Советские стройки века. Три великие стройки эпохи ссср

Стройки в Советском Союзе были масштабными, как и амбиции этого государства. Тем не менее, масштабно о человеческой судьбе в СССР никто и никогда не думал.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, - долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин . Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно - без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.


Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий - десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе - награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр – 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.


В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность - она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины - все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов - целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка - БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи - началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это - наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных - БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта - то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

(Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.).

Великие стройки коммунизма - именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии - проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки - менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные - так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года - и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам - суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров - именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис - с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ - Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги - близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Русская семерка

П.С. Странные данные приводит автор сего материала по поводу строительства двух каналов: он пишет, что сведения о тяжелой жизни строителей были взяты из... публицистики. Удивляюсь! Сейчас в сети появилось много материалов из архивов, где подробно описывается еда и содержание всех строителей каналов. Все было вполне прилично и даже по воспоминаниям самих строителей! И цифра: в день умирало по 700 человек. Это что же: значит, сколько должно было умереть в год? В месяц- 21 тысяча, в 10 месяцев- 210 тысяч. Автор соображает, что написал? Как-то вроде тех 40 млн. погибших в ГУЛАГе по словам СоЛЖЕницына. Чушь какая-то! То, что строили потом Волго-Дон пленные, понятно всем. А кто должен был в те годы строить? Так что эти данные взяты из 90-х по привычке обливать грязью все, что было в СССР.

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

Одним из самых скрываемых и подлых мифов в расхваливаемом ныне воздыхателями СССР было воспевание якобы участия единственно силами свободных и идейных комсомольцев-коммунистов в индустриализации или очередной, чаще всего ненужной "великой стройке коммунизма" , на самом деле на них использовались миллионные армии рабов - ЗэКа: на строительстве любого объекта - гражданского, военного, культурного, на котором не щадя бесплатный труд и жизни заключенных выполнялись задания Коммунистической партии.

На стройке МГУ. Фото: pastvu.com

«Дешевая рабочая сила» заключенных широко использовалась в первой половине прошлого века — во времена ГУЛАГов.

О высотке на Котельнической набережной ходит много рассказов и легенд. Одна из историй гласит, что в квартире писателя Василия Аксенова есть нацарапанная надпись «строили зеки». Рассказывают также, что заключенные позировали скульпторам, лепившим барельефы. Осужденные действительно строили высотку на Котельнической набережной, а также здание МГУ . Масштаб привлечения рабочей силы из исправительных учреждений был таким, что позволял задействовать зеков для строительства не только промышленных и военных, но и гражданских объектов.

С 1934 года все исправительно-трудовые лагеря и колонии были переданы в ведение главного управления лагерей трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР. В системе ГУЛАГов создавались главки с определенными экономическими задачами: главное управление лагерной лесной промышленности (ГУЛЛП), главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП), главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), главное управление аэродромного строительства (ГУАС), главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой), главное управление лагерей гидротехнического строительства (Главгидрострой) и так далее.

Одним из направлений деятельности Главпромстроя было жилищное и культурно-бытовое строительство. Именно силами заключенных лагерей Главпромстроя были возведены высотки на Котельнической набережной и Воробьевых горах. Отделочные работы главного здания МГУ произвели заключенные лагпункта «Высотный» — это 368 человек, из них 208 женщин.

Рабочие на стройке Беломорканала, 1930-1933 годы. Фото: Laski Diffusion / East News

* * * * *
Одна из многих тщательно скрываемых коммунистами все 70 лет своей краткой истории Союза ужасных страниц:

Нижнетагильский Драматический театр им. Мамина-Сибиряка на проспекте, разумеется, Ленина . Кем строился? Сознательными комсомольцами? Конечно, архитектор и часть строителей были строителями, а сколько там погибло ЗэКа на нем и других стройках?

«Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров и шум толпы, но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как об этом будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключенных — рабов ХХ столетия. Привет! грядущему поколению, и пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком.

С приветом заключенные
И. Л. Кожин
Р. Г. Шарипов,
Ю. Н. Нигматулин.
15. III 1954 г.

Со слов Льва Самуиловича Либенштейна, который в 50-е годы работал в домостроительном комбинате и курировал возведение зданий на Театральной площади, заключенные, лишенные права переписки, замуровали под одной из колонн бутыл-ки со своими письмами. Что в них написано, никто не знает...

P.S. Данная ссылка с фото "нежданно пропала", позаботились об этом: источник: http://tagildrama.ru/hidden-partition/127-poslanie-potomkam
Ничего, это письмо и описание использования рабов-ЗЭКа широко известны, коммунистам свои преступления замолчать не удастся:

" Когда Вера Августовна Лотар-Шевченко работала в драматическом театре, его здание ещё строилось. Строили его заключённые Тагиллага, которых привозили каждое утро на работу, а вечером увозили обратно. Стройка, как было положено, была огорожена колючей проволокой, а по углам ограждения стояли вышки, на которых часовые с винтовками внимательно наблюдали за перемещениями заключённых.

Тем не менее, в марте 1954 года строители-заключённые ухитрились замуровать лист железа с посланием «грядущему поколению».

Уже через два года оно было найдено, во время ремонта полов, но времена были уже другие, - прошел ХХ съезд КПСС, поэтому текст послания сохранился. Вот, что написали заключенные:

“Эта надпись замурована 15 марта 1954 года, не под гром оркестров и шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, …

Видела ли эту стройку Вера Августовна? Конечно, видела. И эту, и другие стройки в Нижнем Тагиле. Труд заключённых, «рабов ХХ столетия» широко использовался и в Нижнем Тагиле, и в Свердловске, и еще в сотнях городов СССР.

Использовался он и в Академгородке в первые годы, начиная с 1959 и вплоть до середины 60-х, когда к нам стали ездить иностранцы, в т.ч. и высокопоставленные особы. Поэтому академик Лаврентьев стал просить полковника Иванова, начальника Управления строительства «Сибакадемстрой» отказаться от использования заключенных на строительстве или, по крайней мере использовать на таких объектах строительствах, где их бы не могли видеть иностранцы.

Николай Маркелович Иванов в ответ всегда говорил, что у него огромная нехватка рабочих, без заключённых он обойтись не может, и если академик Лаврентьев будет ставить ему палки в колёса, он не сможет гарантировать выполнение плана.

Дело доходило до разбирательства в райкоме КПСС, куда, конечно, академик Лаврентьев не приходил, а был его заместитель Б.В. Белянин и начальник УКСа Каргальцев. Разговор шел обычно на повышенном тоне. Я сам пару раз присутствовал при этом, поскольку обсуждалось именно выполнение планов строительства.

Положение секретаря райкома было при этом весьма незавидное. Он не мог игнорировать мнение академика Лаврентьева, но и не мог заставить полковника Иванова отказаться от даровой рабочей силы - заключённых. Напомню, что объекты Минсредмаша в те годы строились с массовым использованием труда заключённых, а Управление строительства «Сибакадемстрой» подчинялось именно этому министерству..." http://www.proza.ru/2014/01/23/152

Фото из строительства драматического театра в Нижнем Тагиле

Строительство Драматического театра. Фото 1953 года. Первые работы по строительству драматического театра были начаты в 1951 году. 3 декабря 1951 года приступили к кладке стен Драматического театра. К весне 1952 года цокольный этаж был готов.


Позади драматического театра. Вид от нынешнего ДППна пр. Ленина. Справа часть здания пожарной башни позади драматического
театра. Фото 1953 года. http://historyntagil.ru/cards/9_old_tagil_50_open.htm

Такая память только на одном театре, построенном узниками Тагиллаг. Это был настоящий лагерь смерти.


