Ода на день восшествия как произведение классицизма. Новое время

Экзамен: Русская литература 18 века

Написана в год, когда Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды. Здесь же поэт прославляет мир, опасаясь новой войны, в которую Австрия, Англия и Голландия , воевавшие с Францией и Пруссией, втягивали Россию, требуя отправки русских войск к берегам Рейна.

Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир - основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная Композиция.

1. Вступление. Мир - основа блага государства.

2. Величие России, ее процветание:

Хвала щедротам Елизаветы

Заслуги Петра перед народами России

Неисчерпаемые богатства России

Призыв к российской молодежи овладевать науками

3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Проблематика.

1). Необходимость мира в гос-ве, которая стремится стать пресвященной, для развития наук, искусств и т. п.

2). Процветающее гос-во должно управляться просвященным монархом, он имеет перед собой обраец для подражания - образ идеального монарха, созданного поэтом в оде.

Ода как произведение высокого стиля.

Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо), усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.

В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

Черты классицизма в поэзии М. В.Ломоносова.

Основной лозунг классицизма - подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой - носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено). Четкое деление жанров на высокие(трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира, басня).

М. В.Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем - Петр 1.

Если домашнее задание на тему: » Ода Ломоносова «На день восшествия 77 года»: проблематика, композиция, особенности образной системы Ода как произведение высокого стиля оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Русская литература 18 века Тема поэта и поэзии, как одна из ключевых в литературе зарождается именно в эпоху классицизма. Это Іспит: Російська література 18 століття Написана в рік, коли Єлизавета Петрівна затвердила новий устав і штати Академії наук, удвічі збільшивши кількість Экзамен: Античная литература В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определённых жанров. VII-VIВв. до н. э. - Экзамен: Античная литература) к экзамену Античная литература", В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определённых жанров. Экзамен: Стилистика и литературное редактирование Аффиксальные способ словообразования - самый частоупотребляемый. Аффиксы распределяют образуемые ими слова по трем основным стилям употребления: нейтральному,
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.

