Осознание своих границ упражнения. Материал к тренингу «Расстановка границ

Часто ли вы сталкиваетесь в своей жизни с тем, что много отдаете людям, а взамен ничего не получаете, бывало ли у вас так, что вы послушали кого-то, сделали не так, как хотели на самом деле сами, а потом злитесь на себя? Бывает ли так, что ради какой-нибудь знакомой, у которой случилась небольшая трагедия, вы бросаете все и мчитесь ее успокаивать, хотя на самом деле у вас нет времени? Если такое случается с вами часто, это говорит о том, что у вас нет личных границ.

Что такое граница ? Это линия, черта, которая показывает предел, грань. В психологии под границами понимают границы собственного "я". Психологические границы определяют нас, показывают границы нашей личности. Если у человека нет четких личностных границ, то мы даем возможность людям делать нас ответственными на их чувства, даем возможность нам почувствовать вину за чужие проявления негативных эмоций.
Есть физические границы , это границы нашего тела, точно также психологические границы - это границы нашей личности, границы нашего собственного "я".

Есть также духовные границы , они ограничивают наши убеждения, ценности, жизненные принципы, взгляды. Если у человека не установлены духовные границы, то другие люди могут навязать ему свои убеждения, взгляды, заставить делать его то, что не согласуется с его взглядами на жизнь. Если у человека установлены свои духовные границы, то он имеет четкое представление, что для него хорошо, а что для него плохо, такой человек никогда не поддаться чужому влиянию, никогда не будет совершать неприемлемые для него поступки.

Если у человека отсутствуют границы , это может привести к разрушительным результатам, физическому и эмоциональному насилию. Такие люди словно марионетки, они могут позволять другим людям манипулировать собой, причинять боль. В таких случаях "человек без границ" зачастую берет вину на себя за те события, которые ему не подвластны. В таких случаях границы человека еще более размываются, и жизнь кажется невыносимой.

Очень часто, люди , у которых нет четких внутренних и внешних личностных границ, испытывают множество негативных эмоций. Можно привести такой пример. Очень часто девочкам с малых лет внушают, что они должны заботиться о других, порой забывая о своих интересах. Иногда они даже отдают то, что по праву должно причитаться им самим, чтобы не причинить страдания другим людям, они забывают о собственных потребностях и желаниях.

Именно отсюда возникают обида, раздражения, ярость, отсюда потом вытекают различные женские заболевания. Все это происходит потому, что женщинам не принято выражать свое недовольство, выражать свой гнев. Поэтому женщины в семье часто молчать, чтобы сохранить мир в семье, доставить удовольствие окружающим, а получается, что они жертвуют своим здоровьем и счастьем. Очень часто бывает так, что женщина думает, что она много требует, что она не достойна получать большего, что если она попросит чего-то большего, то она будет отвергнута, брошена, не услышана. В таких случаях отсутствие личных границ только ухудшается.
Как же определить, показать свои границы. Что необходимо для этого сделать?

В первую очередь должно придти осознание себя. Здесь речь идет о понимании, осознании всего того, что принадлежит только тебе, то есть самой себя. Это свое тело, эмоции, взгляды, внутренние принципы, мысли, свои желания и ограничения, все то, на что ты способна. Осознай себя такой, какой ты была в прошлом, какая ты сейчас и какой ты хочешь видеть себя в будущем.

Это будто упражнение . Его можно делать самой или с человеком, которому ты доверяешь, например, с близкой подругой. Если рядом будет близкий человек, то ты сможешь получить от упражнения обратную связь, и будешь говорить не в пустоту, а в лицо собеседнику.

Упражнение заключается в следующем. Нужно говорить кто ты, что ты чувствуешь, что тебе нравится, говорить о том, что ты хочешь, что ты собираешься делать, о чем ты думаешь. Об этом можно говорит в настоящем или будущем времени. Нужно как будто взять себя в руки, свою личность и сказать себе: "Вот это я!".

Также необходимо определить свои физические границы, например, какие прикосновения тебе нравятся, психологические границы, какие чувства ты испытываешь в данный момент, что для тебя важно, а также духовные границы - определи свои взгляды, критерии, убеждения, что тебе близко душе.


Вторая часть упражнения заключается в определении того, кем ты не являешься. То, что также надо рассказывать о своем "не я", как в первой половине упражнения, ты рассказывала о себе. Ты должна проговорит вслух о том, что тебе не нравится, о том, что ты никогда не будешь делать.

