Смотреть что такое "60-е годы XIX века" в других словарях. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

История России от древнейших времен до начала XX века Фроянов Игорь Яковлевич

Революционнаа ситуация в России на рубеже 50-60-х годов XIX в. Падение крепостного права

В конце 50-х годов XIX в. кризис феодализма в России достиг своей кульминации. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского хозяйства. Росли недоимки крестьян, увеличивалась задолженность помещиков кредитным учреждениям.

Вместе с тем в экономике России в недрах феодального строя пробивал себе дорогу капиталистический уклад, возникали устойчивые капиталистические отношения с постепенно складывающейся системой купли-продажи рабочей силы. Наиболее интенсивно его развитие происходило в сфере промышленности. Рамки старых производственных отношений уже не соответствовали развитию производительных сил, что, в конечном счете, привело к возникновению пеовой революционной ситуации в России на рубеже 50-60-х годов XIX в.

В 50-е годы заметно обострились нужда и тяготы народных масс, произошло это под влиянием последствий Крымской войны, участившихся стихийных бедствий (эпидемий, неурожаев и как их следствие - голода), а также усиливавшегося в предреформенный период гнета со стороны помещиков и государства. На экономику российской деревни особенно тяжелые последствия оказали рекрутские наборы, сократившие число работников на 10 %, реквизиции продовольствия, лошадей и фуража. Обострял положение и произвол помещиков, систематически сокращавших размеры крестьянских наделов, переводивших крестьян в дворовые (и таким образом лишавших их земли), переселявших крепостных на худшие земли. Эти акты приняли такой размах, что правительство незадолго до реформы специальными указами было вынуждено наложить запрет на подобные действия.

Ответом на ухудшение положения народных масс стало крестьянское движение, которое по своему накалу, масштабам и формам заметно отличалось от выступлений предыдущих десятилетий и вызывало сильное беспокойство в Петербурге.

Для этого периода характерны массовые побеги помещичьих крестьян, желавших записаться в ополчение и надеявшихся таким образом получить свободу (1854–1855), самовольные переселения в разоренный войной Крым (1856), «трезвенное» движение, направленное против феодальной системы винных откупов (1858–1859), волнения и побеги рабочих на строительстве железных дорог (Московско-Нижегородской, Волго-Донской, 1859–1860). Беспокойно было и на окраинах империи. В 1858 г. с оружием в руках выступили эстонские крестьяне («война в Махтра»). Крупные крестьянские волнения вспыхнули в 1857 г. в Западной Грузии.

После поражения в Крымской войне, в условиях нарастающего революционного подъема обострился кризис верхов, проявившийся, в частности, в активизации либерально-оппозиционного движения среди части дворянства, недовольной военными неудачами, отсталостью России, понимавшей необходимость политических и социальных перемен. «Севастополь ударил по застоявшимся умам», - писал об этом времени знаменитый русский историк В.О.Ключевский. Введенный императором Николаем I «цензурный террор» после его смерти в феврале 1855 г. был фактически сметен волной гласности, позволившей открыто обсуждать самые острые проблемы, стоящие перед страной.

В правительственных кругах не было единства по вопросу о дальнейшей судьбе России. Здесь образовались две противостоящие группы: старая консервативная бюрократическая верхушка (начальник III отделения В.А.Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н.Муравьев и др.), активно противившаяся проведению буржуазных преобразований, и сторонники реформ (министр внутренних дел С.С.Ланской, Я.И.Ростовцев, братья Н.А. и Д.А.Милютины).

Интересы российского крестьянства нашли свое отражение в идеологии нового поколения революционной интеллигенции.

В 50-х годах образовались два центра, возглавившие революционно-демократическое движение в стране. Во главе первого (эмигрантского) стоял А.И.Герцен, основавший в Лондоне «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 г. он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда», а с 1857 г. - совместно с Н.П.Огаревым - пользовавшуюся огромной популярностью газету «Колокол». В изданиях Герцена была сформулирована программа социальных преобразований в России, включавшая освобождение крестьян от крепостного права с землей и за выкуп. Первоначально издатели «Колокола» верили в либеральные намерения нового императора Александра II (1855–1881) и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы «сверху». Однако по мере подготовки проектов отмены крепостного права иллюзии рассеивались, и на страницах лондонских изданий в полный голос зазвучал призыв к борьбе за землю и демократию.

Второй центр возник в Петербурге. Во главе его стояли ведущие сотрудники журнала «Современник» Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, вокруг которых сплотились единомышлснпики из революционно-демократического лагеря (М.Л.Михайлов, Н.А.Серно-Соловьевич, Н.В.Шелгунов и др.). Подцензурные статьи Н.Г.Чернышевского были не столь откровенны, как публикации А.И.Герцена, но отличались своей последовательностью. Н.Г.Чернышевский считал, что при освобождении крестьян земля должна передаваться им без выкупа, ликвидация самодержавия в России произойдет революционным путем.

В канун отмены крепостного права наметилось размежевание революционно-демократического и либерального лагерей. Либералы, признававшие необходимость реформ «сверху», видели в них, прежде всего, возможность предотвратить революционный взрыв в стране.

Крымская война поставила правительство перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране крепостнические порядки и как следствие этого в конечном счете в результате политической и финансово-экономической катастрофы потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу существование самодержавия в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, первостепенной из которых была отмена крепостного права.

Выбрав второй путь, правительство Александра II в январе 1857 г. создало Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Несколько ранее, летом 1856 г. в МВД товарищем (заместителем) министра А.И.Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы, которая хотя и давала крепостным гражданские права, но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в имении. В этом случае крестьяне получили бы в польэование надельную землю, за которую должны были бы выполнять фиксированные повинности. Эта программа была изложена в императорских рескриптах (предписаниях) сначала на имя виленского и петербургского генерал-губернаторов, а затем направленных и в другие губернии. В соответствии с рескриптами в губерниях стали создаваться специальные комитеты для рассмотрения дела на местах, а подготовка реформы получила гласность. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Заметную роль в подготовке реформы стал играть Земский отдел при МВД (Н.А.Милютин).

Внутри губернских комитетов шла борьба между либералами и консерваторами по вопросам о формах и степени уступок крестьянству. Проекты реформы, подготовленные К.Д.Кавелиным, А.И.Кошелевым, М.П.Позеном. Ю.Ф.Самариным, А.М.Унковским, отличались политическими взглядами авторов и экономическими условиями. Так, помещики черноземных губерний, владевшие дорогой землей и державшие крестьян на барщине, хотели сохранить за собой максимально возможное количество земли и удержать рабочие руки. В промышленных нечерноземных оброчных губерниях помещики в ходе реформы хотели получить значительные денежные средства для перестройки своих хозяйств на буржуазный лад.

Подготовленные предложения и программы поступали на обсуждение в так называемые Редакционные комиссии. Борьба вокруг этих предложений велась и в этих комиссиях, и при рассмотрении проекта в Главном комитете и в Государственном совете. Но, несмотря на имеющиеся различия во мнениях, во всех этих проектах речь шла о проведении крестьянской реформы в интересах помещиков путем сохранения помещичьего землевладения и политического господства в руках русского дворянства, «Все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано», - заявил в Государственном совете Александр II. Окончательный вариант проекта реформы, претерпевший ряд изменений, был подписан императором 19 февраля 1861 г., а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости».

В соответствии с этими документами крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела.

В собственности у помещика оставалась вся земля, но часть ее, обычно сокращенный земельный надел и так называемую «усадебную оседлость» (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т. п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенный фиксированный оброк или отбывание барщины. Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянамн-собствснниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение».

Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах». которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 от «высшего») размеры надела, а в степной полосе - один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был менее «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица.

Уставные грамоты обычно заключались с целым сельским обществом, «миром» (общиной), что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей.

«Временнообязанное» положение крестьян прекращалось после перевода на выкуп, который стал обязательным только через 20 лет (с 1883 г.). Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20 % от суммы, а остальные 80 % платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику сумм вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты.