Ранний классицизм . Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, - одно из основных стилистических направлений как в европейской, так и русской архитектуре. Корни этого стиля уходят в древнегреческое и древнерусское искусство, называемое классическим. Отсюда происхождение термина. Классицизм как архитектурный стиль в значительной степени обогащался и за счет достижений итальянского Возрождения, также опиравшегося на античность.
Классицизм зародился во Франции еще в XVII в. и, испытывая в начальный период своего становления влияние барокко, на протяжении длительного времени существовал с ним параллельно. В России в XVIII в. ситуация была несколько иная: барокко, предшествовавшее русскому классицизму, несло на себе некоторые черты европейского классицизма. В частности, ему были свойственны господство прямых линий при разработке планировочных решений и симметричное построение композиций. В равной степени и нарождавшийся русский классицизм на первом этапе своего развития находился под некоторым воздействием барокко, сохраняя его отдельные особенности. Для архитектуры классицизма характерны строгая симметрия и уравновешенность, рациональные композиционные построения, монументальные формы, использование классических ордеров как конструктивных элементов. В создании архитектурно-художественного образа ордер теперь играл ведущую роль, определяя масштаб, размеры и пропорциональные соотношения даже в случае отсутствия колонн - основных составляющих ордерных композиций. Колонны в классицизме, в отличие от барокко, более не были постоянно связаны со стеной и нередко выступали в качестве формообразующих.
Широкое распространение получили портики, колоннады, лоджии, павильоны-ротонды. При этом архитекторы классицизма, как правило, стремились к предельной ясности и выразительности своих произведений. Такой закономерности и порядку постепенно были подчинены все составные части внутреннего убранства, не исключая паркеты. В принятой отечественной наукой классификации русского классицизма различают три основных периода: 1760-70-е - ранний классицизм, в некоторой степени еще связанный с предшествующим периодом зрелого русского барокко; 1780-90-е -строгий классицизм, полностью освободившийся от элементов барокко; 1-я треть XIX в. - высокий классицизм (русский ампир), который иногда называют градостроительным классицизмом, стремясь подчеркнуть его наивысшие достижения, связанные с решением градостроительных проблем.
Русский классицизм в значительной степени превзошел западноевропейский (по западной терминологии - неоклассицизм), а его наиболее выдающиеся памятники оказались сосредоточены в столице Российской империи - С.-Петербурге. Возникновение и становление раннего классицизма связано, прежде всего, с творчеством трех петербургских архитекторов: Ж.-Б.Валлен-Деламота, А.Ринальди и Ю.М.Фельтена. К ним следует добавить ученика Валлен-Деламота архитектора И.Е.Старова, чьи произведения раннего периода сохраняли отдельные элементы барокко, и ведущих московских зодчих того периода - В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Основоположником русского классицизма явился Баллен-Деламот. Его проект здания Императорской Академии художеств, разработанный в нач. 1760-х, можно назвать своего рода раннеклассицистиче-ским манифестом. Судя по чертежам предварительных вариантов проекта, архитектор в этот период еще в значительной степени тяготел к архитектуре барокко, но в процессе дальнейшего проектирования стремился освободиться от этой зависимости. Прежде всего это удалось в отношении рациональной, симметричной, классически ясной планировки здания, а также соответствующего ей решения фасадов. Черты барочной архитектуры, характерные для раннего классицизма, сохранились лишь в центральной части главного фасада Академии художеств, выходящего на Неву.
Еще один шедевр Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма - здание М.Эрмитажа, сооруженное в 1764-69. Оно состоит из двух павильонов - южного и северного, объединенных висячим садом и галереями (закончены в 1775). Южный павильон, спроектированный в линию с Зимним дворцом, архитектор увязал стилистически с архитектурой Растрелли, повторив в первом этаже характерный для последнего прием обработки фасадов приставными колоннами, поддерживающими разорванный антаблемент. Ранний классицизм проявил себя здесь в отделке второго и антресольного этажей, объединенных пилястрами, а также в сравнительной скромности оконных наличников и декоративных филенок. Если Южный павильон в конце 1766 был уже готов, то строительство Северного павильона закончилось только в 1769, что в значительной степени сказалось на его внешнем облике. При проектировании Северного павильона Валлен-Деламот окончательно порвал с традициями барокко и дал один из лучших образцов раннего классицизма.
Преодоление старых традиций особенно трудно давалось в интерьерах, где отдельные черты барокко и рококо нередко выступали на первый план. К сожалению, эта сторона творчества Валлен-Деламота, ввиду недостатка материала, гораздо менее изучена. Однако известно, что в 1760-70-х он принимал самое активное участие во внутренней отделке Зимнего дворца, Б. дворца в Петергофе, т.н. Летнего дворца Елизаветы Петровны в Третьем Летнем саду. Из всех этих работ до нашего времени дошло лишь декоративное оформление Западного и Восточного Китайских кабинетов Б.Петергофского дворца, выдержанных в стиле шинуазри. Раннеклассицистические интерьеры Валлен-Деламота не сохранились. Можно предположить, что характер их убранства, который отчасти можно представить по сохранившимся проектам, отличался классицистической строгостью, но, вместе с тем, включал некоторые элементы барокко. Почти ничего не известно о паркетах Валлен-Деламота, хотя архитектор уделял их проектированию достаточно внимания. Можно предположить, что они отличались нарядностью, геометризмом и соответствовали отделке стен и перекрытий.
Другим выдающимся представителем раннего классицизма, в творчестве которого новые принципы соседствовали с отзвуками предшествующих стилей, был А.Ринальди - автор Гатчинского и Мраморного дворцов.

Ж.-Б.Валлен-Деламот. Малый Эрмитаж в С.-Петербурге. Северный павильон

А.Ринальди, В.Бренна. Тронная Павла I в Гатчинском дворце. Фрагмент интерьера

А.Ринальди. Паркет перехода между Тронной Павла I и Белым залом в Гатчинском дворце

Гатчинский дворец. Зеленая угловая. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

Гатчинский дворец. Туалетная (Уборная) Марии Федоровны. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

А.Ринальди. Мраморный дворец в С.-Петербурге

Мраморный дворец. Парадные залы и личные комнаты великого князя. Обмерный чертеж паркетов, исполненных по рис. А.Ринальди. 1830 (НМИИС КГИОП)