Твой собеседник (близкая подруга) в таком случае должна оценить, как ты рассказывала о себе и не о себе, о ком было легче рассказывать, о чем сложнее. Те границы, рассказ о которых давался сложнее, скорее всего, надо будет четче установить.

Во вторую очередь, после того, как ты определила сама себя, необходимо определить свои права. Это означает, что необходимо научиться отказывать всем тем, кто хоть как-либо посягает на твои личные границы.

Ведь часто бывали случаи, что вы говорите да, когда на самом деле хотите сказать нет. Вы соглашаетесь на то, на что изначально не хотели, а потом ругаете и пилите самого себя. Если такое происходит часто, то вы не получаете удовлетворение от жизни, опять попадаете в ситуации, обижаетесь на окружающих. Наверное, получается так, что вы нагружаете себя обязанностями, а потом вам не хватает времени.

Обычно не могут сказать слово "нет" очень ответственные люди, которые бояться показаться непрофессиональными или бессердечными. Такое приводит к тому, что личностное развитие человека может остановиться. Те, кто не может отказать, может просто впасть в психологическую и эмоциональную зависимость от других, жертвую своими интересами и временем ради них, а в результате вновь теряя свои границы и самого себя.

Конечно, любому человеку приятно, когда другой человек тратит на него свои чувства, время, а порой и целую жизнь. Но это же не означает, что вы должны удовлетворять абсолютно все желания таких людей. Если ты сама себя не ценишь, то вряд ли за тебя это будет делать кто-то другой. И если ты не умеешь говорить "нет", то возможно, в важной для тебя ситуации ты не осмелишься сказать "да".

Как же можно отказать , если ты чувствуешь, что окружающие тебя просто используют. Для начала необходимо выразить понимание, сочувствие, а потом адекватно постараться объяснить, почему ты не можешь выполнить их просьбу. Например: "Спасибо, я очень ценю вашу заботу, но я сделаю так, как это нравится мне", или "Я понимаю, что очень тебе сегодня нужна, но на сегодня у меня планы, давай перенесем на другой день".

В итоге, окружающие поймут , что любой человек имеет право распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а ты поймешь, каково это быть хозяином своих мыслей, поступков, своей жизни.

Есть также психологическое упражнение , которое учит самостоятельно принимать решения. Для этого необходимо взять пять листков бумаги и написать на каждом из них. На первом листе: "что я люблю и желаю делать", на втором: "что я ненавижу и не желаю делать", на третьем листке отмечай, сколько времени было потрачено на то, чтобы сделать пункты с первого и со второго листа, на четвертом листе - "чтобы я хотела сделать".

Пусть потом пройдет пара дней, возьми эти листы, прочти их, будто ты чужой себе человек, а затем возьми последний пятый лист и напиши ответ на вопрос: "Есть ли противоречия между тем что я люблю и не люблю делать, что я хочу делать и тем, что я действительно делаю?".

Также хорошее упражнение, чтобы понять, на что уходит твое личное время. Необходимо составить таблицу, расписать в ней виды деятельности, чем ты занимаешься (работа, учеба, отдых, хобби и так далее), и напротив каждого вида занятия расписать, сколько времени на это уходит. Затем необходимо внимательно проанализировать полученную информацию, отбросить ненужные дела, переключить свое внимание на более полезные и ценные для тебя дела.

Хорошую службу для определения полезных или бесполезных мероприятий и дел в течение твоего дня сослужит также ежедневник, куда необходимо вносит планы, во главу угла ставя свои собственные желания и цели. Очень важно перед анализировать то, как прошел день, добилась ли ты поставленной цели, смогла ли ты отказать, делали ли ты то, что не хотела.

Действительно, границы установить непросто, это большая работа над самим собой, над своими мыслями, поступками. Не бойтесь того, что люди будут думать о вас как об эгоистке. Только по-настоящему полюбив и начав уважать себя, можно почувствовать жизнь во всех ее красках. И ваше окружение начнет уважать вас гораздо больше, ведь теперь сред них будет человек, который действительно знает себе цену.

Распрощайтесь с ожиданием


Итак, упражнение первое. Начну с небольшого предисловия. Часто ли вам приходится ждать? Я имею в виду ожидание в метро, около памятника, на вокзале, в общем, где-нибудь, где вы заранее договорились о встрече? Как часто опаздывают те, с кем мы договариваемся! Один мой приятель нередко сетовал: «Моя жена совершенно не понимает, сколько нервов я трачу, встречая ее после работы на трамвайной остановке! Каждый раз она обещает, что придет вовремя, и каждый раз опаздывает. Причем не на пять или десять минут, а на час, а то и на полтора!» Я представил себе, как мой друг нервно мечется по тротуару, вглядываясь в лица всех выходящих из трамвая, как он курит сигарету за сигаретой, поглядывает на часы и кусает губы, лихорадочно размышляя — не случилось ли какого-нибудь несчастья с его любимой женщиной? И знаете, представив эту картину, я вдруг вспомнил о другом своем знакомом, который сразу и четко определил границы времени ожидания. Рекомендую в качестве первого упражнения сделать вам то же самое.