Следует иметь в виду, что в современной исторической литературе вопросы, связанные с реализацией реформы, разработаны не до конца. Существуют различные точки зрения о степени трансформации в ходе реформы системы крестьянских наделов и платежей (в настоящее время эти исследования проводятся в широких масштабах с применением компьютеров).

За реформой 1861 г. во внутренних губерниях последовала отмена крепостного права на окраинах империи - в Грузии (1864–1871), Армении и Азербайджане (1870–1883), которая проводилась зачастую с еще меньшей последовательностью и с большим сохранением феодальных пережитков. Удельные крестьяне (принадлежавшие царской семье) получили личную свободу на основании указов 1858 и 1859 гг. «Положением 26 июня 1863 г.» было определено поземельное устройство и условия перехода на выкуп в удельной деревне, который был осуществлен в течение 1863–1865 гг. В 1866 г. была проведена реформа в государственной деревне. Выкуп земли государственными крестьянами был завершен только в 1886 г.

Таким образом крестьянские реформы в России фактически отменили крепостное право и ознаменовали начало развития капиталистической формации в России. Однако, сохранив помещичье землевладение и феодальные пережитки в деревне, они не смогли разрешить все противоречия, что в конечном счете привело в дальнейшем к обострению классовой борьбы.

Ответом крестьянства на опубликование «Манифеста» стал массовый взрыв недовольства весной 1861 г. Крестьяне протестовали против сохранения барщины и уплаты оброков, отрезки земли. Особенно большой размах крестьянское движение приобрело в Поволжье, на Украине и в центрально-черноземных губерниях.

Русское общество было потрясено событиями в селах Бездна (Казанской губ.) и Кандеевка (Пензенской губ.), происходившими в апреле 1863 г. Возмущенные реформой крестьяне были расстреляны там воинскими командами. Всего в 1861 г. произошло свыше 1100 крестьянских волнений. Только потопив выступления в крови, правительство сумело сбить накал борьбы. Разобщенный, стихийный и лишенный политической сознательности протест крестьян был обречен на неудачу. Уже в 1862–1863 гг. размах движения существенно сократился. В следующие годы он резко пошел на убыль (в 1864 г. было менее 100 выступлений).

В 1861–1863 гг. в период обострения классовой борьбы в деревне, активизировалась деятельность демократических сил в стране. После подавления крестьянских выступлений правительство, почувствовав себя уверенней, обрушилось с репрессиями и на демократический лагерь.

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Уход крепостного права

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Отмена крепостного права Военные поражения и русское общество. Воцарение Александра II знаменовало перелом в настроении правительственных кругов и общественности. Неудачи в Крымской войне, дипломатическая изоляция, крестьянские волнения, экономический и

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Реформы 60-70-х годов не разрешили противоречий между ростом

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Отмена крепостного права в России Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 1. Политическая ситуация в России на рубеже 1850-1860-х гг Падение крепостного права.В конце 1850-х гг. отчетливо обозначились кризисные явления в экономике России. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава VII Отмена крепостного права в Грузии. Реформы 60–70-х годов XIX века. Экономическое развитие §1. Отмена крепостного права в Грузии К середине XIX века феодально-крепостническая система в России вошла в стадию тяжелого кризиса. Крепостничество явно тормозило развитие

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

40. Отмена крепостного права в России Манифест Александра II 19 февраля 1861 года. Царь Александр II, боясь того, что крестьяне восстанут и сами разгромят снизу крепостнические порядки, 19 февраля 1861 года подписал манифест об освобождении крестьян. Крестьяне объявлялись

Из книги Империя. От Екатерины II до Сталина автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Конец крепостного права Александр II стал императором в разгар кровопролитной Крымской войны. Англо-французские войска взяли Севастополь в кольцо. Военные действия шли не только в Крыму. Англичане высадили десант на берегу Белого моря, обстреливали

Из книги История [Шпаргалка] автора

41. Отмена крепостного права в России: характер, значение К середине XIX в. в Европе крепостного права уже не было. В России дворянство от обязательной службы было освобождено Манифестом о вольности дворянской (1762) и Жалованной грамотой дворянству (1785), но продолжало еще век

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.7.2. «Салтычиха» как зеркало крепостного права в России В последние десятилетия некоторые российские граждане стали проявлять к истории специфический интерес. Стали составляться родословные. Почти засохшие корни, стволы и ветви генеалогических дерев стали обильно

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Отмена крепостного права и развитие промышленного капитализма в России. Появление современного промышленного пролетариата. Первые шаги рабочего движения. Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов прошлого столетия

автора

М.М. Шевченко. История крепостного права в России

Из книги Крепостная Россия. Мудрость народа или произвол власти? автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава VI Классовая борьба в России во время отмены крепостного права и ее историческое значение Дворянские и либерально-буржуазные историки, занимавшиеся изучением реформы 1861 г., создали легенду об «умиротворенном» русском крестьянине. Они доказывали, что в период

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

Из книги ГЖАТСК автора Орлов В С

Падение крепостного права В канун реформы 1861 года антикрепостнические настроения крестьян достигли особенно широкого размаха. Чтобы не допустить ликвидации крепостного права «снизу», то есть самими крестьянами, правительство Александра II вскоре после Крымской войны

2 ноября) Пекинский трактат России и Китая. Закрепление Уссурийского края за Россией. Установление границы между Китаем и Россией

Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

Россия являлась одной из крупнейших держав Европы. Территория ее на протяжении XVIII столетия увеличилась на одну треть, а население возросло в два с половиной раза и к началу XIX в. достигло 36 млн. человек. В начале XIX в. в России продолжался… … Всемирная история. Энциклопедия

Вестник Европы (начало XIX века) - Вестник Европы двухнедельный журнал, издававшийся в Москве в 1802 1830 годах. В разные годы тираж колебался от 580 до 1200 экземпляров. Идея создания журнала принадлежит арендатору типографии Московского университета И.Попову. Он предложил… … Википедия

Вестник Европы (конец XIX века) - «Вестник Европы», обложка журнала «Вестник Европы» (Вѣстникъ Европы) ежемесячный журнал, основан в 1802 году Н. М. Карамзиным издавался два года в Санкт Петербурге, позже возродился и выпускался с 1866 по 1918 год. С 1866 по 1868 год журнал… … Википедия

МЕСЯЧНОЕ МЕНЮ СЕРЕДИНЫ 90-х ГОДОВ XIX ВЕКА (для повторения каждый месяц) - Скоромный стол № 1 1. Рассольник со смоленской крупой 2. Соус из телячьих ножек со свежими огурцами 3. Дрозды жареные 4. Пирожки с повидлом № 2 1. Суп из макарон с… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

История русского масонства XIX века (книга) - История русского масонства XIX века Жанр: история масонства

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература 1‑й половины XIX века - Литературная жизнь начала XIX в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно крепостнической системы, национальным подъёмом Отечественной войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного… … Литературный энциклопедический словарь

Солнечные затмения XIX века - Первая фотография полного солнечного затмения, сделанная в Кёнигсбергской обсерватории 28 июля 1851 года дагеротипистом Берковским Основная статья: Солнечное затмение Это список солнечных … Википедия

История Иберии от античности до XIX века - Пиренейский полуостров Первоначальная история И., у греков называвшейся Иберией, нам неизвестна. Первые колонии в этой стране, населенной первоначально иберами, кельтами и кельтиберами, принадлежали финикиянам; около 1100 года они поселились на… … Википедия

Репертуар Московского Малого театра XIX века - Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XIX век … Википедия

Дело (журнал XIX века) - У этого термина существуют и другие значения, см. Дело. Дело Журнал «Дело», 1869 год, февраль … Википедия

Книги

  • Естественное отделение Императорского Московского уни-верситета в 90-е годы XIX века. Сборник воспоминаний , Е. Ю. Жарова. Естественное отделение Императорского Московского университета в 90-е годы XIX века. Сборник воспоминаний. Под-готовка к публикации Е. Ю. ЖаровойКнига знакомит читателей с историей…

Мода 60-х годов XIX века

В начале 60-х годов XIX века кринолин при всей заманчивости его для портных и модных женщин под влиянием жизненных обстоятельств претерпел конструктивные изменения. Он затруднял передвижение на улице, занимал много места в театре, на лестнице дома. В России был даже издан указ о запрещении посещения церковных служб в кринолинах и тафтовых платьях. При большом стечении народа, в толчее, легко воспламеняющаяся тафта и огромных размеров юбки являлись превосходной пищей для огня. Кринолин переменил форму. Из круглых обручи стали овальными и расположились вокруг тела под углом. Это достигалось последовательным скреплением обручей различной длины лентами. Спереди ленты были значительно короче. Благодаря этому силуэт юбки и лифа значительно изменился, и фигура в профиль стала напоминать разносторонний треугольник, большую сторону которого представляла линия спины и юбки. Изменился и покрой. Длина линии лифа спереди не доходила до линии талии, тогда как сзади она плавно спускалась к ней. Соответственно кроилась и юбка, излишек длины свободно лежал сзади на обручах. На юбке вместо оборок могли быть складки. Число воланов доходило до двух-трех. Силуэт сделался легче и грациозней. Очень хорошо передана форма такого платья в картине Перова «Приезд гувернантки».

Мадам Хьюго с сыном


Джозефина Альвеар де Эрразюри


Мадам Джуиллард в красном

Мода 60-х годов XIX века грациозна и более драматична. Если в костюмах 50-х годов хорошо играть комедии, то туалеты 60-х годов лучше подходят к драматическим спектаклям. Костюмы этого времени не так трудоемки в работе, зато требуют большей тщательности при выполнении формы. Не бойтесь поисков новой формы. Помните, что новая линия костюма, новый силуэт помогают актеру быстрее и точнее войти в роль, по-новому сочинить рисунок движения, приобрести новые жесты - в общем, обогатить свою творческую палитру.

Прогрессивная часть общества в странах Европы и в России выступала против моды как формы проявления буржуазного гнета и социального неравенства. Нигилизм европейской интеллигенции проявился в бойкотировании моды, в стремлении к простоте и удобству одежды. Таких немаловажных качеств в костюме, как удобство и простота, настоятельно требовал деятельный XIX век, находя это искомое только в одежде людей труда - рабочих, крестьян, ремесленников. Так случилось, что литераторы и художники Парижа надели блузы и куртки бретонских крестьян.

В России славянофилы во главе с Аксаковым пропагандировали полный комплекс русской крестьянской одежды в ее модернизированном, городском варианте. Посмотрите портрет Шишмарева (работа О. Кипренского). Молодой человек изображен в широкой просторной рубахе. Литературные портреты разночинцев знаменательны их отношением к внешности, предпочтением простоты, уважением к одежде народа и проявлением отрицания условностей «света»: Базаров («Отцы и дети» Тургенева), Волохов («Обрыв» Гончарова), Рахметов («Что делать?» Чернышевского). В честь вождя освободительного движения в Италии Гарибальди женщины носили свободные блузы - гарибальдийки, галстуки того же названия и свободные пальто типа мужских карриков. Заимствование женской модой элементов мужской одежды становится правилом. Так, в обязательный комплекс костюма входит приталенный жакет - казак, который носили женщины из семей с разными достатками. Он мог быть гладким, украшенным галунами, тесьмой, шнурами, пуговицами, бархатом и вышивкой. Юбка и казак становятся формой визитной одежды. И с этого времени костюм (жакет и юбка) получает значение визитного и уличного обязательного туалета. Домашнее платье делали скромным, закрытым, с длинными рукавами, из гладких или в мелкий рисунок материй, из тканей полосатых и в мелкую клетку.

Развитие железнодорожного и водного транспорта дало возможность относительно легкого способа передвижения. Путешествующие экипировались специальными одеждами: накидки бедуин и бурнус, расшитые на восточный манер и с капюшонами, мантильи, пледы, платки, рединготы и дорожные пальто. Дорожные клетчатые пальто вошли в моду после того, как наладилось регулярное пароходное сообщение между Америкой и Европой. Простота и свобода, доминирующие в американской одежде, повлияли на формирование уличной обуви в европейской моде.

Большие соломенные шляпы с чуть опущенными спереди полями (а-ля Гарибальди) украшали гладко причесанные головы и защищали от дождя и солнца (загар станет завоеванием XX века). Бальные туалеты отличались огромным размером кринолинов, маленьким лифом, оставляющим обнаженными руки, плечи, грудь и спину. Юбка сделалась объектом виртуозного мастерства портных и декораторов. Драпированные тюль и газ, поддерживаемые гирляндами и букетами цветов, воланы из тафты, атласа и лент располагались на обширной ее поверхности. Грандиозные размеры бальных туалетов заставляли современников сравнивать женщин с плывущими облаками.


Мадмуазель де Бярриц


Греческая принцесса Анастасия


Рита де Акоста Лидиг
Картины художника Джованни Болдини

В костюмах этого времени ставят «Даму с камелиями» Дюма, «Бедность не порок», «Женитьбу Бальзаминова» Островского, «Евгению Гранде» Бальзака, инсценировки Жюля Верна. Время действия пьесы или ее написания - само собой разумеющиеся факторы. Несмотря на необычайное богатство и разнообразие костюмов XIX века, начинающему художнику на первых порах все костюмы любого направления моды (например, 60-х годов) кажутся одинаковыми. Он различает только особые приметы - большой объем юбки. Тонкости и нюансы трактовки от его взора по неопытности ускользают, или, что тоже плохо, он попадает в плен иллюстративного материала. А ведь художник-костюмер, создавая эскизы, а не механически перерисовывая модные изображения, не только вносит в каждый рисунок костюма характеристику образную, но и через все костюмы проводит свою, художника, идею оформления всего спектакля. Например, художник Билибин в решении костюмов к опере «Золотой петушок», придерживаясь исторической правды в изображении персонажей, нарочито увеличил размеры рисунков тканей их одежды. Результатом явился желательный гротесковый характер образов действующих лиц.

Начинающему художнику нужна твердая последовательность в работе над иллюстративным материалом. Первая стадия подразумевает изучение основной формы костюма, основного силуэта, выбранного художником для данной пьесы. Вторая - раскрытие содержания этого силуэта, то есть изучение того разнообразия форм, которые заключены в рамки этого силуэта. Третья - изучение средств, при помощи которых достигается разнообразие; это средства видоизменения формы и средства украшения (разнообразие кроя, отделки, фактуры материала).

Когда все становится ясным, то начинается четвертая стадия - перевод накопленных исторических сведений на современный язык: 1) как будут выглядеть костюмы и 2) какими средствами, при помощи каких материалов в данных условиях можно выполнить их. Идеальным разрешением этого вопроса является грамотный эскиз, где сама графическая подача его подсказывает стиль исполнения костюмов. Несмотря на то что в процессе работы над костюмом происходят изменения и даже отклонения от эскиза и первоначального замысла, все же при работе над эскизом следует не только продумывать мельчайшие детали оформления костюма, но и точно знать, из каких тканей и с какими отделками он должен исполняться.
Мода 70-х годов XIX столетия

Культура пореформенной России (60-е - 90-е годы XIX века).

Русская культура второй половины XIX века развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостнического строя, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России.

После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения народа. Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилось число церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история. Существовали также мужские реальные училища; в 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы было открыто еще 2 (в Одессе и Томске). Увеличилось количество технических ВУЗов. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако, в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.2. - М., 1995, с.72-76).

Российская наука во второй половине XIX века достигла крупных успехов. Русский физиолог И.Н. Сеченов в 1863 году выпустил труд «Рефлексы головного мозга»; его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Биолог И.И. Мечников создал теорию развития многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза.

Математики П.Л. Чебышев, Софья Ковалевская; физик А.Г. Столетов внесли вклад в развитие математической науки и физики.

Великий ученый-химик Д.И. Менделеев создал периодическую систему элементов, основал агрохимию.

А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания. П.Н. Яблочков создал трансформатор и электрическую дуговую лампу.

Большую известность получили работы этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Новой Гвинеи. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Профессор-историк С.М. Соловьев в 1851 году выпустил первый том «Истории России с древнейших времен» (всего было выпущено 29 томов), доводивших изложение до 1775 года. Историк В.О. Ключевский создал пятитомник «Курс русской истории».

В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, принципом которого было изображение реальной жизни, поворот к жизни простого человека. Ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»). Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). На вторую половину XIX века приходится расцвет творчества Л.Н. Толстого (романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»). В 60-е - 70-е годы продолжается литературная деятельность И.С. Тургенева - мастера классического русского романа («Накануне», «Отцы и дети», «Дым»).

Вождем разночинной молодежи был поэт Н.А. Некрасов («Железная дорога», «Русские женщины», «Кома на Руси жить хорошо»). В конце 70-х годов начинается литературная деятельность А.П. Чехова (рассказы «Скучная история», «Дама с собачкой», «Дуэль», «Палата №6», «Человек в футляре»; пьесы «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры»). В эти годы в литературу вступают М. Горький, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.Г. Короленко (Очерки истории русской культуры второй половины XIX века./Под ред. Н.М. Волынкина.- М., 1976, с.148-169).

Во второй половине XIX века основным видом печатных изданий оставались журналы: «Современник» (Салтыков-Щедрин), «Отечественные записки» (Некрасов), «Русский вестник». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д.И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последующие годы XIX века начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 12 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 году.

В изобразительном искусстве второй половины XIX века господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И.П. Крамской. В 1870 году было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В.Г. Перов (картины «Сельский крестьянский ход на Пасхе», «Тройка», «Охотники на привале»). Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Вершиной реализма в русской живописи считается творчество И.Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди»; исторические картины «Царевна Софья», «Иван Грозный и его сын Иван») и В.И. Сурикова («Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты: «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье». Многие картины художников второй половины XIX века попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 году в Петербурге был открыт Русский музей.

Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей: модерна и стилизации под старину. Выдающийся скульптор М.М. Антокольский создал серию скульптурных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак». В 1880 году в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину (на Тверской), его автор - скульптор А.И.Опекушин. Под руководством М.О. Микешина десятки скульпторов создали в Новгороде памятник «Тысячелетие России».

В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь, в соответствии с требованиями жизни, строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорусский» стиль - стилизация под старину. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (архитектор В.О. Шервуд), здание городской думы (архитектор Д.И. Чичагов), Верхние торговые ряды - ныне ГУМ (архитектор А.И. Померанцев). Строились многоэтажные и многоквартирные дома. В России началось строительство торговых пассажей. Построены театральные здания в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (архитектор Шохин) в Москве.

Вторая половина XIX века - это расцвет русского музыкального искусства. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Римского-Корсакова («Псковитянка»), Бородина («Князь Игорь», симфония «Богатырская»). В этот период творил величайший русский композитор П.И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Ромео и Джульетта», «Манфред», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта» и другие, 100 романсов. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы - С.И. Танеев, А.К. Лядов, С. Рахманинов, А.Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество».

Особую роль в жизни пореформенной России играет театр. Театры действовали в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге. Слава Малого театра связана с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Ленского. В 60-х - 70-х годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки (Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.2,- М., 1995, с. 90-96).

Рост капиталистического производства в пореформенной России поставил серьезные практические и теоретические задачи перед наукой и техникой, образованием. Значительно повысился уровень грамотности населения, наблюдался небывалый подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение книгоиздательства и журнального дела. На этот период пришлось оживление общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических принципов.