии:

Грамматика - 3 (эта оценка была всего у четверых, у остальных - двойки и единицы);
сочинение - 3;
пиитика - 5;
риторика - 4;
история литературы - 5;
греческий - 1;
латинский - 2;
французский - 3;
история - 2;
география - 3;
закон Божий - 4
Среди шестнадцати выпускников Полонский занял 10-е место со средним баллом - «3».

* Яков Петрович был не только поэтом, но и талантливым художником. Два лета он провёл в усадьбе Тургенева Спасское - Лутовиново, занимаясь там, в основном, живописью. Его картины до сих пор украшают стены музея-усадьбы. Какое-то время жил и у Фета, о чём свидетельствуют и следующие строки в известном стихотворении: «Полонский здесь не без привета был встречен Фетом…».

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

С тяжкого 1860 года, когда умерла Елена Полонская, поэта мучило одиночество, и терзала память о погибшей жене.

Но я – я бедный пешеход,
Один шагаю, никто меня не ждёт…

И вот через шесть лет после смерти жены Полонский встречается с Жозефиной Антоновной Рюльман. Судьба её не совсем обычна. В конце шестидесятых годов она жила в доме революционера-народника П. Л. Лаврова, где её брат, студент, занимался с сыном Лаврова. Жозефина Рюльман была сиротой, но очень одарённой девушкой, увлекающейся скульптурой. Природа наделила её редкой красотой в сочетании с живым и острым умом. В семье Лавровых её называли «ледяной красавицей».
В 1866 году Ж. Рюльман становится женой Полонского. «Он женился на ней потому, что влюбился в её красоту, - записывает в своём дневнике Е.А. Штакеншнейдер. – Она вышла за него потому, что её некуда было голову преклонить. Я живо помню это первое время после их женитьбы. Это недоумение с его стороны и эту окаменелость её… Голубиная душа отогрела статую и статуя ожила…»
Полонский оказался Пигмалионом по отношению к своей жене, сделав всё возможное, чтобы её прирождённый талант развился. Большим другом семьи Полонских стал Иван Сергеевич Тургенев, также всячески поощрявший занятия Жозефины Антоновны скульптурой. Дом Полонских являл собой союз искусств - поэзии, живописи, ваяния. «Пятницы» в доме поэта, где собиралась художественная интеллигенция Петербурга пользовались большой популярностью.
В 1890 году Полонский выпускает свой последний сборник – «Вечерний звон», окрашенный настроениями печали и близости конца.
Полонский оставался рыцарем поэзии до последнего дня. Пророчески звучат его слова, обращённые к Тургеневу: « Мне кажется, что год, в который я не напишу ни строчки, ни одного стиха не состряпаю, будет последним годом в моей жизни..».
Умер Яков Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.

ПЕСНЯ ЦЫГАНКИ

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт, и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни!
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Воспоминания современника оставили нам замечательный живой портрет русского поэта Якова Петровича Полонского. «Помню, как в один из моих приходов – рассказывал П. Перцев, - он стал мне читать только что напечатанное в «Книжках недели» новое своё стихотворение… Его лицо озарилось и приняло вдохновенное выражение, голос окреп и стал звучным, как у юноши; превосходные стихи легко и свободно лились один за другим из уст счастливого ими творца. Передо мной был настоящий поэт, читающий настоящие стихи».
Таким был Полонский в конце своего творческого пути на рубеже нового века.

Русский прозаик и поэт Яков Полонский родился в Рязани 6 (по новому стилю - 18) декабря 1819 года в дворянской семье. Он прошел обучение в Рязанской гимназии, окончил ее в 1838 году и довольно рано начал литературную деятельность. В 1837 году он представил будущему императору Александру II свое стихотворение.

Биография Я. Полонского - это биография автора, в жизни которого были свои трудности, но не было резких взлетов и падений. Он избрал стезю юриста и поступил в Московский университет, который успешно окончил в 1844 году. В годы учебы сблизился с А. Фетом и А. Григорьевым, которые высоко оценили его литературное дарование. Он также познакомился с Т. Грановским, А. Хомяковым и П. Чаадаевым. В 1840 году в «Отечественных записках» впервые было опубликовано его стихотворение под названием «Священный благовест торжественно звучит...» Полонский также начал работу в студенческом альманахе под названием «Подземные ключи» и в журнале «Москвитянин».