Определите время ожидания, допустим, до десяти минут. Отныне, договорившись о встрече, четко и последовательно придерживайтесь этих границ. Поначалу это будет непросто. Наверняка вы станете уговаривать себя: «Ладно, ничего не случится, если я подожду еще пару минут. Зато он/она, может, успеет прийти». Предупреждаю — «страшное» случится. Коротенькая минутка ожидания мгновенно откинет вас на прежнюю позицию зависимости и подчинения. Вы должны усвоить и дать понять другим: никто, кроме вас, не имеет права распоряжаться вашим временем. Поэтому по истечении десяти минут ожидания немедленно покидайте место встречи. Возможно, затем вас попытаются усовестить: «Разве так можно?» или «Неужели так трудно было подождать?». Вероятно, такие упреки вызовут у вас угрызения совести или чувство вины. Дабы предохранить себя от этого, заранее напишите на бумаге всего одну фразу: «Я прав/а. И в следующий раз ты придешь вовремя». Носите этот листок с собой в кармане и, как только у вас возникнут сомнения в правильности своего поступка, вынимайте его и читайте вслух, независимо от того, слышит вас собеседник или нет. Помните, что написанные на бумаге слова всегда кажутся более «весомыми», чем любые устные аргументы.

Второе упражнение вы можете сначала отрепетировать в домашних условиях, а затем уже «выйти в люди».

Магазин

Для выполнения упражнения вам потребуется не более получаса свободного времени и свободное помещение — комната, кухня, ванная, прихожая. Уверен, что в любом уголке вашего дома есть какие-то вещи, которые вызывают у вас положительные эмоции, а есть и те, которые вам не очень-то нравятся. Итак, вы остались один/одна в некоем помещении среди нравящихся или нелюбимых вами вещей. Возьмите бумагу и ручку и, разделив лист на две половины, на одной составьте список любимых, а на другой — нелюбимых вещей . Напротив названия каждой вещи запишите те достоинства и недостатки, которыми, по вашему мнению, она наделена. Отложите записи в сторону и приготовьте другой лист. Теперь вы должны представить, будто эти вещи вовсе не ваши. Они выставлены на продажу, и ваша задача продать их как можно быстрее и дороже. Представьте себе пришедшего к вам воображаемого покупателя. Поздоровайтесь с ним и начинайте «торговлю». Думаю, вы и сами заметите, что начнете беззастенчиво врать, расхваливая воображаемому покупателю в первую очередь самые нелюбимые вами вещи. Вы вдруг найдете в них массу мнимых достоинств. Записывайте их на бумагу. В конце концов у вас получится список, внешне весьма похожий на первый, но по содержанию совершенно другой. Однажды я провел такое упражнение с самим собой. Затем сверил оба списка и от души посмеялся. У меня в прихожей стоит старая истертая табуретка, которую я уже давно хотел выбросить, но все как-то откладывал. Так вот, в первом «правильном» списке напротив слова «табурет» я записал: «Никаких достоинств. Мусор!!». Во втором же списке, который я условно назвал «записки продавца», оказалось написано: «Табурет — очень нужная и полезная вещь. Удобна для кратковременного отдыха после подъема по лестнице, на ней прекрасно развязывать шнурки на ботинках, поскольку она низкая и совсем не приходится нагибаться, она вполне прилично выглядит, а некоторая потертость великолепно будет сочетаться с прихожей, отделанной в старинном стиле (что, кстати, сейчас весьма модно), а для современной прихожей ее легко обновить, попросту оклеив декоративной пленкой, причем пленка и табурет обойдутся гораздо дешевле, чем новый табурет…». Я нагородил почти полстраницы подобной галиматьи. Скажу честно — отсмеявшись, я немедленно вынес злополучную табуретку на помойку.

В чем реальная польза данного упражнения? Во-первых, оно поможет вам понять, как легко манипулировать другими людьми при помощи слов, во-вторых, побывав в шкуре продавца, вы уясните, как часто настоящие торговцы расхваливают никчемный товар, в-третьих, вы поймете, каким образом и против каких аргументов вам придется обороняться в настоящем магазине.