Гатчинскому дворцу, сооруженному в 1766-81, свойственны четкие поэтажные членения и ведущая роль ордера в построении композиции. При разработке проекта этого здания, чей центральный трехэтажный корпус фланкирован двумя невысокими угловыми башнями, Ринальди широко использовал архитектурные приемы эпохи итальянского Возрождения. Со стороны парадного двора оно напоминает итальянские виллы с галереями и террасами, а со стороны парка - итальянские палаццо эпохи Возрождения. Лишь частично соответствовала внешнему облику дворца отделка интерьеров. Ринальди по-прежнему придерживался здесь стиля рококо, сочетая его в ряде случаев с классицистическими элементами. Так, напр., в самом большом центральном Белом зале, выходившем пятью высокими окнами-дверями на открытую террасу, архитектор искусно сочетал стилистически различные приемы. К классицизму тяготела обработка стен сдвоенными пилястрами, а рококо соответствовала отделка перекрытия лепным растительным орнаментом, стилизованны-
ми раковинами и трельяжной решеткой. Черты классицизма и рококо сочетались также в рисунке паркета.
Почти одновременно с Гатчинским дворцом в С.-Петербурге строился Мраморный дворец (1768-85), в отделке которого, помимо гранита, широко использовался мрамор разных сортов и оттенков. Расположенный вблизи Невы и Марсова поля, трехэтажный дворец своим главным фасадом, отступающим в средней части в глубину подъездного двора, выходил на Красный канал, соединявший Неву с Мойкой и вскоре засыпанный в связи со строительством служебного корпуса. Первоначально изолированный парадный двор, или курдонер, характерный для дворцов в стиле барокко, со стороны служебного корпуса ограничивала глухая каменная ограда с раположенными по главной оси въездными воротами. Первый этаж, облицованный розово-серым гранитом, Ринальди трактовал как монументальное основание для двух верхних, объединенных большим ордером. Со стороны Невы, Мраморного переулка и Марсова поля фасады решены одинаково, благодаря чему внешне дворец воспринимается единым архитектурным объемом, хотя имеет довольно сложную пространственную композицию с разновеликими боковыми крыльями и внутренними замкнутыми световыми дворами. Эти фасады обработаны пилястрами коринфского ордера, окна имеют простые, строгого рисунка наличники, и только между окон второго и третьего этажей можно обнаружить скромные украшения в виде филенок с цветочными гирляндами - характерные для раннего классицизма элементы. На то, что это памятник раннего классицизма, указывают также декоративные вазы, поставленные наверху на парапете. Явные черты ушедшего барокко сохраняются в центральной части главного фасада. Здесь вместо пилястр к фасаду приставлены четыре колонны, поддерживающие небольшие части разорванного антаблемента. Расположенные на втором этаже между колонн три больших окна с полуциркульными завершениями имеют наличники криволинейных барочных очертаний, но рисунок их значительно проще при сравнении, напр., с находящимся на той же набережной Зимним дворцом. Впрочем, отдельные барочные элементы не меняют общую классицистическую характеристику Мраморного дворца, а лишь указывают лишний раз на то, что это памятник архитектуры раннего классицизма, сохраняющий реминисценции барокко.
В отделке интерьеров Мраморного дворца, как и дворца в Гатчине, также присутствовали отдельные черты барокко и рококо, с трудом преодолеваемые Ринальди. В отличие от внешнего облика дворца, сохранившегося почти без изменений, убранство внутренних помещений вместе с паркетами было утрачено в результате последующих переделок (исключение составляют Парадная лестница и Мраморный зал). К счастью, в 1830 художниками П.А.Азимовым и М.А.Андреевым были выполнены планы и обмерные чертежи ринальдиевских залов, позволяющие сегодня судить об их былом великолепии. В частности, остались зафиксированными в цвете дворцовые паркеты, которые, хотя и включали некоторые раннеклассицистические элементы, по своей стилистике приближались к рококо.
К характерным представителям раннего классицизма относится архитектор Ю.М.Фельтен, много строивший в С.-Петербурге и его окрестностях. Его нередко ставят рядом со значительно более одаренными Баллен-Деламотом и Ринальди. Но если для последних переход от барокко к классицизму был довольно сложным и трудным, то Фельтен не испытывал подобных мук, и его самостоятельное творчество оставалось достаточно ровным, без каких-либо существенных отклонений в ту или иную сторону. Он не страдал пережитками ушедшего стиля, но и не старался опережать эпоху.
Среди наиболее крупных произведений Фельтена - типичных памятников архитектуры раннего классицизма - можно назвать Училище для мещанских девиц (1765-74), не очень удачно пристроенное к ансамблю бывшего Смольного монастыря, "здание в линию с Эрмитажем", получившее затем название Старый Эрмитаж (1775-85), Зубовский корпус, примкнувший к Екатерининскому дворцу в Царском Селе (1778-84), здание Ломбарда на углу Миллионной ул. и Марсова поля, возведенное в 1770-х и позднее подвергшееся перестройке. В творчестве Фельтена нашли отражение характерные для периода раннего классицизма романтические тенденции, связанные, в частности, с архитектурой средневековья. Наиболее значительные произведения такого рода - Чесменский путевой дворец (1774-77) и Чесменская церковь (1777-80) вблизи бывшей Царскосельской дороги. Фельтен много занимался отделкой интерьеров по заказам императорского двора в С.-Петербурге и его окрестностях. В частности, по его проектам были отделаны интерьеры Зимнего дворца на половине вел. кн. Павла Петровича (1762-63), Южного павильона Малого Эрмитажа (1765-66), дома фаворита Екатерины II кн. А.Д.Ланского (1780-84) и др. Немалое внимание Фельтен уделял паркетам. До наших дней частично сохранились прекрасные наборные полы петербургского дома кн. А.Д.Ланского. Ныне они находятся в Царском Селе (Агатовые комнаты Холодных бань) и Павловске (Павловский дворец). Паркетам Фельтена уже в гораздо большей степени, чем паркетам Ринальди, свойственны классицистические черты. Они более строги, геометричны, и если в них по-прежнему слышатся отзвуки барокко и рококо, то они выражаются, прежде всего, в многоцветной колористической гамме, обилии экзотических древесных пород, в достаточно сложном рисунке, в котором еще встречаются отдельные растительные мотивы. Зародившиеся в нач. 1760-х элементы классицизма упорно теснили барокко и рококо, постепенно завоевывая основные позиции. К нач. 1780-х классицизм одержал окончательную победу.