Одно из крупных лагерных образований на территории Урала военного и послевоенного времени Тагиллаг НКВД — это десятки лагерных пунктов с ужасающими условиями труда и быта заключенных, страшные штрафные лагеря на Винновке и в Серебрянке, многочисленные массовые захоронения, тысячи никому не известных жертв голода, болезней, физического насилия ; это судьбы русских, поляков, латышей, советских немцев, жителей среднеазиатских республик, военнопленных из спецлагерей № 153 и 245. В лагерях свирепствовал сыпной тиф, люди умирали от авитаминоза, цинги, дизентерии, замерзали от жуткого холода в землянках и бараках. Узники Тагиллага, несмотря на голод, холод, болезни, моральные и физические унижения, строили город и его промышленные объекты, восстанавливая страну. Вот лишь краткий перечень строек, где труд заключенных составлял от 50 до 100 %: НТМЗ мартеновские печи № 4 и 5, домна № 3, фасонно-литейный и прокатный цеха, блюминг; аглофабрика, Верхне-Выйская плотина, Северо-Лебяжинский карьер, клуб ВЖР, здание управления рудника; коксовые батареи № 3 и 4, цех ректификации и другие объекты коксохимпроизводства; цементный, шиферный и кирпичный заводы; гофмановские печи № 3 и 4 на огнеупорном заводе; улицы жилых домов в городе; танкодром и подъездные дороги на Уралвагонстрое; Черноисточинская плотина; вторая очередь Гороблагодатского рудника и многое другое.

И вот уже не стало Сталина, а заключенные остались, и рабский труд оказался востребован при строительстве драмтеатра, память о них постарались вообще вычеркнуть из нашей истории, а трудовые подвиги узников-рабов записали на счет комсомольцев и коммунистов, возвеличив и укрепив идеологические догмы тоталитарного режима.


Тагиллаг прекратил свое существование в 1953 г., но не ушел из города, оставив после себя «богатое наследие» — более десятка ИТЛ и множество спецкомендатур. Нижний Тагил стал мрачным символом всего тоталитарного режима — городом тюрем и лагерей, населенным людьми с раздавленным прошлым, лишенными будущего. http://kp74.ru/nizhnetagilskij-teatr-dramy.html

Вы прекрасно помните огромную карту советских концлагерей, покрывавших Страну Советов? Нет? Уже "забыли" или вообще не знали и не подозревали?

Но такие "продуманные нужные" стройки для Советской власти, на которых гнобили безсчетно тысячи жизней начались не при Джугашвили, тот был всего лишь верным продолжателем дела главного упыря СССР - Ленина:
Одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина. И неудивительно что о ней неизвестно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.
В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Использование бесплатного труда приветствовалось и поощрялось заботливыми коммунистическими правителями, вспомним, доблестную страницу из авиастроения, шарашки для ученых появились гораздо раньше в 1928-29 г.г. - легендарный советский истребитель "Ишачок", созданный, разумеется, ЗэКа.
Руководителям ОГПУ пришла в голову блестящая мысль: почему бы, вместо того чтобы отправлять арестованных на Соловки, не заставить их в тюремных условиях, под бдительным оком стражей государственной безопасности, строить самолеты и двигатели? «...Только условия работы в военизированной обстановке способны обеспечить эффективную деятельность специалистов в противовес разлагающей обстановке гражданских учереждений» , — писал позднее в письме Молотову заместитель председателя ОГПУ Ягода.
Первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро было организовано в декабре 1929 г. Оно находилось «по месту жительства» заключенных — в Бутырской тюрьме. Две комнаты для работы оборудовали чертежными досками и другими необходимыми чертежными принадлежностями. Новой организации присвоили громкий титул — Особое конструкторское бюро.