Первый сборник поэзии Полонского, «Гаммы», вышел в 1844 году. В нем отчетливо видно влияние творчества М. Лермонтова. Уже сюда вошли стихи в жанре бытового романса (такие, как «Зимний путь» или «Встреча»), который Полонский развивал и в дальнейшем. В нем был написал шедевр Полонского под названием «Песня цыганки» 1853 года. Впоследствии Б. Эйхенбаум, литературовед, отметил как главную черту романсов Полонского сочетание повествования с лирикой. Огромное количество бытовых, портретных и других подробностей позволяло отражать внутреннее состояние лирического героя.

Окончив Московский университет, Полонский переселился в Одессу, где в 1845 году вышел его второй сборник - «Стихотворения». В. Г. Белинский оценил книгу отрицательно, не увидев за «внешним талантом» глубокого содержания. Полонский стал в Одессе заметной фигурой среди местных литераторов, верных пушкинской поэтической традиции. Впоследствии он написал роман «Дешевый город» (1879 года), в основу которого положил свои воспоминания о пребывании в Одессе.

В 1846 году Полонского назначили в Тифлис, где определили в канцелярию наместника М. Воронцова. Там же он приступил к работе над газетой «Закавказский вестник» в качестве помощника редактора и начал печатать в ней свои очерки. В 1849 году он выпустил в Тифлисе следующий сборник стихов - «Сазандар», куда включил свои поэмы, баллады, а также стихи, написанные в духе «натуральной школы». Они изобиловали бытовыми сценами и элементами национального фольклора.

В 1851 году состоялся переезд Полонского в Петербург. В 1856 году он написал в своем дневнике, что чувствует «отвращение» от политически окрашенных стихов, которые, даже будучи самыми искренними, полны, по мнению поэта, «лжи и неправды» точно так же, как и сама политика. Оценивая собственный дар, Полонский отмечал, что не наделен «бичом сатиры», да и поэтом его считают немногие (стихотворение 1860 года «Для немногих»). Современники оценивали его как деятели пушкинского направления и отмечали в нем честность, искренность и нежелание казаться кем-то другим (А. Дружинин и Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге в 1856 и 1859 годах вышли два сборника поэзии Полонского, а также первый сборник прозаических произведений «Рассказы» 1859 года. В прозе Полонского Н. Добролюбов отметил чуткость поэта к жизни и тесное переплетение явлений действительности с восприятием автора, его чувствами. Д. Писарев занял противоположную позицию и оценивал эти черты творчества Полонского, как черты «узенького психического мира».

В 1857 году Полонский предпринял поездку в Италию, где занялся изучением живописи. Он вернулся в Петербург в 1860 году, и в то же время пережил трагедию - смерть жены и сына, - о чем написал в своих стихах «Безумие горя» и «Чайка» (оба 1860 года). В 1860-е годы он пишет романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867 года) и «Жениться Атуева» (1869 года), где заметно влияние И. Тургенева. Полонский продолжал печататься в разных журналах, что соответствовало его самоощущению - он всю жизнь считал себя «ничьим», о чем писал в письмах А. Чехову.

В 1858-1860 годах он исполнял обязанности редактора в журнале «Русское слово», а в 1860-1896 годах работал в Комитете иностранной цензуры, где добывал себе средства к существованию. В 1860-1870-х годах поэт испытывал тяготы житейской неустроенности и невнимание со стороны читателей. Его интерес к поэзии вновь пробудился лишь в 1880-е годы, когда он вместе с А. Майковым и А. Фетом стал частью «поэтического триумвирата», пользовавшегося почитанием читающей публики. Вновь став знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, он собирал на так называемых «пятницах Полонского» своих выдающихся современников. Полонский поддерживал дружбу с Чеховым, следил за творчеством С. Надсона и К. Фофанова. В своих стихах «Сумасшедший» (1859 года) и «Двойник» (1862 года) он предсказал мотивы поэзии XX века.

В письмах к А. Фету Полонский отмечал, что по стихам можно проследить «всю жизнь мою», и, руководствуясь этой особенностью собственного творчества, он построил свое «Полное собрание сочинений» в 5 томах, которое было издано в 1896 году.

Полонский умер в Петербурге 18 (по новому стилю - 30) октября 1898 года.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Полонского Якова Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Полонского Якова Петровича

Яков Петрович Полонский − русский литератор, известный общественности скорее как поэт.

Детские и юношеские годы

Родился Яков 18.12.1819 в семье Петра Григорьевича Полонского, выходца с Украины, который служил в то время чиновником в Рязани в канцелярии Александра Дмитриевича Балашова, генерал-губернатора округа. В этом году Пётр Григорьевич взял в жёны Наталью Яковлевну Кафтырёву, происходившую из старинного, но обедневшего дворянского рода.

Сначала Яша учился дома, а в 1831 году пошёл учиться в Рязанскую городскую гимназию, которую и окончил через семь лет. Способный подросток начал писать стихи ещё в гимназические годы.

Окончив гимназию, Яков Полонский отправился в Москву, поступил в университет и учился там на юридическом факультете с 1838-го по 1844 годы.

Именно в студенческие годы Полонский сблизился с Аполлоном Александровичем Григорьевым и . Познакомился Яков также с Петром Яковлевичем Чадаевым, Алексеем Степановичем Хомяковым и Тимофеем Николаевичем Грановским. Эти знакомства в значительной степени повлияли на формирующееся мировоззрение юноши.

В дни обучения в Московском университете, в 1840 году, Полонский опубликовал своё первое стихотворение, которое назвалось «Благовест торжественно звучит...», в популярном в те годы журнале «Отечественные записки», где он познакомился и с . Полонский также активно участвовал в регулярных выпусках студенческого альманаха «Подземные ключи», а окончив университет, опубликовал свой первый поэтический сборник под названием «Гаммы».

Зрелость

Полонский в 1844 году, завершив обучение в университете, переехал сначала в Одессу, а после в Тифлис в 1846 году. В столице Грузии молодой человек поступил на службу в губернскую канцелярию и одновременно занял должность редактора газеты, которая называлась «Закавказский вестник». Именно кавказские впечатления легли в основу его лучших стихов и баллад, которые молодому чиновнику принесли всероссийскую известность.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Прослужив в Тифлисе до 1851 года, Яков Петрович переехал в Санкт-Петербург. В 50-х годах XIX столетия он начал сотрудничество с журналом «Современник», в котором регулярно стали появляться сборники его стихов. Несмотря на крайнюю политизированность этого журнала, у поэта уже тогда сформировалось отчётливое неприятие в поэзии актуальных политических тем, лирика Якова Петровича носила очень личностный и субъективный характер.

В 1855 году Полонский стал домашним учителем, а в 1857-м уехал в Италию вместе с семьёй. В 1858 году они перебрались в Париж. Здесь, во Франции, Яков Петрович встретил Елену Васильевну Устюжскую, которая была дочерью старосты русской православной церкви в Париже. Хотя девушка абсолютно не говорила по-русски, а Полонский практически не говорил по-французски, молодые люди полюбили друг друга, и вскоре Елена стала супругой Якова Петровича. Оставив частное преподавание, Полонский в Париже с 1858 года начал работать в должности редактора эмигрантского журнала, который назывался «Русское слово».

В 1860 году семья Полонских возвратилась в Санкт-Петербург, и Яков Петрович в 1860 году стал служить в Комитете иностранной цензуры. Однако возвращение в Россию принесло Полонскому личную трагедию: сначала от последствий тифа, которые соединились с выкидышем, умерла его жена, а затем и их шестимесячный первенец Андрей.

Второй женой Полонского стала Жозефина Антоновна Рюльман, которая была скульптором-любителем и приходилась сестрой известному петербургскому врачу Антону Антоновичу Рюльману. Брак был заключён в 1866 году и в нём у Якова Петровича и Жозефины родились два сына: в 1868-м родился Александр, в 1875-м – Борис. В 1870-м родилась дочь, которую назвали Натальей.

Полонский проработал в Комитете иностранной цензуры до 1896 года, занимаясь постоянно литературным (в основном поэтическим) творчеством.

Отечественная критика неоднозначно относилась к творчеству Якова Петровича. В Российской Империи тогда преобладали тенденции, вовлекавшие литераторов в политическую жизнь общества, а поэт считал, что он заниматься политикой просто не имеет права. Поэтому такие известные русские либералы, как Дмитрий Иванович Писарев и

Среди русских писателей XIX века есть поэты и прозаики, чьё творчество не имеет такого значения, как вклад в отечественную словесность титанов, подобных Пушкину, Гоголю или Некрасову. Но без них наша литература лишилась бы многоцветия и многогранности, широты и глубины отражения русского мира, тщательности и полноты исследования сложной души нашего народа.

Особое место среди этихмастеров слова занимает стихотворец и романист Петрович стал символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце девятнадцатого века.

Уроженец Рязани

Мой костёр в тумане светит,

Искры гаснут на лету…

Автор этих строк из песни, которая давно считается народной, родился в самом центре России, в провинциальной Рязани. Мать будущего стихотворца - Наталья Яковлевна - происходила из старинного рода Кафтыревых, а отцом был обедневший дворянин, служивший в канцелярии рязанского генерал-губернатора Петр Григорьевич Полонский. Яков Петрович, родившийся в начале декабря 1819 года, был старшим из их семи детей.

Когда Якову исполнилось 13 лет, его мать скончалась, а отец, получив назначение на казенную должность, уехал в Еривань, оставив детей на попечение родственников жены. К тому времени Якова Петровича Полонского уже приняли в Первую мужскую гимназию Рязани, бывшую одним из центров культурной жизни провинциального города.

Встреча с Жуковским

Заниматься рифмованием в годы, когда в зените славы находился гений Пушкина, было обычным делом. Среди тех, кто отличался явной склонностью к поэтическому творчеству, проявляя при этом незаурядные способности, оказался и юный гимназист Полонский. Яков Петрович, биография которого полна знаменательных встреч и знакомств с лучшими литераторами России XIX века, часто вспоминал о встрече, оказавшей большое влияние на выбор им писательского поприща.

В 1837 году Рязань посетил будущий император Александр II. Ко встрече цесаревича в стенах гимназии Полонский, по поручению директора, написал стихотворное приветствие в двух куплетах, один из которых должен был исполняться хором на мелодию «Боже, царя храни!», ставшую официальным гимном Российской империи всего лишь за 4 года до этого. Вечером, после удачно прошедшего мероприятия с участием наследника престола, директор гимназии устраивал приём, на котором юный поэт познакомился с самим автором текста нового гимна - Василием Андреевичем Жуковским.

Знаменитый поэт, наставник и близкий друг великого Пушкина высоко оценил стихи Полонского. Якова Петровича на следующий день после отъезда Александра даже наградили от имени будущего царя золотыми часами. Похвала Жуковского укрепила Полонского в желании посвятить жизнь литературе.

Московский университет

В 1838 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Современники всегда отмечали удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался Полонский. Яков Петрович быстро обзавелся знакомствами среди самых передовых деятелей науки, культуры и искусства. Многие московские знакомые университетского времени стали для него настоящими друзьями на всю жизнь. Среди них - поэты Афанасий Фет и историки и Константин Кавелин, писатели Алексей Писемский и Михаил Погодин, декабрист Николай Орлов, философ и публицист великий актер Михаил Щепкин.

В те годы зародилась близкая дружба Полонского и Ивана Тургенева, высоко ценивших дарование друг друга на протяжении долгих лет. При помощи друзей состоялись первые публикации Полонского - в журнале «Отечественные записки» (1840) и в виде поэтического сборника «Гаммы» (1844).

Несмотря на то что первые опыты молодого поэта были положительно встречены критикой, в частности Белинским, его надежды прожить литературным трудом оказались наивными мечтаниями. Студенческие годы Полонского прошли в бедности и нужде, он был вынужден постоянно подрабатывать частными уроками и репетиторством. Поэтому когда возникла возможность получить место в канцелярии кавказского наместника Полонский уезжает из Москвы, едва окончив университетский курс.

В пути

С 1844 года он живет сначала в Одессе, потом переезжает в Тифлис. В это время он знакомится с братом сотрудничает в газете «Закавказский вестник». Выходят его поэтические сборники - «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). В стихах того времени ощущается особый колорит, навеянный знакомством поэта с обычаями горцев, с историей борьбы России за утверждение на южных рубежах.

Настоящие неординарные способности Полонского к изобразительному искусству были замечены еще во времена обучения в рязанской гимназии, поэтому, вдохновленный уникальными пейзажами Кавказа и окрестностей, он много занимается рисованием и живописью. Это увлечение сопровождает поэта на протяжении всей жизни.

В 1851 году Яков Петрович едет в столицу, Санкт-Петербург, где расширяет круг своих литературных знакомых и упорно работает над новыми стихами. В 1855 году выходит еще один сборник, его стихи охотно публикуют лучшие литературные журналы - «Современник» и «Отечественные записки», но гонорары не могут обеспечить даже скромного существования. Он становится домашним учителем сына петербургского губернатора Смирнова. В 1857 году семья высокопоставленного чиновника едет в Баден-Баден, вместе с ними отправляется за границу и Полонский. Яков Петрович много путешествует по Европе, берет уроки рисования у знакомится со многими русскими и иностранными писателями и художниками - в частности, со знаменитым Александром Дюма.

Личная жизнь

В 1858 году Полонский возвращается в Петербург с молодой женой - Еленой Васильевной Устюжской, с которой он познакомился в Париже. Следующие два года оказались для Якова Петровича одними из самых трагических в жизни. Сначала он получает серьезную травму, от последствий которой не сможет избавиться до конца жизни, передвигаясь только с помощью костылей. Затем заболевает тифом и умирает жена Полонского, а спустя несколько месяцев погибает и их новорожденный сын.

Несмотря на личные драмы, писатель работает удивительно много и плодотворно, во всех жанрах - от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему прозаических книг художественного содержания - остались его интереснейшие опыты в мемуарах и публицистике.

Вторым браком в 1866 году Полонский сочетается с Жозефиной Антоновной Рюльман, ставшей матерью их троих детей. Она обнаружила в себе способности скульптора и активно участвовала в художественной жизни русской столицы. В доме Полонских стали проводиться литературные и творческие вечера, в которых принимали участие самые и художники того времени. Эти вечера продолжались и некоторое время после кончины поэта, последовавшей 30 октября 1898 года.

Наследие

Наследие Якова Петровича велико и оценивается как неравнозначное. Главным свойством поэзии Полонского считается её тонкий лиризм, берущий начало в романтизме, обогащенном гением Пушкина. Не случайно его считали верным продолжателем традиций великого поэта, не зря стихи Якова Петровича часто использовали в своих романсах самые знаменитые композиторы - Чайковский, Мусоргский, Рахманинов и многие другие. При этом даже верные ценители поэтического дара Полонского считали, что вершинных достижений в его творчестве не так много.

В последней трети XIX века русские мыслители поделились на два лагеря - «западников» и «славянофилов». Одним из тех, кто не стремился выразить явную приверженность к одной из сторон, был Полонский. Яков Петрович (интересные факты о его теоретических спорах с Толстым есть в воспоминаниях современников) высказывал более консервативные идеи относительно врастания России в европейскую культуру, при этом во многом соглашаясь со своим другом - явным «западником» Иваном Тургеневым.

Он прожил насыщенную трудами и идеями жизнь русского литератора, получив благословение от современников Пушкина и оставаясь действующим поэтом, когда уже всходила звезда Блока. Показательны в этом смысле метаморфозы внешнего облика, которые претерпел Полонский. Яков Петрович, фото которого в конце века уже технически совершенны, предстаёт на портретах последнего времени настоящим патриархом, осознающим значительность пройденного пути.