Литература:
Гримм; Соловьев I; Воронов М. Г, Ходасевич Г.Ц., Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине, Л., 1982;
Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения. Каталог выставки. ГЭ, авт. вступительной статьи и сост. каталога М.Ф.Коршунова, Л., 1982;
Кючарианц Д.А., Антонио Ринальди, Л., 1984;
Коршунова М.Ф., Юрий Фельтен, Л., 1988;
Фомин; Шуйский В. К., Зрелое русское барокко и ран ний классицизм, СПб., 1997;
его же, Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, в кн.: Зодчие С.-Петербурга I;
Комелова Т.Н., Апартаменты Екатерины II в Зимнем дворце, в кн.: Зимний дворец I;
Комелова Г.Н., "Императорский музеум" в Зимнем дворце, там же.

На вопрос Поэзия Ломоносова. Черты классицизма в поэзии Ломоносова или Державина заданный автором Минька лучший ответ это Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова.
Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока) , что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено) . Четкое деление жанров на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня) .
М. В. Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия… " – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1. Вступление. Мир – основа блага государства.
2. Величие России, ее процветание:
– хвала щедротам Елизаветы
– заслуги Петра перед народами России
– неисчерпаемые богатства России
– призыв к российской молодежи овладевать науками
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо) , усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.
В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.
У Державина очень схожая прежде всего форма, метрика, ритмика. . .Державин разделял взгляды Ломоносова о значении России для судеб человечества. Уже в оде 1772 г. «На победы Екатерины II над турками» он говорил о падшей Греции, которую подни-мает «Минерва» , имея в виду Екатерину II, т. е. Россию; в оде «На переход Альпийских гор» он напоминал современникам о том, что русские воюют за общее дело: «за свой, за ваш, за всех покой» . Тема вожделенного мира, который приносит усталой Европе русское оружие, особенно сильное развитие получила у Державина в конце жизни, во время наполеоновских войн. В записной книжке поэта имеются следующие строки: «Победа есть прекрасный цвет, приносящий райские плоды: мир и спокойствие» .
Сделав предметом поэзии судьбы родины, высокие темы жиз-ни гражданина, Державин, естественно, не мог пройти мимо фигуры Петра I. Подобно Ломоносову, он писал о том, что Петр I создал русскую армию, служил «простым солдатом» , водил «на брань» полки, был неутомимый труженик; поэт изображает Петра близким к простым людям и в то же время царственно величественным самодержцем («Петру Великому») . В стихотворении «На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой» , ставя императрице в пример Петра I, Державин подчеркивал, что победителю на Полтавском поле снискали всеобщую похвалу не только воинские дела, но и забота о благе подданных, смягчение и просвещение нравов. В произведениях Державина происходит как бы «очеловечение» образа Петра I; величие его определяется не меркой сверхчеловеческих сил, как у Ломоносова и других поэтов, а доступностью, добротой, заботами о людях.

Классицизм начал зарождаться еще тогда, когда в Европе господствовал стиль барокко. Во Франции стала создаваться своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции. Особенно явно классический стиль был выражен уже во второй половине XVII века.

Сады классицизма (в отличие от террасированных барочных) разбивались, как правило, на открытом пространстве, с умелым использованием бесконечной перспективы и замечательных панорамных видов.

Ярким примером французского классического сада является Версаль с его знаменитой трехлучевой системой построения, созданный Андре Ленотром - самым известным из всех французских ландшафтных архитекторов.