В ноябре 1929 г. Бутырской тюрьме было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ). В январе следующего года ОКБ перевели на авиазавод No. 39, где начали создавать Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). На территории завода имелся деревянный одноэтажный ангар No. 7, приспособленный под жилье для арестантов. В нем под охраной жили и работали 20 заключенных. Коллектив был невелик, но отличался очень высокой квалификацией. Костяк конструкторов составили работники Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС, ранее им руководил Д.П.Григорович), которые разделили участь своего начальника: А.Н.Седельников (бывший заместитель начальника отдела), В.Л.Корвин (заведующий производством) и Н.Г.Михельсон (начальник чертежного бюро). Вместе с Поликарповым в ЦКБ попали его коллеги Е.И.Майоранов и В.А.Тисов. Кроме них в ОКБ сидели крупный специалист по стрелковому оружию А.В.Надашкевич (создатель авиационного пулемета ПВ-1), бывший директор опытного завода No. 25 Б.Ф.Гончаров, инженер по статиспытаниям П.М.Крейсон, помощник директора завода No. 1 И.М.Косткин и др. Главным конструктором ОКБ назначили Григоровича, но фактически все основные вопросы проектирования решались коллегиально. Связь арестантов с производственными подразделениями завода обеспечивал свободный инженер С.М.Данскер. Перед "вредителями" поставили нелегкую задачу - срочно спроектировать одноместный истребитель смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения. - "за месяц не сделаете - расстреляем"

Меньше чем за два месяца маленький коллектив ОКБ спроектировал новый истребитель. Тюремная администрация запрещала проводить продувки моделей и другие виды испытаний в лабораториях ЦАГИ (которым управлял А. Туполев, ставший впоследствии «заключенным специалистом» ЦКБ-29), МВТУ, Военно-воздушной академии. Конструкторы могли рассчитывать только на свой опыт и те материалы, которые им разрешалось получать из некоторых организаций...


<...> Амнистировать нижеследующих конструкторов — бывших вредителей, приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты [каков термин! — Д. С. ], с одновременным их награждением:
а) главного конструктора по опытному самолетостроению Григоровича Дмитрия Павловича, раскаявшегося в своих прежних поступках и годичной работой доказавшего на деле свое раскаяние — грамотой ЦИК Союза ССР и денежной наградой в 10000 рублей;
б) главного конструктора Надашкевича Александра Васильевича — грамотой ЦИК Союза ССР и денежной премией в 10000 рублей;
в) бывшего технического директора завода № 1 Косткина Ивана Михайловича — денежной наградой в 1000 рублей;
г) Крейсона Павла Мартыновича — денежной наградой в 1000 рублей;
д) Корвин-Кербер Виктора Львовича — денежной наградой в 1000 рублей;
е) амнистировать всех инженеров и техников, приговоренных ОГПУ к различным мерам социальной защиты за вредительство и ныне добросовестно работающих в Центральном конструкторском бюро.
Среди арестованных авиационных специалистов были не только самолетостроители, но и конструкторы двигателей: А.А.Бессонов, Н.Р.Бриллинг, Б.С.Стечкин... 25 октября 1929 г. был арестован Н. Н. Поликарпов — выдающийся авиаконструкто р, прославившийся в 30-е гг. как создатель первоклассных истребителей. Ему инкриминировали участие в контрреволюционной вредительской организации и, так же, как других товарищей по несчастью, посадили в Бутырскую тюрьму.
Биограф Поликарпова В. П. Иванов приводит в своей книге письмо конструктора к жене и дочери, написанное им вскоре после ареста: "...Я все время беспокоюсь, как вы живете, как ваше здоровье, как вы переживаете наше общее несчастье. Об этом не стоит и вспоминать, я совсем убит этим горем. Изредка ночью или рано утром я слышу звуки жизни: трамвай, автобус, автомобиль, звон к заутрене, а в остальном моя жизнь течет монотонно, удручающе. Внешне я живу ничего, камера сухая, теплая, ем сейчас постное, покупаю консервы, ем кашу, пью чай или, вернее, воду. Читаю книги, гуляю по 10 минут в день... Помолись за меня св. Николаю, поставь свечку и не забывай про меня..."
Полностью - ИСТОРИЯ АВИАЦИОННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
http://voenoboz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109%3A2011-03-09-17-32-27&catid=34%3A2011-02-14-00-01-20&Itemid=28&showall=1
http://topos-lite.memo.ru/vnutrennyaya-lubyanskaya-tyurma
"Репрессии в советской авиапромышленности" http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm

* * * * *
Канал смерти - Беломорско-Балтийский , воспетый лучшими писателями и поэтами СССР, всеми этими горькими, демьянами0, бедными и другими вылизывателями коммунистических преступников.

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…
"Убойные стройки XX века" http://arman71.livejournal.com/65154.html , фото из "Канала Смерти" https://mexanic2.livejournal.com/445955.html
* * * * *

Немедленно по подыхании массового убийцы Сталина все "великие стройки коммунизма" пришлось сворачивать,

Немного от allin777 в Неоконченные стройки сталинизма.
Проект постановления Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года»
21.03.1953
Совершенно секретно
Проект Об изменении строительной программы 1953 года

Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:

1. Прекратить строительство следующих объектов:

Б) железных и автомобильных дорог —

железная дорога Чум—Салехард—Игарка , судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки ;

Из письма Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР об изменении строительной программы 1953 года

Выполнено работ на 1.I/1953 г. в миллионах рублей:

Железная дорога Чум—Салехард—Игарка , судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки- 3724,0

ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 416. Лл. 14-16. Заверенная копия.

ИТОГО: Ликвидировались строительства, в которые было вложено 6 миллиардов 293 миллиона рублей и тысячи жизней советских заключенных.
* * * * *
В одном материале невозможно перечислить все бессчисленные стройки и понесенные на них жертвы советских заключенных во имя достижения мифического и так и не построенного коммунизма.

Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс)

Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов.

Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в 1932 г., проектная мощность (560 МВт) достигнута в 1939 г. На то время крупнейшая гидроэлектростанция СССР. В результате сооружения плотины затоплены пороги Днепра, что обеспечило судоходство по всему течению реки.

В 1969-1980 гг. был построен Днепрогэс-2 мощностью 836 МВт. Среднегодовая выработка первой и второй очереди - 3,64 млрд. кВт/ч. Емкость водохранилища - 3,33 куб. км.

Беломорско-Балтийский судоходный канал

Соединяет Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море. Построен в 1931-1933 гг. в рекордно короткий срок (за год и девять месяцев) руками заключенных ГУЛАГа, которых, по различным оценкам, во время строительства погибло от 27 до 200 тыс. Официальная пропаганда подавала опыт строительства канала как "первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов".

Общая протяженность 227 км. Включает 19 шлюзов. За время строительства были выполнены земляные работы объемом 21 млн. куб. м и пробито 37 км путей через гранитные скалы.

Сооружения канала включают 128 объектов, в том числе 19 шлюзов, 15 плoтин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала и 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений.

Пик грузоперевозок по каналу пришелся на 1985 г., когда по нему было перевезено 7,3 млн. т грузов. Такие объемы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В 2001 г. по каналу было перевезено 283,4 тыс. т грузов, в 2002 - 314,6 тыс. т.

Соединяет реки Волгу и Дон. Сооружение канала началось перед Великой Отечественной войной, но было прервано, а затем продолжено в 1948 г. и окончено в 1952 г. Длина 101 км, из которых 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Имеет более 50 инженерных сооружений, в том числе 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал (длиной 81 км) при таком же объеме работ строился 34 года, а Суэцкий канал (длиной 164 км) - почти 11 лет. В ходе строительства вынуто 150 млн. куб. м земли и уложено 3 млн. куб. м бетона. В работах задействовано 8 тыс. машин и механизмов.