Теперь вы готовы перейти к следующему этапу второго упражнения. Этот этап будет проходить уже в реальных жизненных условиях. Вам не нужно тут же бежать в магазин, просто дождитесь удобного случая, когда пойдете в магазин или на рынок с четкими намерениями купить что-либо. Перед выходом еще раз прочитайте те два списка, которые вы составили ранее, выполняя первый, «тренировочный» этап упражнения. Теперь, входя в магазин, вы будете готовы противостоять красивым речам продавца. Дайте ему понять, что вы сами прекрасно знаете, чего хотите. И еще он должен уяснить, что его задача — изо всех сил постараться исполнить ваше желание, так как в противном случае вы вообще откажетесь покупать у него что бы то ни было.

Мое личное время

Третье упражнение удобнее всего продемонстрировать на примере моей давней приятельницы Наташи К. Наташа очень общительный и приятный человек. Кажется, она может общаться целыми сутками напролет, при этом совершенно не уставая и не утомляясь от выслушивания чужих проблем или мнений. «Это просто. — говорит Наташа, — Мое время уже давно разделено на общественное и личное. Общественное время — это те часы, которые я трачу на разговоры и встречи с другими людьми или со своими близкими, но все мои друзья и родные прекрасно знают, что два часа в сутки — это мое личное время. Эти два часа я провожу в одиночестве, занимаясь всеми теми вещами, делами или событиями, которые так или иначе меня интересуют или беспокоят. В эти часы ни муж, ни мама, ни дети даже близко ко мне не подходят».

Предлагаю и вам, уважаемый читатель, поступить по примеру моей знакомой. Выделите для себя некое «личное» время. Границы этого времени вы определите сами. Оно может ограничиться и тридцатью минутами, а может растянуться до нескольких часов. Главное, вы должны строго очертить эти границы не только для самого себя, но и для окружающих. Никакие звонки или просьбы не должны вас поколебать. Для того чтобы окружающим было легче смириться с вашим решением, а вам самим более строго его соблюдать, нарисуйте насколько забавных плакатиков или просто напишите на листах бумаги крупными буквами «Мое личное время от …. до …. Просьба не беспокоить!» и развесьте эти плакаты в своем доме. Даже если поначалу ваши «наглядные пособия» вызовут насмешки или нарекания со стороны окружающих, то затем они станут чем-то вроде семейных лозунгов. А ваши права на личный отдых уже никто не станет оспаривать.

Четвертое упражнение поможет вам справиться с некоторой робостью перед начальством или с желанием выглядеть более достойно в чьих-нибудь глазах. Удобнее всего выполнять его дома, в спокойной и уютной обстановке. Так вы будете чувствовать себя более уверенно.

Спокойная уверенность

Прежде всего сядьте на диван, успокойтесь и закройте глаза. Предупреждаю — не следует принимать лежачее положение, поскольку вы можете уснуть, а сон не является нашей целью. Итак, вы устроились удобно и вам ничто не мешает. Положите руку на грудь и, считая вдохи и выдохи, постепенно замедляйте счет, успокаивая таким образом свое дыхание. Затем, продолжая держать одну руку на груди, положите вторую на живот и медленно круговыми движениями по часовой стрелке легко помассируйте область вокруг пупка. Произведя десять — пятнадцать круговых движений, начинайте раскачиваться из стороны в сторону, будто двигаясь за своей ладонью. Сопровождайте покачивания негромким, тягучим звуком. Это может быть любой звук — от негромкого мычания до крика. Не стесняйтесь, сейчас главное — выплеснуть свои негативные эмоции через звук. Спустя минут пять после начала раскачивания начинайте произносить текст. Так же напевно, стараясь не менять тональности и силы звука, произносите фразы (каждую не менее пяти раз):

1. Я свободен/свободна.

2. Я уверен/а в себе.

3. Моя уверенность проистекает из моей внутренней силы.

4. Моя внутренняя сила растет, я чувствую это всем телом.

5. Мое тело наливается силой и уверенностью, я ощущаю это.

6. Я ощущаю, как мой живот теплеет от наполняющей меня силы и уверенности.

7. Я теплый/теплая и сильный/сильная, как никто другой.

Проводя это упражнение три раза в неделю в течение месяца, вы уже не будете робеть перед вышестоящим начальством или пытаться выглядеть в глазах других лучше, чем вы есть на самом деле. Это упражнение даст вам спокойную уверенность, что вы защищены своей собственной силой. А применительно к рассматриваемой нами теме при помощи этого упражнения вы выстроите неодолимую стену, ограждающую ваше личное пространство от любых посягательств.