Андре Ленотр был главным садовником Людовика XIV и всегда знал, как заслужить благосклонность короля-Солнца, который слыл пылким любителем садоводства. Садово-парковое искусство продолжало оставаться одной из любимейших забав королевских особ, являясь своеобразной сиеной для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений. Синтез искусств во французском классицизме подчеркивался именно такими грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, писавшейся специально для них.

«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистью! Пойдем в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его… Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры…»

Н. М. Карамзин, «Письма русского путешественника».

Совершенно новым для садов классицизма стали бродери - роскошный кружевной партер из ярких цветов, имитирующих искусную вышивку, декорированные низкими, стрижеными бордюрами и цветной минеральной крошкой, песком или толченым кирпичом. В России первые бродери появились перед Екатерининским дворцом в Царском селе и в садах Петергофа.

Если кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма , то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь», наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». В классицизме изменилось представление об использовании ландшафтных элементов и обо всей пространственно-планировочной композиции ансамблей.

Академик Лихачев определяет следующие характерные черты сада французского классицизма: стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, использование ровного рельефа, осевое деление сада. Осевое деление подразумевает весьма широкую центральную аллею, симметричное построение обеих частей сала по обе стороны оси и отсутствие видимых границ между отдельными участками сада, а также сохранение обязательной наружной ограды.

Все чаще в садах стали появляться водные партеры, прямоугольные площадки, гигантские зеркала, увеличивающие пространство.

Зрительное восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки земли. Более того, впечатление огромного пространства садовники старались усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды садов стали использоваться ограды-рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Такого рода приемы позволяли зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным природным окружением.

Если посмотреть на сады Версаля с высоты птичьего полета, то откроется удивительная картина: очень милая, улыбающаяся рожица.

Эффекту зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка и открывая виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность. Центральная аллея была расположена не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как лучи солнца. Лучи аллей расходились из спальни короля-Солнца, Людовика XIV, в центре дворца, непосредственно от его пышного ложа, ничем не перегороженные до горизонта, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции.

Существенной и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, стал принцип функционального зонирования территории культурного ландшафта. Этот принцип раньше уже использовался в садах загородных вилл Древнего Рима, но именно в парках французского классицизма он стал популярным.

Смысл такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: по мере удаления от дворца постепенно уменьшается количество рукотворных элементов и доминирующими становятся природные. Самым главным архитектором становится сама природа. Поэтому все чаше создавались широкие водные каналы, уходящие далеко за пределы парка и большие зеленые массивы - кенконсы и боскеты, за которыми начиналась лесопарковая часть, соединенная визуально с внешним природным окружением.

Боскет - элемент ландшафтного дизайна , участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены (от итал. boschetto - лесок, рощица). В классических и барочных садах замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами.

Кенконс - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами, образующими один объем, и обеспечивающий видимость по диагональным направлениям между стволами.

В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Треди-аковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романо-вич Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом выдающемся деяте-ле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он «сам был первым русским университетом». Уни-версальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его «отцом нашей стихотворной речи», и в собственных поэтичес-ких достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма.

Термин «классицизм» произошел от латинского слова «classicus», что значит «образцовый». В основе этого литера-турного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Ок-ружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть пре-ображен в нужном для писателя направлении. Соответствен-но и героями произведений классицистов могли быть не ря-довые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь власти-тели, цари.

В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей», разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торже-ственной одой. Она была предназначена для воспевания и вос-хваления высших достижений человека, для выражения глубо-ких философских идей, а также для прославления лиц, сто-ящих на верхних общественных ступенях.

Примером философской оды может служить «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого север-ного сияния». В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт вос-клицает, пораженный его непостижимым величием:

Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле:

Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков…

Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является «Ода на день восшествия на Все-российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла вы-разить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которо-го славил в других своих произведениях, утверждая: «Несрав-ненных дел Петра Великого человеческой силе превысить не-возможно». Начало оды — это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной под-разумевается мирное развитие государства. Материал с сайта

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигну-тых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». Воздав за это хвалы императрице, Ломо-носов с еще большим жаром воспевает значение наук в жиз-ни человека:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут…

А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпо-сылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны — умеренность в том, «что может собственных Платонов и быст-рых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представ-ления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия власть предержащих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сообщение классицизм ломоносов
  • жанры поэзии м.в.ломоносова
  • сообщение по классицизму ломоносов
  • что подразумевает ломоносов под тишиной воде
  • доклад ломоносов и классицизм