За навигацию 2006 г. по каналу перевезено 8,053 млн. т грузов, в том числе 4,137 млн. т нефтепродуктов.

По каналу проходит регулярный туристический водный маршрут Москва - Ростов-на-Дону.

Канал им. Москвы

Соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина - 128 км. Ширина по поверхности - 85 м, по дну - 45 м, глубина - 5,5 м.

Открыт 15 июля 1937 г. как Канал Москва-Волга им. И.В.Сталина. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев (при строительстве использовался труд заключенных ГУЛАГа). С 1947 г. носит современное название.

В составе канала более 240 различных гидротехнических сооружений. Все шлюзы автоматизированы. Благодаря каналу Москва является портом пяти морей - Балтийского, Белого, Азовского, Каспийского и Черного.

Крупнейшим сооружением канала является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту В.Кринского, А.Рухлядева и др.

Комсомольск-на-Амуре

В августе 1931 г. появились первые приказы Наркомата тяжелой промышленности СССР по вопросам технической подготовки к строительным работам судостроительного завода в районе Хабаровска.

10 мая 1932 г. у села Пермское с пароходов "Колумб", "Коминтерн" и баржи "Клара Цеткин" высадился первый десант строителей города в количестве 600 человек. 19 мая 1932 г. у берегов нанайского стойбища Дземги с парахода "Капитан Карпенко" высадилась группа руководителей самолетостроительного завода и около 100 строителей. В декабре 1932 г. село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (по некоторым данным, до 70% строителей) были заключенные ГУЛАГа и спецпереселенцы.

12 июня 1933 г. было заложено первое промышленное предприятие - Амурский судостроительный завод (АСЗ). До 1939 г. был построен, среди прочих, авиационный завод (впоследствии Авиационный завод им. Ю.А.Гагарина, АзИГ), в годы Великой Отечественной войны завершилось строительство заводы "Амурсталь", а в послевоенный период возведены предприятия легкой и пищевой промышленности.

С 1950-х гг. на АСЗ осуществляется строительство атомных подводных лодок, эсминцев и сторожевых кораблей (а в 1960-е - 1970-е гг. - и атомных ледоколов), а на авиационном заводе выпускаются серийные сверхзвуковые фронтовые истребителей "Су".

Численность населения города, по данным 2006 г., составила 273,3 тыс. человек.

Идея сооружения в Москве - столице первого в мире государства рабочих и крестьян - здания-символа "грядущего торжества коммунизма", появилась уже в 1920-х гг. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 г. Всего было представлено 160 проектов, в том числе 24 - от иностранных участников (в частности, всемирно известных архитекторов Ле Корбюзье, В.Гропиус, Э.Мендельсон). Высшие премии были присуждены советским архитекторам И.Жолтовскому и Б.Иофану и американцу Г.Гамильтону. В дальнейшем за основу был принят проект Б.Иофана, доработанный при участии Я.Белопольского, В.Гельфрейх и В.Пелевин. Автор проекта увенчивающей здание скульптуры В.Ленина - С.Меркулова.

Высота сооружения должна была составить 420 м (вместе со статуей В.Ленина, высота которой - 100 м), объем - 7,5 млн. куб. м (для сравнения - объем пирамиды Хеопса равен 2,5 млн. куб м). Для проведения сессий Верховного Совета и прочих официальных мероприятий проектировался зал высотой 100 м, диаметром 160 м и объемом 1 млн. куб. м, рассчитанный на 21 тыс. человек (помимо него, предполагалось сооружение малого зала на 6 тыс. человек). Для облицовки здания требовалось порядка 300 тыс. кв. м гранита. Рядом со зданием было запланировано сооружение стоянки на 5 тыс. автомобилей.

Строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 г., к концу 1939 г. были готовы фундаменты высотной части. В 1941 г. в связи с началом войны строительство было приостановлено и уже не возобновлялось (металлический каркас был демонтирован для нужд фронта). В 1958-1960 гг. котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна "Москва".