██ ██ Любите ли вы себя? Если, да, то зачем вам «мнение окружающих», разве у вас нет собственного? Такого понятия, как «мнение окружающих», не существует. Просто есть человек, который диктует всем свое мнение! Это не вы? Очень жаль. Вы — замечательный человек, но вы не эгоист. Эгоизм — это искусство любить и уважать себя, верить в себя и добиваться всего, чего желаешь. Владеете ли вы этим искусством? Поставьте свое мнение выше мнения окружающих, научитесь принимать решения и нести за них ответственность. Почувствуйте в себе силу, станьте эгоистом! Моделируйте свою жизнь так, как вам этого хочется, и увидите сами: ваши желания начнут исполняться, вы будете удачливым, а главное, по-настоящему счастливым человеком.

Цель: Выработать навыки защиты собственных границ, уме ние отстаивать собственную позицию.

Начало работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Обмен чувствами, любая активность с именами и настроениями.

Инструкция участникам:

« Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться к жизни в обществе и ощущаем его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни.

Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: не обходимо налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Они стремятся попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы пого ворим сегодня о способах самозащиты в подобных случаях ».

2. Разминка . Продолжительность - 15 минут.
Цель: Опыт ответственности и доверия.
Методы: Упражнение « Слепец и поводырь ».

Упражнение « Слепец и поводырь »

Группа разбивается на пары. « Поводырь » ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.

Упражнение направлено на получение опыта ответственно сти и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут в разной степени доверять разным членам группы.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность - 20 минут.
Цель: Осознание собственных границ.

Методы: Рисунки: « Я и мир вокруг меня », « Границы моей личности ».

Рисунок « Я и мир вокруг меня »

Участников просят взять лист бумаги и, оставив середину пустой, нарисовать все, что окружает их в жизни, с кем и с чем им приходиться общаться, взаимодействовать - то есть соци альный мир. Затем в центре они изображают себя.

Ведущий просит группу рассказать о своих рисунках, отве чая на вопросы:

Как вам нравится рисунок?

Что из нарисованного наиболее важно?

Есть ли разделяющая граница между вами и миром?

Как происходит взаимодействие с нарисованным окруже нием?

Игра направлена на осознание психологических границ и способов взаимодействия с окружающим миром.

Рисунок « Границы моей личности »

Участникам дается задание нарисовать свое личное про странство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу на звание, очертить его границы.

Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы:

Где проходит граница моего личного пространства?

Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?

Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве?

Игра направлена на осознание психологических границ.

4. Разминка. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение « Ручеек ».

Упражнение « Ручеек »

1. Участники встают в две шеренги, образуя коридор. Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача ос­ тальных участников - здороваться с ним за руки и поглажи вать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Прошедший коридор участник становится в конец ше ренги. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными.

Очень мощное упражнение на осознание телесных границ. Может возникнуть бурная реакция участников.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность - 40 минут.

Цель: Осознание собственной роли в ситуациях давления группы.

Методы: Упражнение « Моя территория », ролевая игра « Дис котека ».

Упражнение « Моя территория »

Каждый из участников объявляет себя суверенным государ ством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или как-то иначе (выложить из предметов).

Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить.

Игра направлена на осознание физических и психологических границ, развитие навыков противостояния давлению и от работку навыков прояснения ситуации - умение сказать « нет », умение убеждать, умение распознать обман и развитие внима ния к невербальным проявлениям. В игре могут принять уча стие 10 - 25 подростков.

Ролевая игра « Дискотека »

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и весе лятся.

Ситуация 1

1. К каждому по очереди подходит торговец наркотиков и пред­ лагает « взбодриться ». Задача участников - отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца - уговорить любыми способами.

Ситуация 2

Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожа­ ют физической расправой.

Затем проводится обсуждение.

6. Завершение работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Обмен чувствами.

Вариант 1

Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

Данное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

«Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Попробуйте молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».

Вариант 2

Это упражнение предназначено для того, чтобы помочь двум конфликтующим между собой участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах можно видоизменить упражнение, разделив группу на четверки, чтобы в каждой подгруппе было два конфликтующих участника, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, а также в том, чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами является предпосылкой нашего самоуважения.

Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

В центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство. Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины, женщины, знакомого, чужого и т. д.), вступать в личное пространство А. При этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он хотел бы сделать это, учитывая только что полученную информацию.

Повторите всю процедуру, поменяв роли участников А и Б.

Обсудите упражнение.

Просмотров: 23014
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные